Школа мяча.
рабочая программа по физкультуре

Денисова Анна Геннадьевна

Мяч – удивительно интересная игрушка. Пожалуй, ничего аналогичного – настолько простого и в то же время интересного – пока еще люди не придумали. Мяч воспринимается ребенком как нечто живое. Он чутко реагирует и отзывается на движение, может быть послушным и озорным, он – яркий, круглый и очень милый. В мяч можно играть, еще не научившись ходить.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл shkola_myacha.docx86.39 КБ

Предварительный просмотр:

Приложение

Программа кружка по физическому развитию

«Школа мяча»

для детей 5-6-го года жизни



Пояснительная записка:
Многие современные дети испытывают двигательный дефицит, так говорят  факты из медицинской практики, что  приводит к выраженным функциональным нарушениям в организме ребенка: снижение силы и работоспособности скелетной мускулатуры влечет за собой нарушение осанки, координации движений, выносливости, гибкости и силы, плоскостопие, вызывает задержку возрастного развития.
Чтобы удовлетворить потребность детей в двигательной активности, уже с периода нахождения ребенком  в детском саду необходимо проводить дополнительные кружки по физическому развитию. Важное место в системе физического воспитания детей дошкольного возраста занимают действия с мячом. 

Мяч – удивительно интересная игрушка. Пожалуй, ничего аналогичного – настолько простого и в то же время интересного – пока еще люди не придумали. Мяч воспринимается ребенком как нечто живое. Он чутко реагирует и отзывается на движение, может быть послушным и озорным, он – яркий, круглый и очень милый. В мяч можно играть, еще не научившись ходить. Упражнения с мячом различного объема развивают не только крупные, но и мелкие мышцы, увеличивают подвижность в суставах пальцев и кистях, усиливают кровообращение. Они укрепляют мышцы, удерживающие позвоночник, и способствуют выработки хорошей осанки.
Поэтому работа с мячом занимает одно из главных мест в моей физкультурно-оздоровительной работе с детьми. Основная моя задача – научить детей владеть мячом на достаточно высоком уровне. Игры с мячом пользуются у детей большой популярностью. Мяч (большой или маленький) – это снаряд, который требует проворных рук и повышенного внимания. Сюжеты упражнений с мячом разнообразны. Мяч можно перебрасывать, надо уметь его ловить, мячом можно пятнать, выбивать.

   П.Ф. Лесгафт, подчеркивая значение игры с мячом, указывал на то, что, играя, ребенок выполняет разнообразные манипуляции с мячом (целится, отбивает, подбрасывает, перебрасывает, соединяет движения с хлопками, различными поворотами и т. д.), что способствует развитию глазомера и двигательных координационных функций. По данным А. Лоуэна, отбивание мяча повышает настроение, снимает агрессию, помогает избавиться от мышечных напряжений, вызывает удовольствие, что обеспечивает свободу телодвижения от мышечной брони, мышечного напряжения.
   Упражнения в бросании и катании мячей способствуют развитию координации, ловкости, ритмичности, согласованности движений. Они формируют умения поймать, удержать, бросить предмет, приучают рассчитывать направление броска, согласовывать усилие с расстоянием, развивают выразительность движений, ориентировку в пространстве. Игры с мячом – это своеобразная комплексная гимнастика. В ходе их дети упражняются не только в бросании и ловле мяча, забрасывания его в корзину, метании на дальность и в цель, но также в ходьбе, беге, прыжках. Выполняются эти движения в постоянно изменяющейся обстановке, что способствует формированию у старших дошкольников умений самостоятельно принимать решения о способе выполнения движения в зависимости от условий игры. Упражнения с мячами различного веса и объема развивают крупные и мелкие мышцы обеих рук, увеличивают подвижность суставов пальцев и кистей, совершенствует деятельность центральной нервной системы, что особенно важно для шестилетнего ребенка в аспекте его подготовки к обучению в школе.
   Упражнения с мячами являются эффективным средством психокоррекции развития, а их выполнение может осуществляться в разных организационных формах – от традиционных занятий и игр с мячами до игр в мячах и футбол и гимнастики в физкультурном зале и на воде.
   В играх с мячом коллективного характера создаются благоприятные условия для формирования нравственной, волевой и эмоциональной сфер детей. Такие игры приучают преодолевать эгоистические побуждения, воспитывают выдержку. Знакомясь с условием игры, ребенок усваивает нормы и правила коллективного взаимодействия, ему становятся понятными условия успеха командных действий. Ради интересов команды ребенку часто приходится передавать мяч партнеру, когда тот имеет более благоприятные условия для победы. Необходимость принимать быстрые и разумные игровые решения, правильно их реализовывать в игре, способствует воспитанию уверенности в себе, решительности и смелости. В игре ребенок всегда имеет возможность испытать свои силы и убедиться в успешности своих действий. Важно и то, что подвижные игры с мячом являются базовой основой, специфическим средством освоения доступных элементов современных спортивных игр.

1.  Цель:
Формирование  устойчивых мотивов и потребностей в систематических занятиях физическими упражнениями  и обогащение двигательного опыта детей 5-6 го года жизни
Задачи:

 -  приобщать детей к здоровому образу жизни и систематическим физкультурным занятиям, формировать интерес к командно-игровым видам спорта;
   - обеспечивать оптимальный объём двигательной активности и улучшение функционального состояния организма на фоне положительных эмоций при выполнении игровых и соревновательных действий;
   -  содействовать формированию первоначальных умений выполнения движений с мячом, освоению элементов техники доступных видов спортивных игр (футбол, баскетбол, волейбол) и развитию двигательных способностей;
   -  формировать представления об общих правилах, культуре и способах ведения соревновательной борьбы;
   -  развивать волевую, мотивационную и эмоциональную сферы, создавать условия для нравственного, умственного, эстетического и трудового воспитания детей старшего дошкольного возраста.

   -  воспитывать умение подчинять свою деятельность сознательно поставленной цели.
   -  воспитывать умение играть коллективно, подчинять собственные желания интересам коллектива, оказывать помощь товарищам в сложных ситуациях, понимать сущность коллективной игры с мячом, цель и правила.
Форма обучения: 

- специально организованные занятия;

- игровые упражнения, групповые, подгрупповые и индивидуальные упражнение по овладению техникой игры с мячом.
Количество занятий:

2 занятие в неделю, 8 занятия в месяц, 72 занятий в учебном году

(с сентября по май).

 1 раз в три месяца совместное мероприятие с родителями.

Итогом детской деятельности могут служить физкультурные досуги, праздники, развлечения.
Место проведения: музыкально – физкультурный зал ЧДОУ ДС №163, спортивная площадка.
Срок реализации: 2 года.

Предполагаемый результат:
1. Дети смогут владеть мячом на достойно высоком уровне.
2. Освоят технику игр в волейбол, баскетбол.
3. Дошкольники познакомятся с историей игр в волейбол и баскетбол.
4. У детей выявятся улучшения показателей координации движений, выносливости, быстроты, ловкости, умение ориентироваться на площадке, находить удобное место для ведения игры.
5. Дошкольники овладеют технико-тактическими действиями с мячом: передача мяча, бросок мяча через сетку, подача мяча, блокирование, разучат индивидуальную тактику, ведение мяча, бросок в корзину и т.д. Умение выбирать более целесообразные способы и ситуации действий с мячом.
6. Научаться понимать сущность коллективной игры с мячом, цель и правила.

2. Планирование занятий

  Таблица

Первый год обучения

сентябрь

октябрь

ноябрь

декабрь

1

2

3

4

1

2

3

4

1

2

3

4

1

2

3

4

Элементы волейбола

Передача мяча в парах

х

х

Броски двумя руками снизу, от груди, из-за головы, одной рукой

х

х

х

х

х

Броски и ловля мяча вверх, с ударом о стену, с отскоком от пола

х

х

Броски и ловля из разных  и.п.

х

х

Броски и ловля в парах разными способами

х

х

х

Броски и ловля мяча в движении

х

Метание малого мяча одной рукой вдаль, в цель

х

Элементы футбола

Выполнение удара по неподвижному мячу с места носком стопы

х

х

х

Выполнение удара с места внутренней стороной стопы

х

х

Остановка (прием) мяча

х

х

х

х

Прокатывание мяча ногой

х

Ведение мяча прямо

х

х

х

Ведение мяча по коридору

х

Ведение мяча между предметами

х

Элементы баскетбола

Отбивание (ведение) на месте

х

х

Основы знаний

х

х

х

х

Подвижные игры

х

х

х

х

х

х

х

х

х

х

Занятия на тренажерах

х

х

Физкультурный досуг

х

х

х

Контрольное занятие

х

х

Элементы волейбола

Броски мяча двумя руками снизу, от груди, из-за головы, через сетку

х

х

х

Броски и ловля мяча вверх, с ударом о стену, с отскоком от пола

х

Броски и ловля из разных  и.п.

х

х

х

Броски и ловля в парах разными способами

х

Броски и ловля в парах с хлопком, прыжком, с поворотом кругом, с ударом о стену, с отскоком от пола

х

х

Броски и ловля мяча в движении

х

х

х

х

х

Метание малого мяча одной рукой вдаль, в цель

х

Броски одной рукой (двумя) через сетку, в цель, в пол, вдаль                              

Учебная игра «Пионербол»

х

х

х

Элементы футбола

 Удара по неподвижному мячу с места носком стопы

х

х

Удар с места внутренней стороной стопы

х

Остановка (прием) мяча

х

х

х

Прокатывание мяча ногой

х

Ведение мяча прямо

х

х

Ведение мяча по коридору

х

Ведение мяча между предметами

х

Элементы баскетбола

Отбивание (ведение) на месте, вокруг себя

х

х

х

Бросок в корзину с места

х

Бросок в корзину двумя руками в прыжке

х

Бросок в корзину одной рукой

Ведение с поворотом вокруг себя на месте

х

Ведение в движении в парах

х

х

Основы знаний

х

х

х

х

Подвижные игры

х

х

х

х

х

х

х

х

х

Занятия на тренажерах

х

Физкультурный досуг

х

х

х

Контрольное занятие

х

х

Второй год обучения

сентябрь

октябрь

ноябрь

декабрь

1

2

3

4

1

2

3

4

1

2

3

4

1

2

3

4

Элементы волейбола

Прокатывание двумя руками

х

Броски и ловля двумя руками вверх, в стену, ловля после отскока, в движении

х

х

х

х

Броски двумя руками в горизонтальную и вертикальную цель, на дальность, через сетку

х

х

Броски и ловля двумя руками в паре (передача) от груди снизу, с ударом в пол, через сетку

х

х

х

х

Броски одной рукой через сетку, на  дальность                              

х

х

Метание(броски) малого мяча вдаль, в цель, в пол, в стену

х

Броски вверх и ловля одной рукой

х

Учебная игра «Пионербол»

х

х

х

х

Элементы футбола

Ведение попеременно правой, левой ногой по прямой линии

Ведение змейкой

х

Удары мяча с места, с разбега, по предмету, определенной силы

х

х

х

Передача мяча правой (левой) ногой партнеру в движении, остановка мяча

х

Отбор мяча

х

Элементы баскетбола

Ведение мяча на месте, меняя высоту отскока, с поворотом вокруг себя

х

х

Броски в кольцо с места, в прыжке

х

Ведение мяча правой (левой) рукой в движении с изменением направления, с попаданием в корзину

х

х

х

х

Ведение правым (левым) плечом вперед, спиной

х

Основы знаний

х

х

х

х

Подвижные игры

х

х

х

х

х

х

Занятия на тренажерах

х

х

Физкультурный досуг

х

х

Контрольное занятие

х

х

Второй год обучения

январь

февраль

    март

апрель

май

1

2

3

4

1

2

3

4

1

2

3

4

1

2

3

4

1

2

3

4

Элементы волейбола

Прокатывание двумя руками

х

х

Броски и ловля двумя руками вверх, в стену, в движении

х

х

Броски двумя руками в горизонтальную и вертикальную цель, на дальность

х

Броски и ловля двумя руками в паре (передача) от груди, снизу

х

х

х

х

Броски правой (левой) рукой через сетку

х

х

Учебная игра «Пионербол» одним мячом

х

х

х

х

х

Метание(броски) малого мяча вдаль, в цель, в пол, в стену

х

х

х

Элементы футбола

Ведение попеременно правой, левой ногой по прямой линии

х

Ведение змейкой

х

Удары мяча с места, с разбега, по предмету, определенной силы

х

х

Передача мяча правой (левой) ногой партнеру в движении, остановка мяча

х

х

х

Отбор мяча

х

Элементы баскетбола

Ведение мяча на месте, меняя высоту отскока, с поворотом вокруг себя

х

Броски в кольцо с места, в прыжке

х

х

х

Ведение в движении с изменением направления, с попаданием в корзину

х

х

Ведение правым (левым) плечом вперед, спиной вперед

х

х

Основы знаний

х

х

х

х

х

х

х

Подвижные игры

х

х

х

х

х

х

х

х

х

Занятия на тренажерах

х

х

х

Физкультурный досуг

х

х

Контрольное занятие

х

х

3. Основы знаний
Культурно-исторические основы. Представление о возникновении мяча и разновидностях игры с ним. История зарождения волейбола, баскетбола, футбола, подвижных игр. Культура поведения участника спортивных соревнований, спортивные ритуалы. Культура взаимодействия и общения игроков спортивной команды.

 Спортивная терминология. Основные элементы техники спортивных игр. Определение победителя в спортивной игре. Основы элементов и приемов техники спортивного массажа.
 Техника безопасности на занятиях
 Правила поведения в спортивном зале, на спортивной площадке. Правила по  

 технике безопасности во время соревнований.
 Физическая подготовка
 ОРУ с предметами и без, в движении и на месте. Правильное дыхание при  

 выполнении физических упражнений. Упражнения: на преодоление  

 внешнего сопротивления (силовые);  прыжковые, метательные и игровые

 (скоростно-силовые); средней интенсивности (выносливость); на

 растягивание и расслабление (гибкость); гимнастические, игровые задания с

 разными мячами в меняющихся условиях и содержащие элементы новизны

 (координационные); на формирование рациональной осанки статического и

 динамического характера.
  Специальная физическая подготовка
 Разновидности ходьбы, бега (перемещения), прыжков, стойки, остановки.

  Занятия на тренажерах. Игровые упражнения. Специальная разминка и

  активный отдых.
  Элементы движений с мячом
   Броски и ловля мяча, передачи, ведение рукой различными способами и броски в баскетбольное кольцо. Ведение правой (левой) ногой  различными способами, удары по мячу (неподвижному, движущемуся) правой (левой) ногой, удары по воротам. Вбрасывание мяча руками на дальность. Пионербол. Подвижные игры с элементами футбола, волейбола и баскетбола.
Работа с родителями:
Наглядная информация для родителей:
• Папка «Мой весёлый звонкий мяч…» (содержит историю мяча, данные о современных мячах, рекомендации родителям по выбору мячей для детей, значение мяча для ребёнка, картотеку русских народных игр с мячом, упражнения с мячом и т. д).
• Папка «Играем дома» (содержит творческие подвижные игры для дома, улицы, с мячом и т. д).
• Папка «Физкультура – это здорово!» (содержит подвижные игры для всей семьи, подвижные игры разных народов, игры для всей семьи и т. д.)
• Пополнение картотек «Игры на улице»


4. Программный материал

4.1. Основы знаний
   Основы знаний сообщаются на занятиях «Школы мяча», в процессе занятий по основной программе физического воспитания, а так же  включаются как раздел на других познавательных занятиях.
   В процессе физкультурных занятий «Школы мяча»:
   • о пользе физических упражнений, об истории зарождения спортивных игр

     и их видах, о правилах поведения на спортивных соревнованиях и т. д.
   • просмотр видеоматериалов, фотовыставок спортивной тематики;
   • посещение соревнований по различным видам спорта;
   • беседы со спортсменами и работниками спортсооружений города;
   • сообщения и комментарии во время выполнения движений;
   • пояснение роли и функций игрока (капитана, помощника, судьи и т. д.)

     в процессе подводящей подвижной игры;
   • проблемные двигательные задания при освоении техники движений с

     мячом и изучении правил игры с обязательным анализом результата

     (например, покажи самый короткий путь к мячу; расставь игроков своей

     команды так, чтобы сопернику трудно было подойти к вашим воротам;

     придумай и покажи движения, с помощью которых можно обвести

     соперника и т. п.);
   • закрепление правил поведения и культуры общения в процессе

     собственно соревновательной деятельности, совместных мероприятий

     с родителями.
   На других познавательных занятиях (по плану работы группы):
   • познавательные беседы с медицинским работником об использовании физических упражнений для закаливания и оздоровления; с поваром ДОУ о питании тех, кто занимается физической культурой и спортом;
   • обучающие и развивающие занятия с психологом по формированию коммуникативных способностей и умений работать в команде;
   • беседы с элементами игры о спорте, физкультуре и ЗОЖ;
   • театрализованные и сюжетные игры;
   • самостоятельная (с родителями) поисковая, проектная познавательная деятельность (поиск и изучение тематических физкультурно-спортивных материалов, создание собственных проектов по использованию физических упражнений для активного отдыха и развлечений в семье и т. д.).

 4.1.1. Спортивная терминология
   Необходимо познакомить детей со следующей спортивной терминологией:

- игровая дисциплина, замена, видеть площадку, выбор места, игровая зона площадки, аут, жестикуляция, судья, сыгранность, товарищеские игры, установка на игру, капитан команды.
  Основные элементы техники спортивных игр:

- подача (бросок одной рукой),

- прием мяча (ловить, не прижимая к себе),

- передача мяча (бросок или волейбольная - баскетбольная передача),

- перемещение (без мяча и с мячом различными способами,  в стойке

  Волейболиста - баскетболиста),

- удар по мячу (правой- левой ногой),

- финт (обманное движение в футболе, баскетболе), ведение мяча (рукой, ногой), штрафной бросок, вбрасывание (баскетбол, футбол), двусторонняя игра (футбол, баскетбол, пионербол).
   Определение победителя в спортивной игре:
   • волейбол – победу одерживает та команда, которая наберет 25 очков в трех партиях (15 очков для дошкольников);
   • баскетбол – побеждает команда, которая набрала больше очков за 4 четверти игры (по 25 мин) (две четверти по 5–7 мин для дошкольников);
   • футбол – побеждает команда, забившая большее число голов в ворота соперников за два тайма по 45 мин (по 5–7 мин для дошкольников).
   Основы элементов и приемов техники спортивного массажа: мягкое поглаживание, сильное поглаживание, выжимание ладонями и пальцами, растирание или встряхивание, мягкие удары или выжимание.
4.1.2. Культурно-исторические основы
   Возникновение волейбола. Волейбол в переводе с английского – «летающий мяч». Родина игры – США.  Однажды преподаватель физической культуры колледжа Вильям Морган поднял теннисную сетку на высоту 2 метра и стал перекидывать через нее камеру баскетбольного мяча. Ребята с азартом начали играть через сетку, не давая мячу упасть на землю. С тех пор люди и увлеклись этой новой замечательной игрой. Временами просто натягивали веревку и играли. Так замечательная игра и пошла, гулять по свету, привлекая к себе все новых поклонников.
   Возникновение футбола. «Футбол» в переводе  означает «нога» и «мяч». Значит, играем в мяч ногами. Зарождение футбола относится к глубокой древности. Многие страны считают, что футбол родился именно у них, но специалисты-ученые полагают, что футбол обязан своим происхождением римским воинам, которые и завезли игру в другие страны.
   Возникновение баскетбола. «Баскетбол» в переводе с английского языка означает «корзина» и «мяч». Много лет назад, племена индейцев, играли в пок-тапок. Цель игры заключалась в том, чтобы забросить мяч (каучуковый) в каменное кольцо, укрепленное в вертикальном положении на стене.
Эту игру придумал преподаватель физического воспитания тренировочной школы. Конечно, он использовал давние исторические сведения об играх с мяч.   

Теперь всем понятно, что «бол» – это мяч.

И если в него играют ногами, значит, это – футбол;

если бросают мяч в корзину (кольцо), значит, это – баскетбол;

если отправляют мяч в полет через сетку (веревку), то эта игра будет называться волейболом.

Культура взаимодействия и общения игроков спортивной команды:
   Чтобы стать настоящим спортсменом, нужно не только научиться правилам самой игры, но и уметь согласованно действовать с игроками своей команды. Это очень важно для достижения общей победы. Каждый игрок команды занимает на спортивной площадке свое определенное место.

  В игре допускаются обращения к своему товарищу со специальными словами-подсказками (пасуй, держи, сильней, аут и т. д.). Эти слова быстро запоминаются во время тренировочной игры и используются на соревнованиях.

4.2. Техника безопасности на занятиях «Школы мяча»
   Правила поведения в спортивном зале, на спортивной площадке.  

 • В спортивном зале, на площадке все занимаются в спортивной форме, сменной обуви на нескользящей подошве. Форма должна быть без молний, пуговиц, застежек и других жестких или мешающих элементов, широких карманов и выступающих накладных деталей; внешний вид одежды должен быть чистым и опрятным. Футболка или майка должны быть заправлены.
   • Перед занятием снять лишние предметы.
   • Упражнения выполняются по сигналу взрослого.
   • Дети должны вести себя корректно по отношению к другим детям.
   • Во время выполнения упражнений с мячами, ребенок должен учиться

     контролировать падение мяча, чтобы избежать нанесения травм другим  

     детям.
   • Не разрешается виснуть на баскетбольных кольцах и другом крепеже.
   • Запрещается перемещать ворота без разрешения взрослого.
   • Не бросать мяч в потолок, ограждения и электрическое оборудование.
   Правила по технике безопасности во время спортивных игр
   • Игры должны проходить на сухой площадке. Если игра проводится в зале,

      пол должен быть чисто вымытым и сухим.

   • Все острые и выступающие предметы закрыть матами и ограждениями.
   • Во время игр необходимо строго соблюдать дисциплину, выполнять

     требования и указания взрослого.
   • Запрещается во время игры проявлять агрессию и ссориться, подставлять

     подножки, употреблять непристойные выражения и жесты. Стараться

     избегать столкновений с другими детьми, не допускать толчков и ударов

     по их рукам.
   Рекомендации инструктору физического воспитания
   Основное правило – это выполнение инструкции по обеспечению

   безопасности их жизни и здоровья.
   1. Соблюдать санитарно-гигиенические требования.
   2. Учить детей правилам пользования спортивным инвентарем.
   3. При метании любых игровых пособий соблюдать четкую организацию –

   метать по сигналу взрослого, бежать за предметом только тогда, когда все

   остальные дети уже совершили бросок.
   4. В целях обеспечения безопасности учить детей владеть своим телом и осуществлять самостраховку в любых экстремальных ситуациях.
   5. Заранее обговорить с родителями требования к спортивной одежде и обуви.
   4.3.  Физическая подготовка.
  Полноценного владения техникой движения с мячом невозможно при недостаточном уровне физического развития. При планировании процесса развития физических качеств учитываются возрастные и сенситивные периоды, в которые при использовании специально отобранных средств физического воспитания можно добиться максимального изменения данного качества.
   Упражнения на развитие двигательных способностей
   Выбор упражнений основывается на рекомендациях образовательных программ физического воспитания в ДОУ («От рождения до школы», «Николаева Н.И. «Школа мяча» и др.).
   ОРУ с предметами и без предметов, в движении и на месте: ходьба и бег в разных исходных положениях, направлениях и с различной скоростью; перемещения приставным и скрестным шагом; наклоны; отведения конечностей (с отягощениями и без); прыжки и подскоки. Упражнения с гимнастической палкой, обручем, скакалкой, стандартными мячами, со специальными предметами в  бассейне.
   Правильное дыхание и дыхание во время выполнения физических упражнений.
   Для того чтобы правильно дышать, следует соблюдать следующие правила (необходимым условием их выполнения является отсутствие у ребёнка тяжелых форм неправильного дыхания):
   1. Дышите носом так, чтобы возникало ощущение, как будто воздух проходит в нем с начала до конца и обратно. Как можно больше выпрямите спину и расслабьте мышцы плечевого пояса. Руки свободно висят вдоль туловища.
   2. Лицевые мышцы и язык должны быть расслаблены, губы чуть приоткрыты (никакого напряжения верхней губы!), кончик языка слегка отодвиньте назад.
   3. При вдохе расслабьте мышцы поясницы – при этом остальная мускулатура брюшного пресса растягивается автоматически.
   4. Грудная клетка должна оставаться в состоянии покоя, ее нельзя поднимать и опускать. Это же относится и к ключицам.
   При выполнении движений характер дыхания существенно не меняется. Незначительные отклонения в дыхании, вызываемые изменением осанки и положения туловища, происходят автоматически. При значительных нагрузках устанавливается необходимое в данном случае ротовое дыхание.
   При обучении ребенка правильному дыханию, прежде всего надо научить его глубокому выдоху для хорошей очистки легких и улучшения их снабжения кислородом.  Важно также научить ребенка носовому дыханию, что будет способствовать профилактике насморка и респираторных заболеваний.
   Надо научить ребенка чистить нос не через обе ноздри, а поочередно.  Пускание мыльных пузырей – хорошее и веселое упражнение для развития дыхания. Во время прогулки предложить ребенку медленно вдыхать и еще более медленно выдыхать носом. Особенно полезно научить дышать при быстрой ходьбе и беге.
   Специальные дыхательные упражнения лучше проводить в начале занятий, так как они требуют внимания. Кроме того, создаются благоприятные условия для дальнейшей физической деятельности, положительный эмоциональный настрой.

 4.4. Специальная физическая подготовка
   Разновидности ходьбы, бега (перемещения), прыжков, стойки, остановки. Разновидности ходьбы (на носках, пятках, перекатами с пятки на носок, подскоками, в полуприседе, приседе, широкими шагами, выпадами влево и вправо, с поворотом туловища влево и вправо и др.).

 Бег в различных направлениях, с изменением ширины шага, скорости, приставными шагами, спиной вперед, семенящий, с остановкой по сигналу, с заданием, с предметом в руках. Сочетание бега с ходьбой, прыжками, остановками и поворотами. Во время бега ногу ставить на всю стопу или использовать перекат с пятки на носок. При этом нога значительно сгибается в коленном суставе. Расслабленные руки, согнутые в локтях, двигаются свободно. В передвижении приставными шагами необходимо следить, чтобы шаги были скользящими, а не подпрыгивающими, движения мягкими.
Стойки. Учить детей принимать и в дальнейшем сохранять основную стойку (стойка баскетболиста схожа со стойкой волейболиста), из которой можно быстро, удобно и успешно выполнять любое действие с мячом и без мяча.
 Стойка баскетболиста: ноги согнуты в коленях, расставлены на ширине плеч, одна выставлена на полшага вперед. Тело направляется вперед, тяжесть распределяется на обе ноги. Руки согнуты в локтях, прижаты к туловищу.
 Стойка волейболиста. Во время игры игроки находятся в какой-либо одной из трех стоек: либо высокой, либо средней, либо низкой. Для детей дошкольного возраста более приемлемы высокая и низкая стойки.
 Высокая – ноги на ширине плеч, параллельно друг другу или одна впереди другой. Вес тела равномерно распределен. Колени слегка согнуты. Стойка сохраняется даже во время перемещений по площадке.
 Средняя – корпус наклонен вперед, колени впереди ступней, плечи впереди колен. Руки – над коленями, держать параллельно бедрам.
 Передвижение по площадке осуществляется бегом в сочетании с ходьбой, прыжками, остановками и поворотами. Во время бега ногу ставить на всю стопу или использовать перекат с пятки на носок. При этом нога значительно сгибается в коленном суставе. Расслабленные руки, полусогнутые в локтях, двигаются свободно. В передвижении приставными шагами необходимо следить, чтобы шаги были скользящими, а не подпрыгивающими, движения мягкими.
 Остановки. Детей дошкольного возраста следует обучать остановке двумя шагами. Овладение этим способом во многом облегчает последующее обучение передаче мяча в движении, броску мяча в корзину после его ведения. Остановка начинается с энергичного отталкивания одной ногой. Ребенок делает удлиненный, стопорящий шаг и, немного отклонившись на опорную ногу, выполняет второй шаг. Инерция бега погашается сгибанием ног, тяжесть тела распределяется равномерно. При обучении остановкам следует придерживаться такой последовательности: остановка после ходьбы шагом, затем после медленного бега, остановка после быстрого бега и внезапная остановка. Вначале остановки выполняются свободно, а затем внезапно, по звуковым и зрительным сигналам.
 Прыжки – подпрыгивания на двух ногах; подпрыгивания с разнообразными движениями рук, туловища, поворотами, вращениями; подпрыгивания на одной ноге, ноги скрестно – врозь – вместе.
   Занятия на тренажерах (при наличии).
   В дошкольном учреждении на занятиях используются тренажеры от простейших до тренажеров сложного устройства: степы, мячи - фитболы, диски здоровья, гимнастические роллеры, резиновые эспандеры детские, скамья для пресса, велотренажер, беговая дорожка, тренажер «гребля», мини-батуты. Условно к тренажерам можно отнести также гантели пластмассовые (0,5 кг), медбол (1 кг), шведскую стенку, ведра-ходули с веревками (из разряда нестандартного оборудования), коррекционные мячи большого диаметра, массажные коврики.
   Наиболее рациональной формой обучения дошкольников работе на тренажерах являются организованные занятия, длительностью до 30 минут, чередующиеся с другими видами физкультурных занятий.
   Инструктор знакомит детей с тренажерами, разучивает упражнения. С этой целью используется показ, комментируется выполнение и демонстрируется его графическое изображение – карточка-схема, объяснение и практическое апробирование тренажера самими детьми.
   Занятия на тренажерах могут быть использованы и при проведении спортивного досуга, если данные упражнения будут объединены в общий сюжет.
   В ходе таких занятий в значительной мере повышается эмоциональный тонус детей, активизируется познавательная деятельность, развивается творческое воображение. Современные тренажеры имеют привлекательный вид, побуждая детей к двигательной активности с их применением.
   Физкультурный досуг (активный отдых):

- один раз в два месяца организуется физкультурный досуг. Его содержание составляют уже освоенные на занятиях упражнения, которые проводятся в форме соревнований. В программу включены подвижные игры, эстафеты, аттракционы. Основное назначение физкультурного досуга – организация активного отдыха.

- В конце года проводится итоговое занятие – состязательное развлечение с приглашением родителей.
   

Список литературы 1. Адашкявичене Э.Й. Спортивные игры и упражнения в детском саду. – М.: Физкультура и спорт, 2002.

2. Адашкявичене Э.Й. Баскетбол для дошкольников. – М.: Физкультура и спорт, 2002. 3. Громова О.Е. Спортивные игры в детском саду – М.: Творческий центр, 2002. 4. Железняк Н.Ч. Занятия на тренажерах в детском саду. – М., 2009. 5. Желобкович Е.Ф. Футбол в детском саду. – М., 2009. 6. Кузин В. В., Полиевский С.А. Баскетбол. Начальный этап обучения. – М., 1999. 7. Матвеев Е.М. Волейбол. Школа движений // Физическая культура в школе. – 2001.– № 4.– С.33.

8. Николаева   Н.П. «Школа   мяча»: Учеб. –  метод.пособие   для инструкторов   физического   воспитания   дошкольных   образовательных учреждений. – М.: Физическая культура и спорт, 2008. – 211 с. 9. Овчинникова Т.С., Черная О.В., Баряева Л.Б. Занятия, упражнения и игры с мячами, на мячах, в мячах. – СПб.: КАРО, 2010. 10. Пензулаева Л.И. Подвижные игры и игровые упражнения для детей 5–7 лет. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. – 112 с. 11. Рунова   М.А.   Двигательная   активность   ребёнка   в   детском   саду: Пособие для педагогов дошкольных учреждений, преподавателей и студентов педвузов и колледжей/ М.А. Рунова. – М.: Мозаика – Синтез, 2000. 12. Тарасова Т.А. Контроль физического состояния детей дошкольного возраста:   Методические   рекомендации   для   руководителей   и   педагогов ДОУ. – М.: ТЦ Сфера, 2006. – 176 с. 13. Утробина К.К. Занимательная физкультура для дошкольников. – М.: ГНОМиД, 2004. 14.   Журнал   Инструктор   по   физкультуре   №3   /2013   –  «Школа   мяча» ТЦ   Москва «Сфера» 2013г. 15.   Журнал   Инструктор   по   физкультуре     №4/   2013       Москва   ТЦ «Сфера» 2013г.

16. Воротилкина И.М. «Физкультурно-оздоровительная работа в ДОУ» - издательство НЦ ЭНАС, 2004.
17. Сочеванова Е.А. «Подвижные игры с бегом для детей 4-7 лет» - «Детство-пресс»,2009.
18. Филипова С.О., под ред. «Спутник руководителя физического воспитания дошкольного учреждения» - «Детство-пресс», 2005.
19. Хабарова Т.В. «Развитие двигательных способностей старших дошкольников» - издательство «Детство-пресс», 2010.
Интернет ресурсы: 1.http://thelib.ru/books/s 2.  http://www.yaselki.ru/informatsiyaoyaslyah/sportivnyeigryvdetskom sadu 3. http://www.maam.ru/detskijsad/sportivnyeigryvdetskomsadu.html 32

Перспективный план работы кружка «Школа мяча»

СЕНТЯБРЬ

          1неделя
1. Бег 10 метров с ходу (скорость бега, быстрота).
2. Ведение мяча по прямой (техника, скорость).
3. Подпрыгивание на одной ноге, подошвой катать мяч вперед, назад,
в стороны.
4. Подвижная игра «Выбивной»

         2 неделя
1. Челночный бег 30 метров (ловкость)
2. Подбивание мяча подъемом ноги.
3. «Мячи шалунишки» - ходьба и бег за катящимся мячом, остановка его ногой.
4. Игра «Передай мяч» - стоят по кругу, называя ребенка, бросают ему мяч.

    3 неделя
1. «Прикати» (в парах), один ребенок катит мяч руками, второй останавливает ногой.
2. Перебрасывание мяча через планку с подбиванием его подъемом ноги.
3. «Пролезь быстрее» - пролезание с мячом в руках сквозь обручи.
4. «Кого назвали, тот ловит»

     4 неделя
1. Броски мяча в вертикальную цель (глазомер).
2. «Треугольник» - передача мяча в тройках.
3. Перебрасывание мяча друг другу разными способами.
4. Подвижная игра «Выбивной».

ОКТЯБРЬ

      1 неделя
1. «Мяч в обруч» - бросок мяча двумя руками в обруч, пролезть в обруч, догнать мяч.
2. «Забиваем гвозди» - отбивание мяча правой, левой рукой.
3. «Попади в корзину» - бросок двумя руками от груди в корзину.
4. Подвижная игра «Передай мяч» (в кругу, называя ребенка, посылают мяч в его сторону).

        2неделя
1. «Прыг-скок», ведение мяча на месте.
2. «Стой» - кружение с мячом в руках, по сигналу постоять на одной ноге.
3. Перебрасывание в парах разными способами.
4. Подвижная игра «Выбивной».

    3 неделя
1. «Прыг-скок, побежал дружок» - ведение мяча в движении.
2. «Не урони» - передача мяча, в парах сидя, стоя на коленях, стоя на ногах.
3. Подбивания мяча подъемом ноги.
4. Подвижная игра «Кого назвали – тот ловит».

     4 неделя
1. «Прикати» - катание мяча в парах друг другу, остановка его ногой.
2. Ведение мяча в прямом направлении.
3. «Кто дальше отобьет мяч от земли»
4. Подвижная игра «Выбивной»


                                                            НОЯБРЬ

1 неделя

1. Подбивание мяча подъемом ноги.
2. «Треугольник» - передача мяча ногой в тройках.
3. «Вертушки – перевертыши» - положить мяч на ладонь, слегка его подбросить, руку повернуть тыльной стороной, отбить мяч вверх и затем поймать.
4. Отбивание кегли мячом с расстояния 2 – 3 метра удобным способом.
5. Подвижная игра «Мячик кверху»
(«Русские народные подвижные игры» Литвинова, стр. 33)

2 неделя
1. Ведение мяча «змейкой» между предметами.
2. Прокатывание мяча под дугу в парах.
3. «Вертушки-перевертушки»,
«Первыши-водокачи» - ударить мячом о стену. Поймать после отскока от стены.
4. Подвижная игра «Летучий мяч» (собачки) – дети, стоящие в кругу, перебрасывают мяч друг другу через центр. Водящий старается его поймать. Если ему это удается, он встает в круг и заменяет игрока, неудачно бросившего мяч.

3 неделя
1. Перебрасывание мяча через планку с подбиванием его подъемом ноги.
2. Ведение мяча в парах с продвижением вперед, передавая мяч друг другу.
3. «Зайца гонять» - бросить мяч о землю так, чтобы он ударился о стену и поймать с отскоком от стены.
4. Подвижная игра «Шлепанки» («Русские народные подвижные игры» Литвинова, стр. 34).
5. Татарская игра «Узелки» (с маленьким мячом), дети стоят или сидят по кругу, перекидывают узелок по кругу соседям справа и слева. Водящий за кругом пытается его поймать. Если ему удается коснуться мяча, то не сумевший защитить мяч игрок становится водящим.

4 неделя
1. Отбивание на месте «Кто дольше».
2. Ведение мяча и бросок в корзину.
3. «Вертушки- перевертушки», «Мяч под ногой».
4. Подвижная игра «Мяч с топотом»
(«Русские народные подвижные игры» Литвинова, стр. 38).

ДЕКАБРЬ

1неделя
1.Ведение мяча «змейкой» между предметами, потом ведение «змейкой» ногой.
2. Ведение мяча с броском в баскетбольную корзину.
3. «Треугольник» - передача мяча руками, затем ногой.
4. Подвижная русская народная игра «Заяц».
Дети в кругу, в центре «заяц». Игроки перебрасывают мяч друг другу так. Чтобы он задел «зайца». «Заяц» пытается увернуться. Игрок, сумевший задеть «зайца» , становится на его место.
5. «Вертушки», «Зайца гонять».

2 неделя
1. Перебрасывание мяча в парах от груди, из-за головы, затем через шнур.
2. Отбивание от пола попеременно правой, левой рукой.
3. Ведение с броском в корзину.
4. «Пришлепы» - ударить мячом о стену, отскочивший от стены мяч ударить ладонью так, чтобы он ударился о стену, после чего поймать.
5. Подвижная игра «Перебрасывание мяча» (не поймавший мяч игрок выходит из игры).
(«Русские народные подвижные игры» Литвинова, стр. 37).

3 неделя
1. Кто дольше отобьет мяч от пола.
2. «Треугольник» - передача мяча из-за головы.
3. Перебрасывание мяча через планку с подбиванием его подъемом ноги.
4. Подвижная игра «Вышибалы» - 2 игрока «вышибалы» стоят стоят на противоположных концах площадки, остальные на середине площадки, лицом к «вышибале». «Вышибалы» перебрасывают мяч, стараясь задеть любого из игроков. Если ему это удалось, то такой игрок выходит из игры.
5. «Пришлепы»

4 неделя
1. Ведение мяча с броском в корзину.
2. Отбивание мяча ладонями о стену на расстоянии 1 метра.
3. Передача мяча в парах в движении приставным шагом.
4. «Галки, вороны, зеваки» - стать спиной к стене, откинуть голову так, чтобы она касалась стены. Из этого положения ударить мячом о стену и поймать его.
5. Подвижная игра «Перебрасывание мяча» (вариант 2, игрок не выходит, а переходит в соседнюю команду).
(«Русские народные подвижные игры» Литвинова, стр. 37).
                                     

ЯНВАРЬ

1 неделя
1. Перебрасывание мяча через шнур (высота 1.5 метра) от груди, из-за головы.
2.Отбивание мяча о пол одной и другой рукой поочередно.
3. Вести мяч вперед шагом и бегом.
4. «Одноручье» - подбросить мяч правой рукой, поймать левой и наоборот.
«Галки, вороны, зеваки».
5. Подвижная игра «Шлепанки»
(«Русские народные подвижные игры» Литвинова, стр. 37).

2 неделя
1. Сбей мячом кеглю (расстояние 3 – 4 метра).
2. Бросать мяч в кольцо двумя руками снизу.
3. Отбивание от пола попеременно правой и левой рукой.
4. «Ручки» - опереться левой рукой о стену, правой ударить мячом о стену из-под руки, поймать двумя руками. Опереться правой рукой о стену, левой ударить мячом из –под руки, поймать двумя руками.
5. Подвижная игра «Зевака»
(«Русские народные подвижные игры» Литвинова, стр. 37).

3 неделя
1. Бросать мяч в кольцо двумя руками от груди.
2. Подбивание мяча подъемом ноги.
3. Один ребенок ведет мяч, другой пытается отобрать.
4. «Через ножк5и» - упереться левой ногой о стену, из-под нее ударить о стену мячом и поймать его двумя руками. То же, но правой ногой.
5. Подвижная игра «Летучий мяч» (собачки)

4 неделя
1. Ведение мяча в движении парами, передавая его друг другу.
2. «Защита кольца» - один ребенок пытается забросить мяч в кольцо, второй пытается ему помешать.
3. Перебрасывание мяча через планку с подбиванием его подъемом ноги.
4. «Ручки», «Через ножки».
5. Подвижная игра «Мяч с топотом»
(«Русские народные подвижные игры» Литвинова, стр. 38).

ФЕВРАЛЬ

1 неделя
1. Отбивание мяча о стену ладонями.
2. Отбивание мяча подъемом ноги.
3. Бороться за мяч. Приблизившись к сопернику, владеющему мячом, игрок берет мяч одной рукой снизу, другой сверху и резким рывком на себя с поворотом туловища вокруг своей оси, отнимает мяч.
4. «Зайца гонять», «Пришлепы».
5. Подвижная игра «Круг»
(«Русские народные подвижные игры» Литвинова, стр. 40).

2 неделя
1. «Кто больше отобьет мяч».
2. «Треугольник» - передача мяча из-за головы, от груди.
3. Ведение с броском в корзину.
4.Подбрпосить мяч вверх, присесть, дотронуться до носков ног, подняться, поймать мяч.
5. Подвижная игра «Выбей мяч из круга»
(«Русские народные подвижные игры» Литвинова, стр. 42).

3 неделя
1. Подбивание мяча подъемом ноги.
2. Ведение змейкой между предметами бегом.
3. Защищать кольцо.
4. Подбросить мяч высоко, сделать поворот на 360 градусов, поймать мяч.
5. Подвижная игра «Перебрасывание мяча»
(«Русские народные подвижные игры» Литвинова, стр. 37).

4 неделя
1. «Треугольник» передача мяча ногой и остановка его подошвой ноги.
2. Бросать мяч в корзину правой и левой рукой.
3. Вести мяч во время нападения игрока команды соперников.
4. «Пришлепы» - бросить мяч из-за спины правой рукой, левой поймать.
5. Подвижная игра «Вышибалы» (выбивной).

МАРТ

1 неделя
1. Ловить мяч на уровне груди двумя руками.
2. Защищать кольцо.
3. Сбей кеглю (ногой), расстояние 3-4 метра.
4. «Зайца гонять», ловить мяч брошенный из-за спины правой рукой.
5. Подвижная игра «Шлепанки»
(«Русские народные подвижные игры» Литвинова, стр. 34).

2 неделя
1. «Треугольник», подача мяча в тройках разными способами.
2. Бросать мяч в кольцо с прыжком.
3. Бороться за мяч.
4. «Пришлепы», «Галки, вороны, зеваки».
5. Подвижная игра «Мяч с топотом»
(«Русские народные подвижные игры» Литвинова, стр. 38).

3 неделя
1. Отбивание мяча подъемом ноги.
2. Перебрасывание мяча через сетку.
3. Отбивание о стену ладонями.
4. Подбрось вверх мяч, присев , коснись носков, встань, поймай мяч.
«Вертушки-перевертушки»
5. Подвижная игра «Выбей мяч из круга»

4 неделя
1. Защита кольца.
2. Бороться за мяч.
3. Сбей мячом кеглю.
4. Подбрось мяч вверх, сделай поворот 360 градусов, поймай мяч.
5. Подвижная игра «Круг»
(«Русские народные подвижные игры» Литвинова, стр. 40).

АПРЕЛЬ

1 неделя
Отработка приемов игры в баскетбол.
Ведение и бросок в корзину.
Защита корзины.
Борьба за мяч.

2 неделя
1.Отрабатывание приемов игры в валейбол. Не давать мячу коснуться пола на своей половине, и передавать его так, чтобы он упал на половине соперников.
2. Игра «У кого меньше останется мячей».
Две команды, соревнуясь, стараются перебросить мячи на сторону соперника

3 неделя
Отработка приемов игры в футбол. Стремиться подвести мяч к воротам соперников и забить гол. Противоположная команда старается не пропустить мяч в ворота и перейти в атаку. Запрещаются ставить подножки, ударять игроков по ногам и толкать их руками, отбирать мяч у вратаря.

4 неделя
Игры: «Футбол», «Волейбол», «Баскетбол».
По выбору детей.

МАЙ

Игры: «Футбол», «Волейбол», «Баскетбол».        По выбору детей.








.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект Непосредственной образовательной деятельности по физической культуре с элементами школы мяча «Путешествие в Королевство волшебных мячей» для детей старшего дошкольного возраста.

Совершенствование двигательных умений и навыков у детей старшего дошкольного возраста, формирование потребности в ежедневной двигательной активности, поддержание интереса к спортивным играм и  уп...

Открытое интегрированное занятие в подготовительной к школе группе "Школа мяча"

Конспект интегрированного занятия по физической культуре подготовительная к школе группа...

Конспект итогового открытого мероприятия кружка «Школа мяча» для родителей с детьми старших групп «Путешествие в страну веселых мячей»

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"15152293","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"346","width":"480"}}]]Цель: поддерживать интерес детей к занятиям физической ку...

«Школа мяча» картотека Игры с элементами баскетбола подвижные игры с мячом

laquo; ШКОЛА МЯЧА»КАРТОТЕКА Игры с элементами баскетбола подвижные игры с мячом...

«Школа мяча» Картотека подвижных игр с мячом для детей 4–5 лет

laquo;ШКОЛА МЯЧА»Картотека подвижных игр с мячом для детей 4–5 лет...

« Школа мяча» Картотека Подвижные игры с мячом для детей старшего дошкольного возраста

laquo; Школа мяча»Картотека Подвижные игры с мячом для детей старшего дошкольного возраста...