Методическая разработка "Круглый год"
методическая разработка

Гареева Роза Газинуровна

Многофункциональное пособие "Круглый год"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл met_razrabotka.docx43.02 КБ

Предварительный просмотр:

Управление образования Администрации муниципального района Туймазинский район Республики Башкортостан

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 20 г. Туймазы муниципального района Туймазинский район Республики Башкортостан

Методическая разработка

Тема: «Круглый год»

                                                                               Составила:

      Воспитатель: Гареева Р.Г.

                                                                               имеющаяся категория: первая

     

Туймазы, 2018г.

Направленность:

Развитие познавательного интереса, кругозора. Закрепить название птиц ( внешнего вида, повадки, среда обитания), животных, времена года, сезонные изменения в природе. Воспитание любви к природе, заботливого отношения к птицам. Воспитание навыков экологической культуры детей.

Предпосылки:

Обогащение материально- технической базы дидактическими играми в предметно- развивающей среде.

Вид:

Методическая разработка по учебно- методическому пособию.

Предназначение:

Для индивидуальной и подгрупповой работы с детьми старшего дошкольного возраста.

Актуальность:

Проблема речевого развития стала особенно востребованной обществом в наши дни.Наблюдается высокий процент дошкольников с речевыми нарушениями, а именно: отмечается нехватка системных знаний в речевом развитии, а это в свою очередь влечет за собой недоразвитие и связной речи и неумение владеть речевым общением. Также прослеживается низкий уровень и в становлении непосредственно грамматического строя речи и формирования звукопроизношения. Кроме того, дети отличаются друг от друга не только различнойсформированностью речевых навыков, но и уровнем развития познавательных процессов, возможностями преодоления речевых нарушений. В связи с этим возникла необходимость более пристального внимания к речевому развитию детей.

Дидактическая игра – это активная образовательная деятельность по имитационному моделированию изучаемых систем, явлений, процессов.

Речевая игра – одна из форм обучающего воздействия на ребенка. Любые дидактические и словесные игры – это игры обучающего характера, с помощью которых можно обогащать словарный запас детей, формировать речевое общение дошкольников и учить культуре поведения.

Данное пособие – это совокупность дидактической и словесной игры, но в отличие от дидактической игры, охватывает многообразие различных игр, а в отличие от словесно – речевой игры – имеет наглядность. Поэтому данное пособие «Круглый год» является сочетанием дидактической задачи, реализацией речевых возможностей, визуализацией конкретных образов, допустимости манипуляций с этими образами.


Этапы работы:

Перед тем как начать использовать дидактическое пособие  « Круглый год» была проведена предварительная работа:

  1. Создание условий для реализации методической разработки: подготовка и изготовление игрового пособия;
  2. Чтение художественной литературы;
  3. Подбор иллюстраций для игрового пособия;
  4. Подбор игр для развития речи;

На следующем этапе с целью побуждения интереса детей, внесли дидактические игры.

Вначале  познакомились с дидактическими играми, потом стали применять для индивидуальной и подгрупповой работы с детьми в свободное от занятий время.

Ожидаемый результат:

Использование дидактических игр закрепляет знание и умение детей, приобретенные на занятиях.

Составляющие элементы:
- Дидактические игры о зимующих и перелетных птицах;

- Дидактические игры о животных;

- Овощи, фрукты, цветы;

- Загадки

Вариации:
- Отгадывают загадки о временах года, о птицах, животных, об овощах, фруктах, цветах;

- Узнают и называют зимующих и перелетных птиц;

- Узнают животных по описанию;

- Составляют описательные рассказы про овощи, фрукты;

Цель и название каждой дидактической игры представлен в приложении № 1

Цель:

Работа с пособием направлена на закрепление знаний детей о природе и характерных признаках времени года, о животном и растительном мире, развитие связной речи, закрепление умения составлять небольшие предложения и рассказы, развитие психических процессов (мышления, воображения, памяти, внимания, восприятия, развитие познавательных и творческих способностей, совершенствование лексико-грамматических категорий языка.

Задачи:

Обучающие:

Систематизировать знания и углублять представления об окружающей действительности в ходе изучения лексических тем, подходящих для применения данного пособия («Осень»; «Зима»; «Весна»; «Лето»; «Птицы»: перелетные, зимующие; «Фрукты»);

Развивающие:

Развивать связную речь; умение играть вместе со сверстниками;

Воспитательные:

Воспитывать у детей чувство коллективизма, умение сотрудничать, аккуратное обращение к игровому материалу.

Описания пособия:

   Идея создания игрового пособия « Круглый год» возникла для того, чтобы закрепить знания детей , полученные на занятиях.Способствует развитию у детей речи, мышления, обогащает знания об окружающей действительности.

Идея пособия – дерево на котором одновременно показаны четыре времени года. Дети наглядно видят те изменения которые происходят в природе в течении года.

Дидактическое пособие «Круглый год»представляет собой вырезанный из железа силуэт дерева, высотой 70 см. И обклеена макетом дерева,которые соответствуют четырем временам года, соответствуя цветовой гамме. Каждый сектор – самостоятельная дидактическая игра для индивидуальной работы с ребенком.Дидактическое пособие имеет подставку, куда вставляется нижняя часть дерева.

Возможные формы работы:

Подгрупповые и индивидуальные занятия, игры, упражнения и задания.

Основные достоинства:

-Доступность;

-Многофункциональность (как со всей возрастной группой, так и индивидуально, применение, как в организованной образовательной деятельности, так и включение в режимные процессы, и в самостоятельную деятельность детей);

-Возможность замены учебного материала;

-Использование в качестве образовательной и игровой мотивации. Данное пособие практично в использовании.

Приложение № 1

Дидактическая игра "Приметы зимы"

Задачи: обогащать знания детей о приметах зимы, обучать составлению сложноподчиненных предложений с союзом потому что.

Ход игры:Воспитатель спрашивает: "Какое сейчас время года? Почему вы думаете, что сейчас зима. Назовите приметы зимы". Дети по очереди называют приметы зимы и выставляют на доску соответствующую карточку с изображением названной приметы, составляя предложение. Например: "Я думаю, что сейчас зима, потому что идет снег".

Дидактическая игра « Составь рассказ о весне»

Задачи: побуждать детей к составлению рассказа об этом времени года; формировать у детей эстетическое отношение к природе, умению погружаться в мир природы, её образов, цветов; учить рассказывать связно, полно, четко выстраивать композицию рассказа.

Ход игры:

На доске выставляются карточки, которые соответствуют признакам весны, воспитатель предлагает составить небольшой связный рассказ о весне. Сначала воспитатель даёт примерный образец рассказа.

Дидактическая игра "Какое время года?"

Задачи: учить детей соотносить описание природы в загадках с  определением времени года; развивать слуховое внимание;

 с   помощь   поэтического   слова,  показать   красоту различных   времен   года, разнообразие   сезонных явлений.

Ход игры:  

Воспитатель загадывает детям загадки о временах года, дети отгадывают,  например:

Четыре раза в год они

Земли наряд меняют пёстрый.

Бегут, бегут за днями дни,

Приходят и уходят сёстры. (Зима, Весна, лето, Осень)

Тётушка крутая, белая, седая,
В мешке стужу везёт,
На земле холод трясёт. (Зима)

Кто, угадай-ка? Седая хозяйка,

Тряхнёт перинки, над миром пушинки. (Зима)

Кто поляны белит белым

И на стенах пишет мелом,
Шьёт пуховые перины,
Разукрасил все витрины? (Зима)

Я раскрываю почки в зелёные листочки.
Деревья одеваю, посевы поливаю,
Движения полна, зовут меня ... (Весна)

Она приходит с ласкою
И со своею сказкою.
Волшебной палочкой взмахнёт,
В лесу подснежник расцветёт. (Весна)

Зазвенели ручьи, прилетели грачи.

В улей пчела первый мёд принесла.
Кто скажет, кто знает, когда это бывает? (Весной)

Несу я урожаи, поля вновь засеваю,

Птиц к югу отправляю, деревья раздеваю, 
Но не касаюсь сосен и ёлочек, я ... (Осень)

Дни стали короче,

Длинней стали ночи,
Кто скажет, кто знает,
Когда это бывает? (Осенью)

Я соткано из зноя, несу тепло с собою, 
Я реки согреваю, "купайтесь!" - приглашаю. 
И любите за это вы все меня, я ... (Лето)

Песен полон лес и крика,
Брызжет соком земляника,
Дети плещутся в реке,
Пляшут пчелки на цветке.
Как зовётся время это?
Угадать нетрудно …(Лето)

Солнце печёт, липа цветёт,

Рожь поспевает, когда это бывает? (Летом)

Дидактические игры о зимующих птицах.

Дидактическая игра«Каких птиц зимой у кормушки не увидишь?»

  Цель: закрепить умение находить, узнавать и называть зимующих птиц.

«Кто как голос подает?»

Цель: пополнить активный словарь детей по теме «Зимующие птицы». Воспитатель: Я предлагаю вам дети превратиться в птиц и рассказать от имени птицы, как она голос подает. Дети:

 Я ворона: кар-кар-кар. Я умею каркать.

Я сорока: стр-стр-стр. Я умею стрекотать.

Я сова: ух-ух-ух. Я умею ухать.

Я синица: тинь-тинь-тинь. Я умею тинькать.

 Я голубь. Я умею ворковать.

Я снегирь. Я умею свистеть.

 Я воробей. Я умею чирикать.

 «Сосчитай птиц»

Цель: закрепить умение согласовывать количественные прилагательные с существительными.  

Один голубь,

два голубя,

три голубя,

четыре голубя,

пять голубей и т.д.

«Большой – маленький»

 Цель: закрепить умение детей образовывать имена существительные и имена прилагательные с уменьшительно-ласкательными значениями.

 Острый клюв – остренький клювик.

 Тонкие лапки – тоненькие лапки.

 Длинная шея – длинненькая шейка.

  Белая грудь – беленькая грудка.  

Черное крыло – черненькое крылышко.  

Толстая шея – толстенькая шейка.  

Короткий хвост – коротенький хвостик.

 Светлые перья – светленькие перышки.

 «Один – много»

Цель: уметь образовывать формы множественного числа существительных.  Одна ворона – много ворон,

  Один воробей – много воробьев и т. д.

«Угадай по описанию»

Цель - научить составлять описательный рассказ.

 Дети составляют описательный рассказ о предложенной птице, не показывая ее.

 «Четвертый лишний»

Цель: учить знать и отличать зимующих птиц от перелетных.

 Воробей, грач, сорока, синица.

 Голубь, дятел, снегирь, ласточка.

Сорока, воробей, ласточка, дятел. Ворона, скворец, синичка, галка.

Утка, снегирь, голубь, сорока.

Клёст, воробей, синичка, кукушка.

«Чье это?»

Цель: закрепить умение образовывать притяжательные прилагательные.  Крыло чье? – голубиное, воробьиное и т.д. Клюв чей? Хвост чей? Голова чья?

«Скажи наоборот»

 Цель: закрепить знание детьми антонимов.  

Клюв толстый – клюв тонкий, Хвост длинный – хвост короткий.

 «Кого не стало»?

Цель: формирование грамматических категорий, образование слов-существительных в родительном падеже.  

На доске или на столе выкладывают картинки 5-6 зимующих птиц, предлагают детям назвать всех изображенных птиц и  запомнить  их. Затем просят детей закрыть глаза, в это время педагог убирает одну из картинок. Дети открывают глаза и называют какой птицы не стало. Например: "Не стало снегиря", и т. д.

«Подбеги к птице, которую назову»

Цель: учить детей различать птиц по внешнему виду.

Раз, два, три

К вороне подбеги.

Раз, два, три

 Воробья найди.

Раз, два, три

Синицу отыщи (и т.д.)

Загадки.

На голом суку сидит,

На весь двор кричит:

"Кар-кар-кар!"

(Ворона)

И пригорок, и пустырь —

Раз красавец прилетел к нам,

Житель севера. (снегирь).

Синим своим сюртуком

И шапочкой синей

Гордится. (синица).

В серой шубке перовой

И в морозы он герой,

Скачет, на лету резвится,

Не орел — а все же птица!

(Воробей)

Птица говорливая,

Самая болтливая!

(Сорока)

Чернокрылый, красногрудый,

И зимой найдет приют:

Не боится он простуды,

С первым снегом

Тут как тут!

(Снегирь)

Дидактические игры о животных.

Игра «Узнай зверя по описанию»

Цель: учить детей узнавать животных по описанию; развивать мышление и речь детей.

- Трусливый, длинноухий, серый или белый. (Заяц.)

- Бурый, косолапый, неуклюжий. (Медведь.)

- Серый, злой, голодный. (Волк.)

- Хитрая, рыжая, ловкая. (Лиса.)

- Проворная, запасливая, рыжая или серая. (Белка.)

Игра «Кто как голос подает?»

Цель: познакомить детей, какие голоса подают дикие животные.

- Скажите, как подают голос звери?

- Что делает волк - (воет).

- Что делает лиса - … (тявкает).

- Что делает медведь - … (ревет).

- Что делает белка - … (цокоет).

Игра «Назови ласково»

Цель: учить детей образовывать существительные при помощи уменьшительно – ласкательных суффиксов.

Ты дружочек не зевай,

Да словечко приласкай.

Белка – белочка

Лиса – лисичка

Игра «Один - много»

Цель: учить детей образовывать существительные множественного числа именительного и родительного падежей.

Мы волшебники немного,

Был один, а станет много.

Белка – белки – много белок

Медведь – медведи – много медведей

Игра «Кто у кого?»

Цель: употребление родительного падежа существительных единственного и множественного числа.

У медведицы - … (медвежонок, медвежата).

У лисицы - … (лисенок, лисята).

У белки - … (бельчонок, бельчата).

У волчицы - … (волчонок, волчата).

У ежихи - … (ежонок, ежата).

У зайчихи - … (зайчонок, зайчата).

Игра «Назови семью»

Цель: познакомить детей с названиями диких животных, их семьями; развивать речь детей.

Папа - медведь, мама - … (медведица, детеныш - … (медвежонок).

Папа - волк, мама - … (волчица, детеныш - … (волчонок).

Папа - еж, мама - … (ежиха, детеныш - … (ежонок).

Папа - заяц, мама - … (зайчиха, детеныш - … (зайчонок).

Папа - лис, мама - … (лисица, детеныш - … (лисенок).

Игра «Подбери словечко»

Цель: учить детей подбирать и называть слова-признаки, слова-действия.

Медведь (какой) … (бурый, косолапый, неуклюжий).

Волк (какой) … (серый, зубастый, злой).

Заяц (какой) … (длинноухий, трусливый, пугливый).

Лиса (какая) … (хитрая, рыжая, пушистая).

Медведь (что делает) … (спит, переваливается, косолапит).

Волк (что делает) … (воет, убегает, догоняет).

Лиса (что делает) … (выслеживает, бежит, ловит).

Игра «Посчитай!»

Цель: учить детей согласовывать существительные с числительными «один», «два», «пять».

Сколько их – всегда мы знаем,

Хорошо мы все считаем.

Один медведь – два медведя – пять медведей

Один еж – два ежа – пять ежей

Одна белка – две белки – пять белок

Игра «Наоборот»

Цель: образование слов-антонимов.

Лось – большой, а заяц - … (маленький).

Волк – сильный, а белка - … (слабая).

У лисы хвост длинный, а у медведя - … (короткий).

Овощи

Задачи:

— рассмотреть овощи: картофель, огурец, морковь, капусту, фасоль, свеклу, тыкву, редиску, горох, лук, перец;

— объяснить, что все это можно назвать одним словом «овощи»;

— обратить внимание на следующие признаки овощей: цвет, форму, вкус;

— рассказать и показать ребенку, где и как растут овощи, что из них готовят (суп, салат, винегрет...);

Задание 1. Рассматривание картинок с изображением овощей.

Задание 2. Дидактическая игра «Опиши овощ»

Задание 3. Отгадать загадки, выучить по выбору:

Симпатичный красный нос

По макушку в землю врос.

И торчат на грядке

Зеленые пятки. (Морковь)

 

Лежали на грядке зеленые ребятки.

В рассол попали – солеными стали. (огурцы)

 

Круглый бок, желтый бок,

Сидит на грядке колобок.

К земле прирос крепко. Что это? (Репка)

 

Неказиста, шишковата,

А придет на стол она,

Скажут весело ребята:

«Ну, рассыпчата, вкусна!» (Картошка)

 

Щеки розовые, нос белый,

В темноте сижу день целый,

А рубашка зелена, вся на солнышке она. (Редис)

 

Голова на ножке, в голове — горошки. (Горох)

 

Я длинный и зеленый, вкусный и соленый,

Вкусный и сырой, кто же я такой? (Огурец)

 

Уродилась я на славу, голова бела, кудрява.

Кто любит щи — меня ищи. (Капуста)

Сидит дед, в шубу одет, кто его раздевает, тот слезы проливает. (Лук)

Задание 4. Дидактическая игра «Большой — маленький»

Словообразование с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов:

огурец — огурчик, помидор — помидорчик...

 Задание 5. Дидактическая игра «Один — много»

Образование множественного числа имен существительных:

огурец — огурцы, помидор — помидоры...

 Задание 6. Дидактическая игра «Послушай загадку – нарисуй отгадку».

Растут на грядке зеленые ветки,

А на них красные детки. (помидоры)

 

Хотя и сахарной зовусь, но от дождей я не размокла.

Крупна, кругла, сладка на вкус, узнали вы?

Я... (свекла).

 

Летом в огороде — свежие, зеленые,

А зимою в бочке — желтые, соленые.

Отгадайте, молодцы, как зовут нас?.. (Огурцы)

 

Что копали из земли,

Жарили, варили?

Что в золе мы испекли,

Ели да хвалили? (картофель)

Задание 7. Составление описательного рассказа про овощи

План рассказа:

Что это? Где растет?

Какой имеет внешний вид (цвет, форма, размер)?

Какой на вкус? Что из него готовят?

Задание 8. Дидактическая игра «Назови как можно больше признаков»

согласование существительных с прилагательными

Морковь (какая?) — оранжевая, длинная, сладкая, полезная, твердая

помидор (какой?) — красный, сочный, аппетитный, круглый

Огурец (какой?) — овальный, хрустящий, зеленый, длинный, ароматный

Задание 9. Дидактическая игра «Узнай по описанию»

Задание 10. Упражнение для пальчиков «Засолка капусты».

Мы капусту рубим,            Резкие движения прямыми кистями рук вверх и                                                                

                                             вниз.

Мы морковку трем,           Пальцы рук сжаты в кулаки, движения кулаков к

                                             себе и от себя

Мы капусту солим,            Движение пальцев, имитирующих посыпание

                                             солью из щепотки

Мы капусту жмем.             Интенсивное сжимание пальцев рук в кулаки.

Задание 11. Выучить наизусть стихотворение

Что растет на нашей грядке?

Огурцы, горошек сладкий,

Помидоры и укроп

Для приправы и для проб.

Есть редиска и салат —

Наша грядка просто клад. (В. Коркин)

Задание 12. Прослушать стихотворение, ответить на вопросы

Хозяйка однажды с базара пришла,

Хозяйка с базара домой принесла:

Картошку, капусту, морковку, горох, петрушку и свеклу, ох!

Накрытые крышкою, в душном горшке

Кипели, кипели в крутом кипятке:

Картошка, капуста, морковка, горох, петрушка и свекла, ох!

И суп овощной оказался неплох! (Ю.Тувим)

Вопросы:

Из чего хозяйка варила суп?

Откуда она принесла овощи?

В чем варился суп?

Какой получился суп?

Задание 13. Дидактическая игра: "С какого дерева листок "

Цель: закрепить с детьми названия деревьев, внешний вид листьев.

 

Задание 14. Дидактическая игра "Подбери все осенние, летние, весенние листочки"

Цель: способствовать формированию цветовосприятия листьев деревьев.

Задание 15. Дидактисеская игра "Подбери листья, которые похожи на треугольник, овал"

Цель: закрепить восприятие геометрических форм, выделяя их в листьях деревьев. 

  Фрукты

Задачи:

— рассмотреть с ребенком фрукты и объяснить, что все это можно назвать одним словом «фрукты»;

— обратить внимание на характерные признаки фруктов: цвет, форму, вкус;

— рассказать ребенку, где и как растут фрукты (в саду, на дереве, на кусте);

— рассказать и показать ребенку, что можно приготовить из фруктов.

Задание 1. Рассматривание картинок с изображением фруктов.

Задание 2. Дидактическая игра «Опиши фрукты»

Задание 3. Дидактическая игра «Вкусная отгадка на мою загадку»

Круглое, румяное,

Я расту на ветке:

Любят меня взрослые

И маленькие детки. (Яблоко)

 

На сучках висят шары,

Посинели от жары. (Слива)

 

Яркий, сладкий, налитой,

Весь в обложке золотой.

Не с конфетной фабрики –

Из далекой Африки. (Апельсин)

 

Рос на пальме я когда-то.

Очень вкусный я, ребята. (Банан)

 

Мы растем в одном саду

С яблонькой-подружкой

Угости скорей друзей

Ароматной …   (Грушей)

Задание 4. Дидактическая игра «Мы волшебники немного – был один, а стало много»

Образование множественного числа существительных:

яблоко — яблоки, груша — ..., слива — ..., персик — ..., банан — ....

Задание 5. Дидактическая игра «Большой — маленький»

Словообразование существительных с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов: яблоко — яблочко, лимон — ..., банан — ..., апельсин — ....

Задание 6. Дидактическая игра «Придумай похожие слова»

Яблоко - яблочко, яблоня, яблочный;

Апельсин – апельсинчик, апельсиновый ;

Банан – бананчик, банановый;

Лимон - лимончик, лимонный.

Задание 7. Дидактическая игра «Продолжи фразу»

Лимон кислый, а яблоко…… (сладкое);

Лимон овальный, а яблоко….. (круглое);

Лимон желтый, а яблоко………(красное).

Задание 8. Составление описательных рассказов о фруктах

План рассказа:

Что это?

Где растет?

Каков внешний вид (величина, форма, цвет)?

Каков на вкус?

Что из него готовят?

Задание 9. Дидактическая игра «Чего не стало?»

Груша – не стало…груши

Яблоко – не стало…яблока

Апельсин – не стало…апельсина

Задание 10. Дидактическая игра «Что можно приготовить»

(образование относительных прилагательных):

из яблока — яблочный сок, яблочное варенье

из груши — грушевое варенье, грушевый сок

из апельсина — ...

Задание 11. Дидактическая игра «Что где растет»:

яблоко — на яблоне, слива — на ..., груша — на ....

Задание 12. Дидактическая игра «Придумай загадку»

Это фрукт. Он растет на дереве, круглый, сладкий, румяный. (Яблоко)

Дидактические игры на тему: «Цветы».


1.«Какой цветок?»

Правила игры: Описать предложенный цветок.

Цель: Развить умение подбирать прилагательные, обогатить словарный запас.

2.«Назови одним словом».

Правила игры: Подобрать обобщающие слова к предложенным примерам.

Цель — закрепить обобщающие слова: «овощи», «фрукты», «ягоды», «цветы».

3.«Ласковые слова»

Правила игры: Назвать ласково.

Цель — образовать существительные с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов.

4.«Найди цветок»

Правила игры: Найти цветок по образцу.

Цель — закрепить названия цветов.

5.«Сравни»

Правила игры: Сравнить цветы по признакам.

Цель — найти и назвать цветы одного цвета, высоты.

6.«Назовите растение»

Правила игры: По предложенным признакам находить цветок.

Цель: закреплять умение различать цветы, называть их быстро, находить нужный цветоксреди других.

7.«Доскажи фразу»

Правила игры: Закончить фразу, ответив на вопросы «Какой?», «Какая?», «Какое?», «Какие?».

Цель — научить согласовывать существительные и прилагательные в роде, числе и падеже.

8.«Кто больше знает слов?»

Правила игры: Назвать цветы с определённым звуком в начале, середине, конце слова. Цель — закреплять звуки и их положение в слове.

9.«Времена года».

Правила игры: По описанному состоянию цветов определить время года.

Цель — развить внимание, мышление, логику, речь.

10.«Кто больше признаков назовет»

Правила игры: Перечисляют признаки объекта. (пахнут, цветут, увядают, благоухают и т.д.)

Цель — расширить словарный запас подбором глаголов.

11.«Придумай предложение»

Правила игры: Придумать предложения со словом «цветок».

Цель — учить составлять предложения на предложенную тему.

12.«Угадай по описанию»

Правила игры: Составить рассказ о цветке, не показывая его.

Цель — научить составлять описательный рассказ.

13.«Рассмотри и опиши»

Правила игры: Рассмотреть и описать предложенный воспитателем цветок.

Цель — закрепить названия и признаки цветов.

14.«Найди цветок»

Правила игры: Находить цветок по описанию.

Цель — научить детей распознавать цветы по признакам: форме, цвету и внешнему листьев.

15.«Загадай, мы отгадаем».

Правила игры: Находить цветок по описанию, загадке.

Цель — закрепить знания детей о цветах, растущих на участке.

16.«Что где растет?»

Правила игры: По названию определять, какие цветы: луговые, комнатные, садовые.

Цель — закрепить знания детей о цветах садовых, луговых, комнатных.

17. «Какую пользу я приношу?»

Правила игры: Дети должны назвать как можно больше пользы, которую приносит объект.

Цель – формировать умения выявлять функции объекта, его дополнительные ресурсы.

18.Игра «Какой букет цветов ты хотел(а) бы подарить маме (бабушке, сестре, тете, товарищу)!»

Правила игры: Дети рассказывают о том какой, из каких цветов и кому они хотели бы подарить букет.

Цель: Воспитывать внимание, доброжелательность, готовность доставлять радость близким людям. Учить вежливой форме общения, умению считаться с интересами другого, принимать участие в беседе, сговоре для игры. Проверить и закрепить представления о разных материалах. Обратить внимание детей на то, что цветы и сосуд, в который они поставлены, вместе создают общую красоту букета.

19.Игра «Что растет в родном краю»

Правила игры: Дети должны отметить хлопком те цветы, которые растут в вашей местности.

Цель: Развивать внимание, память, быстроты реакции, ловкости.

20.«Назови одним словом» — подобрать обобщающие слова к предложенным примерам.

Правила игры: Воспитатель перечисляет названия фруктов, овощей, цветов, а дети называют их обобщенным словом.

Цель — закрепить обобщающие слова: «овощи», «фрукты», «ягоды», «цветы».

ПЕРЕЛЕТНЫЕ ПТИЦЫ


Д/и «Кого выводят птицы?»или «У кого кто?»
Цель:
 формирование представлений детей называть птенцов перелетных птиц в Р.п. мн.числа
Журавли – журавлят, Грачи – грачат, Скворцы -…Гуси -…Утки -…Грачи -…Соловьи -…, (лебеди, кукушки, жаворонки)


Д/и «Кто лишний?»
Цель:
 развитие умения классифицировать предметы по существенным признакам, находить лишний предмет и объяснять, почему он лишний.
Сорока, ворона, воробей, ласточка.Жук, бабочка, птенец.
Скворец, соловей, грач, голубь.
Курица, журавль, лебедь, кукушка.


Д/и «Исправь ошибку» 
Цель:
формирование умения устанавливать правильную последовательность слов в предложении Червяк клевал скворца.Песня спела соловья.Мохнатая гусеница съела кукушку.


Д/и «Кто больше назовет перелетных птиц?» 
Цель:
формирование умения называть перелетных птиц.


Д/и «Кто за кем летит?»
Цель:
упражнять детей в употреблении предлога «За»
Грач - трясогузка – жаворонок – скворец – болотные птицы – кукушка – ласточка – соловей.


Д/и «Что умеют делать птицы?»
Цель:
упражнять детей в употреблении в речи слов – действий
- Дети, давайте вспомним, что могут делать птицы (они что делают? ходят, клюют, взлетают, летают, выводят, прыгают, вьют, кормят, ухаживают, высиживают, поют…).


Д/и «Один - много» 
Цель:
упражнять в образовании множественного числа имен существительных в И.п. иР.падежах. Грач — грачи ,  птица — птицы,  стриж — стрижи, аист — аисты, жаворонок — жаворонки , скворец — скворцы,трясогузка — трясогузки, журавль — журавли, гусь — гуси , утка — утки , селезень — селезни , ласточка — ласточки, соловей — соловьи , лебедь — лебеди , кукушка — кукушки, гнездо — гнезда,яйцо — яйца, птенец — птенцы.


Д/и «Называй и сосчитай» 
Цель:
упражнять детей в порядковом счёте от одного до пяти. Согласовывать числительные с существительным.
Скворец. Аист. Ласточка. Кукушка. Соловей. 


Д/и «Улетели птицы»
Цель:
упражнять в словоизменении, в употребление родительного падежа имен существительных в единственном и множественном числе.
Нет (кого?) — нет лебедя, утки…
Нет (кого?) — нет лебедей, уток и т.д и т.п.


Д/и «Скажи наоборот» 
Цель:
упражнять детей в образовании антонимов
- Аист большой, а соловей …,
- Кукушка сидит высоко, а ласточка …,
- Лебедь белый, а грач …,
- У журавля широкие крылья, а у ласточки …,
- У лебедя длинная шея, а у скворца …,
- Жаворонок живет в поле, а цапля …


Д/и «Расскажи о птице».
Цель:
развитие связную речь детей с наглядной опорой в виде графических схем.
Материал. Предметные картинки из серии «Перелетные птицы», набор графических схем.
Например:
Это ласточка. Она черного  цвета с белой грудкой. Ласточка – маленькая птичка. У нее есть голова, тело, крылья, хвост, похожий на вилочку. Все тело покрыто перьями. Ласточка строит гнездо и выводит птенцов под крышей дома или на берегу реки. Целый день она летает и ловит мошек и комаров. С наступлением холодов ласточка улетает в теплые края, а весной возвращается домой.


Д/и «Подбери нужный предлог»
Цель:
формирование умения у детей подбирать нужный по смыслу предлог (из, в, к, над, на, по).Грач вылетел ... гнезда. Грач прилетел ... гнездо. Грач подлетел ... гнезду. Грач кружит ... гнездом. Грач сел ... ветку. Грач ходит ... пашне.


Д/и «Что это за птица?»
Цель:
формирование у детей умения описывать птиц по их характерным признакам.
Ход игры. Дети делятся на 2 группы: одна группа описывает птицу (или загадывает загадки), а другая должна угадать, что это за птица. Затем группы меняются.


Д/и «Подбери слово»
цель:
формирование умения называть слова - родственники
- Это кто?
Дети: грач
- А кто его птенец?
- Грачонок
- А кто его мама?
- Грачиха
- Крыло чье? (показ по картинке)
- Грачиное
- Как называются места, где скопление грачиных гнезд?
- Грачевники


Д/и «Отгадайте»
Цель:
упражнять в отгадывании загадок по лексической теме
-Всех перелётных птиц черней,Чистит поле от червей. (Грач).- На одной ноге стоит,На всё болото кричит. (Цапля).- Всё вертится, суетится,Ей на месте не сидится,Это бойкая…(Синица).- Целый день на суку,На весь лес кричит ку-ку. (Кукушка).- Старательный работник,Лесной носатый плотник. (Дятел).- Звонкие трели весной прилетели. (Соловей)


Д/и «Кто какой голос подает»
Цель:
формирование у детей представление о том, как перелетные птицы подают голос. 
- Ласточка – щебечет,
- Гусь – гогочет,
- Утка – крякает,
- Кукушка – кукует,
- Журавль – курлычит,
- Соловей – свистит.


Д/и «Угадай и назови»
Цель:
упражнять в отгадывании загадок о перелетных птицахУ какой птицы самая длинная шея? ... (У лебедя.); ... самые длинные ноги? ... (У цапли, журавля.); ... самый длинный клюв? ... (У цапли.); какие птицы лучше всех поют? ... (Соловьи.); ... подражают пению других? ... (Скворцы.).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект теоретико-методической деятельности. Методическое сопровождение инновационной деятельности в дошкольном образовательном учреждении

Введение ……………………………………………………………....................31 .Теоретические  основы  методического сопровождения  инновационной деятельности в ДОУ1.1  Основные понятия  ………………………………...

Методический кабинет в ДОУ как центр организации методической работы

Методическая работа в дошкольном образовательном учреждении – важное условие повышения качества педагогического процесса....

Методический кабинет в ДОУ как центр организации методической работы

Методическая работа в дошкольном образовательном учреждении – важное условие повышения качества педагогического процесса. В литературе встречается немало определений понятия «Методическая работа». По ...

Методический кабинет в ДОУ как центр организации методической работы

Методическая работа в дошкольном образовательном учреждении – важное условие повышения качества педагогического процесса. В литературе встречается немало определений понятия «Методическая работа». По ...

итоговый буклет для педагогов о проведении городского методического объединения в форме "методическая неделя"

Предлагается вариант оформления  итогового буклета по деятельности городского методического объединения  в форме "Методическая неделя". (темы встреч, фото, тезисы,  рекомендации)...

Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка» Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка» Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка»

Разработала:Саламатина Ирина Борисовна воспитатель ГБДОУ № 48 Кировского района горохом или фасолью). Санкт ПетербургаОписание игры:Цель: развитие мелкой моторики , тактильной чувствительнос...