Конспект урока технологии "Передвижение по воде. Бумажный кораблик"
план-конспект урока по технологии (1 класс)

Конспект урока технологии "Передвижение по воде. Бумажный кораблик. Моя Чувашия". 1 класс, УМК "Перспектива" ( авт. Роговцева Н.И., Н.В. Богданова, Н.В. Добромыслова)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_tehnologii-_1_klass._lyavina_m.m.docx221.02 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное образовательное учреждение

«Порецкая средняя общеобразовательная школа»

План-конспект урока технологии

«Передвижение по воде. Бумажный кораблик.

Наследники А. Н. Крылова»

1 класс

   

 Автор: Лявина Марина Михайловна,

                     учитель начальных классов

                     МАОУ «Порецкая СОШ»

                     Порецкого района

                     Чувашской Республики

                                                    Порецкое - 2021

План-конспект урока технологии в 1 классе «Передвижение по воде. Бумажный кораблик. Наследники А.Н. Крылова»

Предмет: Технология

Тема урока: Передвижение по воде. Бумажный кораблик. Наследники А.Н.Крылова

УМК «Перспектива» Н.И. Роговцева, Н.В. Богданова, И.П. Фрейтаг  

Тип урока: Постановка и решение учебной задачи

Ожидаемые результаты:

Предметные результаты:   - выполнять поэтапно модель кораблика из бумаги, придавая ей свой образ с помощью   дополнительных   деталей;

                              -возможность научиться творчески, использовать освоенные технологии работы;

                                           - осваивать и использовать при выполнении изделия способы работы с бумагой: сгибание, складывание;

                                           - осваивать приём складывания изделия в технике оригами;

                                                   -сформировать представление о необходимости воды в жизни человека;

                                                   -закрепить позитивное отношение к труду.

Метапредметные результаты:

познавательные                         - научатся анализировать устройство кораблика: выделять и называть детали и части изделия, их форму, взаимное расположение, определять способы изготовления изделия;

                              -получат возможность научиться самостоятельно комбинировать и использовать освоенные технологии в соответствии с конструктивной или декоративно-художественной задачей;

 регулятивные                           - научатся планировать предстоящую практическую работу с опорой на инструкционную карту,  соотносить свои действия с поставленной целью;

                                                    -получат возможность научиться прогнозировать конечный результат и самостоятельно подбирать средства и способы работы для его получения;

                                            - контролировать и корректировать свою работу;

                                            - оценивать свою работу и работу других учащихся по заданным критериям

коммуникативные                 - научатся слушать мнения и идеи товарищей, учитывать их при организации собственной деятельности и совместной работы;

                                                  - формулировать высказывания, задавать вопросы, адекватные ситуации и учебной задаче;

Личностные результаты:         - формировать чувство прекрасного, способность к эстетической оценке окружающей среды;

                                        - формировать бережное отношение к результатам деятельности человека и культурно-историческому наследию родного края;

                                                   -чувствовать гордость и любовь к  своей малой Родине.

Целевые установки:         - познакомить с передвижениями по воде, с водным транспортом, с общими представлениями о конструкции;

                                - обучать приёмам складывания изделия в технике оригами, с техникой выполнения поделки «Кораблик;

                                - учить использовать  при выполнении изделия правила сгибания;

                                            - провести эксперимент, сделать выводы;

                                - воспитывать аккуратность, терпение, любовь к труду.

Методы:          - объяснительно-иллюстративный - формирование теоретических знаний;

                         - проблемно-диалогический - развитие самостоятельного мышления;

                    - индуктивный - умение обобщать, делать выводы;

                    - дедуктивный - умение анализировать.

                        - практический.

Формы работы: самостоятельная, работа в парах и группах, фронтальная работа.

Основные понятия и термины: передвижение по воде, вода, модель, эксперимент, шаблон, корпус, корабль, флот, бумага, оригами.

Оборудование: учебник, рабочая тетрадь, мультимедийная презентация , аудиозапись песни «Бумажный кораблик», фотографии академика А.Н. Крылова, писателя Н.С. Мишутина, деревянный брусок, резиновый мяч, яблоко, гвоздик, камешек, ракушка,  пластмассовая игрушка, шарик из пластилина, ёмкости  с водой, лимон, листы бумаги формата А4, заготовка флага, клей, зубочистки.

Организационная структура урока.

I. Организационный момент. Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала.

-На уроке наши глаза…(внимательно смотрят)

-Наши уши… (внимательно слушают)

-Наши руки…(не мешают, а помогают)

-Наша голова…(хорошо думает)

-Какое у вас настроение? Покажите все хорошее настроение. Поднимем руки, потянемся к солнышку, почувствуем его тёплые лучи. Улыбнёмся друг другу. Начинаем наш урок.

II. Актуализация знаний. Повторить  и проверить знания о малой Родине.

-Издалека, долго течёт красавица – Сура, младшая сестра Волги. И уже 4 столетия к ряду плещутся её волны у старинного села Порецкое.

«Нет краше  места и родней

Лесов порецких и полей!

Здесь аромат цветов пьянит,

И воздух, как струна звенит…

Я пью июль в ручье студёном,

Сентябрь встречаю с птичьим гомоном,

Я здесь живу, я здесь мечтаю,

И ни на что не променяю

Ветвей склонённых изумруд,

И всё, что родиной зову!»

- О чём эти строки? Разгадайте ребус: Р1А.

-Что такое родина? Наше село – это наша малая Родина – место. Где мы родились, где увидели солнышко, и начали познавать окружающий мир. Это наша школа, наш дом, наши близкие, наше село, наша республика – всё это маленький кусочек нашей огромной страны.

Работа в парах.

- Соедините слова парами: « Порецкое, Республика, Сура, село, синее, Россия, Чувашская, страна, небо, река.»

III. Самоопределение к деятельности.

III.1. Работа с терминами. Разгадывание кроссворда. Формулирование темы и целей урока.

-На прошлых уроках мы говорили с вами о том, как можно передвигаться по земле.

-А можно ли передвигаться по воде? Каким образом? Для чего это нужно человеку?

-Как вы думаете, что мы сегодня изготовим на уроке?

-Для этого давайте разгадаем кроссворд с терминами и понятиями, связанными с уроком технологии.

Загадки:

  1. Он давно знакомый мой,

Каждый угол в нём прямой,

Все четыре стороны

Одинаковой длины. (квадрат)

  1. Инструмент бывалый –

Не большой, не малый.

У него полно забот:

Он и режет и стрижёт. (ножницы)

  1. Японское искусство складывания фигурок из бумаги. (оригами)
  2. Образец, трафарет, по которому изготовляют какие-нибудь изделия. (шаблон)
  3. Склеите корабль, солдата,

Паровоз, машину, шпагу,

А поможет вам, ребята,

Разноцветная…(бумага)

  1. Я слеплю кого угодно:

Волка, куклу в платье модном.

На уроке мы творим.

Нам очень нужен …(пластилин)

  1. Изготовление рисунка из наклеенных или нашитых на что-нибудь кусков цветной бумаги, ткани. (аппликация)
  2. Я предмет для школы важный.

Чтобы сделать куб бумажный,

Самолёт, картонный дом,

Аппликацию в альбом,

Ты меня не пожалей.

Я – липучий, вязкий…(клей)

- Загадки все мы отгадали. Какое ключевое слово получилось по вертикали? (кораблик)

-Что же мы сегодня будем делать? Какие цели поставим перед собой?

Физкультминутка. Выполнение движений под видеоклип «Бумажный кораблик»

III.2. Рассказ учителя о кораблестроителе  Крылове А.Н. .

- Сегодня мы  будем в роли кораблестроителей, как и наш знаменитый земляк, академик Алексей Николаевич Крылов.

-Алексей Николаевич – кораблестроитель, механик, математик, основоположник «Теории корабля».    Он родился 3 августа 1863 года, т.е. 153 года назад, в деревне Висяга (а ныне Крылово) Порецкого района, где и провел свои детские годы. Большую часть жизни Крылов А.Н. провёл в Санкт-Петербурге. Там он учился и работал. Много великих открытий сделал Крылов в кораблестроении. Некоторыми из них пользуются и по сей день во всём мире. В д.Крылово есть дом-музей учёного, во дворе школы установлен бюст академика и летом 2015 года установлен памятник А.Н. Крылову в речном порту г. Чебоксары. Особое внимание Крылов уделял учению о непотопляемости корабля.

IV.Изучение нового материала.

IV.1.Формулировка проблемы. Проведение эксперимента.

- Давайте и мы немного поговорим о непотопляемости.

- Скажите, пожалуйста, любой ли материал подойдёт для изготовления нашего кораблика?

- Проведём  эксперимент  «Тонет - не тонет». Для этого вспомним правила работы в группах.

-Каждая группа получает набор предметов.

1 группа – деревянный кубик, металлический гвоздик, яблоко, бумажный комок, пластилиновй шарик.

2 группа – камешек, воздушный шарик, морская ракушка, бумажный комок, пластилиновый шарик.

3 группа – металлический значок, пластмассовая игрушка, пёрышко, бумажный комок, пластилиновый шарик.

- С чего начнём? (Подумаем, выдвинем предположение, гипотезу.)

- Теперь нам надо выстроить гипотезы, по поводу того, какие предметы будут плавать, а какие утонут.

 - Чтобы было удобно, данные будем заносить в таблицу.

 - Если предмет тонет, то напротив этого предмета ставите «+», не тонет «-».

(Сообщение гипотез по группам с места. Ответы фиксируются на доске.)

- Теперь проверим наши гипотезы. Что будем проводить? (Эксперимент)

- Что будем проверять? (Все ли из этих предметов умеют плавать.)

- Что для этого нужно? Что понадобится? (Вода, предметы, таблица.)

-Возьмите ёмкости с водой со стола и проведите в своих группах эксперимент. Результаты так же занесите в таблицу.

-Что получилось? Сообщите результаты эксперимента.

 - Сделайте выводы. Подтвердились ли ваши гипотезы. Все ли предметы умеют плавать? (Дети сообщают результаты эксперимента и делают выводы.)

 - Как вы считаете, от чего зависит плавучесть предмета?

- Все ли предметы лёгкие?

-Зависит ли плавучесть от размера и формы предмета?

-Посмотрите на эксперимент с лимоном, который проведу я.

Опускаю лимон в воду. Лимон плавает. Очищаю лимон от кожуры и вновь опускаю в воду. Лимон утонул. Почему?

 - Это произошло потому, что увеличилась его плотность. Кожура у лимона менее плотная, чем его внутренность, и содержит много частичек воздуха. Которые помогают лимону оставаться на поверхности воды.

 - Как вы думаете, а почему не тонет огромный корабль, сделанный из железа, который перевозит людей и тяжёлые грузы?

-Всё дело в том, что в корабле кроме команды, пассажиров, груза есть воздух. А воздух намного легче воды. Корабль устроен так, что внутри него есть некоторое пространство, заполненное воздухом. Именно оно поддерживает корабль на поверхности воды и не даёт ему утонуть.

Физкультминутка для глаз.

IV.2. Практическая работа. Делаем сами.

-Какой из исследуемых материалов нам подойдёт для изготовления нашего кораблика? (Бумага.)

- Какие свойства бумаги нам в этом помогут? (Она довольно таки прочная, хорошо складывается, хорошо сохраняет форму.)

-Рассмотрите последовательность выполнения поделки по инструкционной карте, которая лежит у вас на партах.

- Что вам понадобится для работы?

 - Теперь, опираясь на инструкционную карту, назовите основные этапы изготовления кораблика.

- Какие приёмы работы будете использовать? (Складывание и разметка бумаги путём складывания, использование шаблона для якоря.)

Техника изготовления кораблика

1. Начинаем свою работу с того, что складываем пополам подготовленный листик, а затем его верхние углы сгибаем к середине.

null

2. Загибаем вверх верхний слой бумаги, находящийся на получившимся прямоугольнике. Это же действие повторяем и  с другой стороны.

null

3. Получившийся треугольник мы загибаем слева и справа внутрь, повторяем это же и с другой стороны.

null

4. Как и указано на рисунке, тянем кораблик за середину в разные стороны (таким образом, мы совмещаем правый и левый углы).

null

5. С обеих сторон загибаем наверх нижний треугольник.

null

6. В пункте 5, указанном на схеме, загибаем наш кораблик, а затем поворачиваем его на 90 градусов вбок.

null

7. Теперь переходим к последнему этапу изготовления кораблика, для которого загибаем вверх нижнюю часть.
Вот и всё, оригами из бумаги кораблик готов!

null

IV.3. Оформление изделия.

- Итак, мы получили наш кораблик. Как корабль назовешь, так он и поплывёт.

 - Вспомните, как назывался кораблик из рассказа нашего земляка Николая Мишутина «Пашкин кораблик»? («Смелый»)

 - Что произошло с Пашкиным корабликом? (Пашка положил в кораблик письмо с адресом и отправил его по Суре. Кораблик попал в руки команды парохода «Грозный» в Каспийском море. Моряки прочитали Пашкино письмо и отправили ему кораблик, тельняшку и бескозырку. )

-Дайте название своим корабликам, подпишите красиво их.

- Завтра на занятии по внеурочной деятельности «С чего начинается Родина?» мы с вами пойдём на Суру, загадаем желание и спустим наши кораблики на воду. Может и они попадут к добрым людям.

 - А чтобы все знали, откуда приплыли эти кораблики, давайте прикрепим к ним маленькие флажки нашей республики.

 -Возьмите на партах заготовки и раскрасьте их.

-Какой основной цвет Чувашского флага? (Жёлтый)

- Как вы думаете почему?

- Жёлтый цвет в чувашском народе – всё самое светлое и прекрасное, а так же означает верность, справедливость, милосердие, великодушие, силу.

- Красный  - достоинство, могущество, мужество.

Верхнее жёлтое поле означает – пространство под солнцем, населяемое народом Чувашии. Нижнее красное поле – Чувашская земля.

 - Прикрепим флаг с помощью клея к зубочистке и вставим в верхнюю часть кораблика.

 - Посмотрите, у нас получилась настоящая флотилия.

Флотилия – «маленький» флот, соединение множества кораблей.

IV.4. Анализ и выставка работ.

V. Рефлексия.

- Я думаю, что наш земляк – кораблестроитель А.Н. Крылов был бы доволен нашей работой.

-Какова была цель нашего урока? Достигли ли мы цели урока?

  • С помощью чего передвигаются по воде?
  • Отчего зависит плавучесть?
  • Как изготовить кораблик?

Если на уроке вам было всё понятно и легко работать, то поднимите солнышко. Если у вас по ходу урока были какие-то затруднения, поднимите цветочек, а если вам  пока было очень сложно, то поднимите дождевую тучку.

VI. Итог урока.

- О чем бы вы рассказали дома после нашего урока?

- Что вам особенно запомнилось на уроке? Чему вы хотели бы еще научиться на уроках  технологии?

Заключение

        Урок по разделу «Человек и вода» с использованием ИКТ, наглядных пособий и других средств обучения соответствует целям и задачам урока.

     В плане-конспекте показаны этапы проведения урока, позволяющие заинтересовать  учащихся и привить любовь к уроку технологии в целом через изучение своего края путём  следующих  форм:

       1.Мультимедийная презентация используется на разных этапах урока.

      2. Эксперимент.

      3.. Практическое выполнение работ.

        Развивает самостоятельность и умение принимать на практике полученные ими знания,  и формируют творческий подход к делу и сотрудничеству в коллективе.     Такая система работы на уроке позволяет расширить возможность для  самостоятельной, творческой деятельности учащихся, привить им навыки самоконтроля, самостоятельности, научит решать задачи более широко, наглядно, доступно.

   Организация учебной деятельности в современной школе предполагает переход от преимущественно информационных форм к активным методам и формам обучения с включением элементов проблемности, научного поиска, широкого использования резервов самостоятельной работы обучающихся. Данный урок состоит из шести основных этапов, на каждом из которых максимально создана ситуация активного включения ребенка в учебный процесс.

1 этап – организационный задает общее настроение последующих 40 минут, способствует созданию положительной эмоциональной направленности на учебную деятельность.  С этого момента ребенок увлекательно по-детски и, рассуждая «по взрослому», включается в дальнейший не простой процесс.

2 этап -  актуализация знаний проводится в форме беседы и работы в парах по знанию своей малой Родины и теме предыдущего урока с целью подготовки мышления, активизации мыслительных операций.

3 этап – самоопределение к деятельности. Занимательная работа с терминами в виде разгадывания кроссворда  способствует осознанному вхождению учащихся  в тему урока, созданию условий для возникновения внутренней потребности включения в деятельность.

4 этап – изучение нового материала. На данном  этапе проводится эксперимент и практическая работа. Работая в группах, дети учатся взаимодействовать друг с другом, устанавливаются правила взаимодействия, которым они стараются следовать. Позволяет применить, полученные на уроке теоретические знания на практике.

Физминутки  проводятся для снятия мышечного и умственного напряжения, а также для снятия напряжения с глаз.

5 этап –рефлексия урока на этом этапе проводится оценивание учащимися собственной деятельности.

6  этап – подведение итогов.

На протяжении всего урока царила «живая», насыщенная, работающая обстановка, что говорит о рациональности используемых методов обучения и форм организации работы учащихся.

Список использованных источников

  1. Большой энциклопедический  словарь. М.: БРЭ- СПб.: Норинт, 1998 г
  2. Н.И.Роговцева, Н.В.Богданова, И.П.Фрейтаг  «Технология»: учебник для 1 класса. – М.: «Просвещение», 2013
  3. Н.И.Роговцева, Н.В.Богданова, И.П.Фрейтаг  «Технология»: рабочая тетрадь для 1 класса. – М.: «Просвещение», 2014
  4. Электронное приложение к учебнику «Технология», 1 класс, авторы  Н.И.Роговцева, Н.В.Богданова, И.П.Фрейтаг  
  5. Роговцева Н.И. Технология. Методическое пособие. Изд. Просвещение. 2012
  6. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / под ред. И.А. Сафроновой - М.: Просвещение, 2011 г
  7. http://www.happy-giraffe.ru/community/24/forum/post/43326/
  8.  http://img.labirint.ru/images/comments_pic/1042/012lablacl1287665880.jpg
  9. http://easyen.ru/load/tekhnologija/1_klass/404
  10. http://perspektiva-1.jimdo.com/

 Приложение 1.

к

в

а

д

р

а

т

н

о

ж

н

и

ц

ы

о

р

и

г

а

м

и

ш

а

б

л

о

н

б

у

м

а

г

а

п

л

а

с

т

и

л

и

н

а

п

п

л

и

к

а

ц

и

я

к

л

е

й

Приложение 2.

Предметы

Гипотеза

Эксперимент

  1. Деревянный кубик

  1. Металлический гвоздик

  1.  Яблоко

  1. Бумажный комок

  1. Пластилиновй шарик

  1. Камешек

  1. Воздушный шарик

  1. Морская ракушка

  1. Металлический значок

  1. Пластмассовая игрушка

  1. Пёрышко


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока "Какая бывает вода"

Урок окружающего мира...

Конспект урока окружающего мира «Вода в природе. Вода и её свойства. Охрана воды»

Конспект урока окружающего мира 3 класс УМК "Перспектива"...

Конспект урока технологии на тему: Бумажная пластика

Конспект урока+ презентация урока по технологии...

Конспект урока Технологии «Игрушки из бумажных полосок» 2 класс

Конспект урока Технологии «Игрушки из бумажных полосок» 2 класс...

План-конспект урока технологии 1 класс "Бумажные фантазии" (Лягушка)

План-конспект урока технологии 1 класс "Бумажные фантазии" (Лягушка)...

Конспект урока по технологии "Вода в жизни человека. Вода в жизни растений. Проращивание семян" (УМК Школа России, 1 класс)

КОНСПЕКТ УРОКА ТЕХНОЛОГИИТема: «Вода в жизни человека. Вода в жизни растений. Проращивание семян»Цели деятельности учителя: знакомство со значением воды в жизни человека и растений;  ...

Конспект урока окружающего мира «Вода и водные жители. Вода-вещество. Путешествие капельки» (УМК «Новая школа XXI века» 2 класс )

Тема: «Вода и водные жители. Вода-вещество. Путешествие капельки» Цели деятельности учителя: формирование представлений о роли воды для человека и всех живых организмов; о разных состояния...