3. Учебно-исследовательская деятельность

Семенова Елена Алексеевна

1. Положение о ВКР

2. Положение о курсовой работе

3. Положение о портфолио

4. Курсовая работа "Развитие творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста посредством музыкально-дидактической игры"

5. Конспект родительского собрания на тему "Как мы живём и чем занимаемся в детском саду" (группа раннего возраста (от 1 до 2 лет))

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                                                                              «Утверждаю»        

                                                                                               Директор колледжа _______                        

                      Зарипова А.А.

Порядок разработки и защиты

 выпускной

квалификационной работы в

 ГБОУ СПО ВО

«Муромский педагогический колледж»

  1. Общие положения.

Данный порядок разработки и защиты выпускной квалификационной работы является приложением к Положению о порядке проведения итоговой государственной итоговой аттестации по образовательным программам  среднего профессионального образования в ГБОУ СПО ВО «Муромский педагогический колледж»

  1. Выпускная квалификационная работа (далее ВКР) – это самостоятельная научно-исследовательская работа студента, один из видов аттестационных испытаний выпускников колледжа, завершающих обучение по основной профессиональной образовательной программе среднего профессионального  образования и  проводится в соответствии с  федеральными государственными образовательными стандартами СПО, приказом Минобрнауки России от 16.08.2013 №968.
  2. Выполнение ВКР призвано способствовать систематизации, закреплению и совершенствованию полученных студентом знаний, профессиональных учебно-исследовательских умений и компетенций.
  3. Защита ВКР является обязательным испытанием, включаемым в итоговую государственную аттестацию всех выпускников, завершающих обучение по программам среднего профессионального образования повышенного и базового уровня,  проводится с целью выявления готовности выпускника к осуществлению основных видов деятельности и соответствия уровня и качества подготовки выпускников  федеральному государственному образовательному стандарту среднего профессионального образования в части государственных требований к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников, требованиям  регионального компонента  и компонента колледжа к профессиональной деятельности.
  4. ВКР выполняется в форме дипломной работы ( дипломного проекта).
  5. ВКР должна иметь актуальность и практическую значимость и может выполняться по предложениям (заказам) образовательных учреждений, организаций, предприятий.

  1. Организация разработки тематики и выполнения ВКР.

  1. Программа итоговой государственной итоговой аттестации определяет тематику ВКР в соответствии с присваиваемой выпускникам квалификацией.
  2. Тематика ВКР определяется содержанием образования,          обеспечивающим необходимую квалификацию в соответствии с учебным планом колледжа по специальностям .
  3. Темы ВКР разрабатываются преподавателями колледжа  по возможности совместно со специалистами образовательных учреждений, организаций или предприятий, заинтересованных в разработке данных тем, и рассматриваются соответствующими предметно-цикловыми комиссиями. Тема ВКР может быть предложена студентом при условии обоснования им целесообразности разработки.
  4. Темы ВКР должны отражать современный уровень развития науки, культуры, образования, производства, техники и соответствовать социальному заказу общества. В процессе исследования допускается корректировка формулировки темы.
  5. Закрепление направлений исследований ВКР (с указанием руководителей и сроков выполнения) за студентами оформляется приказом директора колледжа  не позднее 1 ноября последнего года обучения, а утверждение тем ВКР – не позднее 1 марта (окончательная формулировка).
  6. Руководителя ВКР  утверждаются приказом по колледжу.
  7. По утвержденной теме руководитель ВКР разрабатывает совместно со студентом индивидуальный план подготовки и выполнения ВКР, заполняет задание на ВКР.
  8. Основными функциями руководителя ВКР являются:
  • руководство разработкой индивидуального плана подготовки и выполнения ВКР;
  • консультирование по вопросам содержания и последовательности выполнения ВКР (назначение и задачи, структура и объем работы, принципы разработки и оформления, примерное распределение времени на выполнение отдельных частей ВКР);
  • оказание помощи студенту в подборе литературы;
  • контроль хода выполнения ВКР;
  • подготовка письменного отзыва на ВКР.

К каждому руководителю может быть одновременно прикреплено не более 8 студентов. На все виды консультаций для каждого студента предусматривается не более 20 академических часов сверх сетки часов учебного плана.

  1.  Кроме основного руководителя могут быть назначены консультанты по отдельным частям                  (вопросам) ВКР, оплата работы которых по факту составляет не более 5 академических часов сверх сетки часов учебного плана. Основными функциями консультанта ВКР являются:
  • руководство разработкой индивидуального плана подготовки и выполнения ВКР в части содержания консультируемого вопроса;
  • оказание помощи студентам в подборе необходимой литературы в части содержания консультируемого вопроса;
  • контроль хода выполнения ВКР в части содержания консультируемого вопроса.

2.10.Общее руководство и контроль за ходом выполнения ВКР осуществляет заместитель директора по НМР; контроль за сроками выполнения работ, распределением научных руководителей, консультантов, рецензентов работ, а также промежуточный контроль за соблюдением индивидуального плана работы осуществляют заведующие отделениями; утверждение тематики работ осуществляют председатели предметно-цикловых комиссий; руководство разработкой тематики и научное руководство осуществляют преподаватели колледжа.

2.11.На завершение ВКР отводится 4 недели календарного времени, согласно календарному учебному графику колледжа. Последняя неделя первого семестра – контроль готовности теоретической части работы. Подготовка и проведение предзащиты ВКР проводится согласно календарному учебному графику колледжа . 

    2.12.По завершении студентом ВКР руководитель подписывает ее и вместе с   письменным    отзывом передает на рецензирование внешнему эксперту.

       2.13.Заместитель  директора по НМР своевременно представляет ВКР     государственной  экзаменационной   комиссии .

  1. Требования к выпускной квалификационной работе.

3.1.Выпускная работа выполняется в форме дипломной работы или дипломного проекта и оформляется на стандартных листах специальной папки для дипломного проектирования  (сброшюрованная), с соблюдением полей. Текст ВКР прдставляется в формате А4 машинописного текста, напечатанного через 1,5 интервала шрифтом Times New Roman 14 (интервал 1,5) с полями: слева – 30 мм, справа – 15 мм, сверху и снизу – 20 мм  на одной стороне стандартного листа односортной бумаги.

3.2. Объем ВКР должен составляет  не менее 30, но не более 50 страниц печатного текста (60-100 рукописных страниц). Приложение не входит в объем работы и может быть довольно значительным.

3.3.ВКР может носить опытно-практический, опытно-экспериментальный, теоретический, проектный характер.

3.4.ВКР опытно-практического характера имеет следующую структуру:

- введение, в котором раскрываются актуальность выбора темы, формулируются компоненты методологического аппарата: противоречие, проблема, цель, объект, предмет, задачи работы, методы исследования и др;

- теоретическая часть, в которой содержатся теоретические основы изучаемой проблемы;

- практическая часть,  направленная на решение выбранной проблемы и состоящая из проектирования педагогической деятельности, описания ее реализации, оценки ее результативности. Практическая часть может включать в себя систему разработанных занятий, уроков, внеклассных форм работы, комплектов учебно-наглядных или учебно-методических пособий, описание опыта практической работы отдельного педагога, системы обучения, воспитания конкретного образовательного учреждения и т.п. с обоснованием их разработки и методическими указаниями по их применению;

- заключение, в котором содержатся выводы и рекомендации относительно возможностей практического применения полученных результатов;

- список используемой литературы ( не менее 20 источников);

- приложение (при необходимости).

3.5.ВКР опытно-экспериментального характера имеет следующую структуру:

     - введение, в котором раскрывается актуальность выбора темы, формулируются  компоненты методологического  аппарата: противоречие, проблема, цель, объект, предмет, гипотеза, задачи работы, методы исследования и др.;

- теоретическая часть, в которой дана история вопроса, аспекты разработанности проблемы в теории и практике, психолого-педагогическое обоснование проблемы;

- практическая часть, в которой представлены план проведения эксперимента, характеристики методов экспериментальной работы, основные этапы эксперимента (констатирующий, формирующий, контрольный), анализ результатов опытно-экспериментальной работы;

- заключение, в котором содержатся выводы и рекомендации относительно возможностей практического применения полученных результатов;

- списка используемой литературы (не менее 20 источников);

- приложение (при необходимости).

3.6. ВКР теоретического характера имеет следующую структуру:

     - введение, в котором раскрывается актуальность выбора темы, формулируются  компоненты методологического  аппарата: противоречие, проблема, цель, объект, предмет, гипотеза, задачи работы, методы исследования и др.;

- теоретическая часть, в которой дана история вопроса, уровень разработанности проблемы в теории и практике,  посредством глубокого сравнительного анализа литературы, психолого-педагогическое обоснование проблемы;

- заключение, в котором содержатся выводы и рекомендации относительно возможностей использования материалов исследования;

- списка используемой литературы (не менее 25 источников);

- приложение (при необходимости).

3.7. В случае выполнения ВКР проектного характера допускается выполнение выпускной квалификационной работы группой студентов. При этом индивидуальные планы разрабатываются руководителем с каждым студентом. Содержанием ВКР проектного характера является разработка изделия или продукта творческой деятельности. По структуре данная ВКР состоит из пояснительной записки, теоретической части (описание этапов проекта), практической части и списка литературы.

    Структура и содержание пояснительной записки, теоретической части определяются в зависимости от профиля специальности, темы дипломного проекта. Объем пояснительной записки и теоретической части должен составлять от 10 до 25 страниц печатного текста с критическим описанием процесса создания конечного продукта. В практической части созданные изделия или продукты творческой деятельности могут быть представлены в виде готовых изделий в соответствии с видами профессиональной деятельности и выбранной темой: демонстрации дизайн-проекта, слайд - фильма с копиями в виде комплекта раздаточного материала формата А 4 для каждого члена аттестационной комиссии, электронных пособий и видеофильма, художественных произведений в различных материалах (живопись, графика, создание наглядных пособий) и др.

 Продукты творческой деятельности представляются в виде серий наглядных пособий, компьютерных программ, в виде исполнения музыкальных  произведений, фильма об этапах работы над музыкальным произведением разных жанров, компьютерной программы для студентов и учителей по использованию новых технологий и др.

Данный тип ВКР позволяет реализовать творческий потенциал студента, проявить свои  исследовательские, информационные, организационные, коммуникативные,  интеллектуальные и проектировочные компетенции.

3.8.По содержанию ВКР может быть логическим продолжением курсовой работы, идеи и выводы которой реализуются на более высоком теоретическом и практическом уровне. Курсовая работа может стать составной частью (разделом, главой ) ВКР.

4.Рецензирование выпускной квалификационной работы.

     4.1.Выполненные квалификационные работы рецензируются специалистами из   числа работников образовательных учреждений, организаций, предприятий, хорошо владеющих вопросами, связанными с тематикой ВКР.

     4.2.Рецензенты ВКР назначаются приказом по колледжу не позднее одного месяца до защиты ВКР.

           4.3.Рецензия должна включать:

- заключение о соответствии ВКР заявленной теме;

     - оценку качества выполнения каждого раздела  ВКР;

      - оценку степени разработки поставленных вопросов, теоретической и                 практической значимости работы;

- оценку ВКР по пятибалльной системе.

 На рецензирование одной ВКР предусматривается не менее 5 часов сверх сетки часов учебного плана.

4.4.Содержание рецензии доводится до сведения студента не позднее, чем за три дня до защиты ВКР.

4.5.Внесение изменений в ВКР после получения рецензии не допускается.

4.6.Заместитель директора по НМР при наличии положительного отзыва руководителя и рецензии решает вопрос о допуске студента к защите и передает ВКР в Государственную экзаменационную комиссию не позднее, чем за 5 дней до начала Государственной итоговой аттестации.

4.7.Отрицательная рецензия, если она при соблюдении всех указанных в разделах  два и три требований не затрагивает сущностную сторону дела, не лишает автора ВКР права быть допущенным к защите и отстаивать свои научные взгляды и убеждения перед экзаменационной комиссией.

5.Защита выпускных квалификационных работ.

  1.  Защита ВКР проводится на открытом заседании государственной аттестационной

комиссии. На защиту ВКР отводится до 1 академического часа. Процедура защиты устанавливается председателем ГЭК по согласованию с членами комиссии и, как правило, включает доклад студента (не более 10-15 минут), чтение отзыва и рецензии, вопросы членов комиссии, ответы студента. В докладе студента должен быть дан практико-ориентированный анализ, четко представлен категориальный аппарат, описан педагогический эксперимент (при необходимости и возможности проиллюстрирован), отрефлексирована вся проделанная работа студента. Может быть предусмотрено выступление руководителя ВКР, а также рецензента, если он присутствует на заседании ГЭК.

  1.   При определении итоговой оценки по защите ВКР учитывается доклад выпускника, ответы на вопросы, оценка рецензента и отзыв руководителя.
  2.  Решение об оценке ВКР принимает ГЭЖК простым большинством голосов на своем закрытом заседании после завершения всех защит, назначенных на данный день. В случае расхождения оценок и невозможности консенсуса решение принимается в пользу студента. Если ВКР включает содержание одного из итоговых экзаменов по дисциплине, то в приложении к диплому оценка по этой дисциплине проставляется по результатам защиты ВКР.
  3.  Заседание государственной аттестационной комиссии протоколируется. В протоколе фиксируется: итоговая оценка ВКР, вопросы и особые мнения членов комиссии. Протоколы подписываются председателем, заместителем председателя, всеми членами и секретарем комиссии. Ведение протоколов осуществляется в прошнурованных книгах, листы которых пронумерованы. Книга протоколов заседаний ГЭК хранится в колледже  в течение 75 лет.
  4.   Студенты, выполнившие ВКР, но получившие при защите оценку «неудовлетворительно»,  имеют право на повторную защиту не ранее чем через 6 месяцев.

  1. Хранение выпускных квалификационных работ.
  1. После защиты ВКР остаются в колледже в полном объеме для последующего использования в учебном процессе и передаются по акту в научно-методический центр.
  2. ВКР хранятся в научно-методическом центре колледжа не менее трех лет. По истечении указанного срока вопрос о дальнейшем хранении ВКР решается организуемой по приказу директора  комиссией, которая представляет предложения о списании ВКР. Списание оформляется соответствующим актом. Лучшие ВКР, представляющие учебно-методическую ценность, могут быть использованы в качестве учебных пособий в кабинетах колледжа.
  3.  По запросу организации, учреждения, предприятия директор колледжа имеет право разрешить копирование ВКР студентов.
  4. Продукты творческой деятельности по решению ГЭК могут не подлежать хранению в течение трех лет. Они могут быть использованы в качестве учебных пособий, реализованы через выставки-продажи и т.п.

                                        - конец документа-



Предварительный просмотр:

 

ПРИНЯТО

Советом колледжа

протокол №____от  ___________

                        

УТВЕРЖДЕНО  

приказом директора колледжа

 № _____ от ______________

                                 

Положение о курсовой работе (проекте)  обучающихся

ГБОУ СПО ВО «Муромский педагогический колледж».

  1. Общие положения

1.1. Положение о  курсовой  работе (проекте) разработано в соответствии с требованиями  ФЗ «Об образовании в РФ» №273-ФЗ от 29 декабря 2012 года,  Приказом  Министерства образования и науки Российской Федерации от 14.06. 2013 г. N 464 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам среднего профессионального образования";  Федеральными государственными образовательными стандартами среднего профессионального образования (далее ФГОС СПО), положением о текущем контроле и промежуточной аттестации обучающихся.

1.2. Курсовая работа (проект) – вид учебной работы по дисциплинам профессионального цикла и (или) профессиональному модулю. Она является одной из форм самостоятельной  научно-исследовательской работы обучающихся и формой контроля учебной работы.

1.3.Курсовая работа является предшествующим этапом выполнения выпускной квалификационной работы, связанной со сферой деятельности будущих специалистов.

1.4. Дидактическими целями курсовой  работы являются:

- систематизация  и совершенствование полученных студентом знаний, профессиональных умений и компетенций;

- развитие навыков самостоятельной работы, овладение методологией решения проблем, разрабатываемых в курсовой работе;

- определение уровня теоретической и практической готовности студентов к разработке реальных профессиональных проблем, актуализация потребности в непрерывном образовании.

1.5. Курсовая работа  выполняется в сроки, определяемые учебным планом специальности.

2. Организация разработки тематики курсовых работ

2.1. Тематика курсовых работ (проектов) ежегодно разрабатывается преподавателями  и согласуется с работодателями.

2.2. Тематика курсовых работ (проектов) рассматривается на заседании предметно-цикловой комиссии и  утверждается директором колледжа до 1 марта текущего года.

2.3. Круг разрабатываемых тем должен соответствовать требованиям, предъявляемым студенту ФГОС СПО по специальности

2.4. Тема курсовой работы (проекта)  может быть связана с программой производственной практики студентов.

2.5. Студент имеет право выбора темы курсовой работы (проекта).

2.6. Курсовая работа (проект) может стать составной частью (разделом, главой) выпускной квалификационной работы.

2.7. Темы курсовых работ (проектов) не  должны повторяться в течение 3 лет.

3. Организация выполнения курсовой работы (проекта)

3.1. Общее руководство и контроль за ходом выполнения курсовой работы, осуществляет преподаватель соответствующей учебной дисциплины (УД), междисциплинарного курса (МДК), профессионального модуля(ПМ).

3.2. Научный руководитель курсовой работы  (проекта)  выполняет следующие обязанности:

  • ознакомление студентов с настоящим положением и учебно-методической литературой по вопросам  содержания и оформления курсовой работы, её структурирования;
  • составление  циклограммы  работы над курсовой работой;
  • контроль всех этапов выполнения курсовой работы (проекта);
  • проведение консультаций по всем вопросам выполнения курсовой работы (проекта);
  • исправление ошибок и организация корректирующего дидактического процесса.

3.3. Консультации проводятся за счет объема времени, отведенного в рабочем учебном плане на консультации.

3.4.Курсовая работа должна быть выполнена в установленные сроки и  в соответствии с утвержденным календарным учебным графиком.

3.5. Защита курсовой работы (проекта) является обязательной и проводится за счет объема времени, предусмотренного на изучение УД, МДК, ПМ.

3.6. График защиты курсовых работ (проектов) на отделениях утверждается распоряжением  директора колледжа.

3.7. Процедура защиты определяется  научным руководителем при участии заместителя директора по НМР, председателя ПЦК (возможна в форме научно-практической конференции, индивидуальных выступлений студентов на итоговом занятии УД, МДК,ПМ).

3.8. Курсовая работа  оценивается по пятибалльной системе.

3.9.Обоснование оценки научный руководитель оформляет в письменном отзыве, где отражается:

  • степень разработанности темы и соответствие содержания курсовой работы (проекта) целям и задачам;
  • уровень самостоятельности студента в работе над темой  исследования;
  • оценка умения студента работать с научной, справочной литературой, электронными образовательными ресурсами;
  • уровень владения теоретическими знаниями, профессионально-значимыми компетенциями;
  • оценка умения обосновывать ценность полученных и выводов;
  • качество оформления курсовой работы ( проекта).

3.10. Студентам, получившим неудовлетворительную оценку по курсовой работе (проекту), предоставляется право выбора новой темы, или, по решению преподавателя, доработки прежней темы и определение нового срока для её выполнения. Студенты, не сдавшие курсовые работы (проекты), считаются имеющими академическую задолженность.

3.11.Оценка по курсовой работе (проекту) выставляется в зачетную книжку студента, а также в экзаменационную ведомость и диплом.

4.Оформление курсовой работы

4.1. Курсовая работа (проект)  оформляется на стандартных листах специальной папки с соблюдением полей. Текст курсовой работы представляется в формате А4 машинописного текста, напечатанного через 1,5 интервала шрифтом Times New Roman 14 (интервал 1,5) с полями: слева – 30 мм, справа – 15 мм, сверху и снизу – 20 мм  на одной стороне стандартного листа односортной бумаги.

4.2. Объем курсовой работы (проекта) должен составляет  не менее 15-20  страниц печатного текста. Приложение не входит в объем работы и может быть довольно значительным.

5. Хранение курсовых работ (проектов)

5.1. Выполненные студентами работы хранятся один год в учебно-методическом  кабинете.  

5.2. Лучшие курсовые работы (проекты) могут быть использованы в качестве учебных пособий.

5.3. Курсовые работы (проекты), не представляющие практической ценности, списываются по акту комиссией в составе: заместителя директора по НМР, заведующего отделением, лаборанта учебно-методического кабинета в сентябре следующего учебного года.

                                        - конец документа-



Предварительный просмотр:

                                УТВЕРЖДАЮ:

                                                                                                      Директор _____________

                                                 А.А.Зарипова

                                                                                                     

ТРЕБОВАНИЯ  К ПОРТФОЛИО СТУДЕНТА ГБОУ  СПО ВО

«Муромский педагогический колледж»

  1. Общие положения

Настоящие требования являются приложением к Положению  о выполнении  Государственных требований к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников в части реализации объема времени, отведенного на обязательные учебные занятия по всем дисциплинам и модулям  учебного плана.

1.1. Настоящие требования  к портфолио студента ГБОУ СПО  ВО «Муромский педагогический колледж» (далее - колледж) разработаны в соответствии с требованиями ФЗ «Об образовании»,  ФГОС по специальностям СПО.

1.2. Портфолио студента - это комплект документов, отзывов, работ, позволяющий студенту предъявить образовательные и профессиональные достижения, определить направления профессионально – личностного саморазвития.

1.3. Портфолио позволяет учитывать результаты, достигнутые студентом в разнообразных видах деятельности: учебной, профессиональной, творчески-преобразующей и других.

1.4. Период накопления (сбора) портфолио – нормативный срок обучения.

1.5. Комплектование портфолио осуществляется студентом самостоятельно с учетом примерной структуры на основании рекомендаций  педагогов, классных руководителей,  представителей студенческого актива, методистов и руководителей по педагогической практике.

1.6. Предъявление и защита портфолио может выступать в качестве обязательной формы организации экзамена по ПМ Методическое обеспечение образовательного процесса, альтернативной формы  по отдельным МДК  профессиональных модулей.  В этом случае педагог (педагоги) конкретизируют требования к содержанию и структуре портфолио, определяют критерии  и показатели оценки портфолио, процедуры его предъявления и защиты, условия выбора студентами данной формы, которые утверждаются на педагогическом совете отделения и доводятся до сведения студентов в начале соответствующего семестра.

1.7. Защита предъявления портфолио выпускником колледжа является условием  допуска к  государственной итоговой аттестации.

1.8. Общее руководство деятельностью педагогического и студенческого коллектива по формированию портфолио осуществляют заместитель директора по учебной  работе, заместитель директора по научно-методической   работе, зам.директора по воспитательной работе, зав.практикой,  зав. отделениями. Ответственность за информирование и организацию деятельности студентов по созданию портфолио на уровне студенческой группы возлагается на классного руководителя  и членов студенческого актива группы.

2. Цель, задачи и функции портфолио

2.1. Основная цель портфолио – оценивание профессиональных и общих компетенций студента.

2.2. Портфолио позволяет решать следующие задачи:

- отслеживание индивидуальных достижений студента; динамики развития профессионально – значимых качеств, успешности освоения общих и профессиональных компетенций на основе накопления и систематизации документов, отзывов, работ, других свидетельств;

- оценка эффективности саморазвития по результатам, материализованным продуктам, свидетельствам учебной и профессиональной, проектной деятельности;

- формирование и совершенствование учебной мотивации, мотивации достижений и мотивации на профессиональную деятельность;

- поощрение активности и самостоятельности, расширение возможности для самореализации обучающихся;

- развитие навыков рефлексивной и оценочной деятельности студентов;

- совершенствование навыков целеполагания, планирования и организации собственной деятельности, проектирования профессионально – личностного саморазвития.

2.3. Функции портфолио:

- функция предъявления личных, образовательных и профессиональных достижений - образовательных характеристик, ценностных ориентаций, профессиональной компетентности студента;

- функция фиксации, накопления и оценки индивидуальных образовательных и профессиональных достижений студента, их динамики в процессе освоения основной профессиональной образовательной программы;

- функция формирования личной ответственности за результаты учебно-профессиональной деятельности, профессионально-личностного самосовершенствования,  мотивации и интереса.

  1. Примерная структура портфолио студента

3.1. Содержание портфолио определяется с учетом выбранного вида портфолио:

- портфолио документов;

- портфолио работ.

3.2. Примерная структура портфолио

3.2.1. Общая часть (фото; резюме (общие сведения о студенте); цель и задачи портфолио, содержание портфолио).

3.2.2.  Накопительная часть

- образовательные достижения – освоенные обучающимися в процессе учебно-профессиональной деятельности компетенции, оценка которых осуществляется в процессе текущей, промежуточной и государственной итоговой аттестации на основе соотнесения фактически полученных результатов с требованиями ФГОС;

- профессиональные достижения – эффективный результат применения освоенных обучающимися компетенций в реальной профессиональной деятельности, который удостоверяет, что студент имеет достаточные компетенции, требуемые для выполнения основных видов профессиональной деятельности;  

- результаты творчески – преобразующей деятельности;

- спортивные достижения.

3.2.3. Рефлексивно – проективная часть (самооценка и анализ образовательных и профессиональных достижений, компетенций освоенных на отдельном этапе образовательной программы (ПМ, МДК), определение перспектив профессионального и личностного саморазвития).

3.3. Портфолио документов может содержать:

- документы, подтверждающие участие студента в предметных олимпиадах, научно – практических конференциях, конкурсах, проектах; грамоты, похвальные листы за высокие учебные достижения;

- сертификаты, грамоты, похвальные листы по результатам профессиональной деятельности в рамках различных видов педагогической практики, участия в социально – педагогических проектах;

- сертификаты, грамоты, свидетельства участия в организации студенческого самоуправления, культурно – досуговых мероприятий, локальных проектов, факультативов и студенческих объединения по интересам;

- грамоты,  похвальные листы за участие в спортивных соревнованиях, организацию подготовки и проведение спортивных мероприятий на уровне ОУ, города и т.п.

3.4. Портфолио работ может содержать методическую продукцию, самостоятельно разработанную студентом и получившую достаточно высокую оценку (педагогов колледжа или представителей педагогической общественности):

- конспекты уроков, внеурочных занятий, методические рекомендации, системы заданий, сборники, электронные презентации и т.п.;

- тезисы выступлений на научно – практических конференциях, тексты докладов;

- творческие, исследовательские, проектные работы студента,

- визуальные свидетельства, подтверждающие готовность студента к осуществлению профессиональной деятельности (фото, видеоматериалы, работы школьников и т.п.)

  1. Презентация портфолио

4.1. Студент презентует портфолио на собрании студенческой группы в присутствии экспертной группы. В качестве экспертов на презентацию портфолио могут быть приглашены педагоги колледжа,  руководители структурных подразделений, представители общественности - потенциальные работодатели, родители обучающихся, референтные для студентов лица.

4.2. Презентация портфолио проводится не чаще одного раза в течение учебного года  может способствовать определению номинантов на конкурсы различной направленности.

4.3. Во время презентации студент представляет портфолио, комментирует его содержание. Определяет  наиболее яркие достижения и проблемы, цели, направления и механизмы самосовершенствования.

4.4 Презентация портфолио на выпускном курсе является допуском к государственной итоговой аттестации.  

  1. Организация экспертизы содержания и презентации портфолио студента

         5.1. Содержание портфолио и его презентацию оценивает экспертная группа численностью не менее трех человек, в состав которой могут входить внутренние и внешние эксперты.

5.2. При оценке содержания и презентации портфолио экспертная группа учитывает:

- полноту портфолио;

- обоснованность структуры и содержания портфолио;

- способность студента адекватно оценивать собственные достижения, компетенции;

- умение определять ближайшие и перспективные цели, направления самосовершенствования.

6.Участники работы над Портфолио

и распределение обязанностей между ними

6.1. Участниками работы над портфолио являются студенты, преподаватели, классный  руководитель. Одним  из основных условий  составления Портфолио  является установка тесного сотрудничества между всеми участниками и  четкое распределение обязанностей между ними.

6.2. Обязанности студента:

- оформляет Портфолио в соответствии с принятой в  колледже структурой;

- аккуратно  и самостоятельно подбирает материал для Портфолио;

- систематически   пополняет    соответствующие разделы  материалами, отражающими  успехи и достижения в учебной, производственной и внеучебной деятельности;

- отвечает за достоверность представленных материалов;

- при необходимости обращается за помощью к педагогическому коллективу.

6.3. Обязанности классного руководителя:

- направляет всю работу студента по ведению Портфолио, консультирует, помогает, дает советы, объясняет правила ведения и заполнения Портфолио;

- выполняет роль посредника между всеми участниками работы над Портфолио: студентом, преподавателями, обеспечивает их постоянное сотрудничество и взаимодействие;

- осуществляет контроль  за заполнением соответствующих разделов Портфолио.

6.3. Обязанности преподавателей:

- преподаватели проводят экспертизу представленных работ по дисциплине, междисциплинарному курсу, профессиональному модулю;

- готовят итоговые документы для поощрения студентов за участие в учебной и внеучебной  работе: грамоты, дипломы, сертификаты, отзывы, благодарности и т.д.

- совместно со студентами  отслеживают и  оценивают   динамику их индивидуального  развития  и профессионального  роста, поддерживают их образовательную, профессиональную, творческую  активность  и самостоятельность.  

6.4. Обязанности администрации:

- заместители  директора по учебной, научно-методической, воспитательной работе, зав. производственной практикой осуществляют общий контроль за деятельностью студентов и педагогического коллектива по составлению  Портфолио и его представлению на защите.

-конец документа-

Приложение 1

Департамент образования администрации Владимирской области

ГОСУДАРСТВЕННОЕ  БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  

 УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЕГО   ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО  

ОБРАЗОВАНИЯ  ВЛАДИМИРСКОЙ ОБЛАСТИ

«МУРОМСКИЙ  ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ  КОЛЛЕДЖ»

ПОРТФОЛИО

ФИО студента (фото по желанию) ________________________________________________________________
Год рождения  ________________________________________________________________
Специальность  __________________________________________________

Группа__________________________________________________________

Год поступления__________________________________________________

Год выпуска______________________________________________________



Предварительный просмотр:

Оглавление

Введение        3

Глава 1. Теоретические основы проблемы развития творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста посредством музыкальной дидактической игры        6

1.1. Понятие творческого воображения        6

1.2. Особенности воображения у детей старшего дошкольного возраста        9

1.3. Музыкально-дидактические игры как средство развития творческого воображения        12

Заключение        20

Список литературы        23


Введение

Эволюция познавательного интереса к различным областям знаний и видам деятельности является одной из составных частей успешности воспитания в детском саду. Развитие творческого воображения дошкольника - основа формирования этого качества.

Интенсивное модифицирование окружающей жизни, активное вторжение научно-технического прогресса во все ее слои диктуют педагогу надобность отбирать более эффективные ресурсы обучения и воспитания на основе современных методов и новых интегрированных технологий.

Психологи считают, что в дошкольном возрасте имеет большое значение динамично обогащать те стороны развития, к которым всякий возраст в наибольшей степени чувствителен, особо восприимчив. Собственно, оттого игра как ведущая деятельность является средством первоначального обучения. В игре ребята отражают окружающую жизнь и познают те или другие доступные их восприятию и пониманию данные, явления.

Актуальность исследования обусловлена тем, что современные ситуация характеризуются гуманизацией познавательного процесса, обращением к личности ребенка, развитию лучших его качеств, формированию разносторонней и полноценной личности. В этой связи развитие творческого воображения старших дошкольников приобретает особое значени.

Осуществление этой задачи справедливо требует отлично нового подхода к обучению и воспитанию детей, организации всего образовательного процесса.

В первую очередь, это означает отрицание от авторитарного способа обучения и воспитания детей. Обучение должно быть развивающим, обогащать ребенка знаниями и способами умственной деятельности, развивать познавательные круг интересов и способности. Соответственно, должны претерпеть изменения способы, средства и методы обучения и воспитания детей. В связи с этим особое значимость приобретают игровые формы развития творческого воображения старших дошкольников.

Цель работы – изучение особенностей развития творческого воображения детей старшего дошкольного возраста посредством игры.

Объект исследования - творческое воображение детей старшего дошкольного возраста.

Предмет – игра.

В связи с целью работы необходимо решить следующие задачи:

1. Изучить понятие творческого воображения и его особенности у детей старшего дошкольного возраста;

2. Изучить музыкально-дидактические игры как средство развития творческого воображения;

3. Сделать выводы по проведенному исследованию.

Методологическую основу и теоретическую базу исследования данной работы составляют:

- теория учебной деятельности и содержательные идеи личностно-ориентированного образования (работы Ю.К. Бабанского, Л.Г. Вяткина, В.В. Давыдова, А.К. Марковой, Д.Б. Эльконина);

- идеи народной педагогики в связи с развитием познавательной активности у дошкольников (педагогическое наследие Л.Н. Толстого, К.Д. Ушинского, нравственно-дидактические новации В.А. Сухомлинского, работы по народной педагогике Г.Н. Волков);

- концептуальные идеи развития познавательной активности у дошкольников (работы А.К. Марковой, В.С. Мухиной, Г.И. Щукиной).

В ходе исследования были использованы следующие методы исследования: теоретический анализ и обобщение психолого-педагогической литературы по проблеме исследования; метод синтеза информации.

Теоретическая значимость курсовой работы заключается в обобщении информации по проблеме особенностей развития творческого воображения детей старшего дошкольного возраста посредством игры.


Глава 1. Теоретические основы проблемы развития творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста посредством музыкальной дидактической игры

1.1. Понятие творческого воображения

Воображение, как психический процесс, подразумевает под собой придумывание новых образов при помощи существующего опыта. Изображения, которые создает воображение человека, в основном, не существуют в этот момент, но в будущем вполне могут быть воплощены в жизнь [2].

Воображение, как психический познавательный процесс основывается на преобразовании знаний и впечатлений человека. Чем сложнее и непонятнее ситуация, тем больше увеличивается роль и значение воображения.

Характеристика воображения, как психического процесса, в следующем [8].

Воображение необходимо каждому человеку для совершения его профессиональной деятельности. Также оно имеет сильное влияние на эмоции и чувства каждого человека. Кроме этого, воображение принимает непосредственное участие в развитии личности.

Способность создавать что-то совершенно новое из имеющихся образов и знаний необходима человеку, без неё процесс познания был бы невозможен. Поэтому понятие воображения в психологии тесно связывается с мышлением, памятью и восприятием, также являющимися частью познания. Создание мысленных образов предшествует итогу каждой деятельности, становясь стимулом творческого процесса.

Но функции воображения не только в этом, к примеру, в психологии выделяют целых 5 задач.

1. Для решения практических проблем (прагматическая).

2. Для регуляции эмоций, физиологических состояний и психических процессов (психотерапевтическая). Например, всем известный эффект плацебо, является яркой иллюстрацией этой функции воображения.

3. Регуляция памяти, внимания, речи и других средств познания (познавательная). Мы часто «проговариваем» в уме слова, прежде чем их произнести, а пытаясь вспомнить какой-то факт, пытаемся воссоздать свои ощущения, когда впервые узнали об этом событии (запахи, эмоции, разговоры, звуки и т.д.).

4. Планирование деятельности.

5. Формирование образов и манипуляция ими в уме для программирования различных ситуаций [12].

Но это удивительное явление можно различать не только по выполняемым функциям, есть ещё и различные виды воображения. К пассивному созданию образов относят видения, грёзы (сознательно вызываемые образы) и мечты (планируемое будущее). А более всего в психологии интерес вызывают активные способы воображения, среди которых творческое занимает не последнее место. Это и понятно, именно благодаря такому виду фантазий мы можем наслаждаться произведениями искусства и пользоваться научными открытиями.

Различают следующие виды воображения:

- Пассивное. Самый простой вариант, который возникает просто так, без желаний со стороны человека. Чаще всего оно появляется во сне, и изменяется самостоятельно.

- Активное. Этим видом человек пользуется в определенной деятельности для построения конкретных образов. Использует его человек еще с самого детства во время игры.

- Воссоздающее. Применяют его для мысленного восприятия какого-либо предмета по описанию, например, во время чтения книги.

- Творческое. Используют его во время творческой деятельности для создания новых образов [4].

Рассмотрим понятие творческого воображения.

Данный вид фантазий позволяет создавать новые образы для последующего воплощения в жизнь. При этом принято различать объективную и субъективную новизну. В первом случае идея должна быть абсолютно оригинальной, не опирающийся на чей-либо опыт, второй случай подразумевает повторение ранее сотворённых образов, оригинальны они лишь для данного человека.

Мысленное представление образов (воображение) и мышление в психологии тесно переплетаются. Более того, бывают случаи, когда творческое воображение подменяет собой логическое мышление. понятие воображения в психологии. Объясняется это довольно просто – логика нам помогает вскрыть все имеющиеся связи, установить истинное положение вещей. То есть, пользуясь логическим мышлением, мы «выжимаем» из предметов и явлений максимум информации. Но всё складывается таким образом только в случае наличия необходимых знаний или возможности их получения путём логических выкладок. Когда же сведений не хватает и их невозможно добыть объективными рассуждениями, на помощь приходит творческое воображение и интуиция. С их помощью создаются недостающие звенья, помогающие связать все факты в единое целое. Эта система действует, пока не найдутся реальные связи, помогающие логично объяснить действительность. Такая созидательная роль воображения делает его необходимым в любой профессии [1].

Таким образом, роль воображения в творческом и рабочем процессе следующая:

- Помогает представлять и пользоваться образами действительности.

- Улучшает эмоциональное и психологическое состояние.

- Дает возможность человеку управлять и регулировать восприятием, вниманием, памятью, речью и эмоциями.

- Талант человека оценивают именно по широте его воображения и индивидуальности.

- Благодаря воображению человек имеет возможность планировать будущее в уме, за счет манипуляции образов [6].

Опишем этапы творческого воображения:

1. Возникновение творческой идеи. В сознании появляется смутный образ, первые задумки. Это не всегда происходит осознанно.

2. Вынашивание замысла. Размышления о том, как можно воплотить идею в жизнь, мысленное усовершенствование и т.д.

3. Реализация замысла [10].

Приемы творческого воображения можно выделить, изучив результаты творческих процессов. Например, для того, чтобы придумать большинство сказочных предметов и существ, были использованы такие приемы:

- Агглютинация – создание образа из двух разных идей (русалка, кентавр).

- Аналогия – создание образа по аналогии с другим.

- Преувеличение или преуменьшение (Гулливер и лилипуты).

- Типизация – отнесение объекта к определенному типу.

- Придача – объекту приписываются новые функции и свойства (ковер-самолет).

- Перемещение – субъективное перенесение объекта в новые, непривычные ситуации [14].

1.2. Особенности воображения у детей старшего дошкольного возраста

Для начала кратко охарактеризуем основные особенности детей дошкольного возраста.

Обычно выделяют младший (3 - 4 года), средний (4 - 5 лет) и старший (5 - 7 лет) дошкольный возраст. На протяжении этого периода идет интенсивное развитие и созревание всех систем и функций детского организма: увеличиваются рост ребенка (на 20 - 25 см), масса тела и объем мозга, совершенствуется нервная система и развивается высшая нервная деятельность. Все это создает предпосылки для дальнейшего развития и становления познавательных психических процессов и личности ребенка, овладения новыми видами деятельности [11].

В старшем дошкольном возрасте большое внимание уделяется подготовке к школе, в результате чего у детей начинают формироваться такие элементы учебной деятельности как умение действовать по образцу, ориентироваться на правило и на способ действия, совершенствуется тонкая моторика руки, получает дальнейшее развитие произвольность познавательных психических процессов. В этот период деятельность анализаторов, развитие представлений, воображения, памяти, мышления и речи в комплексе приводят к формированию чувственного этапа познания мира. Интенсивно формируется логическое мышление, появляются элементы абстрактных рассуждений. Дошкольник стремится представить мир таким, каким он его видит. Он легко и свободно запомнит созвездия, названия и виды растений, животных, птиц, насекомых, если их показать ребенку в реальной природе [7].

Проблема развития творческого воображения изучалась многими учеными, педагогами, психологами и отражена в работах Л.С. Выготского, Е.Е. Сапоговой, Л.А. Венгера, В.В. Давыдова, Н.Е. Веракса, О.М. Дьяченко, Р. Ассаджиоли, Д. Дидро, Р.С. Немова, С.Л. Рубинштейна, Е.Г. Игнатьева, А.В. Петровского, В.А. Крутецкого и др.

Начальные формы воображения впервые появляются в раннем возрасте. В связи с зарождения сюжетно-ролевой игры и развития знаково-символической функции сознания. Развитие воображения идёт по трём направлениям. Во-первых, по линии расширения круга замещаемых предметов и совершенствования самой операции замещения. Во-вторых, по линии совершенствования операций воссоздающего воображения. В-третьих, развивается творческое воображение. На развитие воображения оказывают влияние все виды деятельности, а в особенности рисование, игра, конструирование, чтение художественной литературы, музыка [3].

Психологи, исследовавшие особенности психического развития старших дошкольников отмечают, что ведущая деятельность в дошкольном возрасте -сюжетно-ролевая игра. Обучение, впервые появляющееся в дошкольном возрасте, возникает, прежде всего, в игре: ребенок-дошкольник начинает учиться, играя. Формируется активное воображение, произвольность внимания и памяти. Происходит освоение общественной функции и норм поведения людей, что является важным моментом формирования личности дошкольника. Игра имеет важное значение для развития детей. Ребенок получает в игре возможность сыграть определенную роль. В ходе проигрывания этой роли образуется отношение ребенка к действительности.

Т. С. Комарова указывает, что благодаря связи с игрой деятельность становится более интересной, привлекательной для ребенка, вызывает у него яркий эмоциональный отклик, создает мягко значимый мотив деятельности, что в свою очередь обеспечивает ей более высокую эффективность.

В старшем дошкольном возрасте воображение ребенка становится управляемым. Формируются действия воображения: замысел в форме наглядной модели; образ воображаемого предмета, существа; образ действия существа или образ действия с предметом. В старшем дошкольном возрасте ребенок начинает контролировать и определять характер воображения. При этом он сам контролирует движение образов воображения.

В дошкольном детстве активно развиваются познавательные процессы, в том числе, и воображение. В старшем дошкольном возрасте важно заниматься развитием творческого воображения, так как ребенок в будущем будет более социализирован, творчески подходить к решению тех или иных проблем [5].

1.3. Музыкально-дидактические игры как средство развития творческого воображения

Важным понятием нашего исследования является понятие игры.

Отметим, что к толкованию этого понятия нет однозначного подхода. Как указывал С. Л. Рубинштейн, в «Основах общей психологии», игра - одно из замечательнейших явлений жизни, деятельность, как будто бесполезная и вместе с тем необходимая. Прежде всего игра, поскольку речь идет об играх человека и ребенка, - это осмысленная деятельность, т. е. совокупность осмысленных действий, объединенных единством мотива [9].

По мнению Д. Б. Эльконина, в игре не только развиваются или заново формируются отдельные интеллектуальные операции, но и коренным образом изменяется позиция ребёнка в отношении к окружающему миру и формируется механизм возможной смены позиции и координации своей точки зрения с другими возможными точками зрения [32].

С. Т. Шацкий определял игру как «жизненную лабораторию детства», дающую «аромат, ту атмосферу молодой жизни, без которой эта пора её была бы бесполезна для человечества» [29].  

Знание различных видов игры, их специфики, технологии проведения позволяет использовать все ее функции: воспитательную, развивающую, обучающую, организаторскую, коррекционную, реабилитационную, саморазвития.

Детские игры чрезвычайно многообразны по содержанию, характеру, организации, поэтому точная классификация их затруднительна. Общепринятым является деление игр на творческие, возникающие по инициативе детей (сюжетно-ролевые), и игры с правилами, организуемые взрослыми (дидактические и подвижные) [19].

Основу классификации игр, которая принята в советской педагогике, заложил П. Ф. Лесгафт. Он подошел к решению этого вопроса, руководствуясь своей основной идеей о единстве физического и психического развития ребенка. Анализируя игры детей, он выделил имитационные игры и игры с правилами [24].

В советской педагогике вопрос о классификации детских игр уточнен в трудах Н. К. Крупской. Она выделила две группы игр: игры, которые создаются и возникают по инициативе детей (творческие игры - сюжетные игры, игры- драматизации, строительные игры); игры с правилами - игры обучающие и возникающие по инициативе взрослого (дидактические игры и подвижные игры) [31].

С.Л.Новоселова предлагает в основу классификаций игр положить инициативность адресата:

- детей (театрализованные, режиссерские, строительно-конструктивные, сюжетно-ролевые);

-  взрослых (дидактические, обучающие);

- досуговые (забавы, развлечения, развивающие, подвижные);

- народные (традиционно-обрядовые, архаические и т.д) [26] .

Е.И.Тихеева разделяла игры на две группы:

1. свободные игры, стимулированные окружающей средой, в том числе и педагогической. Свободные игры детей в детском саду, протекают в комнатах, оборудованных разными трудовыми уголками. Это создавало своеобразную форму игры (игру - труд).

2. игры, организованные педагогом, игры с правилами, подвижные игры [15].

По типу организации игры делятся на групповые, подгрупповые и индивидуальные. Так же учитывается место организации (игры на свежем воздухе и в помещении), связь со структурой календарного планирования педагогами (игры в первую и во вторую половину дня), способ организации умственной деятельности (игра-экспериментирование, компьютерные игры). Существует классификация игр в зависимости от содержания:

- игры, отражающие повседневную реальность (бытовые, производственные, общественно-политические);

- отражающие вымышленные события (героические, фантастические, производственно - приключенческие, семейно-романтические) [26].

В детском саду и начальной школе игры носят прежде всего учебный характер. Для этого используют такой вид игр, как дидактическая игра.

Перейдем к рассмотрению понятия «дидактическая игра».

Как определяет В. Н. Кругликов, дидактические игры — это вид учебных занятий, организуемых в виде учебных игр, реализующих ряд принципов игрового, активного обучения и отличающихся наличием правил, фиксированной структуры игровой деятельности и системы оценивания, один из методов активного обучения [24].

Как отмечает в своей статье «Классификация дидактических игр как теоретическая основа их выбора и практического применения» О. В. Коновалова, дидактическая игра — деятельность, организуемая в процессе обучения с целью развития познавательного интереса за счет эмоциональной окрашенности игровых действий, которые основаны на имитационном или символическом моделировании изучаемых явлений, процессов. В результате проведения такой игры формируются конкретные знания, а также соответствующие умения и навыки по их творческому использованию у ее участников [11].

П. И. Пидкасистый определяет дидактическую игру следующим образом: дидактическая игра — это такая коллективная, целенаправленная учебная деятельность, когда каждый участник и команда в целом объединены решением главной задачи и ориентируют свое поведение на выигрыш.

Рассмотрим классификацию дидактических игр. Н. Ф. Чен в статье «Дидактическая игра — основа развития воображения и фантазии» определяет, что игры классифицируют по учебному содержанию, наличию или отсутствию игрового материала, степени активности учащихся, а также по игровым правилам и действиям [29].

Однако, как указывает Н. В. Чен, не существует единой классификации. Он классифицирует дидактические игры по учебному содержанию следующим образом:

- общеобразовательные (ролевые, ситуативно-ролевые, имитационные,

социодрамы);

- профессиональные (деловые) [30].

Рассмотрим в общих чертах характерные особенности типов игр по классификации О.С. Газмана:

1. Подвижные дидактические игры-важнейшее средство физического воспитания детей в дошкольном и особенно в школьном возрасте. Они всегда требуют от играющих активных двигательных действий, направленных на достижение условной цели, оговоренной в правилах. О. С. Газман отмечает, что основные особенности подвижных игр школьников - их соревновательный, творческий, коллективный характер. В них проявляется умение действовать за команду в непрерывно меняющихся условиях.

2. Сюжетно-ролевые дидактические игры (иногда их называют сюжетными) занимают особое место в нравственном воспитании ребенка. Они носят преимущественно коллективный характер, ибо отражают существо отношений в обществе. Подразделяют их на ролевые, игры- драматизации, режиссерские. Сюжет могут иметь театрализованные детские праздники, карнавалы, строительно-конструкторские игры и игры с элементами труда.

В этих играх, как указывает О. С. Газман, на основе жизненных или художественных впечатлений свободно и самостоятельно воспроизводятся социальные отношения и материальные объекты или разыгрываются фантастические ситуации, не имеющие пока аналога в жизни. Основные компоненты ролевой игры - тема, содержание, воображаемая ситуация, сюжет и роль.

Как отмечает О. С. Газман, в настоящее время появились, и все более активно используются в обучении компьютерные дидактические игры.

3. Компьютерные дидактические игры имеют преимущество перед другими формами игр: они наглядно демонстрируют ролевые способы решения игровых задач, например, в динамике представляют результаты совместных действий и общения персонажей, их эмоциональные реакции при успехе и неудаче, что в жизни трудно уловимо. Образцом таких игр могут стать народные сказки и произведения фольклора. В них дети приобретают опыт нравственного поведения в самых разнообразных условиях жизни. Такие игры помогают избежать штампов и стандартов в оценке поведения разных персонажей в разных ситуациях. Дети усваивают практически средства коммуникации, способы общения и выражения эмоций. Все компьютерные программы для детей должны быть положительно нравственно направленными, содержать элементы новизны, но ни в коем случае не должны быть агрессивными и жестокими [8].

Как указывает О. С. Газман, дидактические игры различаются по обучающему содержанию, познавательной деятельности детей, игровым действиям и правилам, организации и взаимоотношениям детей, по роли преподавателя. Перечисленные признаки присущи всем играм, но в одних отчетливее выступают одни, в других — иные. В различных сборниках указано более 500 дидактических игр, но четкая классификация игр по видам отсутствует.

Музыкально-дидактические игры – это игры, созданные для решения задач музыкального воспитания [18].

В ходе занятий дошкольники развивают свои музыкальные способности: ритмичность, музыкальную и слуховую восприимчивость. Учатся дифференцировать звук по его высоте, продолжительности и громкости. Получают представление о музыкальных инструментах. Игровая форма и эмоциональное восприятие пробуждают у малышей интерес к музыке и дарит много радостных и веселых минут.

Помимо музыкальных способностей, которые формируются в процессе развития музыкального воображения, оно имеет важное значение для развития личности ребенка, особенно в части развития эмоциональной сферы. Ребенок становится свободным от стереотипов, он способен находить разные способы решения одной задачи (например, при «рисовании» картинки при помощи звуков использовать различные музыкальные инструменты или их сочетание для обозначения какого-то момента или действия). Он научается по-разному реагировать не только на разную по характеру музыку, но и на музыку одного характера, находя при каждом новом прослушивании новые детали и нюансы, становиться эмоционально более развитым, отзывчивым [17].

В зависимости от активности детей и педагогических задач, различают несколько видов музыкальных игр:

1. Спокойные. Дети спокойно прослушивают музыкальные произведения. Их задача состоит в том, чтобы с места, правильно определить мелодию.

2. Подвижные. Построены на принципе двигательной активности, динамичности, быстроты и ловкости. Малышам нужно реагировать на музыкальные движения определенными действиями.

3. Хороводного типа. Подходят для большого количества участников. Соревнуются один или два круга-хоровода. К примеру, дети первого круга должны отгадать звучание мелодии низкого регистра, а малыши второго – высокого и т.д [25].

Музыкально-дидактические игры хороши еще и тем, что их можно применять, как в детских дошкольных учреждениях, так и дома. Дети любят музыку и особенно игры. Количество участников начинается от троих.

Принцип проведения музыкального занятия как занятия, пробуждающего и стимулирующего творческий потенциал ребенка, основан, прежде всего, на оптимизации воображения, эмоционально-образной сферы дошкольника. Поэтому для достижения оптимального результата можно использовать следующие методы и приёмы:

• метод художественной игры, предполагающий создание на занятии творческой атмосферы, побуждающей фантазию ребенка;

• создания художественного контекста, осуществляющего взаимосвязь музыки с другими видами искусства, природой;

• композиций, заключающихся в объединении разных форм музыкальной деятельности при изучении одного произведения - слушании, игре на детских инструментах, создании танцевальных композиций, пантомимических картин;

• прием сравнения, когда сравниваются схожие произведения различных видов искусства или одного жанра;

• «Цвет — настроение», позволяющий детям в игровой форме запоминатьновые слова и музыкальные термины;

• создания танцевальных композиций, побуждающий фантазию детей и позволяющий наиболее полно прочувствовать музыкальный образ произведения;

• «Рисуем музыку», предполагающий передачу детьми своих впечатлений от музыки с помощью изображения цветных пятен или сюжетного рисунка (задание выполняется дома или в группе);

• «Музыкальные фантазии», направленные на развитие воображения детей и заключающиеся в составлении рассказа, навеянного музыкальным произведением;

• коллективного сочинения различных историй на музыку, требующих умения подстроиться под содержание ранее придуманного рассказа [38].

Для активизации учебного процесса создаются наглядные пособия: дидактические игры, картотека композиторов и их музыкальных произведений, фонотека а также подбирается иллюстративный материал.

Таким образом, музыка может выступать особой предметной средой, которая, на ранних этапах развития воображения позволяет последнему реализоваться, а к концу дошкольного возраста становится его структурным компонентом.

Учитывая особенности музыки, можно сказать, что она представляет собой эффективное средство, помогающее ребенку приобрести независимость от наглядных впечатлений и представлений [40].


Заключение

Воображение, как психический процесс, подразумевает под собой придумывание новых образов при помощи существующего опыта. Изображения, которые создает воображение человека, в основном, не существуют в этот момент, но в будущем вполне могут быть воплощены в жизнь.

Задачи воображения:

1. Для решения практических проблем (прагматическая).

2. Для регуляции эмоций, физиологических состояний и психических процессов (психотерапевтическая). Например, всем известный эффект плацебо, является яркой иллюстрацией этой функции воображения.

3. Регуляция памяти, внимания, речи и других средств познания (познавательная). Мы часто «проговариваем» в уме слова, прежде чем их произнести, а пытаясь вспомнить какой-то факт, пытаемся воссоздать свои ощущения, когда впервые узнали об этом событии (запахи, эмоции, разговоры, звуки и т.д.).

4. Планирование деятельности.

5. Формирование образов и манипуляция ими в уме для программирования различных ситуаций.

Различают следующие виды воображения:

- Пассивное. Самый простой вариант, который возникает просто так, без желаний со стороны человека. Чаще всего оно появляется во сне, и изменяется самостоятельно.

- Активное. Этим видом человек пользуется в определенной деятельности для построения конкретных образов. Использует его человек еще с самого детства во время игры.

- Воссоздающее. Применяют его для мысленного восприятия какого-либо предмета по описанию, например, во время чтения книги.

- Творческое. Используют его во время творческой деятельности для создания новых образов.

Рассмотрим понятие творческого воображения. Данный вид фантазий позволяет создавать новые образы для последующего воплощения в жизнь. При этом принято различать объективную и субъективную новизну. В первом случае идея должна быть абсолютно оригинальной, не опирающийся на чей-либо опыт, второй случай подразумевает повторение ранее сотворённых образов, оригинальны они лишь для данного человека.

Психологи, исследовавшие особенности психического развития старших дошкольников отмечают, что ведущая деятельность в дошкольном возрасте -сюжетно-ролевая игра. Обучение, впервые появляющееся в дошкольном возрасте, возникает, прежде всего, в игре: ребенок-дошкольник начинает учиться, играя. Формируется активное воображение, произвольность внимания и памяти. Происходит освоение общественной функции и норм поведения людей, что является важным моментом формирования личности дошкольника. Игра имеет важное значение для развития детей. Ребенок получает в игре возможность сыграть определенную роль. В ходе проигрывания этой роли образуется отношение ребенка к действительности.

В старшем дошкольном возрасте воображение ребенка становится управляемым. Формируются действия воображения: замысел в форме наглядной модели; образ воображаемого предмета, существа; образ действия существа или образ действия с предметом. В старшем дошкольном возрасте ребенок начинает контролировать и определять характер воображения. При этом он сам контролирует движение образов воображения.

Игра - это осмысленная деятельность, т. е. совокупность осмысленных действий, объединенных единством мотива.

Общепринятым является деление игр на творческие, возникающие по инициативе детей (сюжетно-ролевые), и игры с правилами, организуемые взрослыми (дидактические и подвижные).

В детском саду и начальной школе игры носят прежде всего учебный характер. Для этого используют такой вид игр, как дидактическая игра.

Как определяет В. Н. Кругликов, дидактические игры — это вид учебных занятий, организуемых в виде учебных игр, реализующих ряд принципов игрового, активного обучения и отличающихся наличием правил, фиксированной структуры игровой деятельности и системы оценивания, один из методов активного обучения.

Музыкально-дидактические игры – это игры, созданные для решения задач музыкального воспитания.

Принцип проведения музыкального занятия как занятия, пробуждающего и стимулирующего творческий потенциал ребенка, основан, прежде всего, на оптимизации воображения, эмоционально-образной сферы дошкольника.


Список литературы

1.        Абраменкова В.В. Игра формирует душу ребенка //Мир психологии. – 2013. - №4. – с. 45.

2.        Аксарина Н. М. Воспитание детей раннего возраста. - М.: Медицина, 2015. - 303 с.

3.        Арсентьева В.П. Игра - ведущий вид деятельности в дошкольном детстве. - Форум, 2009. - 144 с.

4.        Бабанский Ю.К. Избранные педагогические труды. – М.: Педагогика, 1989. – 558 с.

5.        Бажанова Т.В. Развитие формы сюжетно-ролевой игры в дошкольном возрасте. – Дисс.канд.психол.наук. – М., 2008. - 122с. / Режим доступа: http://www.dissercat.com/content/razvitie-formy-syuzhetno-rolevoi-igry-v-doshkolnom-vozraste

6.        Божович Л.И. Личность и формирование в детском возрасте. – М.: Просвещение, 2014. – 317 с.

7.        Большой психологический словарь / Под ред. Б.Г. Мещерякова, В.П. Зинченко. – СПб: ПРАЙМ – ЕВРОЗНАК, 2006. – 528 с.

8.        Бондаренко А. К. Дидактические игры в детском саду. - М.: Просвещение, 2011. - 174 с.

9.        Венгер Л.А., Мухина В.С. Психология. – М.: Просвещение, 2011. – 195 с.

10.        Воспитание и обучение в детском саду. - М., 2013. - 560 с.

11.        Выготский Л. С. Мышление и речь. — М., 1999. – 326 с.

12.        Газман О.С. Каникулы: игра, воспитание. - М.: Просвещение, 2012. - 512 с.

13.        Гиппенрейтер Ю.Б. Общаться с ребенком. Как? – М.: ТЦ «Сфера», 2011. – 240 с.

14.        Границкая А.С. Научить думать и действовать. - М.: Просвещение, 1991. - 175 с.

15.        Гударева О.В. Психологические особенности сюжетно-ролевой игры современных дошкольников. – Дисс.канд.психол.наук. – М., 2005. - 155с. / Режим доступа: http://www.dissercat.com/content/psikhologicheskie-osobennosti-syuzhetno-rolevoi-igry-sovremennykh-doshkolnikov

16.        Гударёва О.В. Игра современных дошкольников//Журнал прикладная психология. – 2003. - №2. - С.51-56

17.        Дневник воспитателя: развитие детей дошкольного возраста / Дьяченко О.М, Лаврентьева Т.В. – М., Просвещение, 2016. – 98 с.

18.        Доронова Т.Н., Карабанова О.А., Соловьева Е.В. Игра в дошкольном возрасте. - М., 2002. – 216 с.

19.        Дошкольная педагогика. В 2 ч. Ч.2. /В.И. Логинова, П.Г. Саморукова, Б.С. Лейкина и др. Под ред. В.И. Логиновой, П.Г. Саморуковой. – М.: Просвещение, 2013. – 403 с.

20.        Дуранов М.Е. Педагогика воспитания и развития личности. - Магнитогорск: МГПИ, 2014. - 315 с.

21.        Ерофеева Т.И. Вариативные и альтернативные программы воспитания и обучения детей дошкольного возраста. – М.: Проф. образование, 2014. – 296 с.

22.        Запорожец А.В. Вопросы психологии ребенка дошкольного возраста. – М.: Педагогика, 2005. – 321 с.

23.        Из детства – в отрочество: Программа для родителей и воспитателей по формированию здоровья и развития детей 4 – 7 лет/ Т.Н. Доронова, Л.Г. Голубева, Н.А. Гордова и др. – М.: Просвещение, 2014. – 176 с.

24.        Каличенко А.В., Микляева Ю.В Развитие игровой деятельности дошкольников. - М.: Просвещение, 2009. – 332 с.

25.        Карпова Е. В. Дидактические игры в начальный период обучения. – Ярославль, 2015. – 476 с.

26.        Коновалова О. В. Классификация дидактических игр как теоретическая основа их выбора и практического применения. Педагогика: традиции и инновации: материалы V междунар. науч. конф. — Челябинск: Два комсомольца, 2016. — С. 35-36.

27.        Короткова Т.А. Познавательно-исследовательская деятельность старшего дошкольного ребенка в детском саду. - «Дошкольное воспитание» - 2013. - №3 – с. 12.

28.        Кулагина И. Ю., Возрастная психология. Развитие человека от рождения до поздней зрелости. - М.: Сфера: Юрайт, 2001. -365 с.

29.        Кулюткин Ю.Н. Моделирование педагогических ситуаций. - М.: Педагогика, 2011. - 120 с.

30.        Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. - М.: Академия: Смысл, 2005. - 174с.

31.        Маркова А.К. Основы проблемного обучения. – М.: Педагогика, 2007. – 128 с.

32.        Методика развития речи детей дошкольного возраста/ Л. П. Федоренко, Г. А,Фомичева.  - М.: Просвещение, 2012. - 240 с.

33.        Минскин Е.М. От игры к знаниям: Пособие для учителя. – 2-е изд. дораб. – М.: Просвещение, 2014. – 192 с.

34.        Михайленко Н. Я., Короткова H.A. Организация сюжетной игры в детском саду. - М., 2000. – 163 с.

35.        Мясищев Н.В. Проблемы обучения и умственного развития дошкольников. - М.: Просвещение, 2012. – 382 с.

36.        Пидкасистый П. И. Педагогика. – М.: Просвещение, 2012. – 511 с.

37.        Поддьяков Н. Н. Мышление дошкольника. -М.: Педагогика, 2012. - 262 с.

38.        Самсонова Е.В. Игровое моделирование как механизм развития взаимоотношений со сверстниками у детей старшего дошкольного возраста. : Автореф. дис. канд. психол. наук. - М., 1997. – 25 с.

39.        Смирнова Е.О., Рябкова И.А. Структура и варианты сюжетной игры дошкольника // Психологическая наука и образование. 2010. №3. – C. 62-70

40.        Удальцова Е.И. Дидактические игры в воспитании и обучении дошкольников. - М.: Проф. образование, 2014. – 296 с.

41.        Урунтаев Г.А. Дошкольная психология. – М.: Издательский центр «Академия», 2016. – 284 с.

42.        Усова А. П. Обучение в детском саду. - М.: Просвещение, 2013. - 176 с.

43.        Чен Н. В. Дидактическая игра — основа развития воображения и фантазии. – М.: Методическая копилка, 2011. – 153 с.

44.        Эльконин Д.Б. Особенности психического развития детей 6 – 7 лет. – М.: Педагогика, 2011. – 318 с.

45.        Эльконин, Д. Б. Психология игры. – 2-е изд. –М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2011. – 360 с.

46.        Яковлева Н.Г. Психологическая помощь дошкольнику. Книга для родителей и воспитателей. – М.: Сфера, 2015. - 276 с.



Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Детский сад № 7 «Ёлочка»

Конспект родительского собрания на тему

«Как мы живем и чем занимаемся в детском саду»

Подготовила воспитатель группы раннего возраста (от 1 до 2 лет):

Семенова Е. А.

2022 г.

г. Навашино

Цель: Познакомить родителей с жизнью детского сада, программой воспитания и развития детей.

План проведения родительского собрания

  1. Знакомство родителей с режимом дня детей раннего возраста в детском саду.
  2. Сенсорное развитие малышей.
  3. Знакомство родителей с годовыми задачами.

Добрый день уважаемые родители! Очень приятно видеть Вас сегодня в нашем зале. Сегодня расскажу Вам о том, как мы живем в детском саду чему мы уже успели научиться за период адаптации к детскому саду и что нам еще предстоит узнать.

Начну я, пожалуй, с рассказа о нашем детском саде:

  1. Режим работы нашего детского сада с 6.30 до 17.00 часов. Мы работаем 5 дней в неделю, суббота и воскресенье – выходные дни. В праздничные дни, установленные правительством РФ детский сад не работает.

  1. Приводить ребенка необходимо до 8.00 часов, так как в 8.00 у нас проходит утренняя гимнастика, во время которой не следует отвлекать воспитателя, так как дети быстро отвлекаются и потом необходимо еще некоторое время, чтобы привлечь их внимание. А ведь при встрече каждому ребенку необходимо внимание. Зарядка длится 10 минут, и, если вы не успеваете прийти вовремя, то подождите за дверью.

  1. Если у вас что-то случилось или вы опаздываете, об этом обязательно нужно сообщить воспитателю, так как в 8.30 мы заполняем табель посещаемости. Если вы не посещаете детский сад не по болезни до 5 дней, справка не требуется, но эти дни пойдут к оплате. Если ребенок не посещает детский сад более 6 дней – справка тоже не требуется, но вы должны заполнить анкету, по которой вы берете на себя ответственность за состояние здоровья ребенка.

  1. Оплачивать детский сад необходимо до 10 числа каждого месяца.

  1. Завтракаем мы в 8.10. Все дети в нашей группе умеют держать ложку, чашку. Сейчас учимся говорить «спасибо» делаем это кланяясь, так как мы еще не можем говорить. Предстоит еще большая работа над воспитанием у детей аккуратности, научить детей пользоваться салфеткой.
  2. После завтрака мы отправляемся на горшочки. Не все дети выучили свои горшки, еще путаемся (в силу своего возраста), но у нас впереди еще год. У старших детей формируем умение снимать и надевать штанишки. Это трудно, но дети стараются, проявляют желание, настойчивость, чем радуют меня, как воспитателя. Сидя на горшках, мы не теряем время зря и поем потешки, пестушки, разучиваем пальчиковые гимнастики.
  3. Далее, немного играем
  4. В 9.00 часов мы проводим занятия, которые длятся 10 минут и проходят в игровой форме с сюрпризными моментами (например, «К нам в гости пришла сегодня кукла «Маша» или вносим «Чудесный мешочек» и т. п.). Мы работаем по программе «Детство».

Образовательная деятельность в детском саду имеет 5 направлений, это:

  • Познавательное развитие (Сюда входит: познание предметного и социального мира, математическое и сенсорное развитие, конструирование). Ведущей деятельностью в группе раннего возраста является предметная деятельность. На занятиях мы учимся:

- вкладывать плоскостные и объемные фигуры в отверстия соответствующих форм (доски Сегена, сортеры),

- группировать предметы по цвету (основные), величине (контрастной), форме (шар, куб, призма, цилиндр),

- располагать предметы в порядке увеличения и уменьшения,

- выполнять конструирование из кубиков и включать их в игру,

- экспериментировать с предметами, действуя по-разному (стучать, поворачивать, просовывать в отверстие, катать).

  • Речевое развитие

Здесь обучаем детей:

- понимать обращенную к ним речь, откликаться на свое имя (игра «Кто у нас такой хороший…»), называть предметы, отвечать жестом на вопрос «Где?»,

- эмоционально реагировать на пение разного характера, подражая взрослому и повторяя за ним,

- произносить первые слова, представляющие собой часть слова, произносимого взрослым («молоко» - «ко», «кошка» - «кока»), и простые слова («дай», «на», «мама» и др.).

  • Художественно-эстетическое развитие (Это лепка, рисование, музыкальное развитие)

Учим детей:

- рисовать каракули как случайные метки, оставляемые на бумаге карандашом или красками в зависимости от движения руки, начинать давать им название,

- способствуем возникновению простейших изображений (домик в виде полукруга, квадратик – машина и др.),

- контролировать зрением; овладевать приемами раскатывания (колбаски), сплющивания (тарелочки, блины), круговыми движениями (яблочки, шарики, конфеты), используя глину, пластилин,

- активно реагировать на музыку, с удовольствием двигаться под музыку и слушать простые произведения.

  • Физическое развитие

- способствуем овладению ребенком основными движениями (это ходьба в разных направлениях, с перешагиванием через предметы (высотой 10 см), в различном темпе, бегом в разных направлениях и к цели, непрерывный в течение 30 – 40 с.; прыжками на месте и с продвижением вперед),

- воспроизводить простые движения по показу взрослого,

- способствуем охотному выполнению движений имитационного характера, участию в несложных сюжетных подвижных играх, организованных взрослым.

Мы проводим 2 занятия: одно утром и одно вечером. Так что попрошу вас, уважаемые родители не приходить ранее 16.00 часов.

  1. После образовательной деятельности мы снова идем на горшочки, затем отправляемся на прогулку. При одевании мы формируем у детей навыки самообслуживания: пока учим находить свое место, снимать тапочки и ставить их на полочку. Старшие дети уже могут выполнять эти действия, даже стараются надеть самостоятельно штаны, куртку, шапку, кроссовки (Ярослав). Во второй половине года будем приучать одеваться и младших детей, совершенствовать навыки одевания и раздевания у старших.
  2. На прогулке мы наблюдаем за сезонными изменениями, играем с песком, игрушками, спортивным инвентарем и оборудованием, трудимся, обучаем подвижным играм, проводим индивидуальную работу по развитию движений. Если позволяет погода, гуляем на улице, если нет, то на веранде.
  3.  Приходя с прогулки, мы так же формируем навыки самообслуживания, идем на горшочки, совершаем гигиенические процедуры, обедаем. Во время приема пищи учим детей кушать аккуратно, держать ложку и бокал, пользоваться салфеткой, говорить «спасибо».
  4.  После обеда мы берем стульчики и раздеваемся. Опять же, учим старших детей снимать тапочки, ставить их под стульчик, снимать штанишки, колготы.
  5. Далее у нас дневной сон с 12.00 до 15.00 часов.
  6.  После сна проводим гимнастику пробуждения.
  7.  Полдничаем
  8.  Проводим второе занятие: это либо физическое развитие по подгруппам, либо музыкальное занятие.

Вот по такому режиму мы живем в детском саду. Для малышей очень важно соблюдать режим.

     Теперь, хотелось бы поговорить об одном из важнейших направлений развития детей раннего возраста это развитие его восприятия, или сенсорное развитие. С восприятия предметов и явлений окружающего мира начинается познание. Все другие формы – запоминание, мышление, воображение – строятся на основе образов восприятия, являются результатом их переработки. Поэтому нормальное развитие невозможно без опоры на полноценное восприятие.

     В раннем возрасте предметный мир вызывает у малыша наибольший интерес, поэтому именно ранний возраст (период от 1 года до 3 лет) является наиболее благоприятным периодом для сенсорного развития малыша. Сенсорные ощущения могут быть самыми разнообразными. Рассмотрим виды сенсорных ощущений в зависимости от органа чувств, который их воспринимает:

  • Зрительные ощущения – когда ребенок видит контраст между светом и темнотой, различает цвета и оттенки, форму и величину предметов, их количество и расположение в пространстве;
  • Слуховые ощущения – ребенок слышит разнообразные звуки – музыку, звуки природы, шумы города, человеческую речь и др. – и учится их различать;
  • Осязательные ощущения – это, когда ребенок ощущает посредством прикосновений, ощупывания различные по фактуре материалы, поверхности различных по величине и форме предметов, гладит животных, обнимает близких ему людей;
  • Обонятельные ощущения – ребенок вдыхает и учится различать разнообразные запахи окружающего мира;
  • Вкусовые ощущения – ребенок пробует и учится различать на вкус разнообразные продукты питания и блюда.

Итак, пять органов чувств – это пять каналов получения информации.

      Взрослые должны помочь ему обеспечить полноценную сенсорную среду. Какие условия необходимы для полноценного сенсорного развития ребенка? Прежде всего, нужно предоставить для восприятия как можно больше разнообразных сенсорных впечатлений. Для этого нужно предлагать для игры разнообразные развивающие игрушки и игры, позволять малышу использовать для игры самые разные предметы и материалы, разрешать ребенку экспериментировать с ними. У нас много игрушек, но я бы хотела попросить вас, уважаемые родители, о помощи в расширении наших границ развивающей предметно-пространственной среды по сенсорному развитию. Игры можно сделать своими руками, например: (показ слайдов)

  1. Д/и «Бусы для куклы» (соотнесение предметов по цвету) Крышки и шнурки.
  2. Тактильные дощечки (с их помощью происходит запоминание ощущения от прикосновения к различным предметам (гладкий, мягкий, шершавый и т. п.). Происходит развитие восприятия окружающего мира, развивается воображение, речь.
  3. Разнообразные бизиборды, которые позволяют ребенку безопасно удовлетворить познавательный интерес и попутно развить полезные навыки (открывать – закрывать, крутить, стучать, втыкать), так же «Умная» доска развивает
  • Мелкую моторику и речь
  • Познавательный интерес
  • Логику.
  1. Д/и «Собери гусеницу», целью данного игрового пособия является развитие мелкой моторики рук. Зрительного восприятия, умения различать и называть цвета.
  2. С помощью игры «Подбери фигуру» (из фетра) у ребенка развивается внимание, логическое мышление и зрительное восприятие (от 2 лет)

Закрепление умения находить геометрическую фигуру определенного размера, формирование представления о геометрических фигурах (круг, овал, треугольник, квадрат).

Теперь, уважаемые родители, хочу познакомить Вас с годовыми задачами, над которыми мы будем работать:

  1. Развитие творческих, коммуникативных и речевых способностей дошкольников через театрализованную деятельность (сентябрь – декабрь)

Отмечу, что в раннем дошкольном возрасте театрализованная деятельность главным образом направлена на эмоциональное развитие детей.

Реализовывать воспитательно-образовательный процесс без поддержки родителей очень сложно, тем более по новому законодательству родители являются полноценными партнерами педагога. Поэтому я вас прошу о помощи, которая заключается не только в обогащении развивающей предметно-пространственной среды, но и в непосредственном вашем участии в запланированных мною мероприятиях, направленных на развитие наших детей.  

В ноябре у нас запланирован показ сказки «Репка» для детей.

В декабре, очень хотелось бы показать детям сказку «Рукавичка» (герои: Дед, собака, мышка, лягушка, зайчик, лисичка, волчок, кабан, медведь).

Давайте решим сейчас, кто сможет нам помочь в вовлечении деток в волшебный мир театра.

Рассказать о видах театра.

  1. Социально-личностное развитие дошкольников через реализацию технологий нравственно- патриотического воспитания (январь-май)

Очень актуально сегодня звучат слова Н. А. Добролюбова:
«Разумное воспитание требует, чтобы уже в самом раннем возрасте, еще прежде, чем дети станут хорошо сознавать себя, внушалось им стремление ко всему доброму, истинному. Ранние привычки будут служить основанием, на котором зиждется (строится) жизненное знание нравственности и благородства».

Раннее детство – это очень благоприятный период для развития, формирования и воспитания в целом. Психика детей этого возраста очень пластична, поэтому из них можно «вылепить» что угодно, главное, знать, на какие точки воздействовать. Патриотическое воспитание детей начинается даже не с раннего возраста (от года до трёх), а с самого младенчества. Можно сказать, что дети впитывают патриотизм с колыбельными песнями, которые исполняет мама, с прибаутками, пестушками, потешками. В младенчестве патриотическое воспитание осуществляется через любовь и заботу близких людей, через положительные взаимоотношения между мамой и папой, через русский фольклор.

Задачами нравственно-патриотического воспитания детей раннего возраста являются:
• воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу;
• формирование бережного отношения к природе и всему живому;
• воспитание уважения к труду;
• развитие интереса к русским традициям и промыслам;
• формирование элементарных знаний о правах человека;
• развитие чувства ответственности;
• формирование взаимопонимания и дружбы между детьми, сопереживания.

      Для воспитания любви к близким и познания «самого себя» предлагаю создать «Семейный альбом». С его помощью возможно вызвать у детей интерес к своим близким, самому себе, развивать доброжелательное отношение детей к близким людям – любовь к родителям.

       В общем, работы у нас много и мне без вашей помощи не справиться, хочется, чтоб мы с вами работали вместе на благо наших детей.

     В заключение хочется сказать, что мы будем вместе закладывать фундамент доброжелательных отношений в детском и в родительском коллективах, а также в отношениях между родителями и педагогами дошкольного учреждения. Нужно сделать так, чтобы ребенку в детском саду было весело, хорошо. Интересно, чтобы он с радостью шел в детский сад, дружил с ребятами и довольным возвращался домой, потому что дома его ждут любящие взрослые.