Проект педагога-психолога "МЫ ВМЕСТЕ"
методическая разработка по коррекционной педагогике

Коммуникативные игры в формировании социальных навыков у детей старшего дошкольного возраста (адаптация программы С.В.Крюковой, С.П. Слободяник "УДИВЛЯЮСЬ, ЗЛЮСЬ, БОЮСЬ, ХВАСТАЮСЬ И РАДУЮСЬ")

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_lihaya_mihaylova_shenshina.docx31.78 КБ

Предварительный просмотр:

ПРОЕКТ «МЫ ВМЕСТЕ!»

Михайлова О. В., педагог-психолог МБДОУ д/с №64,

Лихая В. А. , педагог-психолог МБДОУ д/с № 25,

Шеншина Т. В., педагог-психолог МБДОУ д/с № 100,

г. Таганрог

Противоречия: Мы отмечаем, что у детей логопедической группы наблюдается противоречие между возрастными (нормативными) требованиями к уровню речевого развития детей старшего дошкольного возраста и имеющимися особенностями, связанными с задержкой речевого развития.

Проблема: Нарушения речи у детей проявляются и в недостаточном развитии коммуникативных умений (умение общаться, задавать вопросы, развитие связной речи и т.д.).

Актуальность проблемы: В последние годы наблюдается ухудшение в целом состояния здоровья детей дошкольного возраста. Анализ состояния здоровья показывает увеличение доли детей с нарушениями нервной системы, речевыми и другими проблемами. 

В то же время федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО) одной из приоритетных задач ставит охрану и укрепление физического и психического здоровья детей в том числе их эмоционального благополучия. В разделе 2.6. ФГОС ДО «Социально коммуникативное развитие» отмечена важность развития социального и эмоционально интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирования готовности к совместной деятельности со сверстниками. Требования к условиям реализации основной образовательной Программы дошкольного образования (ФГОС ДО, п 3.1) включают в условия реализации в социально-коммуникативной сфере на фоне эмоционального благополучия и положительного отношения к миру, к себе и другим людям. Указанные требования направлены на создание образовательной среды, которые гарантирует охрану и укрепление физического и психического здоровья детей и обеспечивает их эмоциональное благополучие. А эти требования возможно выполнить при определенных условиях: через непосредственное общение с ребенком и через уважительное отношение к каждому ребенку, к его чувствам и потребностям. Многие годы дошкольное образование в России было ориентировано на обеспечение познавательного развития детей. Развитие при этом отождествлялось с формированием знаний, умений и навыков, что приводило к его явному упрощению (симплификации). Однако само предназначение дошкольного возраста заключается не столько в овладении ребенком знаниями, сколько в становлении базовых свойств его личности: самооценки и образа “Я”, эмоционально-потребностной сферы, нравственных ценностей, смыслов и установок, а также социально-психологических особенностей в системе отношений с другими людьми.

Педагоги дошкольных учреждений пока до конца не осознают значение успешной социализации детей для сохранения их психического и социального здоровья. Хотя взрослых все чаще беспокоят такие проблемы социализации детей, как неконструктивное поведение, проблемы их общения со взрослыми и друг с другом. В самом общем виде социальная компетентность может быть представлена как понимание отношений «я» – « общество», умение выбрать правильные социальные ориентиры и организовать свою деятельность в соответствии с этими ориентирами или как социальные навыки, позволяющие человеку адекватно выполнять нормы и правила жизни в обществе. Проявляется противоречие между общественной необходимостью формирования социальной компетентности у ребенка, начиная с раннего детства и недостаточной разработанностью организационно-содержательного и методических аспектов успешного решения данного вопроса в дошкольных учреждениях, что и обусловило поиск путей решения исследуемой проблемы в рамках проекта.  Организация формирования у детей социальных навыков осуществляется успешно, если используются доступные возрасту дошкольников ресурсы детской деятельности, и, прежде всего игровой.

В п.4.6. ФГОС ДО представлены  целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования: «Ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх. Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты». Но все дети развиваются в индивидуальном темпе, и имеют индивидуальные особенности.

Проблема эмоционального развития дошкольников занимались многие педагоги, психологи (Л.И. Божович, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, Т.А. Маркова, Я.З. Неверович, А.П. Усова, Д.Б. Эльконин, и др.), которые утверждали, что положительные эмоции создают оптимальные условия для активной деятельности мозга и являются стимулом для познания мира. В многочисленных исследованиях (Я.Л. Коломенский, Т.А. Репина, В.Р. Кисловская, А.В. Кривчук, В.С. Мухина и др.) было показано, что на протяжении дошкольного возраста (от 3 до 7 лет) стремительно увеличивается структурированность детского коллектива – одни дети становятся все более предпочитаемыми большинством в группе, другие все прочнее занимают положение отверженных. Было установлено также, что эмоциональное самочувствие детей во многом зависят от характера отношений ребенка со сверстниками. В исследованиях Р.А. Максимовой, Г.А. Золотняковой, В.М. Сенченко и др. выяснялись возрастные особенности восприятия дошкольниками других людей, понимания эмоционального состояния человека, способы решения проблемных ситуаций.

Разработкой данной проблемы в рамках примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования "Детство" занимаются Шипицына Л.М., Защиринская О.В., Воронова А.П., Нилова Т.А ("Азбука общения: развитие навыков общения у детей дошкольного возраста"). Кроме этого в данном направлении работают С.В. Крюкова, Н.П. Слободяник "Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь": развитие эмоциональной сферы детей. Н.В. Клюева, Ю.В. Филиппова "Общение, дети 5-7 лет": совершенствование коммуникативных навыков с теми кто испытывает сложности при общении со сверстниками и взрослыми. В.А. Петровский, А.М. Виноградова рассматривают вопросы общения педагога с детьми в процессе совместной игры. Ориентируются на личность каждого ребёнка, её свободное развитие. О.Н. Саранская "Давайте дружить": предлагает цикл занятий, состоящий из игровых упражнений, способствующих совершенствованию коммуникативных навыков, воспитанию социальной активности и доброжелательного отношения к окружающим. Е.А. Алябьева "Психогимнастика в д/с": показывает участникам, как проявить себя, общаясь без помощи слов, осваивая "язык тела". Этюды, игры и упражнения развивают различные стороны психики ребёнка. "Психогимнастика" М.И. Чистяковой помогает детям преодолевать барьеры в общении, лучше понимать себя и др., снимает психическое напряжение, даёт возможность самовыражения.

Воспитанники логопедических групп  испытывают значительные трудности в развитии эмоциональной сферы. Для них характерны: нарушение коммуникативных функций, неумение ориентироваться в ситуации общения, незаинтересованность в контакте со взрослыми и сверстниками, негативизм; сниженная самооценка, повышенная тревожность, агрессивность, вербальная агрессия по отношению к взрослым и детям; нестабильность настроения (упрямство, капризы, неподчинение взрослым); бедность эмоций.

Число детей с легкими нарушениями психического развития, так называемых «детей группы риска», велико и все возрастает. Практически в анамнезе каждого ребенка, посещающего логопедическую группу, отмечается та или иная неврологическая симптоматика (мышечная дистония, внутричерепная гипертензия, судорожный синдром и др.), а также незначительное отставание в психомоторном развитии до года, соматическая ослабленность.

По итогам диагностики уровня развития социальных навыков у детей подготовительной (логопедической) группы (используя методику Дыбиной О.В., Анфисовой С.Е., Кузиной А.В., представленную в пособии «Педагогическая диагностика компетентностей дошкольников») По каждому параметру выделяются уровни сформированности социально-коммуникативной компетентности: высокий, средний, низкий. Высокий уровень (3 балла) — ребенок самостоятельно выполняет задания, добивается результата. Средний уровень (2 балла) — ребенок понимает инструкцию взрослого, готов выполнить задание, прибегая к помощи взрослого. Низкий уровень (1 балл) — ребенок понимает смысл предлагаемого ему задания, но либо отказывается его выполнить (не проявляет интереса или не уверен в достижении результата), либо затрудняется выполнить задание, совершив несколько мало результативных действий (теряет интерес, отказывается от выполнения), на помощь взрослого не реагирует.

На данный момент у 61% воспитанников логопедической группы недостаточно сформирована социально-коммуникативная компетентность. Имеющиеся у детей отклонения приводят к нарушению умственной работоспособности, недостаткам общей и мелкой моторики и трудностям во взаимодействии с окружающим миром. Поэтому возникает необходимость специально организованной деятельности по формированию коммуникативных навыков. Для этого мы реализовали проект «Коммуникативные игры как средство формирования социальных навыков детей подготовительной к школе (логопедической) группы».

Цель: Разработать систему взаимодействия всех участников образовательных отношений по формированию социальных навыков у детей старшего дошкольного возраста (логопедическая группа).

Задачи:

  1. Изучить исследования проблемы социального развития старших дошкольников в нормативных документах, педагогике, детской психологии, проанализировать имеющиеся программы по проблеме

Предполагаемый результат: Готовность применять полученные теоретические знания и опыт коллег в процессе реализации проекта по проблеме

  1. Выявить уровень развития социальных навыков у современного дошкольника, имеющего речевые нарушения.

Предполагаемый результат: Приближение уровня развития детей, имеющих речевые нарушения, к возрастным возможностям современного дошкольника,

  1. Адаптировать программу эмоционального развития «Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь» С.В. Крюковой, Н.П. Слободяник., для детей логопедических групп.

Предполагаемый результат: Эффективность адаптированной программы по проблеме может быть доказана повышением уровня развития социальных навыков у детей.

Механизмы: адаптация системы занятий для детей-логопатов, подготовка рекомендаций педагогам и родителям, подборка игр и упражнений для домашнего и группового применения, подготовка и проведение мастер-класса для педагогов.

Инновационность данного проекта состоит в разработке системы взаимодействия всех участников образовательных отношений, направленной на создание у них чувства принадлежности к группе, положительного эмоционального фона, формирование социальных навыков детей подготовительной к школе группы на основе программы С.В. Крюковой, Н.П. Слободяник "Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь".

Организация занятий: один раз в неделю, подгруппой детей 10-12 человек.

Основные формы: элементы сказкотерапии с импровизацией, игры на развитие навыков общения, игры на развитие восприятия, памяти, внимания, воображения.

Участники: дети, родители, специалисты ДОУ, представители учреждений социума и т.д.

I этап- подготовительный. Сроки реализации: октябрь-ноябрь 

Цель: изучение и анализ научной и методической литературы по теме проекта

Содержание деятельности

Предполагаемый результат

1.

Изучение нормативно-правовой базы и психолого-педагогической литературы по проблеме

Изучение передового педагогического опыта по проблеме. Анализ программ и технологий по проблеме (если прописано в задаче).

Знание перечисленных документов. Готовность к применению.

Создание банка данных

2.

Изменение развивающей среды по проблеме.

Обновление уголка эмоций, дидактич. игр

3.

Выявление уровня развития детей “Педагогическая диагностика компетентностей дошкольников”/ учебно-методическое пособие под ред. О.В. Дыбиной – М., 2010.

Протоколы, таблица результатов диагностики.

4.

Разработка проекта «Мы вместе»

План, модели, конспекты занятий.

II этап – основной, практический. Сроки реализации – декабрь - май

Цель: создание социально-педагогических, психологических условий для формирования социальных навыков у детей-логопатов.

Содержание деятельности

Предполагаемый результат

Разработка консультаций для педагогов и родителей (буклет)

Приближение уровня развития детей, имеющих речевые нарушения, к возрастным возможностям современного дошкольника

Проведение мастер-класса для педагогов

Создание вместе с родителями фотоальбома «Эмоции», «Трудные ситуации»

Использование коммуникативных игр и упражнений в течении дня

III этап – заключительный. Сроки реализации – май-июнь

Цель – оценка эффективности

Содержание деятельности

Предполагаемый результат

1.

Выявление уровня развития детей.

Динамика развития детей

2.

Анализ итогов внедрения адаптированной программы «Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь (может быть доказана повышением уровня развития детей на 10-15 %)

эффективность программы

3.

Создание презентации по итогам реализации  инновационного проекта.

Презентация.

Список литературы:

  1. Крюкова С.В., Слободяник Н.П. Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь. М.: Генезис, 2010
  2. Педагогическая диагностика компетентностей дошкольников. Для работы с детьми 5-7 лет /Под ред. О. В. Дыбиной. — М.: Мозаика-Синтез, 2010
  3. ФЗ «Об образовании РФ» от 29.12.12г. №273;
  4.  Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. N 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта к структуре основной  общеобразовательной программы дошкольного образования»;
  5. Указ Президента РФ от 01.06.2012 № 761 "О национальной стратегии действий в интересах детей на 2012–2017 годы"
  6. Постановление Главного санитарного врача Российской Федерации от 15.05.2013 № 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарноэпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций».

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация по проекту "Учимся жить вместе"

Этот материал пожет тем, кто работает по теме о толерантности....

Видеоклип по проекту "Учимся жить вместе"

Видеоклип по проекту "учимся жить вместе" сделанный детьми самостоятельно (толерантность)...

Конспект занятия с детьми дошкольного возраста по проекту "Учимся жить вместе""

Этот конспект поможет провести занятие педагогам, работающим по теме "Толерантность для дошкольников"...

Конспект занятия по проекту "Учимся жить вместе"

Конспект предназначен для педагогов, работающих по теме "Толерантность"...

Конспект занятия по проекту "Учимся жить вместе"ятия по проекту "Учимся жить вместе" 3

Конспект предназначен для педагогов, работающих по теме "Толерантность"...

Проект с родителями: «Вместе с мамой, вместе с папой я здоровым быть хочу"

Проект с родителями: «Вместе с мамой, вместе с папой я здоровым быть хочу"...

Проект на тему: "Вместе с мамой, вместе с папой, я здоровым быть хочу!"

Во время проведения родительского собрания во второй мл. группе на тему «Досуг и здоровье  нашей семьи» провела анкетирование для родителей. В результате опроса было выяснено, что нек...