Консультация для родителей "Волшебный мир сказок "
консультация

Лапина Наталья Владимировна

Знакомство с произведениями устного народного творчества является более эффективным методом воспитания, нежели другие методы, направленные на стимулирование чувств детей (поощрение, наказание, порицание, контроль).

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon volshebnyy_mir_skazok.doc34 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области

средняя общеобразовательная школа № 1 «Образовательный центр»

имени 21 армии Вооруженных сил СССР п.г.т. Стройкерамика

муниципального района Волжский Самарской области

структурное подразделение «Детский сад «Солнышко»

ВОЛШЕБНЫЙ МИР СКАЗОК

(консультация для родителей)

        

Воспитатель:

высшей квалификационной

категории Лапина Н.В.

2022 год

ВОЛШЕБНЫЙ МИР СКАЗОК

(консультация для родителей дошкольников)

С понятием "педагогическая запущенность" педагоги и родители чаще всего сталкиваются, когда дети становятся подростками, когда их поступки (и их проступки) являются проявлением их характерных особенностей, входят в структуру поведения, т. е. расцениваются как привычные и постоянные. Но подросток становится "трудным" не за один день и даже не за один месяц – это процесс длительный, уходящий своими корнями в период дошкольного детства.

Воспитатели отмечают: некоторые дети переходят в разряд "трудных" уже в старшей группе детского сада – они с трудом усваивают материал на занятиях, ссорятся со сверстниками, не умеют занять себя игрой или интересным делом, не любят выполнять трудовые поручения. Одновременно выделяются дети, которые с удовольствием трудятся (накрывают на стол, поливают цветы), но испытывают затруднения при счете, выделении звука в слове.

Одной из самых распространенных причин "педагогической запущенности" является гиперопека, результатом которой становится избалованность. Избалованные дети растут, как правило, в материально обеспеченных семьях, где их воспитанием занимаются родители, бабушки и другие родственники, т. е. дети с первых дней жизни находятся на особом положении, все их пожелания немедленно удовлетворяются. Такие дети, как правило, хорошо развиты и знают правила поведения, но придерживаются их лишь тогда, когда они помогают им выгодно оттенить свои достоинства. В общении со сверстниками часто бывают грубыми, претендуют на лидерство. Необходимость уступить вызывает у них обиду. Избалованные дети не приучены к труду, что еще больше затрудняет воспитательный процесс. Избалованность может развиться и вследствие болезненности ребенка, стать следствием щадящего воспитания, которое продолжается и после его выздоровления.

Другой причиной "педагогической запущенности" может стать гипоопека (недостаточное внимание к ребенку): дети представлены самим себе, свободны в выборе времени укладывания спать, организации своей деятельности, но они также "освобождены" и от родительского внимания. Попытки привлечь к себе внимание родителей носят агрессивный характер, так как на обычные поступки родители не реагируют. Отрицательным поступком он привлекает к себе внимание взрослого и рад тому, что зона равнодушия разрушена, что на него обратили внимание (пусть даже в форме наказания). Такие дети не знают норм и правил поведения, но обычно становятся примерными, если взрослый часто обращает на них внимание, поручает им выполнить несложные задания.

Практиками  давно замечено: знакомство с произведениями устного народного творчества является более эффективным методом воспитания, нежели другие методы, направленные на стимулирование чувств детей (поощрение, наказание, порицание, контроль). Фольклор легко воспринимается детьми с самого раннего возраста. В нем заложена информация о соблюдении правил поведения, норм морали, которые вырабатывались человечеством на протяжении многих веков. Произведения устного народного творчества эмоционально переживаются ребенком, а их ритм и своеобразие слога снимают напряжение тревожного ребенка. С помощью фольклора можно эффективно влиять на формирование ценностных представлений (отношение к природе, родителям, труду).

В раннем возрасте, конечно, еще нет "педагогической запущенности", но общение с фольклором активно развивает речь ребенка, закладывает основы нравственности, самостоятельности, прививает азы культурно-гигиенических навыков. Например, "Сорока-ворона, кашу варила…". Это не просто игра – это и массаж руки, и развитие пальцев (что напрямую связано с развитием речи), и поучение (не будешь трудиться – каши не получишь). Конечно, в год или в два ребенок не может понять смысла, заложенного в содержании, но несколько раз прозвучавший текст закладывается в кладовую его памяти.

Практически во всех произведения устного народного творчества заложен глубокий смысл: вызывая радостный эмоциональный отклик ребенка, они приучают его вовремя принимать пищу, съедать все до конца, с уважением относиться к еде и к людям, которые ее приготовили и т. д.

 При помощи потешек, например, у ребенка легче выработать привычку соблюдать гигиенические нормы: мыть руки, расчесывать волосы, пользоваться носовым платком.

К дошкольникам в детском саду воспитатели часто обращаются с закличками, что, как известно, способствует формированию бережного отношения к природе, умению замечать и называть явления природы, эмоционально их воспринимать. Формируя ценностное отношение к природе, педагоги закладывают азы нравственности у детей, которые с удовольствием повторяют: "Дождик, дождик пуще" или "Радуга-дуга не давай дождя".

В любом возрасте дети с удовольствием слушают сказки. Именно сказка может стать методом профилактики и предупреждения педагогической запущенности.

Мы уверенны: ребенок вряд ли станет "трудным", если воспитатели, а в первую очередь родители  много общаются с ним, и в этом общении сказка занимает не последнее место.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов «Использование сказок в образовательном процессе»

Сказки, сочетающие воспитательный и познавательный потенциал, являются эффективным педагогическим средством. При этом акцент делается на умственную, когнитивную, ментальную сферу психики человека.Цель...

Консультация для воспитателей «Особенности сказок как народных средств воспитания»

Консультация для воспитателей «Особенности сказок как народных средств воспитания»...

Консультация для воспитателей "Рассказывание сказок"

В консультации рассказывается как воспитатель готовиться к рассказыванию произведенний художественой литературы детям дошкольного возраста....

Консультация для воспитателей: «Использование сказок для формирования познавательного интереса дошкольников».

«Использование сказок для формирования познавательного интереса дошкольников»....

Консультация для родителей "Значение сказок в жизни человека"

   У каждого человека есть своя первая и самая любимая сказка. Сказка, которую мы проносим в своем сердце через всю жизнь. И у каждого она разная. А почему? В чем здесь глубинный смыс...

консультация для родителей "Влияние сказок на развитие ребенка"

Многих родителей, выбирающих очередную Книгу сказок для своего малыша, интересуют следующие вопросы:...