Картотека дидактических игр и упражнений в подготовительной группе по обучению грамоте
картотека по обучению грамоте (подготовительная группа)

Сборнова Ирина Николаевна

Картотека дидактических игр и упражнений в подготовительной группе по обучению грамоте

Скачать:


Предварительный просмотр:

Картотека дидактических игр и упражнений в подготовительной группе по обучению грамоте

Дид. игра «Звуковые шапочки»

Цель: Развивать навыки звукового анализа. Учить составлять прямые и обратные слоги.

Ход: В игре принимают участие 2 ребенка. Они выбирают себе шапочки жука и гуся. На полу разложены вырезанные из цветной бумаги листочки и цветочки. На них написаны буквы, обозначающие гласные звуки. По инструкции педагога «Солнышко просыпается» дети двигаются по комнате, изображая жужжание жука и шипение гуся. По сигналу педагога дети останавливаются на листочках и цветочках, произнося по очереди слоги со своими звуками. Например: Жук остановился на цветке с буквой «А», ребенок произносит слог «Жа».

Дид. игра «Закончи слово»

Цель: Развивать умение детей делить слова на слоги.

Ход: Дети стоят в кругу. Педагог с мячом в центре: «Дети, сейчас вы будете заканчивать начатое мною слово. Я брошу мяч любому из вас и назову начало слова, а вы должны бросить мне мяч обратно и сказать его конец (кош – ка, гла – за) .

Дид. игра «Угадай слово»

Цель: Развивать умение детей делить слова на слоги.

Ход: Педагог предлагает детям отгадать слова, при этом отстукивает 2 раза. Дети подбирают слова с заданным количеством слогов. За правильный ответ ребенок получает фишку.

Дид. игра «Сплетем венок из предложений»

Цель: Упражнять детей в составлении предложений, объединенных тематически, воспитывать речевое внимание.

Ход: Воспитатель произносит предложение. Дети называют последнее слово и с ним же придумывают новое предложение. Например: Сережа читает книгу. Книга лежит на столе.

Дид. игра «Назови слова, в которых второй звук гласный (согласный) ».

Цель: Закреплять навыки звукового анализа слова, упражнять в различении гласных и согласных звуков, активизировать словарь.

Ход: Педагог предлагает детям вспомнить слова, у которых второй звук гласный или согласный. Дети соревнуются по рядам. Выигрывает тот ряд, который больше придумал слов.

Дид игра «Волшебные кубики»

Цель: Закреплять умение детей определять место звука в слове, производит фонематический анализ и синтез слова, развивать слуховую и зрительную память, а также зрительное восприятие.

Материал: Кубики на каждой грани которых изображены знакомые детям предметы.

Ход: Ребенку предлагают собрать какое – нибудь слово например «слон». Обращают внимание на первые звуки слов – названий предметов. Ребенок сначала находит кубик, на одной из граней которого изображен предмет, чье название начинается со звука [с]. Затем ищет на гранях следующего кубика изображение предмета, в названии которого первый звук - [л], [о], [н].

Дид. игра «Веселый поезд»

Цель: Совершенствовать навык звукового анализа, закреплять умение детей определять количество звуков в слове.

Материал: У каждого ребенка в руках предметная картинка – билет.

Ход: Воспитатель каждому ребенку предлагает определить количество звуков в его слове и положить картинку в нужный вагон, соответствующий количеству звуков в слове (сколько окошечек, столько звуков).

Дид. игра «Нужные знаки»

Цель: Развивать речевой аппарат детей, отрабатывать дикцию, закреплять способы обозначения предложений.

Ход: Воспитатель называет предложение. Дети определяют, с какой интонацией оно было произнесено, в соответствии с этим поднимают карточку с нужным знаком.

Дид. игра «Найди братца»

Цель: Закреплять умение детей определять первый звук в слове, различать твердые и мягкие согласные звуки.

Материал: Предметные картинки

Ход: Воспитатель выставляет предметные картинки в один ряд. Дети должны разложить картинки в два ряда. Во втором ряду должны быть картинки такие, чтобы первые звуки слов были братцами первых звуков слов первого ряда.

Например: Бабочка, первый звук [б]. Положу белку, первый звук в этом слове [б'], [б] и [б'] – братцы.

Дети по очереди подходят, называют предметы, первые звуки слов и если правильно подобрали пару, подставляют картинку под верхний ряд.

Дид. игра «Красный – белый»

Цель: Продолжать учить детей интонационно выделять любой звук из слова и определять его место в слове.

Материал: У каждого ребенка красный и белый кружки.

Ход: Воспитатель называет слова, Если в слове дети услышали звук [с], то поднимают красный кружок, если заданного звука нет – белый. Звуки: [ф], [ш], [щ'].

Продолжение картотеки дидактических игр и упражнений в подготовительной группе «Овладение основами первоначальной грамоты»

«Составь слово»

Цель: Закреплять умение детей делить слова на слоги и составлять слова из заданного количества слогов.

Ход: Педагог произносит три слога. Дети должны составить из них слово.

Ку – ки – би, са – ги – по, ка – на – би, го – ва – ло, ма – на – ли, по – но – ле, о- ка – со, га – та – зе, ко – со – ле, по – ны – го, ко – но – ле, я – ды – го, во – со – лы, бо – то – ло.

«Ты – начало, я – конец»

Цель: Закреплять умение детей делить слова на слоги и составлять слова из заданного количества слогов.

Ход: Взрослый говорит окончание слова, отхлопывая его по слогам. Ребенок добавляет первый слог и называет слово целиком («- рево, - де Дерево)

Слоги: -жама, -шина, -года, -бушка, -кета, -жина, -мета, -лаки, -помидор, -рёза, -лина, -дочка, -лено, -мыши, -тята, -лосы, -ляна.

«Добавь слог»

Цель: Цель: Закреплять умение детей делить слова на слоги и составлять слова из заданного количества слогов.

Ход: Взрослый называет слово, делая хлопок вместо второго слога (или любого среднего слога). Ребенок добавляет слог и называет слово целиком («ко -! – бок»)

Слоги:

СА -! – лет, пы -! – сос, па -! – ход, те -! – фон, по -! – гай, о -! – рец, мо -! - ток, му -! - мор,

ба -! – бан и т. д.

«Составь предложение»

Ход: Детям необходимо поставить слова в правильном порядке и назвать предложение.

В, помидоры, теплице…. В теплице помидоры.

Яблоней, под, яблоки… Под яблоней яблоки.

Эскимо, столике, на…. На столике эскимо.

Над, сосулька, окном. Над окном сосулька.

Дереве, на, кукушка…. На дереве кукушка.

Полкой, над, картина… .Над полкой картина.

У, шахматы, мальчика… у мальчика шахматы.

В, тюльпаны, парке… В парке тюльпаны.

«Наоборот»

Цель: Закреплять умение детей делить слова на слоги.

Ход: Педагог произносит слово, состоящее из двух слогов. Нужно поменять их местами и назвать получившееся новое слово. Например: жи – лы – лы – жи

Слова:

Ла – ю, ки – пят, ло – жа, кА – чай, на – сос, ла – мА, ки – ра, на – вес, ска – ла, бан – кА;

Слоги:

КА – му, ля – ко, па – ли, ла – мет, ва – тык, та – пас, жа – лу, ка – пал, ги – но, ка– мас, ба – тру.

«Картинки в книжке или журнале»

Цель: Закрепить написание знакомых букв.

Ход: Эти игры хороши тем, что не требуют особой подготовки. Все, что вам потребуется - это старые журналы с картинками и без.

Находим любую букву, показываем ее малышу и просим подчеркнуть или обвести все ее появления в статье. А потом подсчитываем ошибки и ставим настоящую оценку. Убиваем сразу двух зайцев - учим буквы и развиваем внимание и сосредоточенность. Постепенно усложняем задачу - ищем слова с заданным слогом или буквосочетанием (не путайте, например, "до" - дом, долина, ледокол…

Следующий этап - ищем слова. Начинать надо с простых - он, мы, они, дом.

«Кто здесь живет? »

Цель: Закреплять умение детей проводить звукобуквенный анализ слов.

Ход: Вам потребуется: плоский картонный домик с вырезанными окошками, можно сделать паровозик с вагончиками, самолет или даже ракету - кому что интереснее. В окошки можно вставлять карточки с буквами, подходящие по размеру к окошкам. А можно прикрепить домик к доске и писать буквы мелом в окошках.

Прикрепите к доске домик, и в пустые окошки впишите на доске в произвольном порядке наборы букв. Ребёнок должен угадать, какие слова живут в этом домике.

Примеры: А; П; Л; И; С; Е; О - лиса, лес, осел.

«Бросаемся слогами»

Цель: Закреплять умение детей делить слова на слоги.

Ход: Играть можно и вдвоем, и большой компанией, используя мяч. Один игрок называет какой-нибудь слог, а другой должен добавить к этому слогу свой, так, чтобы получилось слово.

Примеры:

- Ко - … мар; … са; … тёнок; … рабль.

- Са - … молёт; … поги; … мовар.

«Поиск»

Цель: Закреплять умение детей проводить звукобуквенный анализ слов.

Ход: Для игры вам понадобятся сначала карточки с буквами, а затем со слогами.

Разложите карточки в комнате на разных предметах - столе, диване, подоконнике, прикрепите к шторам, картине. А теперь ребенок должен найти все карточки и проверить, правильно ли они разложены. Например, карточка с буквой "С" лежит на диване - это

неправильно, она должна лежать на столе.

"Картинки в книжке"

Цель: Закреплять умение детей проводить звукобуквенный анализ слов.

Ход: Подберите для игры книги с сюжетными иллюстрациями.

Вариант 1. Один загадывает букву, открывает картинку и, вперед - кто быстрее найдет на картинке предмет на загаданную букву (или кто больше назовет предметов на эту букву) .

Вариант 2. "В слове три слога". "В слове только один гласный звук". А второй отгадывает.

«Эхо в горах»

Цель: Совершенствовать навык чтения.

Ход: Читаете текст опять вы. Дети храбро читают вместе с вами, только чуть (на полшага) поотстав - эхом. И им уже не так страшно пробираться в дебрях текста - потому что они не одни, а вместе с вами.

Ребенок, конечно, слышит текст и наполовину его повторяет. Но и видит тоже! Узнает слова! Учится реагировать на знаки препинания! Глаз ребенка привыкает не бояться длинных слов и предложений, а голос - их преодолевать.

«В образе»

Цель: Совершенствовать навык чтения.

Ход: Прочтите какой-нибудь маленький рассказик, эпизод или вовсе абзац. И предложите подумать: кто и кому мог бы эту историю рассказывать? Дети наверняка обогатят вас множеством версий. Теперь предложите "рассказать" эту историю от имени предположительного героя-рассказчика, то есть прочитать текст не своим голосом. Голосом старика или годовалого ребенка, карлика или великана, разбойника или ветра. В зависимости от выбранных версий. Обычно читать в образе ребенку легче: вроде бы и не он читает, а тот, другой. А спотыкается и пыхтит, потому что так нужно по роли. Оправдано и легализовано. Поэтому не страшно. И слушатели не скучают: им предстоит оценить работу - похоже или нет?

«Сложи слово»

Цель: Совершенствовать навык чтения.

Ход: В этой игре картинки не потребуются. Напишите на бумаге или картоне любое двусложное слово (например, РУКА). Разрежьте бумажку на две части так, чтобы на каждой из частей был один слог, например: РУ, КА. Предложите ребенку собрать слово из слогов, при этом последовательность слогов он определяет сам. У ребенка может получиться и КАРУ, и РУКА. Чтобы выбрать правильную последовательность слогов, малышу придется подумать и осмыслить прочитанное. Со временем усложните задачу, разрежьте трехсложное слово.

«Назови – спроси» Цель: Развивать речевой аппарат детей, отрабатывать дикцию.

Ход: Воспитатель делит детей на пары. Одному ребенку дает сюжетную картинку. Тот говорит, что нарисовано на ней, другой ребенок строит вопросительное предложение не меняя слов.

Например: Первый ребенок говорит: «Девочка ловит сачком бабочку». Второй его спрашивает: «Девочка ловит сачком бабочку? ».

"Слоговое лото"

Цель: Формировать первоначальный навык чтения открытых слогов, умения составлять слова из данных слогов и подбирать слова.

Ход: Дети работают в парах. Один игрок называет слог, с которого начинается слово. Второй должен угадать, какое слово было задумано и составить его из карточек. За правильный ответ он получает очко. Потом дети меняются ролями. Выигрывает тот, кто набирает больше очков за определенное время.

(Молоко, малина, мороз, весело, машина) .

«Магазин»

Цель: Развивать фонематический слух детей, формировать умение слышать в словах определенный звук.

Ход: Для этой игры вам понадобится любое лото с картинками и карточки с буквами. К лото можно добавить других картинок, вырезанных из журналов или нарисованных. Картинки разложите на столе. Карточки с буквами и слогами сложите в сумочку. Все игроки по очереди достают из сумки карточки и ищут среди картинок на столе подходящую - предмет, который начинается с этой буквы или в названии которого есть такой слог. Если не найдет, значит "уходит из магазина без покупки".

Выигрывает тот, кто больше наберет "покупок".

Почте, на, посылка… .Посылка на почте. И т. д.

Продолжение картотеки дидактических игр и упражнений в старшей группе «Основы первоначальной грамоты»

Дид. игра «Найди свой домик 2» Цель: Учить детей делить слова на слоги.

Ход: Воспитатель каждому ребенку дает предметную картинку (животное или птицу). По сигналу воспитателя дети кладут картинку в домик, в соответствии с количеством слогов. Если в слове 1 слог, то картинку в синий домик, потому что у него одно окно и т. д.

Дид. игра «Том и Тим» Цель: Учить детей различат твердые и мягкие согласные звуки.

Ход: Дети по очереди берут 1 предметную картинку, называют первый звук в слове. Далее определяют твердый он или мягкий. В соответствии с этим кладут картинку к нужному гному.

Дид. игра «Куб – Волшебные звуки»

Цель: Формировать умение детей давать характеристику звукам речи, используя соответствующие символы, подбирать к символам звуки. Развивать фонематический слух; возможность выделять звук на фоне слова; придумывать слова на заданный звук; определять позицию звука в слове.

Описание куба: На гранях куба изображены символы звуков:

красный - гласный звук,

синий – твердый согласный звук,

зеленый – мягкий согласный звук.

Ход: Ребенок бросает кубик, ловит его и выполняет задание в соответствии с символом выпавшим на грани.

1. Назвать звук в соответствии с характеристикой по условным обозначениям.

2. Назвать слово на заданный звук.

3. Придумать слово с заданным звуком, определить положение звука в слове.

4. Найти и принести из группы предметы (картинки) с заданным звуком.

Дид. игра «Плывет, плывет кораблик».

Цель: Продолжать учить детей измерять длину слов.

Ход: Воспитатель каждому ребенку дает предметную картинку. По сигналу педагога дети прохлопывают каждый свое слово и распределяют картинки в соответствии с количеством слогов. Если слово состоит из одного слога, то ребенок кладет картинку в первый корабль, так как у него одна труба, два слога – корабль с двумя трубами, три слога – корабль с тремя трубами.

Дид. игра «Разноцветные огоньки»

Цель: Учить детей различать гласные и согласные звуки.

Ход: Перед каждым ребенком лежит домик и 3 фишки (синяя, зеленая и красная). Воспитатель произносит по очереди звуки. Услышав звук, дети выкладывают в окошечке дома фишку определенного цвета. Если они услышат гласный звук, то выкладывают красную фишку, если твердый согласный – синюю, если мягки согласный – зеленую.

Дид. игра «Чудесный мешочек»

Цель: Развивать умение детей определять место звука в слове.

Материал : Для игры понадобится «Чудесный мешочек» и 10 – 15 игрушек или картинок, 3 схемы слов с изображением в них места звука.

Ход: В игре принимают участие от 1 до 3 игроков. В начале игры дети вместе с педагогом называют каждую игрушку, выделяя изучаемый звук. Все игрушки складываются в мешок и перемешиваются. Ребятам предлагается на ощупь угадать игрушку. Затем определить место звука в ее названии, ребенок кладет игрушку возле нужной схемы

Дид. игра "Звуковое дерево"

на 3-х чудесных деревьях растут листья синего, зелёного и красного цвета. Детям раздаются картинки. Ребёнок определяет первый звук и сообщает, где "растет" слово. Пример: слово "машина" на дереве с синими листьями, т. к первый звук в слове согласный, твёрдый.

Дид. игра "Доскажи звук "

Цель: научить выделять в слове последний звук по представлению.

Ход игры: Игру можно проводить с перекидыванием мяча. Логопед произносит предложение, не досказывая последнего звука в последнем слове, и бросает мяч любому играющему. Тот ловит мяч и досказывает нужный звук. Какой я пропустила звук?

Ходит по лесу хорёк, хищный маленький звере.

Голосок твой так хорош, очень сладко ты поё.

Лежебока рыжий кот, отлежал себе живо.

Дид. игра "Поезд"

Цель: отработка навыков выделения первого и последнего звука в слове.

Ход: детям предлагают составить поезд из вагончиков- карточек. Как в поезде вагоны сцеплены друг с другом, так карточки должны соединяться только при помощи звуков. Последний звук должен совпадать с первым звуком следующего названия, тогда вагоны нашего поезда будут прочно соединены. Первая карточка- электровоз, у неё левая половинка пустая. В последнем вагончике тоже есть незагруженное пространство - правая половинка пустая. Играть может несколько человек. Все карточки раздают играющим поровну. Каждый в свой ход подкладывает к крайней картинке подходящую, то есть имеющую в названии первый звук такой же, какой был последний звук в данной крайней карточке. Таким образом, в названиях левых картинок всегда выделяется первый звук, а в названии левых - последний звук. Это надо учитывать и не помещать справа картинки, имеющие в названиях звонкие согласные в конце слова.

Дид. игра "Пропускаем мы во двор слов особенный набор".

Цель: Развивать фонематический слух.

Ход: Педагог предлагает детям изобразить закрытые ворота: ладони повернуть к лицу, соединить средние пальцы, большие пальцы обеих рук поднять вверх. Далее объясняет, что во двор мы будем "пропускать" только слова со звуком, символ которого ставится на видное место. Дети открывают ворота (ставят ладони параллельно друг другу, если слышат в слове заданный звук. Если в слове нет указанного звука, ворота захлопываются. По окончании игры можно предложить детям вспомнить все слова, которые они "пропустили во двор".

Дид. игра "Утки и окуни".

Цель игры: научить узнавать на слух и различать в словах ударные гласные О и У.

Ход игры: Дети делятся на 2 команды - окуни и утки. Они двигаются произвольно по площадке. Ведущий произносит поочерёдно слова то с ударным звуком У, то с ударным О. Дети-"окуни" должны замереть, когда услышат слово со звуком О, а "утки" - когда услышат слово с У. Кто не останавливается вовремя, выбывает из игры. Выигрывает тот, кто ни разу не ошибся и дольше всех остался на площадке.

Слова для игры: обруч, овощи, осень, ослик, остров, отдых, отпуск, Оля, озеро, овцы, орден,

облако, угол, удочка, ужин, улей, отпуск, умный, уголь, узкий.

Дид. игра "Сигнальщики"

У детей сигнальные карточки синего и зелёного цвета. Если в слове, названном логопедом первый звук звучит твёрдо, дети показывают синюю карточку, если мягко-зелёную.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека дидактических игр и упражнений в подготовительной группе «Овладение основами первоначальной грамоты»

Данная картотека может использоваться педагогами при работе с детьми подготовительной группы в обучении грамоте...

Картотека дидактических игр и упражнений. в подготовительной группе: «Овладение основами первоначальной грамоты»

Картотека дидактических игр и упражнений. в подготовительной группе: «Овладение основами первоначальной грамоты»Дид. игра «Звуковые шапочки»Цель: Развивать навыки звукового анализа. Учить со...

Картотека дидактических игр и упражнении в подготовительной группе «Овладение основами первоначальной грамоты»

Игры и упражнения составлены для работы по "Подготовке к обучению грамоте" с детьми старшего дошкольного возраста....

Картотека дидактических игр и упражнений в подготовительной группе: «Овладение основами первоначальной грамоты»Для лучшего развития наших детей необходимы дидактические игры.

Картотека дидактических игр и упражнений в подготовительной группе: «Овладение основами первоначальной грамоты» Дид. игра «Звуковые шапочки» Цель: Развивать навыки звукового анализа. Учить с...

Картотека дидактических игр и упражнений в подготовительной группе: «Овладение основами первоначальной грамоты"

Картотека дидактических игр и упражнений в подготовительной группе: «Овладение основами первоначальной грамоты"...

Картотека дидактических игр и упражнений в подготовительной группе «Основы грамоты и письма»

Игры и упражнения составлены для работы по "Подготовке к обучению грамоте" с детьми старшего дошкольного возраста;; могут быть использованны как элемент НОД , в индивидуальной работе с детьм...

Картотека дидактических игр и упражнений в подготовительной группе «Овладение основами первоначальной грамоты»

Картотека дидактических игр и упражнений в подготовительной группе «Овладение основами первоначальной грамоты»...