ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА ПО ОБУЧЕНИЮ ИГРЕ НА КУРАЕ «ВОЛШЕБНЫЙ КУРАЙ»
рабочая программа (старшая, подготовительная группа)

Минибаева Фарида Фаритовна

Рабочая программа разработана с авторским методическим пособием по обучению детей дошкольного возраста игре на кураем "Волшебгый курай"

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

СОГЛАСОВАНО

Педагогическим советом

МБДОУ «Центр развития ребенка –

детский сад № 98 «Калейдоскоп» НМР РТ

(протокол от ________2022г. №    )

УТВЕРЖДАЮ

заведующий МБДОУ «Центр развития ребенка –

детский сад № 98 «Калейдоскоп» НМР РТ

__________  /Г.Р.Адиатуллина /

(Подпись)            (И.О. Фамилия)

   

УТВЕРЖДЕНО

приказом МБДОУ «Центр развития ребенка –

детский сад № 98 «Калейдоскоп» НМР РТ

от ______2022г.  №

         ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ

           ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА

             ПО ОБУЧЕНИЮ ИГРЕ НА КУРАЕ

             «ВОЛШЕБНЫЙ КУРАЙ»

 

Нижнекамск

2022 год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Образовательная программа по обучению игре на курае «Волшебный курай» относится к художественно-эстетической  направленности, направлена на развитие художественно-эстетического вкуса, художественных способностей и склонностей к различным видам искусства, творческого подхода, эмоционального восприятия и образного мышления, подготовки личности к постижению великого мира искусства, формированию стремления к воссозданию чувственного образа воспринимаемого мира.

Сегодня в России уделяется огромное внимание развитию эстетического образования детей. Эстетическое воспитание является частью духовной сферы общества, определяющей цели и задачи развития творческих способностей, интеллектуальных и эмоциональных свойств человека и общества в целом.

Важнейшей задачей воспитания духовной культуры дошкольников является разработка и внедрение творческой системы массового музыкально-эстетического образования. Развить чувство прекрасного можно и нужно не столько путем объяснения, приобщения дошкольников к отдельным видам художественного творчества, сколько через процесс активного наблюдения - переживания различных сторон окружающего мира в произведениях искусства на основе собственной творческой деятельности в доступных для них формах.

           Курай – самый простой, но в то же время самый мелодичный музыкальный инструмент татарского народа. Обучение игре на курае не только развивает музыкальные способности, приобщает детей к национальной культуре, но и улучшает его здоровье, способствует укреплению и оздоровлению дыхательной функции учащихся. Обучение игре на курае, как правило, осуществляется в ансамблевом исполнении.

Ансамблевое исполнительство - древнейшая ветвь отечественной культуры. Оно было и должно оставаться основной для развития культуры народа, иначе его ждет губительное перерождение. Проявление этого уже приходится наблюдать на всех уровнях современной культурной жизни, особенно на массовой эстраде, радио. Противовес этому известен - кропотливая систематическая работа по подлинному бережному сохранению народных песенных, инструментальных и хореографических традиций, их совершенствованию, обработке современными средствами выразительности. Это особенно важно в условиях современной быстро меняющейся жизни. Детям надо помочь ориентироваться в бурном, мощном, но далеко не всегда чистом потоке современного массового искусства.

Весь процесс обучения, наряду с привитием любви к народной музыке, сводится к повышению индивидуального мастерства детей и созданию коллектива исполнителей. С первых занятий обучения игре на курае воспитанники приучаются к мысли о совместной ответственности за выступление на концерте, за совместное исполнение произведений. С каждым годом обучения возрастает чувство ответственности детей друг перед другом, чувство товарищества.

Национальная культура – это национальная память народа, то, что выделяет данный народ в ряду других, хранит человека от обезличивания, позволяет ему ощутить связь времен и поколений, получить духовную поддержку и жизненную опору. Сохранение истории определяет будущее нашего народа, через народное творчество ребёнок может последовательно развиваться, может проявлять свои неограниченные умения и фантазию.

Программа базируется на принципе целостности, комплексности музыкально-эстетического образования, с учетом региональных особенностей культуры, экологии и быта. В программе применяются художественно-творческие формы и методы обучения, нацеленные на связь всех видов продуктивной деятельности школьников в процессе достижения различных видов искусства в их взаимосвязи.

Новизна программы заключается в ведении поиска нового содержания дополнительного образования и принципиально новых педагогических технологий, способных решить проблему воспитания и образования гармонично развитой личности, формирования духовно-нравственного содержания жизни, приобщение дошкольников к музыкально-теоретическому искусству, развитие творческой активности средствами традиционной народной национальной культуры и современной и зарубежной музыки;

Актуальность и педагогическая целесообразность данной программы

состоит в том, что занятия тесно переплетаются и базируются на теоретических и практических знаниях и навыках, получаемых детьми на занятиях музыки и через обучение игре на курае детям прививается музыкально-эстетический вкус и укрепляется физическое здоровье детей.

В последнее время во всем мире наметилась тенденция к ухудшению здоровья детского населения. Можно утверждать, что кроме развивающих и обучающих задач, игра на курае решает еще немаловажную задачу - оздоровительно-коррекционную. Дыхательная музыкотерапия, включающая игру на духовом инструменте, позволяет детям заниматься оздоровлением, не замечая процесса лечения. При правильном дыхании большая нагрузка приходится на диафрагму, межреберные мышцы, мышцы брюшного пресса, за счет которых происходит непрямой массаж внутренних органов. Интенсивное воздействие на кончики пальцев в процессе игры на курае стимулирует прилив крови к рукам, благоприятствует психоэмоциональной устойчивости и физическому здоровью. К тому же коллективный характер музыкальных занятий подключает к оздоровительному процессу взаимные целебные воздействия со стороны педагога, других детей - их поддержку, сочувствие и сопереживание. Дети учатся общаться, помогать, слушать друг друга. Как только ребенок начинает заниматься на этом инструменте, родители, педагоги говорят о положительном воздействии на здоровье их ребенка. Со временем игра на курае становится для ребенка эстетической ценностью, которая будет обогащать всю его дальнейшую жизнь. Отличительные особенности. Настоящая программа оригинальна тем, что она базируется на принципе целостности, комплексности музыкально-эстетического образования, с учетом региональных особенностей культуры, экологии и быта.

В отличие от типовой, в предлагаемой программе применяются художественно-творческие формы и методы обучения, нацеленные на связь всех видов продуктивной деятельности дошкольников в процессе достижения различных видов искусства в их взаимосвязи и в программе ведётся поиск нового содержания дополнительного образования и принципиально новых педагогических технологий, способных решить проблему воспитания и образования гармонично развитой личности.

Ведётся приобщение дошкольников к музыкально-теоретическому искусству, предусматривается художественно-эстетическое развитие дошкольников средствами традиционной народной культуры и современной русской и зарубежной музыки.

Формирование духовно-нравственного потенциала личности происходит через освоение следующего содержания данной программы:

  1. Музыкальный инструмент как отражение жизни народа, его истории, отношений к человеку, природе, родному краю;
  2. Инструмент как память народа, хранитель традиций, обрядов, обычаев и народного фольклора;

Формирование культурно-исторической компетентности происходит через освоение следующего содержания программы:

  1. Художественные направления, стили, жанры татарской, русской и зарубежной музыки;
  2. Народный музыкальный инструмент «Курай» в сопоставлении с народным инструментом других стран и народностей;
  3. Музыкальные особенности татарской музыки.

Формирование художественно-практической компетенции происходит через освоение следующих творческих задач:

  1. Восприятие и эмоционально-образная оценка музыкального произведения;
  2. Исполнение и разыгрывание народных песен;
  3. Реализация современных творческих идей в проектной деятельности, фестивалях, праздниках, конкурсах.

ЦЕЛЬ ПРОГРАММЫ

- выявление и развитие способностей каждого ребёнка, создание условий для творческого саморазвития личности, ее социального, культурного, профессионального самоопределения, формирование основ целостного эстетического мировоззрения через массовое приобщение к игре на курае.

ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ

Обучающие:

- познакомить детей с особенностями татарской национальной песни;

- научить приемам и навыкам игры на курае, музыкальной грамоте (название нот, длительностей)  и средствами музыкальной выразительности (динамика, ритм, темп, лад, штрих)

- формировать устойчивый интерес к игре на курае.

- развитие познавательного интереса к традиционной татарской культуре, современной русской и зарубежной музыке;

Развивающие:

- развивать познавательные интересы, мотивацию к самовыражению  и творческую активность;

- развивать музыкальный и художественный вкуса, расширять общекультурный кругозор;

-развивать музыкальную отзывчивость и восприимчивость;

- прививать навыки серьезного и вдумчивого отношения к работе над музыкальным произведением.

Воспитывающие:

- воспитывать нравственную этику, уважение к традициям национальной культуры, стремление к здоровому образу жизни, готовность к социальному и профессиональному самоопределению;

- осуществлять раннюю профилактику асоциального поведения детей;

- обеспечивать эмоциональное благополучие ребенка;

- приобщать к нормам социальной жизнедеятельности, к общечеловеческим ценностям через создание ситуации успеха, коллективную творческую деятельность.

        Возраст детей. Программа «Обучение игре на курае» рассчитана для детей от 5 до 7 лет. Программа может корректироваться в процессе работы  с учетом возможностей материально-технической базы, возрастных особенностей обучающихся, их способностей усваивать материал.

Программа рассчитана на дошкольников старших и подготовительных групп. Занятия проводятся в группах, звеньях и индивидуально, сочетая принцип группового обучения с индивидуальным подходом. Условия набора детей в коллектив: принимаются все желающие.

Возраст детей, участвующих в реализации данной образовательной программы 5-7 лет.

Сроки реализации.

Срок реализации программы - 2 года.

Формы и режим занятий.   Занятия проводятся два раза в неделю по 30 минут. Занятия могут проходить со всем коллективом, по подгруппам, индивидуально.

Беседа, на которой излагаются теоретические сведения, которые иллюстрируются поэтическими и музыкальными примерами, наглядными пособиями, презентациями, видеоматериалами.

Практические занятия, где дети осваивают музыкальную грамоту.

Занятие-постановка, репетиция - отрабатываются концертные номера, развиваются актерские способности детей.

Заключительное занятие, завершающее тему – занятие-концерт. Проводится для самих детей, родителей, гостей.

Выездное занятие – посещение концертов, праздников, конкурсов, фестивалей.

Ожидаемые результаты и способы их проверки

К концу первого  года обучения обучающийся будет

знать:

- татарские народные инструменты (курае, гармонике, гослә), истории возникновения курая (сыбызгы, камыл курай, татар курае),  о древнейшем празднике татар Поволжья, о подготовке и проведении праздника Сабантуй;

- музыкальную грамоту (звукоряд, длительности нот и пауз, размер 2/4, лад-мажор, минор);

уметь:

- владеть навыками игры на курае, умением серьезного и вдумчивого отношения к работе над музыкальным произведением и совершенствование техники игры на инструменте в различных темпах;

- импровизировать на заданные темы;

- играть в ансамбле.

К концу второго  года обучения обучающийся будет

знать:

- жанры татарских народных песен: озын көй, авыл көе, такмак, бию көе, кыска көй и её особенностях, о жанрах русских народных песен: протяжных, хороводных, частушке, былинах, шуточных;

- музыкальную грамоту длительности нот, пауз, размер 2/4, лад- мажор, минор; тон, полутон, знаки альтерации);

уметь:

- владеть навыками игры на курае, умением серьезного и вдумчивого отношения к работе над музыкальным произведением и совершенствование техники игры на инструменте в различных темпах;

- освоить исполнительские закономерности татарской народной песни

 мелизмы, распевы);

- импровизировать на заданные темы;

- играть в ансамбле;

У детей будут развиты: образное мышление; способность самообразования; навыки универсальных учебных действий; базовые музыкальные способности (музыкальные умения, слух, память, ладовое чувство, чувство ритма); диапазон в рамках индивидуальных возможностей и принятой классификации.

У детей будут воспитаны:  устойчивый интерес к музыкальным занятиям и желание заниматься музыкой; терпение и трудолюбие; эмоциональное восприятие музыки; культура поведения и исполнительская культура; навыки взаимодействия в коллективе.

У детей будет накоплен опыт творческой деятельности.

        

Формы подведения итогов реализации программы и способы их проверки

В начале и в конце  каждого учебного года проводится диагностика, анализируется результативность обучения.

Оценка музыкально–практической деятельности детей с интеллектуальной недостаточностью должна учитывать индивидуальный уровень интеллектуального, психического и музыкального развития ребенка, интенсивность формирования музыкально – слуховых представлений, практических умений и навыков, накопление знаний о музыке. Не подлежит отрицательной оценке отсутствие у воспитанника с нарушенным интеллектом ярко выраженного интереса к музыкальным занятиям и эмоционального отклика на музыку, скудность речевых характеристик воспринимаемой и исполняемой музыки, нарушение координации между слухом и голосом, слухом и моторно-двигательными проявлениями.

Оценка продуктивности музыкального воспитания включает не только контроль над приобретаемыми детьми музыкальными навыками и умениями, но и уровень музыкально-эмоциональной отзывчивости. Оценка качества развития  музыкальных умений и навыков проводится по следующим показателям:

а) чистота интонирования;

б) воспроизведение ритмического рисунка;

в) высказывание о характере музыки;

г) внимание при восприятии музыки;

Подведением итогов реализации дополнительной образовательной программы является участие детей в выездных концертах и мероприятиях, городском – конкурсе кураистов «Яшь курайчылар».

Учебный план на 1  год обучения

№ п/п

Тема

Количество часов

форма аттестации

Всего

Теория

практика

Вводное занятие. Знакомство детей с детьми, с правилами ТБ.

2

2

анкета, беседа

Татарские народные инструменты.

История возникновения курая. Легенды и сказки.

2

2

-

лекция, урок-презентация

Музыкальная грамота:

а) аппликатура;

б) название нот;

в) длительности нот;

г) тон, полутон, ритм;

д) знаки альтерации.

2

10

4

12

4

2

2

2

4

-

8

-

8

2

практическая работа, мини тест

Особенности татарской народной музыки.

Песни татарских композиторов.

8

2

4

беседа, самостоятельная работа

Расположение пальцев на курае

6

2

4

самостоятельная работа

Работа над звукоизвлечением, дыханием, упражнения, гаммы

8

2

6

практическаяработа, зачетная работа

Татарская народная песня «Суда – суда»

24

4

20

самостоятельная работа, творческий конкурс

Татарская народная песня «Алмагачлары»

26

2

24

самостоятельная работа, творческий конкурс

Татарская народная песня «Туган тел»

26

2

24

самостоятельная работа, творческий конкурс

Срез знаний

6

2

4

творческий конкурс

Итоговое занятие

2

2

самостоятельная работа, тест, рефераты

Итого

144

37

107

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПЛАНА ( НА 1 ГОД ОБУЧЕНИЯ)

Тема 1. Вводное занятие. 

Знакомство детей с планом работы объединения, с правилами ТБ. Знакомство детей с массовыми мероприятиями, в которых будут участвовать члены детского объединения.

Тема 2.Татарские народные инструменты. 

Курай, кубыз, сорнай, гармун, гослә. История возникновения курая.(Сыбызгы, таш сыбызгы, камыл курай, татар курае) Легенды и сказки.(Народный фольклор о курае.

Тема 3.Музыкальная грамота. 

Название нот. Длительности нот, пауз.   Знаки альтерации. Тон. Полутон. Ритм. Размер.

Практическая работа. Упражнения( см. сборник И.Алмазова “Школа игры   на курае”).

Тема 4. Особенности татарской музыки.  

Жанры народной музыки. Песни татарских композиторов. (Творчество  С.Сайдашева, С.Садыковой, Батыр-Булгари, Ф.Яруллина и.д.)  

Практическая работа. Прослушивание татарских мелодий и композиторов.     Научить детей слушать и понимать музыку.

Тема 5. Расположение пальцев на инструменте.

Расположение пальцев на инструменте. Правила дорожного движения.

Тема 6. Работа над звукоизвлечением, дыханием, упражнения, гаммы.

Практическая работа. Упражнения.( см. сборник И.Алмазова “Школа игры на курае”)

Тема 7. Татарская народная песня “Суда-суда”.                                                        Практическая работа. Разучивание татарской на родной песни “Суда-суда”, работа над звуком, интонацией, фразировкой, дыханием, исполнение в медленном и среднем темпах.

Тема 8. Татарская народная песня «Алмагачлары».

Практическая работа. Разучивание татарской на родной песни “Алмагач -лары”, работа над звуком, интонацией, фразировкой, дыханием, исполнение в медленном и среднем темпах. Работа над средствами музыкальной выразительности в произведении: штрихами, динамикой, строем и ансамблем.

Тема 9. Татарская народная песня «Туган тел»

Практическая работа. Беседа о великом татарском поэте Габдулле Тукае. Разучивание музыкального текста и слов песни “Сабан туе”. Работа над звуком, интонацией, фразировкой, дыханием, исполнение в медленном и среднем темпах. Работа над средствами музыкальной выразительности в произведении: штрихами, динамикой, строем и ансамблем. Импровизация на заданные темы.

Тема 10. Срез знаний. Проверка мелодичного, ритмичного слуха, навыка звукоизвлечения на курае. Контролируются техника исполнения песни «Суда-суда», «Алмагачлары», «Туган тел».

Тема 11. Итоговое занятие.

Практическая работа. Выбор наилучших исполнителей (соло, дуэт, трио, квартет, квинтет, ансамбль - по выбору педагога ) произведений для участия в городском конкурсе-фестивале “Молодые кураисты”.

Учебный план на 2  год обучения

№ п/п

Тема

Количество часов

форма аттестации

Всего

Теория

Практика

1.

Вводное занятие.               Знакомство детей с планом работы объединения, с правилами ТБ.  

2

2

2.

Жанры татарских народных песен: озын көй, авыл көе,  кыска көй.

22

2

20

3.

Татарская народная песня “Өммегөлсем”.

30

2

28

4.

Новогодние песни. “В лесу родилась елочка”, музыка Л.Бекмана.

20

2

18

5.

Работа над звукоизвлечением, дыханием, упражнения, гаммы.

8

8

6.

Жанры русских народных песен: протяжные, хороводные, частушка, былины, шуточные.                                            

18

2

16

7.

Русская народная песня “Как у наших у ворот”.

20

2

18

8.

Жанры татарских народных песен: такмак, бию көе.

20

2

18

9.

Татарская народная песня “Әпипә”.

30

2

28

10.

Попури на тему татарских народных плясовых.

20

2

18

11.

Татарская народная песня “Өч дус биюе”.

34

2

32

12.

Срез знаний.

6

2

4

13.

Итоговый занятие.

2

2

Итого

216

28

188

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПЛАНА (НА 2 ГОД ОБУЧЕНИЯ)

Тема 1. Вводное занятие.

Знакомство детей с планом работы объединения, с правилами ТБ.          Знакомство детей с массовыми мероприятиями, в которых будут                 участвовать члены кружка. Правила дорожного движения.

Тема 2. Жанры татарских народных песен: озын көй, авыл көе,  кыска көй.

Практическая работа.  Знакомство с жанрами татарских народных песен.      

 Работа над средствами музыкальной выразительности в произведении.

Тема 3. Татарская народная песня “Өммегөлсем”.

Практическая работа. Татарская народная песня “Өммегөлсем”. Разучива -

 ние музыкального текста и слов песни. Работа над звуком, интонаци            ей, фразировкой, дыханием. Исполнение в подвижном темпе.

 Тема 4. Новогодние песни. “В лесу родилась елочка”, музыка Л.Бекмана.

Практическая работа. Разучивание музыкального текста и слов песни  “В  лесу родилась елочка”. Работа над звуком, интонацией, фразировкой,              дыханием, ритмом, исполнение в медленном и среднем темпах. Работа          над средствами музыкальной выразительности в произведении:             штрихами, динамикой, строем и ансамблем.

 Тема 5. Работа над звукоизвлечением, дыханием, упражнения, гаммы.

Практическая работа. Упражнения.( см. сборник И.Алмазова “Школа игры  на курае”)

Тема 6. Жанры русских народных песен: протяжные, хороводные, частушка, былины, шуточные.                                           

Практическая работа. Знакомство с жанрами татарских народных песен.      

Работа над средствами музыкальной выразительности в произведении. Наши верные друзья. Общая характеристика светофоров, их назначение. Места установки светофоров.

 

Тема 7. Русская народная песня “Как у наших у ворот”.

 Русская народная песня “Как у наших у ворот”. Разучивание  музыкаль ного текста и слов песни. Работа над звуком, интонацией,      фразировкой, дыханием. Исполнение в подвижном темпе.

Тема 8.  Жанры татарских народных песен: такмак, бию көе.

Практическая работа. Знакомство с жанрами русских народных песен.

 Тема 9. Татарская народная песня “Әпипә”.

Практическая работа.Татарская народная песня “Әпипә”. Разучива            ние музыкального текста и слов песни. Работа над звуком, интонаци            ей, фразировкой, дыханием. Исполнение в подвижном темпе.

Тема 10. Попури на тему татарских народных плясовых.

Практическая работа. Беседа. Разучивание музыкального текста. Работа над    

звуком, интонацией, фразировкой, дыханием, ритмом, исполнение в             медленном и среднем темпах. Работа над средствами музыкальной вы-            разительности в произведении: штрихами, динамикой, строем и ан -            самблем. Импровизация на заданные темы.

Тема 11. Татарская народная песня “Өч дус биюе”.

Практическая работа. Татарская народная песня “Өч дус биюе”. Разучива -

ние музыкального текста и слов песни. Работа над звуком, интонацией, фразировкой, дыханием. Исполнение в подвижном темпе. Велосипед. Правила безопасной езды на велосипеде. Знаки,  регламентирующие движение велосипедиста.

Тема 12. Срез знаний. 

Контролируются навыки кантиленой игры на курае, штрихи, знания о жанрах татарских и русских народных песен, техника исполнения песен “Как унаших у ворот”, “Өч дус биюе”.

Тема 13. Итоговое занятие.

 Практическая работа. Выбор наилучших исполнителей (соло, дуэт, трио, квартет, квинтет, ансамбль - по выбору педагога ) произведений для              участия в городском конкурсе-фестивале “Яшь курайчылар”.

Методическое обеспечение программы

Этапы реализации программы

1-й подготовительный этап обучения  направлен на обучение детей игре на курае по показу (с рук) через овладение детьми образно-двигательной музыкальной грамотой. Занятия проводятся в форме игры, с использованием различных видов музыкальной деятельности (слушание музыки, пение, движение под музыку, игра на музыкальных инструментах). Для коррекционно-динамических пауз используются музыкально-речевые зарядки.

2-й этап направлен на  закрепление навыков, полученных на подготовительном этапе, и обучение детей игре на курае левой рукой по графическому изображению музыки. В занятия вводятся элементы игры, используются различные виды музыкальной деятельности. Используются коррекционно-динамические паузы в виде музыкально-ритмических композиций.

Во второй год обучения повторяются упражнения на образно-двигательное освоение ритма, высоты звука и ведения мелодии, упражнения с кураем, описанные в 1 этапе 1 года обучения. Дети обучаются игре на курае в диапазоне (ре-ре второй октавы). Происходит накапливание исполнительского репертуара для участия в концертной деятельности.

2-й год обучения – это игра на курае по цифрам левой и правой рукой.

3-й этап направлен на закрепление навыков, полученных в первый год обучения и обучение детей игре на курае с двумя руками по графическому изображению музыки. В занятия также вводятся элементы игры, используются различные виды музыкальной деятельности, в том числе коррекционно-динамические паузы в виде музыкально-ритмических композиций.

На начальном этапе обучения дети механически, неосознанно повторяют показанное педагогом, так как слуховой контроль у них пока отсутствует. На последующих этапах обучения процесс запоминания и воспроизведения мелодии облегчает использование символической наглядности. Для  успешной реализации поставленных задач по музыкальному воспитанию детей с отклонениями интеллектуального развития применяются следующие методы и приемы.

Методы и приемы организации учебно-воспитательного процесса

- наглядный: исполнение  мелодий педагогом, применение  наглядных пособий (плакаты с песнями, записанными цифрами);

- словесный: диалог, монолог, ответы на вопросы, объяснение;

- практический:  систематическое  и  последовательное  использование   специально подобранных упражнений. Знакомство с шумовыми и ударными музыкальными инструментами, такими как: треугольник, металлофон, трещотка, колокольчики, ложки, погремушки и др.

Занятия строятся по принципу – от простого к сложному, начиная с исполнения несложных народных песен и заканчивая произведениями мировой музыкальной классики.

На занятиях создается особая психологически комфортная среда: педагог контролирует во время занятия эмоциональное состояние учащихся, при необходимости меняет формы, методы ведения и содержание занятий для  преодоления негативных эмоций у детей; составляет репертуарный план с учетом интересов и индивидуальных особенностей воспитанников.

Для реализации принципа индивидуального подхода учитываются следующие факторы: объем материала, срок выполнения задания, сложность задачи и работоспособность воспитанника.

Последовательность разучивания музыкальных произведений:

– прочитать текст;

– прохлопать в ладоши ритмический рисунок песни, проговаривая словами графическое изображение ритма;

– аккуратно, сдерживая дыхание, проиграть мелодию, слушая звук: добиться красивого, мелодичного звучания;

– играя мелодии на одном звуке, следить, чтобы отверстия на свирели были плотно закрыты подушечками пальцев, добиваясь мелодичного звучания произведения правильным дыханием.

Условия реализации

- удобный, хорошо проветриваемый музыкальный зал,  соответствующий СанПиНу;

- музыкальные инструменты: баян, гармонь, курай, кубыз, погремушки, треугольник, металлофон, трещотка, колокольчики, ложки и др.)

- нотная литература: нотные хрестоматии, педагогические репертуары;

- плакаты с песнями, записанными цифрами;

- сценическая площадка;

- аудио- и видеоаппаратура;

- фонотека.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Литература, используемая педагогом.

Дополнительная литература.

1.Закон Республики Татарстан “О языках народов Республики татарстан”.-

     Казань: Школа, 1998. - 80 с.

2.Методические рекомендации к урокам музыки в общеобразовательной школе.-  

     Москва: Музыка, 1971. - 113 с.

3. Хафизов С.Ф. Халкым чишмәсе -курай. - Яр Чаллы: Шәһәр балалар иҗат

    үзәге, 2003. - 62 с.

4.http://ext.spb.ru/2011-03-29-09-03-14/117-music/3282-l-.html  Воспитание музыкального слуха и развитие двигательных навыков. Методические разработки и пособия. Година Л.С.

5.http://ext.spb.ru/images/files/rhythm.pdf Работа над развитием чувства ритма у начинающих  - из опыта работы Кривенцовой Т.В.

Литература для обучающихся

6. Батыркаева Л. Яраткан җырлар. - Казан: Тат. кит. нәш., 1986. - 54 с.

7. Моңнар кайтсын авылга. - Казан: Китап нәш.,1996. - 183 с. 

8. Гәрәева Г. Үз җырыбыз булсын әле. - Яр Чаллы, 1993. - 46 с.

9. Хисамов И. Курайда уйнарга өйрән. - Казан, 1983. - 38 с.

10. Алмазов И. Курайда уйнау сабаклары https://tatarkuraj.woldpress.com/ 

Литература, используемая педагогом

1. Хафизов С.Ф. Халкым чишмәсе -курай. - Яр Чаллы: Шәһәр балалар иҗат

   үзәге, 2003. - 62 б.

2.Алмазов Ильдус. Курайда уйнау сабаклары

Литература для обучающихся

9. Батыркаева Л. Яраткан җырлар. - Казан: Тат. кит. нәш., 1986. - 54 б.

10. Моңнар кайтсын авылга. - Казан: Китап нәш.,1996. - 183 б. 

11. Гәрәева Г. Үз җырыбыз булсын әле. - Яр Чаллы, 1993. - 46 б.

12. Хисамов И. Курайда уйнарга өйрән. - Казан, 1983. - 38 б.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная общеразвивающая программа по обучению детей плаванию "Будь здоров, малыш!"

Дополнительная общеразвивающая программа по обучению детей плаванию "Будь здоров, малыш!"...

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА по обучению грамоте старших дошкольников в соответствие с ФГОС

Программа представляет систему увлекательных игр и упражнений со звуками, буквами и словами, которые помогут детям сформировать мыслительные операции, научит понимать и выполнять учебную задачу, овлад...

Дополнительная общеразвивающая программа для детей 6-7 лет "Волшебный мир оригами"

Цель программы:     Развитие конструктивных и творческих способностей у детей в процессе овладения элементарными приемами техники оригами, как художественного способа конструирован...

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА (ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА) ПО ОБУЧЕНИЮ МОРДОВСКОМУ (ЭРЗЯ) ЯЗЫКУ «ЭРЗЯНОЧКА»

Овладение мордовским (эрзя) языком происходит через игровую, продуктивную, двигательную деятельность, слушание, рассказывание и заучивание. Особое внимание уделяется знакомству детей с культурой, трад...

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА ПО ОБУЧЕНИЮ ИГРЕ В ШАХМАТЫ «Шахматная страна»

Программа по обучению игре в шахматы рассчитана для дошкольников 5-7 лет. Срок реализации - 2года.Предлагаемая программа имеет физкультурно-спортивную ‏направленность. Программа имеет "Базовы...

Авторское методическое пособие по обучению детей дошкольного возраста игре на курае "Волшебный курай". Дополненное. 2023 год

Авторское методическое пособие по обучению детей дошкольного возраста игре на курае "Волшебный курай". Дополненное. 2023 год...