Литературная гостиная для начальной школы, посвященная 255-летию И.А.Крылова
план-конспект занятия (1, 2, 3, 4 класс)

Вознюк Екатерина Викторовна

Внеурочное мероприятие для учащихся начальных классов. В ходе мероприятия ученики читают и инсценируют басни И.А.Крылова.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл literaturnaya_gostinaya.docx27.3 КБ

Предварительный просмотр:

Внеклассное мероприятие

«Литературная гостиная, посвященная 255-летию И.А.Крылова»

Цели мероприятия:

Образовательные: развитие и совершенствование навыков и умений выразительного чтения, инсценирования, анализа игры “артистов”; обобщить знания учащихся по теме “Басня”.

Развивающие: выражать впечатления от текста, вызвать интерес к басням, желание читать их.

Воспитательные: посредством басни учится  человечности, непримиримости к недостаткам.

Оборудование:

•        портрет И.А. Крылова;

•        выставка книг И.А. Крылове и детских рисунков по басням.

 

Ход мероприятия

Забавой он людей исправил,

Сметая с них пороков тьму,

Он баснями себя прославил,

И в гости   мы идём к нему.

          Кто не слыхал его живого слова?

          Кто в жизни с ним не встретился своей?

          Бессмертные творения Крылова

          Мы с каждым годом любим всё сильней. (М. Исаковский)

13 февраля 1769 года в Москве родился самый известный русский баснописец – Иван Андреевич Крылов. В этом году ему исполнилось бы 255 лет.

И как ни странно, он до сих пор является одной из самых загадочных фигур в истории русской литературы. Его личность так же неоднозначна, как и его произведения. А исследователи до сих пор не нашли ответ на вопрос о том, что на самом деле скрывал великий баснописец под маской забавного толстяка.

Приглашаем на сцену 3в класс с басней «Кот и повар».

3в класс «Кот и повар»

Какой-то Повар, грамотей,
С поварни побежал своей
В кабак (он набожных был правил
И в этот день по куме тризну правил),
А дома стеречи съестное от мышей
Кота оставил.

Но что же, возвратясь, он видит? На полу
Объедки пирога; а Васька-Кот в углу,
Припав за уксусным бочонком,
Мурлыча и ворча, трудится над курчонком.

"Ах ты, обжора! ах, злодей! -
Тут Ваську Повар укоряет,-
Не стыдно ль стен тебе, не только что людей?
(А Васька все-таки курчонка убирает.)
Как! Быв честным Котом до этих пор,
Бывало, за пример тебя смиренства кажут,-
А ты... ахти, какой позор!
Теперя все соседи скажут:
"Кот Васька плут! Кот Васька вор!
И Ваську-де, не только что в поварню,
Пускать не надо и на двор,
Как волка жадного в овчарню:
Он порча, он чума, он язва здешних мест!"
(А Васька слушает, да ест.)
Тут ритор мой, дав волю слов теченью,
Не находил конца нравоученью,
Но что ж? Пока его он пел,
Кот Васька все жаркое съел.

А я бы повару иному
Велел на стенке зарубить:
Чтоб там речей не тратить по-пустому,
Где нужно власть употребить.


Отец баснописца, Андрей Прохорович Крылов, был офицером, и когда начался пугачёвский бунт, его со всем семейством отправили помощником коменданта в Яицкую крепость, недалеко от Оренбурга. Он с первых дней беспорядка принял руководство гарнизоном и сделал правильные распоряжения.

Потерпев неудачу при штурме Яицкой крепости, Пугачёв поклялся повесить не только самого Крылова, но и всё его семейство, находившееся в Оренбурге. Этот факт был зафиксирован Александром Сергеевичем Пушкиным в его «Истории Пугачёвского бунта», а сам Андрей Прохорович Крылов стал прообразом капитана Миронова в повести «Капитанская дочка».

Басня «Любопытный» расскажет нам 4в класс.

4в класс «Любопытный»

«Приятель дорогой, здорово! Где ты был?» —
«В Кунсткамере, мой друг! Часа там три ходил;
Всё видел, высмотрел; от удивленья,
Поверишь ли, не станет ни уменья
Пересказать тебе, ни сил.
Уж подлинно, что там чудес палата!
Куда на выдумки природа таровата!
Каких зверей, каких там птиц я не видал!
Какие бабочки, букашки,
Козявки, мушки, таракашки!
Одни, как изумруд, другие, как коралл!
Какие крохотны коровки!
Есть, право, менее булавочной головки!» —
«А видел ли слона? Каков собой на взгляд!
Я чай, подумал ты, что гору встретил?» —
«Да разве там он?» — «Там». — «Ну, братец, виноват:
Слона-то я и не приметил».


После смерти отца ll-летнему Ване пришлось поступить на работу в Тверской губернский суд – подканцеляристом. На службе у него был свой   стол, заваленный бумагами и перьями, и Ваню стали иногда называть Иваном Андреевичем.

Крылов остался сиротой в 19 лет с младшим братом на руках. Лёвушка был младше Ивана на 8 лет, и всю жизнь называл старшего «тятенькой» (так называли детки своего папу), старший же всю жизнь помогал младшему  – даже тогда, когда Лев уже повзрослел и поступил на армейскую службу. 

Между братьями было полное взаимопонимание, в отличие от героев известной басни, которую нам расскажет 2б класс «Лебедь, рак и щука»

2 б класс «Лебедь, рак и щука»

Когда в товарищах согласья нет,
На лад их дело не пойдет,
И выйдет из него не дело, только мука.

Однажды Лебедь, Рак, да Щука
Везти с поклажей воз взялись,
И вместе трое все в него впряглись;
Из кожи лезут вон, а возу все нет ходу!
Поклажа бы для них казалась и легка:
Да Лебедь рвётся в облака,
Рак пятится назад, а Щука тянет в воду.
Кто виноват из них, кто прав, — судить не нам;
Да только воз и ныне там.

Крылов никогда не был женат, но у него была дочь Александра, о судьбе которой, а также о судьбе её детей он заботился как мог, и полностью обеспечил их жизнь.

 Внучку Крылова, Наденьку, нянчил А.С.Пушкин, когда заезжал в дом Крылова накануне дуэли.

Сейчас потомки Крылова, носящие фамилию Сназины, живут в Твери и в городе Кондрово Калужской области.

ВНИМАНИЕ! На сцене всеми известный «Квартет» в исполнении 4а класса.


4а класс «Квартет»

Проказница-Мартышка,
Осёл,
Козёл,
Да косолапый Мишка
Затеяли сыграть Квартет.
Достали нот, баса, альта, две скрипки
И сели на лужок под липки, —
Пленять своим искусством свет.
Ударили в смычки, дерут, а толку нет.
«Стой, братцы, стой! — кричит Мартышка. — Погодите!
Как музыке идти? Ведь вы не так сидите.
Ты с басом, Мишенька, садись против альта,
Я, прима, сяду против вторы;
Тогда пойдет уж музыка не та:
У нас запляшут лес и горы!»
Расселись, начали Квартет;
Он все-таки на лад нейдет.
«Постойте ж, я сыскал секрет! —
Кричит Осёл, — мы, верно, уж поладим,
Коль рядом сядем».
Послушались Осла: уселись чинно в ряд;
А всё-таки Квартет нейдет на лад.
Вот пуще прежнего пошли у них разборы
И споры,
Кому и как сидеть.
Случилось Соловью на шум их прилететь.
Тут с просьбой все к нему, чтоб их решить сомненье.
«Пожалуй, — говорят, — возьми на час терпенье,
Чтобы Квартет в порядок наш привесть:
И ноты есть у нас, и инструменты есть,
Скажи лишь нам как сесть!» —
«Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье
И уши ваших понежней, —
Им отвечает Соловей, —
А вы, друзья, как ни садитесь,
Всё в музыканты не годитесь».


В 1816 году Крылов стал библиотекарем Публичной библиотеки в Петербурге; он поселился прямо в здании библиотеки и прожил в ней почти тридцать лет.


Когда Крылов пришел на службу в библиотеку, в русском отделе было всего четыре книги! И Иван Андреевич начинает собирать русский фонд, который к 1839 году насчитывал уже 26 тысяч книг. И это всего за 23 года.

А сейчас в библиотеке почетное место занимают басни И.А.Крылова, в числе которых «Ворона и лисица». Встречаем 2в класс.

2в класс Ворона и лисица

Уж сколько раз твердили миру,
Что лесть гнусна, вредна; но только все не впрок,
И в сердце льстец всегда отыщет уголок.

Вороне где-то бог послал кусочек сыру;
На ель Ворона взгромоздясь,
Позавтракать было совсем уж собралась,
Да призадумалась, а сыр во рту держала.
На ту беду Лиса близехонько бежала;
Вдруг сырный дух Лису остановил:
Лисица видит сыр, Лисицу сыр пленил.
Плутовка к дереву на цыпочках подходит;
Верти́т хвостом, с Вороны глаз не сводит
И говорит так сладко, чуть дыша:
«Голубушка, как хороша!
Ну что за шейка, что за глазки!
Рассказывать, так, право, сказки!
Какие перушки! Какой носок!
И, верно, ангельский быть должен голосок!
Спой, светик, не стыдись! Что, ежели, сестрица,
При красоте такой и петь ты мастерица, —
Ведь ты б у нас была царь-птица!»
Вещуньина с похвал вскружилась голова,
От радости в зобу дыханье спёрло, —
И на приветливы Лисицыны слова
Ворона каркнула во все воронье горло:
Сыр выпал — с ним была плутовка такова.

Близким другом Ивана Андреевича стал сам Алексей Николаевич Оленин - ученый, художник, меценат, первый директор петербургской Публичной библиотеки, президент Академии художеств.

Недалеко от Петербурга находилось небольшое именьице Олениных — Приютино (у нас во Всеволожске). Крылову в Приютино отводилась старая банька, перестроенная в домик. В баньке, Крылов чувствовал себя как дома.

Около баньки был сад, который переходил в дубовые рощи. Именно там была написана одна из известных басен «Свинья под дубом», которую нам покажет 4б класс.

4б класс «Свинья под дубом»

Свинья под Дубом вековым
Наелась жёлудей до-сыта, до-отвала;
Наевшись, выспалась под ним;
Потом, глаза продравши, встала
И рылом подрывать у Дуба корни стала.
«Ведь это дереву вредит»,
Ей с Дубу Ворон говорит:
«Коль корни обнажишь, оно засохнуть может».—
«Пусть сохнет», говорит Свинья:
«Ничуть меня то не тревожит;
В нем проку мало вижу я;
Хоть век его не будь, ничуть не пожалею;
Лишь были б жёлуди: ведь я от них жирею».—
«Неблагодарная!» примолвил Дуб ей тут:
«Когда бы вверх могла поднять ты рыло,
Тебе бы видно было,
Что эти жёлуди на мне растут».

Невежда также в ослепленье
Бранит науки и ученье,
И все ученые труды,
Не чувствуя, что он вкушает их плоды.

Самые известные басни «Лиса и виноград», «Стрекоза и муравей» и ряд других Крылов не сам выдумал. Их сюжеты восходят еще к Древней Греции, но прекрасная адаптация, безусловно, принадлежит его перу.

Встречаем 2а класс с басней «Стрекоза и муравей»

2а класс «Стрекоза и муравей»

Попрыгунья Стрекоза
Лето красное пропела;
Оглянуться не успела,
Как зима катит в глаза.
Помертвело чисто поле;
Нет уж дней тех светлых боле,
Как под каждым ей листком
Был готов и стол, и дом.
Все прошло: с зимой холодной
Нужда, голод настает;
Стрекоза уж не поет:
И кому же в ум придет
На желудок петь голодный!
Злой тоской удручена,
К Муравью ползет она:
«Не оставь меня, кум милый!
Дай ты мне собраться с силой
И до вешних только дней
Прокорми и обогрей!» —
«Кумушка, мне странно это:
Да работала ль ты в лето?» —
Говорит ей Муравей.
«До того ль, голубчик, было?
В мягких муравах у нас
Песни, резвость всякий час,
Так, что голову вскружило». —
«А, так ты...» — «Я без души
Лето целое все пела». —
«Ты все пела? Это дело:
Так поди же, попляши!»


Иногда Крылов изумлял современников силой воли и целеустремленностью. В Риге однажды он увидел фокусника, который жонглирует шариками, и решил тоже научиться жонглировать, и научился.

В 50 лет, поспорив с ГнЕдичем, взялся учить древнегреческий – и выучил его самостоятельно.

Вслед за древнегреческим, в 53 года, Крылов взялся за английский; а французский, немецкий и итальянский он знал с юности.

Учиться Крылов любил всегда и не выставлял себя дураком, как Мартышка из басни «Мартышка и очки», которую прочитает 3а класс

3а класс «Мартышка и очки»

Мартышка к старости слаба глазами стала;
А у людей она слыхала,
Что это зло еще не так большой руки:
Лишь стоит завести Очки.
Очков с полдюжины себе она достала;
Вертит Очками так и сяк:
То к темю их прижмет, то их на хвост нанижет,
То их понюхает, то их полижет;
Очки не действуют никак.
«Тьфу пропасть! — говорит она, — и тот дурак,
Кто слушает людских всех врак;
Всё про Очки лишь мне налгали;
А проку на-волос нет в них».
Мартышка тут с досады и с печали
О камень так хватила их,
Что только брызги засверкали.

К несчастью, то ж бывает у людей:
Как ни полезна вещь, — цены не зная ей,
Невежда про неё свой толк все к худу клонит;
А ежели невежда познатней,
Так он её ещё и гонит.

В конце жизнь баснописца наладилась. И это были заслуженное признание, почёт, комфорт.

За Иваном Андреевичем закрепилась роль ленивого и неповоротливого человека, над которым посмеивалось всё придворное общество. А он, талантливый и умный, быстро свыкся с ролью нелепого чудака, найдя в этом для себя выгоду. Придуманный им образ всем нравился.

Приглашаем 3б класс с басней «Кукушка и петух».

3б класс «Кукушка и петух»

«Как, милый Петушок, поешь, ты громко, важно!» —
«А ты, Кукушечка, мой свет,
Как тянешь плавно и протяжно:
Во всем лесу у нас такой певицы нет!» —
«Тебя, мой куманек, век слушать я готова». —
«А ты, красавица, божусь,
Лишь только замолчишь, то жду я, не дождусь,
Чтоб начала ты снова…
Отколь такой берется голосок?
И чист, и нежен, и высок!..
Да вы уж родом так: собою невелички,
А песни, что твой соловей!» —
«Спасибо, кум; зато, по совести моей,
Поешь ты лучше райской птички,
На всех ссылаюсь в этом я».
Тут Воробей, случась, примолвил им: «Друзья!
Хоть вы охрипните, хваля друг дружку, —
Все ваша музыка плоха!..»

За что же, не боясь греха,
Кукушка хвалит Петуха?
За то, что хвалит он Кукушку.

Дорогие друзья,  праздник подошёл к концу. На нём мы полюбовались драгоценными россыпями народной мудрости и нравственности крыловских басен.

Жизненный путь баснописца из бедности и безвестности к вершинам всенародного признания – сам по себе поучителен.

Все участники творчески подошли к коллективному делу. Большое спасибо. До новых встреч на наших литературных гостиных!                                          


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час в начальной школе, посвященный 200-летию Бородинского сражения

Цель:создание условий для патриотического воспитания обучающихся.Задачи:1. Познакомить с основными этапами Отечественной войны 1812 года, Бородинским сражением, как одной из ярких битв этой войн...

Открытый урок по литературному чтению в 4 классе, посвященный 100-летию Сергея Михалкова

Урок посвящен 100-летию С.Михалкова. Учащиеся знакомятся с  его творчеством, вспоминают  произведения, участвуют в викторине....

Литературная викторина «Любимые детские стихи», посвященная 110-летию со дня рождения А.Л.Барто, для учеников 1-4 классов

Вопросы викторины составлены по произведениям А.Барто. Можно использовать как на уроках, так и  при проведении внеклассных мероприятий...

Список литературных произведений для начальной школы на лето

Перечень литературных произведений по классам для чтения летом...

Сценарий музыкально-литературной гостиной для начальной школы

воспитание духовно-нравственных качеств обучающихся...

Сценарий праздника английского языка в начальной школе, посвященный 150-летию первого издания книги Л. Кэррола «Алиса в стране чудес» Welcome to Wonderland!

Сценарий праздника составлен так, что в нем принимают участие все классы начальной школы с первого по четвертый....