Конспект занятия по обучению грамоте
план-конспект занятия по обучению грамоте (подготовительная группа)

Макеева Татьяна Алексеевна

Конспект занятия по обучению  грамоте в подготовительной группе «Звуки [Ф], [Ф’]. Буква Фф»

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya_po_obucheniyu_gramote.docx25.83 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад комбинированного вида «Солнышко"

                               

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ

               в подготовительной группе

            «Звуки [Ф], [Ф’]. Буква Фф»

Воспитатель: Макеева Татьяна Алексеевна

Покачи 2019 год

НОД по обучению грамоте в подготовительной группе «Звуки [Ф], [Ф’]. Буква Фф»

Цель:

- познакомить детей со звуками Ф,Ф’, буквой Ф;

- находить место звука в слове (в начале, середине или конце слова);

- закреплять умения делить слова на слоги;

-закреплять умения определять ударный слог в слове;

- закреплять умения составлять схему предложения;

- воспитывать умение слушать друг друга, не перебивая;

-совершенствовать умения рассуждать, четко выражая свои мысли.

Задачи:

- образовательные: учить детей характеризовать и различать звуки Ф, Ф’;

совершенствовать навык различения звуков: мягкий – твердый, глухой – звонкий;

совершенствовать навык звуко- буквенного анализа слов на основе наглядно-графических схем;

совершенствовать навык определять место звука в словах;

познакомить с буквой Ф.

- развивающие: учить детей дифференцировать звуки Ф – Ф’;

развивать фонематический слух;

развивать графо-моторные навыки;

- воспитательные: воспитывать умение уважать мнение других;

воспитывать умение слушать друг друга.

1. Воспитатель: Дорогие ребята, сегодня мы отправимся в волшебную страну звуков и букв, будем внимательными и старательными, узнаем много нового и интересного, а помогут нам в этом наши гости – кошка Фая и собачка Филя.

II. Знакомство с новой темой.

Воспитатель: Фая и Филя принесли с собой загадки и просят вас помочь их отгадать. Поможем нашим гостям?

Дети: Да, поможем!

Воспитатель: А теперь внимательно слушаем загадки:

В парке, в летнюю жару,

Воду льёт на детвору.

Брызги веером летят.

Не найти сухих ребят!

Это, что за хулиган!

Как зовут его? (Фонтан).

Воспитатель: Следующая загадка:

Кто волшебницу узнает?

Над землей она летает.

Чудеса творить умея,

Всем в беде поможет. (фея)

Этот глаз - особый глаз.

Быстро взглянет он на вас,

И появится на свет

Воспитатель: Следующая загадка:

Самый точный ваш портрет. (фотоаппарат)

В жаркой Африке гуляет,

Длинной шеей удивляет,

Сам высокий, будто шкаф,

Воспитатель: Молодцы, и последняя загадка:

Вот спортсмены на коньках

Упражняются в прыжках.

И сверкает лед искристо.

Те спортсмены -. (фигуристы)

Воспитатель: Молодцы, ребята! А скажите, пожалуйста, какой первый звук встречается в наших отгадках - Фонтан, фея, фотоаппарат, фигуристы

Дети: Звук [ф].

Воспитатель: Правильно ребята, это звук [ф]. Сегодня мы с вами познакомимся с этим звуком.

III. Характеристика звука по акустическим и артикуляционным параметрам.

Воспитатель: Когда мы произносим звук [ф] Нижняя губа немного втянута и прижата к верхним зубам, верхняя губа слегка приподнята. Верхние зубы видны. Выдыхаемый воздух прорывается в щель между верхними зубами и нижней губой. Голосовые связки отдыхают, горло не дрожит (нет голоса, какой это звук: согласный или гласный?

Дети: Это согласный звук.

Воспитатель: Ф – глухой, парный, согласный.

Звук [ф] – согласный, твёрдый, глухой.

Ребята, я знаю, что вы научились различать согласные твердые и согласные мягкие. Фая, Филя — в каком слове звук [ф] твердый, а в каком мягкий?

Дети: В слове Фая звук [ф] твердый, а в слове Филя — мягкий.

Воспитатель: Почему в слове Филя звук [фь] мягкий?

Дети: Звук [фь] мягкий, потому что после него стоит гласный звук [и].Он всегда делает согласные мягкими.

Воспитатель: Правильно. Звук [ф’] – согласный, мягкий, глухой.

Игра «Назови нужный звук».

Друзья любят играть в кубики. У Фаи – синий кубик, обозначающий звук Ф – твердый звук. У Фили – зеленый кубик, обозначающий звук Фь – мягкий звук.

Я буду показывать синий или зеленый кубик, а вы называть соответствующий звук.

(Воспитатель показывает то синий, то зеленый кубики, а дети называют соответствующий звук).

Дети: Ф, Ф, Фь, Ф, Фь…

4. Выделение звуков на слух: Игра «Где звук?»

Воспитатель показывает картинки, дети называют и говорят, где находится звук – в начале, в середине, в конце слова.

Фартку-т

Фанарик-т

Флаг-т

Фиалка-м

Фикус-м

Ферма-м

Фабрика-т

Шифоньер

Телефон

Зефир

Сарафан

Кофта-т

Шарф-т

Видеофильм

Жираф

Шкаф

Торф

Сейф

Шеф

Кайф,

Торф

Воспитатель: Молодцы, ребята. Пик и Пак любят поиграть.

5. Физминутка: Мы топаем ногами-

Топ-топ-топ.

Мы хлопаем руками-

Хлоп-хлоп-хлоп.

Мы руки поднимаем,

Мы руки опускаем,

Мы руки подаем

По кругу мы идем. (Движения выполняются в соответствии с текстом).

6. Игра «Придумай слово со звуком Ф» (с мячом).

(дети стоят в кругу, передают мяч и называют слово)

7. Игра «Четвертый лишний»

Аэроплан, гидроплан, самолет, фазан (дети называют лишнюю картинку и объясняют свой выбор)

Ребята, а какой первый звук в слове ФФФазан? -СОГЛАСНЫЙ, ГЛУХОЙ,ТВЕРДЫЙ (дети дают характеристику)

Ракета, дельтаплан, истребитель, филин (дети называют лишнюю картинку и объясняют свой выбор)

Ребята, а какой первый звук в слове ФФФилин? -СОГЛАСНЫЙ, ГЛУХОЙ,МЯГКИЙ (дети дают характеристику)

8. Знакомство с буквой Ф.

Слышим звуки, а пишем, читаем?

Дети: Буквы.

Воспитатель: Ребята, а вы знаете, что звуки [Ф], [Ф‘] обозначаются одной буквой?

Дети: Нет.

Воспитатель: Они обозначаются буквой Ф (показываю на доске: Ф).

Буква Ф надула щёки,

Нос задрала, руки - в боки!

Ничего себе! Однако!

Эта Буква - задавака!

-Ребята, давайте пофантазируем, на что похожа буква П?

Я футбольный судья.

Целый день с мальчишками.

Два футбольных мяча

У меня под мышками!

Воспитатель: Ребята, посмотрите, из каких элементов состоит буква Ф.

Сначала нарисуй кружок,

А рядышком еще другой.

Теперь, старайся, мой дружок,

Их разделить прямой чертой.

Воспитатель: Букву Ф можно написать только ручкой или карандашом? Давайте с вами поэкспериментируем. Разделимся на группы, предлагаю разные материалы - выложите букву Ф. (Дети выкладывают букву).

Воспитатель: А теперь, ребята, возьмём карандаши. Печатаем букву Ф

- Подчеркни букву Ф на карточке. – Сколько раз вы подчеркнули букву Ф?

- Обменяйтесь листочками и проверьте друг у друга выполненное задание.

-Показ на доске. (Сейчас мы будем писать букву Ф.)

-Сначала нарисуем букву в воздухе, а потом на листах. (Пишем через клеточку всю строчку).

9. Чтение слогов (презентация)

10. Итог занятия.

Воспитатель: С какими новыми звуками и буквой мы познакомились?

Дети: Мы познакомились со звуками [Ф],[Ф‘] и буквой Ф.

Воспитатель: Ребята, чтобы наши друзья — Фая и Филя не забыли, какой буквой обозначаются их звуки, давайте хором им напомним.

Дети: Филя — Звук [ф’], согласный, мягкий, глухой.

Фая — Звук [ф] – согласный, твёрдый, глухой.

Воспитатель: А теперь скажем «До свидания» нашим друзьям. Все очень хорошо занимались. Спасибо.

:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе «Задания от феи Грамоты»

Программные задачи: Совершенствовать умения детей в звуковом анализе слов, закреплять умение находить место звука в слове, закреплять умение делить слова на слоги;Закрепить умение правильно подбирать ...

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе "Посылка от Феи Грамоты"

Конспект открытого занятия по обучению грамоте, которое поможет охватить материал за весь год....

Конспект занятия по обучению грамоте с использованием ЛЕГО для детей подготовительной группы «Путешествие в Царство грамоты» Звук М, Мь. Буква М.

В этой статье автор расскрывает проблему развития у детей  фонематического  слуха и восприятия. Продолжать учить осуществлять слоговой анализ слова и зрительный образ буквы М, с помощью конс...

Конспект занятия по обучению грамоте «Знакомство с ударением» Образовательная область «Речевое развитие» (Обучение грамоте)

Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Физическое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Социал...

Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе на тему: «Урок грамоты у Совы».

Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе на тему: «Урок грамоты у Совы»....

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе "Грамотеи-путешественники"

Конспект занятия в подготовительной группе по обучению грамоте содержит в себе игровые приемы закрепления и обобщения по темам"Фонетический анализ слова", "Слоговая структура слова"...

Конспект занятия по обучению грамоте с использованием Лего «Путешествие в Царство грамоты»

Цели: Научить детей характеризовать звуки М, Мь.Задачи:- Развивать у детей фонематический слух и восприятие. Продолжать учить осуществлять слоговой анализ слова и зрительный образ ...