Мастер-класс для педагогов ДОУ по изготовлению новогодней ретро-игрушки
консультация по конструированию, ручному труду

Агапова Елена Валерьевна

Мастер-класс для педагогов ДОУ по изготовлению новогодней ретро-игрушки.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Е.В. Агапова, М.А. Шувыкина


Мастер-класс для педагогов ДОУ по изготовлению новогодней ретро-игрушки

 

 

Цель: передача коллегам личного профессионального опыта, уникальных авторских разработок в сфере творческой и педагогической деятельности в области народной культуры и традиций.

Задачи:

1. Ознакомление педагогов с историей возникновения и технологией изготовления ватной ёлочной ретро-игрушки - атрибутом Нового года и Рождества 19 века в русской народной культуре.

2. Активизация конструкторских и творческих способностей педагогов.

     3. Пробуждение интереса у педагогов к технике изготовления старинной ёлочной игрушки, чувства творческого удовлетворения от выполненной работы.

Форма проведения мастер-класса: с педагогами и для них без участия детей.

Структура мастер-класса:

1. Вступительное слово педагога.

2. Теоретически-демонстрационная часть.

 3. Практическая часть. Пошаговое изготовление изделия.

 4. Подведение итогов. Рефлексия.

Материалы и оборудование:

1. Иллюстрации ватных ёлочных игрушек.

2. Вата.

3. Клейстер из крахмала.

4. Фольга.

5. Проволока для изготовления каркаса.

6. Ножницы.

7. Салфетки.

8. Ёмкости для клейстера по количеству участников мастер-класса.

9. Краски акварельные или гуашь.

10. Кисточки разного размера.

11. Стаканчики для воды.

12. Ниточки для сушки изделий.

Ход мастер-класса.

1. Вступительное слово педагога.

2.Теоретическая часть:

- История ватной ёлочной игрушки.  

- Рассказ об этапах изготовления игрушки.

История ватной ёлочной игрушки.

 Новый год и Рождество по сей день остаются самыми любимыми праздниками детей и взрослых. К ним долго готовятся, наряжают ёлку. Стеклянные бусы, дождик из фольги, красочные сверкающие шары, висящие на еловых ветках, дарят взрослым и детям веру в сказку и ожидание чудес.

Однако елочные игрушки не всегда изготовлялись из пластика и стекла. Первые изделия для украшения рождественского дерева были сделаны из ваты.

Известно, что с 1700 года указом Петра I празднование Нового года в Российской империи было перенесено с сентября на январь. Так появилась традиция увешивать крыши, двери домов и ворота хвойными ветвями. Однако никакого дополнительного декора тогда ещё не было.

В конце ХIХ века в страну пришли веяния Запада. Обычай наряжать елку в канун Рождества был позаимствован из Германии.

В Европе уже было налажено массовое производство стеклянных игрушек. Но в Россия не располагала необходимым количеством сырья для запуска собственных стеклодувных заводов Россия, а завозить готовую продукцию было очень дорого. Поэтому ёлочные игрушки стали изготавливать из ваты.

Вата обладала отличными характеристиками: она ценилась за свою мягкость, податливость, долговечность и способность взаимодействовать с другими материалами. Сырья для работы было достаточно, и мастера на фабриках работали творчески, с интересом, будто соревнуясь друг с другом.  

Первые ёлочные подвески назывались «дрезденскими игрушками». Они выполнялись вручную из прессованной ваты и представляли собой плоские рельефные фигурки. Часто за основу брался картон: он придавал изделию большую прочность.

Чуть позднее мастера овладели искусством объёмного моделирования и начали производство трёхмерных ватных игрушек в виде рождественской символики — звёзд и ангелов. Каждая фигурка покрывалась клейстером, разведённым на крахмале. Так игрушка становилась прочнее и менее уязвимой перед загрязнениями.

В ходе революции произошла смена власти, и новое правительство не поощряло празднование Рождества. В 1929 году вышел официальный указ о запрете Рождества и всех его атрибутов.

Но это не остановило людей. Тайком в своих домах они всё же украшали ёлку изделиями из ваты. Созданием ёлочных игрушек занимались подпольно. На этот период приходится создание уникальных произведений ручной работы, представляющих ценность для нынешних коллекционеров.

В 1935 году народу вернули праздник. Рождественская тематика сменилась новогодней, вместо херувимов и шестиконечных звёзд начали производить фигурки советской символики — обычных людей, спортсменов, персонажи сказок. Были распространены природные мотивы — овощи, грибы и фрукты как символы достатка и плодородия.

Начиная с 50-х годов, на фабриках используют станки для намотки ваты и горячей штамповки ватных игрушек. Это постепенно вытесняет ручную работу.

В 60-х годах процесс создания ёлочных игрушек был полностью механизирован и поставлен на широкую ногу. С этих времён украшения для новогодней ёлки стали производиться массово по одним лекалам и утратили свою уникальность. Поэтому изделия, выпускаемые с 1966 года, не считаются раритетными и не представляют ценности для коллекционеров.

Сейчас модно изготавливать игрушки своими руками. Поэтому ватные игрушки снова представляют интерес. Современные мастера пытаются возродить это направление в искусстве.

3. Практическая часть. 

Педагоги с помощью показа и по образцу работают над созданием игрушки.

 

1 день работы: изготовление каркаса, придание формы с помощью фольги, моделирование игрушки непосредственно с помощью накладывания нескольких слоёв ваты, сушка изделия (1-2 дня в зависимости от условий в помещении).

2 день работы: окрашивание полностью высушенного изделия красками. Краски лучше использовать акриловые, но и акварель и гуашь тоже подойдет.

Последовательность изготовления игрушки.

Изготовление одной ватной игрушки — процесс кропотливый и совсем не быстрый. Из-за просушки материала на один экземпляр уходит около 4 дней работы.

Основой для фигурок служит проволочный каркас, на который слой за слоем укладывается вата, хорошо пропитанная крахмальным клейстером. Благодаря податливости материала  изделию можно придать любую форму.

  

Пошаговое описание работы.

ШАГ 1: необходимо изготовить каркас будущей ёлочной игрушки в зависимости от замысла, для этого понадобится проволока средней толщины, но обязательным требованием к качеству проволоки, её свойства к сгибанию, так как игрушка должна держать форму.

ШАГ 2: затем следует придать каркасу форму будущего изделия, для этого используется фольга, которой по очереди обматываются, руки, ноги, туловище игрушки и т. д. Модель одежды игрушки также моделируется с помощью фольги.

ШАГ 3: наложение ваты на подготовленную форму с помощью клейстера различными способами для собственно изготовления игрушки по замыслу или по образцу (используются приёмы обматывания тонкими полосами ваты (руки, ноги, прикладывания ваты (шубка Деда мороза, Снегурочки или др. модель, формирование опушки на шубке, шапке) и т. д.)

ШАГ 4: сушка изготовленной игрушки (с помощью ниточек игрушка подвязывается под руки). Сушить можно вблизи батареи или просто в теплом сухом помещении.

ШАГ 5: окрашивание изделия красками.

Игрушка готова!

4. Итог мастер-класса. 

Итог мастер-класса: анализ результатов работы каждого педагога, обмен впечатлениями, выводы. 

Рефлексия участников мастер-класса.  

В современной педагогике под рефлексией понимают самоанализ деятельности и её результатов. Я предлагаю вам ответить на несколько вопросов:

 Было ли вам интересно?

 Возник ли у вас интерес к изготовлению пособий своими руками?

 Я попрошу вас оценить мою работу с помощью карточек-смайликов:

вам понравилось - смайлик-улыбка

не очень – грустный смайлик

В заключение нашей встречи хочется пожелать творческих успехов вам и вашим воспитанникам!

 Благодарю вас за внимание и за плодотворную работу! 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

1.Мастер-класс совместной деятельности родителей и детей ""Изготовлению новогоднего календаря". 2. презентация "Новогодняя сказка"

1.Вовлечение родителей и детей в совместную творческую деятельность по изготовлению новогоднего календаря, познакомить с технологией изготовления новогоднего календаря, создать предновогоднее настроен...

Мастер – класс для детей 2 - 3 лет. Изготовление новогоднего плаката «Новый год у ворот»

Подготовка к Новому году самая счастливая пора. Сейчас у нас в магазинах большое разнообразие товаров, но открытка, сделанная своими руками всегда милее сердцу, потому что в неё вложена любовь....

Конспект мастер-класса для детей и родителей по изготовлению новогоднего шара из ниток. (старшая группа)

Конспект проведения мастер-класса с родителями по изготовлению новогоднего шара из ниток....

Конспект мастер-класса с родителями и детьми по изготовлению новогоднего венка из бросового материала (2 младшая группа)

Дата проведения: 12.12.2018Форма: совместная деятельность детей и родителей. Цель: - создать условия для участия родителей в образовательной деятельности, создать условия для совместной деят...

мастер-класса для родителей и детей по изготовлению игрушек из бросового возраста материала « Новогодние чудеса из бросового материала»

Цель: развитие художественно-творческих способностей.Задачи:- способствовать совершенствованию мелкой моторики пальцев;- формирование волевых умений, доводить ее до завершения;- закрепление умения раб...

Мастер-класс для родителей и детей по изготовлению новогодней игрушки "Новогодняя игрушка своими руками"

Мастер-класс  для родителей дошкольников и детей старшего дошкольного возраста по изготовлению новогодней игрушки....

Мастер-класс логопеда для педагогов «Изготовление пособий для развития речевого дыхания у детей дошкольного возраста»

Данная разработка представлена для педагогов детского сада, будет полезна учителям-дефектологам, учителям-логопедам. Она раскрывает алгоритм проведения мастер-класса, включает игры и упражнения, спосо...