Консультация для родителей: "Как использовать метод формирования поведения для обучения детей с РАС"
консультация по коррекционной педагогике

Дмитриева Екатерина Олеговна

Данная консультация предлагает рекомендации по использованию метода формирования поведения для эффективного обучения детей с расстройствами аутистического спектра (РАС). В консультации представлены ключевые принципы метода, включая индивидуализацию подхода, определение целей, использование позитивного подкрепления, ясные инструкции и моделирование, а также учет специфических потребностей каждого ребенка. Важность постоянной поддержки и обучения окружающих также подчеркивается. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Как использовать метод формирования поведения для обучения детей с РАС

Конечно! Метод формирования поведения является эффективным инструментом для обучения детей с расстройствами аутистического спектра (РАС). Вот несколько рекомендаций по его использованию:

1. Индивидуализация подхода: Подход к каждому ребенку с РАС должен быть индивидуализированным, учитывая его уникальные потребности, интересы и уровень функционирования. Важно принимать во внимание индивидуальные особенности каждого ребенка при разработке программы формирования поведения.

2. Определение целей: Четко определите желаемое поведение, которое вы хотите укрепить или научить. Это может быть что угодно от социальных навыков до академических задач. Разбейте цели на более мелкие шаги для пошагового достижения.

3. Использование позитивного подкрепления: Позитивное подкрепление - это ключевой элемент формирования поведения. Оно включает в себя поощрение желаемого поведения через награды, похвалу или другие положительные стимулы. Например, если ребенок успешно выполняет задание, дайте ему похвалу или небольшую награду.

4. Применение ясных инструкций и моделирования: Используйте ясные, простые инструкции и моделируйте желаемое поведение. Визуальные инструкции, такие как рисунки или диаграммы, могут быть особенно полезными для детей с РАС.

5. Систематическое применение метода: Будьте последовательными в применении метода формирования поведения. Повторение и последовательность помогут укрепить желаемое поведение.

6. Учет специфических потребностей: Учитывайте чувствительность ребенка к различным видам стимулов, таким как звуки, свет, текстуры и т. д. Это поможет создать благоприятную среду для обучения.

7. Постоянное обучение и поддержка: Обучайте не только ребенка, но и его окружение (родителей, учителей, сверстников) о методе формирования поведения и специфических потребностях ребенка с РАС. Поддержка и сотрудничество окружающих играют важную роль в успешном применении метода.

8. Гибкость и терпимость к неудачам: Будьте гибкими и терпимыми к неудачам. Некоторые методы могут потребовать времени для эффективного внедрения, и важно быть готовыми к корректировкам и изменениям подхода.

По мере того как дети становятся старше и у них развиваются новые навыки, родителям может быть сложно обучать их более сложному поведению, такому как освоение новых слов, вежливые просьбы, уборка в комнате, выполнение домашних заданий и т. д. При осуществлении ухода за ребенком с РАС, к сожалению, без специальной подготовки обучение этому сложному поведению может показаться практически невозможным. ✔ В прикладном анализе поведения (ABA) мы используем простую процедуру — метод формирования поведения. Она обучает новому навыку шаг за шагом. Каждый шаг закрепляется перед изучением нового шага. Обучение новому поведению или навыкам шаг за шагом позволяет детям справляться с более сложными задачами.

Какое бы поведение ни появилось в репертуаре, оно начинает формироваться постепенно, шаг за шагом. По мере того как ребенок «закрепился», показывает прекрасные результаты на определенном шаге, вы постепенно «поднимаете планку», немного усложняете форму поведения. Этот цикл повторяется до тех пор, пока учащийся не достигнет конечной цели.

Думайте об этом методе как о поэтапном, постепенном процессе обучения.Например, если у ребенка ограничены речевые навыки, вы можете научить его спрашивать предмет по его названию. Если ребенок любит играть с машинками, вы можете использовать этот интерес, чтобы научить его просить игрушку, говоря «машина». Но, конечно, если есть проблемы, то сложно сразу сказать всё слово целиком. Начните с обучения ребенка первому звуку или даже слогу в слове [м/ма] (ориентируйтесь на реальные возможности ребенка). Каждый раз, когда ребенок издает звук или слог [м/ма], подкатите к нему машину, устно похвалите его. Будет здорово, если это большая машина, на которую можно посадить ребенка и покатать! Обязательно каждый раз с энтузиазмом хвалите ребенка. Если ребенок произносит любой другой слог, кроме [м/ма], не давайте ему машинку и начните все сначала. Как только ребенок освоит звук [м/ма], усложните следующий шаг, добавив звук или звуки [а/ши]. Теперь ребенок должен произнести [ма/маши], прежде чем вы катите машинку и хвалите его. Каждый раз, когда ребенок осваивает новый звук или слог, добавляйте к тому, что он уже уверенно говорит, еще одну букву или слог, например [м], [ма], [маш], [маши], [машин], [машина] или [ма], [маши], [машина].

🔵 Важные советы по использованию метода формирования поведения. Вот несколько важных советов, которые могут помочь вам более эффективно использовать этот метод.

  • В примере выше, катая ребенка на машинке только тогда, когда ребенок произносит правильный звук, вы закрепляете последовательные приближения к слову «машина». Ребенок постепенно произносит слово целиком.
  • ▪Чтобы снять напряжение и не перегружать себя или ребенка, используйте этот процесс постепенно, например, разучивая каждый день новый звук.
  • ▪Как только вы перейдете к следующему шагу, больше не подкрепляйте предыдущий шаг; если ребенок, например, уже освоил [ма], вы больше не предлагаете подкрепление за произнесение этих звуков, потому что вы уже перешли к [маши].
  • ▪ Убедитесь, что если вы используете только один конкретный предмет, например, любимую игрушечную машинку, то во время отработки навыка у ребенка нет доступа к другим игрушечным машинкам. Если у ребенка под рукой несколько игрушечных машинок, вероятность того, что ребенок заинтересуется той, что предлагаете вы, гораздо меньше. Зачем просить, если можно просто играть с другой? ▪ Для того, чтобы сделать вашу машинку еще более мощным подкреплением, можно на протяжении всего процесса поведения разрешать доступ к ней только при конкретной работе над этим навыком. В остальное время машинка находится вне свободного доступа.

    🔵 Метод формирования поведения можно использовать и для повседневных домашних задач.
  • Когда вы просите ребенка убрать в своей комнате, маловероятно, что любой ребенок будет успешным, если он никогда раньше не убирал свою комнату. Вместо того, чтобы ожидать, что ребенок с первого раза заправит постель, уберет игрушки и аккуратно сложит вещи в шкаф, лучше обучать его шаг за шагом и, возможно, разбить каждый из этих шагов на еще более простые задачи. Вы можете начать с того, что просто предложите ребенку каждый день натягивать одеяло на кровать и предлагать подкрепление. Как только ребенок освоит это более простое задание, вы можете показать ему, как аккуратно положить подушку, не забывая про одеяло.

На следующей неделе, когда ребенок научится застилать постель, вы можете попросить его застелить постель и собрать игрушки. Если у ребенка в комнате есть игрушки и книжная полка, вы можете разбить задачу еще больше, научив ребенка, как убирать игрушки в коробку, а затем добавить, как поставить книги 📚 обратно на книжную полку. Как только каждая из этих задач будет освоена, вы учите ребенка складывать вещи в ящик или шкаф для белья. Каждый раз, когда ребенок осваивает новый шаг, вы предлагаете ему подкрепление, например, словесную похвалу, наклейку или доступ к любимой игрушке или занятию. Убедитесь, что каждая новая задача основывается на предыдущей задаче. Например, ребенок должен застелить постель и собрать игрушки, чтобы получить подкрепление. Обязательно показывайте (используйте моделинг) ребенку каждый шаг во время обучения. Вы бы не знали, как застелить постель, если бы вам никто этого раньше не показывал! Если ребенку сложно, то используйте физическую подсказку.

Со временем ребенок сможет самостоятельно убирать всю свою комнату. По мере того как ребенок растет, вы можете добавлять новые задания, например уборку пылесосом, смену простыней и т. д.

  • Использование визуальных опор для метода формирования поведения.

При использовании этого метода для обучения ребенка новому навыку использование схемы или таблицы с картинками может быть чрезвычайно полезным. Такие опоры будут необходимы детям, которым сложно выполнить все шаги или перейти от одного шага к другому. Ребенок может посмотреть на схему и точно знать, что делать и что будет дальше. Завершение шага и предъявление карточки, подтверждающей его выполнение, обеспечивает самоподкрепление.

  • Теория метода формирования поведения.

Теория заключается в том, что, закрепляя последовательные приближения (шаги ребенка), которые все больше и больше подходят к желаемому поведению, ребенок будет формировать уверенность и понимание, необходимые для выполнения более сложной задачи и овладения желаемым поведением.

  • Метод формирования поведения (или шейпинг) — калька с английского слова «shaping». В его основе лежит слово «shape» — форма. Мы как бы последовательно, постепенно придаем форму, формируем поведение. Хороший пример для понимания процесса — лепка: вам дают бесформенный (ну или в определенной форме) кусочек пластилина, а ваша задача постепенно, последовательными нажатиями, катанием и другими движениями сделать из кусочка конкретную фигуру. Так же, как и малыш не может сразу начать ходить (сначала неуверенно стоит, пошатываясь, потом делает первый неуверенный шаг, и так постепенно, день за днем совершенствует этот навык), так и любой ребенок может научиться любому действию, но постепенно.
  • Где можно использовать метод формирования поведения

Улучшение почерка или улучшение четкости речи; увеличение скорости решения математических задач; сокращение времени реакции после получения инструкции, например, быстрый ответ на вопрос учителя; увеличение продолжительности участия в какой-либо деятельности, например, поддержание внимания во время самостоятельных сеансов чтения; регулировка интенсивности поведения, например, использование соответствующей силы при броске мяча; со ступени на ступень (все выше и выше) карабкаться на турник и даже просто заходить в бассейн, чтобы потом научиться плавать. Главное — набраться терпения, ведь эти процессы требуют времени!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей «Использование игровых методов и приемов в обучении детей грамоте в домашних условиях»

Консультация для родителей  «Использование игровых методов и приемов в обучении детей грамоте в домашних условиях»Игра - одно из самых ярких и светлых воспоминаний детства, ведущая деятельн...

Консультация для родителей «Использование игровых методов и приемов в обучении детей грамоте в домашних условиях»

Консультация для родителей«Использование игровых методов и приемов в обучении детей грамоте в домашних условиях»...

Консультация для родителей «Использование игровых методов и приемов в обучении детей грамоте в домашних условиях

Игровой материал для родителей по подготовке детей к обучению детей грамоте...

Консультация для родителей «Использование игровых методов и приемов в обучении детей грамоте в домашних условиях»

Консультация для родителей«Использование игровых методов и приемов в обучении  детей грамоте в домашних условиях»...

Консультация для родителей «Использование игровых методов и приемов в обучении детей грамоте в домашних условиях»

Консультация для родителей "Использование игровых методов и приёмов в обучении детей грамоте в домашних условиях"...

Консультация для родителей на тему: «Методы и приемы в обучении детей раннего возраста»

Консультация для родителей на тему:«Методы и приемы в обучении детей раннего возраста»...