4. Развивающая предметно-пространственная среда

Семенова Елена Алексеевна

1. Сообщение на тему: "Игровые развивающие центры в рамках группового пространства в группе раннего возраста"

2. ФГОС. Требования к развивающей предметно-пространственной среде

3. Презентация "Игровые" развивающие центры в рамках группового пространства в группе раннего возраста"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад №7 «Ёлочка»

Сообщение на тему: «Игровые развивающие центры в рамках группового пространства в группе раннего возраста».

(из опыта работы)

Подготовила воспитатель

                                                                    группы раннего возраста (с 2 до 3 лет)

Сидорова Е.А.

2017 г.

«У ребенка есть страсть к игре, и ее надо удовлетворять. Надо не только дать ему вовремя поиграть, но и пропитать игрой всю его жизнь»

А. Макаренко    

Воспитание и развитие детей раннего возраста сегодня является одной из приоритетных областей дошкольного воспитания.

     Рационально организованная предметно-развивающая среда, разнообразие игр, игрушек позволяют дошкольникам полноценно развиваться. Предметная среда направлена на обогащение, совершенствование игрового опыта маленьких детей. (Основное направление работы – обеспечение психоэмоционального и физического благополучия детей).

 Вопрос организации развивающей ПРЕДМЕТНО - ПРОСТРАНСТВЕННОЙ среды ДОУ на сегодняшний день стоит особо актуально.                                                  

     Это связано с введением нового Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) дошкольного образования.                            

Трансформируемость пространства предполагает возможность изменений предметно-пространственной среды в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей;

- Полифункциональность материалов предполагает:

•   возможность разнообразного использования различных составляющих предметной среды, например, детской мебели, матов, мягких модулей, ширм и т.д.;

•   наличие в группе полифункциональных предметов, которые используются в разных видах детской активности.

Вариативность среды предполагает:

•   наличие в группе разнообразных материалов, игр, игрушек, обеспечивающих свободный выбор детей, а также периодическую сменяемость игрового материала, которые стимулируют игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность детей.

-  Доступность среды предполагает:

•   свободный доступ детей, к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности;

Безопасность предметно-пространственной среды предполагает соответствие всех её элементов требованиям по обеспечению надёжности и безопасности их использования.

     Для детей раннего возраста очень актуален вопрос адаптации к условиям пребывания в детском саду. В этот сложный переходный период желательно, чтобы его условия, атмосфера и предметная среда были максимально приближены к семейным. Это касается общего дизайна помещения, и наличия уютных уголков отдыха и уединения, и возможности взять с собой любимую игрушку, найти для нее место в группе. Малыши должны иметь возможность беспрепятственно ходить, ползать, бегать, кататься на маленьких велосипедах, возить за веревочку машинки, толкать перед собой тележки. Оформление групповой комнаты должно побуждать у детей познавательные интересы и позитивные эмоции.

      Создавая предметно-развивающую среду в своей группе, я старалась учитывать требования нового ФГОС, отображая его во всех центрах группы. Я пыталась сделать ее разнообразной, яркой, информативно богатой, для того чтобы максимально ускорить и облегчить адаптационный период детей в детском саду, создать эмоционально положительную атмосферу в группе, обеспечить индивидуальное и гармоничное развитие ребенка.

     

Познавательное развитие.

     Цель: развитие у детей познавательных интересов, интеллектуального развития детей. Формирование первичных представлений об основных свойствах и отношениях объектов окружающего мира: количестве, форме, цвете, размере, пространстве и времени.

     Центр сенсорного развития. Для развития предметной деятельности и сенсорных способностей имеются игрушки и пособия, различные по цвету, форме и материалу, из которого они сделаны, разнообразие свойств привлекает внимание детей, способствует развитию восприятия ребенка.

     В группе имеется шкаф, который наполнен игровыми дидактическими материалами. Расположен так, чтобы к нему можно было свободно подойти.

     Имеются матрешки (5-7 элементов), пирамидки разной величины (4-6 элементов), наборы «Стучалка», дидактическая черепашка, игры-шнуровки: бусы геометрические цветные (шарики и шайбочки), бусы «фрукты – ягоды», горка – шарики, сортер, гриб-винт, веселые гусеницы, дидактическая кукла с набором одежды, коробка форм, набор «грибочки», игры с прищепками, игра «застегни пуговку», цилиндры+втыкалки, разноцветные платочки, игры с крышками, панно или дидактическое пособие, Чудесный мешочек с набором объемных  геометрических форм (5 - 7 элементов) и т.д.

    Такое разнообразие привлекает внимание детей, способствует развитию восприятия ребенка.

Центр экспериментирования. Для игр с песком мы подобрали совочки, ситечки, формочки, ведерки, баночки. А для игр с водой – рыбок, лодочки, которые можно использовать в воде, так же имеется фасоль, манка (для крупотерапии). В центре предусмотрены тазики с крышками.

     

Художественно-эстетическое развитие.

Центр конструктивной деятельности.

Мягкий конструктор «строитель», деревянный конструктор, пластмассовый конструктор, кубики «составь картинку, крупная и мелкая мозаика, мелкие конструкторы. 

Центр театрализованной деятельности. Уголок ряженья – необходимый атрибут группы раннего возраста. Ребята смотрятся в зеркало и наряжаются с помощью взрослого в платочки, сарафаны, фартучки, костюмы животных, которые любовно сшили или купили для детей их мамы. Уголок ряженья мы наполняем в течение всего учебного года, постепенно внося новые атрибуты: бусы, шапочки, ободочки – бантики, ленты, элементы костюмов для сюжетно-ролевых. С помощью родителей в группе появились различные виды театра, такие как «пальчиковый театр», «театр на палочках», «пакетный театр». Имеется фланелеграф с набором героев и декораций.

Центр музыки. Внимание и интерес ребенка также вызывает музыкальная карусель. Этот вид деятельности особенно интересен малышам, он вызывает познавательный интерес и много положительных эмоций.

      Созданы условия для экспериментирования ребенка со звуками. В группе имеются различные наборы музыкальных инструментов: металлофон, ложки, бубен, барабан и звучащие игрушки (колокольчик, маракасы, дудочки, саксофон). Игры со звучащими игрушками развивают у малышей умение прислушиваться. Музыка сопровождает НОД, режимные моменты, звучит колыбельная при укладывании спать и др.)

     

Социально-коммуникативное развитие.

Игровой центр. В группе игровая среда наполнена разнообразным материалом и оборудованием. Это, прежде всего, куклы, куклы-карапузы (мальчик и девочка в ванночках), набор «домохозяйка», набор «овощей» и «фруктов», «продуктов», тазик для купания кроватки и коляски для кукол, кухонная мебель с набором крупной игрушечной посуды, гладильная доска с утюгом, разные по размеру и назначению машины, набор инструментов, сушилка для кукольного белья, набор «парикмахерская», набор «доктора» и т.п. Все эти игрушки доставляют радость и удовольствие детям, формируют представления об окружающем мире, побуждают к активной игровой деятельности.

Речевое развитие.

Центр книги.

      Книга способствует развитию речевых навыков малыша, закладывает первые кирпичики интеллекта, учит образному мышлению, является незаменимым источником новой ценной информации. В данном центре мы повторяем знакомые песенки, потешки («Наша Маша маленька…», «Сорока-ворона», «Бежала лесочком лиса с кузовочком» и т.д., сказки («Курочка Ряба», «Козлятки и волк», в обр. Ушинского, «Теремок», обр. М. Булатова, «Маша и медведь»). Все книжки безопасны для маленьких детей. Имеются произведения А. Барто «Мишка», «Лошадка» и др. (из цикла «Игрушки»), Г. Лагздынь «Петушок», С.Я. Маршак «Сказка о глупом мышонке» и т.д. Имеются резиновые игрушки персонажи потешек, сказок.

     Физическое развитие.

С целью формирования у детей интереса к занятиям физической культурой и развития координации движений, а также содействия укрепления здоровья детей в нашей группе есть Физкультурно-оздоровительный центр, в котором (не без участия родителей) имеются следующие пособия:

массажные коврики, обручи (большой и маленькие), платочки, разные по размеру мячи, массажные мячи, корзина, стойка, гантели, кегли, мешочки с песком, погремушки, мяч – прыгун, султанчики, ленточки, флажки, степ.

     Такая организация предметно-пространственной развивающей среды группы раннего возраста кажется мне наиболее рациональной, так как она учитывает основные направления развития ребенка двух лет и третьего года жизни и способствует его благоприятному развитию.

.

     

     


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Слайд 2

III. ТРЕБОВАНИЯ К УСЛОВИЯМ РЕАЛИЗАЦИИ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Слайд 3

Требования к развивающей предметно-пространственной среде

Слайд 4

10. Развивающая предметно-пространственная среда обеспечивает максимальную реализацию образовательного потенциала пространства Организации (группы, участка ) и материалов, оборудования и инвентаря для развития детей дошкольного возраста, охраны и укрепления их здоровья, учёта особенностей и коррекции недостатков их развития.

Слайд 5

11. Развивающая предметно-пространственная среда Организации (группы, участка) должна обеспечивать возможность общения и совместной деятельности детей и взрослых (в том числе детей разного возраста), во всей группе и в малых группах, двигательной активности детей, а также возможности для уединения.

Слайд 6

12. Развивающая предметно-пространственная среда Организации (дошкольной группы, участка) должна обеспечивать: ● реализацию различных образовательных программ, используемых в образовательном процессе Организации; ● в случае организации инклюзивного образования необходимые для него условия; ● учёт национально-культурных, климатических условий, в которых осуществляется образовательный процесс.

Слайд 7

13. Развивающая предметно-пространственная среда Организации (группы) должна быть содержательно насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной .

Слайд 8

1) Насыщенность среды должна соответствовать возрастным возможностям детей и содержанию Программы. Образовательное пространство Организации (группы, участка) должно быть оснащено средствами обучения (в том числе техническими), соответствующими материалами, в том числе расходными, игровым, спортивным, оздоровительным оборудованием, инвентарём (в соответствии со спецификой Программы). Организация образовательного пространства и разнообразие материалов, оборудования и инвентаря (в здании и на участке) должны обеспечивать: ● игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех категорий воспитанников, экспериментирование с доступными детям материалами (в том числе с песком и водой); ● двигательную активность, в том числе развитие крупной и мелкой моторики, участие в подвижных играх и соревнованиях; ● эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно- пространственным окружением; ● возможность самовыражения детей.

Слайд 9

2) Трансформируемость пространства предполагает возможность изменений предметно-пространственной среды в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей. 3) Полифункциональность материалов предполагает: ● возможность разнообразного использования различных составляющих предметной среды, например детской мебели, матов, мягких модулей, ширм и т. д.; ● наличие в Организации (группе) полифункциональных (не обладающих жёстко закреплённым способом употребления) предметов, в том числе природных материалов, пригодных для использования в разных видах детской активности, в том числе в качестве предметов-заместителей в детской игре.

Слайд 10

4) Вариативность среды предполагает: ● наличие в Организации (группе) различных пространств (для игры, конструирования, уединения и пр.), а также разнообразных материалов, игр, игрушек и оборудования, обеспечивающих свободный выбор детей; ● периодическую сменяемость игрового материала, появление новых предметов, стимулирующих игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность детей. 5) Доступность среды предполагает: ● доступность для воспитанников, в том числе детей с ОВЗ и детей- инвалидов, всех помещений Организации, где осуществляется образовательный процесс; ● свободный доступ воспитанников, в том числе детей с ОВЗ и детей- инвалидов, посещающих Организацию (группу), к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности. 6) Безопасность предметно-пространственной среды предполагает соответствие всех её элементов требованиям по обеспечению надёжности и безопасности их использования.

Слайд 11

Спасибо за внимание!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Игровые» развивающие центры в рамках группового пространства в группе раннего возраста Подготовила воспитатель группы раннего возраста Сидорова Е.А.

Слайд 2

Познавательное развитие Центр сенсорного развития

Слайд 3

Игрушки для предметной деятельности

Слайд 4

Геометрик , пирамидки Набор « стучалка »

Слайд 6

Дидактическая черепашка

Слайд 7

Игры - шнуровки Бусы геометрические цветные ( ш арики и шайбочки ), бусы «фрукты – ягоды», горка - шарики

Слайд 8

Сортер , гриб - винт

Слайд 9

ВЕСЕЛЫЕ ГУСЕНИЦЫ

Слайд 10

Дидактическая кукла Коробка форм

Слайд 11

Набор «грибочки»

Слайд 12

ИГРЫ С ПРИЩЕПКАМИ

Слайд 13

ИГРА «ЗАСТЕГНИ ПУГОВКУ»

Слайд 14

ЦИЛИНДРЫ + ВТЫКАЛКИ, Разноцветные платочки

Слайд 15

Центр экспериментирования

Слайд 16

Художественно-эстетическое развитие ЦЕНТР КОНСТРУКТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Мягкий конструктор «строитель»

Слайд 17

Деревянный конструктор Кубики « составь картинку»

Слайд 18

КРУПНАЯ И МЕЛКАЯ МОЗАИКА

Слайд 19

КОНСТРУКТОРЫ

Слайд 20

Центр театрализованной деятельности

Слайд 21

ПАЛЬЧиковый театр

Слайд 22

фланелеграф Костюмы персонажей

Слайд 23

ДЕКОРАЦИИ

Слайд 24

Центр музыки

Слайд 25

Социально-коммуникативное развитие Игровой центр

Слайд 29

Речевое развитие Центр книги

Слайд 30

Физическое развитие Физкультурно-оздоровительный центр

Слайд 31

Спасибо за внимание!