Комплекс артикуляционных упражнений для группы свистящих звуков.
консультация по логопедии (старшая группа)

МОРЕВА НАТАЛЬЯ АНДРЕЕВНА

Рекомендации для родителей (законных представителей) детей посещающих логопункт ДОО. Комплекс артикуляционных упражнений для подготовки к постановке свистящих звуков у детей дошкольного возраста. рекомендации по проведению артикуляционной гимнастики дома. Упражнения для формирования сильного речевого выдоха.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Комплекс артикуляционных упражнений для свистящих звуков 

На заметку родителям.

Свистящие обычно появляются в детской речи к 3 годам, и их постановка не вызывает трудностей. Но из-за речевых нарушений моторная сфера недостаточно развита, из-за чего произношение искажается. Тогда родителям стоит обратиться за консультацией к логопеду и выполнять с ребенком специальный комплекс заданий для тренировки артикуляционной моторики.

  Комплекс упражнений   

Гимнастика является одним из основных направлений работы на подготовительном этапе коррекционных занятий. При помощи ее происходит подготовка органов артикуляции к формированию уклада для произношения определенного звука.

Рекомендации по проведению 

Артикуляционную гимнастику применяют не только на логопедических занятиях, но и дома. Чтобы она была эффективной, родителям нужно соблюдать следующие рекомендации: заниматься необходимо каждый день 2 раза по 5-10 минут;

в основе занятий лежит принцип «от простого к сложному»;

 гимнастику делают перед зеркалом, сначала показывает взрослый – малыш повторяет;

 все упражнения выполняют в медленном спокойном темпе;

нужно следить за состоянием ребенка, чтобы он не переутомился; не показывайте раздражение, если у малыша не получилось сразу повторить упражнение правильно; обязательно хвалите ребенка за успехи.

Если гимнастику делать каждый день, то органы артикуляции запоминают правильное положение. В результате в речи появляется звук С. Комплекс упражнений Все задания нужно выполнять в определенном порядке – это одно из важных условий для достижения результата.

 Особое внимание стоит уделить основным упражнениям, иначе гимнастика будет не такой эффективной.

Задания для губ «Улыбка» − является базовым, с которого начинают гимнастику. Необходимо улыбаться так, чтобы сомкнутые зубы были видны. Положение губ удерживают под счет до 3, увеличив до 5.

«Трубочка» − тоже относится к базовым упражнениям. Губы вытягивают вперед и удерживают «трубочкой» под такой же счет. «Улыбку» и «Трубочку» чередуют, постепенно ускоряя темп, чтобы развивать не только статическую составляющую, но и динамическую.

Задания для языка 

Цель этого комплекса – умение произвольно расслаблять мышцы языка, убирать его за нижние зубы и удерживать в таком положении. Это является основой для произношения свистящих. Рот открыт, широкий язык помещен на нижнюю губу. Зафиксировать такое положение в течение нескольких секунд. Это задание обязательно стоит выполнять, если язык напряжен и не получается сделать его широким. Органы артикуляции занимают аналогичное положение, как при выполнении предыдущего упражнения. По языку делают похлопывающие движения, проговаривая «ПЯ-ПЯ-ПЯ». Выполняя улыбку, рот держат открытым, зубы не сомкнуты. Кончиком языка имитируют движения зубной щетки в одну и другую стороны. Исходное положение такое же, как в предыдущем задании. Язык находится внизу, а его кончик упирается за нижние зубы, спинка и средняя часть должны быть подняты так, чтобы по форме получилась горка.

«Горку» удерживают под счет до 3, потом до 5. Если возникают трудности с расслаблением мышц, назначают сеанс логопедического массажа.  Можно выполнять самомассаж с помощью зубной щетки с мягкой щетиной.

 Упражнения на формирование сильного выдоха 

Сильный плавный выдох является составляющей артикуляционного уклада свистящих звуков. Воздушная струя должна быть холодная и проходить посередине языка. «Кто забьет быстрее гол?».

 Для его выполнения понадобятся два легких, пластиковы мячика и предметы, которые можно использовать в качестве футбольных ворот. Ребенок улыбается, на нижнюю губу помещает широкий язык. Произнося  звук Ф, ему нужно задуть пластиковый, теннисный сячик в ворота. Все сделать так же как и в предыдущем упражнении. Только не нужно говорить Ф, а просто вытягивать губы трубочкой.

С помощью пластиковой трубочки для коктейля, воспроизводить "бурю в стакане", т. е. дуть через трубочку в воду, налитую в сосуд и получать бурление.

Учитель-логопед :Морева Н.А


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Комплекс артикуляционной гимнастики для постановки свистящих звуков

Описание упражнения, сопровождаемое фотографией...

Комплекс артикуляционной гимнастики для постановки свистящих звуков

Презентация "Артикуляционная гимнастика для постановки свистящих звуков"...

Комплекс артикуляционных упражнений для постановки свистящих звуков

Артикуляционные упражнения  нацелены на то, чтобы отработать верное расположение языка и правильное дыхание во время произношения  свистящих звуков....

Комплекс артикуляционных упражнений для постановки свистящих звуков

Подробное описание упражнений для подготовки артикуляционного аппарата к постановке свистящих звуков....

Комплекс артикуляционной гимнастики для постановки свистящих звуков

Комплекс артикуляционной гимнастики для постановки свистящих звуков...

Комплекс артикуляционных упражнений для выработки свистящих звуков С, Сь, З, Зь, Ц

Артикуляционные упражнения помогают разложить сложную артикулему свистящих на более простые уклады...

Буклет "Комплекс артикуляционных упражнений для постановки свистящих звуков"

Комплекс артикуляционной гимнастики для группы свистящих звуков (С, СЬ, З, ЗЬ, Ц)....