Педагогический проект " Будем правильно читать и писать"
проект по логопедии (подготовительная группа)

Педагогический проект " Будем правильно читать и писать"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Радуга»

                        Педагогический проект

                  « Будем правильно читать и писать»

   Данный проект разработан с целью профилактики дислексии и дисграфии у детей с фонетико-фонематическим  недоразвитием речи и с общим недоразвитием речи. Полезен и для  детей 6-7 лет  общеразвивающих  групп детского сада.

Тема проекта: «Предупреждение  дислексии и дисграфии у дошкольников с нарушениями речи »

Тип проекта: информационный, практико-ориентированный

Участники проекта: Учитель-логопед, дети с ФФНР 6-7 лет, педагоги, родители.

Актуальность

 
  Обучение грамоте, предупреждение нарушений чтения и письма одно из приоритетных направлений деятельности педагогов и родителей  ДОУ. В настоящее время является общепризнанным тот факт, что между недоразвитием речи и нарушением чтения существует тесная взаимосвязь. Дети с общим недоразвитием речи — это особая категория дошкольников с недостаточными предпосылками для обучения чтению. Программы обучения в массовой школе усложнены и насыщены разнообразным материалом, который должен быть усвоен через чтение. Ребёнок, идущий в массовую школу с диагнозом общее недоразвитие речи, испытывает большие трудности в обучении чтению и письму. Для того чтобы грамотно писать, ребенку необходимо представлять, что предложения состоят из слов, слова из слогов, слоги из звуков, звуки в слове расположены в определенной последовательности. Навык чтения формируется у ребенка только после овладения слиянием звуков в слоги, слова. По мнению известного психолога Д. Б. Эльконина, «Чтение – есть воссоздание звуковой формы слова по его графической (буквенной) модели». К. Д. Ушинский отмечал, что «Сознательно читать и писать может только тот, кто понял звуко-слоговое строение слова». 
   Процесс обучения грамоте состоит из следующих компонентов:

  • Сформированность  звуковой стороны речи - ребенок должен владеть правильным, чётким произношением звуков всех фонематических групп свистящих (с,з,ц), шипящих (ш, ж), аффриката (ч, щ), соноров (л, р);
  • Сформированность  фонематических процессов -  умение слышать, различать и дифференцировать звуки родного языка;
  • Готовность к звукобуквенному анализу и синтезу -  умение выделять начальный гласный из состава слова; делать анализ гласных звуков; анализ обратных слогов; слышать и выделять первый и последний согласный звук в слове;
  • Знакомство детей с терминами: "звук", "слог", "слово", "предложение", звуки гласные, согласные, твердые, мягкие, глухие, звонкие;
  • Способность работать со схемой слова, разрезной азбукой и владеть навыками послоговогочтения.

                                 

     Проблема: у  детей недостаточно сформированы предпосылки к освоению грамоты, воспитанники испытывают большие трудности в осуществлении звукового анализа и синтеза слов, не различают на слух звуки, неправильно называют символ на письме (букву). Исходя из этого, возникло противоречие между тем, что дети должны знать и тем, что они умеют.

    Проект «Будем правильно читать и писать» позволяет решить основные задачи обучения -  сформировать элементарные навыки чтения и письма у детей с нарушениями речи.

Цель: подготовить  дошкольников с ФФНР и ОНР к обучению грамоте с целью профилактики дислексии и дисграфии.

Задачи проекта:

  • Развивать фонематические процессы для готовности к овладению звуковым анализом и синтезом.
  • Сформировать у детей готовность к овладению элементарным навыкам письма и чтения.
  • .Совершенствовать пространственную ориентировку;
  • Использовать разнообразные методы и приёмы с целью профилактики у детей дисграфии и дислексии..
  • Воспитывать у детей желание к обучению грамоте.
  • Вовлечь родителей в совместный процесс при подготовке детей к обучению грамоте.
  • Научить родителей применять игры и игровые упражнения, способствующие обучению грамоте детей.

Предполагаемый результат проекта:

  • Создать предпосылок к грамотному овладению письмом и чтением.
  • Обеспечить информатизацию педагогического процесса, за счёт применения информационно-коммуникативных технологий.
  • Четко дифференцировать звуки родного языка;
  • Различать понятия «звук», «твердый звук», «мягкий звук», «глухой звук», «звонкий звук», «слог», «предложение» на практическом уровне;
  • Развивать фонематический слух и восприятие, закреплять навык правильного звукопроизношения и звукобуквенного анализа.
  • Выработка навыков составления и чтения слогов, слов.                                                      
  • Повышение заинтересованности, активности, творческого участия родителей в жизни своих детей.
  • Повысить компетентность родителей в вопросах профилактики дислексии и дисграфии.
  • Сотрудничество педагогов ДОУ с семей при подготовке будущих первоклассников к обучению грамоте.

Сроки разработки и реализации проекта: 1 год

Ресурсы проекта:

  • материально-технические ресурсы;
  • информационно-деловое оснащение проекта;
  • наглядно-демонстрационный материал по теме проекта: игры, игрушки, пособия, картотека и др. литература;
  • материал для детской продуктивной деятельности;
  • кадровые ресурсы: все участники образовательного процесса;
  • интернет ресурс.

Планирование и реализация проекта

1 этап:   Подготовительный

  • Выявление проблемы и вхождение в ситуацию.
  • Доведение до участников проекта важности данной проблемы.
    Практическая деятельность по решению проблемы: изучение передовых технологий; подготовка ресурсного обеспечения
  • Организация работы по созданию условий для реализации проекта.
  • Организация методической работы.: анкетирование родителей с целью выявления уровня компетентности в вопросах профилактики дислексии и дисграфии.
  • Составление перспективного плана мероприятий.

2 этап:   Основной

Месяц

Форма и содержание

Цель

Участники

Сентябрь

Диагностика уровня развития речи.

Анкетирование родителей

Выявление уровня компетентности в вопросах профилактики дислексии и дисграфии.

Логопед, воспитатели, родители

Октябрь

1. Родительское собрание с элементами фасилитации «Проблема диграфии и дислексии у детей с ФФНР»

2. Беседа с детьми на тему «Как хорошо уметь читать»

3. Чтение худ. произведения Драгунский В.И. «Заколдованная буква»

4. Д/И на дифференциацию понятий «звук – буква»

Приобщение родителей к проблеме обучения детей грамоте

Воспитывать у детей интерес  к обучению грамоте.

Логопед, воспитатели, родители, дети

Ноябрь

1. Д/И на дифференциацию понятий «гласные – согласные», «звук – слов»: «Фонарики», «Ловушки для звуков», «Доскажи словечко»

2. Оформление буклетов для родителей «Игралочка»

3. Логоритмика  «Весёлые звуки!»

Развивать фонематические представления и чувств ритма.

Вооружить родителей практическим игровым материалом по теме

Логопед, воспитатели, родители, дети, муз.руководитель

Декабрь

1. Д/И на дифференциацию понятий: «твёрдый-мягкий, звонкий-глухой»:

Игры «Фонарики», «Узнай букву на ощупь», «Дорисуй букву», «Выложи букву», «Зеркальные буквы»

2.Газета для родителей «Что мы знаем о звуках и буквах»

3.Посетить « Праздник букваря» в школе

Развивать фонематические представления, ориентировку на листе бумаге и в пространстве.

Вооружить родителей практическими знаниями .

Преемственность со школой.

Все участники проекта

Январь

1. Д/И на дифференциацию понятий «звук – слог»

«Подбери слоги к схеме», «Соедини одинаковые слоги», «Найди вагончик с нужным слогом»

2.Логопедическая гостиная для родителей.

3. Консультация для воспитателей «Профилактика дисграфии»

Развивать фонематические представления, ориентировку на листе бумаге и в пространстве.

Повысить интерес родителей к процессу обучения грамоте

Все участники проекта

Февраль

1. Д/И на дифференциацию понятий «слог-слово»: «Подбери слово на заданный слог», «Слоговое домино»

2. Совместная творческая работа детей и родителей «Изготовление букв». Организация выставки

3. Выпуск книжки-малышки воспитателями вместе с детьми и родителями с пословицами и поговорками о школе и учёбе»

Развивать фонематические представления, ориентировку на листе бумаге и в пространстве.

Закрепление знаний по теме через творческую работу.

Все участники проекта

Март

11. Д/И на дифференциацию понятий «слово-предложение»: «Составь предложение по заданному слову», «Подружи слова», кроссворды, ребусы.

2. Мастер-класс для родителей: изготовление игра для дома «Фонарики», «Составление схемы к словам, предложениям»

3. Ритмический рисунок слов и их интонационная окраска .

Развивать фонематические представления, ориентировку на листе бумаге и в пространстве.

Обучить родителей методам и приёмам направленных на профилактику дисграфии и дислексии.

Все участники проекта

Апрель

1Д/И на Ударение «Магазин»

Прохлопывание ритмического рисунка слова с выделением ударного слога.

Интонационная выразительность и знаки препинания (игры)

2. Собрание для родителей с учителем нач. классов «На пороге школы»

3. Викторина для детей «На пороге школы»

Развивать фонематические представления, ориентировку на листе бумаге и в пространстве.

Преемственность ДОУ и школы

Выявить уровень знаний у детей по теме.

Логопед, воспитатели, родители, дети, учитель начальных классов

Май

Диагностика детей

Итоговое анкетирование родителей.

Итоги психологической готовности детей к школе.

Презентация проекта.

Размещение материала на сайте ДОУ.

Выявление уровня готовности к школе, усвоения материала по проекту.

Распространение опыта по теме.

Логопед, воспитатели, родители, дети, психолог

3 этап. Заключительный

  • Диагностика детей
  • Итоговое анкетирование родителей.
  • Итоги психологической готовности детей к школе.
  • Презентация проекта.
  • Размещение материала на сайте ДОУ.

Для реализации проекта использовались методы:

Словесный – объяснение, чтение, рассказ, словесные игры, заучивание стихотворений о букве.

Наглядный – наблюдение за показом написания букв, показ звукового анализа с использованием цветных кругов, оформление папок - передвижек для родителей, буклеты, памятки. Рассматривание картинок, альбомов, графическое изображение букв. Просмотр видео, презентаций PowerPoint.

Практический – дидактические игры по обучению грамоте и развитию речи, продуктивные виды изобразительной деятельности. Составление схемы слова с использованием цветных кругов. Оформление Азбук для детей с рисунками букв и коллажей «Где спряталась буква?». Оформление выставки «Звуки – звуки слышим вас, не уйдете вы от нас», фотоотчёт о проделанной работе.

Контрольно-диагностический этап.

- Выявление уровня речевого развития детей.

- Анализ результатов работы по реализации проекта.

- Мониторинг, обработка результатов соотношение целей и результатов проекта.

- Итоговое обобщающее открытое занятие «На пороге школы».

Заключение.

При реализации данного проекта все задачи решены, цель достигнута.

 Об этом свидетельствуют данные сравнительной диагностики на начало и конец учебного года.

Уровень знаний и умений родителей и педагогов по теме проекта повысился.

Литература

1. Нищева Н.В Обучение грамоте детей дошкольного возраста. Парциальная программа. ФГОС. Детство-Пресс, 2016 г.

2. Колесникова Е. В. Издательство: «Учимся составлять слоговые схемы. Рабочая тетрадь для детей 4-5 лет. ФГОС ДО», 2016 г.

3. Цуканова С, Бетц Л. «Учим ребенка говорить и читать», 2015 г.

4. Т. Б.Филичева, Г. В.Чиркина. Программа обучения и воспитания детей с фонетико-фонематическим недоразвитием (старшая группа детского сада), 1993 г.

5. Гаврилова А. С, Шанина С. А. Логопедические игры. Москва, 2010 г.

6. Миронова Н.М. Развиваем фонематическое восприятие у детей старшей логопедической гнруппы, 2015 г.

7. Пожиленко Е.А. Волшебный мир звуков и слов. Владос, 1999 г.

8. Коноваленко В.В. Коноваленко С.В. «Фронтальные логопедические занятия в подготовительной группе для детей с ФФН», 2002 г.

9. Доронова Т.Н., Гризик Т.И. На пороге школы. Москва, 2002 г.

10. Рабочие тетради дошкольника. «Солнечные ступеньки». Москва, 2009 г.

Предполагаемый результат:

  • Создать предпосылки  грамотного овладения письмом и чтением.
  • Обеспечить информатизацию педагогического процесса, за счёт применения информационно-коммуникативных технологий.
  • Четко дифференцировать звуки родного языка;
  • Различать понятия «звук», «твердый звук», «мягкий звук», «глухой звук», «звонкий звук», «слог», «предложение» на практическом уровне;
  • Развивать фонематический слух и восприятие, закреплять навык правильного звукопроизношения и звукобуквенного анализа.
  • Выработать навыки составления и чтения слогов, слов.                            
  • Повысить уровень заинтересованности, активности, творческого участия родителей в  подготовке к школе своих детей.
  • Повысить компетентность родителей в вопросах профилактики дислексии и дисграфии.
  • Создать условия для cотрудничества педагогов ДОУ с семей при подготовке будущих первоклассников к обучению грамоте.

                                                C:\Users\User\Pictures\images (63).jpg

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический проект "Будем говорить красиво"

Поскольку нарушения речи отражаются на психическом развитии ребенка, формировании его личности и поведения, родители, которые могут оценить своих детей, услышать их ошибки, должны быть максимально вов...

Социально - педагогический проект "Будь здоровым, малыш!"

Социально - педагогический проект "Будь здоровым, малыш!" расзработан на базе МБДОУ № 9 "Журавушка" для детей раннего возраста.Основной целью проекта является создание условий для полноценного сохране...

Паспорт педагогического проекта «Будь здоров, малыш!»

Проект посвящён актуальной проблеме – формированию у детей навыков здорового образа жизни. Для осуществления преемственности в формировании привычки к здоровому образу жизни у детей, необходима совмес...

Педагогический проект "Будем Родину любить, будем в Армии служить"

Цель данного проекта: Формирование  у детей дошкольного возраста чувства патриотизма, гордости и уважения за родную страну и Российскую армию....

Проект: «Будем правильно дышать и здоровье сохранять»

Тип  Проекта: познавательно-оздоровительная направленность.—Цель Проекта—Формирование осознанного отношения к своему здоровью и потребности к здоровому образу жизни через ознакомление детей со ст...