Автоматизация звука (Р)
план-конспект занятия по логопедии

Грабская Екатерина Валерьевна

Конспект

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Конспект НОД26.8 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение

центр развития ребенка – детский сад «Фантазия» г.Пыть-Ях

Групповое занятие

Тема:

«Автоматизация звука [Р]»

Старшая группа.

ОНР III уровень речевого   развития

                                                                       

                                                                     

                                                       Воспитатель:

                                                       Грабская  Екатерина Валерьевна

Слайд№2

Цель: Автоматизировать четкое произношение звука [Р] на материале темы «Приключения с роботом Робином».

Задачи:

Коррекционно-образовательные:

  • уточнить правильную артикуляцию звука [Р];
  • закрепить правильное произношение звука [Р] изолированно, в слогах, словах, предложениях;
  • упражнять в умении определять место звука в слове и соединять предмет со схемой;
  • закрепить зрительный образ буквы [Р].

Коррекционно-развивающие:

  • развивать мимическую мускулатуру ребенка;
  • развивать зрительное и фонематическое восприятие, память, мышления, тонкую, общую и артикуляционную моторику, координацию речи с движением.

Коррекционно-воспитательные:

  • формировать положительную установку на участие в занятии;
  • формировать доброжелательность, самостоятельность, инициативность, ответственность.

Слайд№3

Предварительная работа:
-выполнение упражнений для развития мелкой и общей моторики;
-дифференциация звуков в слогах, словах

-звукопроизношения, навыки самоконтроля.

Оборудование:

  • игрушка- робот, Чебурашка;
  • рисунок с изображением зонта;
  • звуковые дорожки;
  • таблица с буквами;

         карточки (автоматизированный звук в начале, в середине и в конце слова).

Слайд№4

Организационный момент:
К  нам в гости пришел робот Робин! Этот маленький робот, который попал на Землю, чтобы научиться всему тому, что умеет делать человек. А сегодня он хочет  научиться  правильно  говорить . В нашем языке много разных звуков, и ему очень хочется произносить их чётко и правильно. Я приглашаю и вас в этот удивительный мир звуков.

Слайд №5

Пальчиковая гимнастика «Робот»

К нам пришёл сегодня робот.       (ритмично сжимать и разжимать кулачки).

Две руки, две ноги, голова на месте (стучат по столу кулачками, ногами по полу, повороты головой, руки на ушках)

В мире звуков поиграть хочет с нами вместе. (ритмично сжимать и разжимать кулачки, затем складывают руки в замок ,переплетая пальцы).

Слайд№6

Артикуляционная гимнастика.

  • Иу-Иу взяли мы с собой ду-ду «Улыбка-«Дудочка»
  • «Качели»

На качелях мы качались

И друг другу улыбались

  •  «Часики»

Тик-так, тик-так,

Ходят часики вот-так…

  •  «Вкусное варенье»

Ох, какое объеденье!

Очень вкусное варенье!

Язык широкий положи

И края приподними.

Оближем верхнюю губу -

Варенье очень я люблю.

Всем на удивление

Вкусное варенье.

  • «Лошадка»

На лошадке по дорожке,

Скачет Аня и Серёжка

Ритм копыта отбивают,

Язычок им помогает.

  • «Маляр»

Язык – как кисточка моя,

И ею нёбо крашу я.

  • «Грибок»

Вырос гриб большой в лесу,

В центр гриб я принесу.

Раз, два, три, четыре, пять -

Гриб мне надо удержать.

  • «Гармошка»

На гармошке я играю

Рот пошире – открываю.

Слайд№7

Сегодня мы с вами повторим звук [ Р]. Давайте сначала вспомним, как он произносится (показываю схему произношения звука):

  • губы округлены как колечко;
  • зубы  сближены но не сомкнуты;
  • язык как чашечка, кончик языка поднят к бугорочкам за верхними зубами, язык - прямой;
  • воздушная струя теплая, встречает преграду.

Зрительно контролируются положение языка за верхними зубами и вибрация кончика языка. Тактильно- теплая прерывистая струя. Для того что бы произносить его правильно, надо выполнять специальные упражнения для языка.

Слайд №8

Характеристика звука [Р] 

Звук «Р» - не поется, не тянется, преграда во рту есть . Согласный, твердый, звонкий, обозначается синим квадратиком.

Слайд№9

Изолированное произнесение звука [Р].

«Звуковые дорожки».

На планете, где живут роботы, очень любят рисовать звуковые дорожки.
Проведи линию по дорожке, не отрывая карандаша от листа, произнося на одном выдохе звук (р-р-р-р-р-р).

 Слайд№10

Закрепление зрительного образа буквы Р. Развитие зрительного восприятия. «Найди букву»

Найди и обведи все буквы Р, четко произнося при этом звук [Р].

Слайд№11

 Автоматизация звука в слогах.

Робот решил отправиться в поход и стал собирать нужные вещи. Помоги Робину починить зонт на случай дождя.

«Почини зонтик». Соедини на рисунке букву « Р»только с гласными буквами. Прочитай получившиеся слоги, чётко произнося звук [Р].


Рисунок зонтика.

Слайд№12

Физминутка

-  А сейчас покажем нашим гостям и Роботу как мы умеем отдыхать

Раз – присели, два – привстали,

Три – согнулись и достали:

Ручкой правою - носок,

Ручкой левой – потолок,

А теперь давай мы вместе и попрыгаем на месте.

Слайд№13


 Развитие фонематического слуха.

Игра « Поймай звук».

Робин  хочет предложить тебе игру «Поймай звук».
Я буду называть слова, а ты если услышишь звук [Р],  хлопни в ладоши.
Рама,  радуга, корова, медведь, стол, ворона, окно, тюльпан, радость, клоун, ракета, пылесос, стакан, ура.

Молодцы, вы замечательно справились  с заданием.

Слайд№14

 Автоматизация звука [Р] в словах.

«Собери рюкзак для Робота».
С собой ему надо взять только те предметы, в названии который слышится звук [Р]. Назови их, не забудь правильно произносить звук [Р].

На столе выкладываются  картинки-карточки.


Слайд№15

Определение место звука в слове.

В путешествии робот  Робин познакомился с Чебурашкой и подружился. Чебурашка попросил  выполнить задание. Но оно для него оказалось тяжёлым. Помоги им пожалуйста справиться. Воспитатель показывает таблицу показывающая место автоматизируемого звука в слове (звук в начале, в середине и в конце слова). Ребёнок должен разложить все картинки по своим «квартирам». Затем воспитатель просить назвать все картинки, в которых звук в начале слова; в середине слова; в конце слова. Назови, что изображено на карточках.

Карточки (карандаши ,шар , куртка, тигр, роза, карандаш, рысь).

Слайд№16

 Развитие слухового внимания и памяти.

Вечером перед сном Робин и Чебурашка решили учиться сочинять стихи. Попробуйте и вы. Доскажите слово и повторите предложение целиком. Детям предлагается игра-загадка «Подскажи словечко». На мольберт вывешивается картинка (подсказка).

Ее тянут бабка с внучкой, кошка, дед и мышка с Жучкой. (Репка)

Он высокий словно шкаф,
А зовут его ... (жираф).

Разноцветное коромысло, над рекою повисло.(Радуга)

Удивленно смотрит Люда
На горбатого…(верблюда)

Вот так чудо-огород,
мы стоим разинув …(рот).

Слайд№17

Подведение итогов. 

- Что мы сегодня делали?

- Охарактеризуй звук Р (согласный, звонкий, твердый ).

- Назовите слова со звуком Р.

Молодцы  ребята, вы сегодня очень старались, поэтому четко и ясно произносили звук [Р] в слогах, словах, предложениях  и этому научили нашего гостя. Теперь следите за своей речью и не забывайте про звук [Р].

Слайд№18

Домашнее задание

Повтори чистоговорку

Ор – ор – ор – темный бор.

Ру – ру – ру – тихо осенью в бору.

Ру – ру – ру – растут сосны в бору.

Ру – ру – ру – грибы беру в бору.

Ру – ру – ру – мухоморы не беру.

Игра “Скажи наоборот” 

Пример: медленный – быстрый, веселый –…, гладкий –…, смелый –…, мягкий –…, сухой –…, тупой –…, мелкий-…, длинный – …, узкий –…, злой –…, целый –…, тихий –…, вежливый-…, новый –…, молодой –…, огромный –…, солнечный –…, плохой –…, ленивый –….


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Автоматизация звуков с использованием знаков-символов. Автоматизация звука [р] в начале слова с открытым слогом. (индивидуальное занятие для детей с нарушением интеллекта 4 год обучения)

Коррекционно-образовательные цели:-автоматизация правильного произношения звука [р] в прямых слогах, в начале слова;-обучение навыку звукового анализа слова (определение места звука в слове);-развитие...

АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКОВ. СКУЧНО?.. НЕТ, ИНТЕРЕСНО! ИГРЫ ДЛЯ АВТОМАТИЗАЦИИ ЗВУКОВ

ИГРЫ ДЛЯ АВТОМАТИЗАЦИИ ЗВУКОВУчителям-логопедам и родителям детей, посещающих коррекционные группы, хорошо известно, насколько труден и длителен процесс автоматизации поставленного звука в речи. Одноо...

Развитие связной речи дошкольников с речевыми нарушениями на основе текстов для автоматизации звуков (часть 2) . Автоматизация звука «Р» в рассказе Открытые ворота.

Автоматизация звука «Р» в связной речи и обучение  пересказыванию  на материале  рассказа "Открытые ворота"....

Конспект открытого логопедического занятия в старшей логопедической группе (5-6 лет) детей с ФФНР и ФНР «Звуки С – З» (Автоматизация звуков С - З). Речевое развитие детей через игровую деятельность «Автоматизация свистящих звуков».

Цель: Формировать у детей предпосылки к учебной деятельности на логопедических занятиях через игровую  деятельность, участников по совместной деятельности....

Авторская серия презентаций по автоматизации звуков «Король лев» в работе с детьми с ОВЗ. Автоматизация звука [с] в слогах, словах, словосочетаниях и предложениях

Цель: правильно и четко произносить звук [С] в слогах, словах, предложениях. Задачи:  Коррекционно-образовательные: -автоматизировать звук [С] в слогах, словах, предложениях...

Авторская серия презентаций по автоматизации звуков «Король лев» в работе с детьми с ОВЗ. Автоматизация звука [ш] в слогах, словах, словосочетаниях и предложениях

Цель: правильно и четко произносить звук [ш] в слогах, словах, предложениях. Задачи:  Коррекционно-образовательные: -автоматизировать звук [ш] в слогах, словах, предложениях...

"Автоматизация звука "Л", "Автоматизация звуков "Ш,Ж,Л", "Автоматизация поставленных звуков"(ш,ж), "Автоматизация поставленных звуков"(л,р)

Данный материал содержит упражнения, задания и игры на автоматизацию уже поставленных звуков удетей старшего дошкольного возраста....