Конспект занятия
методическая разработка по логопедии (старшая, подготовительная группа)

Широкова Ирина Игоревна

Конспект занятия в группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи (второй год обучения) по формированию предпосылок к обучению грамоте

Тема: Звук и буква [м]и [мь]

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_2.docx22.79 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия в группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи (второй год обучения) по формированию предпосылок к обучению грамоте

Тема: Звук и буква [м]и [мь]


Цель: Дифференциация согласных звуков[м] и [мь] по лексической теме «продукты» в коммуникативной деятельности.

Задачи:

Коррекционно- образовательные:

1. Формировать умение детей дифференцировать согласные звуки [м] и [мь] по твердости и мягкости в игровых упражнениях

2. Закреплять умение детей определять позицию согласных звуков[м]в словах (в начале, в середине, в конце), через дидактические игры;

3. Автоматизировать навык деления слов на слоги.

Коррекционно - развивающие:

1. Развивать слуховую память, внимание, через упражнения и дидактические игры.

2.Активизировать умение детей отвечать на вопросы полным ответом.

Коррекционно- воспитательные:

1.Воспитывать и поощрять желание детей к проявлению сотрудничества, самостоятельности, инициативности.

Оборудование: Профиль звука [м], предметные картинки «продуктов», (на звуки [м] и [мь]) интерактивная доска, раздаточный материал на каждого ребенка (сигнальные карточки, звуковые линейки), фишки (синие, зеленые), конверты цветные (зеленые и желтые) с разрезными картинками на каждого ребенка.

Ход занятия:

I.Организационный момент

Логопед: Сейчас поиграем, я проговариваю чистоговорку, у кого мяч тот повторяет чистоговорку четко и правильно:

ОШКУ – ОШКУ – ОШКУ - покупаем мы картошку

ОЛЬ – ОЛЬ – ОЛЬ – мы купили соль

ОН – ОН – ОН - желтенький лимон

ФЕТЫ – ФЕТЫ – ФЕТЫ – шоколадные конфеты

УП – УП – УП - мама варит суп

ЛЕТЫ – ЛЕТЫ – ЛЕТЫ - вкусные котлеты  

ОК – ОК – ОК - с мясом пирожок

АША – АША – АША - гречневая каша

СЕЛЬ – СЕЛЬ – СЕЛЬ - малиновый кисель

ОТ – ОТ – ОТ - грушевый компот

АТ – АТ – АТ - овощной салат

ОРЫ – ОРЫ – ОРЫ - режем помидоры

УК – УК – УК - мы почистим лук

КО – КО – КО – всем полезно молоко

II.Вводная часть:

Логопед: На экране картинки (мясо, молоко, мороженное, масло, морковь, мука, макароны, сметана, мед, карамель)

Какие звуки встречаются во всех этих словах?

Дети: Во всех словах есть звуки[м] и [мь].

Логопед: Как, одним словом, назовем эти слова?

Дети: «Продукты питания»

Посмотрите, ребята, к нам на занятие приехали гости. Кто это?

Дети: К нам приехали в гости Маша и Миша.

Логопед: Скажите, какой первый звук в слове Маша?

Дети: Первый звук в слове Маша-[м].

Логопед: А какой в слове Миша?

Дети: В слове Миша первый звук [мь]

Логопед: Сегодня на занятии мы будем продолжать знакомиться со звуком [м][мь].

III.Основная часть:

Характеристика звуков [м] [мь] по артикуляционным и акустическим признакам.

Логопед: Ребята, произнесите звук[м]. Губы сжаты вместе, они не пропускают воздух. Когда проговариваем звук [м], губы «гудят».

Дети: Характеристику звуков [м] [мь]

Звук[м]- согласный

Логопед: Почему звук согласный?

Дети: При проговаривании звука, встречается преграда губы.

Логопед: Звук [м]- звонкий или глухой? Почему?

Дети: Звонкий, при произношении «вибрирует горло».

Логопед: Звук [м] согласный, звонкий, а ещё он какой?

Дети: Твердый

Логопед: Какого цвета «рубашка» звука [м]?

Дети: Синяя

Логопед: Характеристику звука [мь]

Дети: Согласный, звонкий, мягкий

Логопед: Какого цвета «рубашка» звука [мь]?

Дети: Зеленая

Игра «Поймай звук [м]-[мь]»

Работа по развитию фонематического слуха.

Логопед: Поиграем со звуками [м]. Я буду называть слоги и слова, если в слове есть звук [м]-[мь], вы должны его поймать в ладоши.

МА-РО-МУ-ЛО-ПА-УМ-ТИ-ИМ…; МАСЛО, МАКАРОНЫ, СУШКИ, БАРАНКИ, ПИРОГ, МОЛОКО, МЕД, КАРАМЕЛЬ, МУКА…

Игра «Твердый - мягкий»

Логопед: У вас на столах «рубашки» каких цветов?

Дети: Синего и зеленого цветов

Логопед: Какое задание, как вы думайте, сейчас вы выполните?

Дети: Определение мягкого и твердого звука синего цвета [м]; зеленого цвета [мь.]

Логопед: У вас на столах «рубашки», синих и зеленых цветов ваша задача определить твердый или мягкий звук вы услышите в словах, посчитаем сколько у вас получилась слов со звуком [м]-[мь].

Логопед: Мясо, мед, молоко, карамель, сметана, помидор, морковь, мороженное, масло, мука.

Логопед: Сколько слов с твердым звуком услышали? (вопрос индивидуальный к нескольким детям, для определения развития фонематического слуха)

Дети: Получилось 5 слов, со звуком [м].

Логопед: Сколько «рубашек» зеленого цвета?

Дети: 5.

Логопед: Какие это продукты?

Дети: Молоко, мороженное, мука…

Логопед: Сколько слов с [мь]звуком?

Дети: Смягким звуком [мь]4 слова.

IV.Физкультурная минутка:

Мы приходим в магазин

ходьба на месте

Без лукошек и корзин,

сгибают руки в локтях, прижимают кисть к поясу

Чтобы хлеб купить, батон

загибают пальцы правой и левой руки

Шоколад и Колбасу и макарон,

Сыр, зефир халву,

Молоко, кефир, сметану,

Кофе, чай и два банана.

руки согнуты в локтях, сгибают и разгибают пальцы рук

Все купили наконец

рукопожатие

5.Игра «Звуковая линейка»

Логопед: Предлагаю поиграть в игру «Звуковая линейка»

                                                  Звуковая линейка

Положите перед собой «звуковые решетки» и фишки для определения места звука в слове. Покажите, где начало слова, конец, середина.

Я буду называть слова, а вы внимательно слушайте, определите места звука в слове и закройте фишкой ту часть линейки, где находиться  заданный звук в слове.

ПОМИДОР, СМЕТАНА, МЕД, МУКА…

Логопед: Какие слова, вы услышали со звуком [м],[мь]?

Дети: В названии продуктов мед, мука звук стоит в начале слова, а в словах сметана, помидор в середине слова (индивидуальные поясняющие ответы детей).

6.Игровое упражнение «В гости Маше и Мише» на интерактивной  доске высвечиваются герои Маша и Миша

Логопед: У нас в гостях Маша и Миша, как вы думаете, почему наших гостей зовут Маша и Миша?

Дети: В именах героев есть звуки [м] [мь], в имени Маша -твердый звук, Миша- мягкий звук.

Проблемная ситуация: Необходимо распределить картинки – продукты с героями, соотнося звуки (в имени героя с продуктом на картинке) по твёрдости и мягкости, при этом совершая действия на интерактивной доске.

Логопед: Сейчас мы угостим Машу и Мишу, на доске высвечиваются две корзины синяя корзина и зеленая? (определение корзины в соответствии со звуком в имени героя). И посчитать сколько слогов в слове.

При перемещении картинки в корзину, если правильный ответ продукт остается в корзине, если неверный ответ, то картинка возвращается на исходное место.

Инструкция: Два ребенка на интерактивной доске распределяют картинки по корзинам.

Дети: Синяя корзина Маше, зеленую корзину Мише.

Маше в корзинку?

Дети: Мо-ло-ко три слога, му-ка- два слога? ма-ка-ро-ны

Логопед: Какие продукты у Миши?

Дети: Сме-та-на, мар-ме-лад…

V. Заключительная часть:

Логопед: Ребята, вы сегодня правильно дифференцировали звуки [М, Мь], определяли место звука в словах, делили слова на слоги…

«Сюрприз от Маши и Миши» + рефлексия

Логопед: Маша и Миша приготовили для вас конверты, зеленого и желтого цвета. Конверт зеленого цвета означает, вам сегодня было легко на занятии, и вы справились со всеми заданиями. Если вы испытывали трудности, возьмите конверт желтого цвета.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект логопедического занятия учителя - логопеда Туровской С. В.Конспект занятия" Звук "У""

Тема. Звук У. Цель. Закрепить навыки четкого произношения звука .   Задачи образовательные: 1.            Познакомить детей со звуком ...

Конспекты занятий По математике Конспект занятия по математике в средней группе Тема: План (карта путешествий) Программные задачи: Формировать умение ориентироваться по элементарному плану, правильно определять взаимное расположение предметов в про

Конспекты занятийПо математикеКонспект занятия по математике в средней группе Тема: План (карта путешествий)Программные задачи:Формировать умение ориентироваться по элементарному плану, правильно...

Конспекты занятий Занятия по развитию речи Конспект итогового занятия по развитию речи «В гости к бабушке»

Конспекты занятийЗанятия по развитию речиКонспект итогового занятия по развитию речи        «В гости к бабушке»...

Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе Конспект занятия в подготовительной группы педагога-психолога со слабослышащими детьми

Дата проведения:  21  февраля  2012  г. Участники:   дети подготовительной группыПроводит:  педагог-психолог Панова  М.М.Цель:способствовать формиров...

Конспект комплексного занятия по математике и конструированию во второй младшей группе Конспект комплексного занятия по математике и конструированию во второй младшей группе Конспект занятий

Познакомить детей с числом и цифрой 6.Совершенствовать навыки счета и сравнения совокупностей предмета.Формировать умение детей различать понятия вчера, сегодня, завтра.Закреплять знания о геоме...

Конспект занятия «Путешествие в Африку. Как помочь удаву?» план-конспект занятия по математике (подготовительная группа) на тему план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Конспект занятия «Путешествие в Африку. Как помочь удаву?»Программное содержание: 1. Образовательные: учить пользоваться условной меркой при  определении величины предметов....

Конспект занятие по развитию речи с детьми старшей дошкольной группы по теме «Транспорт» с использованием интерактивной доски (на основе конспектов логопедических занятий Нищевой Н.В.) + Игры для ИД к занятию.

В современном обществе интерактивные технологии прочно вошли в нашу жизнь. Мы уже на представляем себя без компьютеров и геджетов. А как же иначе, ведь они так облегчают жизнь, дают неогранниченный ис...