Формирование читательской грамотности дошкольников с применением приемов технологии критического мышления
консультация по обучению грамоте

Салимова Гузель Ризвановна

Технология критического мышления – это интерактивная технология, она развивает продуктивное критическое мышление, формирует интеллектуальные умения, учит учиться.

В своем выступлении я хочу продемонстрировать вам некоторые методические приемы этой технологии, которые можно применять в процессе формирования навыков читательской грамотности у детей дошкольного возраста. Эти приемы универсальны.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл chit_gram.docx21.7 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ «Сабинский детский

N4»Кынгырау»

Воспитатель: Салимова

Гузель Ризвановна

Мастер-класс

на тему

«Формирование читательской грамотности дошкольников с применением приемов технологии критического мышления».

Ход мастер-класса.

Добрый день! Я рада приветствовать всех, кто собрался сегодня в этом зале. Тема моего выступление: «Формирование читательской грамотности дошкольников с применением приемов технологии критического мышления». 

Технология критического мышления – это интерактивная технология, она развивает продуктивное критическое мышление, формирует интеллектуальные умения, учит учиться.

В своем выступлении я хочу продемонстрировать вам некоторые методические приемы этой технологии, которые можно применять в процессе формирования навыков читательской грамотности у детей дошкольного возраста. Эти приемы универсальны.

Для начала разберем, что значит читательская грамотность. «Читательская грамотность – это способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни».

Проблемы грамотности, образования, культуры, чтения являются особенно значимыми в наши дни и выходят на уровень проблем, от которых зависит благополучие нации.

Компоненты читательской грамотности: 

- нахождение и извлечение информации,

- интегрирование и интерпретирование информации,

- осмысление и оценивание информации,

то есть  способность понимать, использовать и анализировать прочитанное. Те сведения, которые человек получает из текста, должны расширять его знания и возможности в жизни.

Вы обратили внимание, что компоненты очень схожи с составом критического мышления:

-  Наблюдательность и способность к анализу,

- Способность к оценке,

- Ценности и эмоциональность.

Критическое мышление – это один из видов интеллектуальной деятельности человека, который характеризуется высоким уровнем восприятия, понимания, объективности подхода к окружающему его информационному полю. Данная технология появилась в российском образовании в 1997 году. Проект, предложенный российским педагогам американскими коллегами, первоначально назывался «Чтение и письмо для развития критического мышления», он подробно знакомил участников семинаров с приемами технологии, давал общие представления о теоретических основах технологии. Совместная работа идеологов технологии и педагогов-практиков и российских ученых позволила адаптировать предложенную модель для российской педагогики. Из чего можно сделать вывод: при формировании читательской грамотности у дошкольников целесообразно использовать технологии критического мышления.

Давайте рассмотрим алгоритм формирования читательской грамотности у дошкольников: (зачитать составляющие схемы слайда с указкой).

Формированию читательской грамотности в дошкольном возрасте помогут такие приемы критического мышления как:

Верные и неверные утверждения

Прием «Кластер».

Синквейн

Дерево предсказаний

Чтение с остановками

Толстые и тонкие вопросы

Перемешанные события

Вы, несомненно, все их знаете. Я сегодня хочу познакомить вас с некоторыми приемами, которые используются в начальной школе с детьми, умеющими читать. Но дети в детском саду не все умеют читать, скажете вы, и будете правы. Я хочу показать вам, как  можно использовать эти приемы с нечитающими детьми, адаптировав их под дошкольников.

Итак, мы с вами рассмотрим приемы «ассоциации», «уголки» и «письмо с дырками».

«Ассоциации»

Так как дети в детском саду не пишут и не читают, первый этап – научиться изображать слова символами, то есть схематично. Я попрошу вас подобрать ассоциации к словам, как бы вы их нарисовали.

ОСЕНЬ

Дождь, Золото…

ЗЛОЙ ВЕТЕР

Холод, темно…

ДУБ ЗЕЛЕНЫЙ

КИСТЬЮ ПРОВОДИЛА

УТЕШАЕТ

Следующий прием «Письмо с дырками или пробелами».

Для детей, умеющих читать и писать, в этом задании нужно вставить пропущенные слова. Дошкольники, как мы с вами говорили, не умеют ни то ни другое, поэтому здесь целесообразно применить текст в рисунках или хорошо известные мнемотаблицы.

Итак, стихотворение «Осень», автор И. Винокуров.

Внимательно слушаем:

Ходит осень в нашем парке.

Дарит осень всем подарки.

Бусы красные  -        рябине,

Фартук розовый - осине,        

Зонтик желтый -        тополям,

Фрукты осень дарит нам.

А теперь в карточках символично изобразите недостающие слова (приложение 2).

И последний прием, который я хотела вам сегодня показать – «уголки».

По правилам, для описания героя, группу детей делят на две части: одна часть – описывает положительные стороны героя, другая часть – отрицательные..

В левой колонке таблицы отрицательные качества, а в правой положительные качества героя, опираясь на всем известную сказку. (приложение 3).

Вы сегодня познакомились с некоторыми приемами формирования читательской грамотности у дошкольников. Чтобы не допускать ошибок, хочу дать несколько рекомендаций:

  • 1. необходимо акцентировать внимание детей на моральных качествах героев, на мотивах их поступков, чувствах, которые они испытывали;
  • 2. в беседе должны преобладать такие вопросы, которые требовали бы мотивации оценок;
  • 3. содержание вопросов должно привлекать внимание детей к языку произведения, то есть необходимо включать в вопросы слова и словосочетания из текста;
  • 4. следует избегать излишне простых, однообразных вопросов (по сюжету, о героях), они не вызывают работу мысли и чувств детей.

Спасибо всем за внимание!!!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МАСТЕР-КЛАСС «ФОРМИРОВАНИЕ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ ГРАМОТНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ С ПРИМЕНЕНИЕМ ПРИЕМОВ ТЕХНОЛОГИИ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ»

laquo;Не внушайте чего-либо вашим детям.Научите их думать самостоятельно,тому, как оценивать доказательства и как не соглашаться с вами».Ричард Докинз. Цель мастер-класса: позна...

Мастер-класс "Применение приемов технологии критического мышления для формирования читательской грамотности"

Цель мастер-класса: познакомить с примами формирования читательской грамотности дошкольников через технологию критического мышленияЗадачи мастер- класса:познакомить с историей появления понятия ...

Формирование читательской грамотности дошкольников С ПРИМЕНЕНИЕМ ПРИЕМОВ ТЕХНОЛОГИИ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ

Читательская грамотность - это способность человека понимать  и спользовать тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того,чтобы достигпть своих целей, расширять своои знания и возможност...

Формирование читательской грамотности дошкольников с применением приемов критического мышления

Методы и упражнения для формирования навыка чтения у дошкольников, с учётом особенностей восприятия литературы по возрастам. Основные приёмы критического мышления ("ассоциации", "уголки...