Модель занятия с использованием современных образовательных технологий Тема занятия: «Умная галка» (по рассказу Л.Н. Толстого) Элементы технологии: ТРИЗ технология, чтение с остановками
план-конспект занятия по художественной литературе (старшая группа)

Тенищева Наталья Анатольевна

Модель занятия с использованием современных образовательных технологий

 

Тема занятия: «Умная галка» (по рассказу Л.Н. Толстого)

 

Элементы технологии: ТРИЗ технология, чтение с остановками

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon umnaya_galka.doc57.5 КБ

Предварительный просмотр:

Модель занятия с использованием современных образовательных технологий

Тема занятия: «Умная галка» (по рассказу Л.Н. Толстого)

Элементы технологии: ТРИЗ технология, чтение с остановками

Цель: познакомить детей с новым произведением, научить понимать содержание рассказа, пересказывать произведение близко к тексту, активизировать словарь ребенка.

Планируемые результаты:

знают основное содержание произведения;

понимают содержание рассказа,

пересказывают произведение близко к тексту.

Возрастная группа: 5-6 лет

Материально-техническое обеспечение: обручи, дидактический материал, предметные картинки «Галка», портрет Л.Н. Толстого, мнемотаблицы.

Технологическая карта занятия

№ п/п

Этапы занятия

Содержание заданий для детей

Виды деятельности

Формы организации работы

Средства обучения

Ожидаемые результаты (целевые ориентиры)

1.

Вводная часть (мотивационно-побудительный)

Воспитатель:

Доброе утро вам говорю!

Доброе утро, всех вас люблю!

Желаю вам хорошо заниматься,

Внимательно слушать, ума набираться!

- Скажите, ребята, вы любите отгадывать загадки?

(Загадки о воробье, ворона, синице, сороке, снегире, галке. По мере отгадывания появляются картинки.)

Загадки

Чик-чирик! К зернышкам прыг!

Клюй, не робей! Кто это? (Воробей)

Корку хлебную таскает,

Птиц других не подпускает.

Крепко держит оборону,

Громко каркая?  (Ворона)

Что за птицы? Не синицы.

Грудка алая, горит.

На снегу уселись птицы

Эти птицы (Снегири)

На кормушку к нам зимой

Прилетает птица

С жёлтой грудкой пуховой –

Шустрая… (Синица)

Длинный хвост и с белым боком,

А летает не высоко.

Хочет всё стащить с наскока!

Это хитрая ...(сорока).

Черная птица, на ворону похожа,

На грача тоже. Сидит на палке, зовется… (Галкой)

- Молодцы, все загадки отгадали.

А теперь я предлагаю поиграть в игру «Скажи одним словом».

- У сороки длинный хвост, значит она какая? (Длиннохвостая)

- У снегиря красная грудь, значит он какой? (Красногрудый)

- У галки большая голова, значит она какая? (Большеголовая)

- У воробья короткие ноги, значит он какой? (Коротконогий)

- У вороны длинный клюв, значит она какая? (Длинноклювая)

- У синицы желтая грудь, значит она какая? (Желтогрудая)

- У сороки белые бока, значит она какая? (Белобокая)

- У снегиря красные щеки, значит он какой? (Краснощекий)

- У вороны черные крылья, значит она какая? (Чернокрылая)

- У галки тонкие ноги, значит она какая? (Тонконогая)

- Каких из этих птиц вы видели на улице зимой?

- Все эти птицы остались с нами зимовать. Даже перебрались поближе к человеческому жилью. А сегодня мы поговорим о галке.

- Как вы думаете, почему галку назвали галкой?

- Само название этой птицы звукоподражательное, под ее крик. При полете галка часто выкрикивает свое имя: «гал-ка, гал-ка, гал-ка».

- Эти птицы удивительные и очень умные.

Дети отгадывают загадки

Работа со всей группой (коллективная)

 Печатные (картинки птиц)

– мотивация воспитанников

2.

 Реализация (операционно-поисковый)

Воспитатель:

- Сегодня мы познакомимся с рассказом Л.Н. Толстого «Умная галка».

Воспитатель показывает портрет Л.Н. Толстого.

- Это Л.Н. Толстой – наш русский писатель. Он очень любил природу, часто гулял в лесу, на речке и наблюдал за поведением и паводками животных, птиц.

- И вот как–то раз во время прогулки, он увидел, небольшую черную галку, которая постаралась достать воду из кувшина. Он написал рассказ про нее, а я вам сейчас его прочту. Называется он «Умная галка».

Хотела галка пить. На дворе стоял кувшин с водой, в кувшине была вода, только на дне. Она стала кидать в кувшин камешки и столько набросала, что вода стала выше, и можно было пить.

- Кто главный герой рассказа? (Главный герой рассказа галка)

- Что хотела галка? (Галка хотела пить)

- Почему галка не смогла сразу напиться из кувшина? (В кувшине было мало воды)

- Что придумала галка? (Галка стала кидать в кувшин камушки)

- Смогла ли галка попить?

- Какая галка в рассказе? (Галка умная, сообразительная, смекалистая, догадливая, находчивая)

- Как вы думаете, могла такая история произойти на самом деле?

Предварительная беседа с детьми. Педагог задает следующий вопрос: «Из чего состоит вода (камень)?»

Обобщая ответы детей, он указывает:

- маленькие частицы, из которых состоят вещества, называются молекулами. Камень состоит из молекул камня, вода – из молекул воды. Молекулы – это «маленькие человечки». Разные предметы состоят из разных «человечков»;

– в жидкостях «маленькие человечки» находятся на расстоянии друг от друга, а в твердых веществах держатся вместе.

Педагог задает следующий вопрос: «Скажите, почему жидкости растекаются, а твердые вещества нет?» Выслушав ответы детей, он показывает на два обруча, которые лежат на полу, и предлагает сравнить их с кувшином

Воспитатель:

-Ребята предлагаю вам поиграть в игру «Маленькие человечки»

Дети делятся на две команды. Одна команда превращается в «воду»: дети становятся в обруч на расстоянии друг от друга. Другая команда представляет камень. Ребята встают близко, обнимая друг друга, и проходят через обруч.

Воспитатель задает им вопросы: «Скажите, вы все пространство внутри круга заполнили? Почему не получилось заполнить все пространство?» Подытоживая ответы детей, он подводит к мысли, что твердые вещества не могут растекаться, так как «маленькие человечки» в камне держатся вместе, в отличие от «маленьких человечков» в жидкости.

Педагог задает вопрос: «Почему, после того как галка накидала много камешек в кувшин, вода поднялась?» – и предлагает детям провести эксперимент. Ребята из первой команды встают в обруч на расстоянии друг от друга, члены второй команды становятся близко, обнимают друг друга и проходят через обруч. Педагог спрашивает: «Почему ребята вышли из обруча?» Обобщая ответы дошкольников, он объясняет это тем, что в круге стало мало места. Сначала дети подошли к обручу близко, а потом и вовсе вышли из него. Так и вода поднялась, а потом стала выплескиваться из кувшина.

Теперь, когда вы познакомились с рассказом Л. Н. Толстого и провели эксперимент, попробуйте пересказать этот рассказ. Сейчас я прочту рассказ еще раз, а вы слушайте очень внимательно. (Воспитатель развешивает мнемотаблицу на доске, дети начинают рассказывать рассказ по картинкам по очереди)

Слушают рассказ, отвечают на вопросы воспитателя по содержанию

Принимают участие в беседе, отвечают на вопросы

Принимают участие в игре «Маленькие человечки», отвечают на вопросы воспитателя

Пересказывают рассказ, используя мнемотаблицу

Коллективная, индивидуальная

Обручи, рассказ Л.Н. Толстого, мнемотаблицы

– понимать содержания рассказа;

– устанавливать с помощью воспитателя причинно-следственные связи;

– пересказывать произведение близко к тексту

3.

Заключение (рефлексивно-корригирующий)

- С какой птичкой вы познакомились?

- Почему ее называют «умной галкой»?

- Какое открытие мы сегодня с вами сделали?

В конце занятия воспитатель хвалит детей

- Ребята, вы молодцы! Вы внимательно слушали, поэтому, хорошо пересказывали.

Отвечают на вопросы воспитателя, проводят самоанализ деятельности

Коллективная, индивидуальная

– принимать участие в подведении итогов по содержанию занятия

Литература:

1.         Бородич А.М. Методика развития речи детей. -- М.: Прочвещение, 1981. - 256 с.

2.        Николаева С. Ознакомление дошкольников с неживой природой // Дошкольное воспитание. 2000. № 7. С. 31–38.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект индивидуального логопедического занятия с использованием современных образовательных технологий (точечный массаж речевой мускулатуры, самомассаж профессора Ф.Р. Ауглина, самомассаж кистей рук)

Конспект индивидуального логопедического занятия  с использованием современных образовательных  технологий (точечный массаж речевой мускулатуры, самомассаж профессора Ф.Р. Ауглина,самомассаж...

Конспект индивидуального логопедического занятия с использованием современных образовательных технологий (инструментальный массаж мышц артикуляционного аппарата О. Приходько) с ребёнком 6-и лет с

Конспект индивидуального логопедическогозанятия  с использованием современных образовательных  технологий (инструментальный массаж мышц артикуляционного аппарата О. Приходько) с ребёнком 6-и...

Конспект индивидуального логопедического занятия с использованием современных образовательных технологий (информационно-коммуникационные технологии) «Цирк»

В данном конспекте в игровой форме ребенок выполняет задания по автоматизации звука [р] в слогах, словах и предложениях. В занятии используются: компьютерная презентация, здоровьесберегающие технологи...

Конспект индивидуального логопедического занятия с использованием современных образовательных технологий (информационно-коммуникационные технологии) «Цирк»

Цель: автоматизация звука [Р] в слогах, словах, предложениях.Задачи:Коррекционно-образовательные:- закреплять правильное произношение звука [Р] в слогах, словах и предложениях;- развивать ф...