Программа краткосрочного курса "Чудеса своими руками"
методическая разработка (3 класс) на тему

Ситникова Наталья Валерьевна

Программа сотсоит из нескольких разделов: пояснительная записка, цели и задачи, тематика

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon _kk_chudesa_svoimi_rukami.doc77 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

   

В настоящее время в умах и душах людей нашей страны происходит переоценка ценностей, зачастую приоритетную роль играют материальные блага, а развитие духовных качеств отходит на второй план. Имеется ли путь, который может изменить это направление развития нашего общества?      

  Да! И начинать, этот путь нужно с детства.      

       В начале необходимо научить детей видеть прекрасное в простом, взращивать в детских сердцах чуткость к прекрасному, к доброму, тогда у них появится желание создать красоту своими руками. И если это сделано своими руками, то это приносит ещё большее чувство удовлетворения, что ведёт к развитию положительных качеств души. Творческое начало рождает в ребенке живую фантазию, живое воображение. А без творческой фантазии не сдвинуться с места ни в одной области человеческой деятельности.  Успехи в простом придают уверенность в своих силах и ведут к сотворению более сложного. И не всегда для этого необходимы дорогостоящие материалы и инструменты. Лепка из пластилина  позволит реализовать и развить творческие способности детей, даст возможность увидеть окружающий мир другими глазами. Ведь герои и сюжеты будущих работ находятся рядом с нами, идут по улице, живут в книгах, сказках. Кроме этого работа с пластилином имеет большое значение для всестороннего развития ребенка, способствует физическому развитию: воспитывает у детей способности к длительным физическим усилиям, тренирует и закаливает нервно-мышечный аппарат ребенка, воспитывает усидчивость, художественный вкус, умение наблюдать, выделять главное.

    Ученые пришли к заключению, что формирование речевых областей совершается под влиянием импульсов от рук, а точнее от пальцев. Если развитие движений пальцев отстает, то задерживается и речевое развитие.      Рекомендуется стимулировать речевое развитие детей путем тренировки движений пальцев рук, а это, в свою очередь, подготовка руки ребенка к письму.

Образовательное значение лепки огромно, особенно в плане умственного и эстетического развития ребёнка. Лепка из пластилина  расширяет кругозор, способствует формированию творческого отношения к окружающей жизни, нравственных представлений.

Категория учащихся, для которой предназначена данная программа – группа учащихся параллели 3-х классов до 12 человек.

Количество часов – 10, из них:

  • аудиторные занятия – 5 часов (теоретическая часть – 1 час, практическая – 4 часа);
  • самостоятельная работа – 5 часов.

Организационные условия реализации программы:

  • время проведения – в течение одного триместра;
  • режим проведения –  1 час в неделю;

Цель программы:

  • организация досуговой деятельности детей.
  • быть мыслящими, инициативными, самостоятельными, вырабатывать свои новые оригинальные решения;
  • быть ориентированными на лучшие конечные результаты.
  • обучение выполнению сборки и оформлению работы.

Задачи:

  • совершенствование практических умений и навыков детей при изготовлении изделий из разных материалов;
  • развитие чувства цвета, пропорции, ритма;
  • овладение элементарными трудовыми  навыками, способами художественной деятельности;
  • воспитание  усидчивости аккуратности, трудолюбия;
  • формирование умения работать в коллективе;
  • создание условий для самостоятельного творчества;
  • развивать мелкую моторику рук, глазомер;

В результате обучения дошкольники должны знать:

- названия и назначение инструментов;

- названия и назначение материалов, их элементарные свойства, использование,

  применение и доступные способы обработки;

- правила организации рабочего места;

- правила безопасности труда и личной гигиены при работе с пластилином

Должны уметь:

- правильно организовать рабочее место;

- пользоваться инструментами ручного труда, применяя приобретённые навыки

  на практике;

- соблюдать правила безопасности труда и личной гигиены  

- выполнять работы самостоятельно согласно технологии;

- сотрудничать со своими сверстниками, оказывать товарищескую помощь,

   проявлять самостоятельность.

Предполагаемый результат обучения:

  • будет создан положительный эмоциональный настрой у детей в процессе изготовления поделок из пластилина, появится желание создавать поделки своими руками, дети научатся радоваться полученному результату;
  • повысится уровень развития мелкой моторики рук младших школьников;
  • увеличится активный словарь детей, повысится качество произношения звуков;
  • дети смогут самостоятельно применять приёмы лепки при изготовлении поделок из пластилина;

При определении содержания деятельности учитываются следующие принципы:

  • Сотрудничество, сотворчество, совместный поиск
  • Нет пределов совершенствования
  • Учёт психофизических особенностей детей
  • Создание атмосферы успеха.

Формы организации учебной деятельности:

  • индивидуальная
  • групповая
  • выставка
  • творческий конкурс.

Ещё одной формой занятий является свободное творчество, при выполнении как индивидуальных, так и групповых работ. Занятия основываются на индивидуальном подходе к каждому ребенку, с учетом его возможностей.

Педагогические приёмы:

  • формирования взглядов (убеждение, пример, разъяснение);
  • организации деятельности (приучение, упражнение, показ, подражание);
  • стимулирования и коррекции (поощрение, похвала, соревнование, оценка, взаимооценка и т.д.);
  • сотрудничества, позволяющие педагогу и воспитаннику быть партнёрами в увлекательном процессе образования;
  • свободного выбора.

Основные составляющие занятий:

1) воспитательный момент (правила хорошего тона, этикет)

2) организация рабочего места

3) повторение пройденного материала

4)организация и проведение занятия (включает следующие структурные элементы:

  • инструктажи: вводный – проводится перед началом практической работы, текущий – во время выполнения практической работы, заключительный
  • практическая работа
  • физкультминутки
  • подведение итогов (выставка)
  • приведение в порядок рабочего места.

Перечисленные элементы не обязательно использовать на каждом занятии. Дополнительное образование позволяет преподавателю быть более свободным в выборе средств обучения, импровизируя по своему усмотрению. Главное, чтобы труд становился для детей источником радости, доставлял им удовольствие и моральное удовлетворение.

Во время занятий нужно делать перерывы для релаксирующих упражнений и пальчиковой гимнастики. Необходимо хорошо знать особенности каждого ребёнка и следить за его развитием и состоянием на момент занятий. Приступая к работе, надо правильно организовать рабочее место. Подобрать необходимые для занятий материалы, инструменты и приспособления, удобно расположить их.

Условия реализации программы: для занятий лепкой необходимо подготовить рабочие места для  руководителя и  детей, места хранения оборудования и незаконченных работ.

Рабочие места. Все рабочие места оснащаются одними и теми же предметами.  Дети лепят на  столах на рабочей доске. Доска делает поверхность формы ровной и гладкой, чего нельзя достичь руками.

Основное оборудование: 

  • одежда;
  • стек,
  • материал (пластилин) имеется большой выбор пластилина, выпускаемого различными фирмами и обладающего различными качествами и назначением.

Дополнительное оборудование: зубочистки, картон, мягкая чистая тряпка, влажные салфетки, стакан с водой, различные зубчатые колесики для придания поверхности определенной структуры, многогранники, трубочки и др. приспособления. Для выдавливания пластичной массы используем пластиковые медицинские или кондитерские шприцы.

Навыки, приобретённые  воспитанниками:

  1. умение свободно владеть лепным материалом.
  2.  знание исходных форм и умение выполнить их любых размеров и пропорций;
  3.  знание и правильное использование приемов доработки исходных форм;
  4.  правильное понятие о пропорциях и соразмерности;
  5. умение использовать плоские рисованные изображения для создания объемных форм;
  6.  умение пользоваться схемами с условными обозначениями в своей работе;
  7. развитие мелкой моторики пальцев рук;
  8.  видение пропорций и объемов;
  9.  развитие фантазии и объемного мышления.

Тематическое планирование краткосрочного курса «Чудеса своими руками»

№ п/п

Темы курса

Количество часов

1

Знакомство с созданием картин. Пластилин вместо карандашей и красок. Вводное занятие.

1

2

Яркий павлин.

1

3

Необычный аквариум.

2

4

Мир домашних животных.

2

5

Ёжик.

1

6

Овечка – символ 2015 года.

1

7

Пластилиновая фантазия.  Свободное творчество.                              

1

8

Итоговое занятие. Выставка работ.

1

 Итого:

10

Методическая литература:

1. Лыкова И.А. "Лепим с мамой. Азбука лепки. Учебно-методическое пособие для детского художественного творчества" серия "Мастерилка", 2005

2. Колдина  Д.Н. «Лепка с детьми 8-9 лет», Мозаика-Синтез, 2009

3. Марья Новацкая «Пластилиновые секреты. Как за 30 минут слепить сказку» Питер, 2012 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа "Подарки своими руками"

Обучение ребят по изготовлению подарков к праздникам...

Программа кружка "Сами своими руками"

Проектный предметный курс технологии...

программа дополнительного образования детей "Обереги своими руками"

Актуальность программы заключается не только в приобщении детей к русской народной культуре, способствующей духовному развитию, но и в знакомстве с декоративно-прикладным творчеством и особеннос...

Рабочая программа и календарно- тематическое планирование кружка "Своими руками"

В настоящее время в общеобразовательных учреждениях практикуется системный подход к эстетическому образованию и воспитани...

Программа кружка "Подарок своими руками"

Рабочая программа по курсу дополнительного образования кружок «Подарок своими руками» для 4-6  классов...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА кружка «Шедевры своими руками» направление – «художественно - эстетическое» возраст учащихся – 10-12 лет срок реализации - 1 год

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА кружка «Шедевры своими руками» направление – «художественно - эстетическое»возраст учащихся – 10-12 летсрок реализации -  1 год...