Консультация для родителей: "Профилактика заикания у детей"
консультация

Чухина Марина Александровна

Заикание относится к тяжелым нарушениям речи у детей. Оно, как правило, приводит к затруднению речевого общения, нарушению их адаптации в условиях социальной среды.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация для родителей: «Профилактика заикания у детей»

                                             

                                                                                 учитель – логопед Чухина М.А.

                                                                                 МАДОУ ЦРР д/с № 87

                                                                                 г. Калининград

Заикание относится к тяжелым нарушениям речи у детей. Оно, как правило, приводит к затруднению речевого общения, нарушению их адаптации в условиях социальной среды.

Заикание известно с древнейших времен. Однако научное изучение этого заболевания началось в конце XIX столетия.

В настоящее время доказано, что причины заикания различны и в какой-то степени связаны с возрастом детей. Например, для маленьких детей (от 1,5 до 3-х лет) – это чаще всего неправильное воспитание в семье, яслях, детском саду. С возрастом повышается роль «шоковых» травм (испуг) или психической хронической  травматизации (конфликтная среда, боязливое вступление в речевое общение и т. д.).

Заикание всегда сопровождается судорогами в мышцах, обеспечивающих произнесение слов. В зависимости от характера судорог они приводят к повторению одного и того же звука, слога или к напряжению и остановке перед «трудными» звуками. Иногда наблюдаются оба эти явления одновременно. Под влиянием заикания у детей могут развиться и вторичные симптомы заболевания: чрезмерное мышечное напряжение, лишние движения, жесты, вставные слова, звуки, стеснительность, грубость, злобность. Вот почему так важно предупреждать заикание или своевременно начать лечение.

Как предупредить заикание

Одно из древнейших условий предупреждения заикания в раннем возрасте – правильная организация быта и воспитания детей в домашних условиях.

Очень многое зависит от обстановки в семье. Дети чутки не только к тому, как к ним относятся взрослые, но и к взаимоотношениям родителей. Всякие неурядицы в семье, особенно разрушение ее, всегда плохо отражаются на психическом здоровье ребенка.

Большое внимание должны уделять родители развитию речи у ребят. Нельзя подлаживаться под детский лепет. Дети должны всегда слышать правильную, неторопливую речь. Очень вредно перегружать речь ребёнка трудными словами, заставлять его читать большое количество стихов. Дети в этом возрасте быстро схватывают ритм стиха, заучивают сложный текст, не всегда понимая его. Торопливо, иногда захлебываясь, произносят они сложные слова, искажая их. В таких неправильно заученных словах закрепляется сбивчивость, способствующая развитию заикания. Вот почему надо выбирать книги, соответствующие возможностям ребенка.

Многие родители, стремясь успокоить ребенка перед сном, запугивают его: «Вот придет старик и заберет тебя, если не будешь спать». Другие рассказывают на ночь страшные сказки. И то и другое крайне нежелательно. У ребенка появляется страх, особенно перед засыпанием. Он начинает бояться даже обычных предметов и явлений, темноты, теней от мебели, животных. Нервная система у такого ребенка становится неуравновешенной и слабой, и это тоже способствует возникновению заикания.

Для укрепления нервной системы ребенка очень важно заботиться о его физическом здоровье. Надо строго соблюдать режим дня, вовремя кормить ребенка, следить, чтобы он достаточно играл, отдыхал, гулял на свежем воздухе, меньше болел.

Правильное воспитание во многом определяется и ровным отношением к детям. Дети очень переживают, когда родители выделяют кого -либо из братьев и сестер. Нередко на почве этого у них появляется болезненное чувство ревности, что неблагоприятно сказывается на развитии характера. Некоторые родители чрезмерно строго воспитывают детей. Это вызывает протест ребенка, чувство обиды. У детей с повышенной впечатлительностью даже развиваются невротические черты характера.

Причиной заикания у маленьких детей бываю не только отрицательные (испуг, наказание и т. д.), но и положительные эмоции. Такие безобидные на первый взгляд явления, как поездка к любимым родственникам, бурное выражение радости, шумная игра с детьми старшего возраста могут привести к перевозбуждению эмоциональной, двигательной и речевой функции, к сбивчивости, хаотичности, захлебываниям в речи.

Заикание может возникнуть на почве сильного ослабления организма после тяжелых инфекционных и простудных заболеваний, особенно таких, как тяжелый вирусный грипп, бронхит (с астматическим компонентом), пневмония (чаще – повторная), тяжелые ангины, гнойные заболевания среднего уха, тяжелые «свинка», корь, дизентерия и других.

Иногда ребенок начинает заикаться, подражая заикающемуся члену семьи или товарищу. В таком случае родители должны ограничить его общение с заикающимся ребенком или взрослым. Если заикаются отец или мать, им тоже нужно по - возможности поменьше общаться с ребенком, особенно в возрасте от 2 до 5 лет. Они должны говорить с ним несколько замедленно, короткими фразами.

Особенно велика вероятность заикания у детей с торопливой, сбивчивой, «спотыкающейся» речью, с бурным речевым развитием или, наоборот, с задержкой развития речи, у детей с нарушениями речи органического происхождения, а также лорорганов. Причинами этих нарушений могут быть тяжелое течение беременности, родовые травмы, ушибы головы, тяжелые инфекционно-простудные заболевания с высокой температурой, бредом. Речевое развитие таких детей редко протекает благополучно, поэтому родители должны особенно внимательно относиться к ним и тщательно выполнять рекомендации специалистов – психоневрологов, логопедов, отоневрологов и фониатров.

Если ребенок заикается

При первых же симптомах заболевания нужно сразу показать ребенка логопеду и врачу - психоневрологу. Очень важно проявить особый подход к заикающемуся ребенку. Прежде всего, нельзя допускать передразнивания ребенка и требовать правильного произнесения слов, если он не может этого сделать.

Окружающие не должны проявлять при ребенке волнения по поводу его заикания. Говорить с ним нужно спокойно, четко выговаривая слова, задавать меньше вопросов.

Полезно переключать внимание ребенка с речи на игры и другие виды деятельности (рисование, склеивание, лепка из пластилина). Желательно рассматривать с ним картинки, изображающие отдельные предметы, называть их и предлагать ребенку повторять названия этих предметов.

Чтобы предупредить рецидивы заикания, очень важно систематически проводить диспансеризацию заикающихся детей, своевременно начинать борьбу с рецидивами заикания. Большое значение имеет общее оздоровление и закаливание организма, упорядочение взаимоотношений в семье.

                                                                          (по материалам интернет – ресурсов)

Список литературы

1. Абелева, И.Ю. Если ребенок заикается: Пособие для родителей и учителей. Москва: Просвещение, 1969.

2. Алябьева, Е.А. Эмоциональные сказки: беседы с детьми о чувствах и эмоциях. Москва: ТЦ Сфера, 2015.

3. Белякова, Л.И. Здоровьесберегающие технологии развития речи у детей. Формирование речевого дыхания. М.: Национальный книжный центр, 2017.

4.  Гегелия, Н.А. Родителям о заикании детей и подростков. // Дефектология. 2000 г. №5.

5. Дубогрызова, Г.Н. Пойте вместе с малышом. Армавир: ОАО «Армавирское полиграф предприятие», 2009.

6. Копытин, А.И. Системная  АРТ-терапия // А.И. Копытин: Питер, 2001.

7. Курбангалиева, Ю.Ю. Что нужно знать родителям о заикании у детей. // Материалы Всероссийской научно-практической конференции. Астрахань: Издательский дом «Астраханский университет», 2009.  Т. I.

8. Меньшикова, С.В. Коррекция заикания у детей: Практическое пособие для логопедов и родителей. Казань, 1999.

9.  Поникарова, В.Н. Особенности семейного воспитания детей старшего дошкольного возраста с заиканием.

10. Ткачева, Т.Е. Психотерапевтические сказки для взрослых и детей /Изд. 3-е. Ростов-на-Дону: Феникс, 2015.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей «Профилактика нарушения осанки у детей дошкольного возраста»

Профилактика нарушения осанкиу детей дошкольного возраста.Какие нарушения осанки бывают.Примерный комплекс упражнений  для профилактики  осанки у детей 4-7 летнего возраста....

Консультация для родителей "Профилактика нарушений речи у детей"

От правильного произношения зависят общая культура речи, и нормальное речевое общение ребенка со сверстниками и взрослыми....

Консультация для родителей. Профилактика речевых нарушений у детей младшего и среднего дошкольного возраста.

Воспитание «чистой» речи у детей – задача общественной значимости, и серьёзность её должны осознавать все: учителя-логопеды, воспитатели, специалисты и, конечно же, родители. Нашей задачей  являе...

❄ Консультация для родителей. Профилактика простудных заболеваний у детей

В холодное время года, очень важно проводить профилактику простудных заболеваний!...

Консультация для родителей "Профилактика нарушений зрения у детей"

Данный материал будет полезен для родителей....