Мастер - класс «Использование нетрадиционных приёмов и материала для развития мелкой моторики, как стимула развития речи»
материал по логопедии

Попитченко Елена Владимировна

Нетрадиционный материал предоставляет широкие возможности для тренировки мелких мышц кисти в различных видах деятельности при этом носит игровой характер.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master_klass.docx20.23 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад комбинированного вида № 16 г.Ейск Ейский район

Мастер-класс на тему

«Использование нетрадиционных приёмов и материала для развития мелкой моторики как стимула развития речи»


Подготовила:

учитель - логопед Попитченко Е.В.





г. Ейск, 2023г.

Цель: Познакомить педагогов, участвующих в мастер-классе, с нетрадиционными методами развития мелкой моторики и приемами их использования.

Задачи:

1.Передать опыт работы по развитию мелкой моторики нетрадиционными методами путем комментированного показа.

2. Отработать совместно с участниками мастер-класса последовательность действий и приемов работы по развитию мелкой моторики с использованием нетрадиционных материалов.

3.Осуществить рефлексию собственного профессионального мастерства участниками мастер-класса.

Оборудование и материалы: столы, расставленные полукругом, листы бумаги для записей, карандаши, ручки или фломастеры, необходимые атрибуты для игр и упражнений на развитие моторики.

Ход мероприятия:

Здравствуйте уважаемые коллеги!

Сегодня я хочу провести с вами мастер-класс на тему «Использование нетрадиционных приёмов и материала для развития мелкой моторики как стимула развития речи»

«Если руки неумелы,

Если пальчики несмелы,

Трудно ручку удержать,

Буквы ровно написать

Не удержишь карандаш –

Не получится пейзаж».

В. Лирясова.

Нетрадиционный материал предоставляет широкие возможности для тренировки мелких мышц кисти в различных видах деятельности, носящих игровой характер.

Помимо развития мелкой моторики и тонких дифференцированных движений пальцев проведение упражнений с использованием нестандартного оборудования, сопровождаемые стихотворным текстом или выполняемые под музыку, направлены на решение следующих задач:

- формирование познавательной активности и творческого воображения детей;

- развитие зрительного, слухового восприятия, творческого воображения.

- развитие психических процессов: внимания, памяти, мышления, воображения;

- развитие просодической стороны речи: чувства темпа, ритма, силы голоса, дикции, выразительности речи.

Такие игры способствуют созданию положительного эмоционального фона, воспитывают усидчивость, формируют положительную мотивацию на занятии.

Очень интересны детям игры с природным материалом. Он всегда доступен, не требует больших финансовых затрат, помогает снять эмоциональное напряжение у детей.

Игра с еловыми шишками.

Раз, два, три, четыре, пять,

Шишку будем мы катать.

Шишку будем мы катать,

Раз, два, три, четыре, пять.

Еловая шишка колет ладошки,

Мы покатаем шишку немножко.

Перекатывать шишку между ладонями до появления чувства приятного тепла и легкого покраснения.

Также шишки можно сжимать и разжимать обеими руками одновременно или поочередно, воздействовать на кончики пальцев и ладошки постукиванием и вращательными движениями, прокатывание шишки от кончиков пальцев к запястью, локтю и обратно.

Игры с пуговицами.

В игры с пуговицами можно поиграть, чтобы не только развивать моторику, но еще логику и мышление, а так же цветовое восприятие, формирования понятий величины предметов (большой - маленький), творческое воображение.         

Пуговичная копилка.

Вам потребуются: банка из-под кофе или какао с пластмассовой завинчивающейся крышкой, пуговицы (они могут быть разного цвета и размера, в зависимости от того, какие задачи вы поставите: будь то закрепление представления о размере, цвете или обучение счету).

На крышке сделайте прорезь ножом (по принципу копилки). Покажите ребенку, как можно проталкивать в прорезь пуговицы. После того как все пуговицы окажутся в банке, попросите малыша открутить крышку и достать пуговицы. Игру можно начинать сначала!

Картинки из пуговиц

Для развития творческих способностей и образного мышления малыша вы можете предложить ему выкладывать из пуговиц цветочки, дорожки, домики, всевозможные узоры, словом, то, что подскажет ваша фантазия и фантазия ребенка. Подберите пуговицы разного размера и цвета. Предложите ребёнку выложить рисунок или орнамент. Чем мельче пуговицы, тем кропотливей работа, развивается пинцетный захват. Пуговицы можно нанизывать и на нитку, изготавливая бусы.

«С пальца на палец» Первый игрок кладет на указательный палец пуговицу и поворачивается ко второму игроку. Тот должен переместить эту пуговицу на свой указательный палец, при этом другими пальцами пользоваться нельзя.

В рассыпную

На  стол выкладывают нечетное количество пуговиц. Чем больше игроков, тем больше пуговиц. В соревновании принимает участие четное количество игроков.
По сигналу ведущего игроки начинают собирать пуговицы. Собирать можно по одной, не сгребая все сразу. Нельзя толкать других игроков или загораживать от них пуговицы. Тот, кто соберет пуговиц больше всех - победил.

Игры с сыпучими материалами.

1. Игры в сухом бассейне.

2. Насыпаем в емкость горох или фасоль. Ребенок запускает туда руки и изображает, как месят тесто, приговаривая:

«Мы тесто месили,

Мы тесто месили,

Нас тщательно все промесить попросили,

Но сколько не месим

И сколько не мнем,

Комочки опять и опять достаем.

Можно в ёмкость с горохом спрятать мелкие игрушки и предложить их найти. Тем самым развиваем тактильные ощущения.

3. Рисование по крупе. На яркий поднос тонким равномерным слоем рассыпьте мелкую крупу. Предложите ребёнку нарисовать картину пальцем одной руки, одновременно пальцами обеих рук, оставляя отпечатки подушечками пальцев и т.д.

Игры с пробками от бутылок. Две пробки от пластиковых бутылок кладем на столе резьбой вверх. Это — «лыжи». Указательный и средний пальцы встают в них, как ноги. Двигаемся на «лыжах», делая по шагу на каждый ударный слог:

«Мы едем на лыжах, мы мчимся с горы,

Мы любим забавы холодной зимы».

То же самое можно попробовать проделать двумя руками одновременно, развиваем координацию движений пальцев.

Игры с прищепками.

1. Бельевой прищепкой поочередно «кусаем» ногтевые фаланги (от указательного к мизинцу и обратно) на ударные слоги стиха:

«Сильно кусает котенок-глупыш,

Он думает, это не палец, а мышь. (Смена рук.)

Но я же играю с тобою, малыш,

А будешь кусаться, скажу тебе: «Кыш!».

2. Предложите ребёнку прикрепить прищепки по периметру вырезанной из картона фигуры. Можно «приделать» иголки ежу, лучи солнышку и т.д.

Резинки для волос.

  1. Перстенек.

На пальце – перстенек.

Он блестит, как огонек.

Крутился, искрился,

С пальчика свалился –

назад возвратился.

Надеваем и снимаем резинку на большой палец,  на указательный,  на средний,  на безымянный,  на мизинец.

  1. Игры по образцу: дети по образцу надевают и снимают резинки.

 Пальчиковые игры и упражнения – это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев.

Пальчиковые игры - это уникальное средство для развития мелкой моторики и речи ребенка в их единстве и взаимосвязи.    Разучивание текстов с использованием «пальчиковой» гимнастики стимулирует развитие речи, пространственного мышления, внимания, воображения, воспитывает быстроту реакции и эмоциональную выразительность. Ребёнок лучше запоминает стихотворные тексты; его речь делается более выразительной.

Давайте, вместе с вами сейчас «поиграем».

Большое спасибо за активное участие!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование нетрадиционных методов и приёмов в развитии мелкой моторики рук у дошкольников с нарушением речи

Совокупность методов и приёмов в коррекционной работе по преодолению нарушения речи затрагивают не только исправление дефектов речевой деятельности, но и формирование определённых психических процессо...

Консультация для воспитателей " Использование нетрадиционных приемов и материала для развития мелкой моторики как стимула развития речи"

С каждым годом жизнь предъявляет всё более высокие требования не только к нам, взрослым людям, но и к детям: неуклонно растёт объём знаний, которые нужно им передавать; мало того, педагоги хотят, чтоб...

Доклад "Использование нетрадиционных приемов и материала для развития мелкой моторики как стимула развития речи"

Доклад на районной МО "Использование нетрадиционных приемов и материала для развития мелкой моторики как стимула развития речи"...

Сценарий мастер-класса «Использование нетрадиционных приемов и материала для развития мелкой моторики как стимула развития речи».

Представлен мастер-класс по ознакомлению педагогов с нетрадиционными приёмами и материалами для развития мелкой моторики как стимула развития речи детей дошкольного возраста...

Из опыта работы в ДОУ с детьми с нарушением интеллекта. «Использование нетрадиционных техник рисования как средства развития мелкой моторики, а так же развитие речи»

Из опыта работы в ДОУ с детьми с нарушением интеллекта.  «Использование нетрадиционных техник рисования как средства развития мелкой моторики, а так же развитие речи»  Присущие д...

Мастер-класс «Познакомить детей с кинезиологическими упражнения для развития мелкой моторики» в рамках проекта по развитию речи для детей дошкольного возраста с ОВЗ

Мастер-класс посвящен развитию мелкой моторики, головного мозга и межполушарных связей через кинезиологию.Указаны только некоторые упражнения, которые можно испльзовать в работе с детьми дошкольного в...