Классный час с элементами практической деятельности "Профессии вокруг нас" (4 класс)
классный час (4 класс)

Кудряшова Анна Михайловна

Классный час с элементами практической деятельности "Профессии вокруг нас" (4 класс)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл professii_vokrug_nas.docx33.92 КБ

Предварительный просмотр:

Классный час с элементами практической деятельности

«Профессии вокруг нас»

Цель: формирование у детей интереса к профессиям.

Задачи:

Образовательные:

  • Познакомить детей с новыми видами профессий.
  • Выявить у учащихся уже имеющиеся знания о разнообразных профессиях и продуктах труда, расширить их.
  • Способствовать формированию у учащихся представление о том, что любая профессия важна и нужна.
  • Учить видеть необходимость в определении профессии и ориентироваться в этом мире.

Развивающие:

  • Содействовать формированию и развитию учебно-информационных умений и навыков младших школьников, а также работать в группах.
  • Развивать умение объективно оценивать свои знания.
  • Содействовать развитию коммуникативной культуры учащихся.
  • Помочь учащимся осознать нравственную и личностную значимость нового материала.
  • Развитие мышления, внимания, наблюдательности, памяти.
  • Расширить знания, кругозор, словарный запас учащихся.
  • Создать условия для развития речи учащихся, ее эмоциональной окраски

Воспитательные:

  • Формировать познавательный интерес к людям труда и их профессиям.
  • Способствовать сплочению классного коллектива, помочь учащимся осознать ценность совместной деятельности.
  • Воспитывать уважение к трудовой деятельности, к людям любой профессии, бережного отношения к продуктам труда.

Оборудование: ноутбук, телевизор, рисунки для оформления доски, словарь русского языка Ожегова, словарь иностранных слов, энциклопедический словарь, конверты с заданиями, белый халат, маска, шапочка, перчатки градусник, бинт, ножницы, аптечка, ткань, пуговицы, игла в игольнице, нитки, наперсток, сантиметровая лента, фартук, шапочка, тарелка, салфетки, хлеб, колбаса, сыр, салат, соус.

Ход мероприятия

Вступительная часть

Учитель: Ребята, возьмите, пожалуйста, жетончик того цвета, который вам больше нравится и заходите в класс.

(Дети заходят в класс и встают полукругом)

Учитель: Я рада приветствовать вас на нашем занятии. Давайте улыбнемся друг другу и настроимся на хорошую работу (Дети улыбаются друг другу). У вас у каждого в руках жетон. Прошу занять свои места согласно цвету этого жетона (Дети с белым жетоном занимают места вокруг стола с белой табличкой, дети с синим жетоном занимают места вокруг стола с синей табличкой, дети с красным жетоном занимают места вокруг стола с красной табличкой).

Мотивационная часть

Учитель: Посмотрите, пожалуйста, небольшой фрагмент мультфильма. (Включается телевизор и дети смотрят фрагмент мультфильма. После просмотра мультфильма телевизор выключается.)

Учитель: А теперь скажите, о чем мы будем говорить на занятии?

Ученик: Сегодня мы будем говорить о профессиях.

Учитель: Верно. Я хочу предложить вам сегодня поговорить о профессиях, о том, какие бывают профессии, какую пользу каждая из них приносит людям. И может быть, сегодня вы не сможете точно сказать, кем бы вы хотели стать после окончания школы и это поможет вам сориентироваться в выборе будущей профессии.

Учитель: А как вы думаете, может ли человек получить профессию сразу, без подготовки? Почему вы так решили?

Ученик: Нет. Чтобы хорошо работать, чтобы тебя уважали и ценили, ты должен быть профессионалом. А чтобы стать профессионалом своего дела, необходимо хорошо учиться, получить прочные знания, приобрести нужную профессию.

Основная часть

Учитель: А что означает слово «профессия»? Давайте посмотрим, какое определение дается в словарях. У каждой группе на столе лежит словарь, вам надо найти определение слова «профессия».

(Дети ищут определение в словарях. При ответе называют словарь и читают определение.)

Ученик: Наша группа искала определение в  Словаре русского языка Ожегова. В нем сказано, что профессия – это основной род занятий или трудовой деятельности.

Ученик: Наша группа работала с Энциклопедическим словарем под редакцией Прохорова, в котором говорится, что профессия – это род трудовой деятельности, требующий определённой подготовки и являющийся обычно источником существования.

Ученик: Наша группа  искала определение в Словаре иностранных слов. В нем указано, что профессия – это род занятий, вид трудовой деятельности, требующий определённой подготовки, наличия необходимых знаний, умений, навыков, приобретаемых в результате специального обучения или на практике.

Учитель: Давайте с вами окунемся в прошлое и представим первобытных людей, живших в далеком каменном веке. Люди одного племени занимались разными делами. Как думаете, какими делами занимались мужчины?

Ученик: Мужчины изготавливали орудия для охоты – луки, стрелы, дротики, ведь с хорошим оружием охота обычно бывала успешной, охотники приносили крупную дичь – оленя, буйвола, кабана.

Учитель: А чем занимались в то время женщины?

Ученик: Женщины растили детей, собирали коренья, плоды и ягоды, обрабатывали звериные шкуры, шили из шкур одежду или одеяла.

Учитель: Мы видим, что уже в те древнейшие времена люди разделяли между собой разные дела. Профессии появились тогда, когда между людьми возникло разделение труда. С развитием торговли и возникновением городов появились и новые профессии. Так в средние века в городах возникли цеха – объединения людей одной профессии. Например, цех ткачей, цех портных или цех оружейников. У каждого цеха было свое знамя, свои праздники. Цех защищал своих членов. В нем были ученики, подмастерья и мастера. Чтобы стать мастером, нужно было создать шедевр, т.е. очень хорошее изделие.

Учитель: А какие профессии вам известны?

(Дети называют несколько известных им профессий)

Учитель: (читает четверостишье)

Профессий много есть на свете,

Но выбрать вы должны лишь ту,

Что всех дороже вам на свете,

Чтоб посвятить себя труду.

Учитель: Итак, профессий на свете много, и все они требуют от людей упорства, старания. А сейчас давайте поиграем в игру «Собери пословицу». У вас на столах конверты № 1с пословицами о труде, но они все перепутаны. Вам необходимо собрать пословицу правильно.

 (Дети собирают пословицы, затем читают их. У каждой из 3 групп по 5 пословиц.)

Ученик: У нашей группы получились следующие пословицы:

1. Скучен день до вечера, коли делать нечего.

2. Кто мастер на все руки, у того не будет скуки.

3. Упустишь минуту, потеряешь час.

4. Землю красит солнце, а человека труд.

5. Птица крепнет в полете, а человек в труде.

Ученик: Наша группа собрала следующие пословицы:

1. Поздно встанешь – мало сделаешь.

2. Не спеши языком – торопись делом.

3. Делу время – потехе час.

4. Готовь сани летом, а телегу зимой.

5. Когда человек трудолюбив, то и земля не ленится.

Ученик: Наша группа поработала над такими пословицами:

1. Без труда не вытянешь и рыбку из пруда.

2. Кончил дело – гуляй смело.

3. И маленькое дело делай, как большое.

4. Хочешь есть калачи – не сиди на печи.

5. Маленькое дело лучше большого безделья.

Учитель:

Да, профессий век не счесть,

Присмотреться время есть.

Кем же вы хотите стать?

Любопытно всем узнать!

Сценка (Принимают участие 7 учеников. Садятся на стулья у доски. При ответе выходят в центр.)

Учитель:

Как-то я с ребятами

Завела беседу:

Кем мечтают дети быть?

Где работать и как жить?

Разговор у нас тогда

Проходил примерно так:

Ученик 1:

У меня растут года,

Будет и семнадцать.

Где работать мне тогда?

Чем заниматься?

Ученик 2:

Я банкиром стать хочу,

Банк я свой открою.

Яхту, самолет куплю,

Особняк построю.

Ученик 3:

Быть банкиром хорошо,

Бизнесменом лучше.

В бизнесмены б я пошел —

Пусть меня научат.

Ученик 4:

Я начальником стать мечтаю,

Вот я важный и толстый босс.

В кабинете я заседаю

И решаю любой вопрос.

Ученик 5:

Я пиццерию открою,

Пиццы буду продавать

С сыром, ветчиной, икрою,-

Будут все ко мне бежать.

Ученик 6:

Нам театр сатиры нужен непременно,

От артистов всем нам веселей.

Может, заменю я Степаненко.

Или стану я Еленой Воробей.

Ученик 7:

Буду я — известнейший магнат

В современном мире,

Семь заводов будет у меня

Мой карман все шире.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

Хочешь стать ты гитаристом, делай так…

Хочешь стать ты пианистом, делай так…

Если нравится тебе, то и другим ты покажи,

Если нравится тебе, то делай так…

Хочешь стать ты моляром, то делай так…

Хочешь поваром ты быть, делай так…

Если нравится тебе, то и других ты научи,

Если нравится тебе, то делай так…

С помощью рук имитируют игру на гитаре.

Пальцами изображают игру на пианино.

Попеременно имитируют игру на гитаре и пианино.

Делают движения рук воображаемой кистью.

Имитируют руками помешивание половником.

Попеременно рисуют кистью и помешивают половником.

Учитель: А какие профессии у ваших родителей? Расскажите, в чем особенность их работы.

(Дети рассказывают о профессиях своих родителей и их обязанностях)

Учитель: Ребята, у вас в конверте № 2 лежат карточки, на которых изображены предметы, относящиеся к определенной профессии. Вам надо отгадать профессию и сочинить четверостишье об этой профессии.

(Работа в группах. Дети отгадывают профессии и сочиняют четверостишье об этой профессии.)

Учитель: Сегодня мы говорили о многих профессиях, а сейчас я предлагаю примерить эти профессии на себя. У вас в конверте № 3 лежат карточки, по которым вы должны отгадать профессию.

(Дети по предложенным карточкам отгадывают название профессии и называют ее. У 1 группы – врач, у 2 группы – швея, у 3 группы – повар.)

Учитель: А теперь попробуйте представить эту профессию. Все, что вам для этого понадобится, находится в коробках.

(На столах лежат коробки и в них для каждой профессии находятся предметы.

Для врача: халат, маска, шапочка, перчатки градусник, бинт, ножницы, аптечка.

Для швеи: ткань, пуговицы, игла в игольнице, нитки, наперсток, сантиметровая лента, ножницы.

Для повара: фартук, шапочка, маска, перчатки, тарелка, салфетки, хлеб, колбаса, сыр, салат, соус.)

(Работа в группах. По предложенному набору предметов дети решают, как будут представлять свою профессию. Врачи оказывают помощь воображаемому больному, швея пришивает пуговицы, повар готовит бутерброды. Затем каждая группа показывает свой результат. А повара угощают другие команды приготовленной едой.)

Учитель: Как мы с вами сегодня увидели, что профессий огромное множество, более 40 тысяч, главное – выбрать ту, которая будет вам по душе!

(5 детей по две строчки читают стихотворение, последние две строчки повторяют все хором.)

Ученик 1:

Строитель нам построит дом,

И мы в нем дружно заживем.

Ученик 2:

Костюм нарядный, выходной

Искусно нам сошьет портной.

Ученик 3:

Даст книги нам библиотекарь,

Хлеб испечет в пекарне пекарь,

Ученик 4:

Учитель выучит всему —

Научит грамоте, письму.

Ученик 5:

Письмо доставит почтальон,

А повар сварит нам бульон.

Все вместе:

Когда мы с вами подрастем,

То дело по душе найдем!

Рефлексия

Учитель: В заключение хочу вас спросить, кто-нибудь уже думал о своей будущей профессии? Кем он хочет быть?

(Дети рассказывают, кем хотят стать и почему хотят выбрать данную профессию.)

Итоговая часть

Учитель: А закончить наше мероприятие хочется одной восточной притчей «Все в твоих руках».

Давным-давно в старинном городе жил Мастер, окружённый учениками. Самый способный из них однажды задумался: «А есть ли вопрос, на который наш Мастер не смог бы дать ответа?» Он пошёл на цветущий луг, поймал самую красивую бабочку и спрятал её между ладонями. (Показываю закрытые ладони, имитируя внутри них бабочку.) Бабочка цеплялась лапками за его руки, и ученику было щекотно. Улыбаясь, он подошёл к Мастеру и спросил:

- Скажите, какая бабочка у меня в руках: живая или мёртвая?

Он крепко держал бабочку в сомкнутых ладонях и был готов в любое мгновение сжать их ради своей истины.

Не глядя на руки ученика, Мастер ответил:

- Всё в твоих руках.

Человек свою судьбу строит сам, всё зависит от него самого. Многие жалуются на судьбу, и это неправильно, так как всё в их руках, нельзя сдаваться при первой же неудаче, надо добиваться и достигать целей жизни, хотя это может быть тяжело.

Учитель: Пройдут школьные годы, и перед вами станет серьезный вопрос «Кем быть?». И вы не должны ошибиться в выборе своей профессии. Помните – все в ваших руках!

Учитель: Спасибо всем за работу!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час "Доброта в нас и вокруг нас"

Марушева Надежда Энгельсовна  Материал содержит конспект классного часа и пезентацию. В ходе  классного часа обучающиеся определяли, что такое доброта, к...

Классный час с элементами проектной деятельност "Мой класс-мои друзья"

Каждый учитель, работая с ребятами , делает всё для того, чтобы его класс стал дружным сплочённым коллективом. Особенно это важно на пороге перехода детей из начальной школы в среднее звено.И ка...

Классный час «Береги свою жизнь. Опасности вокруг нас.»

Этот материал можно использовать как на классных часах в начальной школе, так и на уроках окружающего мира. В данной разработке  учащиеся  обобщают свои знаний  по правилам поведения в ...

Классный час по теме "Опасности вокруг нас" 2 класс

Опасности могут возникнуть в любой момент. Они вокруг нас. Любой предмет окружающей среды может быть опасен для жизни человека. Но мы учимся предвидеть эти опасности, по возможности избегать их. Ведь ...

Классный час. Тема: "Доброта вокруг нас",3 класс

Классный час. Тема: "Доброта вокруг нас",3 класс...

Классный час-встреча с интерактивными элементами "Волшебные вежливые слова" для 1 класса

Интерактивное занятие по теме "Волшебные вежливые слова" в рамках серии классных часов "Вежливые мы". Проводят старшеклассники-волонтёры....

Классный час на экологическую тему"Мир вокруг нас"

Привлечение ребят к проблемам охраны окружающей среды; воспитание любви к живой природе; развитие мышления и сообразительности, воспитание уважения друг к другу....