Методическая разработка "Роль семьи в формировании личности ребенка"
методическая разработка (подготовительная группа)

Мельготченко Елена Васильевна

В данной статье рассматривается вопрос о важности семейного воспитаниядля формирования личности ребенка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rol_semi_v_formirovanii_lichnosti_rebyonka.docx24.36 КБ

Предварительный просмотр:

РОЛЬ СЕМЬИ В ФОРМИРОВАНИИ ЛИЧНОСТИ РЕБЁНКА

Воспитатели БДОУ г. Омска «Детский сад №396 общеразвивающего вида»

Мельготченко Елена Васильевна; Волгина Анастасия Алексеевна

Аннотация: в статье поднимается вопрос о важности семейного воспитания для формирования личности ребёнка, о тактиках воспитания в семье, их плюсах и минусах для становления личности ребёнка.

Ключевые слова: воспитание, личность, семья, диктат, опека, «невмешательство», сотрудничество.

Важную и главенствующую роль в формировании личности ребёнка играет семья. Успеха в нравственном воспитании легче добиться, когда в семье царят отношения любви, искренности и доверия. Тогда ребёнок чувствует, как хорошо жить на свете, какое счастье любить и быть любимым, иметь верных друзей, как приятно быть просто порядочным человеком. Поэтому важной целью воспитания каждого ребенка должно быть развитие стремления к созданию крепкой семьи, в основе которой положено «русское начало», связанное с православным мировоззрением.

Роль семьи в воспитании ребенка чрезвычайно велика. Заложенные с раннего детства качества и основы поведения остаются с человеком на протяжении всей его жизни.

Воспитание начинается в семье. Именно в окружении близких, родных людей происходит развитие ребенка как личности, закладываются основы его будущего поведения в обществе. И хотя все больше места в нашей жизни отводится техническим новинкам, а образование становится дистанционным, воспитание, в первую очередь семейное, по-прежнему занимает главенствующую роль в формировании личности ребенка.

Семья выполняет определенные функции: обеспечивает ребенку все условия для физического развития; участвует в формировании его личности; закладывает основы одобряемого обществом нравственного поведения; прививает любовь к искусству, тем самым формируя творческие интересы; обучает ребенка. 

В настоящей социальной ситуации семья переживает не лучшие времена и не выполняет на должном уровне свои социально обусловленные функции. Вызванное экономическим и политическим реформированием социальное расслоение общества, снижение жизненного уровня большинства семей, разрушение нравственных норм и ценностей, криминализация общества существенно изменили социо-культурную жизнь подрастающего поколения, осложнили процесс семейного воспитания детей. Проблема снижения воспитательного воздействия семьи, её роли в формировании личности сегодня особенно актуальна. Её актуальность обусловлена неумением многих семей приспособиться к новым условиям, сформировать защитные механизмы, что приводит к дезорганизации жизни, разрушению сложившихся нравственно-этических норм и традиций семейного уклада. В связи с этим усиливается конфликтность между супругами, родителями и детьми, в семьях всё чаще наблюдается насилие и жестокость обращения с детьми и стариками. Усилилась социальная тенденция самоустранения многих родителей от решения вопросов воспитания и личностного развития ребёнка. Возрастает количество детей-сирот и социальных сирот при живых родителях. Дети, растущие в неблагополучных, конфликтных семьях, характеризуются широким спектром психических аномалий и отклонений в поведении.

Семья и ребенок – зеркальные отражения друг друга. С этим никто не поспорит. Именно с семьи начинается развитие каждого из нас, появляется уверенность в себе, в своих способностях и возможностях, умение бороться с трудностями. Только в теплой, дружеской атмосфере семьи зарождаются эти качества. Глядя на детей, можно сказать, каковы их родители, в какой семье они растут и воспитываются [6].

Каковы же функции семьи? Психотерапевт Д. Фримен считает, что основными функциями семьи являются следующие: обеспечение выживания, защита семьи от внешних повреждающих факторов, забота членов семьи друг о друге, воспитание детей, создание физических, эмоциональных, социальных и экономических предпосылок для индивидуального развития членов семьи, поддержание их тесных эмоциональных связей друг с другом, социальный контроль над поведением друг друга [8].

В каждой семье объективно складывается определенная, далеко не всегда осознанная система воспитания. Здесь имеется в виду и понимание целей и приемов воспитания, и учет того, что можно и чего нельзя допустить в отношении ребенка. Могут быть выделены 4 тактики воспитания в семье и отвечающие им 4 типа семейных отношений, являющиеся предпосылкой и результатом их возникновения: диктат, опека, «невмешательство» и сотрудничество [4].

Диктат в семье проявляется в систематическом подавлении родителями инициативы и чувства собственного достоинства у детей. Разумеется, родители могут и должны предъявлять требования своему ребенку, исходя из целей воспитания, норм морали, конкретных ситуаций, в которых необходимо принимать педагогически и нравственно оправданные решения [4]. Однако те из них, которые предпочитают всем видам воздействия приказ и насилие, сталкиваются с сопротивлением ребенка, который отвечает на нажим, принуждение, угрозы лицемерием, обманом, вспышками грубости, а иногда и откровенной ненавистью. Но даже если сопротивление оказывается сломленным, вместе с ним происходит ломка многих качеств личности. А это гарантия неудачного формирования личности.

Опека в семье — система отношений, при которой родители, обеспечивая своим трудом удовлетворение всех потребностей ребенка, ограждают его от каких-либо забот, усилий и трудностей, принимая их на себя [4]. Вопрос об активном формировании личности отходит на второй план. Родители, по сути, блокируют процесс серьезной подготовки их детей к реальности за порогом родного дома. Такая чрезмерная забота о ребенке, чрезмерный контроль за всей его жизнью, основанный на тесном эмоциональном контакте, называется

гиперопекой. Она приводит к пассивности, несамостоятельности, трудностям в общении. Существует также противоположное понятие — гипоопека, подразумевающее под собой сочетание безразличного отношения родителей с полным отсутствием контроля. Дети могут делать все, что им вздумается. В результате, повзрослев, они становятся эгоистичными, циничными людьми, которые никого не уважают, сами не заслуживают уважения, но при этом по- прежнему требуют выполнения всех своих прихотей.

Система межличностных отношений в семье, строящаяся на признании возможности и даже целесообразности независимого существования взрослых от детей, может порождаться тактикой «невмешательства». При этом предполагается, что могут сосуществовать два мира: взрослые и дети, и ни тем, ни другим не следует переходить намеченную таким образом линию. Чаще всего в основе этого типа взаимоотношений лежит пассивность родителей как воспитателей.

Сотрудничество, как тип взаимоотношений в семье, предполагает опосредованность межличностных отношений в семье общими целями и задачами совместной деятельности, ее организацией и высокими нравственными ценностями. Именно в этой ситуации преодолевается эгоистический индивидуализм ребенка. Семья, где ведущим типом взаимоотношений является сотрудничество, обретает особое качество, становится группой высокого уровня развития – коллективом. [10]

Но сколько семей, столько и вариантов воспитания. В зависимости от этого происходит и становление личности. Личностью может стать лишь человек, желающий чего-то добиться в жизни, имеющий свои цели и упорно идущий к их достижению. Это человек с устойчивой системой норм, ценностей, имеющий твердые убеждения, а также собственное мнение по каждому вопросу, умеющий отстаивать свою точку зрения. Личностью становится далеко не каждый.

Очень важно, чтобы маленький человечек воспитывался в доброжелательной атмосфере, чтобы в процессе воспитания у родителей не было разногласий по поводу методов его воспитания, чтобы ребенок не был свидетелем конфликтов. В противном случае он может вырасти в асоциальную личность, наносящую вред не только окружающим, но и себе. Семья - главный источник всех правильных поступков на жизненном пути личности, и искоренение ошибок в воспитании является возможным. Итак, семья является самым мощным средством в формировании личности ребенка. Жизнь и наука доказали, что все беды у детей, а потом и у взрослых, объясняются ошибками семейного воспитания, главные из которых – отсутствие любви и неумение хвалить и поддерживать своих детей. Поэтому всегда необходимо

помнить, что самое важное для ребенка, чтобы его любили таким, какой он есть.

Список литературы

  1. Бернс Р. Развитие Я - концепции и воспитания. М: Прогресс, 2003.
  2. Буянов М.И. Ребёнок из неблагополучной семьи. М: Просвещение, 2000.
  3. Земска М. Семья и личность. М: Прогресс, 1999.
  4. Ковалев С.В. «Психология семейных отношений». М.: изд. «Педагогика», 1987.
  5. Левкович В.П. Взаимоотношения в семье как фактор формирования личности ребёнка // Психология личности и образ жизни. М., 1987.
  6. Лесгафт П.Ф. Семейное воспитание ребёнка и его значение. М., 1991.
  7. Семья и формирование личности / под ред. Бодалева А.А. М: Просвещение, 1989.
  8. Титаренко В.Я. Семья и формирование личности. М., 1987.
  9. Основы психологии семьи и семейного консультирования: / Под общ. ред. Н.Н. Посысоева. М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2004.
  10. Филонов Г.Н. «Воспитание и демократия» // журнал «Педагогика». № 6, 2006.

.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Роль семьи в формировании личности ребенка"

Я предлагаю вашему вниманию статью "Роль семьи в формировании личности ребенка"...

Влияние семьи на формирование личности ребенка

Конспект для родительского клуба...

Влияние семьи на формирование личности ребенка.

Статья о взаимоотношениях в семье. Как эти отношения влияют на развитие ребенка....

Роль семьи в формировании личности ребенка

Семья – колыбель духовного рождения человека. Многообразие отношений между её членами, обнажённость и непосредственность чувств, которые они питают друг к другу, обилие различных форм проявления этих ...

Консультация для родителей «Влияние стиля воспитания в семье на формирование личности ребенка»

"Наши дети - это наша старость. Правильное воспитание — это наша счастливая старость, плохое воспитание —  это наше будущее горе, это наши слезы, это наша вина перед дру­гими людьми» А.С. Макарен...