РАБОЧАЯ ПРОГРАММА педагога-психолога для обучающихся с ТНР
рабочая программа по коррекционной педагогике (старшая группа)

Боярских Юлия Александровна

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА педагога-психолога для обучающихся с ТНР

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_tnr.docx80.28 КБ

Предварительный просмотр:

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

педагога-психолога для обучающихся с ТНР

Направленность программы: коррекционно-развивающая

Целевая группа: дети с ОВЗ и (иди) инвалидностью, получившие статус в порядке, установленном законодательством РФ

Возрастная группа: от 5 до 6 лет

Срок реализации программы: 1 год

Разработчик программы:

педагог-психолог Боярских Ю.А.

г.Туринск, 2023 год

СОДЕРЖАНИЕ

1.

ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ

1.1.

Пояснительная записка …………………………………………….............

3

1.1.1.

Цели и задачи реализации Программы……………………………………

3

1.1.2.

Принципы формирования Программы ……………………………………

3

1.1.3.

Значимые для разработки и реализации Программы характеристики ….

4

1.2.

Планируемы результаты реализации Программы ……………………….

5

2.

СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ

2.1.

Календарно-тематическое планирование ………………………………...

7

2.2.

Содержание Программы …………………………………………………...

8

2.3.

Контроль освоения детьми Программы ………………………………….

14

2.4.

Особенности взаимодействия с семьями воспитанников ……………….

15

3.

ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ

3.1.

Материально-техническое обеспечение Программы ……………………

17

3.2.

Учебно-методическое обеспечение Программы …………………............

17

3.3.

Организация коррекционно-развивающей и (или) психопрофилактической работы …………………………………………..

17

  1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
  1. Пояснительная записка

    Рабочая программа педагога-психолога для обучающихся с ТНР разработана в соответствии с наименованием программы МАДОУ ЦРР Д/С №9 «Теремок» и направлена на формирование социальных отношений и сохранение психологического здоровья детей. Программа носит коррекционно-развивающий характер и ориентирована на детей 5-6 лет.

   Рабочая программа направлена на реализацию образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» и «Познавательное развитие».

  1. Цели и задачи реализации Программы

Цели:

формирование осознания ребёнком своих эмоциональных проявлений и взаимоотношений и тем самым обеспечение всестороннего гармоничного развития его личности, эмоциональный комфорт.

Задачи:

  • Способствовать самопознанию ребёнка, помогать ему осознавать свои характерные особенности и предпочтения;
  • Развивать навыки социального поведения, чувство принадлежности к группе;
  • Помогать ребёнку прожить определённое эмоциональное состояние, объяснить, что оно означает, и дать ему словесное обозначение;
  • Учить ребёнка выражать свою любовь к близким, воспитывать интерес к истории его семьи;
  • Воспитывать заботливое отношение к животным, учить понимать их настроение;
  • Вырабатывать у ребёнка положительные черты характера, способствующие лучшему взаимопониманию в процессе общения; корректировать его нежелательные черты характера и поведения;

Развивать творческие способности и воображение в процессе игрового общения.

  1. Принципы формирования Программы
  • Принцип единства диагностики и коррекции;
  • Принцип учёта «зоны ближайшего развития»;
  • Принцип комплексности при организации психолого-педагогического сопровождения;
  • Принцип интеграции усилий ближайшего социального окружения (включение родителей в образовательный процесс);
  • Принцип соответствия требований, методов и приёмов, условий образования индивидуальным потребностям и возрастным особенностям детей;
  • Принцип доступности предполагает построение обучения дошкольников на уровне их реальных познавательных возможностей.
  • Принцип последовательности и концентричности усвоения знаний предполагает такой подбор материала, когда между составными частями его существует логическая связь, последующие задания опираются на предыдущие.

  1. Значимые для разработки и реализации Программы характеристики

    В МАДОУ ЦРР Д/С №9 «Теремок» в 2023-2024 учебном году функционирует 1 группы компенсирующей направленности, в том числе, и для детей с ТНР от 5 до 6 лет.

Особенности психологического развития детей с ТНР

     В психологическом плане дети с ТНР имеют характерные психологические особенности и отличаются от нормально развивающихся детей. При этом различия касаются практически всех психических проявлений.

    Для этих детей характерны нарушения познавательной деятельности в связи с незрелостью эмоционально-волевой сферы, понижением умственной работоспособностью и недостаточностью отдельных психических функций. У них отмечается слабость волевых установок, импульсивность, двигательная расторможенность, эмоциональная неустойчивость, аффективная возбудимость или вялость, апатичность. Недостаточная выраженность познавательных интересов сочетается у этих детей с нарушением внимания, памяти, замедлением скорости приема и переработки сенсорной информации, плохой координацией движений.

    Такие психические процессы, как память и внимание, восприятие и мышление у детей с ТНР также имеют свои особенности.

    Психологические исследования указывают, что у детей с ТНР имеются недостатки в развитии их непроизвольной памяти (дети с трудом вспоминают и воспроизводят словесный материал, плохо запоминают тексты, таблицы и т.п.).

    Внимание у детей с ТНР характеризуется такими нарушениями, как: низкая концентрация внимания, то есть неспособность ребенка сосредоточиться на задании, деятельности, быстрая отвлекаемость; быстрая истощаемость и утомляемость; узкий объем внимания, и низкий уровень его устойчивости.

   Нарушение внимания у детей с ТНР отразилось на особенностях их восприятия: недостаточная полнота и точность, замедленность восприятия и переработки информации для полноценного восприятия (ребенок с ТНР не обдумывает информацию, которую воспринимает («вижу, но не думаю».); снижение активности восприятия (ребенок не пытается всмотреться, материал воспринимается поверхностно) и т.д. Наиболее грубо нарушены такие сложные формы восприятия, как зрительное восприятие и зрительно-моторная координация.

Индивидуальные особенности контингента детей групп

Сведения о половом составе воспитанников и состоянии их здоровья.[1]

Наименование группы

Всего

Пол

Разновозрастная группа «Радуга»

11

м

ж

9

2

Сведения о психологических особенностях воспитанников ДОУ

Наименование группы

Психологические особенности[2]

Кол-во детей, проявляющих агрессивность, конфликтность

Кол-во детей, проявляющих признаки тревожности

Кол-во детей, проявляющих признаки застенчивости

Кол-во детей, проявляющих признаки СДВГ

Кол-во детей, проявляющих негативизм в общении

Количество детей, имеющих низкий уровень развития памяти

Количество детей, имеющих низкий уровень развития мышления

Количество детей, имеющих низкий уровень внимания

Количество детей с несформированной мотивацией

Количество детей с низкой или неадекватно завышенной самооценкой

Разновозрастная группа «Радуга»

1

2

0

3

0

11

10

10

9

0

  1. Планируемые результаты реализации Программы

    В результате коррекционно-развивающей работы дети будут знать и уметь следующее.

Знать:

  • как можно объяснить имена некоторых сказочных персонажей;
  • различия между мальчиками и девочками в основных чертах характера и поведении;
  • о существовании индивидуальных особенностей своих сверстников;
  • важность различных профессий (на примере родителей);
  • какие достоинства собственного поведения помогают при общении с окружающими и какие недостатки этому общению мешают.

Уметь:

  • осознавать свое тело и его специфические особенности;
  • понимать и описывать свои желания и чувства;
  • осознавать свои физические и эмоциональные ощущения;
  • различать определенные эмоциональные состояния взрослых и детей по особенностям жестов, мимики, движений;
  • воспроизводить выразительные позы и движения;
  • сравнивать эмоции;
  • контролировать свои эмоциональные реакции;
  • подражать характерным движениям, позе, эмоциональным реакциям животных и видеть их аналогии в человеческом поведений;
  • оценивать поступки и видеть достоинства и недостатки собственного поведения и поведения окружающих взрослых в быту;
  • уступать друг другу в конфликтных ситуациях;
  • останавливать другого ребенка, если он делает что-то плохое;
  • вести доброжелательный диалог, используя различные средства выразительности;
  • выражать благодарность за проявление к ним внимания и доброты.

  1. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ

2.1 Календарно-тематическое планирование

Месяц

Неделя

№ занятия

Наименование темы

Количество занятий

Сентябрь

1-я неделя

Первичная диагностика

2-я неделя

Первичная диагностика

3-я неделя

Занятие № 1

«Знакомство»

1

4-я неделя

Занятие № 2

«Тайна моего имени»

1

Октябрь

1-я неделя

Занятие № 3

«Автопортрет»

1

2-я неделя

Занятие № 4

«Мой внутренний мир»

1

3-я неделя

Занятие № 5

«Мой любимый сказочный герой»

1

4-я неделя

Занятие № 6

«Мы так похожи»

1

Ноябрь

1-я неделя

Занятие № 7

«Мы такие разные»

1

2-я неделя

Занятие № 8

«Язык жестов и движений»

1

3-я неделя

Занятие № 9

«Давайте жить дружно»

1

4-я неделя

Занятие № 10

«Мальчики и девочки»

1

5-я неделя

Занятие № 11

«Наши чувства»

Декабрь

1-я неделя

Занятие № 12

«Радость»

1

2-я неделя

Занятие № 13

«Радость»

1

3-я неделя

Занятие № 14

«Интерес»

1

4-я неделя

Занятие № 15

«Удивление»

1

Январь

1-я неделя

Каникулы

2-я неделя

Занятие № 16

«Удивление»

1

3-я неделя

Занятие № 17

«Страх»

1

4-я неделя

Занятие № 18

«Страх»

1

Февраль

1-я неделя

Занятие № 19

«Смелое поведение»

1

2-я неделя

Занятие № 20

«Гнев»

1

3-я неделя

Занятие № 21

«Гнев»

1

4-я неделя

Занятие № 22

«Горе»

1

Март

1-я неделя

Занятие № 23

«Горе»

1

2-я неделя

Занятие № 24

«Отвращение, брезгливость»

1

3-я неделя

Занятие № 25

«Стыд, вина»

1

4-я неделя

Занятие № 26

«Наши эмоции»

1

Апрель

1-я неделя

Занятие № 27

«Наши эмоции»

1

2-я неделя

Занятие № 28

«Мой ласковый и нежный зверь»

1

3-я неделя

Занятие № 29

«Общение с животными. Волк»

1

4-я неделя

Занятие № 30

«С кем я живу»

1

Май

1-я неделя

Занятие № 31

«Правила домашнего этикета»

1

2-я неделя

Занятие № 32

«Путешествие в сказку»

1

3-я неделя

Занятие № 33

«Я знаю, я умею, я могу»

1

4-я неделя

Итоговая диагностика

ИТОГО:

33

2.2 Содержание Программы

Наименование темы

Задачи

Содержание

Источник

Занятие №1

«Знакомство»

  1. Познакомить детей друг с другом.
  2. Способствовать их адаптации в группе.
  3. Создание эмоционально благоприятной атмосферы.
  1. Игра «Меня зовут»
  2. Игра «Кричим имена»
  3. Игра «Это про меня»
  4. Игра «Наш дом»
  5. Игра «До свидания»

Уханова А.В. Завтра в школу! Развитие эмоций и навыков общения у ребёнка – СПб.: Речь; М.: Сфера, 2011

Стр. 11-12

Занятие № 2

«Тайна моего имени»

  1. Знакомство детей друг с другом.
  2. Способствовать гармонизации осознания ребёнком своего имени.
  1. Игра «Утреннее приветствие»
  2. Беседа с детьми «Что такое имя?»
  3. Игра «Эхо»
  4. Игра «Маленько имя»
  5. Игра «Объясни имя»
  6. Игра «Ласковое имя»
  7. Игра «Назови как можно больше имён»
  8. Оформляем визитку
  9. Игра «Встретимся опять»

Давайте познакомимся! Тренинговое развитие и коррекция эмоционального мира дошкольников 4-6 лет/Авт. сост. И.А. Пазухина. – СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2010.

Стр. 102-105

Волковская Т.Н., Юсупова Г.Х. Психологическая помощь дошкольникам с общим недоразвитием речи. - М.: Книголюб, 2004.

Стр. 28

Занятие № 3

«Автопортрет»

Помочь детям понять собственную индивидуальность.

  1. Игра «Утреннее приветствие»
  2. Чтение стихотворения «Ещё одно эхо» (Р. Сеф)
  3. Игра «Радио»
  4. Игра «Ветер дует на …»
  5. Рассказ истории про девочку Катю.
  6. Рисунок «Мой портрет»
  7. Игра «Встретимся опять»

Давайте познакомимся! Тренинговое развитие и коррекция эмоционального мира дошкольников 4-6 лет/Авт. сост. И.А. Пазухина. – СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2010.

Стр. 105-108

Волковская Т.Н., Юсупова Г.Х. Психологическая помощь дошкольникам с общим недоразвитием речи. - М.: Книголюб, 2004.

Стр. 28

Занятие № 4

«Мой внутренний мир»

  1. Учить детей описывать свои желания, чувства.
  1. Учить осознавать свои физические и эмоциональные ощущения.
  2. Развивать внимание детей к себе, своим переживаниям.
  1. Игра «Утреннее приветствие»
  2. Упражнение «Слушаем себя»
  3. Игра «Свет мой, зеркальце, скажи!»
  4. Игра-разминка «Ветер дует на …»
  5. Игра «Знакомство представление»
  6. Рисунок «Мне это нравится»
  7. Игра «Встретимся опять»

Давайте познакомимся! Тренинговое развитие и коррекция эмоционального мира дошкольников 4-6 лет/Авт. сост. И.А. Пазухина. – СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2010.

Стр. 108-109

Волковская Т.Н., Юсупова Г.Х. Психологическая помощь дошкольникам с общим недоразвитием речи. - М.: Книголюб, 2004.

Стр. 28

Занятие № 5

«Мой любимый сказочный герой»

  1. Способствовать самовыражению ребёнка.
  2. Продолжать учить средствами жестикуляции и мимики передавать наиболее характерные черты персонажа сказки.
  1. Игра «Утреннее приветствие»
  2. Чтение русской народной присказки
  3. Игра «Хоровод сказочных героев»
  4. Игра «Любимый сказочный герой»
  5. Рисунок «Мой любимый сказочный герой»
  6. Игра «Встретимся опять»

Давайте познакомимся! Тренинговое развитие и коррекция эмоционального мира дошкольников 4-6 лет/Авт. сост. И.А. Пазухина. – СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2010.

Стр. 110-113

Волковская Т.Н., Юсупова Г.Х. Психологическая помощь дошкольникам с общим недоразвитием речи. - М.: Книголюб, 2004.

Стр. 28

Занятие № 6

«Мы так похожи»

  1. Формировать у ребёнка чувство принадлежности к группе.
  2. Расширять представление детей о различных способах коммуникации с окружающими.
  1. Упражнение «Приветствие»
  2. Игра «Я похож на своего соседа…»
  3. Игра «Ассоциации»
  4. Игра «Подарок»
  5. Игра «Мыльные пузыри»
  6. Игра «Конкурс хвастунов»
  7. Игра «Комната смеха»
  8. Игра «Доброе животное»
  9. Игра «очень жаль нас расставаться»

Давайте познакомимся! Тренинговое развитие и коррекция эмоционального мира дошкольников 4-6 лет/Авт. сост. И.А. Пазухина. – СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2010.

Стр. 114-117

Занятие № 7

«Мы такие разные»

  1. Учить различать индивидуальные особенности детей в группе.
  2. Учить определять свои вкусы и предпочтения по отношению к играм, занятиям, животным и сравнивать их со вкусами других детей.
  1. Игра «Мой друг»
  2. Игра «Башенка из игрушек»
  3. Игра «Мы разные»
  4. Игра «Заяц - хваста»
  5. Игра «Спиной друг к другу»
  6. Игра «испорченный телефон»
  7. Игра «Знакомство-представление»
  8. Игра «Очень жаль нам расставаться».

Давайте познакомимся! Тренинговое развитие и коррекция эмоционального мира дошкольников 4-6 лет/Авт. сост. И.А. Пазухина. – СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2010.

Стр. 117-119

Занятие № 8

«Язык жестов и движений»

  1. Расширять представление детей о различных способах коммуникации с окружающими.
  2. Дать детям дополнительные сведения о значении жестов, движений в процессе общения.
  1. Игра «Мой друг»
  2. Беседа «Способы общения»
  3. Игра «Через стекло»
  4. Упражнение «Артисты пантомимы»
  5. Упражнение «Расскажи стихи руками»
  6. Игра «Заколдованный ребёнок»
  7. Игра «Говорящая рука»
  8. Игра «Очень жаль нам расставаться»

Давайте познакомимся! Тренинговое развитие и коррекция эмоционального мира дошкольников 4-6 лет/Авт. сост. И.А. Пазухина. – СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2010.

Стр. 120-125

Занятие № 9

«Давайте жить дружно»

  1. Развивать групповую сплочённостью
  2. Преодолевать трудности в общении.
  3. Формировать позитивное отношение к сверстникам.
  4. Учить детей взаимопомощи, взаимовыручке.
  1. Игра «Мой друг»
  2. Чтение стихотворения «Шарик»
  3. Игра «Путанка»
  4. Игра «Назови друга»
  5. Игра «Я хочу с тобой подружиться»
  6. Упражнение «Договорись взглядом»
  7. Игра «Волны»
  8. Игра «Доброе животное»
  9. Игра «Очень жаль нам расставаться»

Давайте познакомимся! Тренинговое развитие и коррекция эмоционального мира дошкольников 4-6 лет/Авт. сост. И.А. Пазухина. – СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2010.

Стр. 125-128

Занятие № 10

«Мальчики и девочки»

  1. Учить понимать различия между мальчиками и девочками в основных чертах характера и поведении.
  2. Развивать навыки общения мальчиков с девочками.
  1. Игра «Мой друг»
  2. Чтение стихотворения «Подружки» (А. Кузнецова)
  3. Игра «Петушки»
  4. Игра «Лужа»
  5. Игра «Найди свою пару»
  6. Игра «Очень жаль нам расставаться»

Давайте познакомимся! Тренинговое развитие и коррекция эмоционального мира дошкольников 4-6 лет/Авт. сост. И.А. Пазухина. – СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2010.

Стр. 128-131

Занятие № 11

«Наши чувства»

  1. Ввести детей в тему.
  2. Заинтересовать, подготовить к разговору о себе, о своих чувствах.
  3. Проверить знания детей о различных эмоциональных состояниях.
  4. Заложить принимающее отношение к различным эмоциональным переживаниям.
  1. Игра «Радостная песенка»
  2. Игра «О хорошем расскажи»
  3. Задание «Чувства в домиках»
  4. Задание «Нарисуй чувство»
  5. Игра «Цветок настроения»
  6. Игра «Хэй!»

Уханова А.В. Завтра в школу! Развитие эмоций и навыков общения у ребёнка – СПб.: Речь; М.: Сфера, 2011

Стр. 48-50

Занятие № 12

«Радость»

  1. Расширять представления детей об эмоции «Радость»
  2. Учить детей понимать свои чувства и чувства других людей.
  3. Учить передавать своё эмоциональной состояние, используя различные выразительные средства.
  4. Формировать положительные чувства и эмоции через улыбку.
  1. Игра «Радостная песенка»
  2. Чтение стихотворения «Про пана Трулялинского»
  3. Игра «Что такое радость»
  4. Игра «Море волнуется»
  5. Игра-ассоциации «На что похожа радость?»
  6. Этюд «Ласка»
  7. Этюд «Первый снег»
  8. Игра «Что может поднять тебе настроение?»
  9. Игра «Хэй!»

Давайте познакомимся! Тренинговое развитие и коррекция эмоционального мира дошкольников 4-6 лет/Авт. сост. И.А. Пазухина. – СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2010.

Стр. 131-135

Уханова А.В. Завтра в школу! Развитие эмоций и навыков общения у ребёнка – СПб.: Речь; М.: Сфера, 2011

Стр. 48

Занятие № 13

«Радость»

  1. Развитие умения адекватно выражать своё эмоциональное состояние.
  2. Развитие способности понимать эмоциональное состояние другого человека.
  3. Учить находить радостные переживания в своём опыте и делится ими.
  1. Игра «Я рад тебя видеть»
  2. Упражнение «Солнечны зайчик»
  3. Театральный рассказ с использованием кукол «Петя идёт в цирк»
  4. Беседа с детьми
  5. Упражнение «Моя мама радуется, когда…»
  6. Создание коллажа «Мои радости»
  7. Игра «Доброе животное»
  8. Игра «Хэй!»

Крюкова С.В., Слободяник Н.П. Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь. Программа эмоционального развития детей дошкольного и младшего школьного возраста: Практическое пособие – М.: «Генезис», 2006

Стр. 45

Уханова А.В. Завтра в школу! Развитие эмоций и навыков общения у ребёнка – СПб.: Речь; М.: Сфера, 2011

Стр. 50-51

Занятие № 14

«Интерес»

  1. Расширять представления детей об эмоции «интерес».
  2. Учить их понимать свои чувства и чувства других людей.
  3. Учить передавать эмоциональное состояние «интерес», используя различные выразительные средства.
  1. Игра «Давайте поздороваемся»
  2. Чтение стихотворения «Скворушка» (Е. Тараховская)
  3. Игра «Море волнуется»
  4. Игра-ассоциация «Интерес»
  5. Этюд «Что там происходит?»
  6. Рисунок «Интересное занятие»
  7. Игра «Хэй!»

Давайте познакомимся! Тренинговое развитие и коррекция эмоционального мира дошкольников 4-6 лет/Авт. сост. И.А. Пазухина. – СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2010.

Стр. 147-149

Волковская Т.Н., Юсупова Г.Х. Психологическая помощь дошкольникам с общим недоразвитием речи. - М.: Книголюб, 2004.

Стр. 29

Занятие № 15

«Удивление»

  1. Расширять представления детей об эмоции «Удивления».
  2. Учить понимать свои чувства и чувства других людей.
  3. Учить передавать эмоцию «удивление», используя различные выразительные средства.
  1. Игра «Давайте поздороваемся»
  2. Чтение отрывка из произведения А.С. Пушкина «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях»
  3. Игра «Море волнуется»
  4. Игра –ассоциация «Удивление»
  5. Этюд «Живая шляпа»
  6. Рисунок «Удивлённый человек»
  7. Игра «Хэй!»

Давайте познакомимся! Тренинговое развитие и коррекция эмоционального мира дошкольников 4-6 лет/Авт. сост. И.А. Пазухина. – СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2010.

Стр. 135-137

Волковская Т.Н., Юсупова Г.Х. Психологическая помощь дошкольникам с общим недоразвитием речи. - М.: Книголюб, 2004.

Стр. 29

Занятие № 16

«Удивление»

  1. Совершенствовать умения узнавать чувство «удивления» у других людей по их невербальным проявлениям.
  2. Учить находить аналогичные переживания в своём опыте
  1. Игра «Давайте поздороваемся»
  2. Чтение истории «Как мальчик Слава свою воспитательницу не узнал»
  3. Беседа по истории.
  4. Задание «Найди удивлённое лицо»
  5. Игра «Петрушка удивляет друзей»
  6. Игра «Удивительный театр»
  7. Задание «Создай необычное животное и назови его»
  8. Игра «Хэй!»

Уханова А.В. Завтра в школу! Развитие эмоций и навыков общения у ребёнка – СПб.: Речь; М.: Сфера, 2011

Стр. 66-68

Занятие № 17

«Страх»

  1. Расширять представление детей об эмоции «страх».
  2. Учить понимать свои чувства и чувства других.
  3. Продолжать учит передавать эмоциональное состояние, используя различные выразительные средства.
  4. Способствовать снятию страхов детей.
  5. Способствовать повышению уверенности детей в себе.
  1. Игра «Давайте поздороваемся»
  2. Чтение стихотворения «Трусов Федя» (И. Демьянов)
  3. Игра «Расскажи свой страх»
  4. Игра «Гуси-лебеди»
  5. Игра-ассоциация «Страх»
  6. Этюд «Момент отчаяния»
  7. Рисунок «Мой страх»
  8. Чтение рассказа «Как побороть страх?»
  9. Упражнение «Боремся со страхом»
  10. Игра «Хэй!»

Давайте познакомимся! Тренинговое развитие и коррекция эмоционального мира дошкольников 4-6 лет/Авт. сост. И.А. Пазухина. – СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2010.

Стр. 138-141

Занятие № 18

«Страх»

  1. Совершенствовать понимание чувств героев по контексту ситуации.
  2. Узнавать невербальные проявления страха.
  3. Десенсибилизация страхов, укрепление психологических механизмов овладения страхами.
  1. Игра «Давайте поздороваемся»
  2. История «Как Петя чуть не заблудился»
  3. Задание «Найди испуганное лицо»
  4. Игра «Баба – Яга»
  5. Игра «Баба-Яга в салоне красоты»
  6. Тест «Страхи в домиках»
  7. Игра «Напугаем страхи»
  8. Игра «Хэй!»

Уханова А.В. Завтра в школу! Развитие эмоций и навыков общения у ребёнка – СПб.: Речь; М.: Сфера, 2011

Стр. 60-63

Занятие № 19

«Смелое поведение»

  1. Освоение способов самопомощи и эффективного поведения в пугающих ситуациях.
  2. Десенсибилизация страхов.
  3. Закрепление эмоционального переживания и проявление смелости
  1. Игра «Давайте поздороваемся»
  2. Беседа о способах самопомощи и эффективном поведении в пугающих ситуациях.
  3. Ролевая игра «Маленькие котята и смелые бельчата»
  4. Рисунок «Смелое животное»
  5. Игра «Хэй!»

Уханова А.В. Завтра в школу! Развитие эмоций и навыков общения у ребёнка – СПб.: Речь; М.: Сфера, 2011

Стр. 63-66

Занятие № 20

«Гнев»

  1. Расширять представление об эмоции «Гнев»
  2. Учить понимать свои чувства и чувства других людей;
  3. Продолжать учить передавать эмоциональное состояние, используя различные выразительные средства.
  4. Учить преодолевать негативные настроения.
  1. Игра «Милый друг»
  2. Чтение отрывка из стихотворения «Мойдодыр» (К. Чуковского)
  3. Игра «Ругаемся овощами»
  4. Игра «Море волнуется»
  5. Игра-ассоциация «Злость»
  6. Игра «Тигр на охоте»
  7. Этюд «Гневная гиена»
  8. Рисунок «Злой человек»
  9. Упражнение «Уходи, злость, уходи!»
  10. Игра «Хэй!»

Давайте познакомимся! Тренинговое развитие и коррекция эмоционального мира дошкольников 4-6 лет/Авт. сост. И.А. Пазухина. – СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2010.

Стр. 141-144

Занятие № 21

«Гнев»

  1. Совершенствование умения регулировать выражение гнева, а также умения графически изображать гнев.
  2. Освоение адекватных, приемлемых способов выражения гнева.
  1. Игра «Милый друг»
  2. История «Как Ваня и Катя башню строили»
  3. Игра «Жу-жа»
  4. Рисунок «Злое и доброе лицо»
  5. Игра «Хэй!»

Уханова А.В. Завтра в школу! Развитие эмоций и навыков общения у ребёнка – СПб.: Речь; М.: Сфера, 2011

Стр. 57-60

Занятие № 22

«Горе»

  1. Расширять представление об эмоции «Горе»
  2. Учить понимать свои чувства и чувства других людей;
  3. Учить передавать эмоциональное состояние, используя различные выразительные средства.
  4. Учить преодолевать негативные настроения.
  1. Игра «Милый друг»
  2. Сказка «Волк и семеро козлят»
  3. Игра «Море волнуется»
  4. Игра-ассоциация «Горе»
  5. Этюд «Северный полюс»
  6. Рисунок «Грустный человек»
  7. Упражнение «Дружба начинается с улыбки»
  8. Игра «Хэй!»

Давайте познакомимся! Тренинговое развитие и коррекция эмоционального мира дошкольников 4-6 лет/Авт. сост. И.А. Пазухина. – СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2010.

Стр. 144-147

Занятие № 23

«Грусть»

  1. Познакомить детей со способами регулирования грустных переживаний.
  1. Игра «Милый друг»
  2. Игра «О хорошем расскажи»
  3. Упражнение «Солнечный зайчик»
  4. Беседа «Когда мне грустно»
  5. Игра «Несмеянцы и клоуны»
  6. Упражнение «Измени рисунок»
  7. Игра «Хэй!»

Уханова А.В. Завтра в школу! Развитие эмоций и навыков общения у ребёнка – СПб.: Речь; М.: Сфера, 2011

Стр. 53-54

Занятие № 24

«Недовольство, обида»

  1. Совершенствование умения понимать чувства героя по контексту ситуации.
  2. Совершенствование умения узнавать чувства недовольства, обиды по их невербальным проявлениям.
  3. Овладение этими чувствами.
  1. Игра «Милый друг»
  2. Аудиозапись сказки «Бука»
  3. Беседа
  4. Задание «Найди недовольное лицо»
  5. Игра «Капризуля»
  6. Беседа
  7. Задание «Найди обижающихся зверей»
  8. Задание «Нарисуй свою обиду»
  9. Игра «Выброси обиду»
  10. Игра «Хэй!»

Уханова А.В. Завтра в школу! Развитие эмоций и навыков общения у ребёнка – СПб.: Речь; М.: Сфера, 2011

Стр. 71-73

Занятие № 25

«Стыд, вина»

  1. Совершенствование умения понимать чувства героя по контексту ситуации.
  2. Совершенствование умения узнавать чувство вины, стыда по их невербальным проявлениям.
  3. Освоение и закрепление эффективного поведения в аналогичных ситуациях.
  1. Игра «Милый друг»
  2. История «Разбитая статуэтка»
  3. Беседа
  4. Задание «Найди виноватых зверей»
  5. Игра «Извинение»
  6. Упражнение «Запачканные маски»
  7. Игра «Очищающий дождь»
  8. Игра «Хэй!»

Уханова А.В. Завтра в школу! Развитие эмоций и навыков общения у ребёнка – СПб.: Речь; М.: Сфера, 2011

Стр. 69-71

Занятие № 26

«Наши эмоции»

  1. Продолжить знакомство детей с эмоциями радости, удивления, страха, гнева, горя, интереса.
  2. Закрепить полученные на предыдущих занятиях знания и умения.
  3. Расширять представления детей об эмоциях.
  4. Продолжать развивать эмпатию, воображение.
  5. Развивать выразительность речи и движений
  6. Развивать умение определять настроение по схемам, мимике, движениям, жестам.
  1. Игра «Милый друг»
  2. Чтение рассказа «Сказочный лес»
  3. Игра «Кривые зеркала»
  4. Упражнение «Слушаем музыку»
  5. Игра «Азбука настроения»
  6. Рисунок «Разные человечки»
  7. Игра «Хэй!»

Давайте познакомимся! Тренинговое развитие и коррекция эмоционального мира дошкольников 4-6 лет/Авт. сост. И.А. Пазухина. – СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2010.

Стр. 149-158

Занятие № 27

«Наши эмоции»

  1. Закрепление и проверка полученных детьми в ходе занятий знаний о различных эмоциональных состояниях.
  2. Закрепление умений узнавать и называть эмоциональные состояния людей по их мимическим проявлениям, а также адекватно выражать свои чувства.
  1. Игра «Милый друг»
  2. Игра «Назови друга»
  3. Игра «Какое у меня настроение?»
  4. Лото «Зоопарк настроений»
  5. Игра «Передай чувство»
  6. Коллаж «Цветок настроения»
  7. Игра «Хэй!»

Уханова А.В. Завтра в школу! Развитие эмоций и навыков общения у ребёнка – СПб.: Речь; М.: Сфера, 2011

Стр. 76-79

Занятие № 28

«Мой ласковый и нежный зверь»

  1. Закрепить знания детей о внешнем виде, повадках животных.
  2. Продолжать воспитывать чувство заботы о животных, сострадание к бездомному животному.
  3. Продолжить учить детей поддерживать характерным жестам, движениям, позам, эмоциональным реакциям животных и видеть их аналогии в человеческом поведении.
  4. Развивать воображение детей.
  5. Развивать выразительность движений.
  1. Игра «Утреннее приветствие»
  2. Игра «Придумаем клички животным с картинками»
  3. Игра «Я и животное»
  4. Игра «Изобрази животное»
  5. Игра «Сказочная зверюшка»
  6. Игра «Хэй!»

Давайте познакомимся! Тренинговое развитие и коррекция эмоционального мира дошкольников 4-6 лет/Авт. сост. И.А. Пазухина. – СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2010.

Стр. 158-162

Занятие № 29

«Общение с животными»

  1. Обеспечивать адекватное ролевое развитие детей, то есть обучать детей умению принимать роли, соответствующие новым ситуациям, и развивать в детях творческое начало.
  2. Оптимизировать общение детей со сверстниками.
  3. Способствовать снижению страха перед животными.
  1. Игра «Утреннее приветствие»
  2. Загадки
  3. Чтение сказки «Три поросёнка»
  4. Беседа «Злой волк»
  5. Конкурс на самого страшного волка.
  6. Игра «Сидит заяц на припеке»
  7. Беседа «Добрый волк»
  8. Рисунок «Добрый и весёлый волк»
  9. Игра «Хэй!»

Давайте познакомимся! Тренинговое развитие и коррекция эмоционального мира дошкольников 4-6 лет/Авт. сост. И.А. Пазухина. – СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2010.

Стр. 162-166

Занятие № 30

«С кем я живу»

  1. Помочь каждому ребёнку почувствовать себя любимым и принимаемым другими членами его семьи.
  2. Продолжать учить детей проявлять уважение, доверие, взаимопонимание и взаимопомощь, заботливое отношение к членам семьи.
  1. Игра «Утреннее приветствие»
  2. Чтение стихотворения «Кто чей?»
  3. Беседа «Что такое семья?»
  4. Упражнение «Кто кому, кто?»
  5. Чтение стихотворения про маму.
  6. Упражнение «Моя мама радуется, когда…»
  7. Игра «Мы очень любим»
  8. Рисунок «Особый день моей семьи»
  9. Игра «Хэй!»

Давайте познакомимся! Тренинговое развитие и коррекция эмоционального мира дошкольников 4-6 лет/Авт. сост. И.А. Пазухина. – СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2010.

Стр. 167-169

Занятие № 31

«Правила домашнего этикета»

  1. Продолжать учить детей хорошее отношение близких и отвечать им вниманием, заботой, добротой.
  2. Учить детей оценивать свои поступки и поступки других людей, сравнивать их с поступками персонажей литературных произведений.
  3. Учить детей благополучно выходить из конфликтных ситуаций, находить компромиссное решение.
  1. Игра «Утреннее Приветствие»
  2. Чтение рассказа «Карандаш»
  3. Чтение стихотворения «Бараны» (с. Михалков)
  4. Игра «Не поделили игрушку»
  5. Рисунок «Общая игрушка».
  6. Игра «Хэй!»

Давайте познакомимся! Тренинговое развитие и коррекция эмоционального мира дошкольников 4-6 лет/Авт. сост. И.А. Пазухина. – СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2010.

Стр. 170-173

Занятие № 32

«Путешествие в сказку»

  1. Повторять и закреплять уже приобретённые знания и умения детей.
  2. Создавать положительный эмоциональный фон на занятиях.
  3. Развивать навыки общения ребёнка со сверстниками.
  4. Формировать у детей представление о значении взаимопомощи на примерах сказочных сюжетов и персонажей.
  5. Способствовать снижению агрессивности и уровня негативных эмоций детей.
  1. Игра «Утреннее приветствие»
  2. История про Бабу- Ягу
  3. Игра «Клеевой дождик»
  4. Игра «По кочкам»
  5. Игра «Ромашка с настроением»
  6. Игра «Гармоничный танец»
  7. Игра «Комплименты»
  8. Рисунок «Рисуем сказку»
  9. Игра «Хэй!»

Давайте познакомимся! Тренинговое развитие и коррекция эмоционального мира дошкольников 4-6 лет/Авт. сост. И.А. Пазухина. – СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2010.

Стр. 175-184

Занятие № 33

«Я знаю, я умею, я могу»

  1. Закреплять приобретённые ранее знания и умения детей.
  2. Развивать представления детей о себе и своих отличиях от других.
  3. Формировать у детей адекватную самооценку.
  4. Продолжать учить детей позитивным способам общения со сверстниками и развивать навыки совместной деятельности.
  1. Игра «Утреннее приветствие»
  2. Чтение сказки
  3. Игра «Заяц-хваста»
  4. Игра «Я и другие»
  5. Игра «Я знаю»
  6. Рисунок «Наш дом»
  7. Игра «Хэй!»

Давайте познакомимся! Тренинговое развитие и коррекция эмоционального мира дошкольников 4-6 лет/Авт. сост. И.А. Пазухина. – СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2010.

Стр. 184-186

2.3 Контроль освоения детьми Программы

   Коррекционно-педагогический процесс организуется на диагностической основе, что предполагает систематическое проведение мониторинга эмоционального и познавательного развития воспитанников, включающие следующие этапы: первичный и итоговый.

   Первичная диагностика проводится с детьми в сентябре (1-я и 2-я недели). Данная диагностика включает в себя сбор информации о ребёнке (анкетирование родителей), изучение медицинской карты, а также углубленная диагностика познавательного и эмоционального развития детей. Целью первичной диагностики является получение полных информационных данных об индивидуальных особенностях психического развития детей с ТНР.

   Итоговая диагностика проводится с детьми в мае (3-я и 4-я недели) и направлена на выявление динамики в развитии детей с ТНР в результате коррекционно-развивающих занятий.

    Для проведения первичной и итоговой диагностики используются следующие методики и диагностические комплекты:

п/п

Наименование методики или диагностического комплекта

Цель

1

Диагностический комплект: Павлова Н.Н., Руденко Л.Г. Экспресс диагностика в детском саду.

Выявление уровня развития познавательных процессов.

2

Методика «Эмоциональные лица» Н.Я. Семаго

Оценка возможности адекватного опознания эмоционального состояния, точность и качество этого опознания (тонкие эмоциональные дифференцировки)

   Участие ребёнка к психологической диагностике допускается только с письменного согласия родителей (законных представителей), а полученные результаты могут быть использованы только для задач психологического сопровождения и проведения квалифицированной коррекции развития детей с ТНР.

2.4 Особенности взаимодействия педагога-психолога с семьями воспитанников

   Одной из главных задач при взаимодействии педагога-психолога ДОУ с семьей ребенка является не только выдача рекомендаций по развитию и воспитанию ребенка, но и создание таких условий, которые максимально стимулировали бы членов семьи к активному решению возникающих проблем:

  • готовность родителей быть участниками педагогического процесса;
  •  распределение ответственности за успешное развитие ребенка;
  •  обучение родителей необходимым навыкам и знаниям.

   В таких случаях выработанные в процессе сотрудничества с педагогом-психологом решения родители считают своими и более охотно внедряют их в собственную практику воспитания и обучения ребенка.

   Педагог-психолог информирует и обсуждает с родителями результаты своих обследований и наблюдений. Родители должны знать цели и ожидаемые результаты программы. С самого начала знакомства определяется готовность родителей сотрудничать с педагогом-психологом, объем коррекционной работы, который они способны освоить. Родителей постепенно готовим к сотрудничеству со специалистами, требующему от них немало времени и усилий.

Основные формы взаимодействия с семьей

№ п/п

Направление работы

Формы работы с родителями

Периодичность

1

Психологическая диагностика

Получение от родителей письменное согласие/ несогласие на проведение психологической диагностики с ребёнком.

Сентябрь

(вновь поступившие дети)

При желании родителей их присутствие на диагностике.

Сентябрь

(1-я и 2-я недели)

Май (3-я и 4-я недели)

Анкетирование родителей.

Сентябрь

(1-я и 2-я недели)

2

Психологическое консультирование

Проведение индивидуальных консультаций с родителями по приглашению педагога-психолога ДОУ, направлению педагогов и их собственным запросам.

В течение учебного года (по запросам)

3

Коррекционно-развивающее направление

Совместное пребывание ребенка и родителей на занятиях (при желании).

В течение учебного года

Выполнение рекомендаций педагога-психолога.

В течение учебного года

Участие в детско-родительских тренингах.

В течение учебного года

Участие родителей в недели психологии в ДОУ.

Ноябрь (по плану «Недели психологии»)

Участие родителей в проектной деятельности педагога-психолога.

В течение учебного года (по плану проекта)

5

Психологическое просвещение

Участие родителей в мастер-классах, семинарах-практикумах, родительских собраниях.

В течение учебного года (в соответствии с годовым планом работы педагога-психолога)

Предоставление информации родителям через информационные стенды, памятки, газеты, журналы, информационные листовки, сайт ДОУ.

В течение учебного года (в соответствии с годовым планом работы педагога-психолога)

6

Психологическая экспертиза (оценка) комфортности и безопасности образовательной среды

Анкета для родителей «Эмоциональное благополучие ребёнка в группе»

Октябрь

3.ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ

3.1 Материально-техническое обеспечение программы

Сведения об имеющихся в наличии помещений для организации образовательной деятельности

№ п/п

Наименование

Количество мест

1

Кабинет педагога-психолога

4

Сведения об имеющемся в наличии информационно-технического оборудования для организации образовательной деятельности

№ п/п

Наименование        технических средств

Количество

1

Ноутбук

1

2

Магнитофон

1

Сведения об имеющемся в наличии учебного оборудования для организации образовательной деятельности

№ п/п

Наименование

Количество

1

Детский стол (регулируемый по высоте)

2

2

Детский стул (регулируемые по высоте)

4

3

Магнитная доска

1

4

Световая песочница

1

3.2 Учебно-методическое обеспечение программы

1

Мяч

1

2

Предметные картинки

1

3

Карточки с изображением детей в разных эмоциональных состояниях

1

4

Ширма

1

5

Элементы костюмов

1

6

Кубик «Эмоции»

1

7

Дидактическая игра «Чувства в домиках»

1

Сведения об имеющемся в наличии методической литературы для организации образовательной деятельности

1

Давайте познакомимся! Тренинговое развитие и коррекция эмоционального мира дошкольников 4-6 лет/Авт. сост. И.А. Пазухина. – СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2010.

1

2

Волковская Т.Н., Юсупова Г.Х. Психологическая помощь дошкольникам с общим недоразвитием речи. - М.: Книголюб, 2004.

1

3

Уханова А.В. Завтра в школу! Развитие эмоций и навыков общения у ребёнка. – СПб.: Речь; М.: Сфера, 2011

1

3.3 Организация коррекционно-развивающей и (или) психопрофилактической работы

№ п/п

Наименование группы

Кол-во человек

Кол-во занятий в неделю/ в год

Длитель-

ность

занятия

Форма работы

Место проведения

1

Разновозрастная группа «Радуга»

2

1/33

25 мин.

Групповая

Кабинет педагога-психолога

Расписание коррекционно-развивающих занятий педагога-психолога

№ п/п

Наименование группы

Расписание занятий

День недели

Время

1

Разновозрастная группа «Радуга»

Понедельник

1020 - 1045



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПСИХОЛОГАМ: Рабочая программа педагога-психолога "Ценности"

Психологическое сопровождение, согласно ФГОС ДО к структуре ООПДО, является важнейшим условием повышения качества образования в современном детском саду. Понятие «качество» рассматривается как адекват...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА педагога – психолога на 2014 – 2015 учебный год. Педагог – психолог Конарева Ирина Сергеевна

РАБОЧАЯ  ПРОГРАММАпедагога – психолога на 2014 – 2015 учебный год.Педагог – психолог Конарева Ирина Сергеевна...

Рабочая программа педагога – психолога для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата с учетом психофизических особенностей обучающихся с задержкой психического развития

Коррекционная работа организуется в рамках ведущей деятельности. Поэтому при коррекционно-педагогических мероприятиях стимулируется ведущий для данного возраста вид деятельности: в дошкольном возрасте...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА педагога-психолога для обучающихся с ЗПР

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА педагога-психолога для обучающихся с ЗПР Направленность программы: коррекционно-развивающая Целевая группа: дети с ОВЗ (ЗПР), получившие статус в порядке, установленном законо...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА педагога-психолога для обучающихся с ТНР

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА педагога-психолога для обучающихся с ТНР Направленность программы: коррекционно-развивающая Целевая группа: дети с ОВЗ и (иди) инвалидностью, получившие статус в порядке, установ...

Рабочая программа педагога-психолога групповых занятий с обучающимися с 5-7 лет с ОВЗ (ТНР)

Рабочая программа педагога-психолога групповых занятий с обучающимися с 5-7 лет с ОВЗ (ТНР)...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА педагога-психолога для обучающихся с ЗПР

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА педагога-психолога для обучающихся с ЗПР...