Построение предложений с использованием карточек-схем при работе с детьми старшего дошкольного возраста с ОВЗ.
методическая разработка по логопедии (старшая, подготовительная группа) по теме

Мирских Елена Александровна

В данной статье рассказывается о работе над предложением, представлены этапы работы над предложением, прослеживается последовательность введения карточек-схем на занятиях учителя-логопеда при работе с детьми старшего дошкольного возраста с ОНР.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл postroenie_predlozheniy_s_ispolzovaniem_kartochek.docx225.95 КБ

Предварительный просмотр:

Построение предложений с использованием карточек-схем.

Учитель-логопед МОУ детский сад №301

Красноармейского района Волгограда

Мирских Е.А.

Успешность обучения детей в школе во многом зависит от уровня овладения ими синтаксических навыков. Дети должны уметь правильно, развернуто отвечать на поставленные вопросы, обладать навыком построения вопросительного и повествовательного предложения, научиться задавать вопросы к каждому слову, самостоятельно излагать свои суждения.

Существует ряд методик развития речи, обучения построению предложений. Однако при обучении детей с общим недоразвитием речи использовать эти методики в полной мере невозможно.

У детей с ОНР снижены все высшие психические функции, тесно связанные с речевой деятельностью (внимание, память, словесно-логическое мышление), это необходимо учитывать при планировании коррекционно-образовательной  работы. При знакомстве с лексико-грамматическими категориями и построением  предложений, важно подключать все анализаторы: слуховые, зрительные, тактильные. Ребенок должен пропустить все через себя, только после этого можно говорить о результатах. Обучая детей навыкам правильного построения предложения (синтаксису), необходимо опираться на факторы, облегчающие процесс становления связной речи.

В основу данной методической разработки взято синтаксическое изображение слов в предложении (подлежащее, сказуемое, определение). Как известно, предметом синтаксиса является слово, в его связях и отношениях с другими словами в речи. В результате этих отношений образуются основные синтаксические объединения: словосочетание, простое предложение, сложное предложение, сложное синтаксическое целое (текст).

Работа над связностью речи ведется параллельно в трех направлениях:

  1. работа над словосочетанием;
  2. работа над предложением;
  3. работа над связной монологической речью (обучение пересказу, составлению рассказов).

Рассмотрим более подробно первые два направления. Вся работа строится с опорой на графические схемы.

При составлении и моделировании предложений необходимо придерживаться следующей последовательности:

  1. составление предложений по демонстрации действий
  2. составление предложений по сюжетной картинке
  3. составление предложений по предметной картинке
  4. составление предложений по опорным словам.

Последовательность работы над словосочетанием и предложением на синтаксическом уровне условно можно разделить на несколько этапов.

ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП.

1.   На этом этапе нужно научить детей творчески мыслить: «оживлять» рисунки, предметы, геометрические фигуры. Здесь целесообразно выполнять с детьми задания типа «Оживи круг (квадрат, треугольник)», «На что похож овал?», «Дорисуй фигуру».

Детям показывают схемы:

На что похож … круг? - на бублик, кольцо, луну, блин, сковороду, на лицо ребенка…

Квадрат? – на картину, коробку, ковер, шахматную доску…

Детям предлагается дорисовать эти геометрические фигуры до названных предметов.

2.    Далее, когда дети научились свободно подбирать слова к этим схемам, логопед предлагает дорисовать  круг так, чтобы получилась голова мальчика или девочки.

Детям предлагается придумать имя для мальчика (девочки). На начальном этапе это задание выполняется с трудом, т. к. дети не могут подбирать имена детям, изображенным на картинках.

ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ

1 этап. Работа над словом

1. Работа начинается с выделения слова в потоке речи.

На занятиях по звукопроизношению, развитию связной речи учитель-логопед объясняет детям, что нас окружают разные звуки, звуки соединяются в слова. Даются понятия «слово», «звук».  Вводится обозначение слова -карточка- прямоугольник.

        

Очень важно на этом этапе научить четко дифференцировать понятия «слово-звук».

 Рекомендуемые игры: «Услышишь слово, хлопни в ладоши»

«Услышишь слово, подними схему-прямоугольник»

2. Вводится понятие «слово-предмет», и его схема,      прямоугольник с одной прямой линией

        

Логопед сообщает о том, что слова-предметы бывают «живые» и «не живые», отвечают на вопросы Кто? Что?

(целесообразно проводить работу над словами-предметами во время прохождения лексической темы «Семья»)

3. Далее вводится понятие «слово-признак», схема слов-признаков - прямоугольник с одной волнистой линией

 Изучение «слов-признаков» проходит  во время изучения лексической темы «Фрукты», «Овощи». Именно в этот период логопед обучает детей подбору слов-признаков к предмету.         

Логопед задает детям вопрос:  Какой огурец?  

Дети отвечают:                  овальный

зеленый

спелый

хрустящий

сочный       и т.д.

Дети дают ответы, а логопед обозначает каждое названное слово схемами на доске (прямоугольник с волнистой линией)

4. вводится термин «Слово-действие» и его графическое изображение, прямоугольник с двумя прямыми линиями -

2 этап. Простые предложения  ( подлежащее + сказуемое )

  1. Логопед вместе с детьми составляет предложения по демонстрации действия, здесь же вводится образец составления предложения:

          предметная                      схема

          картинка                  слова-действия

          (папа, бабушка,

           ребенок…)

Примеры предложений:         Папа копает

Бабушка читает

Ребенок играет…

2. Далее вводится замена предметной картинки на картинку с изображением круга ( из подготовительного этапа). Дети уже могут сами «оживить» круг и придумать действующее лицо.

На доске висят сюжетные картинки, дети должны сами придумать предложения, с опорой на схему.

Примеры сюжетных картинок:         Бабочка летит. Оля поет.

Мама стирает. Собака лает.

Груша висит…

3. Далее логопед вводит замену схемы прямоугольника с кругом внутри, на схему «слова-предмета»

Дети составляют предложения уже по двум опорным  схемам:

3 этап. Фразы.

На этом этапе необходимо научить детей правильно строить фразы, которые являются составным звеном в сложных предложениях (в дальнейшем эти фразы будут включаться в сложные предложения).

  1. Логопед демонстрирует детям схему «Оживи круг».  Дети подбирают слова по теме «Овощи» (нр. Репка, помидор…). Далее логопед предлагает детям дорисовать на этой схеме помидор, дети параллельно дорисовывают помидор на индивидуальных карточках у себя на столах. Логопед выставляет на доску вторую карточку

Логопед предлагает составить фразы по образцу.

 Ответы детей:        красный       помидор

            круглый

            спелый

           сладкий…

  1. Логопед заменяет второе слово на схему  (прямоугольник с одной прямой чертой.)

 получилась схема:

 

Проговаривая составленные фразы еще раз, дети пальчиком проводят по линиям на карточке-схеме.

4 этап. Работа над предложением.

1. Далее учитель-логопед обучает детей составлению предложений из трех слов. Сначала дети составляют предложения с опорой на предметные картинки:

Нр.: Зайчик грызет морковку.

Затем предметные картинки заменяются на схемы:

Зайчик грызет морковку.

Оля поет песню.

Здесь вводятся первоначальные понятия о написании предложения:

  1. Начало предложения пишется с большой буквы.
  2. в конце предложения ставится точка.
  3. между словами должно быть расстояние.

2.Дифференциация «Слово-предложение»

Дети должны уяснить отличия между этими понятиями, должны правильно подсчитывать количество слов в предложении, правильно называть слова по счету.

  1. При введении предлогов («коротких слов») в речь, логопед обозначает их треугольником

Для более лучшего усвоения предлогов,  на начальном этапе вводится схема предлога (ПРОСТРАНСТВЕННОЕ ИЗОБРАЖЕНИЕ), затем графическое изображение предлога меняется на схему.

                              на

 На доске логопед составляет фразы, дети помогают:

         

На столе

На диване

На полке

На этом же занятии одна схема заменяется другой:

 На столе

На диване

На полке

  1. Дифференциация понятий «слова»- «короткие слова»». Здесь проводятся такие упражнения, как: «Подсчитай количество слов, дай им характеристику»

Нр.: на, на столе, стол, лампа, на лампе…(ответы детей: короткое слово, короткое слово и слово-предмет, слово-предмет ...)

Показ схем слов (у каждого ребенка)

        ,  

                        предлог        слово-предмет

Необходимо научить детей выделять предлоги, подсчитывать количество слов, называть каждое слово в отдельности.

  1. Составление предложений с предлогами.

Работа проводится аналогично работе над простым предложением (вначале с опорой на сюжетные картинки, частичная замена сюжетных картинок схемами, полная замена слов схемами). В результате, по окончании данного этапа дети должны составлять предложения по схеме:

                        Маша                 сидит                 на                диване.

                        Бабочка         сидит                 на                листочке.

                        Кошка         спит                 на                 крыльце.

  1. Работа над словосочетанием.  

Расширение словосочетания однородными членами.

Черный грач

Черный, проворный грач

Черный, проворный, шустрый грач

И т.д.

К этому этапу дети должны научиться свободно подбирать слова-признаки к данному слову-предмету.

  1. Расширение предложения путем введения однородных членов предложения.( на отработанном материале пункта 6.)

Маша рисует грача.

Маша рисует черного грача.

Маша рисует черного, проворного грача.

Маша рисует черного, проворного, шустрого грача.

Необходимо обучать детей выделению главных членов предложения (о ком говорится в предложении?- о Маше. Какое это слово?- Слово-предмет. Как обозначается это слово?- Одной чертой. Что делает Маша?- Рисует Какое это слово?- Слово-действие. Как обозначается это слово?- Двумя чертами.  В предложении так же выделяются «слова-признаки» (например слово «черного») волнистой линией. Остальные второстепенные члены предложения (слово «грача» мы обозначаем простым треугольником.

5 этап. Сложное предложение.

При работе над сложносочиненным, сложноподчиненным  предложением работа проводится так же, как и над простым предложением. Сначала мы используем сюжетные картинки, затем предметные картинки, частично заменяем их на схемы и ,как результат, замена всех слов на схемы.

  1. Вначале дети составляют два предложения по схеме:

        Оля        рисует    бабочку.               Петя        строит   башню.

  1. Введение союза- «короткого слова»,объединение двух предложений в одно при помощи «короткого слова».

Оля          рисует      бабочку, а            Петя      строит   башню.

        ,

При соблюдении основных принципов дидактики: систематичности, доступности, последовательности, у детей с ОНР, третьего уровня речевого развития, можно добиться правильного членения слов в предложении, с выделением главных членов предложения. Дети должны запомнить правила построения предложения:

  1. начало предложения пишется с большой буквы;
  2. между словами должно быть расстояние;
  3. в конце предложения ставится точка.

Проделанная работа помогает детям успешно обучаться в школе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективное планирование проектной деятельности с использованием регионального материала в работе с детьми старшего дошкольного возраста

Патриот – это человек, который не пожалеет  Ни добра своего, ни жизни своей ради возвышения  Своей Родины, ради любви к своему народу,  Человек, который жертвует собой ради бла...

Выступление из опыта работы по теме: "Практическое использование экспериментальной деятельности при работе с детьми старшего дошкольного возраста"

Выступление из опыта работы по теме: "Практическое использование экспериментальной деятельности при работе с детьми старшего дошкольного возраста"...

Методическая разработка логопедического занятия с использованием электронных ресурсов в работе с детьми старшего дошкольного возраста с ОНР, как профилактика дисграфии и дислексии. Виды работы с приставочными глаголами

Методическая разработка логопедического занятия с использованием электронных ресурсов в работе с детьми старшего дошкольного возраста с ОНР, как профилактика дисграфии и дислексии. Виды работы с прист...

Опыт работы в использование QR-технологии в работе с детьми старшего дошкольного возраста

Опыт работы в использовании QR- технологий в работе с детьми старшего дошкольного возраста....

План работы по самообразованию на тему: «Использование здоровьсберегающих технологий в работе с детьми старшего дошкольного возраста» на 2020-2021 учебный год.

laquo;Здоровье — это вершина, которую должен каждый покорить сам» — так гласит восточная мудрость. Задача педагогов — научить детей покорять эту вершину....

Использование приемов нейрокоррекции в работе с детьми старшего дошкольного возраста с ТНР (Методические рекомендации для педагогов дошкольных образовательных организаций)

Педагогическая практика показывает, что педагоги в дошкольных образовательных организациях нуждаются в реализации современных методов коррекционно-развивающей работы с детьми дошкольного возраста как ...