Экологический проект для дошкольников «Люблю березку русскую ! »
проект (средняя группа) на тему

Анахина Татьяна Александровна

Данный проект разработан с целью реализации экологического воспитания дошкольников через приобщение любви к природе родного края.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_berezka.docx258.57 КБ

Предварительный просмотр:

Экологический проект для дошкольников «Люблю березку русскую  ! »

http://ic.pics.livejournal.com/t_galina_s/44199447/32051/32051_600.jpg

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

"Центр развития ребёнка - детский сад №33 "Радуга"

города Губкина Белгородской области

Проект   «Люблю березку русскую !»

(по повышению экологической культуры дошкольников через воспитание бережного отношения к природе.)

Информационная карта проекта

Вид проекта:  

коллективный, творческий, долгосрочный  (период 2015-2016учебный год)

Участники проекта:

  • Лубышева Е.Е. -  заведующий МАДОУ
  • Радченко А.В. - старший воспитатель
  • Ткач Ю.Б. - педагог-психолог
  • Лазарева О.Ю. - музыкальный руководитель
  • Курчина  В.В. - музыкальный руководитель
  • Васильева С.Н. - воспитатель средней  группы
  • Анахина Т.А. - воспитатель средней  группы
  • Канунникова  И.М. - воспитатель
  • воспитанники ДОУ
  • родители воспитанников

Введение

Актуальность

 

Березка белая, березка чистая,

Всегда веселая, всегда лучистая.

К теплу и свету ветвями тянется,

Весне и лету все улыбается.

 Станислав Брандис

Огромную роль в экологическом образовании детей играет практическая, исследовательская деятельность в природных условиях. Современные городские дети редко общаются с природой. Они неплохо знают растения, животных других стран и гораздо хуже тех, кто обитает рядом с ними. Экологическое   образование ребенка необходимо начинать со знакомства с объектами природы ближайшего окружения, с которыми   ребенок сталкивается каждый день.

С чего начинается Родина? С речки, с песчаного берега, с неприметного бугорка на полянке, с семьи, с маленького дворика, где мы живем, а может она начинается с той березки, которая растет на территории нашего детского сада, во дворе нашего дома?

Красавицей русских лесов называют люди березку. Это одно из наиболее почитаемых у славян деревьев, символ и гордость русского народа. Это «счастливое» дерево оберегает от зла, приносит удачу и благополучие в семьи. В старину березу называли «дерево четырех дел». Первое дело – мир освещать, второе – крик утешать, третье – больных исцелять, четвертое – чистоту соблюдать.

Для русского человека нет дерева роднее и милее. Березка вызывает в нас чувства, созвучные щедрой и отзывчивой русской душе! Нет дерева в России, которому так повезло бы в фольклоре, литературе, живописи, музыке. Береза приносит людям радость и свет!

Поэтому в наше время, когда ребенок очень мало общается с природой, а свободное время все больше занимает компьютер, телевизор и прочие достижения технического прогресса, очень важно помочь ребенку увидеть неповторимость, целостность природы, научить любить ее, уважать, вызвать желание общаться с ней.

Проблема:

1. Недостаточные знания о самом почитаемом дереве в России – берёзе, о ее оздоровительном, хозяйственном и эстетическом значении в жизни человека.

2. Несоблюдение правил экологически грамотного поведения.

Цель проекта: содействие формированию экологической культуры дошкольников через воспитание бережного отношения к природе.

Задачи проекта:

  • Приобщение детей к традициям русского народа, связанных с березой.
  • Познакомить детей с приметами, поговорками, песнями, стихами, музыкальными произведениями и творчеством художников, связанными с березой.
  • Окружить дерево (березу) на участке детского сада заботой и вниманием, развивать исследовательский интерес детей.
  • Психогимнастика «Свет родных берез» (Упражнение на произвольное напряжение и расслабление мышц).
  • Привлекать родителей к совместной деятельности: изготовлению пособий, поделок, рисунков и т. п.

Адресная группа:

Воспитанники подготовительной группы ДОУ

Формы реализации проекта:

- познавательно-игровая непосредственная образовательная деятельность;

- экскурсии;

- целевые прогулки;

- праздники;

- труд на участке ДОУ;

- изготовление поделок из природного материала;

- фиксация наблюдений (зарисовка, лепка, аппликация);

- изготовление плакатов;

- работа с родителями.

Индикаторы:

- развитие  познавательного  интереса, мышления , творческого  воображения  и коммуникативных навыков ;

- активизация речи, словаря;

- развитие творческих способностей  детей;

- активное привлечение  родителей.

- познавательная  информацию о березе, как о дереве(биологических особенности, разновидности, места произрастания, значение для человека)

-  воспитание интереса  к березе, как к символу России и бережное к ней отношение.

ИТОГ:  В результате проведенной работы дошкольники понимают и осознают насколько ценно дерево береза и почему необходимо.

По итогам работы было отмечено:

1. Повышение уровня экологической культуры у детей и их родителей.

2. Развитие у детей познавательного интереса к объектам природы ближайшего окружения, в частности, к деревьям.

3. Развитие исследовательской, практической деятельности в ходе проведения проекта «Люблю березку русскую».

4. Укрепление сотрудничества родителей с детским садом.

РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОЕКТА

Первый этап.   Сбор  банка данных. 

1. Сформулированы проблемные вопросы совместно с детьми: «Березка живая или нет?», «Кто сажает растения в городе? Для чего?», «Как посадить березку на участке детского сада?», «Почему так много берез в России?».

2. Разработаны учебные вопросы для детей: «Какую роль играет береза в жизни человека?», «Как помочь березовой роще?», «Какие ассоциации вызывает слово береза?», «Почему береза называется березой?»

3. Подбор художественной литературы (сказки, стихи, загадки, считалки, пальчиковые игры, потешки), подвижных игр, игр - упражнений, дидактических игр, комплекса утренней гимнастики «Поход в березовую рощу».

Второй этап.   Разработка проекта.

1.Определение конкретной темы проекта.

2.Обсуждение  проблемы с группой специалистов и родителей.

3.Сбор информации, литературы, дополнительного материала по теме проекта.

4.Составление плана реализации проекта.

Третий этап.    Работа над реализацией проекта.

1.Взаимодействие ДОУ с семьями воспитанников в соответствии с планом проекта.

2. Взаимодействие ДОУ с социумом: представителями культурно - досуговых организаций города..

Четвёртый этап.     Подведение итогов реализации проекта.

1.Презентация проекта  в рамках работы ГМО (секций).

2.Представление и размещение итогов реализации проекта на сайте детского сада.

3.Опубликование проекта в периодических изданиях.

Оценка успешности проекта

  • Повышение  уровня педагогической компетентности родителей дошкольников – не менее 80%;
  • активное участие родителей в реализации проекта – не менее 80%;
  • результаты продуктивной деятельности.

ПЛАН

работы по проекту «Люблю березку русскую! »

Кол-во

Содержание работы

(мероприятия)

Сроки

        Ответственные

1-4

1. Наблюдение за осенними березками в сквере. Рассказ воспитателя о лечебных свойствах березы, знакомство с народными приметами, пословицами, поговорками.

2. Беседа о грибах (подберезовик, чага и другие), их использование. Лепка из соленого теста «Подберезовик».

3. Рисование акварелью «Золотая березка».

4. Сбор материала для мини-музея «Русская березка – символ России».

Заполнение индивидуальных паспортов здоровья

 

сентябрь

члены рабочей группы

воспитатель

члены рабочей группы

5-8

1. Чтение «Березовый лес» И.Бунин.

2. Беседа по картине «Березовая роща» А.И.Куинджи.

3.Уборка листьев на участке ДОУ. Сбор листьев для гербария.

октябрь

воспитатель,

педагог-психолог,

воспитатель

9-12

1. Рассказ воспитателя «Целебное дерево береза» 

2.Составление панно с различными узорами из листьев березы и природного материала..

3.Оформление книжек-малышек «Моя березка»

4. Конкурс чтецов «Люблю березку русскую.»

ноябрь

Воспитатель

Музыкальный руководитель

Воспитатель

Старший воспитатель

13-16

1. Рисование по стихотворению «Белая береза» С. Есенина.

2. Заучивание наизусть стихотворения С.Есенина

3. Наблюдение за зимней березкой на аллее.

4.Сбор материала для мини-музея «Русская березка – символ России».

декабрь

члены рабочей группы

17-19

1.Творческое рассказывание «Березка и ее друзья».

2.Вечер загадок о березе с использованием малых   фольклорных форм, хороводов, подвижных игр.

3.Рисование плаката «Сохраним русскую березку».

январь

Старший воспитатель,

Музыкальный руководитель

члены рабочей группы

20-23

1.Викторина «Русская березка»

2.Изготовление гербария.

3.Фиксация наблюдений за березкой: зарисовка зимних изменений в образе русской березки.

4.Познавательные игры. «Подбери слово», « Составь предложение».

   февраль

Старший воспитатель,

члены рабочей группы

 

24-27

1. Совместная деятельность воспитателя и детей по теме «Что я знаю о березе».

2.Подготовка праздника «Святая Троица».

3.Экскурсия в городской парк.

4. Развлечение «Во поле березка стояла».

     

 март

Члены рабочей группы

 Музыкальный руководитель

Музыкальный руководитель

28-31

  1. Чтение «Цветут березки» М. Пришвин.
  2. Наблюдение за деревьями в весеннем парке.
  3. Экскурсия в краеведческий музей.
  4. Консультация для родителей «Сохраним красоту березовых рощ.»

апрель

Члены рабочей группы

Заведующий ДОУ,

старший воспитатель, педагог-психолог

   

32-35

  1. Открытие мини-музея «Русская березка – символ России».

  1. Труд на земле: Посев растений. Высадка рассады цветов.

  1. Фиксация наблюдений за березкой. Зарисовка березы, листьев березы, веток березы с сережками.

  1. Праздник «Святая Троица».

май

Заведующий ДОУ

Старший воспитатель,

Музыкальный руководитель,

педагог-психолог, члены рабочей группы

Заключение

Реализация данного проекта научила дошкольников сравнивать, анализировать, делать выводы. Дети приобрели новый опыт поисково-исследовательской деятельности. В процессе работы над проектом дошкольники рассматривали увядание березы, отметили ее роль как лекарственного сырья; изучали чудодейственное влияние листьев на здоровье человека. На основании исследования пришли к выводу: необходимо сохранять и бережно относиться к символу России - березке, потому что она красива и целебна.

Обработка материала по данной теме позволила создать «Паспорт дерева». Данный проект способствовал развитию творческого и интеллектуального мышления дошкольников, умения приобретать знания из различных источников, анализировать факты, высказывать собственные суждения.

Благодаря проведенной работе, наши дети осознанно могут ответить на вопрос, почему необходимо бережно относиться к березке. Педагогический коллектив нашего учреждения и дальше будет проводить проекты экологической направленности.

Литература



1. Бесова М.А. Шутки, игры, песни соберут нас вместе .- Ярославль, 2000

2. Беспалов Ю.А. Зыкина – легенда века . М.: 2011

3. Брем А. Жизнь растений. Новейшая ботаническая энциклопедия. М.: Эксмо, 2005.

4. С.А.Веретенникова, А.А.Клыков «Четыре времени года».

5. Данилков Н. Дерево жизни . Все о целебных свойствах березы.

6. Данкова   Р.А. Стихи русских поэтов. М.: Олма Медиа Групп, 2013.

7. Леокум  А. Детская энциклопедия «Скажи мне почему ?..»: авториз.пер. Я. и А. Огуреевых.-М.:Мол. гвардия, 1992

8. Мазин И.А. 500 загадок для детей .-М.  развитию речи».2002

9. Нуждина Т.Д. Энциклопедия для малышей: Чудо-всюду. Мир животных и растений.- Ярославль –Академия развития , 2001

10. Плешаков А.А. Зеленые страницы.М.: Просвещение , 1994

11. Плешаков А.А. Великан на поляне. М.: Просвещение , 2012

12. Плешаков А.А. От земли до неба. М.: Просвещение , 1998

13. Подрезова Т.И. «Материал к занятиям по развитию речи». М .: Педагогика пресс. 1993

14. Растения России : Школьный словарик / сост. Н.Ю. Васильева. М.:ВАКО 2011.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экологический проект «Люблю березку русскую»

Экологический проект «Люблю березку русскую»Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение«Детский сад № 48» общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по познават...

Экологический проект для дошкольников «Люблю березку русскую»

Проблема: 1. Недостаточные знания о самом почитаемом дереве в России – берёзе, о ее оздоровительном, хозяйственном и эстетическом значении в жизни человека.2. Несоблюдение правил экологически грамотно...

Экологический проект "Люблю березку русскую"

Экологический проект "Люблю березку русскую"...

Проект по экологическому воспитанию детей «Люблю березку русскую»

Экологическое образование начинается со знакомства с объектами ближайшего окружения, с которыми ребенок сталкивается каждый день. Оно не будет эффективным без эмоционального восприятия деревьев, трав,...

Экологическое развлечение для детей "Люблю березку русскую"

   Экологическое развлечение для детей "Люблю березку русскую" направленое на формирование у детей представления о дереве – береза, ее характерном строении, полезных с...

Проект на тему Люблю березку русскую

Актуальность: Образ березы окружает нас повсюду. Березки растут у нас в лесу, на улицах нашего города, о березах слагают стихи. Люди, уехавшие в другие страны скучают именно по березкам. А почему?...

Проект по экологическому и патриотическому воспитанию «Люблю березку русскую»

Ознакомление  детей с берёзой, как экологическим объектом.Приобщение дошкольников к истории русского народа.Дать знания о символе славянского культа России – березе....