ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ МУЗЫКАЛЬНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ С ДЕТЬМИ С ОВЗ.
консультация

Виктория Викторовна Алимова

ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ МУЗЫКАЛЬНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ С ДЕТЬМИ С ОВЗ.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ МУЗЫКАЛЬНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ С ДЕТЬМИ С ОВЗ.

Музыкальное воспитание, являются составной частью общей системы обучения и воспитания детей с ОВЗ. Коррекция нарушенных функций через музыку помогает приобщить ребёнка к разным видам деятельности, формировать внимание, интерес к музыке, развивать музыкальные способности. Музыка организует детей, заражает их свои настроением. Музыкальное воспитание направленно непосредственно на развитие основных движений, сенсорных функций (зрительного и слухового восприятия), и речевой деятельности.

Дети с ограниченными возможностями здоровья – это определенная группа детей, требующая особого внимания и подхода к воспитанию

Цель работы: помочь детям с ОВЗ активно войти в мир музыки, стимулировать развитие музыкальных способностей, формировать коммуникативные навыки посредством основных видов музыкальной деятельности

Основной задачей музыкального воспитания является развитие эмоциональной сферы и совершенствование музыкально-эстетических чувств у детей. На музыкальных занятиях дети приобщаются к музыке, учатся воспринимать ее на слух, различать и понимать такие специфические средства музыкального «языка», как звуковысотность, ладовая окрашенность, метроритм, динамика, темп. Вместе с тем они усваивают несложные музыкальные формы. На занятиях дети слушают специально подобранные музыкальные произведения, поют, танцуют, играют на звучащих инструментах, осваивают подвижные игры с музыкальным сопровождением.

Формы организации музыкальной деятельности с детьми с ОВЗ

Образовательная деятельность в ДОУ:

- занятия (разного вида - традиционные, комплексные, интегрированные; фронтальные, подгрупповые и индивидуальные и пр.);

- музыкальные игры и пр.;

Музыка в повседневной жизни:

-музыка в быту детского сада (слушание музыки, музыкальные упражнения, игры, самостоятельное музицирование, утренняя гимнастика под музыку, «музыка фоном»);

- музыкальные развлечения (тематические, музыкальные вечера, беседы, концерты, театральные постановки, хороводы, спектакли и пр.);

- праздничные утренники и пр.

.

Методы и приёмы в работе с детьми с ОВЗ

Наглядно-слуховые методы и приемы

- Исполнение музыкального произведения, пение музыкального руководителя, воспитателя;

-Слушание инструментальной и вокальной музыки (аудиозапись);

-Использование разнообразных видов фольклора (словесного, певческого, инструментального, игрового и т.д.)

-Использование в качестве наглядности музыкальных инструментов (металлофона, барабана, бубна, и т.д.)

Наглядно-зрительные методы и приемы

-Показ педагогом разнообразных приемов исполнения по всем видам музыкальной деятельности (в пении, музыкально-ритмических движениях, игре на музыкальных инструментах). Важно помнить о «зеркальности» показа некоторых движений.

-Показ приёма детьми, которые хорошо его освоили.

-Использование метода «сравнительного показа». В этом случае педагог дает правильный и неправильный показ выполнения движения, правильное исполнение дети отмечают хлопками

Практические методы и приемы

-Метод упражнений - для развития основных движений, мелких мышц руки, активизации внимания, воспитание музыкального ритма, ориентировки в пространстве.

-Танцевальные движения - пляски под пение, хороводы и игры с пением. Длительные повторения при освоении какого-либо движения, формировании навыков в пении, движении, слушании.

-Упражнения без музыки под счет или в своем темпе в течение одной-двух минут.

-Разнообразные музыкальные игры

Педагогические технологии в работе с детьми с ОВЗ

Музыкотерапия – психотерапевтический метод, основанный на целительном воздействии музыки на психологическое состояние ребенка.

Психогимнастика тренировочные, активизирующие психомоторику этюды, упражнения, игры, направленные на развитие и коррекцию различных отклонений в психических процессах.

Логоритмические занятия – система музыкально- двигательных, речедвигательных и музыкально-речевых игр, объединенных общим сюжетом и игровой формой.

Музыкально-дидактические игры

Основной задачей музыкального воспитания является развитие эмоциональной сферы и совершенствование музыкально-эстетических чувств у детей. На музыкальных занятиях дети приобщаются к музыке, учатся воспринимать ее на слух, различать и понимать такие специфические средства музыкального «языка», как звуковысотность, ладовая окрашенность, метроритм, динамика, темп. Вместе с тем они усваивают несложные музыкальные формы. На занятиях дети слушают специально подобранные музыкальные произведения, поют, танцуют, играют на звучащих инструментах, осваивают подвижные игры с музыкальным сопровождением.

Работа с детьми с тяжёлыми нарушениями речи в детском саду осуществляется по следующим видам музыкальной деятельности: слушание, пение, музыкально-ритмические движения, элементарное музицирование.

Слушание является ведущим видом музыкальной деятельности, поскольку лежит в основе других видов. Дети учатся различать звуки музыкальных инструментов, находить разницу в силе, высоте и длительности звука. Слушание также способствует развитию чувства ритма и темпа.

Восприятие музыки становится более эффективным, если прослушивание комбинировать с одновременными музыкальными движениями (хлопки, притопы, отстукивания). Детям легче передать характер именно движением, чем словесно. Работа, которая проводится по тренировке чувства ритма, далее помогает перенести это умение в движение, а позже — в речь. Детям предлагается доступный по содержанию музыкальный материал, например, классические произведения «Рондо-марш» Д. Кабалевского, «Вальс цветов» П. Чайковского, «Вечерняя сказка» А. Хачатуряна, и др.

Большое значение в слушании музыки играют игры. Так для определения музыкального жанра применяются различные ритмические игр.

Целью такого вида музыкальной деятельности, как пение, является развитие вокальных задатков ребёнка, чистого интонирования мелодии. Пение для детей с тяжелыми нарушениями речи способствует нормализации деятельности речевого аппарата — его дыхательных, артикуляционных, голосообразующих составляющих — улучшению произносительной стороны речи, а также развитию памяти, воображения, музыкально-сенсорных способностей. На первоначальных этапах работы следует поработать над четким произношением текста, осваиванию певческих навыков. Для этого активно используются чистоговорки, распевки с движением. Следует не забывать о развитии дыхания при помощи упражнений, например, «Ветер» Б. Толкачова, «Собачки» и др.

Музыкально-ритмические движения при работе с детьми с тяжелыми нарушениями речи учат владению телом, готовят к развитию навыков основных танцевальных движений, которые будут в дальнейшем использованы в плясках, хороводах и играх. Применение некоторых предметов (флажки, султанчики, ленточки, платочки и т. д.) способствуют развитию двигательной активности. Музыка в сочетании с использованием игрушек или атрибутов вызывают у детей желание двигаться и танцевать. Музыкальные игры в сочетании с пением, а также хороводы решают проблему с координацией детей, упорядочивают темп движений (игра «Лиса и воробей», «Кот и мыши»; хоровод «Огородная-хороводная» Б. Можжевелова).

Элементарное музицирование совершенствует чувство ритма и тембрового слуха. Полезно использовать такие произведения, как русские народные песенки, например, «Андрей-воробей», или классические — «Танец маленьких лебедей» П. Чайковского.

- Детям с нарушением развития координации движений полезна игра на таких музыкальных инструментах как бубен, барабан, погремушка, металлофон и т.д., игра на «неозвученном пианино»

- Детям с нарушением развития мелкой моторики пальцев рук полезна игра на дудочках, колокольчиках, ложках

- Детям с ТНР полезны игры на детских духовых инструментах, развивающих дыхание. ( дудочки, триолы)

Можно выделить основные Три метода коррекционной работы, которые прослеживаются на музыкальных занятиях:

  1. Вокализация.
  2. Речевая коммуникативная игра.
  3. Музыкально-ритмические игры.

Таким образом, неоспорим тот факт, что музыкальная деятельность эффективно способствует решению коррекционно-развивающих задач при работе с детьми с тяжелыми нарушениями речи. В результате, у дошкольников появляется интерес к музыке, создаются эмоциональная отзывчивость и впечатления. Ребёнок успешно учится координации движений, тренирует свой артикуляционный и дыхательный аппараты, развивает память, музыкальный слух, внимание. Музыкальные занятия благотворно воздействуют на эмоциональную сферу воспитанника, тем самым ребёнок становится готовым к более сложным для него занятиям.




По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности работы музыкального руководителя с детьми ОВЗ

Виды деятельности, методы и приёмы используемые в работе с детими ОВЗ на музыкальных занятиях музыкальным руководителем....

Выступление на региональном семинаре "Особенности работы музыкального руководителя с детьми с ОВЗ старшего дошкольного возраста в группе комбинированной направленности" 27.02.2018

Занятия музыкой в любой форме вызывают у детей повышенный интерес и оказывают на них очень сильное эмоциональное воздействие.Это очень важно для их успешного развития, т. к. эмоции воздействуют на ощу...

Особенности работы музыкального руководителя с детьми с ОВЗ и инвалидами (в части разработки и реализации АОП)

Дети с ограниченными возможностями здоровья – это определенная группа детей, требующая особого внимания и подхода к воспитанию....

«Особенности работы музыкального руководителя с детьми с ОВЗ»

Занятия музыкой в любой форме вызывают у детей повышенный интерес и оказывают на них очень сильное эмоциональное воздействие.Это очень важно для их успешного развития, т. к. эмоции воздействуют на ощу...

«Особенности работы музыкального руководителя с детьми с ОВЗ»

Занятия музыкой в любой форме вызывают у детей повышенный интерес и оказывают на них очень сильное эмоциональное воздействие.Это очень важно для их успешного развития, т. к. эмоции воздействуют на ощу...

Консультация для педагогов «Особенности работы музыкального руководителя с детьми райстройства аутистического спектора".

Как известно, дети с аутизмом не готовы к усвоению не только общеообразовательных программ, но и к усвоению новых жизненно значимых социальных навыков на разных возрастных этапах развития. Поэтому муз...