Литературный журнал «Зимушка-Зима»
классный час (2 класс)

Могучая Наталья Николаевна

Конспект занятия внеурочной деятельности по формированию читательской грамотности в 1, 2 классе

Цель: знакомить с приметами зимы, поэтическими произведениями о   зиме; развивать любознательность и стремление к получению    новых знаний; учить детей работать в группах; работать над     сплочением детского коллектива.     

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_moguchaya.doc68 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Приморская средняя общеобразовательная школа»

Литературный журнал

«Зимушка-Зима»

Составитель: Могучая Наталья Николаевна,

учитель начальных классов

                                                                                   адресат: 7-8 лет

2022г.\

Конспект занятия внеурочной деятельности по формированию читательской грамотности в 1, 2 классе

Цель: знакомить с приметами зимы, поэтическими произведениями о    

           зиме; развивать любознательность и стремление к получению  

            новых знаний; учить детей работать в группах; работать над

           сплочением детского коллектива.    

Оборудование: рисунки на тему о зиме, плакаты с пословицами, проект «Загадки», проекты «Пословицы», «Стихи о зиме».

                                                           

Ход занятия

Дети, входят в класс, который украшен в зимнем стиле.

 Учитель: здравствуйте, дети!

Дети: здравствуй, солнце золотое!

Здравствуй, небо голубое!

Здравствуйте, мои друзья! 

Учитель: всех вас видеть рада я! 

Сегодня мы с вами собрались… (стук в дверь). Простите, наверное, кто-то опоздал?
(
Входит почтальон Печкин с посылкой для ребят).

Почтальон Печкин: здравствуйте, я почтальон Печкин. Тут вам посылка пришла. Только я не знаю, отдавать ли её вам. На нёй не написан обратный адрес. А написан какой-то стишок (читает).
Кто поляны белит белым

И на стенах пишет мелом,
Шьёт пуховые перины,
Разукрасил все витрины?
Почтальон Печкин: видите, ничего не понятно!
Учитель: А, по-моему, всё понятно. Послушайте подсказку (читает стихотворение С.Я. Маршака).

Сыплет, сыплет снег охапками
На поля зима.
До бровей накрылись шапками
Во дворе дома.
Ночью вьюга куролесила,
Снег стучал в стекло,
А сейчас – гляди, как весело
И белым – бело!


Дети: (хором) Это же Зима!

Учитель: какое сейчас время года? (Зима)

Учитель: за что мы любим зиму?
Дети: Выпал снег, пришла зима. Любит русский народ зимушку – зиму. И на санях кататься можно, и в снежки поиграть, и снежную бабу слепить, за новый год, за подарки

Почтальон Печкин: А я что говорю? Так и есть – Зима.
Учитель: ну что, Печкин, отдашь ты нам посылку?
Почтальон Печкин: отдам, но с одним условием: можно и я посмотрю, что вам Зима прислала. Много лет работаю почтальоном, а от Зимы посылок видеть не доводилось.
Учитель: надо спросить у ребят. Ребята, вы не против?
Дети (хором): пусть посмотрит!
Учитель: (открывает посылку и читает вслух письмо).
“Здравствуйте, дорогие ребята! Совсем недавно вы стали учениками. Уже умеете читать и писать. Я с радостью дарю вам Литературный журнал «Зимушка - зима».  Но в нём мало страниц, ребята надо дополнить страницы, чтобы узнать много нового и интересного о зиме»

Учитель: мы сегодня, выразим своё чувство любви к зимней природе, через создание проекта о зиме.

Учитель: а что такое проект? (примерный ответ детей). Это такое дело, в результате которого получается продукт. Продуктом может быть, что угодно, поделки, спектакли, рисунки

Учитель: какие бывают проекты? (индивидуальные и групповые)

А результатом нашей работы будет «Литературный журнал «Зимушка- зима», в который мы добавим ещё несколько страниц.

Для работы мы разделимся на 3 группы, в каждой группе будет свой редактор, художник, писатель и еще мы с вами вместе побываем в роли поэтов.

Итак, мы начинаем. Перед вами вот будущие страницы журнала.

 Задание для 1 группы редакторы

- У вас на столе лежат пословицы о зиме, но есть пословицы не только о зиме. Ваша задача эти пословицы надо соединить правильно. Пословицы приклеить и раскрасить картинку о зиме всем вместе дружно.

  Задание для 2 группы художники

 - Вы будите художники. Вам тоже даётся листик, вы будите вместе рисовать зимнюю картинку, в которой отразятся игры, забавы, развлечения детей зимой.

Задание для 3 группы общая

-  Вам даются загадки о зиме, вы их должны отгадать и записать названия отгадок.  Но одна загадка рассыпалась, когда вы её составите и соедините, и узнаете название птицы.

Задание для всех «поэты»

-  И конечно в литературном журнале не обойдётся без поэтов, поэты — это те люди, которые сочиняют, создают стихи, вот у вас ребята есть начало стихотворения, а окончание вы должны будите придумать сами, но так чтобы была рифма.

Ребята для каждой странички у вас на столах название, Снежная королева», «Зимние игры», «Снежная пора», «Зима красавица»

               ПРЕДСТАВЛЕНИЕ КАЖДОЙ ГРУППЫ

 1 страничка называется «Снежная королева».

Какие получились пословицы?

- Любишь кататься, люби и саночки возить.

- Много снега- много хлеба.

- Берегите нос, в большой мороз.

Учитель: Ребята, одна пословица у вас осталась, а почему?

Ответы детей (Она, потому что летняя)

 2 страничка называется «Зимние игры»

Ребята назовите, что вы нарисовали? (Мы нарисовали снеговика, детей, которые играют, катаются на санках)

3 страничка читают загадки

Отгадайте загадки:

1.Жил я посреди двора,
Где гуляет детвора.
Но от солнечных лучей
Превратился я в ручей. (
Снеговик)   2.Не зверь, а воет. (ВЕТЕР)    3.Кручу, урчу, знать никого  не хочу. (МЕТЕЛЬ)

4.Зимой на ветках яблоки,

Скорей их собери!

И вдруг вспорхнули яблоки,

Ведь это … (Снегири)

5. Что вверх корнем растёт? (сосулька)

Учитель: А не пора ли нам с вами поиграть? Я произнесу заклинание, и мы с вами окажемся во дворе. Вьюга, вьюга закрути, нас во двор перенеси. (Дети встают, кружатся, открывают глаза)

Учитель:

А сейчас я предлагаю вам на время стать зайчиками.

Зайка беленький сидит и ушами шевелит.
Вот так, вот так он ушами шевелит.
Зайке холодно сидеть, надо

лапочки погреть. (Встают)
Вот так, вот так надо лапочки погреть. (
Хлопают в ладоши)
Зайке холодно стоять, надо зайке поскакать. (
Прыгают)

Вот так, вот так надо зайке поскакать.
Кто- то зайку напугал, зайка - прыг – и ускакал.

4 страничка «Снежная пора» мы побываем в роли поэтов

Учитель: у каждого времени года свои загадки. А сколько о зиме придумано загадок! Их у зимы множество. Вот одна из них: «Я как песчинка мал, а землю покрываю». Да, это – снег.

От слова «снег» можно образовать несколько других, в которых слово «снег» «будет слышно». Закончите предложение подходящим по звучанию, словом, образованным от слова СНЕГ.

Тихо, тихо, как во сне,

Падает на землю СНЕГ.

С неба всё скользят пушинки –

Серебристые СНЕЖИНКИ.

Кружатся над головою

Каруселью СНЕГОВОЮ.

На просёлки, на лужок

Всё снижается СНЕЖОК.

Землю белой, чистой, нежной

Застелил постелью СНЕЖНОЙ.

Вот веселье для ребят –

Всё сильнее СНЕГОПАД.

Все бегут вперегонки,

Все хотят играть в СНЕЖКИ.

Снежный ком – на снежный ком,

Всё украсили СНЕЖКОМ.

Словно в белый пуховик

Мы одели СНЕГОВИК.

Рядом – снежная фигурка –

Эта девочка – СНЕГУРКА.

На снегу-то, посмотри –

С красной грудкой СНЕГИРИ.

…Словно в сказке, как во сне,

Землю всю украсил… СНЕГ.

Учитель: о зиме написано много стихов. В них запечатлены лирические картины русской природы. Какие стихи о зиме вы знаете? Кто их авторы?

Проводится игра “Снежный ком”; вставшие в круг дети передают друг другу “снежный ком” и говорят слова:

 - Снежный ком мы все катаем,

До “пяти” мы все считаем –
Раз, два, три, четыре, пять –
А тебе стишок читать…

Чтение стихов о зиме детьми (рассказывают  наизусть.)

 5-я страничка «Зимнее секреты»

1 ученик. Снег – это очень много красивых снежинок. Раньше люди думали, что снег – это замерзшие капельки воды. Но со временем тайна рождения снежинок была разгадана. Люди узнали, что снег никогда не рождается из капелек воды. Снежинки, как и дождевые капельки, образуются из водяного пара.

2 ученик. Водяной пар поднимается высоко над землей, где господствует сильный холод. Тут из него образуются крохотные льдинки - кристаллики. Это еще не те снежинки, которые падают на землю, они еще очень маленькие. Но шестиугольный кристаллик все время растет, увеличивается и, наконец, превращается в удивительную звездочку.

3 ученик. Каждая такая звездочка-снежинка содержит от 2 до 200 отдельных кристалликов.

                   (Видеоролик «Снежинки»)

Учитель: - Какое первое открытие вы сделали? (Что снежинки образуются из кристалликов, а они в свою очередь образуются из водяного пара).

- С чем можно сравнить снежинку? (Со звездочкой, пушинкой, легкой балеринкой).

6-я страница – Заключительная

Учитель: Ребята, подошло к концу наше занятие. Вот и составлен   замечательный журнал «Зимушка-зима».  Я предлагаю закончить проект красивой аппликацией «Наш друг снеговик» из чего мы его сделаем? Из ватных дисков.  

А теперь сюрприз.

- Зима - время чудес. А чудеса приходят невидимо. Закроем глазки. Представим себе снегопад.

                       (Звучит песня «Снегопад»)

Вечер первою порошей

плечи мне запорошил –

словно руку друг хороший

мне на плечи положил.

(За это время незаметно учитель ставит на стол елочку, на ёлочке игрушки с шоколадками).

- Я желаю вам ребята, чтобы и вы в этой зиме нашли доброго друга. А   в Новом году наши результаты были еще лучше.

                                     

(Звучит песня «Три белых коня»)

 

Приложение

Вот север, тучи нагоняя,

Дохнул, завыл – и вот сама

Идёт волшебница зима.

Пришла, рассыпалась; клоками

Повисла на суках дубов;

Легла волнистыми коврами

Среди полей, вокруг холмов;

Брега с недвижною рекою

Сровняла пухлой пеленою;

Блеснул мороз. И рады мы

Проказам матушки зимы. А.С. Пушкин

ЗИМА НЕДАЛЕКО

Порхают лёгкие снежинки.

Седеют сосны за рекой.

Ворона каркнула с лозинки:

«Зи-ма, зи-ма недалеко!»

А я ведь знаю сам не хуже,

Уже готовлюсь на каток.

На всякий случай в каждой луже

На прочность пробую ледок. Тихон Дмитриев

ЗИМА

Белый снег пушистый

В воздухе кружится

И на землю тихо

Падает, ложится.

И на утро снегом

Поле забелело.

Точно пеленою

Всё её одело.

Тёмный лес – что шапкой

Принакрылся чудной

И заснул под нею

Крепко, непробудно…

Стали дни коротки,

Солнце светит мало,

Вот пришли морозы,

И зима настала.    И. Суриков


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час. Устный журнал "Зимушка-зима"

занятие в виде путешествия по станциям устного журнала...

устный журнал "Зимушка-зима"

путешествие по страницам усного журнала, по станциям "Загадочная", "Музыкальная", "Поэтическая", "Художественная"...

Внеклассное мероприятие Устный журнал "Зимушка - зима"

Мероприятие проводится в начале зимы. Дети знакомятся с приметами зимы, знакомятся с перелётными и зимующими птицами, учатся правильно ввести себя в на природе зимой....

Устный журнал "Зимушка - зима".

Материал используется во внеурочной деятельности и на урок окружающего мира. Собраны зимние пословицы, приметы, загадки о зиме и игры для детей, которые можно проводить зимой....

Внеклассное мероприятие Устный журнал "Зимушка-зима"

Внеклассное мероприятие Устный журнал "Зимушка-зима" посвящено знакомству учащихся с новогодними традициями на Руси и в других странах,  развивитию познавательную активность детей....

Внеклассное мероприятие Устный журнал "Зимушка-зима"

Внеклассное мероприятие Устный журнал "Зимушка-зима" посвящено знакомству учащихся с новогодними традициями на Руси и в других странах,  развивитию познавательную активность детей....

Внеклассное мероприятие. Устный журнал "Зимушка-зима"

Цели: - выяснить и пополнить знания детей о зимних явлениях природы,-  показать красоту зимней природы, -  воспитывать любовь и бережное отношение к ней.Оборудование: рисунки на тему о ...