Консультация для родителей «Влияние музыки на развитие детей с ОВЗ дошкольного возраста»
консультация по музыке

Фёдорова Елена Григорьевна
Консультация для родителей «Влияние музыки на развитие детей с ОВЗ дошкольного возраста»

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Консультация

«Влияние музыки на развитие детей с ОВЗ дошкольного возраста»

 «В горе и в радости, в труде и на отдыхе – музыка всегда с человеком. Она так полно и органично вошла в жизнь, что её принимают как нечто должное, как воздух, которым дышат, не задумываясь, не замечая. Насколько беднее стал бы мир, лишившись прекрасного своеобразного языка, помогающего людям лучше понимать друг друга»

Д. Д. Шостакович

Всем, кто имел опыт общения с детьми с ограниченными возможностям (ОВЗ), очевидно, что не так легко подобрать правильный подход к таким деткам, установить с ними взаимопонимание и вызвать живой интерес к совместной деятельности.

В настоящее время увеличивается процент детей с ограниченными возможностями здоровья - это дети имеющие недостатки в физическом или психологическом развитии:

Различают следующие категории детей с нарушениями в развитии :

1) дети с нарушениями слуха

2) дети с нарушениями зрения

3) дети с нарушениями речи;

4) дети с нарушениями интеллекта (умственно отсталые дети);

5) дети с задержкой психического развития (ЗПР);

6) дети с нарушениями опорно - двигательного аппарата (ДЦП);

7) дети с нарушениями эмоционально - волевой сферы;

Основная проблема развития детей с ОВЗ – это трудности в освоении ими окружающего мира. Отсюда – возникновение эмоциональных проблем у таких детей: страх, плаксивость, тревожность, замкнутость, неуверенность. Но ребенок с патологией в здоровье, как и здоровый ребенок, имеет свои потенциальные возможности развития. Важно помочь каждому, кто имеет особенности в развитии, научиться жить в современном обществе и найти свое место.

Цель музыкального развития детей с ОВЗ – оздоровление детей, с позиций музыкально-эстетической направленности, позволяющих влиять на морально- психологическое состояние ребенка. Ведь здоровье детей, напрямую связано с их душевным равновесием, эмоциональным благополучием. Особенно велико значение музыкального воспитания для коррекции имеющихся у этих детей недостатков эмоционально-волевой сферы, развития эстетического восприятия, обогащения представлений, формирование чувств ритма, развития движений.

Восприятие музыки оказывает действенную помощь в решении эстетических и коррекционных задач. Обогащает эмоциональную сферу детей, расширяет их кругозор, влияет на развитие речи и формирование личности.

Согласно последним исследованиям, классическая музыка благотворно влияет на физические процессы организма, способствует развитию памяти, внимания, воображения, развивает духовные и душевные качества личности. Она обладает высокой степенью воздействия на эмоциональную сферу ребенка. Это происходит в силу влияния музыки на центральную нервную систему. Слушание музыки помогает ребенку войти в нужное эмоциональное состояние.

Медленные дети нуждаются в стимулирующей музыке, которая бы повышала возбуждение в коре головного мозга и стимулировала бы общий жизненный тонус. Это произведения подвижного, быстрого характера («Смелый наездник» Шумана, «Марш деревянных солдатиков», «Камаринская», «Новая кукла», «Вальс цветов» П. Чайковского и др.).

Расторможенные (гиперактивные) дети успокаиваются музыкой умеренного темпа, снижающего возбужденное состояние коры головного мозга «Жаворонок» И. Глинка, «Лебедь» Сен-Сан, «Серенада» Шуберта и др.).

Дистоническим детям, у которых в течение дня происходит резкая смена эмоционального состояния (от агрессии до апатии) требуется стабилизирующая музыка спокойного характера с акцентами, повторяющимися через равные интервалы, и с одинаковым уровнем громкости звучания («Утро» Григ, «Времена года» «Подснежник» П. И. Чайковский, «Весенние голоса» Штраус и др.)

Слушание музыки является самостоятельным видом музыкальной деятельности. Вместе с тем оно лежит в основе всех других видов, т. е. по сути, является ведущим. Дети учатся слушать и понимать музыку, чувствовать характер, настроение музыкального произведения, выражать свое отношение к ней посредством изобразительного, танцевального, песенного творчества. После прослушивание музыкального произведения предлагаю детям подвигаться под эту музыку, чтобы они почувствовали ее характер, передали свои чувства, свое отношение к музыкальному произведению. Двигательные реакции на изменение характера, темпа, ритма, динамики, фактуры способствуют развитию интереса детей к музыке, помогают формированию музыкального мышления во взаимосвязи с эмоциональным ее восприятием. Во время слушания использую и другие виды искусства: поэзию, живопись. Иллюстративный материал и поэтические произведения делают восприятие более полным и глубоким.

Важным направлением в коррекционной работе является пение, которое используется как одно из средств реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья.

Пение способствует развитию психических процессов и свойств личности (внимание, память, мышление, воображение и т. д.). Расширение кругозора, нормализации деятельности периферических отделов речевого аппарата (дыхательного, артикуляционного, голосообразного). Развитию 

речи за счет расширения словаря и улучшения произносительной стороны (звукопроизношение и ритмико-мелодическая сторона: темп, ритм, тембр, динамика). Помогает исправлять ряд речевых недостатков: невнятное произношение, проглатывание окончаний слов, особенно твердых. А пение на слои «ля-ля», «ти-ли-ли», «ту-ру-ру» способствует автоматизацию правильного произношения.

Особенно эффективно в этом отношении хоровое пение. Хоровое пение объединяет дошкольников, сохраняет условия для эмоционального

музыкального общения. Оно особенно полезно депрессивным и заторможенным детям. В условиях совместного пения хорошо себя чувствуют и неуверенные в себе дети. Они воодушевлены общим примером. Подвижных детей пение делает более уравновешенными.

Пение развивает коммуникативные способности ребенка, оказывает положительное воздействие на его психофизическое состояние, освобождая его от внутреннего напряжения. Через пение у детей закрепляется интерес к музыке, развиваются музыкальные способности.

И, наконец, одной из важнейших задач музыкального воспитания детей с ОВЗ, является развитие ритмических движений. Занятия ритмикой способствуют коррекции осанки, развитию координации движений, переключаемости с одного вида движений на другой, развивается чувство ритма, музыкальный слух и вкус. В процессе участия в коллективных танцах, играх происходит формирование у них чувства партнерства, складываются особые отношения со сверстниками. Музыкально-ритмические движения и танцы способствуют эмоциональному и психофизическому развитию детей.

Ребенку с нарушением речи при наличии определенных двигательных навыков легче передать характер музыки в движении, чем описать его словами. Основная направленность работы по музыкальному движению – психологическое раскрепощение ребенка через освоение своего собственного тела как выразительного «музыкального инструмента».

Существует прямая и естественная связь между движениями рук и произношением слов. Исследователи, изучающие механизм речи, утверждают, что речевые области мозга у детей частично формируются под влиянием импульсов, поступающих от пальцев рук.

В связи с этим особый интерес представляют пальчиковые игры, которые использую в работе с детьми с ограниченными возможностями. Пальчиковые игры оригинальны и интересны тем, что представляют собой миниатюрный театр, где актерами являются пальцы. Было установлена связь между уровнем развития речи и уровнем развития тонкой моторики.

Пальчиковые игры развивают пластику рук, мелкую моторику, тактильную чувствительность, повышают общий уровень организации мышления ребенка, стимулируют развитие речи, снижают напряжение.

В коррекционной работе с детьми, имеющими различную патологию 

развития, широко использую элементарное музицирование, т. е. сочетание слов, музыки и движения. Это одно из эффективных средств воздействия в комплексе реабилитационных методик воспитания, лечения и обучения 

детей с ограниченными возможностями здоровья.

Речь, музыка и движения должны быть взаимосвязаны, дополнять друг друга. Благодаря этим трем компонентам активно укрепляется мышечный аппарат ребенка, развиваются его голосовые данные.

Для усиления интереса и активизации эмоциональной сферы используется театрально-игровая деятельность. Она вызывает у детей желание взаимодействовать с взрослыми и сверстниками, включаться в исполнение по ролям песенок, коротких потешек, закрепляет умение передавать движения, имитирующие повадки птиц и зверей, стимулирует образно-игровые проявления при использовании элементов костюмов персонажей. В ходе подготовки к инсценировке у детей закрепляется умения ориентироваться на свойства и качества предметов, развивается слуховое внимание, память, речь, воображение, желание проявить свои индивидуальные способности.

Таким образом - занятия музыкой в процессе социализации детей с ОВЗ необходимы как способ эмоционального воздействия на ребенка с целью коррекции имеющихся физических и умственных отклонений, как способ невербальной коммуникации, а также как один из возможных способов познания мира. Музыка также является средством, способным помочь детям с ОВЗ увидеть, услышать, почувствовать все многообразие окружающей среды, помочь им познать свое Я, войти в мир взрослых, полноценно существовать и взаимодействовать в нем.

Наша задача помочь каждому ребенку с ОВЗ почувствовать себя успешным, раскрепоститься в коллективе - и в этом нам помогает музыка!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Влияние музыки на развитие детей"

Музыка способствует развитию личности, характера и способностей....

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ "ВЛИЯНИЕ МУЗЫКИ НА ЗДОРОВЬЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА"

ВЛИЯНИЕ МУЗЫКИ НА ЗДОРОВЬЕ ЧЕЛОВЕКА ЯВЛЯЕТСЯ САМЫМ СИЛЬНЫМ. ПРЕДСТАВЛЕН МАСТЕР-КЛАСС "СЛЕПИ СЕБЕ ДРУГА"...

Консультация для родителей по художественно-эстетическому развитию детей в старшем дошкольном возрасте.

Консультация для родителей по художественно-эстетическому развитию детей в старшем дошкольном возрасте....

Влияние музыки на развитие детей с ОВЗ дошкольного возраста в дополнительном образовании.

В настоящее время увеличивается процент детей с ограниченнымивозможностями здоровья - это дети имеющие недостатки в физическом илипсихологическом развитии. Основная проблема развития детей с ОВЗ &nda...

Консультация для воспитателей «Влияние музыки на развитие детей с ОВЗ дошкольного возраста»

Основная проблема развития детей с ОВЗ – это трудности в освоении ими окружающего мира. Отсюда – возникновение эмоциональных проблем у таких детей: страх, плаксивость, тревожность, замкнут...

Консультация для родителей "Как стимулировать познавательное развитие детей в старшем дошкольном возрасте"

В плане-конспекте консультации для родителей представлены рекомендации по развитию познавательных способностей у детей старшего дошкольного возраста. ...