Дидактическое пособие "Мой, моя, моё, мои"
учебно-методическое пособие по логопедии

Чухина Марина Александровна

Коррекция речевого развития через игру

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon didakticheskaya_igra_moy_moya_moyo_moi_kopiya.doc129.5 КБ

Предварительный просмотр:

КОМЕТЕТ ПО ОБРАЗОВАНИЮ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДСКОГО ОКРУГА
«ГОРОД КАЛИНИНГРАД»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА КАЛИНИНГРАДА ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА ДЕТСКИЙ САД №87

УЧЕБНО - НАГЛЯДНОЕ ПОСОБИЕ

дидактическая игра «Мой, моя, мои, моё»

выполнила: учитель – логопед МАДОУ ЦРР д/с № 87

ЧУХИНА Марина Александровна

Г. Калининград, 2018 г.

Введение

Успешная социализация ребенка зависит от его коммуникативной компетенции. Под коммуникативной компетентностью  подразумевается способность человека (и ребенка в том числе) организовать свою речевую деятельность, используя языковые средства в соответствии с конкретной ситуацией общения.

Известно, что в работе с детьми, имеющими речевые нарушения, только традиционные формы коррекционной работы часто бывают недостаточными. В таких случаях логопеды и другие специалисты используют дополнительные нетрадиционные формы коррекционной работы (психомоторные тренинги, арттерапия, элементы сказкотерапии и др.).

Игра – и речевая игра в том числе – приемлемая и интересная для любого ребенка деятельность. Не секрет, что в игре сложный речевой материал, которым является усвоение грамматически правильных речевых конструкций, усваивается детьми более легко, непринуждённо и спонтанно, то есть – более естественно. Дети играют в такие игры с удовольствием, не замечая, как при этом они развивают и закрепляют свои языковые знания и речевые навыки, усвоенные ранее, а также учатся в своей фразовой речи использовать грамматически правильные образцы речевых высказываний. Немаловажно и то, что в ходе таких совместных игр у детей развивается чувство партнёрства, обогащается их игровой опыт, развиваются коммуникативные навыки.

В своей логопедической работе я часто использую разные логопедические игры для развития у детей лексико-грамматического строя речи и закрепления у них навыков правильного словоизменения и словообразования.

В данной работе хочу представить одну из них.

Дидактическая игра по закреплению базовой грамматической категории рода у существительных “Мой, моя, мои, моё».

На предметном материале этой игры можно проводить несколько вариантов игр.

Цели игры:

  • Закрепить у детей навыки правильного согласования притяжательных местоимений “мой, моя, мои, моё» с существительными и прилагательными разных родов единственного числа и существительными множественного числа;
  • Развитие связной речи;
  • Коррекция звукопроизношения;
  • Развитие мелкой моторики.

Оборудование:

Лист картона с наклеенными на него 4 картинками, изображающими предметы женского, мужского, среднего рода единственного числа и предметы множественного числа. Для читающих детей под каждой картинкой сделана надпись (местоимения). Под каждой картинкой продет шнурок, на который дети будут собирать нужные картинки. Предметные картинки.

Ход игр

Выразительное рассказывание  логопедом сказки « Жадный медвежонок»

Беседа по сказке.

Неожиданно появляется лесовичок. 

- Ребята вот мы и встретили лесовичка. А теперь давайте сядем на ковёр по турецки и послушайте сказку,  которая называется « Жадный медвежонок»

Жил в лесу жадный медвежонок. Никто с ним не дружил, потому что самыми любимыми его словами были: «Мой!», «Моя!», «Моё!» и «Мои!»

Однажды, шел он по лесу. А навстречу ежик бежит, на спине у ёжика - грибок. «Мой!» - заявил медвежонок и отнял гриб. Ежик заплакал, свернулся клубочком и покатился по тропинке. Медвежонок поддал его лапой и больно укололся. «Бедная МОЯ лапа!» - заревел он.

Прихрамывая, побрел медвежонок дальше. Видит: белочка скачет, полную корзинку малины в лапках несёт. «Моя!» - закричал медвежонок и отобрал у белочки ягоды вместе с корзинкой. Белочка не стала спорить. Прыгнула на сосну. Сидит там, лапкой слезы утирает.

Дальше идет медвежонок. Лакомится малиной из корзинки. Вдруг, из кустов выпрыгивает зайчонок. Сел на задние лапки, стал яблочко грызть. Не успел и пару раз откусить, как медвежонок с криком: «Моё!», выхватил яблоко. Струсил зайчишка, шмыгнул снова в кусты.

Бурундучок с полным мешком лесных орехов тоже оказался на пути жадного медвежонка. «Мои!» - безо всяких объяснений заявил жадина и взвалил мешок с орехами себе на спину.

Все лесные звери, завидев жадного медвежонка, разбегались врассыпную, лишь бы ему на глаза не попадаться! А он всё ходил по лесу и кричал: «Мой!», «Моя!», «Моё!», «Мои!».

После чтения сказки педагог спрашивает:

- Ребята, про что говорил медвежонок: « Мой!», «Моя!», «Моё!», «Мои!»?

- Как вы думаете, о чём ещё медвежонок говорил: « Мой!», «Моя!», «Моё!», «Мои!»?

1-й вариант.


Логопед раскладывает перед ребенком картинки и уточняет название предметов, изображенных на них.
Затем предлагает ребенку отобрать предметы, о которых можно сказать: «моя», «моё», «мои», «мой»

Сначала с детьми отрабатывается согласование местоимений с существительными мужского и женского родов.

Через некоторое время после усвоения детьми согласования притяжательных местоимений с существительными мужского, женского рода единственного числа и существительными множественного числа, педагог добавляет в игру картинки к существительным среднего рода.

Играя и отвечая на вопросы, дети упражняются и усваивают согласование притяжательных местоимений с существительными всех родов и чисел.

2-й вариант.

Ребенку предлагается придумать прилагательные и согласовать их с притяжательными местоимениями и существительными  (мой красный помидор, мои удобные сапоги, мое душистое мыло и т.п.).

3-й вариант.

Ребенку предлагается составить предложение о любом из предметов (Мой красный шар улетел в небо. И т.п.)

4-й  вариант.

С помощью данного пособия можно проводить автоматизацию звуков (мой сарафан, мой сапог, мой слон и т.п.).

Итоги реализации:

Используя различные дидактические игры в работе с детьми (в частности и данное пособие), я убедилась в том, что, играя, дети лучше усваивают программный материал, правильно выполняют сложные задания. Применение дидактических игр повышает эффективность педагогического процесса.

Литература:

1. Богуславская З.М., Смирнова  Е.О. «Развивающие игры для детей младшего дошкольного возраста». М., 1995.

2. Бондаренко А.К. «Дидактические игры в детском саду». М.: Просвещение, 1991.

  3. Бондаренко А.К. «Словесные игры в детском саду». – М., 1991.

  4. Кольцова М.А. Ребенок учится говорить. М., 2001.

  5. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В.  «Развитие связной речи», М., 2000.

  6. Максакова А.И., Тумакова Г.А.«Учите, играя». М., 1989.

  7. Фомичева М.Ф. Воспитание у детей правильного произношения. – М.:    Просвещение, 1989.

  8. Швайко Г.С. «Игры и игровые упражнения для развития речи»;

Приложение:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Виды дидактических игр и Руководство дидактическими играми

Виды дидактических игр Дидактические игры различаются по обучающему содержанию, познавательной деятельности детей, игровым действиям и правилам, организации и взаимоотношениям детей, по роли воспитате...

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ И РАЗВИТИЕ РЕЧИ. Дидактическая игра многоплановое, сложное педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего

Дидактическая игра представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения, и самостоятельной игро...

Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка» Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка» Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка»

Разработала:Саламатина Ирина Борисовна воспитатель ГБДОУ № 48 Кировского района горохом или фасолью). Санкт ПетербургаОписание игры:Цель: развитие мелкой моторики , тактильной чувствительнос...

Дидактические игры в младшей группе.Основой дидактической игры является дидактическая задача. Дидактические задачи разнообразны. Это может быть ознакомление с окружающим (природа, животный и растительный мир, люди, их быт, труд, события общественной жизни

Что в мешочке?Цель: научить выделять звук [ц] в произношении, развивать речь.Оборудование: мешочек; игрушки и предметы, в названии которых есть звук [п] (цыпленок, курица, овца, заяц, ...

Педагогическая находка Дидактическое пособие «Дидактическое пособие сенсорная, адаптационно-дидактическая юбка»

Сенсорная юбка-это необычное дидактическое пособие, которое привлекает внимание детей, своей яркостью и многообразием элементов....