«Путешествие по сказкам Пушкина»
проект (средняя группа)

Синицына Ирина Юрьевна

Тип проекта:  творческо- познавательный.

Продолжительность проекта – краткосрочный (4 недели).

Участники проекта – дети средней группы,

воспитатели (Комарова И.Ю., Гусейнова Г.В), 

родители.

Возраст детей – 4 – 5 лет.

Актуальность:

К сожалению, на сегодняшний день, наши дети воспитываются не на русских сказках, а на современных мультфильмах.  Монстры Хай, Человеки-Пауки, Трансформеры, и другие герои иностранных мультфильмов и фильмов окружают наших детей. Приобщение детей среднего дошкольного возраста к русской культуре, к национальному духовному богатству, развитие интереса к историческим событиям своей страны и историческим личностям, прославившим Россию, - одна из самых актуальных проблем нашего общества. В связи с этим очень важно знакомить детей с жизнью и творчеством выдающихся личностей нашей Родины.

Когда мы говорим о России, о ее культурном наследии, первое имя, которое вспоминается большинству – имя Александра Сергеевича Пушкина - одного из ярких творцов художественных образов, доступных пониманию детей. Чрезвычайно велика педагогическая ценность сказок великого русского поэта в формировании личности ребёнка.

Анализ бесед с родителями показал, что лишь малая часть последних читают ребятам сказки А. С. Пушкина, считая их недоступными пониманию детей дошкольного возраста. Мы же предполагаем, что благодаря изучению творчества великого русского поэта, содействуем появлению у детей стремления к постоянному общению с книгой, развиваем способность наслаждаться художественным словом, учим уместно употреблять в речи образные выражения, создаём ситуации, способствующие возникновению интереса к изучению творчества  и других русских писателей, тем самым способствуя воспитанию  патриотических чувств у дошкольников.

Цель проекта: нравственно-патриотическое воспитание детей среднего дошкольного возраста через знакомство с творчеством А. С. Пушкина.

Задачи проекта:

{C}1.       {C}Обучающие:

  • Познакомить с жизнью и творчеством А. С. Пушкина
  • Формировать высокий познавательный интерес детей и родителей к творчеству великого русского поэта.
  • Формировать у детей устойчивый интерес к чтению, умение слушать и понимать художественный текст.
  • Учить понимать мораль каждой сказки, учить понимать роль каждого персонажа.
  • Учить детей  узнавать сказки А.С. Пушкина по прочитанному отрывку и по обложкам книг.
  • Закреплять знания о героях сказок А.С. Пушкина

Развивающие:

  • Обогащать и развивать устную речь детей.
  • Развивать  коммуникативные навыки, обогащать опыт сотрудничества и сотворчества.
  • Развивать творческие способности детей (в творческих играх по сюжетам произведений, инсценировках, драматизациях, выразительном чтении, рисовании и других видах деятельности)
  • Развивать у детей образное мышление, память, внимание, фантазию, воспитывать умение доказывать и отстаивать свое мнение

Воспитательные:

  • Воспитывать патриотические чувства, гордость за Россию
  • Прививать любовь к Родине, к её истокам.
  • Воспитывать умение эмоционально воспринимать образное содержание сказки, замечать и выделять изобразительно-выразительные средства, понимать их значение.

Ожидаемые  результаты:

  • Расширение знаний детей о жизни и творчестве А.С. Пушкина.
  • Повышение интереса  к русской литературе, к творчеству А. С. Пушкина.
  • Активизация у детей познавательной активности, творческих способностей, коммуникативных навыков.
  • Создание атмосферы сотрудничества детей и педагогов.
  • Повышение уровня нравственно-эстетической воспитанности детей.
  • Обогащение предметной среды группы.
  • Пополнение библиотеки группы произведениями А.С.Пушкина.

Работа с родителями

Консультация «Роль чтения книг в жизни дошкольника 4–5 лет»

·         Предложить родителям вместе с детьми посмотреть мультфильмы по сказкам А.С.Пушкина.

Используемые виды деятельности:

·         Игровая

·         Коммуникативная

·         Познавательно-исследовательская

·         Восприятие художественной литературы

·         Трудовая

·         Конструирование

·         Музыкальная

·         Двигательная

Содержание практической деятельности по реализации проекта.

1. Организационно-подготовительный этап.

·          Формулирование целей и задач проекта.

·          Изучение литературы по теме проекта, изучение интернет-ресурсов.

·          Подбор методической, художественной литературы, иллюстративного, музыкального материала по теме проекта.

·          Подбор и анализ биографического  материала об А.С.Пушкине

·          Составление консультации для родителей.

·          Подбор материала для изобразительной и продуктивной деятельности.

·          Создание и разработка дидактических игр по сказкам Пушкина.

2.  Практический этап.

Образовательные области. Виды детской деятельности.

Физическое развитие 

Подвижные игры:  «Хитрая лиса», «Волк во рву», «Бездомный заяц»,  «День и ночь», «Рыбаки и рыбки», «Рыба, птицы, звери»

Задачи: Развивать у детей выдержку, наблюдательность. Упражнять в быстром беге с увертыванием, в построении в круг, в ловле.

 

№ 1. Подвижная игра «Хитрая лиса».

    Играющие стоят по кругу на расстоянии одного шага друг от друга. Вне круга отчерчивается дом лисы. Воспитатель предлагает играющим закрыть глаза, обходит круг за спинами детей и говорит «Я иду искать в лесе хитрую и рыжую лису!», дотрагивается до одного из играющих, который становится хитрой лисой. Затем воспитатель предлагает играющим открыть глаза и внимательно посмотреть, кто из них хитрая лиса, не  выдаст ли она себя чем-нибудь. Играющие 3 раза спрашивают хором, вначале тихо, а затеем громче «Хитрая лиса, где ты?». При этом все смотрят друг на друга. Хитрая лиса быстро выходит на середину круга, поднимает руку вверх, говорит «Я здесь». Все играющие разбегаются по площадке, а лиса их ловит. Пойманного лиса отводит домой в нору.

      Лиса начинает ловить детей только после того, как играющие в 3 раз             

      хором спросят и  лиса скажет «Я здесь!»

       Если лиса выдала себя раньше, воспитатель назначает новую лису.

       Играющий, выбежавший за границу площадки, считается пойманным.

       Можно выбрать 2 лисы.

 

 

   № 2. Подвижная игра «Волк во рву».

Поперек группы двумя параллельными линиями на расстоянии около 100 см одна

от  другой обозначен ров. В нем находится водящий - волк. Остальные дети –

козы.    Они живут в доме (стоят за чертой вдоль границы зала). На

противоположной   стороне  зала линией отделено поле. На слова воспитателя

«Козы, в поле, волк, во рву!» дети бегут из дома в поле и перепрыгивает по дороге

через ров. Волк бегает во рву, стараясь осадить прыгающих коз. Осаленный отходит

в   сторону. Воспитатель говорит: «Козы, домой!» Козы бегут домой, перепрыгивая

по пути через ров. После 2-3 перебежек выбирается или назначается другой водящий.

Указания. Коза считается пойманной, если волк коснулся ее в тот момент, когда

она перепрыгивала ров, или если она попала в ров ногой. Для усложнения игры

можно выбрать 2 волков.

     № 3. Подвижная игра «Бездомный заяц».

Играющие, за исключением двух водящих, разделяются на группы по 3-5 человек. С этой целью лучше всего построить их в круг и рассчитать по три или по пять, в зависимости от количества играющих. Группы образуют кружки и размещаются в разных местах площадки на расстоянии 2-4 м. В каждом кружке - логове - первый номер встает в середине и изображает зайца. Один из водящих - охотник, другой - заяц, не имеющий логова (бездомный). Водящие встают в стороне от кружков. Руководитель дает команду для начала игры: «Раз, два, три!» На «раз» водящий заяц убегает, а на «три» охотник бросается его ловить. Заяц, спасаясь от охотника, может забежать в любое  логово (кружок), в котором играющие держатся за руки. Тогда заяц, находившийся там, выбегает, а охотник начинает преследовать уже его. Если охотник поймает зайца, то они меняются ролями. После того как первые номера зайцев побегали, руководитель останавливает игру и предлагает стать зайцами вторым номерам, а первым занять места в кружках. Затем становятся зайцами третьи номера и т.д. Можно меняться ролями и следующим образом: каждый раз, когда заяц забежит в логово, он меняется местом с очередным игроком, стоящим в кружке. В заключение игры отмечаются зайцы, ни разу не пойманные. Правилами предусмотрено, что охотник может ловить зайца только вне логова. Пробегать зайцам через логово нельзя. Если заяц вбежал в логово, он должен там остаться. Как только заяц вбежал в логово, находящийся там игрок должен немедленно выбежать. Игроки, образующие кружок, не должны мешать зайцам вбегать и убегать. 

Если играющих мало, то кружок образуют 2-3 человека. 

 

 

        № 4. Подвижная игра «День и ночь».

    Играющие распределяются на две команды - «День» и Ночь». По середине зала проводится черта или кладется шнур. На расстоянии двух шагов от черты спиной друг к другу становятся команды. Воспитатель говорит: «Приготовились!», затем дает одной команде сигнал к бегу, например, произносит: «День!». Дети убегают за условную черту, а игроки второй команды быстро поворачиваются кругом и догоняют соперников, стараясь запятнать их, прежде чем те пересекут условную линию. Выигрывает команда, которая успеет запятнать большее количество игроков противоположной команды.

 

      № 5. Подвижная игра «Рыбаки и рыбки»

Все участники игры делятся на две группы. Одна группа — это «рыбаки», другая группа — это «рыбки». Эти две группы должны встать друг напротив друга на некотором расстоянии. Между «рыбаками» и «рыбками» происходит разговор:

— Что вы делаете?

— Невод.

— Что вы будете ловить?

— Рыбу.

— Какую?

— Карасей.

— Ловите!

«Рыбы» убегают, а «рыбаки» стремятся их догнать. Если «рыбак» догонит и осалит «рыбу», она считается «пойманной».

 

№ 6. Подвижная игра "Рыба, птица, звери"

Все играющие становятся в круг, а ведущий, указывая по очереди на каждого, повторяет: "Рыба, птица, зверь". На ком остановится, тот должен быстро назвать и изобразить какого-нибудь зверя, птицу или рыбу - в зависимости от того, что предложил ему ведущий.

Повторять названия не разрешается.

Если в течение нескольких секунд ответа не последует или если игрок ошибется, с виновного берут фант, или он заменяет ведущего.

 

 

  • Пальчиковая гимнастика «Хлеб», «Сидит белка на тележке».

     «Хлеб»

Муку в тесто замесили,

(Сжимают и разжимают пальчики).

А из теста мы слепили:

Прихлопывают ладошками, «лепят».

Пирожки и плюшки,

Сдобные ватрушки,

Булочки и калачи -

Всё мы испечем в печи.

(Поочередно разгибают пальчики, начиная с мизинца)

Обе ладошки разворачивают вверх.

Очень вкусно!

 «Сидит белка на тележке»

   Сидит белка на тележке,

   Продает она орешки.

   (Хлопки ладонями и удары кулачками друг о друга попеременно)

     Лисичке - сестричке,  

    Воробью, синичке,                      

    Мишке толстопятому,

    Заиньке усатому.

    Кому в платок,                

    Кому в зобок,

    Кому в лапочку.

   (Загибают по одному пальчику, начиная с большого)

   (Ритмичные хлопки ладонями и удары кулачками)

 

  • Логоритмические упражнения «Ветер и листья», «Насекомые кругом», «Каравай»

 

«Ветер и листья».

После вдоха дети задерживают дыхание и на выдохе, раскачивая поднятыми руками, продолжительно произносят звук «ф». Затем на одном выдохе произносят несколько раз звук «п», делая ступенчатый выдох, и постепенно опускают руки вниз («листья опадают»).

 

     «Насекомые кругом»

    Жу-жу-жу, - жужжит пчела

   - Я лечу издалека.

   (Помахивают руками в стороны)

     Зу-зу-зу, - комар пищит

   - Очень жарко, - он звенит

   (Сжимать и разжимать указательные пальцы рук)

    Уф-уф-уф – как паровоз,

    Шмель пыхтит, пыльцу привез

   (Топают ногами)

    Жук гудит: гу-жу, гу-жу,

    Я любого разбужу

   (Хлопают в ладоши).

 

     «Каравай»

В землю зёрнышко посадим

(Наклон вперёд)

Очень малое оно

(присесть)

Но как солнышко засветит

(Постепенно встаём)

Прорастёт моё зерно

 

Сожнёт косарь зерно

«косит» зерно

И размелет его

(Правой рукой, сжатой в кулак, круговые движения)

А хозяйка из муки испечёт нам пирожки

«печь» пирожки

И большой каравай

(Руки соединить в круг)

Всем на радость раздавай

(Развести в стороны)

 

  • Физминутка «Слон», «Обезьянки», «Котята»

  Физминутка Слон

В зоопарке ходит слон,

Уши, хобот, серый он. (Наклоны головы в стороны.)

Головой своей кивает, (Наклоны головы вперед.)

Будто в гости приглашает. (Голову прямо.)

Раз, два, три — вперёд наклон,

Раз, два, три — теперь назад. (Наклоны вперёд, назад.)

Головой качает слон —

Он зарядку делать рад. (Подбородок к груди, затем голову запрокинуть назад.)

Хоть зарядка коротка,

Отдохнули мы слегка. (Дети садятся.)

   Физминутка Обезьянки

Рано утром на полянке так резвятся обезьянки:

Левой ножкой: топ, топ!Правой ножкой: топ, топ!

Руки вверх, вверх, вверх, кто поднимет выше всех?

Руки вниз – и наклонились, на пол руки положили.

А теперь на четвереньках погуляем хорошенько.

А потом мы отдохнем, посидим и спать пойдем.

   Физминутка Котята
Пушистые комочки
Умыли лапкой щечки,
Умыли лапкой носик,
Умыли лапкой глазки –
Правый глазик, левый глазик.
Умыли лапкой ушки –
Правое ушко, левое ушко.

 

 

Социально-коммуникативное развитие

Этические беседы с детьми по сказкам А.С.Пушкина « Не задавайся, не проси лишку, а то останешься у разбитого корыта» (по «Сказке о рыбаке и рыбке»),  «Ничего не бери у чужих людей» (по сказке «О мертвой царевне и семи богатырях»)

Нравственные  беседы« Что такое хорошо и что такое плохо в сказках А.С.Пушкина», «Сказки Пушкина – торжество добра и справедливости»

Сюжетно-ролевая игра « Библиотека».

Познавательное развитие

  • ООД «Путешествие в страну сказок А.С.Пушкина»
  • Дидактические игры по произведениям А.С. Пушкина «Какой сказочный герой лишний?»,  «Собери сказку», « Что - кому?»
  • Дидактические игры: «Найди пару и назови» (животные и детеныши), «Какой по счету?»

Художественно-эстетическое развитие

  • Слушание оперы М.Глинки « Руслан и Людмила», Н.А. Римского-Корсакова « Три чуда» - « Сказка о царе Салтане», « Сказка о золотом петушке», « У лукоморья»
  • Конструирование из бумаги «Цепь на дубе том» (коллективная)

 

  • Лепка  «У лукоморья дуб зеленый

 

  • Аппликация с элементами рисования «Белка песенки поет, да орешки все грызет»

 

                                                          Речевое развитие:        

  • Чтение сказок А.С.Пушкина: «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях», «Сказка о царе Салтане»,  «Сказка о рыбаке и рыбке», «Сказка о золотом петушке», «Сказка о медведихе»

 

  • Беседа « А.С. Пушкин – сказочник».(рассматривание портрета)

 

                  

 

 

                Воспитатель: Садитесь поудобнее и слушайте, сегодня вы узнаете о

           нем много интерессного.                               

Много лет назад, 26 мая на одной из улочек Москвы в дворянской семье, у майора Сергея Львовича Пушкина родился кудрявый мальчик. Рос он очень упрямым, рассеянным, задумчивым мальчиком, был диковат, грыз даже ногти и был непохож на других детей.

В гости в семью Пушкиных бывали много писателей, поэтов. Они вели очень увлекательные разговоры, спорили, а маленький Саша забирался в уголок, старался, чтобы его не видели и подслушивал взрослые разговоры.

Воспитывали его французские гувернантки и гувернеры, которые жили в доме. Он слышал только французскую речь. Его учили танцам и возили на детские балы.

{C}{C}P_20190617_092842Когда он подрос, стали его учить и другим предметам арифметики, истории. И вообще он изменился, стал наблюдательным, живым, шаловливым ребёнком, с необыкновенной памятью. Саша очень любил читать. Он проводил бессонные ночи, забирался в кабинет отца и тайком читал одну книгу за другим. Из книг он пополнял свои знания.

Маленький Саша очень рано стал писать,когда ему было 8 лет сочинил на французском языке маленькие комедии, а в 9 лет писал басни, пьесы и даже сказочную поэму.

Его бабушка и няня Арина Родионовна, сыграли в его жизни огромную роль. Читать и писать по-русски научила бабушка, а вечерами они рассказывали волшебные сказки. Любимая няня брала в руки вязание и начинала рассказывать сказки, которых она знала очень много. Именно она, Арина Родионовна познакомила маленького кучерявого Сашу с чистой речью и русским народным творчеством. Он очень полюбил фольклор. Её сказки запали в душу. И когда Пушкин вырос, стал взрослым пересказал эти сказки в стихах.

{C}{C}P_20190617_092824{C}На сказках Пушкина выросли наши бабушки, мы и еще вырастут многие поколения. Когда читаем его сказки мы попадаем в Древнюю Русь с её рубленными избами, боярскими палатами, высокими теремами и маковками церквей. Он давно умер, прожил недолго но написал много сказок, стихов, поэм, романов в стихах. Нет такого человека, который не знал бы Пушкина. Его сказки в стихах это волшебные истории очень добрые и поучительные. Ещё при жизни его признали величайшим национальным поэтом. День рождение А. С. Пушкина отмечает вся наша страна каждый год.

Скажите, а вам нравятся сказки А. С. Пушкина? (ответы детей)

 

  • Знакомство со стихотворением А.С. Пушкина

 « У лукоморья дуб зеленый…»

 

У лукоморья дуб зелёный;
Златая цепь на дубе том:
И днём и ночью кот учёный
Всё ходит по цепи кругом;
Идёт направо — песнь заводит,
Налево — сказку говорит.
Там чудеса: там леший бродит,
Русалка на ветвях сидит;
Там на неведомых дорожках
Следы невиданных зверей;
Избушка там на курьих ножках
Стоит без окон, без дверей;
Там лес и дол видений полны;
Там о заре прихлынут волны
На брег песчаный и пустой,
И тридцать витязей прекрасных
Чредой из вод выходят ясных,
И с ними дядька их морской;
Там королевич мимоходом
Пленяет грозного царя;
Там в облаках перед народом
Через леса, через моря
Колдун несёт богатыря;
В темнице там царевна тужит,
А бурый волк ей верно служит;
Там ступа с Бабою Ягой
Идёт, бредёт сама собой,
Там царь Кащей над златом чахнет;
Там русский дух… там Русью пахнет!
И там я был, и мёд я пил;
У моря видел дуб зелёный;
Под ним сидел, и кот учёный
Свои мне сказки говорил.

  • Разучивание отрывков из произведений А.С.Пушкина («Ветер по морю гуляет», «Ель растет перед дворцом», «Свет мой зеркальце, скажи»)
  • Дидактические игры « Составь сказку», « Узнай героя по описанию»

    3. Заключительный этап. Подведение итогов проекта.

      Оформление детских работ коллаж «По дорогам сказок А.С.Пушкина».

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_puteshestvie_po_skazkam_pushkina.docx1.6 МБ

Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Путешествие по сказкам Пушкина"

Конспект занятия по речевому развитию в подготовительной группе...

Досуг для детей старшего дошкольного возраста "Путешествие по сказкам Пушкина"

В сценарии досуга  использованы фрагменты сказок А.С. Пушкина, включены музыкальные игры, загадки, танцы, оркестр детских инструментов. В презентакции к досугу применен прием "перелистывания стра...

Конспект занятия по образовательной области "Коммуникация" для детей подготовительной группы "Игра - путешествие по сказкам Пушкина А.С."

Конспект занятия по образовательной области "Коммуникация" для детей подготовительной группы "Игра - путешествие по сказкам Пушкина А.С."...

Досуг, посвящённый дню рождения А.С.Пушкина "Путешествие по сказкам Пушкина"

Досуг для старших групп детского сада, посвящённый дню рождения А.С.Пушкина...

Конспект занятия "Путешествие по сказкам Пушкина"

Конспект занятия-досуга в старшей-подготвительной группе...

Сценарий тематического досуга «Путешествие по сказкам Пушкина»

Сценарий тематического досуга«Путешествие по сказкам Пушкина»(старший дошкольный возраст)...

Сценарий музыкально-литературной гостиной «Путешествие по сказкам Пушкина».

Это Пушкин. Это чудо. Это прелесть без конца.В нашей жизни вечно будут этих сказок голоса.Сколько сказок у поэта? Их не много и не мало,Но все Пушкинское это - наше вечное начало....