акватерапия
статья по коррекционной педагогике

Жмудь Светлана Анатольевна

сообщение о использовании акватерапии в коррекционной работе

https://yadi.sk/i/6ronkkuNTo3srQ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_-akvaterapiya.docx23.78 КБ

Предварительный просмотр:

           Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

                         «Центр развития ребенка – детский сад с.Бачара»

                                         

                                        Доклад на тему:

                           "Акватерапия -

                 метод коррекции в работе

                    с  дошкольниками"

                                                               Подготовила: Жмудь Светлана Анатольевна

                                                                                       учитель-логопед 

                                                                                         с. Бакчар. 2019 г.        

               

Воде была дана волшебная сила стать соком жизни на земле».

Леонардо да Винчи.

В мире нет ничего более покорного и слабого, чем вода. Тем не менее, нет ничего жесткого и сильного, что может превзойти ее.

Лао-Цзы

  Введение.

Среда обитания малыша в утробе матери связана с водой. И с самого первого дня своего рождения человек связан с водой крепкими узами. Большинство новорожденных детей с удовольствием принимают ванны, шлепая ручками и бултыхая ножками в воде. Она дает ребенку не только приятные ощущения, но и развивает различные рецепторы, предоставляет неограниченные возможности познавать ребенку окружающий мир. Одной из методик, обладающей большими ресурсами, является акватерапия.

Акватерапия – это метод коррекции различного рода нарушений в развитии детей, при котором применяется вода. Игра с водой – это не только естественная и доступная для каждого ребенка форма деятельности, но и один из самых приятных способов обучения.

Акватерапию применяют в коррекционной работе с детьми, имеющими различные речевые нарушения, задержку психомоторного развития, неврологические отклонения, интеллектуальную недостаточность, поражения общей двигательной активности, нарушения органов слуха и зрения. Игры с водой используются и проводятся мной в качестве дополнительного инновационного педагогического приема.

Какова же цель акватерапии:

  • способствовать развитию речи;
  • способствовать физическому развитию ребенка: закаливанию;
  • развитию тактильно-кинестетической чувствительности и тонкой моторики рук;
  • стабилизировать психо-эмоциональное состояние ребенка;

Проблема развития ребенка, имеющих различные речевые отклонения, требует пристального внимания и терпения. Подбирая направления работы с такими детьми,    хочется разнообразить занятие, а главное заинтересовать ребёнка, чтобы общение с   логопедом были в радость и несли положительный результат в работе.

Работая с детьми, имеющих проблемы в речевой и эмоционально – волевой сфере, я стала применять в своей практике нетрадиционные методики, такие как акватерапию. Мы знаем, что вода в жизни человека играет огромную роль. Вода начало всех начал. Используя на занятиях игры с водой, дети получают положительный эмоциональный комфорт, удовольствие и спокойствие, что очень хорошо влияет на их сознание, и соответственно они с удовольствием посещают занятия с логопедом. При введении акватерапии в свою работу, я учитывала возрастные и психологические особенности детей, элементарные гигиенические правила и правила безопасности работы с водой и на воде. Используя свой опыт в коррекционной работе  с детьми я перекладывала (в прямом и переносном смысле слова) общепринятые логопедические игры и дидактические упражнения в воду, потому что игры с водой создают у детей радостное настроение, повышают жизненный тонус, дают детям массу приятных и полезных впечатлений, переживаний и знаний.
Наши дети с удовольствием играют с водой. Ведь такие игры очень естественны, это то, чем ребенок любит заниматься, то, чего не боится. Все знания, которые дети получают во время игры, усваиваются гораздо быстрее и проще.

Также акватерапия имеет терапевтический эффект в адаптационный период посещения ребенком детского сада, снимает напряжение, стрессы.

 Организация  работы по этой методике:

1.Игры- занятия провожу с  детьми, имеющими речевые нарушения в утреннее время с подгруппой детей и индивидуально

2.Подбор пособий осуществляется самими детьми, но я помогаю играть, знакомлю с назначением игрового материала, вариантами игр;

3. Задания подбираю в соответствии с возрастом, эмоциональным состоянием детей.

4.Выучили со всеми ребятами правила игр с водой:

  • Там в глубине в подводном мире, Царство дивное лежит, Царь Нептун в хрустальном замке, Всем живым руководит. Справедлив он и умен, Всем добра желает он. Зеркалами наделен, Потому, все знает он. Кто в его царство попадает, его указы соблюдает. Они не очень-то сложны, но для царя они важны. И ты дружок их должен знать и непременно соблюдать. Тогда Нептун тебе в награду позволит поиграть с водой, что принесет так много счастья, здоровья, знаний и покой!!!

  • руки должны быть чистыми;
  • воду из контейнера пить нельзя;
  • нельзя намеренно выливать воду на пол;
  • нельзя брызгать водой;
  • после игры надо помочь убрать игрушки на свои  места и вытереть руки насухо

 В играх водная среда выступает значимым компонентом развивающих условий:

- физических ( закаливание);

- эмоциональных ( снятие психо -эмоционального напряжения);

- познавательных ( экологических знаний).

Игры с водой не только чрезвычайно увлекательны, но и очень полезны: дети получают возможность устанавливать физические закономерности, овладевать представлениями об изменении вещества, познавать его свойства и возможности.

 Познавательная мотивация в ходе игр с водой достаточно высока по причине использования нетрадиционных методов обучения, игрового материала и возможности непосредственно действовать с ним.

Игры   можно брать следующие:

 « Где же наши ручки?» - опустить руки в теплую воду и вынуть;

« Вылови игрушку»  - ситечком выловить из воды;

« Плавает – тонет» - определение плавучести предметов;

« Достань со дна камешки» - достают из воды цветные камешки;

« Фонтанчики» - наливают воду в стакан, в котором сделано много дырочек;

« Налей воду в бутылочку» - наливают с помощью взрослого;

« Теплая – холодная» - в одном тазу теплая вода, а в другом холодная, поочередно опуская ручки в тазы, дети определяют, где теплая, где холодная. Эти игры для детей младшего возраста, а со старшими дошкольниками провожу такие игры, как:

  • Пальчиковые игры и упражнения в воде
  • Массаж пальцев рук шариком Су-джок
  • Заставь лягушку выпрыгнуть из воды
  • Собери шарик из деталей
  • Соедини скрепки между собой
  • Выложи букву из ракушек
  • Выложи предмет из палочек на воде
  • Достань палочками пуговицы
  • Собери бусы - нанизывают на проволоку бусинки в воде
  • Сделай постройку из лего -конструктора
  • Цветные жемчужины - достать из воды ложкой камушки разного цвета и разложить в соответствующие баночки

Упражнения на  развитие дыхания:

  • Подуй на кораблик через трубочку
  • Заставь кружиться шарики
  • Устрой водоворот в тазике

Опыты и эксперименты:

  • Выливай воду из стакана в тазик, что получается?
  • Наполни стакан водой до середины и нажми на него, что произойдет?
  • Опусти  резко стакан пустой на дно тазика, что видим?

Такие игры увлекают детей, им хочется снова и снова возиться в воде, что-то доставать, перекладывать, составлять. Вижу, как дети радуются, сама на ходу придумываю разные манипуляции с водой и подручными предметами.

После игр с водой, для осушения рук детям предлагаю  поиграть волшебными салфетками, включая элементы самомассажа: поглаживание, растирание, вибрация – поколачивание указательным пальцем или кулачком по другой ладони, вытягивание каждого пальца.

Вывод:

Вода благоприятно влияет на детский организм и в частности на его психику. Вода, как что-то живое, завораживает детей, помогает увлечь и успокоить. Она принимает на себя целый поток  отрицательной энергии, тем самым создает благоприятный фон. Игры с водой создают у детей радостное настроение повышают жизненный тонус, дают детям массу приятных и полезных впечатлений, переживаний и знаний. Регулярно посещая эти занятия, дети стали меньше проявлять агрессивность друг к другу, стали более спокойными и уверенными.

      Ожидаемый результат работы  -это сохранение и укрепление физического и нервно-психического развития детей, устранение и предупреждение различные речевых отклонений, создание радостного, эмоционального настроения

Литература:

 1. Алябьева Е. А. Как организовать работу с детьми летом. Часть 1. Сфера, 2012.- 128с. 2. Баряева Л. Б., Кондратьева С. Ю. Игры с водой // Дети с проблемами в развитии. 2004. № 1. 3. Баряева Л.Б., Гаврилушкина О.П. Игры-занятия с природным и рукотворным материалом. - СПб.: НОУ СОЮЗ, 2005. 4. Коррекционная работа в обогащенной предметно-развивающей среде / Под ред. Л.Б. Баряевой. - СПб.: КАРО, 2006. 5. Новиковская О.А. Сборник развивающих игр с водой и песком для дошкольников. - Спб.:«ДЕТСТВО - ПРЕСС», 2010 - 64с., ил. 6. Соколовская Н.В. Адаптация ребёнка к условиям детского сада. Волгоград, Издательство «Учитель», 2008


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по акватерапии для детей старшего дошкольног возраста "Морские волны"

Интегрированное занятие педагога-психолога и инструктора по плаванию для детей старшего дошкольного возраста, имеющих нарушение зрения....

Конспект занятия по акватерапии для детей старшего дошкольног возраста "Планета мыльных пузырей"

Конспект интегрированного занятия педагога-психолога и инструктора по плаванию для детей старшего дошкольного, имеющих нарушение зрения....

Статья "Элементы акватерапии в работе с детьми, имеющими нарушение зрения: Конспект досуга для детей старшего дошкольного возраста "Мыльная Царица".

В статье показано использование акватерапии в работе с детьми со зрительной патологией.  Разработан конспект совместного досуга педагога-психолога и и нструктора по плаванию....

Акватерапия для дошкольников

Акватерапия – это метод коррекции различного рода нарушений в развитии детей, с применением воды. Игра с водой- это естественная и доступная для каждого ребенка форма деятельности.Приемы акватер...

Конспект занятия в первой младшей группе с использованием акватерапии « В гости к рыбке».

Задачи  1. Добиться снижения психоэмоционального напряжения у детей в период адаптации.2. Способствовать накоплению у детей конкретных представлений о свойствах воды.3.Развивать речь детей, актив...

Акватерапия как средство адаптации к детскому саду

В образовательной области существует немало проблем, среди которых самой актуальной на сегодняшний день является проблема сохранения здоровья, где всякая практическая работа, направленная на укреплени...

Статья Занятие "Узоры в воде" с элементами акватерапии для детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

занятие с элементами акватерапии для детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи или имеющими ОНР...