Рабочая программа « Экология в детском саду»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma.doc403.5 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                                                                   Утверждаю

                                                                                                Заведующий МБДОУ

                                                              « Детский сад общеразвивающего вида №11»

                                                                                              __________ Табакова Н. В.                                                                                                                  

                                                                               

 

Муниципальное  бюджетное  дошкольное  образовательное учреждение

 «Детский сад  общеразвивающего вида№11»

Рабочая программа

По дополнительному образованию                                                                                               познавательно – речевому развитию

 « Экология в детском саду»

составлена  на основе программы « Юный эколог»                                                                                   автора Николаевой С.Н.

                                                                        Составитель:  старший воспитатель

                                    Воробьева М.И.

         

Принято на заседании пед. Совета.

                                                          Протокол от 25.08.09г.  № 1.

Пояснительная записка.

С принятием законов Российской Федерации «Об охране окружающей природной среды» и «Об образовании» созданы предпосылки правовой базы для формирования системы экологического образования населения.

«Указ Президента Российской Федерации по охране окружающей среды и обеспечению устойчивого развития» (с учетом Декларации Конференции ООН по окружающей среде и развитию, подписанной Россией), соответствующие постановления Правительства возводят экологическое образование в разряд первостепенных государственных проблем. Указанные документы подразумевают создания в регионах страны системы непрерывного экологического образования, первым звеном которого является дошкольное воспитание. Именно в этом возрасте закладываются основы мировоззрения человека, его отношение к окружающему миру.

Программа по экологическому образованию детей дошкольного возраста относится к программам первой группы. Характерно акцентирования внимания на вопросах классической экологии (ознакомление детей с некоторыми взаимосвязями живых объектов и окружающей среды, экосистемами и т. п.).

Экологическое воспитание связано с наукой экологией и различными ее ответвлениями. В его  основе – «адаптированные на дошкольный возраст ведущие идеи экологии: организм и среда, сообщество живых организмов и среда, человек и среда.

Причина создания рабочей программы: обострение экологической проблемы в стране диктует необходимость интенсивной просветительной работы по формированию у детей и родителей экологического сознания, культуры природопользования. Также для коррекции уровня развития, работа со способными детьми и для формирования экологического мировоззрения  родителей, повышения их экологической грамотности и культуры.

Процесс становления осознанно – правельнного отношения к природе сопровождается определенными формами поведения ребенка, которые могут служить критерием оценки уровня его экологической воспитанности.

Реализация программы «Экология в детском саду» осуществляется в форме проведения занятий, наблюдений, экспериментов, праздников с детьми младшей (3-4лет),средней (4-5 лет) и подготовительной к школе группы (6-7 лет). В течение года с детьми младшей группы проводятся 30 занятий (1 раз в неделю, 20мин.), с детьми средней группы проводятся 30 занятий (1 раз в неделю, 20 мин.), с детьми подготовительной к школе группы – 36 занятий (1 раз неделю, 30 мин.).

Рабочая программа «Экология в детском саду» составлена на основе программы

« Юный Эколог» автора Николаевой С.Н.

Цель: Развивать у детей интерес и любовь к природе, учить творчески

отображать в своих работах полученные знания. Задачи:

  1. Образовательная: расширять и обобщать знания детей о мире природы, как целостной взаимосвязанной системе.
  2. Развивающая: развивать общие познавательные способности: умение наблюдать, описывать, строить предположения и предлагать способы их проверки, находить причинно - следственные связи.

           3.  Воспитательная: формирование экологической культуры ребёнка,
воспитание духовно богатой личности.

К концу прохождения курса Программы ожидаются следующие результаты:

- дети, возрастом 3-4 лет, должны правильно взаимодействовать с окружающим миром. Участвовать в наблюдении за растениями, животными, птицами, рыбами. Делиться своими познаниями о живом и неживом мире.

- дети, возрастом 4-5 лет, должны правильно взаимодействовать с окружающим миром. Участвовать в наблюдении за растениями, животными, птицами, рыбами. Делиться своими познаниями о живом и неживом.

- дети, возрастом, 6-7 лет, должны объяснять экологические зависимости. Ухаживать за  растениями и животными в уголке природы, делать элементарные выводы и умозаключения. Иметь представления о родном крае.

Формой подведения итогов реализации программы являются: экологические праздники, викторины и т.д.

 УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

«Экология  в детском саду»

Учебно-тематический план для детей 3-4 лет.

Раздел, темы

Количество занятий

1

Раздел: Неживая природа

14

1.1

Тема: Земля - наш дом!

3

1.2

Тема: Путешествие капельки.

4

1.3

Тема: Воздух.

4

1.4

Тема: Где ночует солнышко?

1

1.5

Тема: Разноцветные песчинки.

2

2

Раздел: Живая природа

16

2.1

Тема: Растения, какие они?

5

2.2

Тема: Мир животных.

4

2.3

Тема: В лес за чудесами.

3

2.4

Тема: Птицы вокруг нас!

4

«Экология в детском саду»

Учебно-тематический план для детей 4-5 лет.

Раздел, темы

Количество занятий

1

Раздел: Неживая природа

14

1.1

Тема: Земля - наш дом!

3

1.2

Тема: Путешествие капельки.

4

1.3

Тема: Воздух.

4

1.4

Тема: Где ночует солнышко?

1

1.5

Тема: Разноцветные песчинки.

2

2

Раздел: Живая природа

16

2.1

Тема: Растения, какие они?

5

2.2

Тема: Мир животных.

4

2.3

Тема: В лес за чудесами.

3

2.4

Тема: Птицы вокруг нас!

4

 «Экология в детском саду»

Учебно-тематический план для детей 6-7лет.

Раздел, темы

Количество занятий

1

Раздел: Что изучает экология?

               Как стать юным экологом.

6

Тема: Я и природа.

3

Тема: Защитники природы.

3

2

Раздел: Человек и неживая природа

18

Тема: Без воды нам не прожить

4

Тема: Воздух вокруг нас

4

Тема: Солнце - большая звезда

3

3

Тема: Богатства Земли (почва, глина, песок, камни).

7

4

Раздел: Многообразие растительного и

               животного мира.                                            

12

Тема: Растительный мир

4

Тема: Животный мир

4

Тема: Лес в жизни человека

4


Программа на год, включает в себя 36 занятий и 10 тематических блоков:

  • первый тематический блок: понимание значения природы в жизни человека и формирование бережного отношения к окружающему миру, умение видеть красоту природы, чувствовать себя её частью, желание как можно чаще общаться с природой.
  • второй тематический блок: осознанное, бережное отношение к воде как к важному природному ресурсу. Экономное использование воды в быту. Экологически грамотное поведение во время отдыха на берегу водоёмов. Понимание роли животных, растений в поддержании чистоты водоёмов и необходимости их охраны. Эстетическая оценка воды в природе (красота реки, капель росы, сверкающего снега). Формирование интереса к объектам неживой природы и навыков проведения наблюдений за ними.
  • третий тематический блок: знание источников загрязнения воздуха на своей территории, понимание опасности загрязнённого воздуха для здоровья, формирование привычки избегать загрязнённых мест (не играть в местах скопления машин, возле гаражей, вблизи заводов и т.п.). Посадка растений на улицах и в помещении, уход за ними, понимание роли растений в очистке воздуха. Бережное отношение к насекомым, птицам и другим летающим животным. Формирование отрицательного отношения к факторам, загрязняющим воздух.

-        четвёртый тематический блок: Уход за животными уголка природы и
комнатными растениями с учётом их обеспеченности светом и теплом. Эмоциональное
отношение к солнцу. Красота закатов и восходов солнца, радуги, умение определять
«настроение» природы в солнечную и пасмурную погоду. Формирование бережного
отношения к растениям и животным. Формирование навыков безопасного для здоровья
поведения во время отдыха.

  • пятый тематический блок: развитие эстетического вкуса детей (знакомство с образцами народных глиняных игрушек, посуды, изделий из камня, некоторым памятникам архитектуры). Умение использовать природные материалы в жизни, в быту. Воспитание бережного отношения к объектам неживой природы и сделанным из них предметам. Формирование интереса к объектам неживой природы и навыков наблюдения за ними.
  • шестой тематический блок: выработка навыков ухода за растениями (копка, рыхление почвы на грядках, внесение удобрений, выращивание комнатных растений). Формирование понимания необходимости бережного отношения к почве и её жителям и

значения почвенных животных в природе. Правила поведения во время отдыха в лесу. Правила поведения при обработке растений и почвы ядохимикатами.


-        седьмой тематический блок: воспитание эмоционального, бережного отношения к растениям, умения сопереживать им как живым существам, наблюдать за их жизнью и
желания защищать их. Понимание неповторимости каждого вида растений, их роли в
природе и в жизни человека, необходимости защищать не только их самих, но и места
обитания. Формирование навыков ухода за растениями. Умение прогнозировать
последствия своих действий по отношению к растениям. Правила обращения с
незнакомыми растениями и умение различать ядовитые. Правила поведения по
отношению к растениям во время отдыха на природе.

-        восьмой тематический блок: воспитание бережного отношения к животным,
понимания необходимости существования всех видов, неправомочности их деления на
«вредных» и «полезных», красивых и некрасивых. Формирование навыков ухода за
домашними животными, обитателями уголка природы. Понимание необходимости охраны
не только самих животных, но и их «домов», местообитаний. Формирование
представлений о том, что каждое животное должно жить в собственном природном доме.
Правила поведения по отношению к животным во время пребывания на природе. Умение
наблюдать за животными, прогнозировать последствия своих действий по отношению к
ним. Помощь животным, обитающим рядом с нами.

-        девятый тематический блок: бережное, эмоциональное отношение ко всем лесным
жителям, соблюдение правил поведения в лесу, понимание последствий экологически
неграмотного поведения (разведения костров, уничтожения деревьев, разорения
муравейников, сбора растений для букетов, отлова животных). Умение видеть красоту
леса и слушать звуки природы.

-        десятый тематический блок: закрепление и обобщение правил экологически
грамотного и безопасного для здоровья человека поведения в природе и быту. Бережное
отношение к вещам, их вторичное использование. Эстетическое восприятие природы.
Участие совместно со взрослыми в природоохранной деятельности, доступной для
данного возраста. Преодоление потребительского отношения к природе, формирование
потребности и желания жить в гармонии с ней.

формой проведения являются интегрированные занятия, воображаемые путешествия в волшебный мир природы, экологические праздники, викторины.

Занятия проводятся по 20 минут с детьми  3-4 и4-5 лет; по 30 минут, с детьми 6-7 лет.

На занятиях применяются игровые и творческие задания, словесные и наглядные

методы, дидактические игры.


Ожидаемые результаты к концу года обучения детей 3-4 лет.

  • Знать и называть некоторых домашних животных.
  • Наблюдать за растениями, животными, птицами, рыбами.
  • Делать элементарные выводы и делиться впечатлениями об окружающем мире.
  • Правильно взаимодействовать с окружающим миром.
  • Участвовать в наблюдениях за растениями, животными. Птицами, рыбами и в посильном труде по уходу за ними; делиться своими познаниями о живом и неживом; не рвать, не ломать растения, бережно относиться к живым существам, не вредить им (не кормить собаку сладостями и т.п.)

Ожидаемые результаты к концу года обучения детей 4-5 лет.

  • Знать и называть некоторых домашних животных.
  • Наблюдать за растениями, животными, птицами, рыбами.
  • Делать элементарные выводы и делиться впечатлениями об окружающем мире.
  • Правильно взаимодействовать с окружающим миром.
  • Участвовать в наблюдениях за растениями, животными. Птицами, рыбами и в посильном труде по уходу за ними; делиться своими познаниями о живом и неживом; не рвать, не ломать растения, бережно относиться к живым существам, не вредить им (не кормить собаку сладостями и т.п.)

Ожидаемые результаты к концу года обучения детей 6-7 лет.

  • Объяснять экологические зависимости; устанавливать связи и взаимодействия человека с природой.
  • Ухаживать за растениями и животными в уголке природы. Иметь представления о различных природных объектах; о растительности леса, луга, сада, поля; домашних и диких животных, птицах; Красной книге; природе родного края.
  • Устанавливать причинно-следственные связи между состоянием окружающей среды и жизнью живых организмов.
  • Делать элементарные выводы и умозаключения.
  • Устанавливать связи между свойствами и признаками разнообразных материалов и их использованием.
  • Иметь представление о родном крае.
  • Уточнять представление детей о растениях (травы, деревья)
  • Рассматривать комнатные растения (выделять листья, цветы)
  • Наблюдать за домашними животными, знакомить с домашними птицами (петушок, курочка с цыплятами)
  • Знакомиться с птицами на участке детского сада (ворона, воробей, сойка, синица, сорока, снегирь, голубь, дятел, поползень).

ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВОСПИТАННИКОВ.

Дети  младшей группы должны знать:

  • 3-4 вида домашних и диких животных и их детёнышей.
  • части тела животных и их особенности
  • виды растений
  • основные части растений
  • правила ухода.
  • Должны уметь:
  • устанавливать связи между способами передвижения и характером конечностей, пищей и ротовым аппаратом животных,
  • устанавливать связи между состоянием растений и необходимостью ухода. Иметь представление:
  • о приспособляемости животных и растений к сезонным изменениям в неживой природе.

Дети средней группы должны знать:

- 3-4 вида домашних и диких животных и их детёнышей

- части тела животных и их особенности

- виды растений

- основные части растений

- правила ухода.

Должны уметь:

- устанавливать связи между способами передвижения и характером конечностей,

пищей и ротовым аппаратом животных,

- устанавливать связи между состоянием растений и необходимостью ухода.

Иметь представление:

- о приспособляемости животных и растений к сезонным изменениям в неживой

природе.

Дети подготовительной к школе группы

Должны знать:

-        животных основных классов

-особенности поведения, среды обитания, чем питаются, как передвигаются.

  • виды растений
  • стадии роста и развития растений
  • что такое вода, воздух, солнце, почва
  •  Должны уметь:
  • устанавливать связи между средой обитания и внешним видом, средой обитания и образом жизни животных,
  • различать и называть травянистые растения, кустарники, деревья, комнатные растения.
  • производить группировку «живое», «неживое».
  •  Иметь представление

О роли неживой природы в жизни человека.


Содержание и методическое обеспечение программы детей 3-4 лет.

п/п

Месяц

Тема

Задачи

Форма проведения

Методическое

обеспечение и

дидактический

материал

Сопутствую

шие формы

работы

Неживая природа

1

Сентябрь

«Земля - наш дом»

Сформировать у детей

представления о том,

что: планета Земля -

наш общий дом.

занятие

Иллюстрации, фотографии

2

Сентябрь

«Угадай правило»

Описать поведение человека по отношению

к объектам природы, объяснить эти действия.

занятие

Рисунки с графическим изображением правил, стихи,

Посещение

выставки

рисунков

старших

детей

3

Октябрь

«Выбери правильно

дорогу»

Уточнить экологические

знания детей,

раскрывающие

взаимосвязь между

объектами природы, а

также определяющие

отношения между

природой и человеком

на основе конкретных

правил поведения (в

лесу, на лугу и в других

природных

сообществах)

занятие

Картинка, на

которой изображены

лесные

тропинки. По

краям тропинок

расставлены

маркеры с

правилами

поведения в

лесу.

4

Октябрь

«Вода - друг человека»

Продолжать знакомить

детей с водой, её свойствами, вода бывает тёплой и холодной. Дать

представление о

важности воды в жизни

человека

занятие

Дидактическая

игра «Водичка,

водичка, умой

моё личико»

Разучивание стихов, потешек

5

Октябрь

«Разноцветная вода»

Продолжать знакомить

детей со свойствами

воды. Отметить её

прозрачность, но её

можно сделать цветной.

занятие — опыт

Наглядный

материал,

оборудование

для опыта

6

Октябрь

«Вода холодная и горячая»

Развивать тактильные

ощущения детей кожей,

учить различать

холодную и горячую

воду, Правильно обозначать словами.

наблюдение

Чтение стихотворения, дидактическая игра «Купание

куклы»

Игры с

дидактич.

куклой

7

Ноябрь

«Удивительные

приключения

капельки»

Учить сохранять воду в

природе,1 довести до сведения в природе, что

вода нужна всем,

растениям, животным,

человеку.

занятие -игра

Обучающая настольная игра

8

Ноябрь

«Ветер, ветер, ты могуч»

Познакомить детей с

таким природным

явлением, как ветер.

Причинами его

возникновения, ролью в

жизни живых

организмов

занятие

Фрагменты «Сказки о царе

Салтане...» А.С. Пушкина

Наблюдения

за вентилятором

9

Ноябрь

«Как мы дышим»

Познакомить детей с

органами дыхания

человека и некоторых

животных.

занятие

Иллюстрации

10

Декабрь

«Наблюдение за ветром»

Продолжать знакомить

детей с явлением

«ветер». По каким

признакам можно

узнать, есть ли он или

нет.

прогулка

Наблюдения,

игры с

флажками,

султанчиками,

вертушками

Дидактическ.

игра

«Поиграй с

нами

ветерок»

11

Декабрь

«Облака -

белогривые

лошадки»

Продолжать знакомить детей с облаками.

Предложить

представить на что

похожи облака.

прогулка

Наблюдения,

песенка

«Облака -

белогривые

лошадки»,

стихотворения

Разучивание

песен на муз.

занятии

12

Декабрь

«Пусть всегда будет солнце»

Познакомить детей с

явлениями неживой

природы, с понятием

долготы дня.

наблюдение

Опыты

а)        Солнце
высушивает

предметы

б)        Солнце
прогревает
предметы.

13

Январь

«Песок - наш помощник»

Дать представления о

свойствах песка, о том,

как человек использует

его. Закреплять умения.

Делать простейшие

умозаключения.

занятие -опыт

Опыт

а) Сыпучесть

песка

б)Рассматривание

под лупой

14

Январь

«Что у нас под ногами»

Продолжать знакомить

детей со свойствами

песка (сыпучесть,

рыхлость, способность

пропускать воду)

занятие -опыт

Опыт №3 Опыт №6

Живая природа.

15

Февраль

«Комнатные растения»

Уточнить представление

детей о комнатных

растениях (бальзамин,

колеус). Учить

различать листья,

стебли, цветы. Знать что

корни в земле.

занятие

Внесение

кашпо с

цветами.

Худож. слово

16

Февраль

«Как живут растения зимой»

Обобщить и

систематизировать

представление детей о

приспособлении

растений к сезонным

явлениям.

занятие -

беседа

Иллюстрации

«Зимний лес»,

«Зимние

забавы»

17

Февраль

«Как узнать ель»

Познакомить детей с новым деревом, назвать его, объяснить, чем оно

отличается от берёзы

(зелёная, колючая). Дать

почувствовать, что оно

красивое, вызывает

радостные чувства.

наблюдение

Худож. слово, загадки

Рассматриван.

 ветки ели

18

Февраль

«Поможем ёлке»

Воспитывать бережное отношение к дереву на примере ели. Показать как стряхивать снег, что бы он своей тяжестью не сломал ветви.

наблюдение

худож. слово,

подвижные

игры

Дидактич.

игра «С чей

ветки детки»

19

Март

«Козы! Кыш от берёзы!»

Учить детей беречь деревья, вступаться за них, когда кто-либо причиняет им вред независимо от того, козы это или дети.

занятие

Песня

«Берёзка» Е.

Тиличеева на

слова П.

Воронько,

худож. слово

Слушание кассеты «Голоса

животных»

20

Март

«Корова-коза-лошадь -домашние животные»

Продолжать знакомить

детей с домашними

животными и их

внешним видом.

Объяснить детям, что

домашние животные

очень полезны человеку.

занятие

Иллюстрации,

худож. слово,

прослушивание

голосов

домашних

животных в

записи.

21

Март

«Зайчик в беде»

Учить детей доброте,

вызвать сочувствие к

больному зайчику,

желание помочь.

занятие -игра

худож. слово,

хоровод

«Заинька»

22

Март

«Знакомство с кроликом»

Познакомить детей с

кроликом. Обратить их

внимание на

особенности его

внешнего вида. Вызвать

у детей желание

ухаживать за ним.

занятие

Живой объект,

худож. слово,

наблюдения

23

Апрель

«Сравнение собаки и кошки»

Уточнить и закрепить

представление детей о

собаках и кошках.

Сравнение собаки и

кошки, чем похожи и

чем не похожи. Учить

детей, что к незнакомым

животным подходить

нельзя

занятие

картинный

материал,

худож. слово

Игры с

мягкими

игрушками в

группе

24

Апрель

«По

экологической

тропе»

Продолжать учить

различать и называть

деревья. Познакомить

детей с деревьями,

растущими на

территории детского

сада.

экскурсия

худож. слово,

дидактическая

игра «С чьей

ветки детки»,

хоровод

«Берёзка»

25

Апрель

«Прогулка в лес»

Обобщить знания о том, как встречают весну звери, чем питаются.

Воспитывать интерес к повадкам зверей.

целевая прогулка на опушку леса

худож. слово

Дидактич.

игра «Кто как кричит?»

26

Апрель

«Путешествие в весенний лес»

Закреплять знания детей о весенних изменениях в живой и неживой природе. Развивать умения, сравнивать различные периоды весны.

экскурсия -поход

худож. слово,

дидактические

игры

Наблюдения на прогулке

27

Май

«Воробей и ворона»

Расширить знания детей

о жизни птиц весной об

их внешнем виде,

питании. Учить

распознавать птиц по их

способам передвижения,

издаваемым звукам

занятие

худож. слово,

прослушивание

голосов птиц в

записи

Просмотр видеофильма

28

Май

«Птицы»

Обобщить

представление детей о

птицах.

занятие

инсценирование

сказки,

картинки

Наблюдения

за птицами во

дворе

29

Май

«Птичка живая и игрушка»

Выявить с детьми главные различия:

декоративные

экзотические птицы

живут в клетке, летают

чирикают, едят, пьют.

Игрушечные птички

очень похожи на живых,

но они не летают, не

пьют не едят.

наблюдение

сравнение

живой и

неживой птицы,

худож. слово.

30

Май

«Викторина о птицах»

Закреплять знания о

птицах, о её внешне

виде, уточнить названия

птиц.

занятие

вопросы,

Худож. слово,

прослушивание

записи птичьих

голосов

Содержание и методическое обеспечение программы детей 4-5 лет.

п/п

Месяц

Тема

Задачи

Форма проведения

Методическое

обеспечение и

дидактический

материал

Сопутствую

шие формы

работы

Неживая природа

1

Сентябрь

«Земля - наш дом»

Сформировать у детей

представления о том,

что: планета Земля -

наш общий дом.

занятие

Иллюстрации, фотографии

2

Сентябрь

«Угадай правило»

Описать поведение человека по отношению

к объектам природы, объяснить эти действия.

занятие

Рисунки с графическим изображением правил, стихи,

Посещение

выставки

рисунков

старших

детей

3

Октябрь

«Выбери правильно

дорогу»

Уточнить экологические

знания детей,

раскрывающие

взаимосвязь между

объектами природы, а

также определяющие

отношения между

природой и человеком

на основе конкретных

правил поведения (в

лесу, на лугу и в других

природных

сообществах)

занятие

Картинка, на

которой изображены

лесные

тропинки. По

краям тропинок

расставлены

маркеры с

правилами

поведения в

лесу.

4

Октябрь

«Вода - друг человека»

Продолжать знакомить

детей с водой, её свойствами, вода бывает тёплой и холодной. Дать

представление о

важности воды в жизни

человека

занятие

Дидактическая

игра «Водичка,

водичка, умой

моё личико»

Разучивание стихов, потешек

5

Октябрь

«Разноцветная вода»

Продолжать знакомить

детей со свойствами

воды. Отметить её

прозрачность, но её

можно сделать цветной.

занятие — опыт

Наглядный

материал,

оборудование

для опыта

6

Октябрь

«Вода холодная и горячая»

Развивать тактильные

ощущения детей кожей,

учить различать

холодную и горячую

воду, Правильно обозначать словами.

наблюдение

Чтение стихотворения, дидактическая игра «Купание

куклы»

Игры с

дидактич.

куклой

7

Ноябрь

«Удивительные

приключения

капельки»

Учить сохранять воду в

природе,1 довести до сведения в природе, что

вода нужна всем,

растениям, животным,

человеку.

занятие -игра

Обучающая настольная игра

8

Ноябрь

«Ветер, ветер, ты могуч»

Познакомить детей с

таким природным

явлением, как ветер.

Причинами его

возникновения, ролью в

жизни живых

организмов

занятие

Фрагменты «Сказки о царе

Салтане...» А.С. Пушкина

Наблюдения

за вентилятором

9

Ноябрь

«Как мы дышим»

Познакомить детей с

органами дыхания

человека и некоторых

животных.

занятие

Иллюстрации

10

Декабрь

«Наблюдение за ветром»

Продолжать знакомить

детей с явлением

«ветер». По каким

признакам можно

узнать, есть ли он или

нет.

прогулка

Наблюдения,

игры с

флажками,

султанчиками,

вертушками

Дидактическ.

игра

«Поиграй с

нами

ветерок»

11

Декабрь

«Облака -

белогривые

лошадки»

Продолжать знакомить детей с облаками.

Предложить

представить на что

похожи облака.

прогулка

Наблюдения,

песенка

«Облака -

белогривые

лошадки»,

стихотворения

Разучивание

песен на муз.

занятии

12

Декабрь

«Пусть всегда будет солнце»

Познакомить детей с

явлениями неживой

природы, с понятием

долготы дня.

наблюдение

Опыты

а)        Солнце
высушивает

предметы

б)        Солнце
прогревает
предметы.

13

Январь

«Песок - наш помощник»

Дать представления о

свойствах песка, о том,

как человек использует

его. Закреплять умения.

Делать простейшие

умозаключения.

занятие -опыт

Опыт

а) Сыпучесть

песка

б)Рассматривание

под лупой

14

Январь

«Что у нас под ногами»

Продолжать знакомить

детей со свойствами

песка (сыпучесть,

рыхлость, способность

пропускать воду)

занятие -опыт

Опыт №3 Опыт №6


Живая природа.

15

Февраль

«Комнатные растения»

Уточнить представление

детей о комнатных

растениях (бальзамин,

колеус). Учить

различать листья,

стебли, цветы. Знать что

корни в земле.

занятие

Внесение

кашпо с

цветами.

Худож. слово

16

Февраль

«Как живут растения зимой»

Обобщить и

систематизировать

представление детей о

приспособлении

растений к сезонным

явлениям.

занятие -

беседа

Иллюстрации

«Зимний лес»,

«Зимние

забавы»

17

Февраль

«Как узнать ель»

Познакомить детей с новым деревом, назвать его, объяснить, чем оно

отличается от берёзы

(зелёная, колючая). Дать

почувствовать, что оно

красивое, вызывает

радостные чувства.

наблюдение

Худож. слово, загадки

Рассматриван ие ветки ели

18

Февраль

«Поможем ёлке»

Воспитывать бережное отношение к дереву на примере ели. Показать как стряхивать снег, что бы он своей тяжестью не сломал ветви.

наблюдение

худож. слово,

подвижные

игры

Дидактич.

игра «С чей

ветки детки»

19

Март

«Козы! Кыш от берёзы!»

Учить детей беречь деревья, вступаться за них, когда кто-либо причиняет им вред независимо от того, козы это или дети.

занятие

Песня

«Берёзка» Е.

Тиличеева на

слова П.

Воронько,

худож. слово

Слушание кассеты «Голоса

животных»

20

Март

«Корова-коза-лошадь -домашние животные»

Продолжать знакомить

детей с домашними

животными и их

внешним видом.

Объяснить детям, что

домашние животные

очень полезны человеку.

занятие

Иллюстрации,

худож. слово,

прослушивание

голосов

домашних

животных в

записи.

21

Март

«Зайчик в беде»

Учить детей доброте,

вызвать сочувствие к

больному зайчику,

желание помочь.

занятие -игра

худож. слово,

хоровод

«Заинька»

22

Март

«Знакомство с кроликом»

Познакомить детей с

кроликом. Обратить их

внимание на

особенности его

внешнего вида. Вызвать

у детей желание

ухаживать за ним.

занятие

Живой объект,

худож. слово,

наблюдения

23

Апрель

«Сравнение собаки и кошки»

Уточнить и закрепить

представление детей о

собаках и кошках.

Сравнение собаки и

кошки, чем похожи и

чем не похожи. Учить

детей, что к незнакомым

животным подходить

нельзя

занятие

картинный

материал,

худож. слово

Игры с

мягкими

игрушками в

группе

24

Апрель

«По

экологической

тропе»

Продолжать учить

различать и называть

деревья. Познакомить

детей с деревьями,

растущими на

территории детского

сада.

экскурсия

худож. слово,

дидактическая

игра «С чьей

ветки детки»,

хоровод

«Берёзка»

25

Апрель

«Прогулка в лес»

Обобщить знания о том, как встречают весну звери, чем питаются.

Воспитывать интерес к повадкам зверей.

целевая прогулка на опушку леса

худож. слово

Дидактич.

игра «Кто как кричит?»

26

Апрель

«Путешествие в весенний лес»

Закреплять знания детей о весенних изменениях в живой и неживой природе. Развивать умения, сравнивать различные периоды весны.

экскурсия -поход

худож. слово,

дидактические

игры

Наблюдения на прогулке

27

Май

«Воробей и ворона»

Расширить знания детей

о жизни птиц весной об

их внешнем виде,

питании. Учить

распознавать птиц по их

способам передвижения,

издаваемым звукам

занятие

худож. слово,

прослушивание

голосов птиц в

записи

Просмотр видеофильма

28

Май

«Птицы»

Обобщить

представление детей о

птицах.

занятие

инсценирование

сказки,

картинки

Наблюдения

за птицами во

дворе

29

Май

«Птичка живая и игрушка»

Выявить с детьми главные различия:

декоративные

экзотические птицы

живут в клетке, летают

чирикают, едят, пьют.

Игрушечные птички

очень похожи на живых,

но они не летают, не

пьют не едят.

наблюдение

сравнение

живой и

неживой птицы,

худож. слово.

30

Май

«Викторина о птицах»

Закреплять знания о

птицах, о её внешне

виде, уточнить названия

птиц.

занятие

вопросы,

Худож. слово,

прослушивание

записи птичьих

голосов


Содержание и методическое обеспечение программы детей 6-7 лет.

№ п/п

Месяц

Тема

Задачи

Форма проведения

Методическое

обеспечение и

дидактический

материал

Сопутствующие формы работы

Что изучает экология? Как стать юным экологом.

1

Сентябрь

«Экология»

Уточнить

природоведческие

знания детей о

факторах окружающей

среды, необходимых

для жизни на Земле.

Воспитывать гуманное

отношение к природе,

желание сберечь и

сохранить красоту

природы.

занятие

кукла «Инопланетянин»,

предметные

картинки, дерево

без листьев,

пособие,

«Напоминающее

знаки»

2

Сентябрь

«Мы друзья природы»

Закрепить знания о правилах поведения на

природе. Учить

доброму и бережному

отношению на

природе.

занятие

Картины с

изображением

обитателя леса,

карта - план

путешествие,

стихи, загадки,

дидактическая

игра «Кто где

живёт»

Рассматривание

иллюстраций

«Что хорошо,

что плохо»

3

Сентябрь

«Сиреневый бал природы»

Совершенствовать

знания о природе,

обогащать

музыкальные

впечатления детей.

Воспитывать любовь к

русской национальной

культуре

развлечение

слушание музыки, грамм, запись

Разучивание стихов, песен

Человек и неживая природа.

4

Сентябрь

«Где живут капли воды в детском саду»

Закрепить знания

детей, для чего нужна

человеку вода. О её

значимости и пользе.

экскурсия по

детскому

саду

наблюдения, народный фольклор

5

Октябрь

«Послушная водичка»

Продолжать

знакомить со

свойствами воды.

Развивать любознательность,

смекалку, наблюдательность

занятие опыт

опыт: определение

цвета,

прозрачности,

запаха, вкуса,

формы воды

6

Октябрь

«Вода - кровь

земли»

Развивать

познавательную

активность детей в

процессе

формирования

представления об

охране водных

ресурсов. Развивать

экологическое

мышление и

экологическую

культуру

занятие

Иллюстрация, худож. слово,

Рассматривание энциклопедии


7

Октябрь

«Ходит

капелька по

кругу»

Закрепить знания о

воде. Создать

праздничное

настроение.

Формировать у детей

представления о

природных

взаимосвязях

праздник

Инсцинировка по мотивам сказки

«Куда делась вода

после дождика»

А. Дитрих

8

Октябрь

«Воздух вокруг нас»

Дать детям

представление о

воздухе через опыты.

Показать способы обнаружения воздуха. Познакомить детей с

некоторыми свойствами воздуха.

занятие -опыт

Опыт со стаканом

и водой.

Опыт на

доказательство

невидимости и

прозрачности

воздуха

9

Ноябрь

«Этот

удивительный

воздух»

Расширить

представления о

воздухе, о способах

его обнаружения,

учить устанавливать

причинно-следственные связи.

занятие -опыт

опыты «Буря в

стакане», «Воздух

имеет вес»

10

Ноябрь

«Вот труба, над нею дым»

Роль воздуха в жизни

человека, причина его

загрязнения. Дать

элементарные

представления об

источниках

загрязнения воздуха.

занятие

художественное

слово,

иллюстрации

11

Ноябрь

«Где же 5-й океан»

Продолжать

формировать

представление о роли

воздуха, познакомить

с некоторыми его

свойствами. Развивать

способность делать

умозаключения,

анализировать,

сравнивать,

классифицировать.

занятие

плакаты, глобус,

экологическая

лаборатория,

опыты

Беседы с детьми

12

Ноябрь

«Солнышко, солнышко, выгляни в окошечко»

Познакомить с

явлением солнечных

лучей на чёрный и

белый цвет. Развивать

наблюдательность и

смекалку.

наблюдения

исследовательская

деятельность,

вывод: солнце -

тепло.

13

Декабрь

«Солнце в

жизни растений

и животных»

Расширить кругозор

знаний детей о влиянии солнца на живые организмы.

занятие

Иллюстрации,

художественное

слово, народный

фольклор

Знакомство с пословицами, поговорками

14

Декабрь

«От чего

происходит

смена дня и

ночи»

Развивать у детей

элементарные

представления о

Солнечной системе, о

месте Земли в

космическом

пространстве.

Совершенствовать

представление детей о

времени и частях

суток.

занятие

Модель Земли и

Солнца. Картинки

с изображением

различных времён

суток. Детская

энциклопедия.

Игра

«Путешествие на

пароходе»,

подвижная игра

«День и ночь»

Чтение худ. литературы


15

Декабрь

«Песок и глина

-наши

помощники»

Дать представления о

свойствах песка и

глины. О том, как

человек использует их.

Научить лепить из

глины элементарные

предметы. Формировать понятие

о том, что песок и

глина - это полезные

ископаемые.

занятие -эксперимент

опыты с песком,

глиной в

экологической

лаборатории

16

Декабрь

«Удивительная глина»

Учить детей

использовать

природные материалы

в жизни, быту.

Воспитывать

бережное отношение к

объектам из неживой

природы и сделанным

их них предметам.

интегрированное занятие

художественное

слово, лепка, посуда из глины

17

Январь

«Что у нас под ногами»

Дать представление о разнообразии камней в

природе. Камни -

орудие труда древних

людей. Как человек

использует камни

(строительство,

памятники,

альпинарии).

Драгоценные камни и

украшения.

занятие

иллюстрации, коллекция

камней,

картинный

материал

18

Январь

«Земля - наша кормилица»

Дать представление о

том, что почва верхний слой Земли. В опытах познакомить с составом почвы (вода, воздух, глина, камни, перегной)

занятие -эксперимент

экологическая

лаборатория,

опыты о составе

почвы, о цвете

почвы.

19

Январь

«Сухая и влажная почва»

Учить определять и

сравнивать сухую и

влажную почвы.

Фиксировать

результаты

исследований.

занятие -эксперимент

художественное

слово, почвы бывают разными.

Зарисовки наблюдений

20

Январь

«Знакомство с подземным царством»

Продолжать

знакомить с

подземными

обитателями. С

особенностями

строения червяка и

других подземных

обитателей. Показать

их приспособленность.

наблюдение

экологическая

лаборатория,

опыты с почвой

Чтение

литературы о

подземных

царствах

21

Февраль

«Значение

почвы в жизни

растений»

Формировать знания детей о том, что без почвы нет растениям жизни. Воспитывать бережное отношение к почве.

занятие

плакаты,

иллюстрации,

художественное

слово


Многообразие растительного и животного мира.

22

Февраль

«Не уставайте удивляться»

Заинтересовать детей

открытием тайн и

загадок природы.

Учить видеть

необычное и

прекрасное в

привычном. И на

первый взгляд не

приметном.

занятие

художественное

слово, загадки,

приметы

Рассматривание

фотоальбома

«Природа

глазами

художника»

23

Февраль

«Зелёная аптека»

Дать представление о

целительных

свойствах зелёных

растений.

Познакомить с

некоторыми из них.

занятия

стенд «Лекарственные

растения»,

художественное

слово, загадки

Изготовление и

рассматривание

гербария

24

Февраль

«Растения под нашей защитой»

Формировать

познавательный

интерес к миру

растений, чувства

ответственности за

сохранение зелёного

наряда планеты

беседа

иллюстрация,

художественное

слово

25

Март

«Комнатные растения»

Уточнить

представление детей о

комнатных растениях

(бальзамин, колеус).

Учить различать

листья, стебли, цветы.

Знать что корни в

земле.

занятие

Внесение кашпо с

цветами. Худож.

слово

Наблюдения за

цветущими

растениями в

Д/С

26

Март

«Где живут обитатели природы»

Познакомить детей с разнообразием домов

- сред обитания

живых организмов с

зависимостью от

условий

существования от

поведения человека.

занятие

таблица,

дидактические

карточки,

комнатные

аквариум,

художественное

слово,

дидактическая

игра «Где мой

дом»

27

Март

«Учитесь жалеть и беречь»

Пробудить чувства

сострадания и жалости

к обитателям природы

попавшим в беду.

Учить отделять

истинную жалось от

ложной.

занятие

художественное слово, таблица

«Прудовая

лягушка», аудио

запись «Голоса

птиц»

28

Март

«О чём поют птицы»

Развивать у детей

интерес к жизни птиц,

в частности, к их

голосам, умение

вслушиваться в их

звуковые сигналы.

занятие

приметы, художественное

слово, аудио

запись «Голоса

птиц»


29

Апрель

«Как нельзя

относиться к

братьям нашим

меньшим»

Воспитывать

гуманные чувства к

нелюбимым и

незаслуженно

преследуемым людьми

животным. Раскрывать

необоснованность

мотивов

преследования

людьми некоторых

нелюбимых

животных.

Формировать правила

поведения с этими

животными

занятие

иллюстрации, художественное слово, картинки,

легенды.

Просмотр диафильма

30

Апрель

«В гостях у зелёного друга»

Вызвать интерес детей

к защите и изучению

растений.

беседа

игра - викторина

о растениях. Чтение отрывка

«Не только

деревья» по М.

Ильину

31

Апрель

«Что растёт в

лесу и кто живёт

в лесу»

 Расширять представление детей о лесе, его обитателях и

растениях.

беседа

художественное слово, загадки

32

Апрель

«Кто главный в лесу»

Формировать у детей

представления о

взаимосвязи

обитателей леса, их

пищевой зависимости

друг у друга. Уточнить

представления о том,

что главное звено в

лесу - растения.

занятие

художественное слово, экология в

картинках,

иллюстрации о

растениях и

животных

33

Май

«Лес в жизни человека»

Углубить и обобщить

представление детей о

лесе и его обитателях.

Познакомить детей с

тем, какую роль в

жизни человека играет

лес.

экскурсия на выставку

панно для

моделирования

«Лес»,

предметные

картинки,

плакаты «Что не

следует делать в

лесу», экспонаты

«Что делают из

древесины»

34

Май

«Заповеди юных

защитников

природы»

Закрепить знания о

правилах поведения -

запретах и

предписаниях в

природном

окружении.

занятие

плакаты с

изображением

различных

ситуаций, беседа.

35

Май

«Природа просит защиты»

Приобщать детей к

миру природы, к

пониманию её

универсальной

ценности в жизни

каждого человека.

Защите природных

обитателей, живущих

рядом с нами в одном

земном доме.

занятие

художественное

слово,

иллюстрации,

рисунки детей,

игра

инсценировка

«Зимний разговор

через форточку»

Б. Брехт


36

Май

«Природа и человек»

Объяснить детям

необходимость

бережного отношения

к первозданной

чистоте природы ради

блага всего живого на

Земле. Привлечь их

внимание к тому, что

хозяйственная

деятельность людей

влияет на качество

воды, почвы, воздуха.

Показать, что природа

- основной источник

достатка и

благополучия людей,

что человек не может

сделать материал

лучше тех, что созданы природой.

занятие

художественное

слово,

иллюстрации,

картины


Список литературы

1. Николаева С.Н. « Юный  эколог»

  1. Воронкевич О.А.. «Добро пожаловать в экологию»,  
  1. Журнал «Дошкольное воспитание №8» за 2006 г.
  2. Журнал «Дошкольное воспитание №7» за 1993 г.
  3. Куликовская И.Э. «Детское экспериментирование» «Педагогическое общество России», М., 2005 г.
  4. Молодова Л.П. «Игровые экологические занятия с детьми» «ЦГЛ», М, 2003 г.
  5. Натарова В.И. «Моя страна» практическое пособие ТЦ «Учитель», Воронеж, 2005 г.
  6. Николаева С.Н. «Экологическое воспитание младших дошкольников» «Мозаика - синтез», 2000 г.

9.Павленко И.Н. «Развитие речи и ознакомление с окружающим миром в ДОУ»

ТЦ «Сфера», М., 2005 г.

I0        .Рыжова Н. А. «Наш дом - природа» программа
Москва ООО «Карапуз - дидактика», 2005 г.

11.Рыжова Н.А. «Воздух - невидимка» LINKA-PRESS, М., 1998

12.Уланова Л.А. «Методические рекомендации проведения прогулок» «Детство - пресс», С.-Петербург, 2008 г.