Распределение ролей для организации совместной деятельности детей в дошкольной образовательной организации (педагог-дети, дети-дети)
статья (старшая, подготовительная группа)

Муртазина Любовь Александровна

Педагог должен научить ребенка самостоятельно получать знания, помочь развить познавательный интерес, потребность в получении новых знаний, мотивацию к обучению. Он должен стать субъектом организованной деятельности наравне с детьми, должен выполнять роль партнера, а не учителя.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл raspredelenie_roley.docx19.24 КБ

Предварительный просмотр:

Распределение ролей для организации совместной деятельности детей

 в дошкольной образовательной организации (педагог-дети, дети-дети)

Согласно требованиям Стандарта, образовательную деятельность необходимо строить так, чтобы ребенок стал субъектом собственной активности. Его осознанная деятельность стала бы средством его собственного развития. Это привело к пересмотру отношения взрослый – ребенок.

Педагог должен научить ребенка самостоятельно получать знания, помочь развить познавательный интерес, потребность в получении новых знаний, мотивацию к обучению. Он должен стать субъектом организованной деятельности наравне с детьми, должен выполнять роль партнера, а не учителя.

В группе взрослый-партнер должен быть рядом с детьми (вместе), в едином пространстве (например, сидящим в круге с детьми за общим столом). Воспитатель должен иметь динамичную позицию, то есть, он может свободно пересаживаться, еcли видит, что в нем кто-то нуждается, при этом все дети должны оставаться в поле его зрения и друг друга.

Организация пространства должна быть максимальное приближена к ситуации «круглого стола», способствовать к равному участию в работе, обсуждению, исследованию. В процессе деятельности разрешено свободное общение (рабочий гул), допускается свободное размещение и перемещение детей.

Позиция воспитателя-партнера способствует развитию у ребенка активности, самостоятельности, умения принять решение, пробовать делать что-то, не боясь, что получиться неправильно, вызывает стремление к достижению, благоприятствует эмоциональному комфорту

Роль воспитателя-партнера предполагает:

  1. включенность воспитателя в деятельность наравне с детьми;
  2. добровольное присоединение детей к деятельности (без психического и дисциплинарного принуждения);
  3. свободное общение и перемещение детей во время деятельности (при соответствии организации рабочего пространства);
  4. открытый временной конец образовательной деятельности (каждый работает в своем темпе).

Воспитателю ежедневно необходимо планировать время для совместных игр с детьми. Инициатива в этих играх должна принадлежать воспитанникам, а педагогам следует ее всячески поощрять. Также в режиме дня должно быть предусмотрено время для проведения профилактических мероприятий, релаксационных и музыкальных пауз.

При организации непосредственно образовательной деятельности в форме совместной партнерской деятельности дети могут сами решать, участвовать или нет в общей работе. Воспитатель должен предоставить ребенку свободу выбора – участвовать в этой работе или заняться чем-то другим, с теми же задачами, что и основная деятельность.

Воспитатель должен обеспечить порядок и организацию совместной деятельности, свободное размещение и по мере необходимости перемещение детей за общим столом, их общение с другими детьми по ходу работы. В любой момент дети могут обратиться к педагогу, подойти к нему, обсудить с ним интересующие их вопросы, связанные с выполнением работы, получить необходимую помощь, совет и т.п.

Воспитатель должен обеспечить детям возможность работать в разном темпе. Объем работы каждый ребенок может определить для себя сам. Если ребенок закончил работу раньше, он может заняться тем, что его интересует. Воспитатель должен дать возможность ребенку продолжить работу в последующие дни, если он не успел справиться с ней в отведенное для нее время.

Всякая деятельность несет развивающий эффект, если для ребенка она является осмысленной. Поэтому, то, что предлагает делать взрослый, ребенку обязательно должно быть нужно и интересно.

Не всегда все дети с радостью соглашаются принять участие в совместной деятельности. Воспитателю необходимо замотивировать ребенка на деятельность.

Тогда воспитатель использует такие приёмы, которые обеспечат возникновение нужной мотивации у подавляющего большинства детей. В педагогической литературе выделяют четыре типа мотивации:

Первый тип — игровая мотивация – «Помоги игрушке», ребёнок достигает цели обучения, решая проблемы игрушек.

Второй тип мотивации – помощь взрослому – «Помоги мне».

Третий тип мотивации «Научи меня» — основан на желании ребёнка чувствовать себя знающим и умеющим.

Четвёртый тип мотивации «создание предметов своими руками для себя» — основан на внутренней заинтересованности ребёнка.

Воспитатель прибегает к использованию игровых персонажей. Использование игровых персонажей и игровая мотивация взаимосвязаны. Игровые и сказочные персонажи могут «приходить в гости», «знакомиться», «давать задания», «рассказывать увлекательные истории», могут и оценивать результаты труда детей. Мотивируя детей, следует соблюдать следующие принципы: воспитатель-партнер должен помнить, что нельзя навязывать ребёнку своё видение в решении проблемы (может быть у ребёнка будет свой путь решения проблемы); обязательно спросить у ребёнка разрешения заняться с ним общим делом; обязательно хвалить действия ребёнка за полученный результат.

Действуя совместно с ребёнком, воспитатель знакомит его со своими планами, способами их достижения.

Деятельность детей сначала проводится в совместной деятельности со взрослым. Потом – в совместной деятельности со сверстниками. После этого она становится самостоятельной деятельностью ребёнка-дошкольника.

Воспитатель сам выбирает нужную форму организации детей с оптимальным количеством участников. Это зависит от цели и содержания деятельности.

Выделяют 3 формы организации совместной деятельности:

• Совместно – индивидуальная деятельность – каждый участник делает свою часть общей цели независимо друг от друга (может участвовать вся группа)

• Совместно – последовательная деятельность – общая цель выполняется последовательно каждым участником (вся группа делится на малые группы)

• Совместно – совместная деятельность – одновременные взаимодействия каждого участника со всеми остальными.

В условиях коллективной и индивидуальной совместной деятельности оптимальными являются группы 6 – 8 человек или пары и тройки детей. Детей можно объединить в зависимости от целей, задач и содержания деятельности, возраста и возможностей детей.

Соблюдая эти правила, воспитатель даёт детям новые знания, обучает их определённым умениям, формирует необходимые навыки.

Таким образом, партнерские отношения взрослого и ребенка являются наиболее подходящей формой построения образовательной деятельности в дошкольном детстве.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Диплом «Организация игровой деятельности в дошкольной образовательной организации»

АНО ВПО «Европейский Университет «Бизнес Треугольник»ДИПЛОМНАЯ РАБОТАпо дополнительной профессиональной образовательной программе профессиональной переподготовке«Воспитатель ДОУ. Педагогическая деятел...

Организация инновационной деятельности в дошкольной образовательной организации

В статье рассматриваются организация инновационной деятельности в дошкольной образовательной организации. Раскрыт пер-спективный план МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида с приори-тетным осу...

Статья. Организация игровой деятельности в дошкольной образовательной организации.

Организация игровой деятельности в дошкольной образовательной организации....

ДИПЛОМНАЯ РАБОТА «Организация игровой деятельности в дошкольной образовательной организации»

В   период   активных   преобразований   в   дошкольной   педагогике,   поиска гуманизации воспитательной работы с детьми,...

Методические рекомендации для воспитателей ДОО «Организация проектной деятельности в дошкольной образовательной организации»

Методические рекомендации для воспитателей ДОО «Организация проектной деятельности в дошкольной образовательной организации»...