«Развитие графомоторных навыков у дошкольников с ограниченными возможностями здоровья»
консультация (старшая группа)

Лысенко Светлана Васильевна

На сегодняшний день одной из актуальных проблем является развитие графических навыков у детей с ограниченными возможностями здоровья. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_grafomotornyh_navykov.docx19.03 КБ

Предварительный просмотр:

«Развитие графомоторных навыков у дошкольников

с ограниченными возможностями  здоровья»

На сегодняшний день одной из актуальных проблем является развитие графических навыков у детей с ограниченными возможностями здоровья. Одной из основных причин, затрудняющих формирование у детей данной категории двигательных умений и навыков, являются нарушения моторики, которые в свою очередь отрицательно сказываются на физическом и познавательном развитии ребенка.

Развитие графических навыков имеет большое значение при поступлении ребенка в школу, так как если ребенок имеет слабо развитую мелкую моторику, недостаточную сформированность навыков зрительно–двигательной координации, то он будет испытывать затруднения с письмом: у него быстро устает рука, теряется рабочая строка, не получается правильное написание букв; не укладывается в общий темп работы.

Основным способом формирования графического навыка у ребенка являются многократные упражнения и тренировки определенных действий.

В старшем дошкольном возрасте для развития графического навыка следует использовать:

- графический диктант;

- рисование линий: прямые и фигурные дорожки;

- рисование по точкам, контурам, клеточкам;

- штриховки с различными направлениями движения руки, силуэтные штриховки.

Особое внимание нужно уделить выполнению линий сложной формы одним движением кисти руки (овалы, окружности, волнистые и ломаные линии). Линии должны наноситься без отрыва руки от бумаги; при выполнении задания нельзя менять положение листа или тетради. Следует обращать внимание на правильность посадки за столом и выполнять сначала простые задания, постепенно усложняя их и увеличивая время занятия с 10 до 15-20 минут. После этого обязательно следует сделать перерыв, во время которого можно выполнить пальчиковую гимнастику.

Работа с детьми с ограниченными возможностями  здоровья ведется по нескольким направлениям:

-Развитие мелкой моторики, а также функциональных возможностей кистей и пальцев рук:

  1. формирование дифференцированных движений кистями и пальцами, отведение в стороны пальцев, разгибание и сгибание (важно проводить пальчиковую гимнастику);
  2. формирование согласованных действий обеими руками («камень-ножницы», «кулак-ладонь», затем можно усложнять до трех действий: «камень-ножницы-бумага»);
  3. развитие дифференцированных движений пальцев рук: детей учат нанизывать колечки или бусы на шнурок в определенной последовательности;
  4. обучение застегиванию и расстегиванию липучек, пуговиц, молний и т.д.;
  5. обучение шнуровке.

-Развитие зрительного внимания и восприятия. Дети учатся собирать целое изображение из отдельных составляющих, соотносить геометрические формы с предметами («Выбери, что круглое? – мяч, колесо).

-Развитие пространственного ориентирования. Дети учатся передавать пространственные отношения предметов в изображениях и конструкциях («Куда поехала машина?»). Они учатся ориентированию в разных плоскостях на тетрадном листе, учатся выполнять графические диктанты, работая в тетрадях по речевой инструкции или показу.

-Развитие графических навыков. Дети учатся проводить линии по образцу, обводить контуры различных предметов, дорисовывать недостающие части рисунка. Учатся первичным навыкам штриховки, умению проводить линии (прямые, диагональные и т.д.).

-Совершенствование навыков закрашивания контуров и штриховки. Обучение умению срисовывать, копировать и закрашивать контуры предметов.

Упражнения и игры на развитие графомоторных навыков

Для развития графомоторных навыков используются различные методики: пальчиковая гимнастика, массаж ладоней при помощи шипованных мячиков, перебирание круп и других мелких предметов, вырезания из бумаги, аппликации и т.д.

Помимо этого, проводятся различные игры на развитие графомоторных навыков. Вот несколько примеров:

-«Вниз по реке». Цель: подготовить руку ребенка к письму. Необходимо нарисовать волнистые линии, которые расположены на близком расстоянии друг от друга – это извилистые берега реки, по которым ребенок должен провести корабль так, чтобы он не задел берега. Делать это нужно, не отрывая карандаш от бумаги, точно следуя изгибам импровизированной «реки».

-«Раскрась правильно». Цель: развитие мелкой моторики и пространственных представлений. На листе бумаги нарисованы контуры 5 домиков, задача ребенка – раскрасить карандашом определенного цвета тот домик, который скажет педагог (красным – второй дом слева, синим – третий дом слева и т.д.).

Развитие графомоторных навыков играет огромное развитие в формировании личности ребенка. Эти умения позволят детям не сталкиваться с возможными сложностями при письме в школе, а также с общей успеваемостью.

В этом вопросе особая роль отводится родителям, которые должны полноценно заниматься со своим ребенком, уделяя внимание его комплексному развитию: мелкой и общей моторике, умению понимать условие задачи, пространственному представлению и т.д.

Уровень развития мелкой моторики – это один из основных показателей готовности дошкольника к дальнейшему обучению в школе. Как правило, ребенок, у которого хорошо развита мелкая моторика, умеет логически рассуждать, свободно выражать свои мысли, у него хорошо развиты внимание, воображение и память.

Помните! Регулярные занятия родителей с ребёнком дома по развитию графомоторных навыков обеспечат правильное и красивое письмо в будущем.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для молодых воспитателей на тему: «Развитие графомоторных навыков у детей с проблемами в развитии. Как выработать ручную умелость».

Развитие ребенка – это долгий, целостный и непрерывный процесс.  Навыки мелкой  моторики и графические  формируются  в контексте общего развития ребенка включая подвижность, ...

Система развития графомоторных навыков у дошкольников с ОНР для успешного овладения навыками письма.

Письмо – один из самых сложных видов человеческой деятельности, а научиться писать совсем не так просто, как кажется на первый взгляд. Небрежный‖ почерк в школьных тетрадях, ошибки, замены в написании...

ПЛАН ПО САМООБРАЗОВАНИЮ Тема: «РАЗВИТИЕ ГРАФОМОТОРНЫХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ» на 2021-2022 учебный год

Всем хорошо известно, что переход ребёнка из дошкольного возраста в школьный является  сложным моментом в его жизни.  Уровень развития мелкой моторики у дошкольника  - один из показател...