Задержка речевого развития у детей дошкольного возраста.
статья по логопедии

МОРЕВА НАТАЛЬЯ АНДРЕЕВНА
В статье речь идёт о причинах возникновения задержки речевого развития у детей раннего дошкольного возраста. Материал предназначен для родителей и специалистов детского сада.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zrr_23.docx10.71 КБ

Предварительный просмотр:

Задержка речевого развития у детей дошкольного возраста.

Учитель-логопед :Морева Н.А

К группе детей с ЗРР относят детей с первичными нарушениями речи (дизартрией, алалией, ринолалией и др.), детей с нарушениями интеллектуального развития, с нарушениями слуха, РАС.

Функциональная задержка развития речи характеризуется более медленными по сравнению с нормальным развитием темпами усвоения родного языка. При такой задержке развития речи наблюдается равномерное отставание в формировании всех компонентов языка: лексики, грамматики, фонетики и фонологии. Характерно позднее появление первых слов и фраз в онтогенезе.

При задержке речевого развития до двух лет отсутствует или резко ограничен пассивный словарь, в активном словаре вокализации или отдельные слоги, отсутствуют коммуникативные жесты; после двух лет крайне бедный пассивный и активный словари, отсутствуют двухсловные высказывания; после двух с половиной лет – тенденция к конечному открытому слогу, большой разрыв между пассивными и активным словарями, стойко сохраняющиеся слова из «языка нянь», сохранение «телеграфного» стиля, отсутствие предлогов.  Речь-это сложная психическая функция, формирующаяся на сенсомоторной основе, и недоразвитие или задержанное развитие какого-либо из базовых компонентов, может вызвать ее задержку.

Проблемы в развитии слухового, зрительного, тактильного восприятия могут замедлить формирование речи. В таких условиях, как известно, должны сформироваться механизмы компенсации. Это требует дополнительного времени, а иногда и специальной психолого-педагогической помощи, вследствие чего необходимые для речи ассоциативные и иерархические связи между психическими функциями формируются с опозданием.

Развитие речи тесно связано и с развитием интеллектуальных функций, поэтому дети с задержкой психического развития также часто имеют задержку развития речи. Встречается и наследственный тип позднего развития речи.

Причиной задержки развития речи может быть соматическая ослабленность, вследствие которой задерживается формирование всех психических функций.

Также, задержка развития речи может быть обусловлена социальными причинами, а именно неправильно организованным общением с ребенком, отсутствием адекватных социальных условий для развития его речи. В условиях социальной депривации ситуации общения не возникают, и речевая функция остается невостребованной. В условиях гиперопеки ребенок почти постоянно находится в ситуациях общения, но речевая функция может быть не востребована, если окружающие понимают ребенка без слов и предупреждают все его желания.

Возможна первичная задержка развития даже импрессивной речи в тех случаях, когда родители постоянно сопровождают свои обращения к ребенку действиями или жестами. При этом ребенок привыкает реагировать не на слово, а на жест, и создается лишь видимость удовлетворительного понимания речи.

Неблагоприятно для развития речи и частое пребывание ребенка в избыточной информативной речевой среде. Если ребенок чрезмерно много слышит речь взрослых, общающихся между собой, радио, телевидение, он привыкает не вслушиваться в речь и не придавать слову знакового значения. При этом может наблюдаться такое явление, когда ребенок произносит достаточно длинные бессмысленные псевдофразы, имитируя речь. Развитие же истинной речи задерживается.

В соответствии с МКБ-10 детям раннего дошкольного возраста, у которых к четырнадцати-пятнадцати месяцам не появились первые слова, а к 18-20 месяцам не появилась фразовая речь после проведения обследования может быть поставлен диагноз: специфические расстройства речевого развития (СРРР).

В каждом случае нарушения онтогенеза необходимо установить причину и выяснить, связано ли оно с первичным поражением нервной системы или является результатом других заболеваний, влияющих на психическое развитие.

Цифровые технологии имеют прямое отношение в тому, что в последнее время появилось много детей, которые не говорят ни в два, ни в три года. Родители забывают о том, что речь развивается только в живом общении, сажают детей с полугода к экранам ноутбуков, планшетов, после года дают детям в руки айфоны. А живого общения с ребенком - нет.

Ученые относят к факторам, вызывающим нарушения речевого развития, интернет зависимость. Игровая зависимость или интернет зависимость – ЛЕГКО ФОРМИРУЕТСЯ С РАННЕГО ДЕТСТВА. Мозг ребенка восприимчив и пластичен. В гаджете картинки быстро меняются, ярко, красиво, ребенка раннего возраста завораживает яркие световые и цветовые пятна, и ребенок получает удовольствие. Дети с пяти-шести месяцев живут в искусственном и красочном мире. Пластичный мозг ребенка при игре в компьютерные игры или при бесконечном просмотре мультиков получает большую дозу дофамина, гормона удовольствия. В реальной жизни возможно получить такую дозу, только лишь принимая наркотики. Страшно, что дофаминовая зависимость формируется уже на первом году жизни.

Родители отмечают, что ребенок может есть только у экрана гаджета, что его можно успокоить или уложить только с помощью гаджета, что процедуры в больнице можно делать только при включенном гаджете.

То, что у ребенка будет развиваться речь с помощью гаджета – это самое большое заблуждение родителей. Речь развивается только в живом общении.

(В статье использован фрагмент выступления Н. В. Нищевой на Третьем петербургском логопедическом салоне).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

задержка речевого развития у детей дошкольного возраста

В статье обозначены характеристики ЗРР, причины возникновения, рекомендации для родителей....

Причины задержки речевого развития у детей раннего возраста

Причины задержки речевого развития у детей раннего возрастаПод причиной нарушений речи понимают воздействие на организм внешнего или внутреннего вредоносного фактора или их взаимодействие, которые опр...

Задержка речевого развития у детей дошкольного возраста: что делать?

Задержка речевого развития — это комплекс диагнозов, общим симптомом которых является отставание в речевом развитии от сверстников.Термин «задержка речевого развития у...

Преодоление задержки речевого развития у детей раннего возраста на логопедических занятиях.

Методический материал для учителей-логопедов,дефектологов , педагогов и родителей....

ПРОФИЛАКТИКА ЗАДЕРЖКИ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ У ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА

Родители и педагоги должны знать нормативные сроки развития детской речи. Это нужно для того, чтобы внимательно присмотреться к малышу, создать наиболее благоприятные условия для его развития...

ВЫЯВЛЕНИЕ ЗАДЕРЖКИ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ У ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА

В данной статье рассматривается вопрос необходимости ранней диагностики и коррекции отклонений в речевом развитии у детей раннего возраста. Подчеркивается значимость и необходимость своевременного уст...