Конспект занятия
методическая разработка по логопедии (старшая, подготовительная группа)
Конспект занятия в группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи (второй год обучения) по формированию предпосылок к обучению грамоте
Тема: Звук и буква [м]и [мь]
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_2.docx | 22.79 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект занятия в группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи (второй год обучения) по формированию предпосылок к обучению грамоте
Тема: Звук и буква [м]и [мь]
Цель: Дифференциация согласных звуков[м] и [мь] по лексической теме «продукты» в коммуникативной деятельности.
Задачи:
Коррекционно- образовательные:
1. Формировать умение детей дифференцировать согласные звуки [м] и [мь] по твердости и мягкости в игровых упражнениях
2. Закреплять умение детей определять позицию согласных звуков[м]в словах (в начале, в середине, в конце), через дидактические игры;
3. Автоматизировать навык деления слов на слоги.
Коррекционно - развивающие:
1. Развивать слуховую память, внимание, через упражнения и дидактические игры.
2.Активизировать умение детей отвечать на вопросы полным ответом.
Коррекционно- воспитательные:
1.Воспитывать и поощрять желание детей к проявлению сотрудничества, самостоятельности, инициативности.
Оборудование: Профиль звука [м], предметные картинки «продуктов», (на звуки [м] и [мь]) интерактивная доска, раздаточный материал на каждого ребенка (сигнальные карточки, звуковые линейки), фишки (синие, зеленые), конверты цветные (зеленые и желтые) с разрезными картинками на каждого ребенка.
Ход занятия:
I.Организационный момент
Логопед: Сейчас поиграем, я проговариваю чистоговорку, у кого мяч тот повторяет чистоговорку четко и правильно:
ОШКУ – ОШКУ – ОШКУ - покупаем мы картошку
ОЛЬ – ОЛЬ – ОЛЬ – мы купили соль
ОН – ОН – ОН - желтенький лимон
ФЕТЫ – ФЕТЫ – ФЕТЫ – шоколадные конфеты
УП – УП – УП - мама варит суп
ЛЕТЫ – ЛЕТЫ – ЛЕТЫ - вкусные котлеты
ОК – ОК – ОК - с мясом пирожок
АША – АША – АША - гречневая каша
СЕЛЬ – СЕЛЬ – СЕЛЬ - малиновый кисель
ОТ – ОТ – ОТ - грушевый компот
АТ – АТ – АТ - овощной салат
ОРЫ – ОРЫ – ОРЫ - режем помидоры
УК – УК – УК - мы почистим лук
КО – КО – КО – всем полезно молоко
II.Вводная часть:
Логопед: На экране картинки (мясо, молоко, мороженное, масло, морковь, мука, макароны, сметана, мед, карамель)
Какие звуки встречаются во всех этих словах?
Дети: Во всех словах есть звуки[м] и [мь].
Логопед: Как, одним словом, назовем эти слова?
Дети: «Продукты питания»
Посмотрите, ребята, к нам на занятие приехали гости. Кто это?
Дети: К нам приехали в гости Маша и Миша.
Логопед: Скажите, какой первый звук в слове Маша?
Дети: Первый звук в слове Маша-[м].
Логопед: А какой в слове Миша?
Дети: В слове Миша первый звук [мь]
Логопед: Сегодня на занятии мы будем продолжать знакомиться со звуком [м][мь].
III.Основная часть:
Характеристика звуков [м] [мь] по артикуляционным и акустическим признакам.
Логопед: Ребята, произнесите звук[м]. Губы сжаты вместе, они не пропускают воздух. Когда проговариваем звук [м], губы «гудят».
Дети: Характеристику звуков [м] [мь]
Звук[м]- согласный
Логопед: Почему звук согласный?
Дети: При проговаривании звука, встречается преграда губы.
Логопед: Звук [м]- звонкий или глухой? Почему?
Дети: Звонкий, при произношении «вибрирует горло».
Логопед: Звук [м] согласный, звонкий, а ещё он какой?
Дети: Твердый
Логопед: Какого цвета «рубашка» звука [м]?
Дети: Синяя
Логопед: Характеристику звука [мь]
Дети: Согласный, звонкий, мягкий
Логопед: Какого цвета «рубашка» звука [мь]?
Дети: Зеленая
Игра «Поймай звук [м]-[мь]»
Работа по развитию фонематического слуха.
Логопед: Поиграем со звуками [м]. Я буду называть слоги и слова, если в слове есть звук [м]-[мь], вы должны его поймать в ладоши.
МА-РО-МУ-ЛО-ПА-УМ-ТИ-ИМ…; МАСЛО, МАКАРОНЫ, СУШКИ, БАРАНКИ, ПИРОГ, МОЛОКО, МЕД, КАРАМЕЛЬ, МУКА…
Игра «Твердый - мягкий»
Логопед: У вас на столах «рубашки» каких цветов?
Дети: Синего и зеленого цветов
Логопед: Какое задание, как вы думайте, сейчас вы выполните?
Дети: Определение мягкого и твердого звука синего цвета [м]; зеленого цвета [мь.]
Логопед: У вас на столах «рубашки», синих и зеленых цветов ваша задача определить твердый или мягкий звук вы услышите в словах, посчитаем сколько у вас получилась слов со звуком [м]-[мь].
Логопед: Мясо, мед, молоко, карамель, сметана, помидор, морковь, мороженное, масло, мука.
Логопед: Сколько слов с твердым звуком услышали? (вопрос индивидуальный к нескольким детям, для определения развития фонематического слуха)
Дети: Получилось 5 слов, со звуком [м].
Логопед: Сколько «рубашек» зеленого цвета?
Дети: 5.
Логопед: Какие это продукты?
Дети: Молоко, мороженное, мука…
Логопед: Сколько слов с [мь]звуком?
Дети: Смягким звуком [мь]4 слова.
IV.Физкультурная минутка:
Мы приходим в магазин | ходьба на месте |
Без лукошек и корзин, | сгибают руки в локтях, прижимают кисть к поясу |
Чтобы хлеб купить, батон | загибают пальцы правой и левой руки |
Шоколад и Колбасу и макарон, Сыр, зефир халву, Молоко, кефир, сметану, Кофе, чай и два банана. | руки согнуты в локтях, сгибают и разгибают пальцы рук |
Все купили наконец | рукопожатие |
5.Игра «Звуковая линейка»
Логопед: Предлагаю поиграть в игру «Звуковая линейка»
Звуковая линейка
Положите перед собой «звуковые решетки» и фишки для определения места звука в слове. Покажите, где начало слова, конец, середина.
Я буду называть слова, а вы внимательно слушайте, определите места звука в слове и закройте фишкой ту часть линейки, где находиться заданный звук в слове.
ПОМИДОР, СМЕТАНА, МЕД, МУКА…
Логопед: Какие слова, вы услышали со звуком [м],[мь]?
Дети: В названии продуктов мед, мука звук стоит в начале слова, а в словах сметана, помидор в середине слова (индивидуальные поясняющие ответы детей).
6.Игровое упражнение «В гости Маше и Мише» на интерактивной доске высвечиваются герои Маша и Миша
Логопед: У нас в гостях Маша и Миша, как вы думаете, почему наших гостей зовут Маша и Миша?
Дети: В именах героев есть звуки [м] [мь], в имени Маша -твердый звук, Миша- мягкий звук.
Проблемная ситуация: Необходимо распределить картинки – продукты с героями, соотнося звуки (в имени героя с продуктом на картинке) по твёрдости и мягкости, при этом совершая действия на интерактивной доске.
Логопед: Сейчас мы угостим Машу и Мишу, на доске высвечиваются две корзины синяя корзина и зеленая? (определение корзины в соответствии со звуком в имени героя). И посчитать сколько слогов в слове.
При перемещении картинки в корзину, если правильный ответ продукт остается в корзине, если неверный ответ, то картинка возвращается на исходное место.
Инструкция: Два ребенка на интерактивной доске распределяют картинки по корзинам.
Дети: Синяя корзина Маше, зеленую корзину Мише.
Маше в корзинку?
Дети: Мо-ло-ко три слога, му-ка- два слога? ма-ка-ро-ны…
Логопед: Какие продукты у Миши?
Дети: Сме-та-на, мар-ме-лад…
V. Заключительная часть:
Логопед: Ребята, вы сегодня правильно дифференцировали звуки [М, Мь], определяли место звука в словах, делили слова на слоги…
«Сюрприз от Маши и Миши» + рефлексия
Логопед: Маша и Миша приготовили для вас конверты, зеленого и желтого цвета. Конверт зеленого цвета означает, вам сегодня было легко на занятии, и вы справились со всеми заданиями. Если вы испытывали трудности, возьмите конверт желтого цвета.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект логопедического занятия учителя - логопеда Туровской С. В.Конспект занятия" Звук "У""
Тема. Звук У. Цель. Закрепить навыки четкого произношения звука . Задачи образовательные: 1. Познакомить детей со звуком ...
Конспекты занятий По математике Конспект занятия по математике в средней группе Тема: План (карта путешествий) Программные задачи: Формировать умение ориентироваться по элементарному плану, правильно определять взаимное расположение предметов в про
Конспекты занятийПо математикеКонспект занятия по математике в средней группе Тема: План (карта путешествий)Программные задачи:Формировать умение ориентироваться по элементарному плану, правильно...
Конспекты занятий Занятия по развитию речи Конспект итогового занятия по развитию речи «В гости к бабушке»
Конспекты занятийЗанятия по развитию речиКонспект итогового занятия по развитию речи «В гости к бабушке»...
Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе Конспект занятия в подготовительной группы педагога-психолога со слабослышащими детьми
Дата проведения: 21 февраля 2012 г. Участники: дети подготовительной группыПроводит: педагог-психолог Панова М.М.Цель:способствовать формиров...
Конспект комплексного занятия по математике и конструированию во второй младшей группе Конспект комплексного занятия по математике и конструированию во второй младшей группе Конспект занятий
Познакомить детей с числом и цифрой 6.Совершенствовать навыки счета и сравнения совокупностей предмета.Формировать умение детей различать понятия вчера, сегодня, завтра.Закреплять знания о геоме...
Конспект занятия «Путешествие в Африку. Как помочь удаву?» план-конспект занятия по математике (подготовительная группа) на тему план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)
Конспект занятия «Путешествие в Африку. Как помочь удаву?»Программное содержание: 1. Образовательные: учить пользоваться условной меркой при определении величины предметов....
Конспект занятие по развитию речи с детьми старшей дошкольной группы по теме «Транспорт» с использованием интерактивной доски (на основе конспектов логопедических занятий Нищевой Н.В.) + Игры для ИД к занятию.
В современном обществе интерактивные технологии прочно вошли в нашу жизнь. Мы уже на представляем себя без компьютеров и геджетов. А как же иначе, ведь они так облегчают жизнь, дают неогранниченный ис...