Воспитательная программа по внеурочной деятельности "Мир добра"
рабочая программа по теме

Потехина Людмила Геннадьевна

Актуальность программы, цели, задачи, содержание, календарно-тематическое планирование, проектная деятельность, мониторинг.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vospitatelnaya_programma.rar59.56 КБ

Предварительный просмотр:

ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА « МИР ДОБРА»

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

     Мы живем в век  быстрого развития коммуникации и все большей мобильности.  В окружающем мире мы видим огрубелость чувств, безразличие к людям, недоверие, бессердечность и жестокость. Все проблемы общества наиболее ярко высвечиваются в школе. Что ни день, общественное мнение потрясает информация об очередном злодеянии, совершенном несовершеннолетними. Дети с утра до вечера впитывают в себя сюжеты, переполненные насилием и жестокостью, которые поступают через средства массовой информации, компьютерные игры, произведения современной популярной музыки.  Потрясает количество детей, которые, совершив гнусный поступок не испытывают ни сожаления, ни угрызений совести. Такие поступки делают детей бесчеловечными. Возрастает количество детей, пробующих сигареты, наркотики и алкоголь.  Поэтому в школе необходимо проводить регулярную работу по нравственному воспитанию учащихся, в форме бесед, а также в игровой форме объяснять нормы и правила поведения в обществе, устраивать игры и соревнования, направленные на повышение уровня нравственной культуры.    Как писал К.Д.Ушинский: «Влияние нравственное составляет главную задачу воспитания».

 Школа призвана посредством воспитания и обучения реализовать заложенные психобиологические задатки, трансформировать их в социально - значимые свойства человеческой личности при самом активном участии ребёнка.

В воспитательном процессе в начальной школе основными средствами воспитания являются: игра, познание, предметно-практическая и трудовая деятельность, развитие духовной культуры. Существующие в воспитании факторы прямого влияния (семья, школа, компания сверстников) и непрямого влияния (планета, государство, система образования, культура) ставят перед педагогом задачи: способствовать развитию организма ребёнка (физическое развитие), индивидуальности (индивидуальное развитие) и личности (развитие личности). Развитие этих качеств начинается с первого шага ребёнка, и непременным условием успешности этого процесса вначале является уверенность воспитателя, родителя, учителя, а затем и ребёнка в том, что всего можно добиться, если проявить настойчивость и упорство.

Поэтому важно объединить все усилия семьи и школы для воспитания личности, которая будет соответствовать современным требованиям общества.

Актуальность воспитательной программы «Мир добра»

Актуальность программы заключается в том, что в процессе её реализации создаются условия для понимания ребёнком того, что жизнь человека, его ум и здоровье - это превеликая ценность на земле. Что счастье его самого, родных, близких и окружающих людей в первую очередь зависит от желания постоянно работать над собой, стать образованным, духовно - воспитанным и трудолюбивым.

 Целью программы является  формирование у младших школьников систематических первичных представлений о нравственности в рамках освоения понятий “добро - зло” и общего знакомства с группой нравственных понятий о правде, честности, справедливости и других в процессе изучения правил поведения. Создание максимально благоприятных условий для раскрытия способностей каждой отдельной личности.

Задачи программы:

  • Развивать умение общаться и сотрудничать.
  • Создавать условия для развития творческих и интеллектуальных способностей детей.
  • Создавать условия для поддержания стабильного здоровья обучающихся.
  • Формировать самостоятельность, расширять возможности для развития трудовых, художественно-эстетических умений и навыков.
  • Развивать эмоциональную и волевую сферы.

Средства достижения цели: интегрированный подход к обучению, фантазирование, аудио сопровождение, просмотр видеофильмов. Основные формы подачи материала могут быть разными: игра-путешествие, телепередача, сообщение сказочных героев, пресс-конференция, комбинированный урок.

Занятия курса «Мир добра» проходят в увлекательной форме, они эмоциональны, разнообразны по выбранным формам и методам. Дети играют, поют, ставят небольшие театральные сценки, состязаются в знании нравственных пословиц и поговорок. Занятия рассчитаны не на морализаторское воздействие, а на живое и непосредственное включение ребенка в мир добрых отношений и добрых дел.

Основной принцип построения программного материала - последовательное обучение детей нормам нравственности, познания и самосовершенствования своей личности. Внутри программы каждый раздел имеет сквозную идею (Этика приветствия; Этика отношений с окружающими; Этика поведения), в логике которой выстраиваются все темы занятий. Последняя тема каждого раздела – своеобразное подведение итогов, анализ  нравственных знаний, умений и навыков, приобретенных детьми.
Поскольку этический курс - занятие не совсем обычное, обращенное в первую очередь к внутреннему миру ребенка, занятия не могут вестись только традиционными методами. Помимо беседы,  обсуждения на занятиях, диалогов  необходимы работа в группах, игры, решения моральных дилемм и т.д.

Занятия  курса «Мир добра» рассчитаны на то, чтобы для ребенка стали естественными и органичными проявления великодушия, порядочности, благородства и неприемлемыми – лживость, предательство, высокомерие, грубость. Систематические занятия дополняются внеклассной деятельностью детей, ориентированной на их участие в этическом общении, взаимодействии.

Программа направлена на развитие и совершенствование положительных качеств личности ребёнка. Разработана по циклическому принципу для обучающихся в начальной школе и рассчитана на четыре года.

 Согласно представленной программе для первого класса  предлагается  занятия, которые  проводятся один раз в неделю по 30 мин, во 2-4 классах один раз в неделю по 35 мин. Их содержание строится по концентрическому принципу. Оно углубляется и расширяется с опытом учащихся.

1 класс

Успешная адаптация к школьной жизни;

эмоциональная устойчивость обучающихся;

создание предпосылок для формирования классного коллектива;

активное участие родителей в жизни класса, школы.

2 класс

Устойчивые положительные результаты обучения;

активное участие детей в жизни класса, школы, микрорайона;

негативное отношение к вредным привычкам;

создание органов классного самоуправления.

3 класс

Проявление интеллектуальных способностей на уровне Республики, России;

знание истории своей семьи, школы, достопримечательностей города;

умение организовывать под руководством учителя внеклассные мероприятия;

ощущение ответственности за совершаемые поступки.

4 класс

Овладение методами самовоспитания, самоконтроля;

проявление самостоятельной творческой активности;

умение самостоятельно организовывать и проводить мероприятия разной направленности;

готовность к самоопределению в социуме.

создание благоприятных условий и возможностей для полноценной работы над реализацией программы со стороны администрации школы, педагогического коллектива и коллектива обучающихся;

обеспечение гармонии взаимоотношений семьи и школы;

мотивированность субъектов воспитания на совместную деятельность.

Первый раздел курса «Мир добра»  посвящен основам этики общения. Его педагогическая задача – формировать у  младших школьников этические основы общения; уважение, доброжелательность по отношению к людям.

Второй раздел курса  называется «Добро и зло». Он  предусматривает ознакомление детей с нормами нравственности в диапазоне «добра и зла» в отношениях с окружающими людьми – в школе, на улице, в семье, с соседями и т. д. У  младших школьников формируется эмоциональная отзывчивость на переживания другого человека, уважение к старшим и младшим.

Третий раздел курса посвящен этикетным формам поведения в школе, театре, музее, дома, на улицах города. Дети знакомятся с правилами поведения, основанными на нравственных законах. Построение поведения в соответствии с правилами позволяет младшему школьнику быстрее включиться в мир гимназического сообщества.

Четвертый раздел  «Жизнь по законам добра» посвящен этике отношений в школьном  и классном коллективе. Дети с помощью педагога анализируют различные жизненные ситуации, проблемы многообразной деятельности коллектива, собственные поступки. Овладение нормами нравственной культуры пробуждает у школьника интерес к своей внутренней жизни, вызывает потребность в самооценке, в сопоставлении себя с другими людьми.

Пятый раздел «Добро побеждает зло» является системообразующим разделом, позволяющим обобщить накопленный нравственный опыт в течение первого года изучения факультативного курса. Практическими показателями усвоения  нравственных знаний, умений и навыков является характер отношений в коллективе первоклассников и вне его, нравственная мотивация поведения, эмпатия.

Раздел 1. Этика приветствия

Задачи раздела

-  формировать представление у младших школьников об этикетных формах приветствия;

- способствовать успешной адаптации и социализации обучающихся в условиях  школы;

- освоение кодекса школьника как совокупности нравственных правил.

Содержание деятельности

В рамках этого раздела содержание деятельности включает

  • обучение умению общаться в коллективе, вести диалог; употреблять вежливые  формы приветствия; пользоваться различными средствами выразительности речи;
  • формирование коммуникативных навыков.  

 Содержание проблемы

Актуальным вопросом является формирование умения толерантного  межличностного общения. Согласно возрастным особенностям, со сменой ведущего вида деятельности младший школьник испытывает затруднения в выборе форм приветствия, прощания, не знает, как вести себя во время разговора, не может умело пользоваться громкостью, темпом речи. При этом  вежливое общение нами рассматривается как нравственная основа построения отношений в детском коллективе.

Формы реализации

  • беседы,
  • игры,
  • викторины,
  • игры-путешествия,
  • конкурсы чтецов,
  • конкурсы рисунков.

Учащиеся должны знать и уметь:

  • употреблять слова приветствия, прощания, обращения с просьбой, выражать слова благодарности;
  • правильно вести себя во время беседы;
  • умело использовать темп, тон, громкость речи, мимику и жесты;
  • вести объяснение и доказывать правильность своей точки зрения.

Раздел 2. Добро и зло

Задачи раздела

- Воспитание добрых качеств личности как определяющих в повседневном поведении отношение детей к другим людям (уважение, доброжелательное отношение к каждому);

-  осуществление взаимосвязи представлений детей о добре и зле, полученных при изучении раздела  программы, с повседневной жизнью, формирующей опыт нравственного поведения.

В содержание деятельности по этому разделу входит формирование у детей нравственных представлений  в диапазоне «добра и зла», реализация   добрых дел по отношению к окружающим людям – в школе, на улице, в семье, с соседями и т. д. Формирование эмоциональной отзывчивости на переживания другого человека, уважение к старшим и младшим.

Содержание проблемы

Добрый поступок - это основа нравственности. Формирование нравственности необходимо начинать с противопоставления добра и зла в жизни человека и  анализа последствий их проявления. Мотивация поступка как фактор анализа намерений ребенка (мотив- добро, поступок-зло..?)

Формы реализации

  • беседы,
  • игры,
  • викторины,
  • игры-путешествия,
  • конкурсы чтецов,
  • конкурсы рисунков.

Учащиеся должны знать и уметь:

  • знать существенные  признаки, отличающие добрых людей от злых;
  • употреблять добрые слова в  обращении с людьми;
  • учить делать добро и не совершать злых поступков;
  • уметь анализировать свое поведение и поведение других детей с точки зрения добра и зла;
  • уметь проявлять знаки уважения и любви к родителям, родственникам и  заботиться о них.

Раздел 3. Энциклопедия этикета

Задачи раздела

- формировать представление  у младших школьников о поведении в общественных местах (школе, столовой, библиотеке, театре, церкви, такси, магазине, транспорте и т.д.);

-    изучить существующие виды этикета;

- формировать навыки поведения в общественных местах в соответствии с изученным сводом законов этики.

Содержание деятельности

Формирование навыков нравственного поведения при посещении театра, библиотеки, медпункта, столовой. Поведение на улицах города, в транспорте, в лифте и т.д.  Этикетные формы поведения школьника. Этикет для мальчиков. Этикет для девочек.

Содержание проблемы

Под этикетом в широком смысле понимается совокупность правил поведения, касающихся внешнего проявления отношения к людям,  формы обращения и приветствий, нормы поведения в общественных местах, манеры и одежда. Этикет – это форма поведения, обхождения, правил учтивости, принятые в данном обществе. Задача учителя посредством занятий данного раздела формировать у младших школьников целостное представление об этикете и   побуждать желание соблюдать его законы.

Формы реализации

  • беседы,
  • игры,
  • викторины,
  • игры-путешествия,
  • конкурсы чтецов,
  • конкурсы рисунков.

Учащиеся должны знать и уметь:

  • знать существующие виды этикета, взаимосвязь этикета и культуры общения;
  • иметь представление о приличиях и манерах поведения;
  • уметь адекватно применять правила этикета в зависимости от сложившейся ситуации.

Раздел 4. Жизнь по законам добра

Задачи раздела

- вооружить младших школьников знаниями о морали и целесообразности соблюдения нравственных норм;

- формировать потребности и мотивы нравственного поведения у младших школьников;

- обогатить эмоциональный мир детей путем вовлечения их в разнообразную этико-ориентированную деятельность;

- научить проявлять сильные стороны характера, понимать себя и других, сочувствовать, сопереживать.

Содержание деятельности

Основное содержание деятельности – осмысление необходимости понимать других, сочувствовать человеку, сопереживать ему.

Исходное положение: в школе учащиеся не только получают знания, но и учатся жить, здесь формируются базовые нравственные  качества.

Содержание проблемы

Ученик и школьный коллектив. Интересы личные и коллективные. Знания в жизни человека. Младший школьник в семье. Поведение и действия достойного сына, дочери.

 Формы реализации

  • конкурс знатоков;
  • беседа;
  • игра с последующей рефлексией;
  •  день добрых сюрпризов;
  •  конкурс рисунков;
  •  смотр талантов.

             Учащиеся должны знать и уметь: 

  • Приобрести нравственный  опыт общения с людьми;
  • уметь проявлять сильные стороны характера;
  • уметь выполнять роль хозяина в школе, поддерживающего обстановку доброжелательности и радости общения, уважения друг к другу;
  • осознавать  роль сына или дочери, которые помогают старшим, берегут покой родителей, заботятся о своей семье.

Раздел 5. Добро побеждает зло

Задачи раздела

- сформировать твердое убеждение у младших школьников о непременной победе добра над злом;

- формировать представление  о силе добра  и его нравственном потенциале;

- обогатить эмоциональный мир детей путем вовлечения их в разнообразную этико-ориентированную деятельность;

- научить проявлять сильные стороны добрых качеств, видеть проявления добра в  других людях.

Содержание деятельности

Основное содержание деятельности – осмысление необходимости проявлять только добрые чувства, это позволит ребенку чувствовать себя победителем в любой жизненной ситуации.

Содержание проблемы

Противостояние добра и зла. Дороги добра и дороги зла. Эмоциональное удовлетворение от осуществления доброго поступка. Психологический дискомфорт при  проявлении злости и безнравственности.

 Формы реализации

  • конкурс знатоков;
  • беседа;
  • игра с последующей рефлексией;
  • день добрых сюрпризов;
  • конкурс рисунков;
  • смотр талантов.

Предполагаемый результат: 

  • приобретение опыта  доброго общения с людьми;
  • проявление сильных добрых сторон характера;
  • возникновение устойчивого  желания совершать добрые поступки;
  • построение жизни коллектива по законам победы добра над злом.

Учащиеся должны знать и уметь:

  • равноправно общаться, считаясь с интересами других;
  • отстоять своё мнение;
  • проявлять силу воли и характер в трудных ситуациях;
  • расширять круг интересов, способностей и увлечений;
  • самостоятельно регулировать отношения с детьми в коллективе.

ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Проект  может включать  следующие разделы:  

  • название (понятное   детям);
  • ценностные основания, которые воплощены в проекте;
  • основные события и  механизмы реализации проекта;
  • участники проекта с указанием того – кто, что и когда делает (что  делают ученики? что делают педагоги? что делают родители?);
  • результаты проекта, способ оценки результата;
  • способ хранения  информации о проекте,  оформление.

Тема проекта

Сроки реализации

Результат

1 класс

Что такое «хорошо» и что такое «плохо»?

октябрь

конкурс семейных плакатов

Дружба – это…

декабрь

фотовыставка

Спешите делать добро.

февраль

благотворительная ярмарка

О лени и лентяях.

апрель

общественно - полезная деятельность - операция "Чистюлька"

2 класс

Зачем быть вежливым?

октябрь

конкурс стихов

Мир без улыбки. Какой он?

декабрь

акция добра -

изготовление игрушек на городские ёлки

Как выбирать друзей?

февраль

создание классного альбома

Жизнь дана на добрые дела

апрель

трудовая акция

3 класс

Словарик речевого этикета

октябрь

Разработка и создание словарика «волшебных слов»,  их значения и истории возникновения.

Что значит быть счастливым?

декабрь

конкурс рисунков

"Достопримечательности нашего города"

февраль

фотовыставка

Учимся правильно жить и дружить

апрель

стендовый доклад

4 класс

Как мы выглядим.

октябрь

конкурс сочинений

Душевность и бездушность.

декабрь

изготовление поздравительной открытки

"Гармония в природе"

февраль

экологический плакат

Кем  и каким я хочу быть?

апрель

смотр достижений выпуск-ников начальной школы

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

1 КЛАСС (1 час в неделю- 33 часа)

№ занятия

тема занятия

Этика приветствия

1

Здравствуй, школа!

2

Добрые традиции школы.

3

Доброе утро, учитель!

4

Здравствуйте, ребята!

Добро и зло

5

Ежели вы вежливы

6-7

Почтение родителей- уважение к себе

8

Старших надо уважать, малышей не обижать

9

Доброе слово, что ясный день

Энциклопедия этикета

10

Мы идём в школу

11

Мы идём в столовую

12

Мы идём в библиотеку, в медпункт

13

Мы идём в театр (театральный этикет)

14

Мы идём на экскурсию

15

Мы идём домой (повседневный этикет)

16

Мы идём по городу

Жизнь по законам добра

17

Узнай себя. Из чего сделаны девчонки?  Из чего сделаны мальчишки?

18

Ладушки-ладошки (мой сосед по парте)

19

Раздели печаль и радость друга

20

Жить - Родине служить

21

Если радость на всех одна

22

Мама, я могу быть волшебником!

23

Самый «классный» класс

24

Мы соберём большой хоровод (подарок коллективу)

Добро побеждает зло

25

Сказка ложь, да в ней намёк! (путешествие в волшебную страну)

26

Нам счастья не сулит обида чья-то

27

Мы рисуем добро

28

Наш класс несёт добро детям

29

Наш класс несёт добро бабушкам и дедушкам

30

Наш класс несёт добро нашему городу

31-33

Добро, что солнце (итоговые занятия)

2 КЛАСС (1 час в неделю- 34 часа)

№ занятия

тема занятия

Этика приветствия

1

Я - ученик 2 класса

2

Я – гражданин России

3

Законы гостеприимства

4

Приветливые слова

Добро и зло

5

Великодушный поступок

6

Трудно ли быть добрым

7

Забота о других

8

Тропа милосердия

9

Скромный человек

10

Учимся видеть хорошее

11

Ответственность

Энциклопедия этикета

12

Мы идём в гости

13

Встречаем гостей

14

Наши соседи

15

Благодарное сердце

Жизнь по законам добра

16

Учимся взаимопониманию

17

Дружелюбие и добросердечие

18

Законы милосердия

19

Помогаем в беде

20

Учимся уважать

21

Как научиться любить

22

Упорство и труд

23

Учимся делиться

Добро побеждает зло

24

Дар любви

25

Умение прощать

26

Учимся сотрудничать

27

Умение жить без предрассудков

28

Поможем другу

29

Даром ни одно доброе дело не пропадёт

30

«Палочка – выручалочка» (жертвенность)

31

Любовь к животным

32

Красота души

33-34

Крылья мечты (итоговые занятия)

3 КЛАСС (1 час в неделю- 34 часа)

№ занятия

тема занятия

Этика приветствия

1

Я - ученик 3 класса

2

Я – гражданин России

3

Тропой гостеприимства

4

Школа вежливости

Добро и зло

5

Наука бережливости

6

Бережём природу

7

Подумаем о бескорыстии

8

В гостях у феи Любви

9

Любовь к животным

10

Любовь к маме

11

Любовь к Родине

Энциклопедия этикета

12

Что такое интонация?

13

«Кроткое слово гнев побеждает»

14

Как научиться разговаривать с людьми

15

Как помириться после ссоры

Жизнь по законам добра

16

Честные люди

17

«Скромность каждому к лицу»

18

Жизнь дана на добрые дела

19

Стремление к совершенству

20

Почему нельзя завидовать, и как от этого отучиться?

21

«Счастлив тот, кто в радости живёт»

22

Как победить лень

23

Как нам помогает ум

Добро побеждает зло

24

Школа храбрости

25

Светлые мысли и дела

26

Бережное отношение к природе

27

Кто понимает без слов

28

Чем можно гордиться

29

Учимся доверию

30

Как украсить мир

31

Любознательность и любопытство

32

Трудно ли быть добрым?

33-34

Твори добро. А как? (итоговые занятия)

4 КЛАСС (1 час в неделю- 34 часа)

№ занятия

тема занятия

Этика приветствия

1

Я - ученик 4 класса

2

Я – гражданин России

3

Для чего нужна улыбка

4

"Смейся на здоровье. Улыбка и хорошее настроение".

Добро и зло

5

Сокровища мудрости

6

Мужественный поступок

7

На что похожа нежность

8

Умеренность

9

Секрет трудолюбия

10

Ум в жизни человека

11

Преданность друга

Энциклопедия этикета

12

Путешествие по «Городу Вежливости»

13

Как вести себя в обществе

14

Урок доброго общения

15

Не будь приметлив, а будь приветлив.

Жизнь по законам добра

16

Преданность друга

17

Помогаем другим

18

Что влияет на нашу судьбу

19

Где прячется счастье?

20

Упорство и талант

21

Как стать честным

22

Стремление к совершенству

23

Спасение любовью

Добро побеждает зло

24

Страна храбрых

25

Школа чуткости

26

Настоящая щедрость

27

Целеустремлённость

28

Во что мы верим. Вера в бога

29

Церковные праздники. Из истории.

30

Если оступился, что делать

31

Смысл жизни

32

Чудесная сила материнской любви

33-34

Сказки о самом главном (итоговые занятия)


КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ.

 1 КЛАСС

дата

Тема занятия

Базовое содержание

УУД

план

факт

1

Здравствуй, школа!

Воспитание сознатель-ной дисциплины и культуры поведения, ответственности и исполнительности.  Выполнение элемен-тарных правил обще-жития, доброжела-тельности, отзывчи-вости. Формирование коллективистических взаимоотношений детей.

Познавательные

  • Общеучебные

Структурирование знаний

  • Логические

Анализ объектов

Сравнение объектов

Классификация объектов

Коммуникативные

Умение полно и точно выражать свои мысли

2

Добрые традиции школы.

3

Доброе утро, учитель!

4

Здравствуйте, ребята!

5

Ежели вы вежливы

Накопление и углуб-ление опыта положи-тельных отношений и взаимоотношений (между детьми, между детьми и взрослыми). Воспитание доброже-лательности, предот-вращение возможности возникновения равно-душного, безразлич-ного отношения к сверстникам и окружа-ющим взрослым. Развитие у детей уважения к старшим, желания и умения слушаться, с готов-ностью выполнять их советы, указания и поручения; формиро-вать дружеские вза-имоотношения со сверстниками, забот-ливое отношение к ним и младшим, ко взрослым

Познавательные

  • Общеучебные:

Осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме

Личностные

Смыслообразование

Самоопределение

Нравственно-этическая ориентация

Регулятивные

Целеполагание

Планирование

Коррекция

Оценка

Волевая саморегуляция

Коммуникативные

Планирование

Постановка вопросов

Умение полно и точно выражать свои мысли

6-7

Почтение родителей - уважение к себе

8

Старших надо уважать, малышей не обижать

9

Доброе слово, что ясный день

10

Мы идём в школу

Учить правильно оценивать поведение литературных героев, свое поведение и поведение сверст-ников. Воспитывать симпатию, доброже-лательное отношение к детям и взрослым разных националь-ностей; добиваться действенного прояв-ления гуманных чувств и отношений, их общественной направ-ленности. Гуманных отношений между детьми и взрослыми. Воспитание моральных чувств и привычек.  Формирование у детей коллективистских черт личнос-ти: привычек поведения, отношений и представлений.

Познавательные

  • Общеучебные

Структурирование знаний

Осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме

  • Логические

Анализ объектов

Сравнение объектов

Установление причинно-следственных связей.

Доказательство

Выдвижение гипотез и их обоснование

Личностные

Смыслообразование

Нравственно-этическая ориентация

Регулятивные

Контроль

Планирование

Коррекция

Оценка

Саморегуляция

11

Мы идём в столовую

12

Мы идём в библиотеку, в медпункт

13

Мы идём в театр (театральный этикет)

14

Мы идём на экскурсию

15

Мы идём домой (повседневный этикет)

16

Мы идём по городу

17

Узнай себя. Из чего сделаны девчонки?  Из чего сделаны мальчишки?

Создать правильный стиль взаимоотноше-ний между членами коллектива. Взаимное уважение и забота, любовь к делу. Важно создать в классе такую обстановку, чтобы у ребенка возникало положительное эмо-цииональное отно-шение к окружающим его людям. Воспитание коллективизма, чув-ства симпатии, поло-жительных, дружеских взаимоотношений де-тей при условии вос-питания у них орга-низованности, начал ответственности, за-чатков чувства долга, справедливости. Воспитание любви к Родине.

Познавательные

  • Общеучебные

Моделирование

Структурирование знаний

Произвольное и осознанное построение устного речевого высказывания

  • Логические

Анализ объектов

Синтез объектов

Классификация объектов

Коммуникативные

Планирование

Постановка вопросов

Разрешение конфликтов

Управление поведением партнера (коррекция, оценка)

 Личностные

Самоопределение

Смыслообразование

18

Ладушки-ладошки (мой сосед по парте)

19

Раздели печаль и радость друга

20

Жить - Родине служить

21

Если радость на всех одна

22

Мама, я могу быть волшебником!

23

Самый «классный» класс

24

Мы соберём большой хоровод (подарок коллективу)

25

Сказка ложь, да в ней намёк! (путешествие в волшебную страну)

Воспитание у детей трудолюбия, проявляющегося в устойчивом желании и умении трудиться.

Добиваться, чтобы дети делали все охотно и осознанно, т. е, чтобы внешние положительные проявления выражали внутреннюю сущность, их отношение к правилу. Воспитание гуманистического отношения к людям. Формировать у ребенка способность к сопереживанию, умение отзываться на горе и радость других людей.

 

Познавательные

  • Общеучебные

Осознанное и произвольное построение устного речевого высказывания

Моделирование

  • Логические

Анализ объектов

Регулятивные

Целеполагание

Контроль

Коррекция

Волевая саморегуляция

Коммуникативные

Планирование учебного сотрудничества

Разрешение конфликтов

Умение точно и полно выражать свои мысли

26

Нам счастья не сулит обида чья-то

27

Мы рисуем добро

28

Наш класс несёт добро детям

29

Наш класс несёт добро бабушкам и дедушкам

30

Наш класс несёт добро нашему городу

31-33

Добро, что солнце (итоговые занятия)

 2 КЛАСС

дата

Тема занятия

Базовое содержание

УУД

план

факт

1

Я - ученик 2 класса

Развитие у детей уважения к старшим, желания и умения слушаться, с готов-ностью выполнять их советы, указания и поручения; форми-ровать дружеские взаимоотношения со сверстниками, забот-ливое отношение к ним и младшим, к взрослым. Приучать детей помнить о своих обязанностях и старательно их вы-полнять; охотно де-литься с другими сво-ими знаниями, замыс-лами, игрушками и пособиями.

Познавательные

  • Общеучебные

Структурирование знаний

  • Логические

Анализ объектов

Сравнение объектов

Классификация объектов

Коммуникативные

Умение полно и точно выражать свои мысли

2

Я – гражданин России

3

Законы гостеприимства

4

Приветливые слова

5

Великодушный поступок

Воспитание у детей трудолюбия: желания и умения трудиться не только для себя, но и на общую пользу, умения ставить цель и достигать положительных результатов, делать необходимое вне зависимости от же-лания. Воспитывать активность, готов-ность преодолевать препятствия, про-являть инициативу при выполнении поставленной задачи, поощрять стремление доводить дело до конца. Воспитывать готовность нести ответственность перед классом.

Познавательные

  • Общеучебные

Моделирование

Структурирование знаний

Произвольное и осознанное построение устного речевого высказывания

  • Логические

Анализ объектов

Синтез объектов

Классификация объектов

Коммуникативные

Планирование

Постановка вопросов

Разрешение конфликтов

Управление поведением партнера (коррекция, оценка)

 Личностные

Самоопределение

Смыслообразование

6

Трудно ли быть добрым

7

Забота о других

8

Тропа милосердия

9

Скромный человек

10

Учимся видеть хорошее

11

Ответственность

12

Мы идём в гости

Создавать ощущение эмоционального бла-гополучия, непри-нужденного общения со сверстниками, ожидая с радостью встречи с ними, дружно играть с ребятами, делиться со взрослыми своими радостями и огорче-ниями.

Представления о правилах поведения в гостях, на улице, в общественных мес-тах, на природе.

Познавательные

  • Общеучебные:

Осознанное и произвольно построение речевого высказывания в устной форме

  • Логические:

Анализ объектов

Сравнение объектов

Классификация объектов

Выдвижение гипотез и их обоснование

Установление причинно-следственных связей

Доказательство

Личностные

Нравственно-этическая ориентация

13

Встречаем гостей

14

Наши соседи

15

Благодарное сердце

16

Учимся взаимопониманию

Формировать жела-ние помочь стар-шему, заступиться за младшего, развивать желание и умение сообща выполнять работу, вместе друж-но играть, заботиться о каждом и каждому о всех; воспитывать любовь к Родине — начала патриотизма и гражданственности.  Систематически упражнять в добрых поступках, включать в деятельность, име-ющую значение для других людей.

Познавательные

  • Общеучебные

Моделирование

Структурирование знаний

Произвольное и осознанное построение устного речевого высказывания

  • Логические

Анализ объектов

Синтез объектов

Классификация объектов

Коммуникативные

Планирование

Постановка вопросов

Разрешение конфликтов

Управление поведением партнера (коррекция, оценка)

 Личностные

Самоопределение

Смыслообразование

17

Дружелюбие и добросердечие

18

Законы милосердия

19

Помогаем в беде

20

Учимся уважать

21

Как научиться любить

22

Упорство и труд

23

Учимся делиться

24

Дар любви

Систематически в самых разных ситу-ациях побуждать по-ступать в соответ-ствии с нормами и правилами, приня-тыми в обществе, например здоро-ваться и прощаться, благодарить за услугу, вежливо отвечать на вопросы, бережно относиться к вещам и т. п. Детей приучать к помощи и взаимопомощи, к проявлению заботы о более младших, о старших, воспи-тывать правдивость, скромность. Воспитание понима-ния взаимосвязей между человеком, об-ществом, природой.

Познавательные

  • Общеучебные

Осознанное и произвольное построе-ние устного речевого высказывания

Моделирование

  • Логические

Анализ объектов

Регулятивные

Целеполагание

Контроль

Коррекция

Волевая саморегуляция

Коммуникативные

Планирование учебного сотрудничес-тва

Разрешение конфликтов

Умение точно и полно выражать свои мысли

25

Умение прощать

26

Учимся сотрудничать

27

Умение жить без предрассудков

28

Поможем другу

29

Даром ни одно доброе дело не пропадёт

30

«Палочка – выручалочка» (жертвенность)

31

Любовь к животным

32

Красота души

33-34

Крылья мечты (итоговые занятия)

 3 КЛАСС

дата

Тема занятия

Базовое содержание

УУД

план

факт

1

Я - ученик 3 класса

Воспитание понимания Отечества как непре-ходящей ценности, связи с предыдущими поколениями.

Воспитание чувства патриотизма, сопри-частности к герои-ческой истории Россий-ского государства, фор-мирование у подрас-тающего поколения верности Родине. Воспитание сознатель-ной дисциплины и культуры поведения, ответственности и исполнительности.

Познавательные

  • Общеучебные

Осознанное и произвольное построе-ние устного речевого высказывания

Моделирование

  • Логические

Анализ объектов

Регулятивные

Целеполагание

Контроль

Коррекция

Волевая саморегуляция

Коммуникативные

Планирование учебного сотрудничес-тва

Разрешение конфликтов

Умение точно и полно выражать свои мысли

2

Я – гражданин России

3

Тропой гостеприимства

4

Школа вежливости

5

Наука бережливости

Формирование пред-ставлений о семейных ценностях.

Формирование уваже-ния к членам семьи, воспитание семьянина, любящего своих родителей.

Формирование у уча-щихся понимания сущности основных социальных ролей сына – мужа, дочери – матери.

Бережное отношение к природе как к среде обитания и выживания человека, как к источнику для пере-живания чувства кра-соты, гармонии, её со-вершенства. Воспитание ценност-ного отношения к прекрасному, форми-рование представлений об эстетических иде-алах и ценностях.

Познавательные

  • Общеучебные

Моделирование

Структурирование знаний

Произвольное и осознанное построение устного речевого высказывания

  • Логические

Анализ объектов

Синтез объектов

Классификация объектов

Коммуникативные

Планирование

Постановка вопросов

Разрешение конфликтов

Управление поведением партнера  Личностные

Самоопределение

Смыслообразование

6

Бережём природу

7

Подумаем о бескорыстии

8

В гостях у феи Любви

9

Любовь к животным

10

Любовь к маме

11

Любовь к Родине

12

Что такое интонация?

Воспитание ценност-ных отношений, куль-туры поведения, общения и дисципли-нированности.

Предупреждение ассо-циального поведения учащихся.

Воспитание стрем-ления учащихся к полезному времяпре-провождению и пози-тивному общению.

Знакомить учащихся с нравственными законами и поступ-ками предыдущих поколений.

Развивать у учащих-ся потребность в совершении нрав-ственных поступков.

Совершенствование сознательного конт-роля деятельности и поведения детей.

Учить детей уважать и любить всех, делать добро.

Познавательные

  • Общеучебные

Моделирование

Структурирование знаний.

Смысловое чтение

  • Логические

Анализ объектов

Сравнение объектов

Классификация объектов

Доказательство

Выдвижение гипотез и их обоснование

Построение логической цепи рассуж-дений

Коммуникативные

Планирование учебногосотрудничества

Управление поведением партнера (контроль, коррекция, оценка)

Постановка вопросов

Разрешение конфликтов

Умение полно и точно выражать свои мысли

Регулятивные

Планирование

Контроль

Коррекция

Волевая саморегуляция

Личностные

Нравственно-этическая ориентация

13

«Кроткое слово гнев побеждает»

14

Как научиться разговаривать с людьми

15

Как помириться после ссоры

16

Честные люди

Выявить и развить добрые наклонности детей живой практической дея-тельностью, воспи-тывать их внутрен-ние качества, раз-вивать их ум, сохранять и укреп-лять здоровье.

Развивать творчес-кий потенциал личности младшего школьника.

Воспитание общи-тельности, своей общности с коллективом, духа товарищества и сотрудничества, желание оказывать помощь друг другу.

Познавательные

  • Общеучебные

Моделирование

Структурирование знаний

Произвольное и осознанное построение устного речевого высказывания

  • Логические

Анализ объектов

Синтез объектов

Классификация объектов

Коммуникативные

Планирование

Постановка вопросов

Разрешение конфликтов

Управление поведением партнера (коррекция, оценка)

 Личностные

Самоопределение

Смыслообразование

17

«Скромность каждому к лицу»

18

Жизнь дана на добрые дела

19

Стремление к совершенству

20

Почему нельзя завидовать, и как от этого отучиться?

21

«Счастлив тот, кто в радости живёт»

22

Как победить лень

23

Как нам помогает ум

24

Школа храбрости

Воспитывать умение отвечать за свои поступки.

Развивать негативное отношение к наруше-ниям порядка в классе, дома, на улице, к невыпол-нению человеком своих обязанностей.

Закрепление знаний правил вежливого поведения, культуры речи, умения пользо-ваться «волшеб-ными» словами, быть опрятным, чистым, аккуратным.

Воспитание созна-тельного отношения к учебе, развитие познавательной ак-тивности.

Познавательные

  • Общеучебные

Осознанное и произвольное построе-ние устного речевого высказывания

Моделирование

  • Логические

Анализ объектов

Регулятивные

Целеполагание

Контроль

Коррекция

Волевая саморегуляция

Коммуникативные

Планирование учебного сотрудничес-тва

Разрешение конфликтов

Умение точно и полно выражать свои мысли

25

Светлые мысли и дела

26

Бережное отношение к природе

27

Кто понимает без слов

28

Чем можно гордиться

29

Учимся доверию

30

Как украсить мир

31

Любознательность и любопытство

32

Трудно ли быть добрым?

33-34

Твори добро. А как? (итоговые занятия)

 4 КЛАСС

дата

Тема занятия

Базовое содержание

УУД

план

факт

1

Я - ученик 4 класса

Развитие у детей уважения к старшим, желания и умения слушаться, с готовностью выполнять их советы, указания и поручения; формировать дружеские взаимоотношения со сверстниками, заботливое отношение к ним и младшим, к взрослым. Приучать детей помнить о своих обязанностях и старательно их выполнять; охотно делиться с другими своими знаниями, замыслами, игрушками и пособиями.

Познавательные

  • Общеучебные

Осознанное и произвольное построе-ние устного речевого высказывания

Моделирование

  • Логические

Анализ объектов

Регулятивные

Целеполагание

Контроль

Коррекция

Волевая саморегуляция

Коммуникативные

Планирование учебного сотрудничес-тва

Разрешение конфликтов

Умение точно и полно выражать свои мысли

2

Я – гражданин России

3

Для чего нужна улыбка

4

"Смейся на здоровье. Улыбка и хорошее настроение".

5

Сокровища мудрости

Систематически в самых разных ситуациях побуждать поступать в соответствии с нормами и правилами, принятыми в обществе, например здороваться и прощаться, благодарить за услугу, вежливо отвечать на вопросы, бережно относиться к вещам и т. п. Детей приучать к помощи и взаимопомощи, к проявлению заботы о более младших, о старших, воспитывать правдивость, скромность. Воспитание понимания взаимосвязей между человеком, обществом, природой.

Познавательные

  • Общеучебные

Моделирование

Структурирование знаний

Произвольное и осознанное построение устного речевого высказывания

  • Логические

Анализ объектов

Синтез объектов

Классификация объектов

Коммуникативные

Планирование

Постановка вопросов

Разрешение конфликтов

Управление поведением партнера  Личностные

Самоопределение

Смыслообразование

6

Мужественный поступок

7

На что похожа нежность

8

Умеренность

9

Секрет трудолюбия

10

Ум в жизни человека

11

Преданность друга

12

Путешествие по «Городу Вежливости»

Воспитание ценностных отношений, культуры поведения, общения и дисциплинированности.

Предупреждение асоциального поведения учащихся.

Воспитание стремления учащихся к полезному времяпрепровождению и позитивному общению.

Знакомить учащихся с нравственными законами и поступками предыдущих поколений.

Развивать у учащихся потребность в совершении нравственных поступков.

Совершенствование сознательного контроля деятельности и поведения детей.

Учить детей уважать и любить всех, делать добро.

Познавательные

  • Общеучебные

Моделирование

Структурирование знаний.

Смысловое чтение

  • Логические

Анализ объектов

Сравнение объектов

Классификация объектов

Доказательство

Выдвижение гипотез и их обоснование

Построение логической цепи рассуж-дений

Коммуникативные

Планирование учебногосотрудничества

Управление поведением партнера (контроль, коррекция, оценка)

Постановка вопросов

Разрешение конфликтов

Умение полно и точно выражать свои мысли

Регулятивные

Планирование

Контроль

Коррекция

Волевая саморегуляция

Личностные

Нравственно-этическая ориентация

13

Как вести себя в обществе

14

Урок доброго общения

15

Не будь приметлив, а будь приветлив.

16

Преданность друга

Выявить и развить добрые наклонности детей живой практической деятельностью, воспитывать их внутренние качества, развивать их ум, сохранять и укреплять здоровье.

Развивать творческий потенциал личности младшего школьника.

Воспитание общительности, своей общности с коллективом, духа товарищества и сотрудничества, желание оказывать помощь друг другу.

Познавательные

  • Общеучебные

Моделирование

Структурирование знаний

Произвольное и осознанное построение устного речевого высказывания

  • Логические

Анализ объектов

Синтез объектов

Классификация объектов

Коммуникативные

Планирование

Постановка вопросов

Разрешение конфликтов

Управление поведением партнера (коррекция, оценка)

 Личностные

Самоопределение

Смыслообразование

17

Помогаем другим

18

Что влияет на нашу судьбу

19

Где прячется счастье?

20

Упорство и талант

21

Как стать честным

22

Стремление к совершенству

23

Спасение любовью

24

Страна храбрых

Воспитание у детей трудолюбия, проявляющегося в устойчивом желании и умении трудиться.

Добиваться, чтобы дети делали все охотно и осознанно, т. е, чтобы внешние положительные проявления выражали внутреннюю сущность, их отношение к правилу. Воспитание гуманистического отношения к людям. Формировать у ребенка способность к сопереживанию, умение отзываться на горе и радость других людей.

 

Познавательные

  • Общеучебные

Осознанное и произвольное построе-ние устного речевого высказывания

Моделирование

  • Логические

Анализ объектов

Регулятивные

Целеполагание

Контроль

Коррекция

Волевая саморегуляция

Коммуникативные

Планирование учебного сотрудничес-тва

Разрешение конфликтов

Умение точно и полно выражать свои мысли

25

Школа чуткости

26

Настоящая щедрость

27

Целеустремлённость

28

Во что мы верим. Вера в бога

29

Церковные праздники. Из истории.

30

Если оступился, что делать

31

Смысл жизни

32

Чудесная сила материнской любви

33-34

Сказки о самом главном (итоговые занятия)


ОЖИДАЕМЫЕ КОНЕЧНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

 

Личностные характеристики выпускника начальной школы:

  • любящий свой народ, свой край и свою Родину;
  • уважающий и принимающий ценности семьи и общества;
  • любознательный, активно и заинтересованно познающий мир;
  • готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и обществом;
  • доброжелательный, умеющий слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение;
  • выполняющий правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни.

МОНИТОРИНГ УРОВНЯ СФОРМИРОВАННОСТИ НАПРАВЛЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ ВНЕДРЕНИЯ ФГОС НОВОГО ПОКОЛЕНИЯ

Диагностика

Изучение особенностей учащихся, понимание мотивов их поведения дают возможность предвидеть их реакции в различных ситуациях, что, в свою очередь, делает воспитательную работу более рациональной и экономной.
Направления диагностики:

1. Изучение индивидуальных особенностей личности учащегося:

2. Изучение межличностных отношений:

  • социометрия;
  • социально-психологический климат в классе;
  • общие сведения;
  • способности;
  • тип личности в общении;
  • самооценка;
  • успешность в деятельности;
  • уровень воспитанности.

3. Формы диагностики:

  • анкетирование;
  • тестирование;
  • наблюдение;
  • беседы.

КЛАСС

ЗАДАЧИ

ФОРМА ДИАГНОСТИКИ

1класс

необходимость  выявить некоторые ценностные характеристики личности (направленность «на себя», «на общение», «на дело»), которые помогут учителю грамотно организовать взаимодействие с детьми

Тест направленности личности

2 -3 класс

особенности самооценки и уровня притязаний каждого ребенка, его положение в системе личных взаимоотношений класса («звезды», «предпочитаемые», «принятые», «непринятые», «пренебрегаемые»), а также характер его отношения к школе.

Анкета «Отношение учащихся к школе, себе и другим»

4 класс

 изучения самооценки детей  младшего школьного возраста

Методика «Оцени себя»

Диагностика и исследование нравственной сферы школьника

(Фридман Г.М., Пушкина Т.А., Каплунович И.Я. Изучение личности учащегося и ученических коллективов. – М., 1988, с. 326-341)

Диагностика развития нравственной сферы ребенка чаще всего включает исследование когнитивного, эмоционального и поведенческого компонента нравственного развития. Исследование когнитивного компонента предполагает изучение осознания детьми нравственных норм и представлений о нравственных качествах. Исследование эмоционального компонента предполагает изучение нравственных чувств ребенка, эмоционального отношения к моральным нормам. Исследование поведенческого компонента предполагает выявление нравственного поведения в ситуации морального выбора, нравственной направленности личности во взаимодействии со сверстниками и т.д.

  • Метод «Беседа» (предназначен для изучения представлений детей о нравственных качествах 6-7 лет (1 класс)

Развиваются обобщенные представления о доброте, честности, справедливости, дружбе. Складывается отрицательное отношение к таким моральным качествам, как хитрость, лживость, жестокость, себялюбие, трусость, леность.

Вопросы для беседы:

▪ Кого можно назвать хорошим (плохим)? Почему?

▪ Кого можно назвать честным (лживым)? Почему?

▪ Кого можно назвать добрым (злым)? Почему?

▪ Кого можно назвать справедливым (несправедливым)? Почему?

▪ Кого можно назвать щедрым (жадным)? Почему?

▪ Кого можно назвать смелым (трусливым)? Почему?

Выясняют соответствие представлений о нравственно-волевых качествах возрасту. Делается вывод о том, как меняются эти представления с возрастом.

  • Методика «Что такое хорошо и что такое плохо?»

Учащихся просят привести примеры: доброго дела, свидетелем которого ты был; зла, сделанного тебе другими; справедливого поступка твоего знакомого; безвольного поступка; проявления безответственности и др.

Обработка результатов.

Степень сформированности понятий о нравственных качествах оценивается по 3-х бальной шкале:

1 балл – если у ребенка сформировано неправильное представление о данном нравственном понятии;

2 балла – если представление о нравственном понятии правильное, но недостаточно четкое и полное;

3 балла – если сформировано полное и четкое представление

  • Методика «Закончи историю»

Детям читают рассказ-ситуацию из школьной жизни. Задаются вопросы: «Как называется такой поступок?», «О каком справедливом поступке ты можешь рассказать сам?». Обработка результатов по вышеуказанной шкале.

Диагностика эмоционального компонента нравственного развития

  • Методика «Сюжетные картинки» (предназначена для детей 1–2 классов) (по Р.Р.Калининой)

Ребенку предоставляются картинки с изображением положительных и отрицательных поступков сверстников. Он должен разложить картинки так, чтобы с одной стороны лежали те, на которых нарисованы хорошие поступки, а с другой – плохие, объясняя свой выбор.

Обработка результатов.

0 баллов – ребенок неправильно раскладывает картинки (в одной стопке картинки с изображением плохих и хороших поступков), эмоциональные реакции неадекватны или отсутствуют.

1 балл – ребенок правильно раскладывает картинки, но не может обосновать свои действия; эмоциональные реакции неадекватны.

2 балла – ребенок правильно раскладывает картинки, обосновывает свои действия, эмоциональные реакции адекватны, но выражены слабо.

3 балла – ребенок обосновывает свой выбор (называет моральные нормы); эмоциональные реакции адекватны, ярки, проявляются в мимике, активной жестикуляции и т.д.

  • Методика «Что мы ценим в людях» (предназначена для выявления нравственных ориентаций ребенка).

Ребенку предлагается мысленно выбрать двух своих знакомых: один из них хороший человек, на которого ребенок хотел бы быть похожим, другой – плохой. После чего просят назвать те их качества, которые нравятся в них и которые не нравятся, и привести по три примера поступков на эти качества. Исследование проводится индивидуально. Ребенок должен дать моральную оценку поступкам, что позволит выявить отношение детей к нравственным нормам. Особое внимание уделяется оценке адекватности эмоциональных реакций ребенка на моральные нормы: положительная эмоциональная реакция (улыбка, одобрение и т.п.) на нравственный поступок и отрицательная эмоциональная реакция (осуждение, негодование и т.п.) – на безнравственный поступок.

Обработка результатов.

0 баллов – ребенок не имеет четких нравственных ориентиров. Отношения к нравственным нормам неустойчивое. Неправильно объясняет поступки, эмоциональные реакции неадекватны или отсутствуют.

1 балл – нравственные ориентиры существуют, но соответствовать им ребенок не стремиться или считает это недостижимой мечтой. Адекватно оценивает поступки, однако отношение к нравственным нормам неустойчивое, пассивное. Эмоциональные реакции неадекватны.

2 балла – нравственные ориентиры существуют, оценки поступков и эмоциональные реакции адекватны, но отношение к нравственным нормам ещё недостаточно устойчивое.

3 балла – ребенок обосновывает свой выбор нравственными установками; эмоциональные реакции адекватны, отношение к нравственным нормам активное и устойчивое.

  • Методика «Как поступать» (предназначена для выявления отношения к нравственным нормам).

Ребенку предлагается представить себе заданную ситуацию и сообщить, как бы он повел себя в ней. Например, первая ситуация: во время перемены один из твоих одноклассников разбил окно. Ты это видел. Он не сознался. Что ты скажешь? Почему? Вторая ситуация: одноклассники сговорились сорвать урок. Как ты поступишь? Почему?

Обработка результатов по вышеуказанной шкале.

  • Методика «Закончи предложение» (методика Н.Е. Богуславской) (Богуславская Н.Е., Купина Н.А. Веселый этикет. – Екатеринбург: «АРД ЛТД», 1997, с. 37)

Детям предлагается бланк теста, где необходимо закончить предложения несколькими словами.

1. Если я знаю, что поступил неправильно, то …

2. Когда я затрудняюсь сам принять правильное решение, то …

3. Выбирая между интересным, но необязательным, и необходимым, но скучным занятием, я обычно …

4. Когда в моем присутствии обижают человека, я …

5. Когда ложь становится единственным средством сохранения хорошего отношения ко мне, я …

6. Если бы я был на месте учителя, я …

Обработка результатов по вышеуказанной шкале.

Незаконченные предложения, или моё отношение к людям.

Отношение к друзьям

Думаю, что настоящий друг …

Не люблю людей, которые …

Больше всего люблю тех людей, которые …

Когда меня нет, мои друзья …

Я хотел бы, чтобы мои друзья …

Отношение к семье

Моя семья обращается со мной как …

Когда я был маленьким, моя семья …

Чувство вины

Сделал бы все, чтобы забыть …

Моей самой большой ошибкой было …

Если ты совершаешь дурной поступок, то …

Отношение к себе

Если все против меня …

Думаю, что я достаточно способен …

Я хотел бы быть похожим на тех, кто …

Наибольших успехов я достигаю, когда …

Больше всего я ценю …

  • Анкета-опросник «Настоящий друг» (Прутченков А.С. Наедине с собой. М. 1996, с. 154)

1. Делится новостями о своих успехах.

2. Оказывает эмоциональную поддержку.

3. Добровольно помогает в случае нужды.

4. Стремиться, чтобы другу было приятно в его обществе.

5. Не завидует другу.

6. Защищает друга в его отсутствие.

7. Терпим к остальным друзьям своего друга.

8. Хранит доверенные ему тайны.

9. Не критикует друга публично.

10. Не ревнует друга к остальным людям.

11. Стремится не быть назойливым.

12. Не поучает, как нужно жить.

13. Уважает внутренний мир друга.

14. Не использует доверенную тайну в своих целях.

15. Не стремиться переделать друга по своему образцу.

16. Не предает в трудную минуту.

17. Доверяет свои самые сокровенные мысли.

18. Понимает состояние и настроение друга.

19. Уверен в своем друге.

20. Искренен в общении.

21. Первым прощает ошибки друга.

22. Радуется успехам и достижениям друга.

23. Не забывает поздравить друга.

24. Помнит о друге, когда того нет рядом.

25. Может сказать другу то, что думает.

Обработка результатов:

За каждый ответ «да» поставьте себе 2 балла, за ответ «не знаю» – по 1 баллу, а за ответ «нет» – 0 баллов. Сложите полученные очки.

От 0 до 14 баллов. Вы еще не оценили до конца всех прелестей и достоинств дружбы. Скорее всего, вы не доверяете людям, поэтому с вами трудно дружить.

От 15 до 35 баллов. У вас есть опыт дружбы, но есть и ошибки. Хорошо, что вы верите в настоящую дружбу и готовы дружить.

От 35 до 50 баллов. Вы настоящий друг, верный и преданный. С вами тепло и радостно, ваши друзья чувствуют себя спокойно и надежно, доверяют вам, и вы платите им тем же.

  • Методика-тест «Хороший ли ты сын (дочь)?» (Лаврентьева Л.И., Ерина Э.Г., Цацинская Л.И. Нравственное воспитание в начальной школе // Завуч начальной школы. 2004, № 6, стр. 118)

Поставь против каждого вопроса знак «+» или знак «–» в зависимости от того, положительный или отрицательный ответ ты дашь.

1. Если тебе приходится неожиданно задержаться в школе, на прогулке или внезапно уйти из дому, сообщаешь ли ты об этом родным (запиской, по телефону, через товарищей)?

2. Бывают ли случаи, что родители заняты какой-то большой работой, а тебя отправляют на улицу или в кино, «чтобы не крутился под ногами»?

3. Отложи на минутку книжку и осмотри квартиру не своими, а мамиными глазами: нет ли в комнате вещей, которые лежат не на месте?

4. Можешь ли ты сразу, никуда не заглядывая, назвать дни рождения родителей, бабушки, дедушки, братьев, сестер?

5. Свои нужды (купить коньки, мяч) ты, наверное, знаешь хорошо. А известно ли тебе, какая вещь срочно необходима матери или отцу и когда собираются ее приобрести?

6. Случается ли, что помимо маминого поручения, ты выполняешь какую-нибудь работу «от себя», по своей инициативе?

7. Мама угощает тебя апельсином, конфетой. Всегда ли ты проверяешь, досталось ли вкусное взрослым?

8. У родителей выдался свободный вечер. Они собираются в гости или в кино. Выражаешь ли ты свое нежелание остаться дома (просишь их не уходить, требуешь взять с собой, говоришь, что тебе одному страшно, или, может быть, молча сидишь с кислым и недовольным лицом)?

9. У вас дома взрослые гости. Приходится ли родным напоминать тебе, что надо заняться тихим делом, не мешать им, не вмешиваться в их разговор?

10. Стесняешься ли ты дома, в гостях подать маме пальто или оказать другие знаки внимания?

Обработка результатов: Если ты очень хороший сын или дочь, знаки у тебя должны получиться такие: «+ – – + + + + – – –». Если картина получилась противоположная, тебе надо всерьез призадуматься, каким ты растешь человеком. Если же есть некоторые несовпадения, не огорчайся. Дело вполне можно поправить.

Аннотация: представленный ниже вариант мониторинга разработан на основе принципов духовно-нравственного воспитания младших школьников в условиях ФГОС, должностных инструкций: учителя начальной школы, педагога-психолога, учителя-логопеда.

Программа мониторинга рассчитана на 4-хлетнее лонгитюдное исследование, целью которого является отслеживание динамики уровня сформированности духовно-нравственного развития и воспитания младших школьников в условиях внедрения ФГОС нового поколения.

Периодичность проведения обследования может определяться, исходя из потребностей школы:

1. Ежегодно на группах детей, имеющих проблемы в духовно-нравственном развитии и воспитании;

2. Ежегодно для всех обучающихся начальной школы.

  • Объект исследования – уровень сформированности духовно-нравсивенного развития младших школьников;
  • Предмет исследования – процесс психолого-педагогического сопровождения духовно-нравственного развития школьников.

Интрументарий мониторинга представляет собой совокупность анкет, опросных листов и тестов. Применение которых представляет получить комплексную оценку уровня духовно-нравственного развития и воспитания школьников.

Анкета состоит из 27 пунктов-суждений, по каждому из которых возможны три варианта ответов, соответствующие трем видам направленности личности. Респондент должен выбрать один ответ, который в наибольшей степени выражает его мнение или соответствует реальности, и еще один, который, наоборот, наиболее далек от его мнения, или же наименее соответствует реальности. Ответ «наиболее» получает 2 балла, «наименее» — 0, оставшийся невыбранным — 1 балл. Баллы, набранные по всем 27 пунктам, суммируются для каждого вида направленности отдельно.

С помощью методики выявляются следующие направленности:

  1. Направленность на себя (Я) — ориентация на прямое вознаграждение и удовлетворение безотносительно работы и сотрудников, агрессивность в достижении статуса, властность, склонность к соперничеству, раздражительность, тревожность, интровертированность.
  2. Направленность на общение (О) — стремление при любых условиях поддерживать отношения с людьми, ориентация на совместную деятельность, но часто в ущерб выполнению конкретных заданий или оказанию искренней помощи людям, ориентация на социальное одобрение, зависимость от группы, потребность в привязанности и эмоциональных отношениях с людьми,
  3. Направленность на дело (Д) — заинтересованность в решении деловых проблем, выполнение работы как можно лучше, ориентация на деловое сотрудничество, способность отстаивать в интересах дела собственное мнение, которое полезно для достижения общей цели.

Инструкция; "Опросный лист состоит из 27 пунктов. По каждому из них возможны три варианта ответов: А, Б, В.

1.        Из ответов на каждый из пунктов выберите тот, который лучше всего выражает Вашу точку зрения по данному вопросу. Возможно, что какие-то из вариантов ответов покажутся Вам равноценными. Тем не менее, мы просим Вас отобрать из них только один, а именно тот, который в наибольшей степени отвечает Вашему мнению и более всего ценен для Вас.

Букву, которой обозначен ответ, (А, Б, В) напишите на листе для записи ответов рядом с номером соответствующего пункта (1-27) под рубрикой «БОЛЬШЕ ВСЕГО».

2.        Затем из ответов на каждый из пунктов выберите тот, который дальше всего отстоит от Вашей точки зрения, наименее для Вас ценен. Букву, которой обозначен ответ, вновь напишите на листе для записи ответов рядом с номером соответствующего пункта, в столбце под рубрикой «МЕНЬШЕ ВСЕГО».

3. Таким образом, для ответа на каждый из вопросов Вы используете две буквы, которые и запишите в соответствующие столбцы. Остальные ответы нигде не записываются.

СТАРАЙТЕСЬ БЫТЬ МАКСИМАЛЬНО ПРАВДИВЫМ!

Среди вариантов ответа нет «хороших» или «плохих», поэтому не старайтесь угадать, какой из ответов является «правильным» или «лучшим» для Вас.

Время от времени контролируйте себя, правильно ли Вы записываете ответы, рядом с теми ли пунктами. В случае, если Вы обнаружите ошибку, исправьте ее, но так, чтобы направление было четко видно."

ТЕСТОВЫЙ МАТЕРИАЛ

1.        Наибольшее удовлетворение я получаю от:

A.        Одобрения моей работы;

Б. Сознания того, что работа сделана хорошо;

B.        Сознания того, что меня окружают друзья.

2.        Если бы я играл в футбол (волейбол, баскетбол), то я хотел бы быть:

A.        Тренером, который разрабатывает тактику игры;
Б. Известным игроком;

B.        Выбранным капитаном команды.

3.        По-моему, лучшим педагогом является тот, кто:

A.        Проявляет интерес к учащимся и к каждому имеет индивидуальный подход;

Б. Вызывает интерес к предмету, так что учащиеся с удовольствием углубляют свои знания в этом предмете;

B.        Создает в коллективе такую атмосферу, при которой никто не боится высказать свое мнение.

4.        Мне нравится, когда люди:

A.        Радуются выполненной работе;

Б. С удовольствием работают в коллективе;

B.        Стремятся выполнить свою работу лучше других.

5.        Я хотел бы, чтобы мои друзья:

A.        Были отзывчивы и помогали людям, когда для этого представляются возможности;

 Б. Были верны и преданы мне;

B.        Были умными и интересными людьми.

6.        Лучшими друзьями я считаю тех:

A.        С кем складываются хорошие взаимоотношения:
Б. На кого всегда можно положиться;

B.        Кто может многого достичь в жизни.

7.        Больше всего я не люблю:

А. Когда у меня что-то не получается;

Б. Когда портятся отношения с товарищами;

8.        Когда меня критикуют,

8. По-моему, хуже всего, когда педагог:

A.        Не скрывает, что некоторые учащиеся ему несимпатичны, насмехается и подшучивает над ними;

 Б. Вызывает дух соперничества в коллективе;

B.        Недостаточно хорошо знает предмет, который преподает.

9.        В детстве мне больше всего нравилось:

A.        Проводить время с друзьями;
Б. Ощущение выполненных дел;

B.        Когда меня за что-нибудь хвалили.

10.        Я хотел бы быть похожим на тех, кто:

A.        Добился успеха в жизни;

Б. По-настоящему увлечен своим делом;

B.        Отличается дружелюбием и доброжелательностью.

11.        В первую очередь школа должна:

A.        Научить решать задачи, которые ставит жизнь;

Б. Развивать прежде всего индивидуальные способности ученика;

B.        Воспитывать качества, помогающие взаимодействовать с людьми.

12.        Если бы у меня было больше свободного времени, охотнее всего я использовал бы его:

A.        Для общения с друзьями;
Б. Для отдыха и развлечений;

B.        Для своих любимых дел и самообразования.

13.        Наибольших успехов я добиваюсь, когда:

A.        Работаю с людьми, которые мне симпатичны;
Б. У меня интересная работа;

B.        Мои усилия хорошо вознаграждаются.

14.        Я люблю, когда:

A.        Другие люди меня ценят;

Б. Испытываю удовлетворение от хорошо выполненной работы;

B.        Приятно провожу время с друзьями.

15.        Если бы обо мне решили написать в газете, мне бы хотелось, чтобы:

A.        Рассказали о каком-либо интересном деле, связанном с учебой, работой, спортом и т. п., в котором мне довелось участвовать;

Б. Написали о моей деятельности;

B.        Обязательно рассказали о коллективе, в котором я работаю.

16.        Лучше всего я учусь, если преподаватель:
А. Имеет ко мне индивидуальный подход;

Б. Сумеет вызвать у меня интерес к предмету;

В. Устраивает коллективные обсуждения изучаемых проблем.

17.        Для меня нет ничего хуже, чем:

A.        Оскорбление личною достоинства;

Б. Неудача при выполнении важного дела;

B.        Потеря друзей.

18.        Больше всего я ценю:

A.        Успех;

Б. Возможности хорошей совместной работы;

B.        Здравый практичный ум и смекалку.

19.        Я не люблю людей, которые:

A.        Считают себя хуже других;

Б. Часто ссорятся и конфликтуют;

B.        Возражают против всего нового.

20.        Приятно, когда:

A.        Работаешь над важным для всех делом;
Б. Имеешь много друзей;

B.        Вызываешь восхищение и всем нравишься.

21.        По-моему, в первую очередь руководитель должен быть:

A.        Доступным;

Б. Авторитетным;

B.        Требовательным.

22.        В свободное время я охотно прочитал бы книги:

A.        О том, как заводить друзей и поддерживать хорошие отношения с людьми;

Б. О жизни знаменитых и интересных людей;

B.        О последних достижениях науки и техники.

23.        Если бы у меня были способности к музыке, я предпочел бы быть:

A.        Дирижером;

Б. Композитором;

B.        Солистом.

24.        Мне бы хотелось:

A.        Придумать интересный конкурс;
Б. Победить в конкурсе;

B.        Организовать конкурс и руководить им.

25.        Для меня важнее всего знать:

A.        Что я хочу сделать;
Б. Как достичь цели;

B.        Как организовать людей для достижения цели.

26.        Человек должен стремиться к тому, чтобы:

A.        Другие были им довольны;

Б. Прежде всего выполнить свою задачу;

B.        Его не нужно было упрекать за выполненную работу.

27.        Лучше всего я отдыхаю в свободное время:

A.        В общении с друзьями;

Б. Просматривая развлекательные фильмы;

B.        Занимаясь своим любимым делом.

КЛЮЧ

№ п/п

Я

О

д

№ п/п

Я

О

д

1

А

В

Б

15

Б

В

А

2

Б

В

А

16

А

В

Б

  3

А

В

Б

17

А

в

Б

4

В

Б

А

 18

А

Б

В

5

Б

А

В

19

А

Б

В

6

В

А

Б

20

В

Б

А

7

В

Б

А

21

Б

А

В

8

А

Б

В

22

Б

А

В

9

В

А

Б

23

В

А

Б

10

А

В

Б

24

Б

В

А

11

Б

В

А

25

А

В

Б

12

Б

А

В

26

В

А

Б

13

В

А

Б

27

Б

А

В

14

А

В

Б

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Литература для учителя:

Аверина Н.Г. О духовно-нравственном воспитании младших школьников / Н.Г. Аверина // Нач. школа. – 2005 - №11 – С. 68-71

Аверьянова И.В., Лапшина Н.Н. Праздники знаний.- Волгоград: Учитель, 2008.

Артюхова  И.  С.  Ценности  и  воспитание/ И.С. Артюхова// Педагогика, 1999- №4.- С.78-80

Бабаян А.В. О нравственности и нравственном воспитании / А.В. Бабаян // Педагогика – 2005 - №2 – С. 67-68

Венгер А.Л., Цукерман Г.А. Психологическое обследование младших школьников. - М.: Владос - Пресс, 2001.

Дереклеева Н.И. Научно- исследовательская деятельность классного руководителя в школе. - М.: Вербум-М, 2000.

Дереклеева Н.И. Справочник классного руководителя: 1-4 - М.: ВАКО, 2007.

Жарковская Т.Г. Возможные пути организации духовно-нравственного образования в современных условиях / Т.Г. Жарковская // Стандарты и мониторинг в образовании – 2003 - №3 – С. 9-12

Леднев В.С. Духовно-нравственная культура в образовании человека / В.С. Леднев // Стандарты и мониторинг в образовании – 2002 - №6 – С. 3-6

Лопатина А.А. Начала мудрости.50 уроков о добрых качествах. - М.: Амрита - Русь, 2005.

Лопатина А.А., Скребцова М. Ступени мудрости.50 уроков о добрых качествах. – М.: ООО «Книжный Дом Локус», 2003.

Немов Р. С. Психология. В трех книгах. Кн. 1.: Общие основы психологии./.Р.С.Немов – М.: Владос, 2000; - 436с.

Решетникова П.Е. Организация педагогической практики в начальных классах. - М.: ГИЦ Владос, 2002.

Фалькович Т.А., Толстоухова Н.С., Обухова Л.А. Нетрадиционные формы работы с родителями - М.: 5 за знания, 2005.

Яровая Л.Н., Барылкина Л.П., Цыбина Т.И. Внеклассные мероприятия. 1 класс. - М.: ВАКО, 2005.

Яровая Л.Н., Жиренко О.Е., Барылкина Л.П., Обухова Л.А. Внеклассные мероприятия.2 класс. - М.: ВАКО, 2005.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Воспитательная программа " От прекрасного к доброму"

В данной программе для младших школьников выделены ведущие воспитательные задачи, которые позволяют формировать основы художественно - эстетической, духовно - нравственной культуры....

Воспитательная программа "В мире добра"

Воспитательная программа  "В мире добра"  предоставляет  возможность учащимся младшей школы повышать свой нравственный потенциал, творческую активность. У школьников формируются оп...

Воспитательная программа "Дорогою добра"

Воспитательная программа «Дорогою добра» для 2 класса создана на основе требований Федерального государственного образовательного стандарта и Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личн...

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Доброе дело"

Рабочая программа по внеурочной деятельности в 4 классе. Социальное направление...

Программа по внеурочной деятельности "Добрый мир"

Необходимость нравственного образования в школе начиная с начальных классов основывается на потребности общества в нравственно зрелой личности, способной следовать принятым в социуме нормам и пр...

Рабочая программа по внеурочной деятельности по курсу «Добрая сказка» о добрых качествах: для занятий с детьми младшего школьного возраста

Рабочая программа по внеурочной деятельности по курсу«Добрая сказка»о добрых качествах:  для занятий с детьми младшего школьного возраста...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Доброе слово" в 1 классе. ФГОС.

Представлена рабочая программа курса внеурочной деятельности "Доброе слово" в первом классе средней обшеобразовательной школы. Программа составлена и опробирована с требованиями ФГОС в начал...