"Приобщение детей к истокам русской народной культуры через воспитание любви к родному краю"
консультация на тему

"Приобщение детей к истокам русской народной культуры через воспитание любви к родному краю"

Скачать:


Предварительный просмотр:

     «Приобщение детей к истокам русской народной культуры  

                   через воспитание любви к родному краю»

  

Приобщение детей к народной культуре является средством воспитания у них патриотических чувств и развития духовности. Отсутствие знаний делает человека равнодушным, а равнодушие разъедает не только памятники старины, но и души людей. Воспитание патриотических, духовно - нравственных, социально - коммуникативных качеств подрастающего поколения осуществляется  через познание детьми народной культуры своей Родины, родного края, в котором они живут. Потенциал детей дошкольного возраста уникален,  именно в этом возрасте  дошкольник воспринимает  окружающую его действительность эмоционально, приобретая чувство привязанности к месту, где родился и живет, чувство восхищения культурой своего народа, гордость за свою страну. Однако, дети, начиная с раннего возраста, страдают дефицитом знаний о родном городе, стране, об особенностях русских традиций, у них складывается равнодушное отношение к близким людям, товарищам по группе, недостаток сочувствия и сострадания к чужому горю. Поэтому, работу по приобщению детей к русской народной культуре,  необходимо начинать уже в младшем дошкольном возрасте. Любовь маленького ребенка к Родине начинается с отношения к самым близким людям – отцу, матери, бабушке, дедушке, с любви к своему родному  дому, улице, городу, стране. В устном народном творчестве сохранились особенные черты русского характера, присущие ему нравственные ценности,  представления о добре, красоте,  правде, храбрости, трудолюбии, верности.  Необходимо широко использовать все виды фольклора: сказки, песенки, потешки, пословицы, поговорки, загадки, хороводы. Наш народ оставил большой след: мудрые пословицы и хитрые загадки, веселые и печальные обрядовые песни, торжественные былины,  героические, волшебные, бытовые сказки. В русском фольклоре  сочетаются слова и напевность. В нем видна  забота, нежность, надежда в благополучие будущего, высмеиваются человеческие  недостатки, восхваляются положительные качества. Малые фольклорные  жанры являются богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей. Особое место в произведениях устного народного творчества  занимает уважительное отношение к труду, восхищение мастерством человеческих рук.

В среднем дошкольном возрасте  большое место в приобщении детей  к народной культуре  должно занимать  знакомство с  русскими народными традициями,  такими как почитание старости, гостеприимства, взаимопомощи, традиций русской кухни. Большое внимание уделять знакомству с русским народным костюмом. Дети узнают, что женщины на Руси не только для красоты украшали вышивкой одежду, но и как оберег. Костюм является  средством духовного единения малыша с прабабушкой. Учить детей в рисунках, аппликации украшать народный костюм. Знакомить детей с народными праздниками: Рождеством, Масленицей, Пасхой.

Предметом познания является и архитектура – как часть народного искусства. Знакомя детей с архитектурой древнего и современного города, села прибегать к сравнению, чтобы ребенок видел общее в архитектурных строениях и их различие. Дети получают представление о деревенском рубленом доме и его составляющих частях – сруб, крыша, наличники, ставни, знакомятся с понятием  изба и терем расписной. Узнают о деревянной резьбе. Во время строительных игр дети учатся строить дома, прокладывать дороги, конструировать мосты, украшать улицы.

В  старшем возрасте  знакомить с разнообразными видами декоративного искусства – изделиями из дерева, глины, бумаги, картона, шитье,  вышивка, плетение. Рассказывать детям о культовых сооружениях – соборах, церквях, дети учатся воспринимать памятники как эталон народной национальной культуры. Посещение музея – одно из основных средств развития эмоционально - чувственного восприятия предметов старины и нравственного отношения к ним.

В подготовительной группе можно привлекать детей к изготовлению народных игрушек и других предметов,  дети  приобретают навыки работы с художественными материалами и привычку делать своими руками приятные и полезные  для людей вещи.

Дидактические игры, подвижные игры, игры - драматизации, сказки, загадки, потешки, песни развивают устную речь ребенка, влияют на его духовное развитие, фантазию, учат определенным нравственным нормам, способствуют умению логично рассуждать и делать выводы. Уметь вести наблюдения  за характерными особенностями  времен года, погодными изменениями, поведением птиц, насекомых, животных. Свою любовь  к родным местам, представление о том, чем они знамениты, надо передавать детям, что чрезвычайно важно для воспитания нравственных чувств.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Приобщение детей к истокам русской народной культуры через театрализацию русских народных сказок»

В настоящее время растет интерес к осмыслению, укреплению и активной пропаганде национальных культурных традиций, воплощенных в самобытных жанрах фольклора, семейно-бытовых обычаях, обрядах, ритуалах....

«Приобщение детей к истокам русской народной культуры через знакомство с русскими народными сказками»

Каждый год в детский сад приходят разные дети, с разными стартовыми возможностями, личностными особенностями, но всех их объединяет одно - они меньше удивляются и восхищаются, интересы их однообразны,...

Консультация для педагогов «Приобщение детей к истокам русской народной культуры через театрализацию русских народных сказок»

Сегодня в связи с изменениями в различных сферах жизни актуализировались вопросы, связанные с подготовкой подрастающего поколения к самостоятельной жизни....

Мастер-класс для педагогов «Приобщение детей к истокам русской народной культуры через русские народные игры»

Систематизировать представления педагогов о русских народных играх   через приобщение  к истокам русской народной культуры....