Проект "Мамины ручки"
проект по коррекционной педагогике (средняя группа)

Любова Анна

Проект круглого стола "Растем вместе" создан с целью установления сотрудничества детского сада и семьи в вопросах преемственности воспитания детей дошкольного возраста с ОВЗ и создания системы психолого-медико-педагогического сопровождения родителей в процессе образования ребенка в период дошкольного детства.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kruglyy_stol_gr_no13_2022-2023_uch.god_.docx46.39 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №8»

Утверждаю:

Заведующий МБДОУ «Детский

сад комбинированного вида №8»

Платонова А.А. _______________

Круглый стол

«Растем вместе»

в рамках проекта «Мамины ручки»

для родителей детей с ОВЗ

группы № 13

2022 г.

1 Общие положения:

Клуб создан с целью установления сотрудничества детского сада и семьи в вопросах преемственности воспитания детей дошкольного возраста с ОВЗ и создания системы психолого-медико-педагогического сопровождения родителей в процессе образования ребенка в период дошкольного детства.

Основными принципами работы круглого стола «Растем вместе» являются: добровольность, компетентность, соблюдение педагогической этики.

Участниками Круглого стола являются: родители детей, педагоги, медсестра ДОУ, педагог-психолог, педагог-дефектолог, педагог-логопед.

Непосредственным руководителями Круглого стола являются воспитатели группы №13.

Положение о Круглом столе утверждается заведующим дошкольным образовательным учреждением.

2 Основные направления деятельности круглого стола «Растем вместе»:

Оказание психолого-медико-педагогической помощи и поддержки родителям в вопросах воспитания детей с ОВЗ.

Выявление и трансляция положительного опыта семейного воспитания.

Повышение психолого-педагогической компетентности родителей.

3 Права и обязанности участников клуба «Растем вместе»:

Родители - члены Клуба имеют право:

- на получение квалифицированной консультативной помощи по уходу за ребенком, проблемам обучения, воспитания, развития и адаптации ребенка в ДОУ;

- получение практической помощи в организации занятий с детьми дома;

- высказывание собственного мнения и обмен опытом воспитания детей;

- давать оценку эффективности работы Клуба в целом и по отдельным вопросам;

- участвовать в планировании работы Клуба.

ДОУ имеет право:

- на выявление, изучение и распространение положительного опыта семейного воспитания;

- внесение корректировки в план работы клуба «Растем вместе» в зависимости от возникающих проблем, запросов, актуальности предыдущего заседания и др.

ДОУ обязано:

- планировать работу Клуба в соответствии с выявленными запросами родителей и основываясь на психических закономерностях развития детей с ОВЗ;

- предоставлять территорию для проведения заседаний Клуба;

- предоставлять квалифицированную консультативную и практическую помощь родителям;

- соблюдать принцип конфиденциальности в решении возникающих проблем семейного воспитания.

Родители - члены Клуба обязаны:

- уважать мнения друг друга в процессе обсуждения вопросов образования детей;

- соблюдать принцип конфиденциальности в работе Клуба;

- принимать активное участие в заседаниях Клуба.

4 Организация деятельности клуба «Растем вместе»:

Работа Клуба осуществляется на базе дошкольного образовательного учреждения.

Работа Клуба планируется по результатам опроса родителей.

Количество занятий в Клубе зависит от выявленных запросов родителей, психологических особенностей данного возраста и остротой обсуждаемой проблемы.

На итоговом заседании клуба «Растем вместе» обсуждаются результаты работы, ее эффективность.

Формы организации работы клуба «Растем вместе»:

- круглый стол;

- психологические тренинги;

- мастер-классы;

- практикумы;

- решение педагогических ситуаций;

- обсуждение и распространение опыта семейного воспитания.

5 Административная поддержка деятельности клуба «Растем вместе»:

Создание материально-технических условий для деятельности Клуба: выделение помещений, необходимых канцелярских товаров, услуг ксерокопии и компьютера и др.

Поддержка и участие в организации мероприятий Клуба по необходимости с целью вынесения экспертной оценки деятельности специалистов ДОУ по работе с родителями.

Обеспечение запроса родителей на встречу со специалистами ДОУ и смежными специалистами.

Участие в итоговых заседаниях Клуба с целью вынесения экспертной оценки проделанной работы участниками Клуба в целом.

Работа Клуба - это групповая работа с родителями, реализующая несколько функций:

коммуникативную - функцию создания и сплочения родительского коллектива как совокупного субъекта педагогической деятельности;

личностно ориентированную - направленную на самоопределение, актуализацию личной ответственности, снятие ограничений и раскрытие ресурсов родителей;

содержательную - направленную на решение проблем;

инструментальную - позволяющую выработать навыки анализа реальных ситуаций, сформировать умения коллективной творческой деятельности, овладеть навыками самоорганизации и самоуправления.


Задачи:

  • преодолеть барьер недоверия родителей к ДОУ;
  • повысить педагогическую культуру родителей в вопросах развития и воспитания детей дошкольного возраста с ОВЗ;
  • пропагандировать положительный опыт семейного воспитания;
  • осуществлять адаптационные меры при переходе детей из домашней среды в ДОУ;
  • сплотить родительский коллектив;
  • установить доверительные отношения между семьей и ДОУ.

Заседания клуба «Растем вместе» проводятся 3 раза в год по плану на базе группы компенсирующей направленности «Грамотейки».

Вопросы воспитания детей дошкольного возраста — это, прежде всего, вопросы молодой семьи. Практика показала, что большинство родителей не имеют достаточно глубокого представления о жизни ребенка в детском саду о закономерностях его психического развития, не владеют даже самыми элементарными знаниями в области воспитания и обучения своих малышей.

Таким образом, эта проблема потребовала от нас разработки новых форм взаимодействия семейного и общественного воспитания, целью которых являлось бы повышение педагогической культуры молодых родителей. Так, в ДОУ сформировался семейный клуб, где обмениваются опытом и мнениями родители и педагоги детского сада.

Всем известно, что семья и детский сад составляют для ребенка основную микросреду. Социальный опыт, обретаемый дошкольником в детском саду и семье, разный в семье ребенок объект обожания, уступчивости и прощения, в детском саду — равноправный член социальной группы. В этой непохожести заложен главный смысл сотрудничества и взаимодействия. К сожалению, родители пока не видят в дошкольном учреждении помощника и консультанта в воспитании их детей.

При организации работы клуба определен ряд условий:

  • при формировании группы учитываются интересы участников, теоретический материал и практические задания подбирается с учетом специфики интересов слушателей, что повышает учебную мотивацию каждого участника,
  • занятия проводятся в группах численностью до 15 человек,
  • обеспечение всех участников раздаточным материалом, необходимо наличие доски и стендов для размещения плакатов.
  • занятия проводятся в кругу, стулья должны быть удобными и соответствовать количеству участников (не допускается наличие свободных стульев и больших промежутков между ними).
  • для проведения подвижных игр необходимо свободное пространство.

• также предполагается наличие мягкого, лучше поролонового, мяча (его можно заменить мягкой игрушкой), желательно наличие колокольчика для обозначения начала и окончания определенного вида работ.

• для проведения некоторых упражнений (например, рисуночных) необходим стол.

С целью выявления запроса участников и получения дополнительной информации от них, проводится предварительное анкетирование

Программа клуба состоит из трех встреч, цель которых — дать участникам первичное представление об особенностях развития и воспитания детей дошкольного возраста с ОВЗ. Каждая встреча рассчитана на часа, продолжительность занятия может быть сокращена или увеличена по желанию ведущего и в зависимости от цели, каждая встреча посвящена работе над выделенной проблемой и состоит из нескольких этапов

1. Приветствие

На этом этапе участники подготавливаются к психологической работе. Для этой цели используются игры, некоторые из них выполняются на каждой встрече и становятся своеобразным ритуалом группы, что способствует ее сплочению, создает рабочую атмосферу и благоприятный психологический климат Варианты приветствия

«Пожелания»

Каждый участник группы по кругу произносит какую-либо фразу, посвященную всем остальным «Добрый день», «Желаю всем узнать много нового» и т п. Вместо фразы участник может использовать любой приветственный жест

«Танцевальный»

Под спокойную музыку участники в свободном направлении передвигаются по аудитории. По сигналу ведущего (звук колокольчика) каждый говорит что-то приятное оказавшемуся рядом с ним участнику «Как я рад вас видеть» или «Какой замечательный сегодня день» и пр.

«Комплимент»

Участники по кругу берут за руки друг друга и говорят комплименты и др. Также можно активно использовать проигрывание ролевых ситуаций (эта форма работы предъявляется членами группы на более продвинутых этапах, в связи со сложностью)

2. Основная часть
Основная форма проведения встреч — практическая работа (дискуссии, разыгрывание ролевых ситуаций, игровые упражнения), во время которой отрабатываются конкретные навыки взаимодействия с детьми. Причем практической работе обязательно предшествует ознакомление с теоретическим материалом (в программе он обозначается как «консультация»)

3. Эмоциональная регуляция

На этом этапе применяется техника релаксации, направленная на выработку способности к расслаблению мышц в состоянии покоя, снятию в них локального напряжения, к переключаемости с травмирующих переживаний к гармоничным состояниям

4. Подведение итогов

Во время проведения процедуры обратной связи (в программе этот момент отмечен как «самооценка» или «рефлексия») в конце занятия можно использовать следующие методы

1) Письменная форма (каждый участник отвечает на вопросы)

—Чем полезна именно для вас данная встреча?

—Ваши пожелания на следующее занятие?

2) Устная форма (продолжить фразу «Работая с группой, я понял », или по кругу передается мяч, и участники поочередно отвечают на вопросы ведущего)

Возможны другие варианты по усмотрению ведущего

На этом этапе возможно получение домашнего задания

♦ продумать свою позицию или поведение по какому-либо вопросу,

♦ проанализировать свою жизненную ситуацию, подобную предложенной.

♦ вести дневник своих ощущений

ПРОГРАММНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ЗАСЕДАНИЙ КЛУБА «РАСТЕМ ВМЕСТЕ»

Тема 1. «Родитель – это звучит гордо»

Цель

  • Познакомить родителей с их правами и обязанностями по отношению к детям.
  • дать характеристику основным типам семейного воспитания,
  • ознакомить с приоритетными направлениями и перспективами развития семейной политики в городе

План

  1. Обращение к родителям (информация о клубе цели, задачи, планы)
  2. Характеристика типов семейного воспитания (беседа)
  3. Знакомство с нормативно-правовой базой семьи (Закон РФ «Об образовании», Семейный кодекс, Конвенция о правах ребенка).
  4. Встреча со специалистами.

Тема 2. «Игра в жизни ребенка»

Цель

  • Изучить влияние совместных игр в семье на развитие личности ребенка,
  • познакомить родителей с играми и игрушками, необходимыми ребенку дошкольного возраста с ОВЗ

План

  1. Приветствие

2. Сообщение результатов предварительного тестирования

—Любит ли ваш ребенок играть?

—В какие игры вы играете с детьми дома?

—Чему могут научить ребенка эти игры?

—Любимая игра ребенка дома?

—В какие игры ребенок любит играть с папой?

—В какие игры ребенок любит играть с мамой?

—Какие игрушки вы покупаете ребенку?

—Нужно ли играть с ребенком и почему?

3. Дискуссия на тему «Как научить малыша играть»

4. Консультация «Какие игрушки нужны детям»

5. Конверт дружеских вопросов (по желанию родителей)

—Как привлечь ребенка к игре?

—Что делать, если ребенок просит вас поиграть, а вы смотрите телевизор?

—Как приучить ребенка убирать игрушки?

6. Рефлексия

Тема 3. «Ладушки-ладушки» (о развитии мелкой моторики)

Цель

  • Рассказать родителям, как рисование и лепка способствуют развитию мелкой моторики у ребенка дошкольного возраста,
  • научить организовывать совместную изобразительную деятельность в домашних условиях

План

  1. Приветствие

2. Консультация «Роль рисования в психическом развитии личности ребенка»

3. Ознакомление со способами организации изобразительной деятельности и лепки дома

4. Рефлексия

Тема 4. Итоговое заседание (проводится совместно с темой 3 по окончании учебного года)

План

  1. Приветствие

2. Обсуждение эффективности деятельности, вклада каждого участника педагогического процесса, анализ работы клуба, дальнейшее планирование.

3. Анкетирование родителей (изучение запроса на следующий учебный год)

4. Награждение родителей, активно участвовавших в работе клуба

5. Самооценка («Дерево успеха») Каждому родителю выдается три жетона разного цвета, один из которых он должен прикрепить к «дереву успеха»
Цвет жетона обозначает следующее

красный — активно использую знания, приобретенные на занятиях, в процессе воспитания моего ребенка.

желтый — узнала много нового, однако придерживаюсь своих методов воспитания.

зеленый — жалею, что участвовал(а) в работе клуба

ПРИМЕРНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ РАБОТЫ КЛУБА «РАСТЕМ ВМЕСТЕ»

Тематика заседаний

Форма проведения

Сроки

Ответственные

1

«Родитель — это звучит гордо»

Беседа, круглый стол

Сентябрь

Воспитатели

2

«Игра в жизни ребенка»

Практикум, деловая игра, круглый стол

Январь

Воспитатели

3

«Ладушки-ладушки» (о развитии мелкой моторики)

Консультация, творческая мастерская, круглый стол

Май

Воспитатели

4

Итоговое заседание (эффективность деятельности, анализ работы клуба, планирование на следующий год)

Круглый стол

Май

Воспитатели

КОНСПЕКТЫ ЗАСЕДАНИЙ КЛУБА «РАСТЕМ ВМЕСТЕ»

Тема 1: «Родитель- это звучит гордо»

Цель: повышение компетентности родителей в вопросе семейного воспитания ребёнка.

Задачи:

• выделить основные семейные признаки оказывающие влияние на процесс воспитания ребёнка в семье;

• развить психолого-педагогическую компетентность родителей;

• актуализировать позицию ответственного родительства.

• ознакомить родителей с условиями нравственного и трудового воспитания в семье.

Звучит припев песни «Неразлучные друзья» (слова М. Танича, музыка В. Шаинского, на экране показ фотографий, на которых дети в различных видах деятельности.

Воспитатель:

Счастье - это мягкие теплые ладошки,

За диваном фантики, на диване крошки.

Что такое счастье – проще не ответить.

Счастье есть у каждого, у кого есть дети!

Добрый день, уважаемые родители, я рада приветствовать вас на первом в этом учебном году заседании нашего клуба. И сегодня мы обсуждаем тему: «родитель - это звучит гордо!». Спасибо вам большое за то, что отложили все дела и пришли на нашу встречу для обмена с другими родителями своим опытом воспитания детей.

Семья для ребенка-дошкольника - первое и основное звено, которое связывает его жизнь с общественной средой. И это очень важно. Современная семья не может существовать вне связи с окружающим. Общественные интересы взрослых, любовь к труду, доброе отношение к людям - залог того, что ребенок уже в раннем возрасте начинает думать не только о себе, но и о других людях, дружить с братьями, сестрами и товарищами, помогать взрослым, быть дисциплинированным, честным и т. д.

Выделяются три условия нравственного воспитания в семье:

1. Знание своего ребеночка.

2. Включение его в систему семейных отношений и деятельности.

3. Самосовершенствование родителей.

Давайте вместе разберем эти три пункта. Предлагаю вам первое задание. За лучшие ответы вы получите вот такие сердца (показывает заготовленные сердечки из цветной бумаги)

Задание1

Ответьте, пожалуйста, на вопрос:

- в чем состоит родительская забота о ребенке?

- а что в воспитании детей вы считаете наиболее важным?

- какие качества хотите в ваших детях воспитать обязательно?

Ведущий: спасибо за интересные ответы. Теперь, проверим, насколько хорошо вы знаете своего ребенка. Для выполнения следующего задания возьмите листы бумаги и карандаши. За самый лучший рисунок вы также получаете сердечко.

(пока родители рисуют, звучит мелодия песни «Неразлучные друзья»)

Задание 2

Каждому родителю предлагается взять лист бумаги и фломастеры, нарисовать своего ребенка (можно схематично или ассоциативно). Затем написать его имя, на каждую букву имени подобрать хорошее качество ребенка, начинающееся на эту же букву, или ласковое слово, адресованное ему. Затем родители показывают рисунки и зачитывают слова.

Воспитатель: отличные рисунки. Спасибо. Вот мы и разобрались с первым пунктом условий нравственного воспитания в семье – знание своего ребенка. Как показала практика, все знают своих детей хорошо. Переходим к обсуждению следующего пункта - включение ребенка в систему семейных отношений и деятельности.

Несмотря на то, что дети – это счастье и радость, наверняка каждый родитель сталкивался с таким поведением ребенка, которое его огорчало. Давайте обсудим пути выхода из наиболее часто встречающихся проблемных ситуаций. Поделитесь, пожалуйста, с другими родителями своим позитивным опытом: каким образом вы справлялись с данными ситуациями. Выбирайте себе задания и рассказываем.

Воспитатель предлагает несколько вариантов событий на листах, родители выбирают, не видя написанного.

Задание 3

- ваш ребенок стукнул другого ребенка;

- ваш ребенок нагрубил взрослому;

- ваш ребенок устроил истерику в магазине с требованием что-то купить;

- ребенок не хочет ложиться спать.

- ребенок не убрал за собой игрушки.

Воспитатель: спасибо мамочкам, думаю, для кого-то такой опыт окажется полезным (раздает сердечки за лучшие ответы). Следующее задание зарядит нас позитивом.

Задание 4

Передаётся по кругу пачка бумажных салфеток со словами: “На случай, если потребуются, возьмите, пожалуйста, себе немного салфеток”. После того как все участники взяли салфетки, им предлагается рассказать столько самых счастливых событий из жизни их семьи, сколько у них в руках салфеток. По итогам раздаются сердечки.

Воспитатель: по итогам этих двух заданий можно сделать выводы о нравственных ценностях ваших семей (проговаривает индивидуальные моменты с некоторыми семьями).

Воспитатель: И у нас остается последний пункт – самосовершенствование родителей.

Воспитатель: личность вашего ребенка формируется под воздействием многих факторов. Но почти все они учитывают роль родителей достаточно высоко в процессе формирования личности ребенка. Неоспоримым критерием благоприятного для эмоционального развития ребенка типа семейного воспитания являются родительская любовь и привязанность членов семьи друг к другу. С момента рождения формируются особенности подходов, методов и приемов общения родителей с детьми. Естественно, что в каждой семье этот опыт уникален. Сейчас я предлагаю вам рассказать о своих сильных “родительских” сторонах и о тех, которые хотелось бы развивать. Старайтесь быть максимально честными с собой и нами.

Задание 5

Каждому участнику предлагается в течение не более 1 минуты рассказать о своих сильных “родительских” сторонах и о тех сторонах, которые хотелось бы развивать. После каждого выступления остальные участники выражают свою поддержку рассказчику аплодисментами (ведущий дает каждому выступающему по сердечку).

Воспитатель: спасибо всем за такие искренние рассказы. Наша встреча подходит к концу. Давайте подсчитаем ваши сердечки (идет подсчет количества сердец). Аплодисменты семье ___, набравшей большее количество поощрений. Можно сказать, что вы как родители, весьма близки к совершенству! (аплодисменты)

И в конце заседания нашего клуба предлагаю взяться всем за руки и, глядя в глаза соседу, сказать ему несколько добрых слов, за что- то похвалить. Принимающий должен отвечать фразой: «Спасибо, мне очень приятно!»

Упражнение “Комплименты”

Сидя в кругу все берутся за руки. Глядя в глаза соседу, надо сказать ему несколько добрых слов, за что – то похвалить. Принимающий говорит: «Спасибо, мне очень приятно!»

Воспитатель: на этом трогательном моменте мы с вами прощаемся до следующей встречи. И помните, нравственную основу семьи должна составлять не только любовь, но и сознание родительского долга, ответственности перед обществом за воспитание детей.

Звучит песня «Мои родители» (музыка А. Балашов, слова С. Грушевский)

Тема 2: «Игра в жизни ребенка дошкольного возраста»

Цель: Показать родителям значимость игры для развития ребенка, научить управлять ребенком с помощью игры, обозначить критерии выбора игрушки для полноценного эмоционального развития ребенка

Предварительная работа

1. Провести исследование игровых интересов детей с помощью тестирования родителей

—Любит ли ваш ребенок играть?

—В какие игры вы играете с детьми дома?

—Чему могут научить ребенка эти игры?

—Любимая игра ребенка дома?

—В какие игры ребенок любит играть с папой?

—В какие игры ребенок любит играть с мамой?

—Какие игрушки вы покупаете ребенку?

—Нужно ли играть с ребенком и почему?

—Какие герои мультфильмов являются любимыми персонажами вашего ребенка?

2. Подбор музыки

3. Оформление выставки игрушек (от традиционных до современных)

Ход занятия

  1. Приветствие

2. Вступительное слово воспитателя «Игрушка». Что значит она в нашей жизни? Каково ее истинное предназначение? Что это средство: для развлечения или культурное орудие, передающее состояние современной культуры, суть человеческих отношений и сложное мироустройство? Игра и игрушка – специфическое средство массовой информации. Поскольку в них зафиксированы основные тенденции воздействия на сознание и поведение человека, способы и средства его воспитания СМИ построены на принципах игры (чем не игрушки современные газеты с кроссвордами головоломками?) А сколько игр на телевидении? Игрушка — тот же носитель информации для ребенка, что газета для взрослого.Зачем же нужна игра? Игра — это школа произвольного поведения. Попробуйте заставить ребенка стоять смирно — он не простоит и двух минут. Но если это действие включить к игровой контекст, цель с успехом будет достигнута («Море волнуется — раз море волнуется — два, море волнуется — три. Замри!» Ведь замирают, стоят самые непослушные дети)

Игра — школа морали в действии Можно сколько угодно объяснять ребенку «что такое хорошо и что такое плохо», но лишь сказка и игра способны через эмоциональные переживания, через постановку себя на место другого научить действовать и поступать в соответствии с нравственными требованиями.

Игрушка всегда выполняла и психотерапевтическую функцию — помогала ребенку овладеть собственными желаниями, страхами. Страх темноты можно преодолеть с помощью деревянного меча. Какая-нибудь коряга, камушек, ракушка, гвоздик наделяете особыми свойствами, смыслами. Мы часто обнаруживаем подобный мусор, пытаясь навести порядок в детское уголке, кармане. И всякий раз сталкиваемся с просьбой не выбрасывать. В какие же игры и игрушки играют наши дети.

#1057;ообщение результатов предварительного тестирования и обсуждение

#1044;искуссия о пользе и вреде старых и современных игрушек «Помните игрушка не только сопровождение игры, но и средство обучения, развлечения и даже лечения. Таковы ли современные игрушки?»

Родителям предлагаются различные игрушки (матрешка, Барби, набор животных, Телепузик, пирамидка, конструктор и т д.) Нужно разделить лист бумаги пополам и рассмотреть плюсы и минусы любой игрушки по выбору. Затем коллегиально выясняется полезность, бесполезность или вред данной игрушки

5. Консультация «Какие игрушки нужны детям»

Воспитатель: «У большинства из нас детство связано с любимыми игрушками, которые остались в памяти как близкие друзья, как воплощение теплоты и значимости той невозвратной поры Нормальное становление внутреннего мира ребенка, его развитие немыслимы без игры, а, следовательно — без игрушки Подбор игрушки дело серьезное и ответственное. Как показывают опросы, в большинстве случаев игрушки выбираются стихийно или в силу поверхностных обстоятельств (привлекательность, величина, стоимость, желание угодить ребенку) Развивающий потенциал игрушки, ее педагогическую полезность взрослые часто даже не рассматривают они целиком доверяются прилагаемой аннотации, в которой производитель пишет все что угодно Отсутствие ценностных ориентиров на рынке игрушек приводит к бессмысленным закупкам однотипных игрушек, как правило, бесполезных. Такая ситуация весьма негативно отражается на качестве игры, а следовательно — и на развитии ребенка»

Родителям предлагается совместно с психологом разработать критерии выбора игрушки. Например:

♦ Соответствие интересам самого ребенка (Интересы взрослого и ребенка зачастую несовпадают, взрослых привлекает внешняя красота, цена, сложность деталей или описанное развивающее значение, у детей другие приоритеты похожа на любимого сказочного героя, такая же есть у друга)

♦ Возможность что-либо с ней делать — главное достоинство игрушки (разбирать, передвигать, извлекать звуки)

♦ Разнообразие форм активности ребенка, чем игрушка более завершена, тем меньшепростора для творчества (мячи, кубики, пирамидки)

♦ Игровые действия должны быть самостоятельными (игрушки-загадки, которые самиподсказывают способ действия матрешки, пирамидки)

♦ Эстетический аспект (игрушка должна вызывать гуманные чувства, недопустимо вигрушке наличие качеств, стимулирующих асоциальные действия и чувства насилие,жестокость, агрессию)

6. Игровое упражнение «Выбери игрушки»

Родители делятся на три команды, каждой из которых предлагается выбрать на предложенной выставке игрушек те, которые способствуют

♦ социально-эмоциональному развитию (например, животные, куклы, посуда «Доктор».«Парикмахерская» и др.).

♦ интеллектуальному развитию (кубики, конструктор, пазлы, мозаика, лото, домино и пр.).

♦ физическому развитию (мячи, обручи, кегли, скакалки и др.)

7. Воспитатель: «Конечно, взрослому легче указать, как нужно себя вести ребенку усадить, запретить, сказать, чтоб не мешал. Но для ребенка такие усилия родителей нередко становятся источником беспокойства, вызывают тревогу. Чтобы получить поддержку взрослого, малыш может прикинуться глупым беспомощным, слабым, скучающим, медлительным. В игре же и в игровых отношениях он учится поддерживать себя сам. Ведь в своей игре ребенок всегда успешен. Поэтому через игровую роль он благополучнее переживает моменты преодоления трудностей. Этим и уникальна игровая деятельность как воспитательное средство. Вот почему родителю, живущему в условиях стрессогенности современной жизни, ради сохранения добрых отношений с детьми столь полезно развивать собственную игровую находчивость и изобретательность, обогащать свое родительское поведение навыками игрового, а не только директивного общения»

Какие способы общения с ребенком предпочитают взрослые в типичных повседневных ситуациях — директивные или с опорой на игру?

Экспресс-опрос для родителей

• Вы намереваетесь войти в дверь подъезда, но у входа вам перегораживает путь малыш с игрушечным автоматом в руках Вы:

а) заходите в подъезд, не отвлекаясь на малыша,

б) говорите ребенку, чтобы он выбрал более удачное место,

в) отвечаете ему, приняв игровую ситуацию

• В зимний день на прогулке вы увидели множество построек из снега, вашему ребенку не терпится поиграть с ними Вы:

а) наблюдаете за ребенком, пока он наиграется.

б) играете вместе с ним, придумав игровой сюжет,

в) определяете ребенку время для игр и пролистываете свежий номер журнала

• Ваш ребенок бегает по квартире с пронзительными криками Вы:

а) останавливаете ребенка «Отдохни от беготни, а то вспотеешь»,

б) спрашиваете что-то вроде «Во что ты играешь и не пора ли самолетику заправиться?»,

в) усаживаете ребенка на диван, предлагая почитать книгу

8. Упражнение «Внештатная ситуация»

Каждой группе родителей предлагается ответить на вопрос, обыграв сложившуюся ситуацию (Вы приготовили обед и зовете ребенка к столу, а он в этот момент разыгрался. Что делать? — и т п, по выбору)

8. Минута благодарности

9. Обобщение результатов: родители, разделенные на группы, на основе анализа мнений каждого члена микрогруппы заполняют на отдельном листе графу «Вывод», где высказывают свою точку зрения о прошедшем занятии.

Тема 3: «Ладушки-ладушки» (о развитии мелкой моторики)

Цель: построение эмоционально-доверительных взаимоотношений, способствующих полноценному развитию ребенка и позитивной самореализации взрослых.

Задачи:

1. Формировать у родителей элементарные представления о роли мелкой моторики в психофизическом развитии ребенка.

2. Показать важность работы по развитию мелкой моторики рук.

3. Обозначить взаимосвязь мелкой моторики рук и речи дошкольников.

4. Научить родителей психотехническим играм и упражнениям по развитию мелкой моторики рук.

Подготовительная работа:

1. Изготовление буклетов для родителей «Мелкая моторика рук»

2. Организация выставки детского творчества

3. Организация выставки развивающих игр.

Ход мероприятия:

Воспитатель:Здравствуйте уважаемые родители! Сегодняшнюю нашу встречу я хочу начать с загадки:

Пять да пять - родные братцы,

Так все вместе и родятся.

Если вскапываешь грядку,

Держат все одну лопатку.

Не скучают, а играют

Вместе все в одни игрушки.

А зимою, всей гурьбою

Дружно прячутся в теплушки.

Вот такие "пять да пять",

Угадайте, как их звать? (пальцы)

Конечно, это пальцы и тему нашей встречи мы назвали «Ладушки, ладушки» или другими словами «Развитие мелкой моторики и координации движений пальцев рук у детей младшего дошкольного возраста».

Ребенок постоянно изучает, постигает окружающий мир. Основной метод накопления информации – прикосновения. Детям необходимо все хватать, трогать, гладить и пробовать на вкус! Если взрослые стараются поддерживать это стремление, предлагая малышу различные игрушки (мягкие, твердые, шершавые, гладкие, холодные и т. д., тряпочки, предметы для исследование, он получает необходимый стимул для развития. Доказано, что речь ребенка и его сенсорный («трогательный») опыт взаимосвязаны. Если движение пальцев рук соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы; если движение пальцев отстает, то задерживается и речевое развитие, хотя общая моторика при этом может быть нормальной и даже выше нормы.

На ладони находится множество биологически активных точек. Воздействуя на них, можно регулировать функционирование внутренних органов. Например, мизинец – сердце, безымянный – печень, средний – кишечник, указательный – желудок, большой палец – голова.

Влияние воздействия руки на мозг человека известно еще до нашей эры. Специалисты восточной медицины утверждают, что игры с участием рук и пальцев приводят в гармоничное отношение тело и разум, поддерживая мозговые системы в отличном состоянии.

Мелкая моторика очень важна, поскольку через неё развиваются такие высшие свойства сознания, как:

- внимание;

- мышление;

- координация;

- воображение;

- наблюдательность;

- зрительная и двигательная память;

- речь.

Ведь недаром педагог Василий Сухомлинский писал: «Ум ребенка находится на кончике его пальцев». Поэтому, если Вы хотите, чтобы ваш ребенок был интеллектуально развит, развивайте его ручки!

РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ (ПАЛЬЦЕВОЙ) МОТОРИКИ.

Ученые – нейробиологи и психологи, занимающиеся исследованиями головного мозга и психического развития детей, давно доказали связь между мелкой моторикой руки и развитием речи. Дети, у которых лучше развиты мелкие движения рук, имеют более развитый мозг, особенно те его отделы, которые отвечают за речь. Иначе говоря, чем лучше развиты пальчики малыша, тем проще ему будет осваивать речь.

Конечно, развитие мелкой моторики – не единственный фактор, способствующий развитию речи. Если у ребенка будет прекрасно развитая моторика, но с ним не будут разговаривать, то и речь малыша будет недостаточно развита. То есть необходимо развивать речь ребенка в комплексе: много и активно общаться с ним в быту, вызывая его на разговор, стимулируя вопросами, просьбами. Необходимо читать ребенку, рассказывать обо всем, что его окружает, показывать картинки, которые малыши обычно с удовольствием рассматривают. И плюс к этому, развивать мелкую моторику рук.

Мелкая моторика рук – это разнообразные движения пальчиками и ладонями. Крупная моторика – движения всей рукой и всем телом.

Тонкая моторика – развитие мелких мышц пальцев, способность выполнять ими тонкие координированные манипуляции малой амплитуды.

Родителям рекомендуется вместе с детьми раскладывать пуговицы в зависимости от их признаков: по цвету, по форме, по размеру; складывать из пуговиц или бусинок различные узоры. Учить ребенка застегивать и расстегивать пуговицы, зашнуровывать или расшнуровывать шнурки. Также рекомендуются разнообразные игры с мозаикой, кубиками, которые способствуют формированию тонкой моторики. Эффективно проводить различные виды изобразительной деятельности, лепку и аппликации на разные темы в зависимости от поставленных целей.

Пальчиковая гимнастика должна проводиться каждый день по 5 минут дома с родителями и в детских учреждениях с педагогами.

Для определения уровня развития речи детей первых лет жизни разработан следующий метод: ребенка просят показать один пальчик, два пальчика и три. Дети, которым удаются изолированные движения пальцев, – говорящие дети. Если мышцы пальцев напряжены, пальцы сгибаются и разгибаются только вместе и не могут двигаться изолированно, то это неговорящие дети. До тех пор, пока движения пальцев не станут свободными, развитие речи и, следовательно, мышление будет затруднено.

Формирование словесной речи ребенка начинается, когда движения пальцев рук достигают достаточной точности. Развитие пальцевой моторики как бы подготавливают почву для последующего формирования речи.

Наблюдательный взрослый знает, как при изготовлении поделок вместе с пальчиками ходуном ходит и язык малыша. Но почему бы ему не двигаться попусту, а произносить слова, фразы, обговаривая совершаемую деятельность? Внешняя речь пока точнее и последовательнее формирующейся внутренней речи. Произнесенное вслух слово к тому же быстрее запоминается. Да и взрослый получает возможность контроля за высказыванием ребенка. Развивая мелкие, дифференцированные движения рук, мы способствуем лучшему речевому развитию ребенка.

Тренировку пальцев рук уже можно начинать в возрасте 6-7 месяцев: сюда входит массаж кисти рук и каждого пальчика, каждой его фаланги. Проводится разминание и поглаживание ежедневно в течение 2-3 минут. Массаж как эффективный метод терапии применяют на всех этапах реабилитации. Стимулирующее воздействие массажных щеток изменяет функциональное состояние коры головного мозга, усиливает ее регулирующую и координирующую функции.

Уже с 10 месяцев проводят активные упражнения для пальцев рук, вовлекая в движение больше пальцев с хорошей, достаточной амплитудой.

Мелкую моторику рук развивают:

• Различные игры с пальчиками, где необходимо выполнять те или иные движения в определенной последовательности;

• Игры с мелкими предметами, которые неудобно брать в ручку;

• Игры, где требуется что-то брать или вытаскивать, сжимать – разжимать, выливать – наливать, насыпать – высыпать, проталкивать в отверстия;

• Рисование карандашами (фломастерами, кистью);

• Застегивание и расстегивание молний, пуговиц, одевание и раздевание и т. д.

Мелкую моторику развивают также физические упражнения. Это разнообразные висы и лазание (на спортивном комплексе, по лесенке и т. д.). Такие упражнения укрепляют ладони и пальцы ребенка, развивают мышцы. Ребенок, которому позволяют лазать и висеть, лучше осваивает упражнения, направленные непосредственно на мелкую моторику.

Развивая мелкую моторику, нужно не забывать о том, что у ребенка две руки. Старайтесь все упражнения дублировать: выполнять и правой, и левой. Развивая правую руку, мы стимулируем развитие левого полушария мозга. И наоборот, развивая левую руку, мы стимулируем развитие правого полушария.

В настоящее время практически у 80% населения мира лучше развито левое полушарие мозга. Оно отвечает за логическое мышление, анализ, изучение языков. А правое полушарие отвечает за интуицию, творчество, фантазию, восприятие искусства и музыки.

Вся наша система образования направлена на развитие левого полушария – оно ориентировано на изучение языка, математики, анализа, логики. А искусству и музыке уделяется крайне мало времени как второстепенным дисциплинам. При таком подходе правое полушарие, образно говоря, атрофируется из-за неиспользования. Кроме того, большая часть людей с младенчества активнее пользуется правой рукой, игнорируя левую, что тоже создает перекос в сторону левого полушария. Кстати, замечено, что левши, как правило, более творческие люди, поскольку у них достаточно хорошо развито правое полушарие, лучше, чем у праворуких сверстников.

Родители, которые уделяют должное внимание упражнениям, играм, различным заданиям на развитие мелкой моторики и координации движений руки, решают сразу две задачи: во- первых, косвенным образом влияют на общее интеллектуальное развитие ребенка, во- вторых, готовят к овладению навыком письма, что в будущем поможет избежать многих проблем школьного обучения, а также ускоряет созревание речевых областей и стимулирует развитие речи ребенка, что позволяет при наличии дефектов звукопроизношения быстрее их исправить.

Занятия и игры, направленные на развитие моторики кистей и пальцев рук, сейчас особенно популярны. В настоящее время на рынке представлены разнообразные книги, пособия и игрушки, способствующие развитию мелкой моторики. Чем можно объяснить такую тенденцию? Оказывается, у большинства современных детей, отмечается как общее моторное отставание, так и слабое развитие моторики рук. Еще лет двадцать назад взрослым, а вместе с ними и детям, большую часть домашних дел приходилось выполнять руками: стирать и отжимать белье, перебирать крупу, вязать, вышивать, штопать, подметать и мыть полы, чистить и выбивать ковры, готовить еду и т. д. Сейчас не принято штопать одежду, мало кто занимается рукоделием, многие операции за человека выполняют машины - кухонные комбайны, стиральные машины, моющие пылесосы. Все эти тенденции самым непосредственным образом отражаются на развитии детей, особенно на развитии моторики рук.

Дети с плохо развитой ручной моторикой неловко держат ложку, карандаш, не могут застёгивать пуговицы, шнуровать ботинки. Им трудно работать с мелким конструктором и другими мелкими предметами.

В этом случае очень хорошо зарекомендовала себя разнообразная предметная деятельность:

- застегивание и расстегивание пуговиц;

- всевозможные шнуровки;

- нанизывание колец на тесьму;

- игры с мозаикой;

- игры с конструктором;

- лепка из пластилина, тестопластика

- сортировка круп, зёрен (гречка - горох, фасоль бобы).

Хорошими помощниками для развития мелкой моторики у детей являются развивающие игрушки:

1. Игрушки-шнуровки - дают возможность придумать множество игр;

2. Деревянная пирамидка - помогает развивать мелкую моторику, логическое мышление, освоение новых форм, размеров, цвета; изготовленная из дерева несет в себе положительную энергию, приятно держать в руках, всегда теплое на ощупь;

3. Кубики - развитие не только мелкой моторики и пространственного мышления, но и развитие внимания и логики;

4. Конструкторы - развивают пространственное мышление, моторику, творческие способности;

5. Рамки и вкладыши - способствуют развитию мелкой моторки рук, самостоятельности, внимания, цветового восприятия предмета, логического и ассоциативного мышления;

6. Фигурки на магнитах - развивают мелкую моторику, координацию движений, пространственного мышления;

7. Пазлы - развитие внимания, сообразительности, логического мышления, координированной работы глаз и кистей рук;

8. Мозаика - способствует развитию мелкой моторики, сообразительности и творческих способностей ребенка.

В программе детского сада предусмотрены специальные занятия по развитию мелкой моторики. Однако такие занятия можно проводить и домашних условиях.

Рассмотрим некоторые игры и упражнения, которые помогут укрепить руки малыша, развить согласованные движения рук, дифференцированные движения пальцев рук.

Начать можно с самомассажа.

Самомассаж - один из видов пассивной гимнастики, его необходимо проводить ежедневно, желательно 2-3 раза в день. Он оказывает тонизирующее действие на ЦНС, улучшает функции рецепторов. Самомассаж начинается с растирания подушечек пальцев в направлении к ладони одной руки, затем другой. Далее проводится растирание ладони одной руки от середины к краям большим пальцем другой руки. После чего проводится комплекс упражнений.

1. "ПУНКТИРЫ". Подушечки четырёх пальцев правой руки установлены у оснований пальцев левой руки с тыльной стороны ладоней. Движениями назад - вперёд пунктирами смещаем кожу, постепенно продвигаясь к лучезапястному суставу.

2. "ПИЛА". Левая рука (кисть и предплечье) лежит на столе ладонью вверх. Ребром правой ладони имитируем движение пилы по всей поверхности левой ладони в направлении вверх-вниз. То же для другой руки.

Очень хорошую тренировку движений для пальцев дают народные игры-потешки. Недаром из поколения в поколение передаются забавные народные потешки, пальчиковые игры, такие как:

- «Сорока-сорока.»,

- «Ладушки-ладушки.»,

- «Идет коза рогатая.»,

- «Пальчик-мальчик, где ты был?.»,

- «Этот пальчик дедушка» и другие.

Игры с пальчиками создают благоприятный эмоциональный фон, развивают умение подражать взрослому, учат вслушиваться и понимать смысл речи, повышают речевую активность ребенка.

«Пальчиковые игры», еще их называют пальчиковая гимнастика - это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев. Многие игры требуют участия обеих рук, что дает возможность детям ориентироваться в понятиях: «вправо», «влево», «вверх», «вниз». Эти упражнения направлены на улучшение подвижности пальцев, развитие их силы и гибкости. Так же эти игры позволяют детям раскрепоститься, почувствовать себя уверенными, способствуют налаживанию доверительных отношений с взрослыми.

Какова же методика проведения этих игр?

Сначала взрослый читает стихотворение, затем читает еще раз и одновременно выполняет движения, потом взрослый еще раз читает стихотворение и показывает его вместе с ребятами. Давайте попробуем вместе на примере стихотворения:

Здравствуй, солнце золотое!

Здравствуй небо голубое!

Здравствуй вольный ветерок,

Здравствуй, маленький дубок!

Мы живем в одном краю –

Всех я вас приветствую! (Пальцами правой руки по очереди «здороваться» с пальцами левой руки, похлопывая по кончикам. Можно попробовать посложнее: большими пальцами каждой руки «здороваться» по очереди с каждым пальцем)

Уважаемые родители! Приобретая игрушки для развития мелкой моторики у детей, важно помнить, что только совместная деятельность взрослого и ребенка даст положительный результат.

Также рисование - одно из самых любимых занятий всех детей. Чем чаще ребенок держит в руках кисточку, карандаш или фломастер, тем легче ему будет в школе выводить первые буквы и слова. Можно предложить детям разнообразные задания: это использование книжек –разукрашек, используя обычные краски, дорисовывание, игры – обводки. Обводить можно все, что попадется под руку: перевернутое блюдце, собственную ладонь, ложку. Особенно подходят для этой цели формочки для приготовления печений или кексов. Существует множество фабричных игр – обводок.

Если ваш ребенок крайне неохотно рисует кистью, предложите ему порисовать пальцами. Можно рисовать одним, двумя, а можно сразу всеми пальцами одновременно: каждый пальчик опускается в краску определенного цвета, а потом по очереди ставится на бумагу. Так получается салют или бусы или еще что-нибудь. В наше время предлагаются в магазинах специальные пальчиковые краски.

Я хочу сказать о значимости развития руки для ребенка дошкольного возраста и в том, что совместными усилиями мы поможем нашим детям тренировать руку.

Детский фольклор дает нам возможность уже на ранних этапах жизни ребенка приобщить к народной поэзию. Благодаря этому еще долго до ознакомления со сказками и другими крупными жанрами русского фольклора на материале детского фольклора у малышей формируется внутренняя готовность к восприятию наших истоков – русской народной культуры.

Что же относится к детскому фольклору?

Потешки – игры взрослого с ребенком (с его пальчиками, ручками). Например: «Сорока белобока».

Заклички – обращения к явлениям природы (солнцу, дождю, ветру). Например: «Солнышко - ведрышко»

Солнышко – вёдрышко, (растопырить пальцы обеих рук)

Выгляни в окошко, (изобразить «Окошко»)

Твои детки пляшут, (шевелить пальчиками)

По камушкам скачут. (стучать пальчиками по столу)

Прибаутки, перевертыши – забавные песенки, которые своей необычностью веселят детей.

Каждое поэтическое произведение фольклора связано с интересными, полезными и важными для развития ребенка движениями, которые удовлетворяют его естественные потребности в двигательной активности. Ведь движение – это жизнь.

- Давайте и мы с вами поиграем:

• Движение самомассажа:

- потирание ладоней, пока не появится между ними тепло, как сгусток положительной энергии, и сбрасывание её на лицо мягкими ладонями;

- постукивание кончиком пальца одной руки по фалангам указательного пальца другой.

• Шевеление пальчиков (сначала на одной руке, потом на обеих).

• Поочередное пригибание пальцев к ладони сначала с помощью другой руки, а затем – без помощи другой руки.

Например,

«Этот пальчик»

Этот пальчик хочет спать,

загибание пальцев, начиная с мизинца

Этот пальчик – прыг в кровать,

Этот пальчик прикорнул,

Этот пальчик уж уснул,

Этот пальчик – давно спит.

Большой палец уже загнут

Тише, тише не шумите,

Наши пальчики не будите.

Встали пальчики! Ура!

В детский сад идти пора!

Растопырить пальцы и пошевелить ими

• Хлопки:

- обычные;

- хлопки, когда сначала сверху одна ладонь, потом другая;

- хлопки ладонями, сложенными чашечками;

Развитие мелкой моторики пальцев рук непрерывно связанно с умственным развитием детей, развитием их речи.

Главное требование: в играх рукой, её кистью, пальчиками мы равно должны заботиться о развитии правой и левой руки.

Помимо потешек, прибауток, развивающих мелкую моторику и руку ребенка, мы учим детей на материале детского фольклора разнообразным выразительным движением (как неуклюже ходит медведь, мягко крадется лиса, как музыкант играет на балалайке и так далее).

В заключении хочется отметить, что детям фольклор близок и интересен. А мы взрослые помогаем, приобщиться к нему, играть и играть, набираться уму-разуму, становиться добрее, понимать шутки, радоваться, общаться со сверстниками. Детский фольклор помогает нам в установлении контакта с детьми, создание благоприятного условия для обучения детей выразительной речи и выразительных движений.

Уважаемые родители, наша встреча подошла к концу и в заключение хочется сказать о том, что только совместными усилиями мы поможем каждому ребенку активно развиваться, тренировать руку. Играть с пальчиками рук можно и дома, и в гостях, и на улице, и даже в транспорте. Исходные положения для выполнения этих упражнений можно выбирать разные: стоя, сидя на стуле, на полу, в «позе факира».

Мы очень надеемся, что мы смогли вас убедить в значимости развития руки для ребенка.

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка для родителей на тему" Ручки-ручки, золотые!"

Техника рисования пальчиками позволяет создаватьпрекрасные образы, знакомит ребенка с цветовой гаммой, дает понимание результатасоединения цветов,развивает мелкую моторику, а также является прекрасным...

Открытый музейный урок "Русь ремесленная. Русь мастеровая" в младшей группе №3 дошкольного подразделения "Надежда" ГБОУ СОШ№2092.

6.10.15 в рамках открытого музейного урока "Русь ремесленная. Русь мастеровая"в младшей группе №3 прошел тематический день.Цель - приобщение детей дошкольного возраста к народной культуре и народным т...

Открытый музейный урок «Русь ремесленная. Русь мастеровая. Город мастеров»

расписание мероприятий к открытому музейному уроку «Русь ремесленная. Русь мастеровая. Город мастеров»...

Сценарий досуга для детей старшего дошкольного возраста по теме «Русь ремесленная .Русь мастеровая».

Сценарий досуга для детей старшего дошкольного возрастапо теме «Русь ремесленная .Русь мастеровая».Образовательные задачи:·       Вызвать интерес к зан...

Сценарий досуга для детей старшего дошкольного возраста по теме «Русь ремесленная .Русь мастеровая».

Сценарий досуга для детей старшего дошкольного возрастапо теме «Русь ремесленная .Русь мастеровая»....

Пост-релиз открытого музейного урока "Русь ремесленная. Русь мастеровая"

В пост-релизе  можно ознакомиться с формами работы , которые проводились с детьми дошкольного возраста во всех возастных группах  в рамках  открытого музейного урока "Русь ремесленная. ...

Мастер - класс для детей и родителей "Подготовим ручки к ручке"

Мастер - класс для детей и родителей "Подготовим ручки к ручке" в подготовительной к школе группе (6 - 7 лет)...