«Взаимосвязь в работе учителя-логопеда, воспитателей и родителей как одно из условий успешной коррекционной работы с детьми с ОВЗ»
презентация по коррекционной педагогике

Емельянова Елена Владимировна

«Взаимосвязь в работе  учителя-логопеда,

воспитателей и родителей как одно из условий успешной коррекционной работы с детьми с ОВЗ»

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

 «Детский сад №6»

г. Назарово Красноярского края

 

«Взаимосвязь в работе  учителя-логопеда,

воспитателей и родителей как одно из условий успешной коррекционной работы с детьми с ОВЗ»

Учитель – логопед Емельянова Е.В.

                                    2021-2022 г

«Взаимосвязь в работе  учителя-логопеда, воспитателей
и родителей как одно из условий успешной коррекционной работы с детьми с ОВЗ»

Слайд 1

Цель коррекционно – развивающей работы с умственно отсталыми детьми:

Их социальная адаптация, трудоустройство и дальнейшее приспособление к жизни в обществе.

Современные исследования показывают - нет необучаемых детей,  их можно  научить, используя:

- методы, приемы и средства обучения;
- организуя «пошаговое» обучение,  дифференциацию и индивидуализацию обучения;

- обязательное включение родителей в педагогический процесс.

Слайд 2

Особенности речи ребенка с УО:

Речевое развитие ребенка соответствует степени умственной отсталости.

Медленно, запаздывая на 3—5 лет, развиваются понимание и использование речи, а окончательное ее формирование ограниченно.

Экспрессивная речь ограничивается отдельными словами или короткими предложениями.

Словарный запас беден, он состоит из наиболее часто употребляемых в быту слов и выражений.

Произносительная сторона речи дефектна, речь смазанная, не понятная окружающим.

Нарушения структуры многих слов, особенно страдает связная речь.

Слайд 3

В связи с этим ставятся следующая цель и  задачи коррекционно-логопедической работы:

-расширение понимания обращенной речи,

-осуществление постановки звуков,

-совершенствование фразовой речи,

-развитие понимания грамматических форм существительных и глаголов, работа по словоизменению и словообразованию, развитию связной речи.

          В процессе коррекционной работы по формированию речи, особое внимание уделяется ведущей деятельности ребенка. Игровой метод предполагает использование различных компонентов игровой деятельности в сочетании с другими приемами: показом, пояснениями, указаниями, вопросами.

Дидактические игры, направленные на развитие слухового внимания, фонематического восприятия, артикуляционные упражнения ведут к формированию правильной речи.

Дидактические игры, упражнения,  использование  ИКТ: интерактивные игры, компьютерные «Игры для Тигры», «Учимся говорить правильно»,  игры Мерсибо,  позволяют совершенствовать фразовую речь, развивать понимание грамматических форм существительных и глаголов, работать  над словоизменением и словообразованием.

Слайд 4

         Успешное преодоление нарушений речевого развития умственно отсталого дошкольника возможно при установлении взаимосвязи с  воспитателями.

Цель взаимодействия с воспитателями - создание единого коррекционно-образовательного пространства, способствующего преодолению трудностей, связанных с нарушением речи у ребенка с ОВЗ.

Для реализации поставленной цели  определены следующие задачи:

  • Ознакомить педагогов с результатами логопедического обследования, выявленных особенностях речевого развития ребенка;
  • Способствовать развитию компетентности воспитателей в вопросах создания оптимальных условий для преодоления трудностей, связанных с нарушением речи с учетом возрастных и индивидуальных образовательных потребностей воспитанницы.

 Слайд 5

           Развитие  речи у  ребенка с  умственной отсталостью  отрабатывается в процессе игр и упражнений. Они помогают развивать речь и моторику ребенка в доступной для него игровой форме, сформировать активный  словарный запас, усвоить основные  формы построения предложений, развивать связную речь, закрепить знания об окружающей действительности и сделать обучение веселым и интересным занятием.  

          Коррекционно-логопедическую работу по развитию слухового внимания и восприятия воспитатели проводят в виде игровых упражнений.  «Найди картинку», «Хлопки», «Кто летит».

В  работе по обогащению словарного запаса особого внимания требует предикативный словарь (глаголы и прилагательные). Для этого воспитатели использую различные игры: «Кто как, передвигается» «Кто как голос подает»,  «Подбери действие», «Продолжи фразу».

         В работе над прилагательными, используют такие приемы работы как: описание предметов (по цвету, форме, величине). Упражнение «Какой? Какая?»,  «Из чего игрушка». Добавление прилагательных в предложение с             использованием упражнения «Продолжи предложения». группа вопросов направлена на описание предметов: Кто (что) изображено? Что делает? Кто он? На что (кого) похож? Во что одет? и т.д.

        Формирование грамматического строя речи        осуществляется в усвоении практических навыков словоизменения и словообразования: работа над усвоением форм слова проводится с использованием игровых приемов, картинок, вопросов, таких игр, как: «Один – много»,  «Кому это нужно?»,  «Помоги животным найти свой домик», «Мой, моя, мои, мое», «Назови ласково».

В работе по  развитию связной речи воспитатели используют наглядность.

Слайд  6

          В группе создан коррекционный центр, в котором много дидактических игр, наглядного материала, игр  для развития мелкой моторики.  

Слайд 7

         Организовано взаимодействие с воспитателями группы комбинированной направленности через журнал взаимодействия, в котором мною рекомендованы выше перечисленные игры и упражнения.   

Слайд 8

Педагогическая работа с родителями направлена на решение следующих задач: повышение педагогической компетентности у родителей; формирование потребности у родителей в содержательном общении со своим ребенком; обучение родителей педагогическим технологиям воспитания и обучения детей; создание в семье адекватных условий воспитания детей.

Слайд 9

          С целью повышения родительской педагогической компетенции в нашем  ДОУ используются различные формы сотрудничества педагогов и родителей.

Для родителей детей с ОВЗ наиболее приемлемая форма - индивидуальные консультации где они получают знания об особенностях детей с ОВЗ, обучаются специальным коррекционным  приемам для занятий с ребенком дома.

         Предлагаемые игровые упражнения и задания направлены на закрепление учебного материала, способствуют развитию и коррекции психических функций, повышают познавательный интерес. У ребенка есть тетрадь и родителям выдаётся в распечатанном виде методический материал для занятий с ребенком дома: речевой материал на автоматизацию и дифференциацию звуков, чистоговорки, упражнения пальчиковой гимнастики, задания для развития сенсорного восприятия и т.д.

          При использовании индивидуальной формы работы у родителей формируются навыки сотрудничества с ребенком и приемы коррекционно-воспитательной работы с ним, так же родители получают ответы на интересующие их вопросы, рекомендации: «Как организовать игровые развивающие занятия дома», «Обогащение словарного запаса дошкольника», «По дороге домой»,  «Игры на кухне», «Пальчиковый театр – ваш помощник», «Игры с мячом для развития речи детей», «Игра – лучший   помощник в занятиях с детьми дома», «Учите детей рассказывать».

          Успешное преодоление нарушений речевого развития умственно отсталых дошкольников возможно при обеспечении выполнения таких условий, как: установление взаимосвязи и преемственности в работе всего коллектива, работающего с данной категорией детей (логопеда, дефектолога, психолога, воспитателей и пр.); и установление тесной связи логопеда с родителями.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 6» г. Назарово Красноярского края «Взаимосвязь в работе учителя-логопеда, воспитателей и родителей как одно из условий успешной коррекционной работы с детьми с ОВЗ» Учитель-логопед Емельянова Е.В.

Слайд 2

Особенности речи ребенка с УО: Замедленный темп речевого развития; Грубо нарушены как импрессивная, так и экспрессивная стороны речи; Нарушение звукопроизношения носит полиморфный характер; Словарный запас крайне беден; Речь аграмматична; Низкая речевая активность; Расстройства речи у детей с интеллектуальными нарушениями, в целом, характеризуются стойкостью и устраняются с большим трудом.

Слайд 3

Цель логопедического сопровождения: Формирование умений пользоваться речью как средством коммуникации; Расширение представлений об окружающем мире; Повышение самостоятельности в общении со сверстниками, взрослыми для дальнейшей успешной социализации. Задачи коррекционно - логопедической работы: Расширение понимания речи; Развитие речевого дыхания и голоса, артикуляторной моторики; Формирование правильного звукопроизношения; Практическое усвоение лексических и грамматических связей языка; Развитие зрительного и слухового восприятия, внимания, памяти; Развитие связной речи.

Слайд 4

Цель взаимодействия с воспитателями: Создание единого коррекционно-образовательного пространства, способствующего преодолению трудностей, связанных с нарушением речи у ребенка с ОВЗ. Задачи: Информирование педагогов о состоянии речевого развития Проведение консультаций Определение содержания форм, методов для коррекции нарушений

Слайд 5

Формы, методы для коррекции речевых нарушений Дидактические игры: «Кто как голос подает», «Подбери действие», «Продолжи фразу», «Один – много», «Кому это нужно?», «Помоги животным найти свой домик», «Мой, моя, мои, мое», «Назови ласково». Описание предметов: «Кто (что) изображено?», «Что делает?», «Кто он? На что (кого) похож?», «Во что одет?» и т.д., «Какой? Какая?», «Из чего игрушка»; «Продолжи предложение». Картинный материал по лексическим темам; Наглядный метод: Наглядные пособия, наблюдение, рассматривание картин, рисунков, Технические средства обучения: ИКТ, презентации, компьютерные игры.

Слайд 6

Содержание коррекционного центра Сменный иллюстративный материал, дидактические игры и пособия по лексической теме Игры для развития дыхания Пальчиковые игры, обводки, штриховки, пособия для развития мелкой моторики и конструктивного праксиса Иллюстративный материал для автоматизации и дифференциации звуков Мнемотаблицы и алгоритмы для заучивания стихов и составления пересказов и рассказов Игры для формирования и совершенствования грамматического строя речи

Слайд 7

Журнал взаимодействия учителя-логопеда и воспитателя Комплексы артикуляционной гимнастики для свистящих, шипящих и сонорных звуков; Игры, упражнения и задания для развития фонематических процессов; Игры для развития словаря; Игры, упражнения и задания для развития слоговой структуры слова; Игры, упражнения и задания для развития лексико-грамматических категорий.

Слайд 8

Цель взаимодействия: вовлечение семьи в единое образовательное пространство. Задачи: повышение компетентности родителей в области речевого развития детей активизация и обогащение воспитательных и образовательных умений родителей по развитию речи создание условий для совместной игровой и развивающей деятельности родителей и ребенка

Слайд 9

Формы работы с родителями Индивидуальные встречи с родителями; Подбор литературы по вопросам и проблемам речевого развития; Предоставление наглядного материала по развитию речи. Консультации: «Как организовать игровые развивающие занятия дома», «Обогащение словарного запаса дошкольника», «По дороге домой», «Игры на кухне», «Пальчиковый театр – ваш помощник», «Игры с мячом для развития речи детей», «Игра – лучший помощник в занятиях с детьми дома», «Учите детей рассказывать».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация «Взаимосвязь в работе учителя-логопеда и родителей как одно из условий успешной коррекционно-воспитательной работы с детьми с речевыми нарушениями»

    Важной и неотъемлемой частью работы по устранению речевых нарушений у детей является тесное взаимодействие логопеда и родителей. Малая осведомленность родителей в вопросах патолог...

Взаимодействие учителя-логопеда и родителей воспитанников как одно из условий успешной коррекционной работы с детьми с ТНР

Совместная работа учителя-логопеда и родителей как одно из условий успешной коррекционно-воспитательной работы с детьми с речевыми нарушениями...

Совместная работа учителя - логопеда и воспитателя как одно из условий успешной коррекционной работы с детьми с ОНР

Консультация для воспитателей логопедических групп и учителей - логопедов об организации совместной работы учителя- логопеда и воспитателей при работе с детьми с общим недоразвитием речи...

Совместная работа учителя-логопеда и родителей как одно из условий успешной коррекционной работы с детьми с речевыми нарушениями

laquo;Совместная работа учителя-логопеда и родителей как одно из условий успешной коррекционной работы с детьми с речевыми нарушениями» Семья – ближайшее и постоянное социальное...

Консультация для родителей «Взаимосвязь в работе учителя-логопеда и родителей как одно из условий успешной коррекционно-воспитательной работы с детьми с речевыми нарушениями»

Работа с родителями, является одним из важнейших направлений  в коррекционно-воспитательной деятельности – как одно из условий оптимизации педагогического процесса и социализации ребенка, и...