Статья "Эффективные формы работы с родителями"
статья (старшая группа)

Панфилова Марина Юрьевна

Статья "Эффективные формы работы с родителями"

Скачать:


Предварительный просмотр:

СТАТЬЯ

ЭФФЕКТИВНЫЕ ФОРМЫ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ В ДОШКОЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ

Семья является источником и образцом формирования межличностных взаимоотношений ребенка, именно с родителей дети берут пример, родители играют роль образцов для подражания. Именно семья, предопределяет закономерности формирования будущего полноценного члена общества. За проблемным поведением детей, их особенностями детских взаимоотношений можно увидеть мировоззрение взрослых, их позицию и линию поведения. Взрослые члены семьи, не владеющие достаточными знаниями, которые учитывают особенности возрастного и индивидуального развития своего ребенка, порой осуществляют воспитание ребенка слепо, доверяясь интуиции, что, в своем большинстве, приводит к не желаемым результатам. Цель педагогических работников – создание единого пространства для развития и воспитания ребенка в семье и в дошкольном учреждении, чтоб родители стали участниками полноценного воспитательного процесса.

Работа с родителями осуществляется на основе Основной образовательной программы дошкольного образования и включает направления:

 1) информирование родителей о работе дошкольного образовательного учреждения (ДОУ),

2) вовлечение родителей в образовательно-воспитательное пространство ДОУ и

3) результат удовлетворенности работой ДОУ. Работа с родителями осуществляется на основе комплексного планирования по ДОУ для каждой возрастной (младшей, средней, старшей, подготовительной) группы.

В начале учебного года следует изучать социальный статус семьи. Анализ социального статуса какой контингент родителей воспитанников социально-благополучный, какой процент родителей с высшим образованием, со средним профессиональным образованием и какой процент составляют родители – рабочие.

Вовлечение родителей в воспитательно-образовательный процесс должно осуществляться через следующие формы:

- изучение потребностей родителей, анализ удовлетворенности родителей работой ДОУ;

- педагогическое просвещение и информирование родителей через родительские собрания, индивидуальные беседы, информационный материал в родительских уголках, консультации педагога-психолога, учителя-логопеда, специалистов ДОУ;

- привлечение родителей к руководству ДОУ через их участие в работе родительского комитета, привлечение родителей к благоустройству групп дошкольного учреждения и прогулочных участков.

Родители ДОУ должны быть активными участниками жизни дошкольного учреждения, через вовлечение в активное участие в различных конкурсах, таких как «Осенняя фантазия», «Новогодняя игрушка» и т.д.

С целью информирования родителей о функционировании ДОУ целесообразно проведение общих родительских собраний, публичных докладов заведующего, психолога, воспитателей, логопеда ДОУ.

С целью выяснения удовлетворенности родителей организацией деятельности ДОУ можно проводить анкетирование «Удовлетворенность родителей работой ДОУ». Также в конце учебного года можно проводить анкетирование с целью выявления запросов родителей. Анализ анкетировании покажет, на что должна быть направлена образовательная деятельность в ДОУ (на укрепление здоровья детей, на общение детей, на подготовку детей к школе).

В ДОУ эффективная система взаимодействия с родителями (законными представителями) зависит от повышения педагогической культуры родителей и по реализации образовательной программы дошкольного образования.

Приоритетными задачами взаимодействия с родителями и ДОУ должны быть:

  1. Вовлечение родителей в образовательный процесс с помощью организации педагогами разнообразных форм сотрудничества: мастер-класс, «дни открытых дверей» и т.д.
  2. Информирование родителей о приоритетных направлениях деятельности дошкольного учреждения. о содержании образовательной программы, целях и задачах работы посредством проведения родительских собраниях, размещения информации в родительских уголках, на официальном сайте дошкольного учреждения.

Содержание, формы и методы работы с родителями:

1. Вовлечение родителей в воспитательно-образовательный процесс в формах:

1) информационно-аналитической форме (опросы, анкеты, интервьюирование…);

2) досуговой форме (проведение совместных праздников, конкурсов, выставок, выпуски стенгазет, альбомов различной тематики, совместные походы и т. п.);

3) познавательной форме (семинары, педагогические брифинги, беседы, игры с педагогическим содержанием и с проигрыванием проблемных ситуаций для моделирования способов поведения родителей, обмены опыта семейного воспитания…);

4) наглядно-информационной форме (уголки (библиотека) для родителей (советы, памятки для родителей, информационные бюллетени, тематические листовки проблемного характера и т.д.), папки-передвижки.

2. Повышение педагогической культуры путем повышения психолого-педагогических знаний:

- путем индивидуальных, тематических консультаций,

- в беседах с родителями,

- через открытые занятия,

- через организацию дней открытых дверей,

- анкеты для родителей,

- путем практических советов и рекомендаций по интересующим проблемным вопросам.

3. Планирование работы по взаимодействию с родителями воспитанников:

  • Информирование родителей об особенностях развития детей 5 года жизни.
  • Активизация и обогащение воспитательных умений родителей.
  • Привлечение родителей в активное участие в жизни группы и дошкольного учреждения.
  • Поддержка уверенности в собственных педагогических возможностях.
  • Повышение педагогического уровня родителей.

Литература:

  1. Васильева С.Л. Инновационные формы работы с родителями в ДОУ // Материалы международной заочной конференции [Электронный ресурс] / URL: http://sociosphera.com/publication/conference/2012/123/innovacionnye_formy_raboty_s_roditel yami_v_dou/
  2. Давыдова О. И., Богословец Л. Г., Майер А. А. Работа с родителями в ДОУ. - М., 2005.
  3. Зверева О. Л., Кротова Т. В. Общение педагога с родителями в ДОУ. Методический аспект. - М., 2005.
  4. Калинина Ю. В. Инновационные технологии традиционных форм и компетентностного подхода работы детского сада и семьи // Мат-лы междунар. заочн. конф. - Челябинск, 2011.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Форма: коллективные формы работы с родителями Тема: ТАКИЕ ВЗРОСЛЫЕ ТРЕХЛЕТКИ! (Родительское собрание № I, сентябрь)

Цель мероприятия:     Информировать родителей о психологических особенностях развития детей трех лет. Раскрыть понятие «кризис трех лет».Помочь родителям осознать причины капризов ...

Охарактеризуйте традиционные формы работы ДОУ с родителями. Требования к организации и проведению. Представьте конспект одной из форм работы с родителями.

Нормативно-правовые документы:«Федеральный государственный стандарт дошкольного образования» (приказ Минобрнауки РФ  № 1155 от 17.10.2013).Федеральный закон от  29.12.2012 №273-Ф...

Опыт работы «Современные формы работы с родителями по физическому развитию детей. Семейный клуб «Здоровая семья» как эффективная форма работы по вовлечению родителей в образовательный процесс ДОУ»

Одним из принципов стандарта является – «сотрудничество организации с семьей».  Задача Стандарта в области работы  с семьей –  обеспечение психолого-педагог...

Дебаты, как одна из форм работы с родителями (интерактивные формы работы с родителями)

В настоящее время работа с родителями воспитанников занимает достойное место в ряду приоритетных направлений воспитательно-образовательного процесса дошкольных учреждений. Включение семьи как партнера...

Выступление на Педагогическом совете №2 «Развитие системы взаимодействия детского сада и семьи посредством активных форм работы с родителями» Тема выступления «Инновационные формы работы с родителями в ДОУ».

laquo;Счастлив тот, кто счастлив дома».Эти слова принадлежат Л. Н. Толстому. Смысл их широкий: великий писатель имел в виду ту счастливость, которую творят в семье, прежде всего взрослые, помог...