Консультация для родителей: «Использование приемов мнемотехники при формировании правильного звукопроизношения у дошкольников»
консультация по логопедии

Монголина Анастасия Александровна
  • звукопроизношения, являющиеся нормой его становления, наблюдаются теперь лишь в 22,4 % всех случаев, тогда как все остальное приходится на его патологические формы, которые не могут пройти с возрастом. И именно по этой причине в первые классы школ теперь поступают свыше 52% детей с дефектами звукопроизношения. При этом отмечается, что часто изолированно звук произносится правильно, то в спонтанной речи ребенок всё равно произносит его неверно. Но овладение правильным звукопроизношения является одним из ключевых звеньев подготовки к успешному обучению в школе. Следовательно, существует необходимость целенаправленного формирования у детей правильного звукопроизношения именно на этапе дошкольного детства.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация для родителей: «Использование приемов мнемотехники при формировании правильного звукопроизношения у

дошкольников»

  • последнее время в нашей стране наблюдается увеличение числа детей, имеющих речевые нарушения. Наиболее распространенными недостатками речи у дошкольников являются различные виды нарушений произношения речевых звуков. Исследования последних свидетельствуют о том, что чисто возрастные своеобразия звукопроизношения, являющиеся нормой его становления, наблюдаются теперь лишь в 22,4 % всех случаев, тогда как все остальное приходится на его патологические формы, которые не могут пройти с возрастом. И именно по этой причине в первые классы школ теперь поступают свыше 52% детей с дефектами звукопроизношения. При этом отмечается, что часто изолированно звук произносится правильно, то в спонтанной речи ребенок всё равно произносит его неверно. Но овладение правильным звукопроизношения является одним из ключевых звеньев подготовки к успешному обучению в школе. Следовательно, существует необходимость целенаправленного формирования у детей правильного звукопроизношения именно на этапе дошкольного детства.

Логопеды, воспитатели и родители, уделяя внимание работе по автоматизации поставленных звуков, сталкиваются с проблемой потери интереса ребенка к логопедическим занятиям, так как многократное повторение речевого материала в этот период становится скучным, длительным, и приводит к утомлению ребенка.

Всё это требует от нас поиска эффективных приемов автоматизации, которые решат проблему отсутствия мотивации у детей, и позволит разнообразить средства, предъявляемые ребенку.

Одним из эффективных приемов является мнемотехника. Выбор этой технологии обусловлен тем, что в дошкольном возрасте у детей преобладает наглядно-образная память, и запоминание носит в основном непроизвольный характер: дети лучше запоминают события, предметы, факты, явления, близкие их жизненному опыту. Приёмы мнемотехники облегчают процесс запоминания у детей и увеличивают объём памяти путём образования дополнительных ассоциаций. Основной «секрет» мнемотехники очень прост. Когда человек в своём воображении соединяет несколько зрительных образов, мозг фиксирует эту взаимосвязь. И в дальнейшем при припоминании по одному из образов этой ассоциации мозг воспроизводит все ранее соединённые образы.

Такая технология как мнемотехника, которая не требует особых условий для использования, органично вписывается в любое логопедическое занятие

  • в работу родителей по закреплению правильного звукопроизношения детей дома.

Мнемотехника  система различных приёмов, облегчающих запоминание и увеличивающих объём памяти, путем образования дополнительных ассоциаций, организуя учебный процесс в виде игры. Требования к работе с приёмами мнемотехники

  • Знаки и символы должны быть хорошо знакомы детям.

  • Знаки и символы должны отображать обобщенный образ предмета.

  • Знаки и символы предварительно обсуждаются с детьми и принимаются как ведущие.

  • Замысел графической схемы должен быть знаком и понятен ребенку.

По структуре использования мнемотехники в работе выделяют:

Мнемоквадрат - это картинка в изображении которой, зашифрован или

перекодирован один предмет, или определенное событие, или явление. Мнемодорожка - это часть мнемотаблицы. Она состоит из 3-4 элементов

  • несет в себе обучающую информацию, но в небольшом количестве. Мнемотаблица - это таблица, разделенная на определенное количество

квадратов, каждый из которых содержит схематическое изображение букв, цифр, предметов, персонажей сказки, явлений природы, некоторые действия, она несет смысл целого текста.

Суть мнемосхем: на каждое слово или словосочетание придумывается картинка, таким образом, весь текст зарисовывается схематически. Глядя на эти схемы-рисунки ребенок легко воспроизводит текстовую информацию.

Работа по формированию правильного произношения звуков с помощью мнемотехники включает в себя несколько этапов, на каждом из которых используются мнемосхемы.

Артикуляционная гимнастика с опорой на мнемосхемы (все упражнения даны в игровой форме, поэтому вызывают у детей желание

  • интерес их повторить, выполняются перед зеркалом с предложенным детям комплексом мнемомоделей)

Этап постановки звука. Правильное артикуляция звука, уточненная при помощи наглядной модели, улучшает качество приёма и воспроизведения звука.

Слушание звука и «видение» правильной артикуляции с помощью моделей - начало активного развития у детей собственных произносительных навыков. Применение моделей при постановке звуков, независимо от вида речевых нарушений, помогает ребенку осмыслить процесс постановки звука

  • быть не просто пассивным исполнителем воли взрослого, а активным участником. Модель служит наглядной опорой, постоянно «напоминает» артикуляцию непроизносимого звука.

Использование мнемотаблиц на занятиях позволяет формировать у детей представление о положении органов артикуляционного аппарата в момент произнесения звука и соответствующей его характеристике.

Этап автоматизации звука.

  • коррекционной работе по автоматизации звуков подбираются небольшие стихотворные тексты, содержащие данный звук. Затем при помощи простых и доступных для восприятия ребёнка символов рисуются мнемотаблицы. Работать с такими таблицами очень удобно, дети с удовольствием запоминают материал. Этап автоматизации звуков проходит намного быстрее, интереснее и результативность коррекционной работы возрастает, т.к. повышается объем зрительной и вербальной памяти, улучшается распределение и устойчивость внимания, активизируется мыслительная деятельность детей.

  • Автоматизация звука в слогах.

  • Автоматизация звука в словах, словосочетаниях и предложениях.

  1. Назови все предметы по порядку «змейкой»

2.Называй предметы парами таким образом, чтобы у живого предмета в паре был неживой предмет. Например: у кРаба – Роза, у воРоны – сыР и т.д. (картинки подобраны парами: живой предмет – неживой предмет).

3.Раскрась живые предметы в красный цвет, неживые предметы – в серый цвет. Показывай и называй баРан – кРасный, аРбуз – сеРый, воРона - кРасная и т.д.

4.Назови, что находится в правом верхнем углу; в нижнем левом углу; в правом нижнем углу; в верхнем левом углу; в верхнем ряду вторым по счету;

  • нижнем ряду третьим по счету; во втором ряду первым по счету; между ... , над ... , под ... , и т.д. (задание может быть любой сложности).

  • Чистоговорки

При работе с мнемотаблицами дома, родителям необходимо соблюдать следующие этапы:

  1. Рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено.
  2. Перекодирование  информации,  т.е.  преобразование  символов  в

образы.

  1. Воспроизведение информации (сказки, рассказа, стихотворения) с опорой на символы (образы), соблюдая последовательность, т.е. отработка метода запоминания.

  1. Самостоятельное заполнение мнемотаблицы графическим изображением речевого материала, если на занятии с логопедом она не была составлена.

Как показывает опыт работы педагогов по применению приёмов мнемотехники, у детей отмечается положительная динамика в овладении правильным звукопроизношением; ускорение сроков автоматизации звуков; заметно повышается объём зрительной и вербальной памяти; улучшается распределение и устойчивость внимания; активизируется мыслительная деятельность.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей «Артикуляционная гимнастика как средство формирования правильного звукопроизношения».

Консультация для родителей «Артикуляционная гимнастика как средство формирования правильного звукопроизношения»....

Тема: «Использование артикуляционной гимнастики для формирования правильного звукопроизношения у детей дошкольного возраста посредством авторского дидактического пособия «Волшебная поляна»

Передо мной как  воспитателем, работающим с детьми с речевыми нарушениями, стоит задача поиска эффективных методов формирования произносительных возможностей, создания артикуляционной базы, котор...

Презентация на тему "Использование звуковых дорожек в формировании правильного звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста"

Цель: развитие фонематического слуха Задачи: развитие четкой артикуляции звуков; упражнять в определении места звука в слове; правильного произношения всех звуков в словах и фразовой речи. ...

Использование приемов мнемотехники в формировании элементарных математических представлений у детей с ОНР

В настоящее время формирование и развитие математических способностей  –  одна из распространенных на сегодня методических проблем дошкольного образования. Характерные особенности разв...

Консультация для родителей: «Использование приемов мнемотехники при развитии связной речи у детей дошкольного возраста».

Развитая связная речь является важным условием успешной подготовки к школе.Одним из эффективных, но мало используемых педагогами, средств развития связной речи выступают мнемотаблицы.Задачи мнемотехни...

Консультация Тема: «Использование артикуляционных сказок при формировании правильного звукопроизношения»

     Упражнения артикуляционной гимнастики должны быть целенаправленными: важно не их количество, важны правильный подбор упражнений и качество  их выполнения. Но часто быва...

Консультация для родителей: «Использование приемов мнемотехники при формировании правильного звукопроизношения у дошкольников»

В последнее время в нашей стране наблюдается увеличение числа детей, имеющих речевые нарушения. Наиболее распространенными недостатками речи у дошкольников являются различные виды нарушений прои...