Консультация " Роль игры в подготовке к обучению грамоте дошкольников с нарушениями речи"
консультация по обучению грамоте

Консультация для педагогов ДОУ " Роль игры в подготовке к обучению грамоте дошкольников с нарушениями речи"

Скачать:


Предварительный просмотр:

         Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

                                 детский сад «Радуга»,  с.Мамонтово

28122353                          Консультация для педагогов ДОУ

                                   

             Подготовила:  учитель-логопед: Хватик Татьяна Михайловна

    Для овладения грамотой, то есть первоначальными

навыками чтения и письма, прежде всего

необходимо достаточное развитие

фонематического слуха произносительной

стороны речи, что служит основой овладения

навыками звукобуквенного анализа.

                                                    А.Р. Лурия      

                                                                                                                     C:\Users\User\Pictures\ugoloklogopeda5.jpg

     

    Обучение грамоте – это целенаправленный, систематический процесс по подготовке к овладению письмом и чтением.

     Чтение и письмо – виды речевой деятельности, основой для которых является устная речь. Основой для обучения грамоте является обще речевое развитие детей. Поэтому при подготовке к обучению грамоте важен весь процесс речевого развития детей в детском саду: развитие связной речи, словаря, грамматической стороны речи, воспитание звуковой культуры речи.

    В настоящее время проблема подготовки детей старшего дошкольного возраста к овладению грамотой является особо актуальной, так как  в последние годы в школах отмечается рост количества  учеников с проявлениями нарушений чтения и письма.

     Эти наблюдения позволяют сделать вывод, что подготовка детей к школьному обучению в детских садах, вероятнее всего, недостаточна. Речь идет  именно о подготовке дошкольников к обучению грамоте в детских садах. Некоторые родители полагают, что самым главным показателем готовности дошкольника к школе является умение читать. Но, на самом деле, это  абсолютно ошибочное  мнение. Обучение чтению – это  завершающий этап работы по подготовке дошкольников к обучению грамоте. А до этого идет большая, системная работа по  формированию и совершенствованию фонематических процессов и  навыков звукового анализа и синтеза, лежащих в основе подготовки  к обучению грамоте.

     Обучение грамоте  детей 5-7 лет - это целенаправленный, обучающий  процесс, в ходе которого дети должны овладеть следующими навыками: различать между собой все звуки нашей речи (гласные - согласные, твёрдые-мягкие, звонкие-глухие); выделять звук из состава слова; членить слова на слоги, а слоги на звуки; объединять слоги и звуки в слова;  определять последовательность звуков в слове; членить предложение на слова. На занятиях для детей эти понятия: звуки, слоги, слова, буквы становятся предметом изучения. Дошкольникам  сложно освоить новый вид познания, даже родители  иногда испытывают затруднения при  выполнении с детьми домашних заданий логопеда.

     Как сделать, чтобы новая информация была для детей понятной и доступной? Как и чем удержать их внимание и интерес в ходе занятия, чтобы сделать обучение увлекательным, занимательным и эффективным?  Ведь интерес, как правило, вызывает удивление, заставляет мыслить,  и в то же время пробуждает  желание  понять и запомнить новое. Исходя из этого,  наиболее эффективными методами обучения детей грамоте являются игровые упражнения и дидактические игры.

     Именно игра, являясь основным видом  деятельности дошкольников, способствует созданию у детей эмоционального настроя, вызывает положительное отношение к выполняемой деятельности, улучшает общую работоспособность, дает возможность многократно повторять один и тот же материал без монотонности и скуки.

      В своей работе я широко использую игровые технологии. Сделать занятие с детьми интересным, но не развлекательным, эффективным, а не эффектным, обучать, играя, а не просто играть – вот те главные проблемы, которые необходимо решать логопеду в работе с детьми.

      Хорошая, умная и занимательная игра активирует внимание детей, снимает психологическое и физическое напряжение, обеспечивает восприятие нового материала.

      Наиболее значимыми  при обучении грамоте дошкольников  являются дидактические игры, это связано, с тем, что их основная цель - обучающая.

В дидактической игре познавательное содержание сочетается с привлекательной для ребенка игровой деятельностью. А повторы действий способствуют формированию умений и навыков.

     Дидактическая игра должна соответствовать этапу подготовки к обучения грамоте, индивидуальным особенностям детей, в них должны быть задействованы как можно больше анализаторов: тактильный, зрительный, слуховой, двигательный. Важно, чтобы каждая из игр имела относительно завершенную структуру и включала основные структурные элементы: игровая задача, игровые действия, правила и результат игры

     Необходимо отметить, что к игре нельзя принуждать. Ребёнка нужно  заинтересовать, увлечь. Необходимо использовать приемы стимулирования и мотивирования ребёнка на активное участие в той или иной обучающей игре.

     Игра для ребенка - это возможность самовыражения, самопроверки, самоопределения. Игровая ситуация требует от каждого, включенного в нее, определенной способности к коммуникации, способствует сенсорному и умственному развитию, помогают закрепить и обогащать приобретенные знания, на базе которых развиваются речевые возможности.  Необходимо заинтересовать дошкольника, донести до него информацию в той форме, в которой он способен воспринимать ее с учетом своих возрастных и индивидуальных возможностей. Именно поэтому использование игровых приемов в процессе подготовки к обучению грамоте является одним из основных требований в работе с дошкольниками и позволяет поддерживать интерес детей к данному разделу обучения, помогает избежать школьных трудностей и повысить речевые и интеллектуальные возможности детей.

     Педагогическая практика подтверждает, что при условии правильного применения научно выверенных игровых методик, учитывающих особенности детского восприятия, помогут предупредить нарушения чтения и письма у будущих школьников.

F:\Новая папка (2)\IMG_20230413_082535.jpgI:\фото с.Мамонтово\1618283257463.jpg H:\Фото для Михайловны\SAM_2194.JPGF:\616.jpgI:\фото с.Мамонтово\20180919_094325.jpg I:\фото с.Мамонтово\20180918_160953.jpg 

I:\фото с.Мамонтово\20180919_112057.jpg  I:\фото с.Мамонтово\ФОТО 2017 1170.JPG

   

       F:\Новая папка (2)\IMG_20230413_081459.jpg  I:\фото с.Мамонтово\ФОТО 056.jpg

I:\фото с.Мамонтово\ФОТО 042 (2).jpg I:\фото с.Мамонтово\ФОТО 107.jpg

Система  использования игрового материала  в соответствии с основными задачами и этапами подготовки детей к обучению грамоте.

   1.Формирование фонематического и слогового анализа и синтеза. 

     

     Основной задачей в процессе обучения грамоте является формирование у дошкольников общей ориентировки в звуковой системе языка, обучение их звуковому анализу слова, установлению различительной роли звука, основных качественных его характеристик. Фонематический анализ и синтез - это способность расчленять слово на отдельные фонемы, определять их последовательность, количество, а так же составлять слово из отдельных звуков.

      Игры и  игровые приемы на этапе выделения звука из ряда звуков, слогов и слов

«Берегись автомобиля». Услышав звук (Р), ребенок показывает красный кружок. «Светофор», «Чуткие ушки». Поднять соответствующий звуку кружок.

 «Кораблик в тумане». Услышав звук Л, ребенок зажигает фонарик.

 «Горшок каши». Услышав, что каша кипит (звук Ш), ребенок звонит в колокольчик.

«Поймай комара». Услышав звук З, ребенок хлопает в ладоши.

 «Поймай жука». Услышав звук Ж, показывает картинку.

«Машина», «Паровоз», «Самолет».  Дети должны отобрать картинки с соответствующим звуком.

Выделение первого и последнего звука в словах

 «Магазин». Заплатить фишкой с определенной буквой ( первым или последним звуком в названии покупки).

«Поймай слово за хвост». «Я начну, а ты закончи». «Звукоед».  В слове отсутствует (первый или последний) звук, назови какой. …адуга, …акета, …убаха. Определение места звука в слове 

«Соберем вещи». В одну сумку положим вещи, в названии которых звук находится в начале слова, в другую - в середине и в третью - в конце.

«Разложи вещи». Уберем одежду в комод, в соответствии с местом расположения звука в слове: в верхний ящик, в средний и в нижний. Рубашка, сарафан, свитер. «Новоселье в зоопарке». Расселить животных по клеткам в соответствии с расположением звука в слове: Л-Лошадь, волк, осел. Р- Рысь, корова, бобер.

«Подбери картинки к схеме». Использование раздаточных карточек.

Звуковой анализ и синтез 

«Живые звуки». Дети, изображающие звуки и  встают в определенной последовательности

«Разбросаем звуки», «Рассыплем слово по звукам». Педагог называет детям слово, а дети называют звуки.

 «Позовем звуки домой». Первый звук, второй и третий…

«Подбери схему к картинке». Выставляется картинка и набор схем. Дети находят ту схему, которая подходит к данной картинке.

«Подбери картинку к схеме». Детям предложена схема и несколько картинок. Дети подбирают картинку к схеме.

«Кубик». Каждый из детей бросает кубик, и подбирает картинку в соответствии с количеством звуков или звуковой схемой.

 «Слово рассыпалось», «Поймай звуки».  Педагог называет «бросает» звуки, а дети составляют слово и проговаривают его.

« Составь слово по первым звукам картинок». Предложить картинки, определить первый звук в названии  и из них составить слово.

«Цепочка звуков». Дети стоят в кругу. педагог называет слово, а дети, передавая мяч, называют звуки по порядку. Ребенок, назвавший последний звук в слове поднимает мяч и отдает ведущему.

 «Волшебные часы», «Слово рассыпалось». Называть звуки в разбивку. Дети составляют слово из предложенных звуков.

Слоговой анализ 

«Слогоцветик». Дети собирают цветок, в соответствии с количеством слогов в слове.

«Магазин». Чтобы купить товар, дети должны заплатить такое количество «монет», сколько слогов в названии этого предмета.

 «Поезд». «Рассадить» пассажиров по вагонам в соответствии с количеством слогов в их названии.

 «Собираем урожай». В одну корзину положим овощи, в названии которых - два слога, а в другую - три слога.

«Картинки-половинки». Перед ребенком разрезанные на две половинки картинки с изображением предметов и надписями, состоящими из 2 слогов. Логопед называет первый слог и показывает картинку, ребенок находит вторую половинку и произносит второй слог и составляет слово, называя количество слогов

2. Анализ предложений

        Работу над предложением следует проводить в два этапа. Сначала дети учатся вычленять предложение из текста. Затем детей знакомят со словесным составом предложения.

 Игры на этапе анализа предложений 

«Живые слова».  Дети,  представляя слово из предложения, должны встать последовательно, слева направо, соответственно словесному составу предложения.

 «Подружим слова». Дети восстанавливают грамматическую форму слов в предложении. Мама, завязывать, девочка, бант.

 «Исправь ошибки Незнайки». Дети вставляют пропущенный или неправильно вставленный предлог.

«Подбери предложение к схеме», «Исправь ошибку». Допускается намеренная ошибка в графическом обозначении предложения. Правильно ли Незнайка записал предложение? Согласны ли вы с ним?

«Какое слово убежало?» На доске схема предложения, совместно составленная. Дети закрывают глаза, логопед убирает одну полоску на схеме предложения. Дети  узнают недостающее слово и называют  его.

 «Волшебный кубик». На гранях кубика схематическое изображение предлога. Бросив кубик, дети составляют предложение с соответствующим предлогом.

                                                                                             C:\Users\User\Pictures\скачанные файлы (7).jpg

Использованная литература:

  1. Максаков А,И., Тумакова Г.А.Учите, играя.
  2. Новоторцева Н,В, Учимся читать: обучение грамоте в детском саду.
  3. Тумакова Г.А. Ознакомление дошкольников со звучащим словом.
  4. Швайко Г.С.Игры и игровые упражнения для развития речи.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игровые упражнения для подготовки к обучению грамоте дошкольников с нарушением зрения

Развитие зрительного восприятия, оптико-пространственных представлений и предупреждения нарушений письменной речи у дошкольников с нарушениями зрения.Данная разработка может быть использована на...

Опыт работы по теме "Использование занимательного наглядного материала в обучении грамоте дошкольников с нарушениями речи".

     Подобранный мною занимательный материал систематизирован в зависимости от периода и целей обучения и разделен на несколько блоков. Приведены наиболее интересные матери...

"Роль специальных символов Т. А. Ткаченко при подготовке к обучению грамоте дошкольников с общим недоразвитием речи"

Статья рассказывает о системе зрительных и жестовых символов, применяемой на занятиях по формированию фонетической стороны речи...

Роль занимательного наглядного материала в обучении грамоте детей с нарушением речи

Недоразвитие речи и особенности деятельности являются серьёзным препятствием в овладении грамотой и начальных этапах обучения.    Опыт показывает, что очень трудно бывает удержать внимание д...

Подготовка к обучению грамоте детей с нарушениями речи

Конспекты занятий, развлечений, выступлений...

Презентация к опыту работы "Обучение грамоте дошкольников с нарушениями речи"

презентация к ообщенному опыту работы по теме: "Обучение грамоте детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи"...

Подготовка к обучению грамоте дошкольников с тяжёлыми нарушениями речи в рамках преемственности программ дошкольного и начального общего образования.

Раскрыта проблема преемственности дошкольного и начального школьного образования. Описана система работы учителя-логопеда в рамках предшкольного образования детей с тяжёлыми нарушениями речи и подгото...