Организация детского оркестра
методическая разработка по музыке (старшая группа)

Ирина Сергеевна Герман

Ребенок, приобщенный к миру музыки, познавший красоту звучания коллективного исполнения в оркестре, пронесет эту любовь через всю жизнь.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл organizatsiya_detskogo_orkestra.docx18.64 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Организация детского оркестра.

 Создание оркестра дошкольников очень сложное и трудоемкое дело, но весьма нужное, необходимое, интересное. Ребенок, приобщенный к миру музыки, познавший красоту звучания коллективного исполнения в оркестре, пронесет эту любовь через всю жизнь.

    Еще в начале своей трудовой деятельности, работая с дошкольниками, музыкальный руководитель поняла, что детей привлекает звучание различных музыкальных игрушек, инструментов. Тогда и возникла мысль о создании детского оркестра, который не только объединит ребят, углубит их музыкальные знания, но будет  способствовать их всестороннему развитию.

В начале педагог подобирает все музыкальные инструменты, которые были в детском саду: погремушки, бубны, маракасы, ложки, румбы, музыкальные треугольники.  Шумовой оркестр радовал не только детей,  но и её.

      На глазах ребята преобразовывались: улучшилась дисциплина, появился больший интерес к музыкальным занятиям. Дети стали обращаться к музыкальным игрушкам в часы досуга, организовывать игры с их применением, с большим желанием сопровождать знакомые песни игрой на них. Затем в детском оркестре появились металлофоны, ложки,  бубенцы, колокольчики.

Формы проведения занятий с детским оркестром:

В работе с детским оркестром автор использует все формы проведения занятий:

- индивидуальную (на начальном этапе обучения игре на музыкальном инструменте);

- групповую (при игре на однородных музыкальных инструментах) и коллективную (при уверенной игре своих партий каждым участником оркестра);

- коллективная форма – самая сложная, но она даёт положительные результаты, если занятие правильно организованно и звучание чередуется с разъяснениями педагога.

Первоначально обучение игре на металлофонах музыкальный руководитель проводит с группой детей 3-4 человека. Дети учатся правильно держать музыкальный молоточек, перемещать  - двигать руку, правильно извлекать звук. Затем разучиваем ритмический рисунок в хлопках,  далее  на ложках или погремушках, потом  пропеваем название нот и обязательно паузы, и разучиваем мелодическую линию на металлофоне индивидуально с каждым ребенком; затем в дуэте, трио, и т.д. И наконец, вместе с музыкальным аккомпанементом на фортепиано. Перед детьми ставятся такие задачи как: игра в едином темпе, умение своевременно начинать и заканчивать  свою партию; дети учатся играть и соблюдать динамические оттенки. Играть в ансамбле.

         Дальше задания усложняются и к ансамблю металлофонистов подключаются ударные инструменты. Дети учатся своевременно вступать в свою партию, играть слаженно в оркестре, в едином темпе и соблюдая динамику пьесы.

дети с большим желанием осваивают новый инструмент, навыки и приемы звукоизвлечения. Инструменты в оркестре распределяются с учетом возможностей детей и их пожеланиями. Знакомство с музыкальным произведением, которое в дальнейшим будет звучать в оркестре, проводим на музыкальных занятиях. Всей группой усваиваем ритмический рисунок произведения, движение мелодии. Чтобы усвоение ритма прошло успешно подбираем мини  - попевки или музыкальные игры - упражнения с фрагментами ритмических рисунков. Затем объединяем весь ритмический рисунок в своей пьесе. Когда ритм и мелодия будут усвоены, объединяем детей в соответствии с группами музыкальных инструментов, закрепляем их партии.Определяем, какие инструменты и когда  включаются в общий оркестр, и начинаем работу со всем оркестром. Очень важно начинать игру в медленном темпе, чтобы металлофонисты успели увидеть нужные пластинки, дети смогли услышать свою партию и вовремя включиться в игру.  Когда пьеса будет выучена, темп увеличивается и дети уверенно исполняют свою партию, оркестр звучит великолепно.

     Различные по тембру детские музыкальные инструменты заинтересовывают слушателей способами звукоизвлечения и характером звучания. При комплектовании оркестра необходимо придерживаться соотношения всех групп инструментов. Автором учитывается то, что инструментов с тихим звучанием (металлофоны, ксилофоны, колокольчики) должно быть больше, а инструментов ударной и духовой группы – меньше. Они, хоть и имеют насыщенное, громкое звучание, не должны заглушать  мелодию музыкального произведения, которая выполняется на металлофоне.

 Имеет значение  размещения участников детского оркестра.

Способы размещения участников детского оркестра

 При организации детского оркестра важно следовать определённым правилам. Маленькие исполнители должны хорошо видеть руководителя. Они должны удобно сидеть или стоять, не мешая друг другу. Музыкальные инструменты лучше всего положить на небольшие подставки, а не класть на колени, чтобы дети, играя на них, не сидели согнувшись. Ударные инструменты до начала игры дети могут держать в опущенной руке и прижать к себе, чтобы инструмент не шумел.

От расположения участников коллектива зависит качество звучания оркестра. Сидеть дети должны одинаково и на репетициях, и на выступлениях. Участников детского оркестра музыкальный руководитель рассаживает так, чтобы справа были низкие музыкальные инструменты, слева – высокозвучащие инструменты, а ударные инструменты размещаются сзади, в свободном порядке. С первых занятий автор приучает маленьких оркестрантов к своим постоянным рабочим местам.  

В работе используются как русские народные мелодии:  «Светит месяц», «Во саду ли в огороде», «Калинка», так и классические и современные произведения: «Шарманка» Д. Шостаковича,  «Шутка» И.С.Бах, «Чарльстон»  …., «Вальс» А.Петрова, «Каприччио»  и др.

      Для каждой выбранной пьесы я писала партитуру для металлофонов, вместе с детьми определяли, какие инструменты могут звучать в той или иной пьесе, определяли характер произведения и выбирали способы звукоизвлечения.

Использование самодельных музыкальных инструментов в оркестре

Обязательным является использование на всех ступенях обучения самодельных шумовых инструментов. Самодельные инструменты позволяют начать процесс приобщения детей к музыке в отсутствии настоящих инструментов, в самостоятельной деятельности. Идея использовать в работе с детьми самодельные инструменты и конструировать их вместе с детьми, проста и мудра: детские музыкальные инструменты на первоначальной ступени должны быть игрушками в прямом и высоком значении этого слова. Детский игровой мир озвучен простейшими инструментами (звучащими предметами). Цель этой инструментальной игры - импровизированное звукоподражание. Вот в детской игре всходит Солнце - и «дребезжание» на какой-нибудь железке вполне символично соответствует торжественности природного явления. Появляется Кикимора дети голосом или на свистульке тут же неподражаемо изобразят ее причитания. Поэтому в самостоятельной музыкальной деятельности, будут уместны звенящие ключи и связки пуговиц, шуршащая бумага, коробочки с крупой и барабаны из пластиковых банок. Детям очень нравится использовать нетрадиционные музыкальные инструменты для озвучивания сказок-шумелок. Они с увлечением сами предлагают материал для озвучивания. Общеизвестно, что прообразами маракасов, барабанов, кастаньет, бубенцов, свистулек у наших предков были засушенные тыквы с шуршащими семенами, части полого бревна, деревянные бруски, обыкновенные кусочки железа, повешенные на прутик, и стручки различных растений. В современной жизни возможностей для звукотворчества неизмеримо больше. Они ограничены лишь фантазией и желанием изобретать. Для изготовления самодельных инструментов подойдет все что угодно:

* бумага (целлофан, пергамент, газета, гофрированная бумага и пр.);

* деревянные кубики, карандаши, катушки, палочки разной толщины, брусочки;

* коробочки из разных материалов (картонные, пластмассовые, металлические, баночки от йогурта, от шоколадных яиц, ячейки);

* леска, нитки простые и шерстяные, проволока, ткань;

* природные материалы: желуди, каштаны, шишки, орехи, скорлупки, крупа, камешки, ракушки;

* кусочки пластилина, небольшие металлические предметы (ключи, скобочки, гайки, кольца и пр.);

* металлические банки разных размеров;

* пуговицы, шарики, резиночки, колокольчики, пустые тюбики от губной помады, расчески. И многое другое, из чего можно извлечь звуки!

Элементарное музицирование обладает большим потенциалом эмоционального, психологического, социального воздействия. Оно способно оказывать мощное влияние на развитие личностных качеств, которые могут быть сформированы именно в совместной музыкально-творческой деятельности. К ним в первую очередь следует отнести способность к импровизации, спонтанность, экспрессивность, гибкую и тонкую эмоциональность, навыки невербального общения, умение сотрудничать и взаимодействовать, решать задачи и проблемы творчески, потребность, а затем и умение находить в музыке средство гармонизации своего внутреннего мира.

 Таким образом, игра на детских музыкальных инструментах организует детский коллектив, способствует развитию музыкальных способностей, совершенствуются эстетическое восприятие и эстетические чувства ребенка, развиваются мышление и аналитические способности дошкольников. И это благодаря различным методам, способам приобщения детей к игре на детских музыкальных инструментах, созданию условий, в которых дети могут творить и развиваться.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогическая технология организации детского оркестра как средства развития взаимоотношений детей

Современная педагогическая технология музыкального воспитания и развития детей дошкольного возраста...

Педагогическая технология организации детского оркестра как средства развития взаимоотношений детей старшего дошкольного возраста

Целью данной технологии является развитие взаимоотношений детей старшего дошкольного возраста в процессе музицирования в оркестре....

Презентация: "Педагогическая технология организации детского оркестра как средство развития взаимоотношений детей старшего дошкольного возраста"

Презентация: "Педагогическая технология организации детского оркестра как средство развития взаимоотношений детей старшего дошкольного возраста"...

Педагогическая технология организации детского оркестра как средства развития взаимоотношений старших дошкольников

Педагогическая технология организации детского оркестра как средства развития взаимоотношений старших дошкольников...

Методическая статья «Организация работы оркестра в ДОУ»

Игре на детских музыкальных инструментах, я как музыкальный руководитель, уделяю особое внимание, так как именно детское музицирование расширяет сферу музыкальной деятельности...