Краеведение как одна из форм воспитания младшего школьника во внеурочное время
статья по теме

Паршина Оксана Евгеньевна

     Именно в начальной школе закладываются основы познавательного интереса к изучению города как окружающего ребенка микроклимата, создаются условия для формирования нравственных чувств. Ребенок на доступном для него уровне осознает важность и ценность лично для него окружающего микроклимата; в привычном окружении он открывает новые стороны, учится грамотно с ним взаимодействовать.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Краеведение как одна из форм воспитания младшего школьника во внеурочное время  

Паршина О.Е.

              «Родной край, его история,» – писал академик Дмитрий Сергеевич Лихачев, – «основа, на которой только и может осуществляться рост духовной культуры всего общества».[1]

     Именно в начальной школе закладываются основы познавательного интереса к изучению города как окружающего ребенка микроклимата, создаются условия для формирования нравственных чувств. Ребенок на доступном для него уровне осознает важность и ценность лично для него окружающего микроклимата; в привычном окружении он открывает новые стороны, учится грамотно с ним взаимодействовать.

             Школьное краеведение предполагает комплексное изучение родного края в различных аспектах: природно-географическом, культурном, историческом и др. Общим предметом изучения является природа, население, хозяйство, историческое прошлое, искусство, культура Белгородской области.

        Задача педагога   состоит в том, чтобы не только занять ребенка игрой, но и организовать такие мероприятия, которые бы стали интересны и полезны школьнику соответствующего возраста, способствовали его интеллектуальному развитию, обогащали его эмоционально.

 Чтобы повысить познавательный интерес к истории края, его прошлого, настоящего и будущего, к природе родного края, надо уделить внимание овладению понятий курса краеведения.   Осознанному восприятию понятий и терминов способствует игра «Третий лишний». При этом возможно простое сочетание: два слова по своему содержанию составляют пару, а третье - явно лишнее: Белгород – Старый Оскол – Лысые горы, Ворскла – Губкин – Северский Донец и др.

        Для освоения понятий и их грамотного написания полезно разгадывание кроссвордов и ребусов. Тематика самая разнообразная: культурные и спортивные центры г. Губкина, улицы города, фауна Белгородской области.

     Очень нравится ученикам работа с перфокартами и карточками. Здесь знания, полученные на уроках математики, систематизируются и одновременно способствуют расширению представлений учащихся о своем крае, природных условиях и ресурсах, растительном и животном мире.         Например, посчитав примеры и расположив ответы в порядке возрастания, ученик узнает самую большую реку Белгородской области или название заповедника, расположенного на территории Губкинского района. Если карточки, с начерченными на них площадями фигур, расположить правильно, то можно прочитать названия полезных ископаемых, которые добываются на территории нашего края.

     В результате выполнения таких заданий учащиеся начальных классов овладевают навыками самостоятельной групповой и индивидуальной работы, необходимыми им в урочной практике. Они умеют делать самостоятельные записи в тетрадях, работать с таблицами, дополнительным материалом. Контролирующую функцию педагог проводит путем фронтального комментирования проверки выполненной работы учащимися, анализа результатов выполнения взаимопроверки и другими способами.

     Не менее важным этапом работы по краеведению является целенаправленная внешкольная воспитательная  работа. Большое значение имеет связь с социосредой (родителями, учреждениями города, способными помочь в освоении социальной, культурной, природной среды родного края). Такая организация краеведческой работы способствует осознанию своего места в окружающем мире (фотовыставка “Я — мой город”), значения Белгородской области в истории и культуре России (библиотечный час “Я — мой город, мой край, мое Отечество”).

Я уверена в том, что родителей и ребенка должно объединять общее дело. Работа над предметными проектами является одним из видов такого  семейного дела.   В нашей школе у учеников и их семьи была прекрасная возможность реализовать знания о корнях своей фамилии. Защита проекта «Генеалогическое древо моей семьи» стало настоящим праздником в классе.  Такая организация краеведческой работы способствует осознанию своего места в окружающем мире и осознанному желанию служить Отечеству.

        Понимая, что только на основе знаний можно убедить учащихся в необходимости заботливо относиться к природе, выбираю разнообразные формы и методы ознакомления: экскурсии, беседы, творческие и исследовательские  работы. Чтобы избежать однообразия, стандартности при выполнении творческих работ, во время прогулок и экскурсий наблюдаем за природой, изменением ее по временам года. Свои наблюдения, отношение к увиденному они передают в творческих работах (конкурс рисунков – сочинений и презентаций на темы «Зимняя сказка», « Дыхание весны»).

     Воспитание должно быть ориентировано на достижение определенного идеала. Использование краеведческого материала в урочной, а также внеурочной деятельности способствует воспитанию  высоконравственного, творческого гражданина России, принимающего судьбу Отечества как свою личную.

              Сухомлинский говорил, что Родина без нас обойтись может, мы же без нее – ничто. Эту великую истину должен понимать и чувствовать каждый ребенок.[2] И задача нас, педагогов, донести до них эту истину. Поэтому надо вовремя приобщить ребенка к истинной культуре, сделать его творцом, а не потребителем. 

Литература

        1. Ермолаева, Л. К. Изучение своего края: проблемы и подходы к их решению / Л. К. Ермолаева // Преподавание истории и обществознания в школе.-2002.-№ 3.- С.40-47.

2. Овечкина, Н.Н. Краеведение в начальной школе [Текст] / Н.Н. Овечкина // Начальная школа. – 2004. - № 11. – С. 109-111.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экологическое воспитание младших школьников во внеурочное время.

В данном материале  представлен опыт работы  учителя по экологическому воспитанию младших школьников во внеурочное время. Педагог делится опытом проведения  цикла занятий в ГПД...

Патриотическое воспитание младших школьников во внеурочное время в контексте ФГОС на примере программы факультатива « Юный экскурсовод».

Начальная школа призвана заложить основы гармоничного развития учащихся. Программа "Юный экскурсовод" позволяет полнее реализовать воспитательный и развивающийся потенциал младшего школьника. Кроме то...

"Духовно-нравственное развитие и воспитание младших школьников средствами внеурочной деятельности" (описание опыта работы в форме ИПМ)

Наше общество нуждается в подготовке широко образованных высоконравственных людей, обладающих не только знаниями, но и прекрасными чертами личности. Вооружение нравственными знаниями важно и тем, что...

Экскурсия, как одна из форм организации познавательной деятельности младших школьников во внеурочное время

Экскурсии создают условия для  работ  исследовательского характера, что  помогает развитию творческой инициативы и целенаправленному использованию энергии младших школьников. Наряду с и...

Исследовательская работа "Гражданское воспитание младших школьников во внеурочное время"

Воспитание гражданственности и патриотизма - это целенаправленная и систематическая деятельность школ, училищ, техникумов и вузов по формированию у молодежи высокого патриотического сознания, чувства ...

Экономическое воспитание младших школьников во внеурочное время.

В статье раскрываются практические приемы обучения младших школьников экономике во внеурочное время....

Организация духовно-нравственного воспитания младших школьников во внеурочной время в условиях введения в ФГОС

доклад на тему "Организация духовно-нравственного воспитания младших школьников во внеурочной время в условиях введения в ФГОС"...