Консультация: "Формирование фонематических процессов у дошкольников"
консультация

Чухина Марина Александровна

Развивая фонематический слух ребенка на занятиях по звуковой культуре речи, педагог осуществляет работу по профилактике нарушений звукопроизношения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация:

«Формировании фонематических процессов у дошкольников»

                                                                                 учитель – логопед МАДОУ ЦРР д/с № 87

                                                                                 г. Калининград

                                                                                  Чухина М.А.

     Единицей языка является фонема – звук. Каждая фонема характеризуется рядом признаков. Их называют сигнальными или смыслоразличительными признаками.

     В русском языке смыслоразличительными признаками являются:

  1. Глухость – звонкость звуков  (кол – гол).
  2. Мягкость – твердость звуков  (угол – уголь)э
  3. Ударность – безударность (крУжки – кружкИ).

 Фонематический слух – способность человека различать звуки речи.

  • Способность опознавать звук в речевом потоке (В слове «самолет» есть звук  [С]?)
  • Способность различать слова, состоящие из одних и тех же звуков, но расположенных в разной последовательности. Сосна – насос.
  • Способность различать слова-паронимы: слова, отличающиеся одним оппозиционным звуком (миска – мишка, трава – дрова, лук – люк).

     Фонематический слух начинает формироваться у ребенка очень рано, с 11 - 12 мес. В 2 года ребенок дифференцирует все звуки речи, но только на слух, а сам произносит их искаженно. К 5 - 6 годам малыш не только замечает ошибку в произношении, но и сам произносит верно.

Фонематический слух:

1). Опережает в своем развитии самостоятельную речь ребенка.

     2). Является стимулом, благодаря которому ребенок доводит неправильное произношение до нормативного.

Следовательно, развивая фонематический слух ребенка на занятиях по звуковой культуре речи, педагог осуществляет работу по профилактике нарушений звукопроизношения.

Фонематическое восприятие - это умственные действия, направленные на анализ звукового состава слова, то есть:

- определение количества звуков в слове;

- определение последовательности звуков;

- определение места звука в слове.

Навыкам звукового анализа детей необходимо обучать.

Этапы работы по развитию фонематического восприятия

1. Знакомство с изолированным звуком, связанным с конкретным образом.

2. Различение изолированных звуков, связанных с конкретным образом.

3. Узнавание звука в слове.

4. Определение места звука в слове.

5. Различение на слух в словах звуков, близких по звучанию или артикуляции.

6. Придумывание слов на определенный звук.

 В области речевого развития существуют понятия общая и специальная речевая готовность.

Специальная речевая готовность - это готовность к обучению грамоте, то есть:

- сформированность фонематического слуха;

- сформированность фонематического восприятия;

- наличие представлений об основных единицах языка и речи (звук, слог, слово, предложение);

- переход от интуитивного пользования единицами речи к осознанному.

     Подготовку к обучению грамоте следует начинать в среднем дошкольном возрасте, т.к. в это время язык ребенку наиболее интересен.

     В младшем дошкольном возрасте необходимо  формировать представление об артикуляционном укладе звуков. Эти представления являются базой для овладения умением давать характеристику звука: гласный – согласный, звонкий – глухой, твердый – мягкий.

Понятие «гласный звук» (А, О, У, И, Ы, Э):

- выдыхаемая струя воздуха не встречает преграды;

- произносится с голосом;

- гласные звуки образуют слог (часть слова).

Понятие «согласный звук»:

- выдыхаемая струя воздуха  встречает преграду (губы, зубы, язык);

- звонкий согласный образуется с голосом;

- глухой согласный образуется без голоса.

Формирование понятия «звук»

Узнавание неречевых звуков

Цель: научить различать неречевые звуки, издаваемые различными предметами.

  1. Звучащие игрушки, музыкальные инструменты.

Игра «Что звучало?»

Варианты могут быть такие.

        Дети слушают и видят источник звука (от 2 до 5предметов). (металлофон, барабан, погремушка, колокольчик, …)

         Узнавание звучащей игрушки, спрятанной за ширмой.

         Воспроизведение последовательности звучания звучащих игрушек.

         Выполнение движения по звуковому сигналу: если услышали звук бубна – прыжок, звучит дудочка – наклоны.

2. Различение бытовых звуковтиканье часов, звонок будильника, телефона, стук ножа, журчание переливаемой воды, шуршание бумаги, постукивание ложки в стакане при помешивании.

Игра «Что в коробочке?»

 Металлические или пластмассовые баночки, наполненные издающими различный шум предметами: кусочки картона, бусинки, монеты, крупа, горох.

Важно обратить внимание детей на причину возникновения звука – это движение одного или нескольких предметов

3. Различение голосов животных, птиц (использование аудиозаписей)

 Игра «Кто кричит?»

Узнавание голосов животных и птиц. Запоминание и воспроизведение последовательности голосов.

В младшем дошкольном возрасте целесообразно систематически проводить игры на различение тихого и громкого звучания (колокол - колокольчик), на узнавание голосов людей, различных интонаций (сказка «Три медведя»). 

Различение речевых звуов

Нагляднее всего помогает ребенку осознать механизм возникновения речевых звуков произнесение гласных: А – рот широко открыт, У – губы вытянуты «трубочкой», О – губы округлены, И – губы в «улыбке». Внимание детей обращается на то, что звук речи также возникает в результате определенного движения губ, языка, движения выдыхаемой струи воздуха.

1.      Обучение вслушиванию в звучащее слово.

Для того чтобы научиться выделять в слове отдельные звуки, ребенку недостаточно одной речевой практики. Как показано в работах Д. Б. Эльконина, дошкольник может освоить звуковой анализ только с помощью определенного способа действия со словом. Внимание ребенка переключается со смыслового содержания слова на его строение, форму, то есть на звуковой состав. Вслушиваясь в звучание слова, малыш обследует его, знакомится со словом как со звуковым явлением.

Способы произнесения слова с целью вслушивания в его звуковой состав

Первый способ.

Цель: показать, из каких звуков состоит данное слово, расчленить слово на звуки и установить их последовательность.

Произносим слово, выделяя голосом все звуки одинаково протяжно: «ссоовваа».

Второй способ.

Цель: выделить определенный звук в слове силой голоса.

Произносим слово, интонационно подчеркивая, утрируя именно этот звук: Сок, сОк, соК.

Вначале для интонирования, произнесения с целью вслушивания в звуковой состав, предлагаются слова, где все звуки выделяются длительным проговариванием: сын, луна. Позднее берутся слова, предполагающие оба способа выделения звука в слове: суп, дом.

Игры, обучающие детей интонационному выделению, акцентированию звуков в слове

1. Игры - звукоподражания:

 «Разговор на пчелином языке»

Утрируем звук Ж: «Давай друЖить. Ты где Живешь? Я Живу на кусте еЖевики. Приходи, я угощу тебя дЖемом и пироЖными».

2.Чтенне стихов, потешек, скороговорок, насыщенных определенным звуком.

«Ночные стихи» Мошковской ( утрированное произношение звука Ш напрашивается само собой); «Кража» Шибаева – часто встречаются слова со звуком  Р.

Когда ребенок в игровом звукоподражательном действии научился протягивать, усиливать отдельные звуки в словах, перед ним можно поставить новые задачи, рассчитанные на сознательную работу со словом.

К концу средней группы дети должны овладеть данными способами выделения звуков в слове, иначе переход к звуко-слоговому анализу будет невозможен.

Формирование понятия «слово» происходит в процессе речевого общения со взрослыми, во время игр, на занятиях по речевому развитию, в процессе чтения художественной литературы.

Используются следующие приемы:

  1. Чтение стихов, рассказов, сказок, в которых ярко проявляется термин «слово».
  • В сказке «По щучьему веленью» желания Емели исполняются, если он произносит «заветные слова». Во время чтения сказки необходимо акцентировать внимание детей на этом.
  • Стихи А. Шибаева «Какие бывают слова», Токмаковой «Плим» привлекают внимание детей к смысловой стороне слова: слово  обозначает какой-либо предмет, действие, признак.
  • Стихотворение А. Шибаева «Волшебные слова» обращает внимание ребенка  на звуковую сторону слова.

«Зверек, зверек, куда бежишь,

Как звать тебя, малышка?

Бегу в КАМЫШ, КАМЫШ, КАМЫШ,

Я – МЫШКА, МЫШКА, МЫШКА».

2. Договаривание строчек стихов, загадок  (детям дается инструкция: «Добавь слово», «Подскажи словечко»).

3. Игры, в которых то или иное действие выполняется по словесной команде («Море волнуется») или содержание игры ограничивается определенными словами, которые участники игры должны или наоборот не должны произносить: «Испорченный телефон», «Черное и белое».

4. Подбор разных слов, которыми можно назвать один и тот же предмет.

- сколько названий у собаки? (животное, кусака, сторож, друг);

- имя Саша  (Саня, Шурик, Александр, Сашенька);

- Кто ты? (Мальчик, сын, ребенок, внук, брат, дошкольник).

 

Опознание звуков на уровне слова осуществляется также в игровой форме.

Цель этих игр и упражнений: переключить внимание ребенка со смысловой стороны слова на его звуковое строение. Это своего рода добуквенный период обучения грамоте, подготовка к развитию навыков звукового анализа.

Поскольку смена гласных и их ударности (сын – сон, мукА - мУка), смена согласных по их звонкости – глухости (коЗы - коСы), а также твердости – мягкости (мышка - мишка) являются в русском языке смыслоразличительными признаками, основной акцент в работе по развитию фонематического восприятия делается на обучение умению различать

  • гласные звуки между собой;
  • гласные и согласные звуки;
  • звонкие – глухие согласные;
  • твердые – мягкие звуки.

Прежде чем ребенок начнет выбирать картинки или игрушки с заданным звуком  в названии или группировать их по звуковому принципу воспитатель должен назвать картинки сам.

Словесные игры и упражнения, не требующие наглядного материала

  1. «Верно, или нет?»

Цель: научить выделять слово среди близких по звучанию звукокомплексов, закреплять понятие «слово».

 Детям показывают и называют картинку «банан». Затем просят поднять какой-либо символ слова (полоску) или хлопнуть, поднять руку и т.п., когда они услышат правильное название картинки (баван, паман, банам, даван, ванан).

  1. «Поймай слово»

:Цель: научить выделять слово среди близких по звучанию слов.

Дети хлопают, «ловят» слово Аля (Оля,  Уля, Эля), ЛЕД (мед, йод, лот, рот).

  1. «Лишнее слово»

а) Из 4-х слов, отчетливо произнесенных педагогом, ребенок должен назвать то, которое отличается от остальных.

Канава, канава, какао, канава.

Ком, ком, кот, ком.

Минута, монета, минута, минута.

б) Если цель упражнения - различение звонких – глухих  или твердых – мягких звуков, часто смешиваемых дошкольниками звуков «С-Ш», «Р-Л», для исключения предлагаются три слова с одинаковым звуком и одно с оппозиционным: Санки, Зубы, лиСа, ноС;  Лев, беЛка, Лось, Лошадь.

  1. «Не путай звуки»

- Мы проверим вашу наблюдательность. Я называю слово, а вы, если услышите звук «Р» - выполните прыжок, если услышите звук «Л», выполните приседание (робот, луна, пол, корова).

Задания, в которых педагог произносит слова, а ребенок определяет наличие или отсутствие звука, следует сочетать с играми, требующими самостоятельного, активного поиска слов по заданной звуковой характеристике.

  1. «Смотри, думай, называй»

Найти и назвать как можно больше предметов с заданным звуком на сюжетной картине или на иллюстрации к сказке.

  1. «Найдем спрятанные слова»

Я найду слова везде, в доме, в городе, в воде,

В огороде и в саду, постараюсь и найду.

Детям предлагается вспомнить предметы со звуком [Л] в названии, которые могут быть в лесу, в доме – со звуком П, в городе –со звуком К.

  1. «Кто больше слов придумает?»

а) Дети придумывают любые слова с заданным звуком. Воспитателю необходимо обратить внимание, чтобы малыши придумывали слова с заданным звуком не только в начале слова, а также в середине и в конце (Рыба, коРова, помидоР).

б) Подбирают слова, относящиеся к определенной лексической теме. Например, названия продуктов со звуком [С], виды транспорта со звуком [Р].

в) Ищут слова, относящиеся к определенной части речи: «живые» предметы (кто?) со звуком Б (собака, бабушка, кабан), «слова-действия» (что делает?), глаголы, со звуком Д (дышит, падает, кидает), «слова-признаки» (какой?), прилагательные, со звуком Р (розовый, твердый, короткий).

г) Называют слова с определенным звуком и заданным местом звука в слове. Например, слова со звуком Т в конце слова (кот, бант, компот). Это упражнение на закрепление навыков звукового анализа.

4. «Снежный ком»

Воспитанники поочередно запоминают и повторяют слова с заданным звуком, придуманные другими детьми, а затем говорят свое слово.

5. «Закончи предложение»

Дети договаривают предложение словами с заданным звуком. «Рая печет вкусные ….(пиРоги, тоРты, ватРушки, пиРожные).

В наших лесах обитают животные со звуком [Л] (Лоси, беЛки, воЛки).

Различение слов-паронимов

Работа со словами, отличающимися друг от друга оппозиционными звуками, помогает детям осознать, что ошибка в произношении меняет значение слова, делает речь смешной и бессмысленной.

Последовательность работы со словами-паронимами

  • Назвать парные картинки. (Козы – косы).
  • Выделить из слов парные звуки.
  • Закончить предложение нужным по смыслу словом.

У Лизы длинные... . На лугу пасутся ...

  • Придумать предложение со словами-паронимами.
  • Выучить скороговорки: «Уголек в уголок отнеси, в уголке уголек погаси», «Вымыли мышки миски для мишки».

Формирование понятия «длинные – короткие слова».

Внимание детей обращается на длительность звучания слов. Это помогает еще до обучения звуковому анализу сформировать у детей представление о том, что в коротком слове мало звуков, и поэтому оно произносится быстро. В длинном слове много звуков, оно произносится более длительно.

Рекомендуется такие упражнения:

  1. Найти в группе предметы с коротким или длинным названием.
  2. «Кто ушел дальше?» (проговаривание коротких и длинных слов под шаги (дым, велосипед).
  1. Образование длинных слов от коротких с последующим сравнением длины слов (соль, солит, солонка, пересоленный).

Можно проверить, сформировано ли у детей представления о длине слова с помощью провокационного вопроса: «Какое слово длиннее: змея или гусеница,  слон или мышонок?»

     Упражнения и игры, направленные на развитие фонематического слуха и фонематического восприятия, должны проводиться как в процессе непосредственной образовательной деятельности, так и во время совместной деятельности  в соответствии с перспективным планом, в котором необходимо четко определить последовательность уточнения акустических и артикуляционных характеристик звуков, а также этапы овладения навыками звукового анализа.

                                                           (по материалам интернет-ресурсов)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методика формирования фонематических процессов у дошкольников 5-7 лет через систему специальных игр и игровых упражнений

Основной задачей  в процессе обучения грамоте является формирование у дошкольников общей ориентировки в звуковой системе языка, обучение их звуковому анализу слова, т.е. определению порядка следо...

Система работы логопеда по развитию фонематических процессов у дошкольников с ОНР.

Воспитание внимания к звуковой стороне речи, формирование фонематического восприятия важные моменты в развитии речи дошкольника.1Уточнение правильного произношения звуков.2. Развитие артикуляционной м...

Представляю несколько дидактических игр, способствующих развитию фонематических процессов у дошкольников, которые могут использоваться на занятиях по развитию речи.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №34.      Игротренинг для воспитателей....

Особенности развития фонематических процессов у дошкольников и их влияние на овладение письменной речью

Описание работы: Актуальность настоящей работы в том, что развитие фонематических процессов у дошкольников является главным условием профилактики нарушений письменной речи. Таким образом, проблема нас...

Игры и игровые приемы для формирования фонематических процессов у дошкольников

В консультации указаны игры и игровые приемы для равзития фонематических процессов у старших дошкольников....

Использование игровых технологий в развитии фонематических процессов у дошкольников с нарушениями речи.

Материал может быть использован как для практической работы, так  и для консультирования родителей....

Консультация "Формирование фонематических процессов у дошкольников"

Фонематическое восприятие - это способность различать особенности и порядок звуков. Фонематическое восприятие формируется в период от года до четырех лет, звуковой анализ в более позднем возрасте....