Мастер-класс для молодого специалиста
методическая разработка по логопедии

Мастер-класс для молодого специалиста 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

                                  детский сад «Радуга», с. Мамонтово

28122353

                                       «Не относись к наставнику как к Богу .

В образовании  нет  места чудесам.

Учитель лишь укажет вам дорогу,

А вот пройти по ней ты должен сам!»

                              Дмитрий Эйт.

 Мастер-класс для начинающего учителя-логопеда  ДОУ.

«Использование нетрадиционных приемов игрового самомассажа в коррекции речевых нарушений с проявлениями стертой формы дизартрии у старших дошкольников»

             

                     Разработала:  учитель-логопед Хватик Т.М.

                                   с.Мамонтово, 2023 г.

Цель: помогать начинающему специалисту успешно адаптироваться в профессии; передавать накопленный опыт начинающему учителю-логопеду  по использованию игрового самомассажа в коррекции речевых нарушений с дизартрическими проявлениями у старших дошкольников.

 Задачи:

- повышать уровень профессиональной компетенции и мастерства начинающего учителя-логопеда;

- знакомить  молодого специалиста с наиболее эффективными инновационными технологиями, применяемыми в коррекционно-логопедическом процессе;

- развивать у начинающего учителя-логопеда потребность и мотивацию в непрерывном самообразовании с целью повышении качества оказания логопедической помощи детям дошкольного возраста, имеющим тяжелые нарушения речевого развития.

Форма проведения мастер-класса: практико-ориентированное занятие ( 40 мин.)

Содержание деятельности: 

 I. Информационно-подготовительная часть;

II. Практическая часть по освоению приёмов игрового самомассажа;

III. Итогово-рефлексивная.

Участники мастер – класса:

- учитель-логопед (наставник),

- начинающий учитель-логопед (наставляемый).

Методы и приемы, применяемые в ходе мастер-класса:

- наглядные (рассматривание схем, картинок);

- словесные (беседа, скороговорки, цитаты, вопросы, ответы);

- практические ( упражнения, повторения, показ, домашнее задание ).

Оборудование:  дидактическая кукла, картинки, схемы, ложки, светильник.        

                                       Пояснительная записка.

   Мастер-класс разработан и проведен по просьбе начинающего учителя-логопеда в рамках программы сопровождения молодого специалиста ДОУ наставником учителем-логопедом.

  На начальном этапе логопедической работы, начинающему учителю-логопеду очень сложно сориентироваться в выборе эффективных методов и приемов коррекции речевых нарушений при дизартрическом компоненте. Успешность коррекции данной патологии зависит от уровня овладения специалистом теоретическими знаниями, овладения специальными коррекционными приемами и умением ориентироваться в современных логопедических технологиях как традиционных, так и нетрадиционных.

                                               Актуальность.

   В последние годы наблюдается рост количества детей, поступающих в детский сад, с тяжелыми речевыми патологиями. Самым распространённым речевым нарушением среди детей дошкольного возраста является дизартрия разной степени выраженности. Поэтому актуальным становится поиск новых способов и методов коррекции сложных речевых дефектов, использование которых будет способствовать более быстрому и эффективному развитию компенсаторных возможностей детского организма.

  В современной логопедической практике массаж и самомассаж является инновационной технологией. Возникает необходимость комплексной коррекции сложной патологии речевого развития дошкольников через включение в  деятельность учителя-логопеда разнообразных методов массажа и самомассажа.

                              Ход мастер-класса.

  1. Информационно-подготовительная часть.

(создание ситуации эмоционального комфорта, готовности наставляемого на деловое сотрудничество с наставником )

   На рабочем столе для занятий с детьми стоит зажженная лампа                      ( светильник), рядом дидактическая кукла Старичок Речевичок, зеркало закрыто.

  Добрый день, уважаемая коллега! Мы со Старичком Речевичком                     ( дидактическая кукла) рады встрече с Вами на очередном мастер- классе! Я сегодня неслучайно решила провести нашу встречу при свете зажженной лампы. Нам, логопедам, часто приходится испытывать чувство страха, растерянности, неуверенности при встрече с « тяжелым» ребенком. Пусть этот огонек будет символом уверенности и успеха в готовности помочь малышу!

  Еще раз хочу напомнить о том, что работа учителя-логопеда не только интересная, творческая, но  и сложная, требующая постоянного роста профессиональных навыков и умений, поиска новых форм, методов и приемов коррекционно-логопедического воздействия. Но наш с Вами девиз:

                             « Терпение и творчество,

                                Упорство и победа –

                                Вот главные этапы

                                В работе логопеда! » (проговариваем вместе)

     

  У Вас было домашнее задание. Вы должны были повторить по предложенной Вам литературе, что такое дизартрия.

(начинающий специалист дает определение понятия дизартрия, ее проявления)

    В настоящее время больше половины детей, зачисленных в логопедический пункт нашего ДОУ, имеют тяжелые нарушения речи с проявлениями стертой формы дизартрии. Мы с Вами неоднократно встречались по вопросам диагностики и коррекции дизартрии. Вам уже известно, что при дизартрии нарушаются все виды моторики, звукопроизношение, внимание, память. Нарушения носят стойкий характер и требуют длительной коррекции с использованием разнообразных методов и приемов. Исходя из этого, учителю-логопеду необходимо вооружиться специальными  знаниями, терпением и настойчивостью для успешного устранения или сглаживания имеющихся речевых дефектов.

  При стертой форме дизартрии необходимо активизировать двигательную активность речевого аппарата ребенка. Это возможно только при механическом воздействии на слабо работающие мышцы. Наиболее эффективным методом является логопедический массаж, который в традиционной логопедии является инновационной технологией. Но, чтобы применять в своей работе   массаж, учителю-логопеду необходима дополнительная специальная подготовка, позволяющая включать его в коррекционный процесс. А вот самомассаж  - это массаж, который логопат ( ребенок с речевой патологией) может выполнить сам после разучивания с педагогом. Самомассажные упражнения позволяют активизировать кровообращение в области головы, лица, шеи, что позволяет ускорить процесс коррекции речевых нарушений у дошкольников.

  1. Практическая часть по освоению приемов самомассажа .

  1. Введение в тему. 

( использование игровых приемов по активизации внимания)

  Сегодня я хочу познакомить Вас, уважаемая коллега, с некоторыми видами  нетрадиционного игрового самомассажа, которые можно применять при коррекции дизартрических проявлений. Отгадайте  загадку:

                              Есть поменьше, есть большая,

                              Есть для кофе, есть для чая.

                              Чтоб поесть, хотя б немножко,

                              Нам нужна, конечно… (ложка)

  Именно так! Сейчас мы с Вами потренируем зрительное восприятие и воображение.  Я буду имитировать определенные действия, а  Вы должны угадать, что я делаю.

Элементы пантомимы:

- Имитирую захват и затягивание губами жидкости с ложки.

  Правильно, ем суп! ( выставляю картинку на мольберт)

-  Имитирую  захват губами густой пищи с ложки.

  Правильно, ем кашу! ( выставляю картинку на мольберт)

- Мешаю ложкой чай в чашке. ( выставляю картинку на мольберт)

   Правильно, размешиваю чай в чайной чашке!

 У Вас хорошо развито зрительное восприятие и воображение! Старичок Речевичок  тоже согласен с этим! 

  1. Ориентация на практическую деятельность.

( короткая информация об истории технологии массажа с ложками, краткий план  подготовки  к  использованию  ложек )

   Сейчас я покажу Вам, как такие обычные предметы кухонного обихода, как ложки, можно использовать достаточно эффективно в логопедической практике. В далеком прошлом доктор Рене Кох разработал уникальную методику массажа с помощью обычных ложек. В современной  же логопедической практике данный вид массажа и самомассажа предложила и описала известный логопед Крупечук Ольга Игоревна, автор многих пособий, как по логопедии, так и по дошкольному воспитанию. В библиотеке нашего кабинета тоже есть немало её разработок.

      Дети обучаются самомассажу ложками под руководством учителя-логопеда, а Вы, уважаемая коллега, будете осваивать данный метод под моим руководством. Сегодня в работе с Вами я использую те же методы и приемы, что и с детьми. На это нужно обратить особое внимание! И так, перед выполнением упражнений необходимо изучить части ложки. ( Рассматриваем изображение ложки  с названиями частей)

      У ложки две главные части – это черпак и черенок. У черпака есть ямка, горка, боковые края и кончик.( показываю) Повторите, коллега! (наставляемый берет  ложку и показывает ее части, называя их)

     Прежде необходимо ознакомиться с определенными требованиями к проведению самомассажа ложками.  Для массажа нужно взять по две ложки. С дошкольниками используем  чайные, а мы с Вами будем использовать десертные. Ложки должны быть из нержавеющей стали с минимумом украшений на черенке и круглым, а не острым кончиком. В работе с детьми учитель-логопед сначала делает массаж ложками, в ходе которого ребенок запоминает особенность выполнения упражнений, их последовательность. Затем переходит непосредственно к самомассажу, показывая движения на себе с сопровождением стихотворного текста  ( рекомендуется ). Я приготовила для Вас памятку по организации работы с данной технологией для самостоятельного изучения. Приложение

     Мы же с Вами сразу приступаем к выполнению упражнений: я показываю – Вы повторяете.    

   Присядем за столы друг против друга и вместе выполним игровые упражнения с ложками по методике О.И. Крупенчук. Упражнений в пособии много, они идут в определенной последовательности.

  Необходимо расслабиться, принять удобное положение и настроиться на позитив. Теплый свет лампы нас согревает и успокаивает.

  1. Практическая деятельность.

( выполнение игровых  самомассажных упражнений с ложками)

А). Самомассажные  упражнения с ложками.

И так, приступаем к выполнению, каждое движение повторяем 4-5 раз.

(на столе картинки упражнений с речевым текстом, показываю приемы выполнения упражнений, постоянно уточняю правильность выполнения движений, наговариваю стихотворный текст)  

         

          САМОМАССАЖНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ ЛОЖКАМИ

                                  ( по методике О. И. Крупенчук)

Стихотворный текст

Выполнение движений

Лоб погладили мы нежно

И расслабили прилежно.

Поглаживание горками ложек вокруг лобных бугров.

А потом очки надели

И читали две недели.

Поглаживание горками ложек вокруг глаз: начинаем от внутреннего угла бровей, ведем к наружному, далее -под глазом к его внутреннему углу.

Как погладить щеки нам,

Не сдвигая кожу там?

Круговые поглаживания горками ложек по щекам.

Растереть свои височки,

Надавив в последней точке.

Круговые движения горками ложек у виска с легким нажатием в конце движения.

Покружиться меж бровей,

Чтобы стало веселей.

Спиральное растирание пространства между бровями.

Повернем боками ложки,

Уберем со щечек крошки.

Движения снизу вверх по щекам боковой поверхностью черпака.

После складочки скребем –

Нажимаем их потом.

Скребущие движения по носогубным складкам кончиками ложек.

Неглубокие, но частые нажатия

кончиками ложек по всей длине носогубных складок.

Поскребем по губкам тоже,

Забывать о них негоже.

Скребущие движения по верхней губе кончиками ложек.

И нажмем концами ложек,

Как нажать их мог бы ежик.

Неглубокие, но частые нажатия

кончиками ложек по всей длине губ.

Разомнем мы лучше щеки,

Круг, рисуя там глубокий.

Круговое разминание щек горками ложек, начиная от носогубных складок, далее к скулам, к жевательным мышцам и углам рта.

Там, где губок уголочки, крутим мелкие кружочки.

Круговое разминание горками ложек возле углов рта.

Щеки можно посдвигать вверх и вниз, и вверх опять.

Зигзагообразные разминания горками ложек от уголков рта к козелкам. Амплитуда движений – от скуловой кости до нижней челюсти.

И у мышц жевательных

Покружить желательно.

Круговое разминание горками ложек жевательных мышц.

И у подбородка

Круг рисуем четко.

Круговое разминание горками ложек

Подбородочных мышц.

Гладим личико.

Опять начинаем разминать.

Поглаживание горками ложек пространства между бровями, далее вокруг лобных бугров, затем через виски к жевательным мышцам.

Покатаем по бровям

Детскою лошадкой.

Симметричное прокатывание черпачков от кончика ложек к черенку по линии бровей.

И покатимся к губам

Носогубной складкой.

Симметричное прокатывание черпачков от кончика ложек к черенку по линиям носогубных складок

И к бокам от серединки губ

Прокатим половинки.

Симметричное прокатывание черпачков от кончика ложек к черенку по половинкам губ.

Губку в складку собираем,
Вверх и вниз ее сдвигаем.

Кончики ложек смотрят на носогубные складки, собрать верхнюю губу в горку и перетирать ее вверх – вниз.

И другую собираем,

Тоже верх и вниз ее сдвигаем.

Кончики ложек смотрят на носогубные складки, собрать нижнюю губу в горку и перетирать ее вверх – вниз.

Прижимаем наши губы,

Разминаем их негрубо.

Прижимание сначала верхней, а затем нижней губы к зубам и деснам внешней стороной кончиков ложек.

Между пальчиком и ложкой

Жмем и крутим их немножко.

Кончик ложки слегка заводим в рот, внешней стороной кончика прихватываем губу.  А снаружи кончиком указательного пальца прижимаем губу к ложке и разминаем круговыми движениями между пальцем и ложкой.

Мы пошлепаем по щечкам,

Словно капельки по кочкам.

Горками ложек стучим по щекам.

Сеанс самомассажа завершен, расслабляемся, отдыхаем.

Какие ощущения вызвали самомассажные упражнения?

 У Вас возникли  вопросы по применению данной технологии?

  Я предлагаю Вам картотеку упражнений с ложками, по материалам О.И.Крупенчук.  Приложение. Изучайте! Если заинтересовала данная методика, рекомендую составить свою картотеку.

Б).  Динамическая пауза. Развитие речевого дыхания.

( смена деятельности, удержание интереса к совместной работе)

  Как правило, дети, имеющие речевые нарушения с проявлениями дизартрии

страдают несформированностью речевого дыхания: неглубокий вдох, слабый выдох. Это делает их монологическую речь неразборчивой, с запинками, неуместными интонационными остановками. Дыхательные упражнения необходимо включать в коррекционные занятия обязательно.

  И мы с Вами сейчас в качестве динамической паузы выполним игровое упражнение на развитие глубокого вдоха и длительного выдоха. Упражнение выполняем стоя.

«Ароматный  чай»  игровое упражнение на развитие речевого дыхания

  Мы сейчас с Вами будем вдыхать аромат горячего чая. Внимательно меня слушайте и смотрите, как я буду производить дыхательные движения!  И так, занимаем исходное положение: стоим ровно, прижав обе руки к животу.

(показываю упражнение, проговаривая правильность выполнения)

 

  • Глубоко вдыхаем, грудная клетка поднимается, руками слегка нажимаем на живот, втягивая его, и на выдохе произносим:

« Ароматный чай! »

Грудная клетка опускается, а живот расслабляется.

  • Глубоко вдыхаем, грудная клетка поднимается, руками слегка нажимаем на живот, втягивая его, и на выдохе произносим:

« Ах, какой ароматный чай! »

Грудная клетка опускается, а живот расслабляется.

  • Глубоко вдыхаем, грудная клетка поднимается, руками слегка нажимаем на живот, втягивая его, и на выдохе произносим:

 « Ах, какой ароматный лимонный чай!»

  Необходимо следить за длительностью воздушной струи, чтобы её хватило на постоянно увеличивающуюся фразу.

В).  Знакомство с технологией аурикулотерапии. Выполнение самомассажа ушных раковин

Ну, вот мы с Вами отдохнули!

  А сейчас я хочу предложить Вам очень интересную здоровьесберегающую технологию, которая активно применяется воспитателями в ДОУ, а  в логопедическую практику ее стали включать сравнительно недавно, поэтому представляется  как инновационная, нетрадиционная в коррекционном процессе.  Это аурикулотерапия!

  Вернее сказать, сегодня мы только познакомимся с данной технологией, так как для ее изучения необходимо достаточно много времени. Аурикулотерапия – это лечебное воздействие на точки ушной раковины, один из методов современной рефлексотерапии, применявшейся еще в глубокой древности. В области ушных раковин находится большое количество биологически активных точек. Воздействие на БАД может повысить тонус состояния нервной системы, снять утомление, улучшает интеллектуальные способности, способствует опосредованному воздействию на речевые зоны, усиливая эффективность коррекционной работы с детьми со стертой формой дизартрии.

  Давайте вместе вспомним строение нашего уха, рассмотрев его изображение на картинке.  Приложение   Теперь давайте еще раз уточним части уха и их названия. Я показываю на картинке и называю, а Вы показываете на себе.

  Ну, а теперь поиграем с нашим ухом, но прежде познакомимся с  основными правилами проведения данного вида самомассажа. Самомассаж ушных раковин производится одновременно с обеих сторон с помощью подушечек большого и указательного пальцев рук. При этом используются приёмы массажа: разминание, растирание, поглаживание.

   Обязательно должны быть учтены гигиенические основы массажа.

Такой массаж показан детям практически от рождения, его можно применять ежедневно и всю жизнь, причем делать его можно в течение дня несколько раз. Время, необходимое для самомассажа обеих ушных раковин, не превышает 2-3 минут. При этом для самомассажа ушей не требуются специальные условия. Его можно выполнять в любой удобной для этого позе (стоя, сидя, лёжа).

  Единственным важным условием для дошкольников является, конечно, выполнение самомассажа в форме игры. Можно использовать небольшое шуточное стихотворение для запоминания детьми определенной последовательности движений, игровую ситуацию.

                                                                                   

  Упражнения для самомассажа ушей (аурикуломассаж)

                                                                             

Упражнения

Выполнение движений

«Погреем ушки»

Приложить ладони к ушным раковинам и потереть их 2-3 секунды.

«Потянем за ушки»

Взяться пальцами за ушные мочки и потянуть их вниз 3 — 5 раз.

«Послушаем тишину»

Накрыть ушные раковины ладонями. Подержать в таком положении 2 - 3 секунды

Массаж козелка

Ввести указательный палец в слуховое отверстие и прижать выступ ушной раковины, слегка надавливая на него в течение 30 секунд

Массаж противозавитка

Прижать указательным пальцем противозавиток, массируя его сверху вниз в течение 30 секунд

Сегодня мы только познакомились с технологией аурикулотерапии. Если Вас это заинтересовало, мы продолжим изучать этот метод самомассажа. Его можно, даже необходимо, включить в работу с педагогами и родителями.

  1. Итогово - рефлексивная часть

( совершенствовать навыки анализа деятельности)

  Предлагаю подвести итоги нашей встречи. И так, мы знаем, что основной причиной дизартрии является нарушение  иннервации. Исходя из этого, мы с Вами должны понимать о необходимости включения в процесс  коррекции дизартрии  различных игровых технологий самомассажа. Игровой прием в работе с дошкольниками всегда является залогом успешности в достижении положительной динамики в коррекционном процессе, а механическое воздействие на мышцы, участвующие в формировании речи, способствуют совершенствованию двигательной активности речевого аппарата.

Ну, вот и все, что я планировала Вам сегодня представить!

1. Вызвали ли у Вас интерес предложенные нетрадиционные формы логопедического воздействия?

2.Вы готовы освоить эти технологии для включения в свою практику?

3. А что для этого Вам, как учителю-логопеду, необходимо?  Нужна ли помощь со стороны наставника?

  Я предлагаю Вам выразить свое отношение к данному мастер-классу через нетрадиционную технологию речевого развития « СЕНКВЕЙН».                        ( начинающий учитель-логопед заполняет модель синквейна на листе бумаги) Приложение

  В заключение хочу в очередной раз заверить, уважаемая  коллега, что выбрали Вы профессию сложную, но очень актуальную и нужную в современной действительности! Я дарю Вам этот маленький, но яркий огонек в знак абсолютной уверенности в том, что Вы обязательно состоитесь как успешный ЛОГОПЕД! И пусть он освещает Вам путь к росту профессиональной компетенции и творческому поиску !

  Прошлую встречу на мастер-классе  я, если помните, начала словами древнего китайского мыслителя. Сегодня я заканчиваю его высказыванием:

« Найдите работу, в которую влюбитесь, и вам больше  не придется трудиться ни одного дня в жизни»

 Спасибо, до следующей встречи!

Используемая литература:

1. Исправляем произношение. Комплексная методика коррекции артикуляционных расстройств. О.И. Крупенчук, Т.А.Воробьева, - СПБ.: Издательский Дом « Литера», 2007 г. ( Серия « Уроки логопеда» )

2. Логопедический массаж. Комплексный подход к коррекции речевой патологии у детей. И.В. Блыскина, М.А. Кашина, -  Издательский Дом « Литера» 2022 г.

3. Логопедический массаж: игры и упражнения. И.Ю. Оглоблина, С.Ю. Танцюра; Издательство « ТЦ Сфера », 2022г.

4. Логопедический массаж ложками. О.И.Крупенчук; - Издательский Дом « Литера»,

5. Логопедия. Учеб. для студ. дефектол. фак. педвузов / под ред.  Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской; - Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер класс для педагогов и специалистов ДОУ по теме: «Танцующие краски»

ЦЕЛЬ: Повышение мотивации педагогов к овладению нетрадиционными техниками рисования,   профессионального мастерства  , получение новых знаний и освоение их в практической деятельности.З...

Мини мастер-класс для педагогов и специалистов ДОУ

laquo;РАЗВИТИЕ КООРДИНАЦИИ ДВИЖЕНИЙ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ РУК ЧЕРЕЗ ЗАНИМАТЕЛЬНЫЕ ИГРЫ С ПРИЩЕПКАМИ»....

Мастер-класс с привлечением детей, специалистов по теме «Безопасность жизнедеятельности детей».

Продолжить знакомство родителей с работой детского сада по теме  «Безопасность жизнедеятельности детей». ...

Мастер-класс на тему: "Взаимодействие специалистов ДОУ в работе с детьми с ОВЗ"

В данном мастер-классе раскрыты принципы, методы и приёмы работы специалистов с детьми с ОВЗ....

МАСТЕР-КЛАСС для воспитателей и специалистов ДОУ по нетрадиционным методам развития двигательных способностей детей в художественно-эстетическом направлении образовательной деятельности

Цель: развитие нейро-координационных двигательных способностей детей.Материалы, оборудование: музыкальный репертуар из мультипликационного фильма «Фиксики», буклеты, коврики гимнастические...

МАСТЕР-КЛАСС для педагогов и специалистов Тема «Создание интерактивных игр для детей дошкольного возраста в программе Power Point»»

Цель: знакомство с алгоритмом и обучение технологии при создании электронных игр для детей дошкольного возраста....