Чувство ритма у ребёнка-дошкольника
консультация по логопедии (старшая группа)

Роттер Марина Александровна

Чувство ритма является базой. Ритм лежит в основе многих жизненных процессов, таких как: дыхание, сердцебиение, сон, бодрствование и т.д. - это общеизвестный факт. Обучение музыке и танцам - это сферы, практически невозможные без чувства ритма.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл partalmay2024_ritm.docx19.38 КБ

Предварительный просмотр:

Чувство ритма  у ребёнка-дошкольника

                               

Перед тем, как обсуждать приёмы, с помощью которых можно проверить и развивать чувство ритма у ребёнка, нужно разобраться, зачем это нужно, для чего?

Если ребёнок не может отхлопать, ритмический рисунок, то какие трудности вследствие этого он будет испытывать в другой деятельности?

Чувство ритма является базой. Ритм лежит в основе многих жизненных процессов, таких как: дыхание, сердцебиение, сон, бодрствование и т.д. - это общеизвестный факт. Обучение музыке и танцам - это сферы, практически невозможные без чувства ритма.

Первое, что рассматривает логопед, когда говорит про ритм, - его значение для слоговой структуры. Действительно, способность воспринимать и повторять различные ритмические цепочки важна для освоения слоговой структуры слов. Слова в русском языке имеют разную длину и подвижное ударение. Слова состоят из 2-3-4- слогов, ударение падает то на первый слог, то на второй - и всё это разнообразие нужно воспринять и воспроизвести. Ребёнок сначала усваивает ритмико-интонационный каркас, куда потом, по мере развития двигательного анализатора, будут «вставляться» звуки.

Тренировка этой интонационно-ритмической способности начинается очень рано! Интонация усваивается раньше, начиная с крика, а ритм –немного позже (с 5-6 мес.)

Нужно помнить, что развитие ритмической способности ребёнка тесно связано с развитием его движений. Задумывались ли вы над таким совпадением: активное развитие лепета начинается, когда ребёнок научился сидеть? Ребёнок лежит, протяжно гулит, смотрит на маму, слушает её – развивается интонация. А вот гуление сменяется ритмичными слогами лепета. И мы начинаем видеть связь ритма и движений: ребёнок всегда помогает лепету движениями: ритмично взмахивает руками, стучит по кроватке, кастрюле или подпрыгивает на руках у мамы.

А как проверить чувство ритма у ребёнка?

«Маршировка» -самый простой способ получить представление о чувстве ритма ребёнка. Это упражнение способно дать специалисту (и не только) дополнительную информацию о состоянии различных функций.

Просим ребёнка прошагать, как на параде.

-Я буду хлопать (можно стучать в бубен), а ты шагай до стены (до двери).

Можно шагать под хлопки, под бубен или под команды взрослого.

Сначала взрослый может показать, как нужно маршировать. Можно шагать на месте, а можно- с продвижением.

Если к маршировке добавляется слуховые сигналы (хлопки, бубен или счёт) – их нужно обрабатывать и координировать движения в соответствии с ними. Это повышает нагрузку на мозг, требуется согласованная деятельность нескольких отделов. Мозг развивается. А если добавить не просто движения, а ритм  и ритмически согласованные движения – маршировка начнет развивать разные модальности и параметры внимания.

В процессе маршировки совершенствуется контроль за движениями, зрительно-моторные координации и пространственное восприятие. Попробуйте-ка идти и не наступать на пятки идущему впереди... Это же нужно следить за равномерностью движений! Ещё одна задача для мозга.

Кроме этого, маршировка развивает мышцы верхней и нижней половины тела, тренирует сердечно-сосудистую систему, развивает вестибулярный аппарат и заряжает ребёнка энергией. Даже просто под счёт, а уж если под музыку да песню грянуть ...

На занятиях по музыкальному и физическому развитию, а так же при выполнении специальных лого-ритмических заданий и игр и рифмованных упражнений по согласованию речи с движением,  в детском саду, дети начинают учиться организованное ходьбе и маршировке достаточно рано. К 5 годам ребёнок уже должен уметь маршировать (пытаться!).

Полезные упражнения с маршировкой

Как сделать упражнения логопедическими, т.е способствующими развитию речи ребёнка?

         Шаг 1. Если не получается сразу подружить ноги с руками или руки работают как-то не так, то сначала нужно отработать шаги в ритм речевого сопровождения счёта «раз-два», слов «левой-левой», хлопков или ударов бубна или барабана.

Шаг 2. Затем отрабатываем в медленном темпе движения рук перед грудью: согнуть-выпрямить и т.д. После – отрабатываем движения рук под счёт с ускорением.

Шаг 3. Отрабатываем (медленно!) согласованные движения рук и ног: одновременно поднимаем левую ногу и согнутую правую руку и т.д.

Виды упражнений по маршировке

1. Маршировка под счёт «раз-два, левой-левой». Учимся начинать и останавливаться по команде: «Стой! Раз-два!» Если тормозить по команде не получается, есть подозрения по поводу многих несформированных моментов: и баланс процессов возбуждения и торможения не сформирован, и речевая регуляция моторики страдает. У таких детей, чаще всего, речь взрослого не является регулятором поведения.

2. «Сам себе командир». Просим ребёнка маршировать и командовать себе: «Раз-два, раз-два и т.д.». Ребёнок марширует и командует себе сам. Это уже элементы логоритмики: есть ритм, есть движение, есть речь- нужно их скоординировать. Основные ингредиенты: движение, ритм, речь.

 (дополнительный вариант: добавить слова «Левой, левой …).

3.«Командир отряда». Просим ребёнка командовать маршировкой других детей или взрослого. Ребёнок может командовать сам собой, вами или группой детей.

4. «Прохлопать стихотворение».

- Рассказать любое простое стихотворение.

- Просим рассказывать стихотворение под хлопки по слогам.

«На-ша Та-ня гром-ко пла-чет и т.д.»

5. Маршируем и проговариваем слоги: можно с простыми звуками, а можно со звуком, который ребёнок отрабатывает по заданию логопеда. На каждый шаг – слог: ТА-ТА, ТА-ТА, Затем усложнить: ТА- ТУ. ША-ША, ША-ШУ. Только помните, что это упражнение даём тогда, когда отработали чёткое произнесение слогов сидя. Главное, чёткость произнесения!

6.Повтор равномерного медленного ритма: ТАМ-ТАМ-ТАМ-ТАМ …

Задача -удерживать скорость при повторе.

7.Повтор равномерного быстрого ритма: титититититити… (дело не в количестве, держать скорость!)

8.Повтор разных ритмических рисунков. ТАМ-тити, ТАМ-тити или ТАМ-тити-ТАМ-ТАМ и т.д..

Все приведённые выше упражнения помогают формированию ритмического каркаса речи в целом: ребёнок будет говорить чётче, полезно для детей с ускоренной(захлёбывающейся) речью. Помогает освоению слоговой структуры слов. Лучший рецепт – это ритм, движение и речь!

Почему рецепт из ритма, речи и движений наиболее полезен для развития речи ребёнка?  В исследованиях нейрофизиологов были получены вот такие данные: ритмические движения оказывают неспецифическое тонизирующее воздействие на мозг, повышают работоспособность коры головного мозга. Ритм влияет на волновую активность разных участков мозга: активизирует или успокаивает.

Но самое главное: когда ребёнок совершает ритмические движения, сопровождая их стихами, то у него резко усиливается согласованная деятельность двигательных и слуховых речевых зон. (исследования Т.П. Хризман, которые были проведены при выполнении детьми пальчиковой гимнастики).

Поэтому применяем уровневый подход:

учим движения под речевое сопровождение взрослого,

затем – сопряжённо (ребёнок совершает ритмические движения, проговаривая стихи вместе со взрослым).

третий уровень- ребёнок совершает ритмические движения, сопровождая движения самостоятельным проговариванием стихов. Движения могут быть разными: ногами, руками, кистями, пальцами. Для неговорящих или плохо говорящих детей будут полезны 1 и 2 уровни.

Самое простое – пальчиковая гимнастика для кистей и пальцев рук. Тут  и внимание развивается, и память активизируется, и два полушария начинают дружить, и речевые зоны работают дружнее, и мышцы развиваются. Всей пользы не перечислить!

(Рекомендации составлены с использованием  материала #логопедКосинова)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей «Монологическая речь ребёнка – дошкольника»

В консультации по развитию речевых навыков у детей дошкольного возраста коротко раскрываются этапы развития речи детей, и предлагаются задания и упражнения с дошкольниками по развитию монологической р...

Консультация для родителей по художественно-эстетическому развитию дошкольников "Значение рисования для всестороннего воспитания и развития ребёнка-дошкольника"

Эта консультация поможет Вам, родители, понять следующее -для чего, зачем  и почему необходимо развивать творческие способности вашего ребёнка....

Научно-практическая конференция «Книга в жизни ребёнка-дошкольника» Доклад «Развитие воображения и креативных способностей дошкольников посредством чтения и ознакомления детей с художественной литературой»

В  «Концепции долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 года», отмечено, что “Развивающемуся обществу нужны современно образованные  люди, которы...

Консультация для родителей "Роль книги в жизни дошкольника. Ребёнок дошкольник - слушатель или читатель "

Консультация для родителей "Ребёнок дошкольник  - слушатель или читатель"...

Консультация для родителей "Значение чувства ритма в развитии ребёнка-дошкольника".

Консультация для родителей "Значение чувства ритма в развитии ребёнка-дошкольника"....