3. Уроки русского языка

Федосова Анна Вячеславовна

Как сделать урок русского языка интересным? Эта проблема давно привлекает к себе внимание учителей-словесников. Многообразие поисков ее решения находит свое отражение как в привлечении яркого, необычного дидактического материала (вызывающего интерес к его содержанию), так и в использовании нестандартных заданий (вызывающих интерес самими формами работы). Буду стараться расширять возможности учителя в осуществлении дифференцированного подхода к учащимся в процессе обучения русскому языку (поняла, что степень усложнения материала теперь станет зависеть от уровня подготовки учащихся и этапа работы над ним) и добавлять по возможности новый дидактический материал. Для учащихся же такая работа будет полезна в том плане, что позволяет совершенствовать навыки самоконтроля.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Зачем нужен план? Виды планов

Слайд 2

Тема текста ТЕМА ТЕКСТА – это, о чём (или о ком) в нём говорится. Очень часто тема текста отражается в его заглавии.

Слайд 3

Основная мысль текста В тексте предложения связаны не только общей темой, но и определённой идеей, основной мыслью. ОСНОВНАЯ МЫСЛЬ ТЕКСТА – это, к чему он призывает, чему учит, ради чего он написан. Основная мысль может быть выражена в заглавии или в одном из предложений текста. Но чаще всего её надо «найти» и сформулировать.

Слайд 4

Зачем нужен план текста? План текста составляют не только в школах , но и в вузах , а также ораторы перед выступлением, учёные , при написании тезисов статей. Пишут как планы готовых текстов, например, отрывков прозы, так и тех, которые ещё предстоит создать. В школе учат правильно выделять в тексте главное, кратко составлять план, поскольку это необходимо ученикам в процессе написания изложений и сочинений, а студентам для работы над рефератом , курсовой или дипломной работы . Лучше всего записывать план на бумаге, а не держать его в голове. Воспринимая структуру будущего текста зрительно, вы быстрее найдёте в нём недочёты, сможете его дополнить.

Слайд 5

Зачем нужен план текста? Составление плана способно заметно облегчить запоминание объёмных материалов . При подготовке к экзаменам хорошо составлять планы ответов на вопросы, кратко отражая там все основные тезисы. Повторять материалы так будет гораздо легче. С составления плана начинают написание сочинения, доклада. Важно следовать несложным рекомендациям, действовать по инструкции, тогда можно без затруднений правильно составить план текста.

Слайд 6

ПЛАН План — это самая краткая запись текста . Пункты плана должны отражать содержание, логику и последовательность изложения. Составить план помогает деление текста на абзацы, пункты плана составляются от абзаца к абзацу.

Слайд 7

Планы бывают: - простые; - сложные; - вопросные; - назывные; - тезисные.

Слайд 8

Простой план Это перечень основных пунктов. Зачастую он состоит из назывных предложений, достаточно лаконичных. Простым планом нередко пользуются ораторы, лекторы, так как именно он больше всего подходит для отражения узловых моментов уже хорошо известного текста. Вы сможете сверяться с таким планом, чтобы давать информацию последовательно, ничего не упустить, а основной материал излагать своими словами. Если составить план текста грамотно, это обеспечит хорошую, связанную и логичную, речь.

Слайд 9

Сложный план текста Чаще всего необходимо составлять на занятиях в школе, работая над сочинениями и изложениями. Возможностей простого плана в подобных случаях недостаточно, поскольку ученику нужно не просто обозначить кратко самые базовые пункты, но и дополнить их, разделить на подпункты, раскрыть их содержание более подробно.

Слайд 10

Как составлять сложный план? 1. Внимательно прочитайте изучаемый материал. 2. Разделите его на основные смысловые части и озаглавьте их (пункты плана). 3. Разделите на смысловые части содержание каждого пункта и озаглавьте (подпункты плана). 4. Проверьте, не совмещаются ли пункты и подпункты плана, полностью ли отражено в них основное содержание изучаемого материала. Общие правила составления плана при работе с текстом: 1. Для составления плана необходимо прочитать текст про себя, продумать прочитанное. 2. Разбить текст на смысловые части и озаглавить их. В заголовках надо передать главную мысль каждого фрагмента. 3. Проверить, отражают ли пункты плана основную мысль текста, связан ли последующий пункт плана с предыдущим. 4. Проверить, можно ли, руководствуясь этим планом, раскрыть основную мысль текста.

Слайд 11

Сложный план I.Вступление . II.Основная часть. 1) Пункт 1. 2) Пункт 2:(двоеточие) а). . подпункт..; (точка с запятой) б). . подпункт.. ; в). . подпункт. . .(точка) 3) Пункт 3: .а). . подпункт.. ; б). . подпункт.. ; в). . подпункт. . .(точка) III.Заключение .

Слайд 12

Вопросный план текста План записывают в форме вопросов к тексту. Каждый вопрос – к какой-либо одной смысловой части текста. вопросы должны быть заданы так, чтобы ответы на них помогали восстановить содержание всего текста. При составлении вопросного плана лучше использовать вопросительные слова («как», «сколько», «когда», «почему» и т.д.), а не словосочетания с частицей «ли» ( «есть ли», «нашел ли», и т.п. )

Слайд 13

Назывной план План записывают в виде тезисов, в которых не используют глаголы. В назывном плане много существительных и прилагательных.

Слайд 14

Тезисный план Представляет собой краткое отражение основной сути текста в виде коротких предложений. Каждое предложение содержит основную мысль части текста. Тезисы хорошо подходят для запоминания небольших объёмов информации. Их вы можете использовать, когда учите какой-то материал: сначала изучите его, затем запишите тезисно, а потом просматривайте тезисы и вспоминайте все сведения. Также тезисно записывают основное содержание научных докладов, статей. Тезисы в таком случае не должны быть отрывочными, напоминать перечисление по пунктам: их связывают между собой, оформляют как цельный, логичный текст. План записывают в виде тезисов*. *Тезис – кратко сформулированная идея абзаца или части текста. Каждый тезис соответствует какой-либо одной смысловой части текста. В таком плане много глаголов.

Слайд 15

Тезисный план - выражает суть текста в кратких ф ормулировках. Тезисный план, в отличие от вопросного и назывного не только называет ту или иную часть текста, а кратко излагает ее основные положения.

Слайд 16

Сопоставьте вопросный и тезисный планы

Слайд 17

Рекомендации Если вы впервые составляете план текста, можно для начала воспользоваться самым простым способом. Обратите внимание на деление вашего текста на абзацы . Кратко выделите основную мысль каждого абзаца . Запишите их последовательно, по пунктам . Перед вами формальный план текста. Разумеется, абзацы далеко не всегда отражают смысловое деление текста. Подумайте, какие пункты можно объединить, а какие разделить. Зачастую подсказать правильное решение может объём: большие абзацы обычно включают несколько основных мыслей, а маленькие поддаются соединению в единый смысловой фрагмент. Следите за содержанием и не старайтесь максимально сократить или увеличить количество пунктов вашего плана. Главное, чтобы он хорошо отражал суть текста.

Слайд 18

Рекомендации После определения темы и идеи текста, выбора типа плана (лучше остановиться на подробном виде), приступайте непосредственно к составлению вашего плана конкретного текста . Разделите весь текст на основные смысловые части . Очень удобно использовать тонкий карандаш, делая аккуратные пометки прямо в тексте, чтобы потом стереть их. Если ваш текст очень объёмный, а вы хотите для лучшего запоминания информации его законспектировать, сделать тезисы, воспользуйтесь бумажными закладками, отделяя ими крупные смысловые фрагменты. Помните, что каждая правильно выделенная часть будет иметь свою основную мысль.

Слайд 19

Рекомендации Постарайтесь максимально точно озаглавить все найденные вами части и не забывайте отмечать их границы, чтобы потом их не сместить и не спутать друг с другом. Запишите все пункты вашего плана на листочек. Оцените, насколько последовательно и логично они отражают смысловое содержание текста, соответствуют его идее и теме.

Слайд 20

Обязательно помните об основных ошибках, которые допускают при составлении плана, и старайтесь их избегать: часто нарушается логика повествования; пункты плана «наслаиваются», исключают друг друга (так бывает, когда при анализе случайно сместились границы смысловых фрагментов); план не соответствует теме текста, его основной идее (скорее всего, это свидетельствует о том, что человек не сумел правильно выделить главное, отвлёкся на второстепенную информацию, детали); нет вступительной и заключительной части; пункты плана недостаточно хорошо раскрыты, слишком кратко записаны и не дают представления о тексте; пункты слишком объёмные, уже напоминают изложение текста; пункты непропорциональны: некоторые очень краткие, а отдельные развёрнуты, объёмны.

Слайд 21

Рекомендации Перечитайте ваш план и вновь сравните его с текстом. В хорошем плане должны быть вступление и заключение, там отражена последовательность изложения текста, все узловые моменты, тема и идея. Формулировки в правильном плане точные, а каждый заголовок оригинальный. Избегайте подробностей, уточнений, деталей, не позволяйте описаниям, авторским отступлениям уводить вас в сторону от основной мысли текста.

Слайд 22

Как правильно составить план текста? Пошаговая инструкция Внимательно прочтите текст хотя бы два раза. Вникните в его содержание. Выделите основную тему и идею текста. Разделите текст на смысловые части. Аккуратно выделите их, обозначив границы. Найдите ключевые слова и фразы в каждой части, подчеркните их. Определите основную мысль каждого смыслового фрагмента и озаглавьте его. Запишите все ваши заглавия по пунктам в черновик. При необходимости внесите уточнения, выделите подпункты, сделайте план более подробным и развёрнутым. Сверьте ещё раз ваш план с текстом. Не забывайте о распространённых ошибках, старайтесь их избегать. Заголовки должны быть лаконичны, наиболее точно выражать мысль автора. План должен последовательно воссоздавать содержание текста. Следите за логическими связями. Важно, чтобы план соответствовал теме и идее текста. Исправьте все недочёты, обнаруженные вами в плане, дополните его, сократите места, которые не столь важны для главной мысли текста. Аккуратно перепишите ваш план текста в чистовик.

Слайд 23

Успехов в работе


Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Тема: «Согласные звуки и обозначающие их буквы.

Твёрдые и мягкие согласные»

Цели:

Обучающие:

систематизировать знания обучающихся о согласных звуках, об их классификации, об особенностях каждого разряда согласных звуков;

дать понятие твёрдости-мягкости,

формировать умение различать их;

составление транскрипции слов.

расширить знания учащихся в области фонетики, лексикологии, научить различать согласные твёрдые и мягкие

Развивающие:

  • развивать творческие способности учащихся;
  • развивать орфографическую зоркость, самоконтроль.

Воспитательные:

  • воспитывать интерес к предмету, позитивное отношение к изучению русского языка;
  • расширять кругозор обучающихся;
  • воспитывать эстетический вкус.

Задачи урока через планируемые результаты:

Личностные:

создание ценностных ориентиров и смыслов учебной деятельности;

  • создание условий для развития уважительного отношения учеников друг к другу;
  • формирование сознательного отношения к собственной безопасности и здоровью.

Предметные:

  • знать классификацию согласных звуков, умение характеризовать их и транскрибировать слова.

Метапредметные:

Регулятивные:

  • формировать умение формулировать тему урока, цели урока, умение принимать и сохранять учебную задачу;
  • учиться корректировать выполнение задания в соответствии с планом;
  • уметь оценивать свою работу.

Коммуникативные:

  • развивать умение работать с информацией на уроке, связно излагать мысли;
  • сохранять и развивать умение сотрудничать в паре и группе, отвечать на вопросы, слушать и слышать;
  • формулировать, высказывать и обосновывать свою точку зрения.

Познавательные:

  • формировать умение работать с текстом, выполняя учебно- познавательные действия, осуществляя логические операции анализа, синтеза, классификации;
  • понимать и интегрировать информацию в имеющийся запас знаний, преобразовывать, структурировать и применять с учётом решаемых задач;
  • извлекать нужную информацию.

Ход урока:

  1. Организационный момент.

Добрый день, ребята! Рада вас всех видеть. Мы продолжаем с вами тему «Алфавит русского языка»

  1. Актуализация знаний:

1). Красота и певучесть русского языка объясняется преобладанием мелодичных звуков. Они составляют почти 75%. К ним относятся гласные и согласные звонкие. Немузыкальных звуков всего 25%, это глухие согласные.

2). Наша устная речь состоит из потока звуков, образующих слова. Давайте вспомним, какой раздел науки о языке изучает звуки речи, а также всё, что мы о них знаем. Для этого поиграем в игру «Верно-неверно»: (верно - машем головой, неверно – машем рукой)

  • Фонетика изучает звуки речи (верно)
  • В русском языке 10 гласных звуков (неверно)
  • Гласные звуки состоят только из голоса (верно)
  • Сильной позицией для гласных звуков является позиция под ударением (верно)
  • Гласных звуков в русском языке больше, чем согласных (неверно)
  • Гласные звуки могут быть ударными и безударными (верно)
  • В звонком согласном звуке есть только шум (неверно)

Что мы вспомнили? Для чего?(продолжаем говорить о фонетике, изучаем звуки речи).

3). Орфографическая пятиминутка. Работа по карточкам.

Карточка №1:

Подчеркните согласные в слабой позиции, те, которые при произношении меняют звук:

берёзка, лавка, отъезд, косьба, выставка, чувство, дуб, друг.

Карточка №2:

Подчеркните буквы, которыми отличаются слова:

  • Угол – уголь спор - спорь
  • Мел – мель лук – люк
  • Банка – банька кот - кит
  1. Новый материал. Целеполагание.
  • Как вы думаете, что мы будем сегодня изучать? Какова тема урока? Сформулируйте его цель. (Согласные твёрдые и мягкие). Цель: знать о различии твёрдых и мягких согласных, об обозначении мягкости согласного при фонетической записи слова, о парных и непарных по твёрдости-мягкости согласных. Уметь различать твёрдые и мягкие согласные, обозначать мягкость согласного в транскрипции, соблюдать орфоэпические нормы.

Самостоятельная работа с учебником (стр.101, параграф 36). Беседа:

  • Как обозначается мягкость согласных в фонетике? запятой
  • Сколько согласных в русском языке имеют пары по твёрдости-мягкости? 15 пар
  • Какие согласные только твёрдые ? ж, ш, ц
  • Какие согласные в русском языке всегда мягкие? ч, щ, й

Ребята, важно запомнить буквы – сигналы мягкости, запишем их в наши справочники : е(й э), ё(йо), я(йа), ю(йу), и(и), ь (-).

А теперь перевернём тетрадь на словарики – со стр. 102 запишем слова в столбик

  1. Физкультминутка: внимание на экран

5. Закрепление.

  • 1). Запишем число в рабочей тетради: Двадцатое октября. Классная работа.

Наше чистописание – МИ, Тема урока- Твёрдые и мягкие согласные.

  • Выполним упражнение 186, согласно образцу

Спор- спорить, проверка- проверить, трудовой- трудиться, жёлтый – желтеть, гордый- гордиться, закалка- закаляться.

  • 2). Упражнение 188 выполним необычно, разделим лист тетради на 2 столбика. в первом- слова с мягким согласным, во втором – только с твердыми согласными. Пригласим к доске двоих, каждый из которых будет доказывать правильность написания. 1)с мягк.: лён, корюшка, милость, мармелад.2) карты, дар, цифра, забота, шуба.
  • Как мы узнаём о мягкости согласного? (если после него пишется Ь или Е,Ё,Ю,Я,И). Подчеркните мягкие согласные одной чертой, сигналы мягкости- двумя. Только твердые 1 чертой.
  • Сделайте вывод: чему мы научились, выполняя данные задания? (различать мягкие и твёрдые согласные, находить сигналы мягкости согласных).
  • 3). Орфоэпическая минутка: устное задание. Обратите внимание на слова на странице 102. Как они произносятся? Чем отличаются?
  1. Самостоятельная работа: работа на платформе РЭШ

#1056;ефлексия:

  • С какой темой мы сегодня познакомились?
  • Какие буквы- помощники выступают сигналами мягкости.

Уходя из класса, дорисуйте лучики солнышку с той стороны, где считаете нужным. Если вы поняли тему, то слева солнышко быстрее взойдёт, если не поняли, то справа.

7. Домашнее задание: пар.36, упр.#1057;писать, подчеркнуть твёрдые и мягкие согласные одной чертой, а сигналы мягкости – двумя.

8. Выставление оценок.

Самоанализ урока русского языка по теме

«Согласные твёрдые и мягкие».

Класс: 5А

Количество учеников: 22

Класс средний по успеваемости. В нём есть как сильные, способные активно и самостоятельно работать ученики, так и несколько слабых учеников, которым постоянно требуется помощь учителя или товарищей.

Урок «Согласные твёрдые и мягкие» является не первым уроком из раздела «Фонетика. Орфоэпия. Графика», поэтому учащимися уже получены знания о звуках речи, в том числе о согласных. Именно они были повторены на уроке.

Тип урока – комбинированный, так как в начале урока повторялся изученный ранее материал, затем ребята получали новые знания и закрепляли их.

На уроке использовались методы технологии критического мышления: на стадии повторения –– приём «Верно-неверно», на стадии осмысления – «мозговой штурм» (учащиеся высказывали предположения по теме урока, сами сформулировали цели урока, затем проверили их справедливость), на стадии закрепления - кластер.

Применялись следующие формы работы: фронтальная (опрос), коллективная (кластер, «Верно-неверно»), индивидуальная (карточки), самостоятельная (предположения, самопроверка, закрепление материала).

Учитель: Федосова А.В.

Карточка №1:

Подчеркните согласные в слабой позиции, те, которые при произношении меняют звук:

берёзка, лавка, отъезд, косьба, выставка, чувство, дуб, друг.

Карточка №2:

Подчеркните буквы, которыми отличаются слова:

  • Угол – уголь спор - спорь
  • Мел – мель лук – люк
  • Банка – банька кот - кит



Предварительный просмотр:

Входная контрольная работа по русскому языку в 5 классе

1) Становится прохладнее. 2) По утрам стелется над долиной туман, сеет колючий дождь.

3) Деревья колышутся от зябкого ветра, шепчутся друг с другом, жалеют о прекрасном лете. 4) Разноцветные листья кружатся, мелькают в воздухе, разлетаются в разные стороны. 5) Лесные жители готовятся к зиме, прячутся в свои норки. 6) Скачет по ветке ели рыжеватая белочка, тащит в дупло грибы и вкусные орешки. 7) Тишь и глушь вокруг.

8) Вдали виднеется поле. 9) Рожь уже убрали, и земля отдыхает. 10) По всей окрестности разносятся печальные птичьи крики. 11) Прощаются пернатые с родными краями до радостных весенних деньков. (85 слов)

Грамматическое задание

1 вариант

  1. Укажите слово, в котором на месте пропуска пишется Е.
  1. т…шина
  2. об…жать маленьких
  3. об..жать вокруг дома
  4. зап…вать лекарство
  1. Укажите глагол 2 спряжения.
  1. стел..шь
  2. се..шь
  3. бре…шь
  4. слыш…шь
  1. Укажите вариант, в котором на месте пропуска в слове пишется Ь.
  1. Виднеет…ся поле.
  2. Колышут…ся травы.
  3. Надо старат…ся.
  4. Крики разносят..ся
  1. Укажите слово с Ь на конце.
  1. тиш…
  2. борщ…
  3. плащ…
  4. много туч…
  1. Укажите слово с непроизносимой согласной в корне.
  1. чу…ство
  2. опас..ный
  3. небес..ный
  4. прекрас..ный
  1. Выпишите грамматическую основу предложения 5.
  2. Среди предложений 1-4 найдите сложное. Напишите номер этого предложения.
  3. Среди предложений 7-9 найдите предложение с однородными членами. Напишите номер этого предложения.

2 вариант

  1. Укажите слово, в котором на месте пропуска пишется И.
  1. сл..зать с лестницы
  2. поб..лить стены
  3. прим…рять костюм
  4. прож..вать в городе
  1. Укажите глагол 1 спряжения
  1. дыш…шь
  2. кле…шь
  3. бре…шь
  4. смотр…шь
  1. Укажите вариант, в котором на месте пропуска в слове не пишется Ь.
  1. необходимо умыт…ся
  2. ребята учат..ся
  3. следует здороват…ся
  4. надо примирит…ся
  1. Укажите слово без Ь на конце.
  1. глуш…
  2. немощ…
  3. из-за туч…
  4. доч…
  1. Укажите слово с непроизносимой согласной в корне.
  1. грус…ный
  2. чудес…ный
  3. вкус…ный
  4. ужас…ный
  1. Выпишите грамматическую основу предложения 6.
  2. Среди предложений 6-9 найдите сложное. Напишите номер этого предложения.
  3. Среди предложений 1-3 найдите предложение с однородными членами. Напишите номер этого предложения.

Инструкция для учителя

Время проведения - 45 мин

Максимальный балл - 13

Проверка и оценивание:

Первая оценка за текст, написанный под диктовку (по существующим нормам оценки диктанта). Если ученик за диктант получил отметку «2», то к количеству баллов за грамматическое задание прибавлять только 1 балл.

Часть В

Количество баллов не должно превышать максимального;

№ задания

1

2

3

4

5

6

7

8

итого

Кол-во баллов

1

1

1

1

1

1

1

1

8 баллов

Таким образом, каждый ученик получает за контрольную работу

«5» - 13 баллов «4» - 12 – 10 баллов «3» - 9 – 7 баллов «2» - 6 баллов и ниже

Статистический анализ результатов выполнения контрольной работы по русскому языку

в 5 классе ________ школы_____________________

Выполняло работу __________учащихся

Класс занимается по учебнику___________________________________________________

Получили оценки за диктант

«5»-………….чел.

«4»…………..чел.

«3»………….чел.

«2»………….чел.

% успеваемости………………….. % качества………………….

Допустили ошибки в правописании и в постановке знаков препинания:

- проверяемых безударных гласных……….чел.

- непроверяемых безударных гласных……. чел.

- непроизносимых согласных…………..чел

- предлогов со словами……………..чел.

-окончаний существительных………..чел.

- окончаний прилагательных………..чел.

-окончаний глаголов………….чел.

- разделительный ь …………..чел.

- ь после шипящих в конце слов …….. чел.

- тся и –ться в глаголах ……….чел.

- и,у,а после шипящих………...чел.

- запятые при однородных членах - …. чел.

- запятые в сложном предложении - …. чел.

Часть В Допустили ошибки:

№задания

1

2

3

4

5

6

7

8

Кол-во уч-ся

Итоговая отметка.

«5»- «4»- «3»- «2»-

…% выполнения,

… % учащихся, получивших за работу «4» и «5» (уровень качества выполнения работы).

Замечания и предложения по контрольной работе:

1.

2.



Предварительный просмотр:

Восстановите «рассыпавшиеся» предложения. Дайте им характеристику, подчеркните грамматическую основу.

#1047;накомясь, с, секреты, гроза, стоить, вспомнить, древнегреческая, легенда.

#1041;ыть, время, когда, только, боги, владеть, огонь.

#1055;рометей, принести, на, земля, огонь.

#1051;юди, стать, есть, вареная, пища, научиться, добывать, и, обрабатывать, металл, получить, надежный, защитник, в, борьба, с, хищники.

#1055;рометей, приковать, цепь, к, скала, в, горы.

#1050;аждый, день, прилетать, к, он, огромный, орел, разрывать, когти, грудь, и, клевать, печень.

#1055;рометей, спасти, могучий, Геракл.



Предварительный просмотр:

1. Вставьте между словами подходящий по смыслу предлог. Используйте правильную падежную форму существительных.

Предлоги для справки: от, без, для, согласно, при, благодаря, из

Вытащить _________ комод

адъютант _________ генерал

действовать _________ приказ

лекарство _________ кашель

бежать _________ память

победить ________ смелость

аппарат _________ полет

очнуться ________ сон

находиться _______ больной

2. Прочитайте предложения, вставьте пропущенные буквы и знаки препинания. Найдите предлоги и определите их значение. Закончите составление таблицы, используя данные предложения.

Предлог (и)

Значение предлогов

1.

Место

2.

3.

Ради, для, за

4.

5.

6.

Указание на предмет, на который направлено действие.

  1. В комн…те тускло м…рцал свет около стола в…звышались уродл…вые деревя…ые стулья плотно пр…двинутые друг к другу.

  1. Через день бутон р…(…)пустился и (не) вида…ой красоты цветок с утра до поз(?)него вечера м…нил пчел и шмелей.

  1. Ради жела…ого р…зультата он см…рился с (не) удобствами перенес место для ноч(?)лега и отправился за изм…рительными пр…борами.

  1. (В) виду сильной слабости она пр…сл...нилась к стене и (в) течени… нескольких минут плакала от бе(…)силия.

  1. Он без страха вск...чил на коня и во весь опор помчался по безлюдному полю.

  1. Вдвоем с матерью они долго ш…птались (на) счет пр…дст…ящей поездки.

3. Подберите к предлогам антонимы, составьте и запишите с полученными парами предложения.

Перед –

от –

в начале -

прежде –

снаружи–

4. Замените предлоги синонимичными. Запишите, раскрывая скобки и вставляя пропущенные буквы.

  • (В) нутри кв…ртиры –

  • (не) вз…рая на трудности -

  • проб…рались сквозь туман -

  • разв…вался над п…латкой –

  • ра…пол…жились у ручья –

  • договорились о поездке –

  • г…мнастика для здоровья –

  • пропустили из-за болезни -

5. Со словом (на) встречу составьте 3 предложения так, чтобы оно выступало в качестве существительного с предлогом, наречия, производного предлога.



Предварительный просмотр:

2. ЗАБЛУДИЛАСЬ
(Изложение с элементами сочинения по рассказу А.П. Чехова «Каштанка»)

Молодая рыжая собака бегала взад и вперед по тротуару и беспокойно оглядывалась по сторонам. Изредка она останавливалась и, плача, приподнимала то одну озябшую лапу, то другую, стараясь дать себе отчет: как это могло случиться, что она заблудилась? День начался с того, что ее хозяин, столяр Лука Александрыч, взял под мышку какую-то деревянную штуку, завернутую в красный платок, и позвал Каштанку идти вместе с ним. Заказчики Луки Александрыча жили ужасно далеко. Каштанка помнила, что по дороге она вела себя ужасно неприлично. От радости, что ее взяли гулять, она прыгала, бросалась с лаем под колеса конки, гонялась за собаками.

Вдруг заиграла музыка. Каштанка оглянулась и увидела, что по улице прямо на нее шел полк солдат. Не вынося музыки, которая расстраивала ее нервы, она заметалась и завыла. К великому ее удивлению, столяр, вместо того(,) чтобы испугаться, завизжать и залаять, широко улыбнулся, вытянулся во фрунт и всей пятерней сделал под козырек. Каштанка еще громче завыла и, не помня себя, бросилась через дорогу на другой тротуар. Когда она опомнилась, столяра уже не было. Каштанка бросилась вперед, потом назад, еще раз перебежала дорогу, но столяр точно сквозь землю провалился. Она стала обнюхивать тротуар, надеясь найти хозяина по запаху его следов, но раньше какой-то негодяй прошел в новых резиновых калошах, и теперь все тонкие запахи мешались с острой каучуковой вонью, так что ничего нельзя было разобрать.

По обе стороны улицы зажглись фонари, и в окнах домов показались огни. Мимо Каштанки, толкая ее ногами, безостановочно взад и вперед проходили незнакомые заказчики. (Все человечество Каштанка делила на очень неравные части: на хозяев и на заказчиков; между теми и другими была существенная разница: первые имели право бить ее, а вторых она сама имела право хватать за икры.) Заказчики куда-то спешили и не обращали на нее никакого внимания.

Каштанкой овладели отчаяние и ужас. Она прижалась к какому-то подъезду и стала горько плакать. Дневное путешествие утомило ее, уши и лапы у нее озябли, и к тому же она была ужасно голодна.

Когда мягкий, пушистый снег совсем облепил ее спину и голову, она от изнеможения погрузилась в тяжелую дремоту. 457 слов

Перед чтением текста, опираясь на знания детей, объясните значение слов: столяр, верстак, вытянуться во фрунт, заказчики, хватать за) икры, такса, каучук, конка, сделать под козырек, калоши.

Вопросы после первого чтения.

1. Что говорит о том, что события происходили очень давно, в конце XIX века? (Конка – железнодорожный вагон, запряженный лошадью, ходивший по рельсам, предшественник трамвая; извозчики; мастера носили заказчикам готовые изделия на дом.)

2. Почему у хозяина и собаки было такое разное отношение к музыке? (У собак очень тонкий слух, у человека гораздо хуже. У Луки Александрыча с музыкой связаны приятные воспоминания.)

3. В какие моменты Чехов описывает жизнь с точки зрения не человека, а собаки? (Каштанка все человечество делит на хозяев и заказчиков, путая эти понятия; человек в резиновых калошах для нее – «негодяй»; хозяин, услышав музыку, «не испугался, не завизжал и не залаял».) Зачем автор так делает? (Прием очеловечивания животных – об этом далее; элемент юмора.)

4. Докажите, что автор очень хорошо знает повадки собак, не раз за ними наблюдал, у него самого были собаки. (Каштанка от радости «прыгала, бросалась с лаем под колеса»; «стала обнюхивать тротуар».)

5. Объясните правописание отчества. Александрович – литературное, правильное; Александрыч – просторечное, как у Чехова, неправильное. Зачем так делает автор?

После повторного чтения учащиеся пишут изложение, а после его написания отвечают письменно на вопросы:

Какие действия, мысли и чувства человека А.П. Чехов приписывает собаке? Зачем?

(Каштанка беспокойно оглядывалась; плакала; старалась дать себе отчет; вела себя неприлично; музыка расстраивала ей нервы; она удивлялась; Каштанкой овладели отчаяние и ужас; путешествие с хозяином утомило ее; она в изнеможении погрузилась в дремоту.

Это прием очеловечивания животного (прием антропоморфизма), желание показать все ощущения, переживания собаки, передать ее состояние как бы «изнутри», чтобы вызвать в читателе теплые чувства к животному, сделать читателя добрее, гуманнее.)


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Сочинение по картине Ф.П. Толстого «Букет цветов, бабочка и птичка»

Слайд 2

Н А Т Ю Р М О Р Т Ю Н Т М А Р О Т Р К А Р Т И Н А Р А Т Н И К А К О М П О З И Ц И Я М К П О З Ц Я О И И С О Ч И Н Е Н И Е О Е С И Ч Е Н И Н Нажав на таблички, появится ответ

Слайд 3

Фёдор Петрович Толстой (1783-1873) замечательный русский художник и скульптор. Родился в семье графа П.А.Толстого в 1783 году. Будущий художник, как было принято в то время, рождения был записан в Преображенский полк в чине сержанта. После окончания Морского корпуса в 1802 году молодой мичман Фёдор Толстой поступил в Академию художеств, где потом долгие годы преподавал. В последние годы жизни художник потерял зрение. Скончался великий мастер в 1873 году .

Слайд 4

Если видишь на картине Самовар ты на столе, Или виноград в корзине, Или розу в хрустале, Или бронзовую вазу, Или грушу, или торт, Или все предметы сразу – Знай, что это… НАТЮРМОРТ

Слайд 5

Натюрморт – это изображение неодушевлённых предметов в изобразительном искусстве ( картина, изображающая посуду, ягоды, фрукты, цветы, продукты и другие предметы).

Слайд 7

Сочинение по картине Ф.П. Толстого «Букет цветов, бабочка и птичка» Вступление. Основная часть. Концовка.

Слайд 8

План сочинения: 1. Информация о художнике. 2. Композиция натюрморта: а) цветы ; б) бабочка ; в) птичка ; г) гусеница . 3. Тайна картины.

Слайд 9

ЦВЕТЫ Опорные слова : на коричневато-зеленоватом фоне , на перед-нем плане замечательного полотна, в центре картины художник изобразил , стеклянная ваза, фиолетово-розовая космея , морковно-крас-ный с жёлтыми полосками бархатец , веточ-ка душистого горошка , пушистый ало- красный мак с белой каёмочкой на кончиках лепестков, сине-голубой с золотыми серединками левкой .

Слайд 10

БАБОЧКА Опорные слова: лимонно-жёлтая бабочка , прилетела на запах, готова вот-вот вспорхнуть.

Слайд 11

ПТИЧКА Опорные слова: разноцветная птичка , вцепилась коготками в карандаш , спокойный взгляд .

Слайд 12

ГУСЕНИЦА Опорные слова: опавший листок , приютилась пушистая гусеница , еле заметная, ползет по листу

Слайд 13

Перед нами картина русского художника и скульптора Ф.П.Толстого «Букет цветов, бабочка и птичка». 1. Вступление.

Слайд 14

2. Основная часть. - Что мы видим в центре картины ? красивый букет цветов - В чём стоят цветы ? в стеклянной вазе - Что видно сквозь прозрачное стекло ? виден каждый стебелёк - Какие цветы в букете ? все разные

Слайд 15

2. Основная часть. - Что дрожит на розовом цветке ? капля росы - Кто сидит на вазе ? лимонно-жёлтая бабочка - Кого мы видим около вазы на веточке ? яркую гусеницу - Кто сидит рядом на карандаше ? разноцветная птичка

Слайд 16

3. Концовка. – Понравился ли тебе этот натюрморт? - Какие чувства у тебя возникали, когда ты рассматривал эти предметы? Мир, окружающий человека, прекрасен, только надо уметь видеть эту красоту.

Слайд 17

Сочинения по картине Ф.П. Толстого «Букет цветов, бабочка и птичка» Перед нами репродукция картины Фёдора Петровича Толстого «Букет цветов, бабочка и птичка ». На картине художник изображает - стол, на котором стоит простая ваза. В ней красивые цветы. Их , наверно, вырастили в саду и совали, чтобы любоваться красотой этих чудесных цветов. Недалеко от вазы с цветами находится птичка. Она, наверно, прилетела полюбоваться на прекрасные цветы. Рядом с вазой лежит листик, на котором ползает гусеница. А на вазе сидит бабочка. Она прилетела, чтобы опылить цветы. Мне понравилась эта картина. Толстой показал всю красоту простых предметов .


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Обучающее изложение по рассказу Г.А. Скребицкого

Слайд 2

Цели урока: уяснить роль плана в раскрытии темы высказывания; подготовиться к подробному изложению.

Слайд 3

Что такое изложение? Письменный пересказ. Как проводится пересказ (изложение)? Учитель читает текст, а потом все пишут и стараются написать так же хорошо, как это сделано у писателя. Стараются изложить то, что услышали. Отсюда название – изложение.

Слайд 4

Что означает написать подробное изложение? Задача подробного изложения – воспроизвести содержание текста, пересказать его точно, полно, последовательно, стараясь раскрыть тему высказывания так, как это сделано автором, стараясь по возможности сохранить языковые особенности текста.

Слайд 5

Сегодня мы будем писать изложение по тексту Г.А.Скребицкого. С какой целью мы пишем изложения? Передавая чужой текст, мы развиваем нашу речь.

Слайд 6

«…расширял границы на-шего представления о том пре-красном в природе, что помо-гает нам лучше видеть свою Родину и горячо любить ее. Любовь к природе была у него неиссякаемым источником ве-ликой любви к Родине». Вл. Архангельский Георгий Алексеевич Скребицкий

Слайд 7

Вот названия некоторых книг Г. Скребицкого: «С ружьем и без ружья», «Про наших птиц», «Лесное эхо», «Веселые ручьи»,«Друзья моего детства», «Листопадник», «Лесной голосок»…

Слайд 8

Внимательно прослушайте рассказ и скажите: О ком и чём говорится в тексте?

Слайд 9

Хитрый заяц Раз со мною произошёл такой случай. Отправился я на охоту за зайцами. Через час нашли мои собаки в лесу зайца и погнали. Я стал на дорожке и жду. Гоняют зайца собаки по лесной вырубке, а заяц всё не выбегает. Куда же он девался? Подождал, подождал я и пошёл на полянку посмотреть, в чём дело. Гляжу: носятся мои собаки по кустам вокруг пней, нюхают землю, никак в заячьих следах не разберутся. Куда зайцу на поляне спрятаться?

Слайд 10

Вышел я на середину полянки и сам ничего не пойму. Потом случайно глянул в сторону, да так и замер. В пяти шагах от меня, на верхушке высокого пня, притаился заяц, глазёнки так и впились в меня, будто просят: «Не выдай меня собакам!» Стыдно мне стало убивать зверька, сидящего в пяти шагах от меня. Опустил я ружьё, отозвал гончих. Пошли мы других зайцев искать, а этот трудный экзамен на хитрость сдал. Пускай живёт, зайчат уму-разуму учит. (По Г. А. Скребицкому.)

Слайд 11

Словарная работа Гончая. Охотничья соба- ка особой породы Впиться. Крепко, глубо- ко проникнуть, вонзить- ся во что-н. (перен.: при- стально , не отрываясь начать смотреть на ко- го-н.) Вырубка. Место, где вы- рублен лес.

Слайд 12

Беседа Удачно составленный план отражает основное содержание текста, последовательность событий, по хорошему плану можно догадаться, о чём пойдёт речь в тексте, какова тема высказывания. Назовите основные действия в развитии события. Как начинается текст? Как оканчивается? Связаны ли между собой начало и окончание текста?

Слайд 13

О ком и чём говорится в тексте? Каким оказался заяц? Найдите основную мысль текста. Тема: Заяц. Основная мысль: Хитрость зайца. Как можно озаглавить текст?

Слайд 14

Беседа о тексте Какого типа речи прочитанный текст? Докажите. Какой вопрос можно задать к тексту? План 1) Гончие выследили зайца. 2) Заяц пропал. З) «Не выдавай меня!» 4) Охотник пощадил зайца. - Можно ли догадаться по плану, о чём пойдёт речь в тексте?

Слайд 15

Правильно ли поступил охотник, опустив ружье? Ведь он пошел на охоту. Как бы вы оценили рассказ, если бы он заканчивался так: «Хотя и близко сидел заяц, но я все-таки выстрелил, не будь, косой, таким простофилей! Меня не обманешь, на то я и охотник?» - Чему учит рассказ? От чьего лица ведётся повествование?

Слайд 16

Беседа о тексте - Какое заглавие выберем, почему? Случай на охоте. Как я охотился. Хитрый заяц.

Слайд 17

Заглавие «Случай на охоте» пригодно для многих рассказов такого типа, оно универсально и не выражает идеи, потому что в нем нет оценки этого случая. Заглавие «Как я охотился» неточно, потому что вслед за ним ожидается рассказ о процессе охоты. Оно, как и первое, не имеет оценки, оно нейтрально. Третье заглавие («Хитрый заяц») отражает и тему, и идею рассказа, потому что речь идет именно о хитром зайце: не будь он хитрым - не было бы и рассказа.

Слайд 18

Языковой разбор текста - Прочитайте текст, проследите за тем, что и как говорит автор, какие он использует слова, словосочетания, предложения, чтобы более точно, ярко и выразительно рассказать о том, что случилось с ним на охоте.

Слайд 19

Языковой разбор текста Раз со мною на охоте произошёл такой случай. - Как можно сказать иначе? - Как-то, однажды. - Автор использует разговорное слово раз , которое больше соответствует стилю всего текста.

Слайд 20

Языковой разбор текста Отправился я на охоту за зайцами. - Сказуемое отправился – на первом месте в предложении, за зайцами – в конце предложения. Почему? - Такой порядок слов позволяет подчеркнуть, что будет рассказано не просто об охоте, а о случае с зайцем.

Слайд 21

Языковой разбор текста Я стал на дорожке и жду. - Жду – в конце предложения. Почему? - Этим подчёркивается состояние ожидания. Ещё раз об этом же читаем дальше. Подождал, подождал… - О чём говорит повтор слова? - О длительности ожидания охотника.

Слайд 22

Языковой разбор текста - Какие глаголы употребил писатель, «рисуя» действия собак? («… нашли … и погнали», «гоняют», «носятся … нюхают … не разберутся», «искать».) - Найдите два вопросительных пред-ложения, передающих растерянность, недоумение охотника. (Куда же он девался? Куда зайцу на поляне спрятаться?)

Слайд 23

Языковой разбор текста - Какие глаголы использует автор для описания действий зайца? («не выбегает»,«спрятаться», «притаился», «впились», «просят».) - Что же увидел автор в глазах зайца? (Мольбу, просьбу.) - Заяц доверился человеку, поверил в его доброту, и это вызвало у охотника жалость к зайцу.

Слайд 24

Работа по частям. Составление плана. 1 часть На сколько смысловых частей можно разделить текст? Чтение 1 части. Куда отправился рассказчик? За кем? Как вы думаете, чего он ждал? Как можно озаглавить часть? Назовите опорные слова. «На охоту за зайцами». Перескажите 1 часть.

Слайд 25

Чтение 2 части Что делают собаки? Где? По лесной вырубке. Что это такое? А что делает заяц? Кто думает так: «Куда же он девался?» Как можно озаглавить часть? Назовите опорные слова. «Заяц пропал»

Слайд 26

Чтение 3 части. Куда вышел рассказчик? Что он сделал? Как вы понимаете слово замер? Поиграем в игру «Море волнуется раз, море волнуется два…» Вот такое состояние было у рассказчика, когда он увидел зайца. Почему он замер? Где притаился заяц?

Слайд 27

Какие слова, близкие по смыслу, можно подобрать к слову притаился ? О чём просили глазёнки зайца? Глазёнки так и просят: «Не выдавай меня!» Это предложение с прямой речью. Обратите внимание на постановку знаков препинания. Как можно озаглавить часть? «Не выдавай меня!» Пересказ 3 части.

Слайд 28

Чтение 4 части. Какое чувство испытал рассказчик? Что сделал рассказчик? Как продолжилась охота? Какую оценку дал рассказчик зайцу? Заяц сдал экзамен на хитрость. Какое слово употребил автор, чтобы не повторять слово заяц? Озаглавьте эту часть. «Экзамен на хитрость сдан». Пересказ 4 части.

Слайд 29

Орфографическая подготовка Поработаем над правописанием выделенных слов.

Слайд 30

Раз со мною на охоте произошёл такой случ а й. Отправился я на охоту за зайцами. Через час нашли мои собаки в лесу зайца и погнали. Я стал на доро ж ке и жду. Гоняют зайца собаки по л е сной выру б ке, а заяц всё не выбегает. Куда же он девался? Подождал, подождал я и пошёл на полянку посмотреть, в чём дело. Гляжу: носятся мои собаки по кустам вокруг пней, нюхают землю, никак в заячьих следах не разберутся. Куда зайцу на поляне спрятаться? Вышел я на середину полянки и сам ничего не пойму. Потом случ а йно глянул в сторону, да так и замер. В пяти шагах от меня, на в е рхушке высокого пня, притаился заяц, гл а зёнки так и впились в меня, будто просят: «Не выдай меня собакам!» Стыдно мне стало убивать зверька, сидящего в пяти шагах от меня. Опустил я ружьё, отозвал гончих. Пошли мы других зайцев искать, а этот трудный экзамен на хитрость сдал. Пускай живёт, зайч а т уму-разуму учит. (По Г. А. Скребицкому.)

Слайд 31

Пунктуационный разбор Раз со мною на охоте произошёл такой случай. Отправился я на охоту за зайцами. Через час нашли мои собаки в лесу зайца и погнали. Я стал на дорожке и жду. Гоняют зайца собаки по лесной вырубке , а заяц всё не выбегает. Куда же он девался ? Подождал , подождал я и пошёл на полянку посмотреть, в чём дело. Гляжу: носятся мои собаки по кустам вокруг пней , нюхают землю , никак в заячьих следах не разберутся. Куда зайцу на поляне спрятаться ? Вышел я на середину полянки и сам ничего не пойму. Потом случайно глянул в сторону, да так и замер. В пяти шагах от меня, на верхушке высокого пня, притаился заяц, глазёнки так и впились в меня, будто просят: «Не выдай меня собакам!» Стыдно мне стало убивать зверька, сидящего в пяти шагах от меня. Опустил я ружьё , отозвал гончих. Пошли мы других зайцев искать , а этот трудный экзамен на хитрость сдал. Пускай живёт , зайчат уму-разуму учит. (По Г. А. Скребицкому.)

Слайд 32

Сколько частей в тесте? Сколько будет красных строк?

Слайд 33

Этап рефлексии: Сегодня на уроке мне… Меня особенно удивило то, что… До начала урока я думала, что…, а сейчас знаю…. Было бы хорошо, если бы… Мне не понравилось…

Слайд 34

Успешной работы!

Слайд 35

Литература Т.А. Ладыженская, М.Т. Баранов и др. Русский язык: учебник для 5 кл. общеобразоват. учреждений.– М.: Просвещение, 2008. Ожегов С.И. Словарь русского языка: Ок. 57000 слов / Под ред. чл.-корр. АН СССР Н.Ю. Шведовой. – 18-е изд., стереотип. - М.: Рус. яз., 1987. Плёнкин Н.А. Изложение с языковым разбором текста: Пособие для учителя. – 3-е изд., перераб. и доп. –М.: Просвещение, 1988. http://www.google.ru/images?q=%D0%A1%D0%BE%D0%B1%D0%B0%D0%BA%D0%B0+%D0%B3%D0%BE%D0%BD%D1%87%D0%B0%D1%8F&hl=ru&prmd=ivns&source=lnms&tbs=isch:1&ei=Tu4UTa6tI5Cu8QPH9Z2FBw&sa=X&oi=mode_link&ct=mode&ved=0CBAQ_AU&biw=1680&bih=959 http://www.google.ru/images?q=%D0%97%D0%B0%D1%8F%D1%86&hl=ru&prmd=ivns&source=lnms&tbs=isch:1&ei=k_QUTemzEsih8QOe9vTBg&sa=X&oi=mode_link&ct=mode&ved=0CBMQ_AU&biw=1680&bih=959 http://www.google.ru/images?q=%D0%93%D0%B5%D0%BE%D1%80%D0%B3%D0%B8%D0%B9+%D0%90%D0%BB%D0%B5%D0%BA%D1%81%D0%B5%D0%B5%D0%B2%D0%B8%D1%87+%D0%A1%D0%BA%D1%80%D0%B5%D0%B1%D0%B8%D1%86%D0%BA%D0%B8%D0%B9&hl=ru&prmd=ivnso&source=lnms&tbs=isch:1&ei=HCQvTb6VJsH2sga2wOHdBw&sa=X&oi=mode_link&ct=mode&ved=0CAsQ_AU&biw=1680&bih=959 http://www.artes.su/wallpapers/9974ff6cae2e2b1316a2605314297f6b/7244_4.jpg



Предварительный просмотр:

Понятие о предложении. Признаки предложения.

1.

Орфоэпическая разминка.

Запишите слова, поставьте ударение.

Афера, колос, колосс, мельком, обеспечение, облегчить, паралич, поняли, средства, статуя, столяр, ходатайство, хозяева, щавель.

Тест № 1.

1. Определите вариант с ударением на первом слоге.

A) Доверху

B) Алфавит

C) Донельзя

D) Аргумент

E) Договор

2. Определите вариант с ударением на первом слоге.

A) Досыта

B) Аргумент

C) Донельзя

D) Договор

E) Алфавит

3. Определите вариант с ударением на первом слоге.

A) Средства

B) Агентство

C) Договор

D) Каталог

E) Документ

4. Определите вариант с ударением на втором слоге.

A) Средства

B) Квартал

C) Договор

D) Заняла

E) Аргумент

5. Определите вариант с ударением на втором слоге.

A) Доверху

B) Каталог

C) Намерение

D) Договор

E) Средства

Повторение.

Составьте со словами три словосочетания, используя разные виды подчинительной связи, выполните синтаксический разбор словосочетаний.

Беседа.

  1. Что такое словосочетание?
  2. Назовите компоненты словосочетания.
  3. Какие виды словосочетаний вы знаете (по главному слову)?
  4. Какие способы связи слов в словосочетании существует?

3.

Тест № 2.

1. Найдите словосочетание, которое имеет переносное значение:

  1. Золотое кольцо
  2. Золотые часы
  3. Золотой браслет
  4. Золотые серьги
  5. Золотой характер

2. Раздел науки о языке, в котором изучается словосочетание

  1. морфология
  2. фонетика
  3. лексика
  4. словообразование
  5. синтаксис

5. Не является словосочетанием

  1. говорил улыбаясь
  2. настойчиво требовать
  3. проявить заботу
  4. около ручья
  5. уехать в город

3. В каком словосочетании неправильно определено главное слово?

Х

  1. весьма искусный

Х

  1. подготовить доклад

Х

  1. чертить тушью

Х

  1. гениальный ученый

Х

  1. поездка в горы

4. Найдите словосочетание, связанное по способу согласование

  1. блестящий успех
  2. хорошо плавать
  3. близко от берега
  4. отчаянно смелый
  5. подъехать к озеру

6. Укажите словосочетание, построенное по типу:

прилагательное + существительное

  1. памятник перед вокзалом
  2. памятный подарок
  3. памятник герою
  4. поставить памятник
  5. памятник из бронзы

4.

Понятие о предложении.

Восстанови текст правила.

Предложение – основная __________________ единица, содержащая _________, __________ или __________.

Главный структурный признак предложения – наличие ____________ основы.

Прочитайте и сравните записи в двух колонках.

№ 1.

№ 2.

Украинская ночь; украинской ночи; с середины неба; необъятный небесный свод, еще необъятнее.

Знаете ли вы украинскую ночь? О, вы не знаете украинской ночи! Всмотритесь в нее. С середины неба глядит месяц. Необъятный небесный свод раздался, раздвинулся еще необъятнее. Горит и дышит он. (Н.В. Гоголь)

Ответьте на вопросы.

1) Прочитайте и сравните записи на доске. Чем они отличаются?

2) Можно ли назвать запись № 1 текстом? Почему?

3) Можно ли назвать запись № 2 текстом? Почему?

4) Чем словосочетание отличается от предложения?

Докажите, что в колонке № 2 – предложения.

Как это сделать?

Запишите предложения, подчеркните грамматическую основу.

5.

Тест3.

Установи соответствия.

Словосочетание.

Предложение.

  1. Имеет грамматическую основу.
  2. Служит для более точного, чем слово, называния предметов, действий и их признаков.
  3. Состоит из главного и зависимого слова.
  4. Служит для сообщения, вопроса, побуждения.
  5. Синтаксическая единица, состоящая из двух и более знаменательных слов, соединённых подчинительной связью.
  6. Характеризуется смысловой и интонационной завершенностью.
  7. Может быть именным, глагольным, наречным.
  8. Является основной единицей общения.

6.

Рассмотри таблицу, она поможет выполнить следующее задание.

1. Назначение предложения

1) формирование мысли;

2) выражение мысли;

Интонация конца — средство выражения смысловой завершенности высказывания

2. Строение предложения

1) грамматическая основа;

2) грамматическая связь компонентов;

3) порядок компонентов;

4) структурная схема предложения

3. Грамматическое значение предложения

1) вид предложения по цели высказывания;

2) соотнесенность смысла высказывания с действительностью;

3) смысловые отношения между компонентами предложения

7.

«Предложения рассыпались.»

Восстановите «рассыпавшиеся» предложения. Дайте им характеристику, подчеркните грамматическую основу.

#1047;накомясь, с, секреты, гроза, стоить, вспомнить, древнегреческая, легенда.

#1041;ыть, время, когда, только, боги, владеть, огонь.

#1055;рометей, принести, на, земля, огонь.

#1051;юди, стать, есть, вареная, пища, научиться, добывать, и, обрабатывать, металл, получить, надежный, защитник, в, борьба, с, хищники.

#1055;рометей, приковать, цепь, к, скала, в, горы.

#1050;аждый, день, прилетать, к, он, огромный, орел, разрывать, когти, грудь, и, клевать, печень.

#1055;рометей, спасти, могучий, Геракл.

8.

Рассмотри таблицу.

Если забыл Виды предложения, рассмотри таблицу.

Типы

Разряды

Примеры

По цели высказывания

Повествовательные

Запад гаснет в дали бледно-розовой.

Вопросительные

а где мой друг?

Побудительные

Вы бы проверили перевод!

Восклицательные

Молчать! Ужасный век!

По количеству грамматических основ

Простые (одна грамматическая основа)

Дорога шла по крутому берегу Днепра.

Сложные (несколько грамматических основ)

Река еще не замерзла, и ее свинцовые волны грустно чернели в однообразных берегах.

По строению грамматической основы

Двусоставные (подлежащее + сказуемое)

Быстро сохнет трава.

Односоставные (с одним главным членом)

Скоро рассветет.

По наличию второстепенных членов предложения

Распространенные (второстепенные члены есть)

Скоро рассветет.

Нераспространенные (второстепенных членов нет)

Начинается рассвет.

9.

Итог занятия.

Чему ты научился сегодня на уроке?

Какие понятия вспомнил?

Проверь тесты. Поставь себе оценку за урок.

Самопроверка.

Тест №1. 1. A 2. A 3. A 4. B 5. C

Тест№2. 1. Е 2. Е 3. В 4. А 5. D 6. B

Тест №3.

Словосочетание

Предложение

2, 3, 5, 7

1, 4, 6, 8

10.

Интересное и занимательное.

"Съешь же ещё этих мягких французских булок, да выпей чаю" содержит все буквы русского алфавита.



Предварительный просмотр:

Простое предложение (тест на повторение)

  1. Каким членом предложения является подчёркнутое слово в предложении Мы укажем путь к правде!
  2. Какой тип связи используется в словосочетании душа человека?
  3. Предложения по цели высказывания делятся на повествовательные, вопросительные и . . .
  4. Укажите тип односоставного предложения Мне холодно.
  5. Каким членом предложения является подчёркнутое слово: Вдаль убегает извилистая дорога.
  6. Какое слово является главным в словосочетании бескрайний океан ?
  7. Укажите обращение в предложении (знаки препинания не расставлены) Мы старые друзья с тобою ветер.
  8. Есть ли вводное слово в предложении Это кажется мне хорошим знаком.
  9. Верно ли что предложение Только терпеливым даётся в руки обещанное является двусоставным?
  10. Каким членом предложения является подчёркнутое слово: Над землёй летели лебеди солнечным днём ?
  11. Укажите подлежащее: Ледяной горою айсберг из тумана вырастает.
  12. Укажите сказуемое: И горяч утомительный сон.
  13. Каким членом предложения является подчёркнутое слово: Мне нравится осенний лес.
  14. Каким по цели высказывания является предложение: Что ты жадно глядишь на дорогу в стороне от весёлых подруг?
  15. Укажите сказуемое в предложении: Тут силой весь народ тушить пожар принялся.
  16. Сказуемые бывают простые и . . .
  17. Главный член предложения, который отвечает на вопрос Кто? или Что?
  18. Дополнения бывают прямые и . . .
  19. Укажите сказуемое в предложении Ветер был встречный.
  20. Выберите нужную форму: Ряд новых домов (был построен, были построены) в этом году.
  21. Второстепенный член, который отвечает на вопросы Какой? Чей?
  22. Каким членом предложения является подчёркнутое слово: Увидел на миг ослеплённый свет.
  23. Укажите несогласованное определение в предложении Скоро пройдут холодные дни и настанет радостное время цветения.
  24. Укажите прямое дополнение: Пират взмахнул топором и одним ударом разнёс сундук в щепки.
  25. Односоставные предложения, в которых нет и не может быть подлежащего, называются . . .
  26. Одно- или двусоставным является предложение Бесконечная дорога убегает лентой вдаль. ?
  27. Если простое предложение имеет в своём составе второстепенные члены, то оно называется . . .
  28. Укажите подлежащее в предложении На Муромской дороге стояли три сосны.
  29. Охарактеризуйте предложение по наличию главных членов: Не слышно шума городского.
  30. Каким членом предложения является подчёркнутое слово в предложении В саду горит костёр рябины красной. ?
  31. Укажите тип связи в словосочетании повернуть назад.
  32. Верно ли, что приложение – это несогласованное определение, выраженное существительным?
  33. Укажите сказуемое в предложении Иван Ильич был человек интеллигентный.
  34. Каким членом предложения является подчёркнутое слово: От дыма слезились глаза. ?
  35. Сколько рядов однородных членов в предложении Они сошлись: вода и камень, стихи и проза, лёд и пламень не столь различны меж собой.
  36. Являются ли членами предложения вводные слова?
  37. Определите тип сказуемого в предложении Я буду много работать.
  38. Являются ли вводными подчёркнутые слова : Работа может быть закончена в срок. ?
  39. Каким членом предложения является подчёркнутое слово: Мы просим вас прийти на собрание. ?
  40. Определите тип односоставного предложения: Скоро можно будет отдохнуть.
  41. Верно ли, что предложение является двусоставным: Приветствую тебя, пустынный уголок!
  42. Есть ли однородные определения в предложении Дуют холодные февральские дни.
  43. Верно ли, что слова конечно, впрочем, итак, во-первых, во- вторых, следовательно выступают только в качестве вводных слов?
  44. Какое слово является согласованным определением: В сонном городе ночью холодно. ?
  45. Может ли обращение быть подлежащим?
  46. Определите вид предложения по цели высказывания: Не оставь меня, кум милый!
  47. Есть ли второстепенные члены в предложении Мы решили помочь. ?
  48. Укажите сказуемое в предложении Тиха украинская ночь.
  49. Верно ли что неполными называются предложения, в которых отсутствует один главный член?
  50. Какой главный член имеется в назывных предложениях?

Простое предложение (ответы на вопросы теста)

№ вопроса

Правильный ответ

№ вопроса

Правильный ответ

1

Подлежащим

26

Двусоставным

2

Управление

27

Распространённым

3

Побудительные

28

Три сосны

4

Безличное

29

Односоставное

5

Обстоятельством

30

Определение (несогласованное)

6

Океан

31

Примыкание

7

Ветер

32

Нет

8

Нет

33

Был человек интеллигентный

9

Да

34

Обстоятельством

10

Определением

35

Три

11

Айсберг

36

Нет

12

Горяч

37

Простое глагольное

13

Подлежащим

38

Нет

14

Вопросительным

39

Дополнением

15

Принялся тушить

40

Безличное

16

Составные

41

Да (это неполное предложение)

17

Подлежащее

42

Нет

18

Косвенные

43

Да

19

Был встречный

44

Сонном

20

Был построен

45

Нет

21

Определение

46

Побудительное

22

Дополнением

47

Нет

23

Цветения

48

Тиха

24

Сундук

49

Нет

25

Безличными

50

Подлежащее

1 вариант

1. По эмоциональной окраске предложения делятся:

1) на восклицательные и невосклицательные
2) на повествовательные
3) на вопросительные
4) на побудительные

2. По цели высказывания предложения делятся:

1) на восклицательные и невосклицательные
2) на повествовательные и вопросительные
3) на вопросительные и побудительные
4) на повествовательные, вопросительные, побудительные

3. Укажите верное утверждение Грамматическая основа предложения состоит:

1) из подлежащего и сказуемого (или одного из них)
2) из подлежащего, сказуемого и второстепенных членов
3) из второстепенных членов
4) из подлежащего и однородных сказуемых

4. Укажите односоставное предложение

1) Использование маяков началось в глубокой древности.
2) С большими кошками барса роднит узор на голове.
3) Около нашего дома построили целый квартал.
4) Земля для кометы стала своего рода раскаленной сковородкой.

5. Укажите двусоставное предложение

1) Люблю тебя, Петра творенье…
2) Бездонную бочку водой не наполнишь.
3) В избе жарко натоплено.
4) Вода залила подвал.

6. Укажите нераспространенное предложение

1) Люблю пройтись весенним утром по лесу.
2) Лес молчит и млеет.
3) Присутствующие говорили и тихо пели.
4) Присутствующие много говорили и пели.

7. Укажите распространенное предложение

1) Солнце светит, но не греет.
2) Солнце светит ярко.
3) Солнце светит и греет.
4) Солнце греет.

8. Укажите номер неполного предложения

(1)Я люблю бродить по лесу. (2)Особенно по осеннему. (3)Идешь по лесу, загребаешь ногами опавшую листву. (4)Кругом тишина, ни звука.

1) 1
2) 2
3) 3
4) 4

9. Укажите побудительное предложение

1) Пауза — обязательный элемент фразы.
2) Неужели это правда?
3) Это правда!
4) Учащиеся, которые едут в Петербург, соберитесь у директора.

10. Укажите повествовательное предложение

1) Капельки росы покрыли траву.
2) Что вам всем нужно для счастья?
3) Ты мне скажи откровенно.
4) Пусть сильнее грянет буря!

2 вариант

1. Укажите неверное суждение

1) по эмоциональной окраске предложения делятся на восклицательные и невосклицательные
2) по количеству грамматических основ предложения делятся на сложносочиненные и сложноподчиненные
3) по условиям контекста и речевой ситуации предложения делятся на неполные и полные
4) по характеру основы предложения делятся на односоставные и двусоставные

2. Укажите неверное утверждение

1) по цели высказывания предложения делятся на повествовательные, вопросительные, побудительные
2) по характеру выражаемого отношения к действительности предложения делятся на утвердительные и отрицательные
3) по наличию второстепенных членов предложения делятся на простые и сложные
4) предложение, состоящее только из грамматической основы, является нераспространенным

3. Укажите верное утверждение

1) грамматическая основа предложения состоит из подлежащего и сказуемого (или одного из них)
2) грамматическая основа предложения состоит из подлежащего, сказуемого и второстепенных членов
3) грамматическая основа предложения состоит из второстепенных членов
4) грамматической основой предложения является сказуемое

4. Укажите односоставное предложение

1) Изготовление шкатулки поручили самому искусному мастеру.
2) Поисковики нашли место падения самолета.
3) В школе учащиеся создали театральный кружок.
4) Луч прожектора осветил участок моря.

5. Укажите двусоставное предложение

1) Люблю я пышное природы увяданье.
2) Пойди, поклонись золотой рыбке.
3) Рядом с домом посадили кусты сирени.
4) Люблю пройтись ранним утром по лесу.

6. Укажите нераспространенное предложение

1) Хорошо весной в лесу!
2) Разговор прекратили.
3) Говорили тихо.
4) Выпал снег.

7. Укажите распространенное предложение

1) Вскоре рассвело.
2) Сирень распустилась и запахла.
3) Зацвели розы и пионы.
4) Солнце греет.

8. Укажите номер неполного предложения

(1)Красиво наше село. (2)Особенно весной. (3)В садах распускается белым цветом черемуха. (4)Чуть позже зацветают яблони.

1) 1
2) 2
3) 3
4) 4

9. Укажите побудительное предложение

1) Завтра нужно приехать в институт.
2) Неужели вся река замерзнет?
3) Это хорошо!
4) Приезжайте завтра в институт.

10. Укажите повествовательное предложение

1) Этой осенью мы будем жить в деревне!
2) Этой осенью вы будете жить в деревне?
3) Этой осенью оставайтесь жить в деревне.
4) Живите этой осенью в деревне.

Ответы на тест по русскому языку Предложение и его типы
1 вариант
1-1
2-4
3-1
4-3
5-4
6-2
7-2
8-2
9-4
10-1
2 вариант
1-2
2-3
3-1
4-1
5-1
6-4
7-1
8-2
9-4
10-1

Охарактеризуйте предложения по видам.

Сделайте синтаксический разбор предложений, схемы к ним

Вариант 1

  1. Из-под куста мне ландыш серебристый приветливо кивает головой.
  2. Светает.
  3. С чего начинается Родина?

Вариант 2

  1. Смеркается.
  2. Я вышел на берег насладиться ароматом осенних листьев.
  3. Умеешь ли ты беречь время?


Предварительный просмотр:

Понятие о предложении. Структура простого предложения.

#1043;лавные признаки предложения:

#1048;меет грамматическую основу.

#1057;одержит в себе законченную мысль.

#1054;бладает смысловой и интонационной законченностью.

#1057;одержит сообщение, вопрос, побуждение.

#1071;вляется основной единицей общения.

#1061;арактеристика предложения.

ПРЕДЛОЖЕНИЕ

#1055;о цели высказывания:

ПОБУДИТЕЛЬНЫЕ

ПОВЕСТВОВАТЕЛЬНЫЕ ВОПРОСИТЕЛЬНЫЕ

#1055;о эмоциональной окраске:

ВОСКЛИЦАТЕЛЬНЫЕ НЕВОСКЛИЦАТЕЛЬНЫЕ

#1055;о количеству грамматических основ:

ПРОСТЫЕ СЛОЖНЫЕ

Союзные Бессоюзные

Сложносочиненные Сложноподчиненные

#1055;о составу грамматической основы:

ОДНОСОСТАВНЫЕ ДВУСОСТАВНЫЕ

#1055;о наличию второстепенных членов предложения:

РАСПРОСТРАНЕННЫЕ НЕРАСПРОСТРАНЕННЫЕ

#1055;о наличию необходимых членов предложения:

ПОЛНЫЕ НЕПОЛНЫЕ

Слово – словосочетание – предложение

Слово

Словосочетание

Предложение

называет абстрактный предмет, признак, действие

называет конкретный предмет, признак, действие

выражает законченную мысль, которая связана с конкретной ситуацией общения.

воздух

бодрый

движется

свежий воздух

довольно бодрый

быстро движется

Воздух (после дождя очень) свеж.

Марш был довольно бодрый.

Туча движется быстро.

Признаки предложения:

1) ГО

2) Законченная мысль

3) Интонационная завершенность.

Вывод: Что называется предложением?



Предварительный просмотр:

Тест по теме: « Признаки предложения»

1. Укажите признак, не характерный для предложения:

а) основная синтаксическая единица;

б) содержит сообщение, вопрос или побуждение;

в) представляет собой сочетание двух или нескольких самостоятельных слов;

г) характеризуется интонационной и смысловой завершённостью

2. В каком варианте правильно указана грамматическая основа предложения: Что впервые заставляет человека взять в руки перо?

а) заставляет человека б) заставляет взять

в) взять перо г) что заставляет взять

3. Укажите предложение, в котором нет побуждения:

а) Любите книгу – источник знаний!

б) Всем прочитать эту книгу сегодня же!

в) Прочитал бы ты эту книгу.

г) Как интересна эта книга!

4. Укажите неверный ответ. По цели высказывания предложения бывают:

а) восклицательными б) повествовательными

в) побудительными г) вопросительными

5. Определите предложение: Самому умному философу трудно отвечать на глупые вопросы.

по составу и по цели высказывания:

а) двусоставное, повествовательное

б) односоставное, повествовательное

в) двусоставное, побудительное

г) односоставное, побудительное

6. Укажите признак инверсии (обратного порядка слов в предложении):

а) согласованное определение стоит перед определяемым словом, а несогласованное – после него;

б) подлежащее предшествует сказуемому;

в) перед сказуемым располагается обстоятельство образа действия;

г) сказуемое предшествует подлежащему;

д) обстоятельство времени стоит в начале предложения

7. Укажите соответствие:

а) по строению грамматической основы предложения бывают...

б) по наличию второстепенных членов предложения бывают...

в) по количеству грамматических основ предложения бывают...

1 – простые и сложные; 2 – односоставные и двусоставные;

3 – распространённые и нераспространённые

8. Какое из предложений соответствует схеме ‗‗‗‗ ____

а) Любо в лесу мне бежать.

б) Долго-долго падают кленовые листья.

в) Вот девочка подняла кудрявую голову.

г) С детских лет великий Пушкин мне знаком.

#1063;то такое предложение?

а)законченный смысл

б) часть речи

в) предлог

#1050;акое предложение называется повествовательным?

а) содержащее сообщение

б)содержащее вопрос

в) содержащее просьбу

#1050;акие бывают предложения?

а) вопросительные

б) неверные

в) ударные

#1050;акие части речи бывают в предложении?

а)существительные

б) подлежащее

в)сказуемое

#1050;ак подчеркивается подлежащее?

а)одной чертой

б) двумя

в)волнистой линией

#1050;акой чертой подчеркивается сказуемое?

а) одной

б) двумя

в)тремя

#1050;акой чертой подчеркивается дополнение?

а)одной

б)двумя

в) тире

#1050;акой чертой подчеркивается определение?

а) волнистой

б)одной

в) двумя

#1050;акой чертой подчеркивается обстоятельство?

а)одной

б) двумя

в) точка тире

18)Какие бывают предложения?

а) односоставные

б) многосоставные

в)трехсоставные

19)Одно из утверждений неверно. Найдите его.

а) По количеству грамматических основ предложения делятся на простые и сложные.

б) Если предложение имеет одну грамматическую основу, оно является простым.

в)Предложение, в котором больше двух грамматических основ, является простым.

г)Грамматическую основу предложения составляют подлежащее и сказуемое в двусоставном предложении или главный член в односоставном предложении.

20)Найдите неверное утверждение.

а) К сложным предложениям относятся предложения, в которых две и более грамматических основ.

б) Части, составляющие сложное предложение, образуют единое смысловое, грамматическое и интонационное целое.

в)Части сложного предложения всегда равноправны по отношению друг к другу.

г) Сложные предложения делятся на сложносочиненные, сложноподчиненные и бессоюзные.

#1057;колько простых предложений в составе сложного?

Ему казалось, что, если все что он видит и слышит, разложить в каком-то порядке, разобрать и внимательно обдумать, найдется доброе объяснение и оправдание всему недоброму, должно родиться в душе некое емкое слово, которое сразу и объяснит ему людей и соединит его с ними.

а)четыре

б) пять

в)шесть

г)семь

#1053;айдите сложное предложение.

а)Фельдшерица, усадив Пашку, вышла и немного погодя вернулась, держа в охапке кучу одежды.

б)Дубровский держал в руке открытую книгу, но глаза его были закрыты.

в)Затем я снова замечал ее взгляды на себе - то пытливый и проницательный, вызывающий тревогу, то отсутствующий, с потерянной мыслью, то быстрый, настороженно лукавый.

#1053;айдите предложение, в котором союз И соединяет части сложного предложения (знаки препинания не расставлены).

а) Каждый из нас на своем корабле капитан и ведет корабль своим курсом.

б) Было уже довольно тепло и по-настоящему пахло весной.

в) Вдали лесистые равнины и неприступные вершины гранитных скал туман одел

г)Фельдшер и повар сидят на порогах и вторят друг другу на звенящих мандолинах.

#1053;айдите сложноподчиненное предложение.

а) Следует уходить раньше, чем тебя к этому недвусмысленно вынуждают.

б)Жизнь Левитана не богата событиями, но много среди них было горьких.

в) Гляди в окно: Молчалин на ногах давно!

#1053;айдите бессоюзное предложение.

а) Я напоминал садовника, который ежедневно вытаскивает цветок из земли, чтобы узнать, прижился ли он.

б) Учитель кричит им вдогонку, но они его не слушают.

в) Ветер по целым дням рвал и трепал деревья, дожди поливали их с утра до ночи.

Ответы на тест по теме: «Признаки предложения»

#1074;

#1075;

#1075;

#1072;

#1073;

#1075;

#1072;-2,б-3,в-1

#1073;

#1072;

#1072;

#1072;

#1072;

#1072;

#1073;

#1074;

#1072;

#1074;

#1072;

#1074;

#1074;

#1073;

#1073;

#1073;

#1072;

#1074;



Предварительный просмотр:

Обобщим знания, составим коллективно кластер.

Практикум. Работа с текстами, предложенными в учебнике.

Упр. 139 Перед вами текст известного педагога В.А.Сухомлинского . Прочитайте выразительно.

Какой совет изложен первым? Почему? Обоснуйте свою точку зрения, пользуясь кластером (см. структура текста).

Определите вид грамматической связи в данном тексте, докажите свое мнение.

С какой целью сказуемое, выраженное глаголом повелительного наклонения, поставлено в начало предложения?

Сопоставьте предложения. Как они построены? Какое средство выразительности использует Сухомлинский?

Соотнесите порядок предложений в тексте и порядок слов в предложении в данном тексте. Ваш вывод?

Упр.140 Прочитайте выразительно текст. Первое предложение нередко задает порядок слов в последующих предложениях. Определите вид связи между предложениями.

Чем осложнено первое предложение?

Сопоставьте со вторым предложением. Какую особенность отметили?

Расскажите о синтаксическом параллелизме.

Измените порядок слов во втором предложении, поставьте однородные члены в конец предложения. Что изменилось?

Мы убедились, что при перестановке слов в предложении ослабевает связь между предложениями, текст “не звучит”.

Что такое волость, уезд? Эти слова являются устаревшими, мы пользуемся другими административными территориальными единицами.

Текст В.И.Белова интересен и в нравственном плане: рассказывая о традициях и обычаях старинной крестьянской семьи, писатель заостряет наше внимание на важнейшем принципе народной жизни.

Определите микротемы в тексте.

Определите тему и основную мысль текста.

Действительно, крестьянская семья многочисленна, ссоры невыгодны. Не можешь жить мирно в семье – нет уважения и в народе. Согласитесь, есть чему поучиться и нам.

Упр. 141. Выразительно ученица читает текст наизусть.

Понравилось вам?

За счет чего достигается выразительность? Какие средства выразительности использует Н.В.Гоголь?

(Ученики называют анафору, риторический вопрос, риторическое обращение, градацию, синтаксический параллелизм).

Один из признаков текста – авторское отношение к высказываемому. Какова позиция Н.В.Гоголя?

(Н.В.Гоголь глубоко сочувствует матери будущих воинов,

это чувство передается и читателям.)

Определите вид связи между предложениями, сделайте вывод: как усилена связь предложений в тексте.

Упр. 143. Прочитайте стихотворение О.Высотской, подготовьтесь к выразительному чтению.

Определите основную мысль текста.

Какие предложения по строению грамматической основы использует автор?

Чем отличается последнее предложение? Определите его тип. Обоснуйте свою точку зрения, обратите внимание на кластер (структура текста).

Значит, порядок слов в предложении может не только определять порядок предложений в тексте, но и подчеркивать законченность высказывания.

Действительно, коротка человеческая жизнь: ненадолго мы вместе.

Кто-то рождается, кто-то уходит в мир иной. Только потеряв близкого человека, осознаешь, что не успел сказать доброго слова, попросить прощения, поблагодарить. Чтобы не испытывать чувство вины, не обижайте в суете друг друга. Особенно остро чувствуют несправедливость старые люди. Посмотрите не только на родных бабушек и дедушек, рядом с вами живет старушка-соседка, незнакомый старик встречается часто вам по пути в школу…

(Учитель читает наизусть стихотворение Е.А.Благининой “Не обижайте стариков”). Упр. 145

Это стихотворение Елена Александровна Благинина написала, когда ей было 80 лет. Создается впечатление, что она обращается к каждому из нас: не обижайте стариков, им и так тяжело в сегодняшней жизни. Проникновенные строки.

Какой прием использовала поэтесса, чтобы сильнее подчеркнуть основную мысль?

По отношению к старым людям судят о благополучии общества. Я не знаю, кем вы станете в жизни, где будете работать. Надеюсь, что все сложится отлично. Пусть навсегда в вашей душе останется этот призыв Е.А.Благининой.

В будущем вам предстоит создать семью. Как построите отношения, так и жить будете. Попробуйте спрогнозировать будущее. Что в вашем понимании означает хорошая семья? Какой вы ее представляете? Какие принципы переняли бы из сегодняшней вашей семьи?

Напишите об этом небольшое эссе. (На работу отводится 7 минут, затем ребята зачитывают свои сочинения)

На дом предлагается выполнить упр. 146